Научная статья на тему 'СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ НЕУРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА'

СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ НЕУРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / СЕРВИС И ГОСТЕПРИИМСТВО / RURAL TOURISM / NATURAL AND RECREATIONAL RESOURCES / SERVICE AND HOSPITALITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Даминова Алина Рустамовна

В данной работе автор применяет системный подход к исследованию возможностей развития сельского туризма России. Особое внимание уделено статистике роста как в международных масштабах, так и внутри Российской Федерации, в том числе нынешнее положение и целевая аудитория. В частности, проанализированы косвенные конкуренты и конкурентные преимущества для получения наиболее объективных и реалистичных тенденции в дальнейшем развитии отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Даминова Алина Рустамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL TOURISM AS A DETERMINING FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF NON-URBANIZED AREAS OF THE REGION

In this paper the author applies a systematic approach to the study of the possibilities of developing rural tourism in Russia. Special attention is paid to growth statistics both internationally and within the Russian Federation, including the current situation and target audience. In particular, indirect competitors and competitive advantages are analyzed to obtain the most objective and realistic trends in the further development of the industry.

Текст научной работы на тему «СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ НЕУРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА»

Даминова Алина Рустамовна

студент направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Ярославский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Ярославль daminova_alinka0 5 @mail. ru

Сельский туризм как определяющий фактор развития неурбанизированных территорий региона

Аннотация

В данной работе автор применяет системный подход к исследованию возможностей развития сельского туризма России. Особое внимание уделено статистике роста как в международных масштабах, так и внутри Российской Федерации, в том числе нынешнее положение и целевая аудитория. В частности, проанализированы косвенные конкуренты и конкурентные преимущества для получения наиболее объективных и реалистичных тенденции в дальнейшем развитии отрасли.

Ключевые слова

сельский туризм, природно-рекреационные ресурсы, сервис и гостеприимство

Alina R. Daminova

student of the direction of training "State and municipal management", Yaroslavl branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Yaroslavl, Russia daminova_alinka0 5 @mail. ru

Rural tourism as a determining factor in the development of non-urbanized areas of the region

Abstract

In this paper the author applies a systematic approach to the study of the possibilities of developing rural tourism in Russia. Special attention is paid to growth statistics both internationally and within the Russian Federation, including the current situation and target audience. In particular, indirect competitors and competitive advantages are analyzed to obtain the most objective and realistic trends in the further development of the industry.

Keywords

rural tourism, natural and recreational resources, service and hospitality

Для развития туриндустрии в самодостаточную отрасль экономики, соответствующую мировым трендам и международным стандартам, Россия предпринимает определенные шаги. Туристическая деятельность относится к приоритетным секторам экономики Российской Федерации, ее развитие способствует динамичному созданию рабочих мест, росту предпринимательской и инвестиционной активности, развитию инфраструктуры сервиса и гостеприимства, бережному природопользованию,

повышению уровня качества жизни населения, расширению международного сотрудничества [3, с. 115].

Список мер, направленных на

© А.Р. Даминова, 2019

развитие этого сектора экономики, достаточно объёмен: от принятия законов и постановлений на федеральном уровне до привлечения частных инвестиций. Особое место в этом списке занимает проведение масштабных международных спортивных мероприятий. В последние годы Россия много раз была местом проведения подобных событий - Всемирной летней универсиады в Казани в 2013 году, зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и Чемпионата мира по футболу 2018 года. Не случайно государство борется за право проведения крупных международных спортивных мероприятий. Помимо инвестиций, крупных контрактов от продажи прав на ТВ трансляцию и рекламы, продажи билетов и около

спортивной продукции, существует выгода, которую сложно материально измерить. Это имиджевая составляющая: рост престижа и узнаваемости в мире. Именно узнаваемость, продвижение конкурентных преимуществ городов и регионов на международном уровне способствуют увеличению внутреннего и внешнего турпотока, развитию туриндустрии в целом.

В 2016 году доля туризма в ВВП России составила 3,4%. Этот показатель пока далек от уровня ведущих туристических европейских стран. В мировой экономике на долю туризма в 2015 году приходилось 9% ВВП (более 6 трлн. долл. США) и более 255 млн. рабочих мест [1, с. 56].

Рыночные преобразования начала 90-х годов крайне негативно сказались на развитии сельских территорий России. В результате данных преобразований и непродуманной социально-экономической политики многие предприятия не смогли адаптироваться к новым экономическим условиям, произошло значительное снижение производства продукции сельского хозяйства и, как следствие, сокращение численности занятых на селе, разрушение социальной инфраструктуры, миграция населения в города.

Данные негативные процессы во многом вызваны отсутствием рабочих мест на селе, закрытием большого количества сельхозпредприятий. В этой связи важнейшей задачей государства является создание дополнительных рабочих мест, стимулирование привлечения рабочей силы и инвестиций в сельскую местность. Важнейшим инструментом реализации данной задачи является сельский туризм.

В отечественной и зарубежной литературе рассматривается множество типов, моделей и систем развития

сельских территорий, почти всегда рассматрива-ющих перспективные

направления развития села через оценку эффективности функционирования сельского хозяйства. Такие структуры как отрасли - это не просто производственные единицы,

размещенные на определенной территории, а целостные социально-экономические системы, приобретающие черты и функции региона размещения, и для определения эффективности функционирования отрасли требуется не только микроэкономический анализ, но и макроэкономическая оценка [1, с. 57].

Сельский туризм представляет собой особый вид туризма, объединяющий формы организованного и неорганизованного отдыха туристов в сельской местности в целях приобщения к сельской природе, знакомства с сельским образом жизни, с традициями ведения сельского хозяйства (на профессиональном и непрофессиональном уровне). В этом случае приток туристов в сельскую местность объясняется их действительным желанием провести свободное время на лоне агроландшафтов, почувствовать специфику сельского быта и организации досуга, научиться общаться и даже работать вместе с сельскими жителями.

Сегодня сельский туризм в мире имеет огромный потенциал. Так, в развитых европейских странах сельский туризм по популярности занимает второе место после курортного. Доля же доходов от сельского туризма превышает 30%. В сегменте сельского туризма сосредоточено до 20% мест размещения. При этом прямые туристские расходы в сельском туризме превышают 2500 млрд. руб., а общий

эффект для экономики сельской местности составляет более 4500 млрд. руб. [3, с. 34].

Россия обладает уникальными природно-климатическими и культурно-историческими особенностями, позволяющими развивать практически все популярные виды туризма, одним из которых является сельский туризм. Доля сельского туризма в России пока невелика и на сегодняшний день, по данным Ростуризма, составляет 1,5-2%. Однако в России есть все предпосылки для развития этого вида туризма.

Сельский туризм является не просто отраслью туристической индустрии, но выполняет следующие важные социально-экономические функции: создание привлекательных рабочих мест, в том числе для сельской молодежи и женщин; обустройство сельских территорий; комплексное использование природных и культурных потенциалов не

урбанизированных территорий.

Существование и функционирование туризма напрямую зависит от уровня развития региона и его территориальных образований, особенно неурбанизированных территорий.

Основными субъектами экономики являются города и сельские населенные пункты. Соблюдение баланса развития городов и сел определяется необходимостью рационального

размещения трудовых ресурсов. В условиях прироста населения этот процесс происходит естественным образом, и разрешается путем миграции части сельского населения в города. Но в условиях, когда происходит разрушение естественного хода воспроизводства населения, важнейшей из задач становится сохранение демографического потенциала села.

Цель экономического развития -повышение совокупного потенциала национальной экономики страны. В свою очередь, экономический потенциал определяет возможный экономический результат от использования всех видов ресурсов, и в первую очередь предполагает взаимовыгодное

сотрудничество между городом и деревней. С учетом того, что исторически село было поставщиком не только продовольственных товаров и сырья, но и трудовых ресурсов, необходимо принять практические меры по восстановлению демографического потенциала села, который во многом определяется развитием

территориальных и организационно-правовых форм функционирования системы «ферма - подворье -кооператив».

В связи с переходом к рыночным отношениям существенно изменились условия финансово-хозяйственной

деятельности на селе. Особенно это коснулось территориально удаленных не урбанизированных территорий. По-прежнему происходит сокращение численности сельского населения, за пять последних лет оно сократилось на 821,9 тыс. чел. (2,1%). Безработица в значительной части удаленных поселений уже несколько лет превышает критический уровень (10%), ею охвачено 1,9 млн. сельских жителей. Сохранение в сельских поселениях около 15% населения с доходами в 2 и более раза ниже черты бедности создает реальную угрозу стабильности в сельском социуме. Натуральные доходы большинства личных подсобных хозяйств обеспечивают только необходимый минимум питания, но не решают проблему денежных поступлений и

обеспечения нормального уровня жизни. Выход из создавшегося положения видится в организации различных видов несельскохозяйственной деятельности. Это - развитие сельского туризма, возрождение народных промыслов, создание в сельской местности предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и выпуску товаров широкого потребления, выращивание экологически чистой продукции и др. [1, с. 58].

Значимость сельского туризма в развитии сельских территории

подтверждается сегодня в федеральных документах стратегического развития. Так, в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» подчеркивается, что «очевидным фактором государственной важности такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения, особенно в депрессивных регионах» [1, с. 56].

В этой связи важнейшая роль в развитии сельского туризма принадлежит именно регионам, так как каждый субъект федерации имеет собственные особенности в туристической отрасли. Рассмотрим направления развития сельского туризма в Ярославской области.

Более чем в 60 субъектах России разработаны, и действуют программы развития туризма, с успешной реализацией которых связано решение важнейших задач социально-экономического развития

регионов и их территорий. В их числе и Ярославской области и ее сельских территорий.

Ярославский региональный

туристский комплекс можно охарактеризовать как совокупность природных,

культурных, исторических особенностей региона, элементов инфраструктуры, организационной составляющей, характеризующихся наличием стойкого массового потребительского рынка со структурно дифференцированным спросом и системой подготовки специалистов в сфере туризма и сервиса [2, с. 199].

Ярославская область входит в десятку самых посещаемых регионов страны. Не зря Ярославль носит гордое звание «Столицы Золотого кольца». Ярославская область - средняя по численности территориальная единица Российской Федерации. По состоянию на начало текущего 2018 года численность населения составила 1265247 человек. В городских условиях проживает 82,6% от общего числа. В состав области входит 11 городов. Естественная убыль населения в прошлом году увеличилась, если сравнивать с 2016 годом. Однако миграционный прирост компенсировал этот показатель, он равняется 15,3%. Ярославская область - это множество памятников и исторических мест. Всего ценных объектов в регионе насчитывается около 5 тысяч, часть из которых занесена в перечень охраняемых ЮНЕСКО. Большинство архитектурных памятников возведено в период с XV по XVI вв.

В настоящее время в успешно реализуется ряд соглашений, базирующихся на принципах партнерства государства и бизнеса. Одним из первых инновационных проектов был туристско-рекреационный кластер «Золотое кольцо». Данный кластер отличная опора региона в сфере туризма, проект вобрал в себя инвестиций на сумму 7843,5 млн. руб. (в том числе средства федерального бюджета - 2005 млн. руб. , средства регионального бюджета (в том числе местный бюджет) -

348,5 млн. руб., собственные средства инвестора - 5490 млн. руб.), а так же обеспечил рабочими местами около трех тысяч человек. Другой очень крупный проект Туристско-рекреационный комплекс «Ярославское взморье» в Рыбинском районе объединяет берега реки Волги и Рыбинского водохранилища, а также такие знаменитые туристские объекты, как Коприно, Мышкин, Спасское. Сроки реализации проекта - 2010 - 2025 гг., планируемый объем инвестиций - более 10 млрд. руб. Создание курортной зоны мирового уровня площадью более 100 кв. км позволит создать до 10 тысяч новых рабочих мест и значительно повысит имидж региона [5].

Ярославская область дает большие возможности для отдыха на природе: активного, водного, сельского,

экологического. В огромном Переславском Национальном парке есть оборудованные палаточные стоянки. На уникальное Рыбинское водохранилище можно отправиться в экспедицию - на поиски затопленного города Молога. По ярославским рекам, в том числе и по широкой Волге, - сплавляются на байдарках, на Плещеевом озере -занимаются виндсерфингом и картингом. По живописным маршрутам, с ночевками в палатках или гостевых домах, проходят велосипедные, краеведческие туры. Есть в области и несколько лыжных курортов, крупных спортивных парков. Расположенный на севере Дарвинский заповедник -уголок нетронутой природы с редкими растениями. Туристические деревни обеспечивают отдых в комфортных условиях с множеством сельских развлечений: баней, купанием, рыбалкой, охотой, катанием на лошадях, мастер-классы по различным народным

промыслам и прочее. Спокойный отдых и лечение предлагают местные санатории, а по эко-фермам области можно устроить гастрономический тур [5].

Помимо обеспечения занятости развитие сельского туризма на неурбанизированных территориях решает ряд задач общерегионального и национального значения, среди них:

- сохранение малых населенных поселений, а значит и самобытного сельского быта;

- улучшение условий жизни сельского населения;

- повышение реальных доходов сельских жителей;

- закрепление молодежи на селе за счет создания новых рабочих мест в данной сфере;

- стимулирование изучения народных обычаев, обрядов и традиций;

- возрождение и пропаганда традиционных ценностей и образа жизни селян;

- возможность сбыта продукции личных подсобных хозяйств;

- развитие народных промыслов и ремесел на не урбанизированных территориях;

- регламентирование использования природных объектов, способствующее сохранению окружающей среды;

- сохранение культурного и исторического наследия неурбанизированных территорий.

Принятие в 2011 году Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» явилось действенным механизмом для развития внутреннего и въездного туризма в Ярославской области. Благодаря реализации программы турпоток в регионе ежегодно увеличивается [5]. Динамика

изменения туристического потока за 20122016 годы представлена на рисунке 1.

Власти региона намерены добиться повышения туристического потока почти в 2,5 раза, и на основе достижения этой стратегической цели Ярославский регион планируют войти в пятерку крупнейших туристических центров страны и принимать до 8 млн. туристов в год. Данная стратегия была принята постановлением Правительства Ярославской области от 13.08.2014 № 797-п «Об утверждении Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года». С экономической точки зрения в первую очередь к 2025 году планируется изменить вклад туризма в ВРП с учетом мультипликативного эффекта с 2,6% до 7% [4].

В Государственной Думе Российской Федерации приняли решение о создании межведомственной рабочей группы с представителями от регионов для дальнейшей работы над федеральным законопроектом о маршруте «Золотое кольцо».

При этом в первую очередь нужно победить сезонность туризма за счёт организации делового, событийного, промышленного, религиозного и

медицинского туризма, а также необходима поддержка туристских маршрутов по водному туризму. Поэтому одной из ведущих тем рассмотрения рабочей группы является организация скоростного водного сообщения по маршрутам: Ярославль -Москва, Ярославль - Санкт-Петербург, Ярославль - Казань.

Вместе с тем, в сфере развития сельского туризма в регионе сегодня существует ряд проблем, основными из которых являются:

- недостаточность мер государственной поддержки сельского туризма;

- сложность реализации и длительность окупаемости гостиничных и туристических комплексов в сельской местности;

- отсутствие необходимого опыта в развитии сельского туризма у глав муниципальных образований региона;

- кадровые проблемы в привлечении персонала в туристические предприятия сельской местности.

Это далеко не полный перечень проблем, однако именно они, на наш взгляд являются главным препятствием на пути развития сельского туризма не только в Ярославской области, но и по всей России.

Решение проблемы государственной поддержки предполагает выделение специализированных мер именно для сельского туризма. Данные меры должны включать формирование инфраструктуры для предприятий сельского туризма, предоставление определенных налоговых льгот и послаблений, субсидирование затрат на подключение к инженерным сетям, прокладку коммуникаций, строительство подъездных путей.

Для того чтобы туриндустрия приносила немалый доход в бюджет региона, необходимо инвестирование как

Поток туристов (млн. чел.)

2012 2013 2014 2015 2016

Рисунок 1. Динамика туристического потока в Ярославской области за 2012-2016 гг.

на государственном уровне (долгосрочные программы развития), так и региональном (инвестиции местных предприятий и органов власти). Поскольку туризм во всем мире является очень прибыльной сферой, инвестирование в него связано с наименьшими рисками. При разумной инвестиционной политике в регионе возможно привлечение и иностранных инвестиций. Однако капиталовложения в сферу туризма не приносят прямого дохода, туризм не обеспечивает возврата вложенных инвестиций в краткосрочном периоде, поэтому трудно определить источники финансирования и

принадлежность инвестиций. Качественное развитие туризма в связи с экономикой и культурой повышает устойчивость туристской деятельности и ее конкурентоспособность как места для жизни, работы и инвестиций.

Важнейшим направлением государственной поддержки должна быть информационная поддержка для предприятий сельского туризма, которая хоть и оказывается в настоящее время, однако не на постоянной основе.

Различные виды сельского туризма не урбанизированных территорий имеют широкие перспективы развития практически во всех регионах страны. Их становление будет способствовать созданию устойчивой базы сохранения имеющихся сельских поселений, формированию среднего класса и соответственно улучшению финансового положения селян. В долгосрочной перспективе развитие сельского туризма в Российской Федерации будет способствовать диверсификации и повыше-нию устойчивости сельской экономики, появлению новых привлекательных рабочих мест в

несельскохозяйственной сфере,

сохранению и приумножению природного и культурно-исторического наследия сельских не урбанизированных территорий. Реализация мощнейшего потенциала сельских регионов на основе развития агротуристического сектора должна помочь в преодолении экономического, социального и духовного кризиса в Российской Федерации.

Индустрия туризма лежит в плоскости экономических вопросов. Государству и бизнесу необходимо договариваться о ценообразовании турпродуктов. Для индустрии туризма необходима и налоговая реформа, которая предусмотрит льготы при условии снижения стоимости туристского продукта участниками рынка, ужесточит наказания за уклонение от уплаты налогов.

Российская Федерация обладает богатым природно-рекреационным

ресурсом для развития сельского туризма. Однако очевидно, что существуют комплексные проблемы в сфере развития данного вида туризма, которые носят острый и системный характер. Существующих проблем намного больше, чем предпосылок для поступательного развития данного направления туристского рынка РФ. Для их решения необходимы новый подход и программно-целевой метод, позволяющий повысить

конкурентоспособность сельских не урбанизированных территорий, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма на селе.

Для устойчивого развития сельских территорий должны быть реализованы принятые федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые

акты и программы по социально-экономическому развитию российской деревни, прежде всего, направленные на 3. повышение занятости и доходов селян, развитие местного самоуправления, стимулирование развития

несельскохозяйственного бизнеса на не урбанизированных территориях.

Таким образом, анализ

свидетельствует, что сельский туризм в 5. настоящее время имеет огромный потенциал в деле развития сельских территорий. Реализация данного потенциала зависит, прежде всего, от решения проблем, препятствующих развитию агротуризма, решение данных проблем является, прежде всего, прерогативой органов государственной власти и местного самоуправления. Именно сельский туризм является сегодня той сферой, которая сможет поставить развитий сельских территорий, как Ярославской области, так и многих других российских регионов на качественно новый уровень.

Научный руководитель работы:

Грехов Дмитрий Владимирович, доцент кафедры «Менеджмент и общегуманитарные науки», кандидат экономических наук, Ярославский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва, dim_gdv@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Грехов Д.В., Виноградова Н.А. Государственная поддержка развития сферы туризма в Ярославской области / В сборнике «Региональный маркетинг». Сборник научных статей V Международного конгресса по маркетингу, посвященного 110-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова» [Электронный ресурс]. Под общей редакцией М.В. Макаровой, Н.Н. Кормягиной, И.В. Серафимович. 2017. - С. 56-60.

2. Мельникова И.Г., Юрченко А.В. Компетентностный подход к управлению

качеством подготовки специалистов в сфере туризма и сервиса // Социосфера.

- 2013. - № 1.- С. 197-200.

Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы.

- М.: Инфра - М, 2016. - 215 с. Постановление Правительства Ярославской области от 13.08.2014 № 797-п «Об утверждении Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года». - Документ предоставлен СПС «КонсультантПлюс». Туристический портал Ярославской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://visityaroslavia.ru/ru (дата обращения: 10.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.