УДК 336.717
роль индустрии туризма в устойчивом развитии сельских территорий
Т. В. Крутикова, аспирант кафедры менеджмента E-mail: nir@universitys. ru Институт управления, бизнеса и технологий,
г. Калуга
В статье раскрываются современные подходы к формированию инновационных зон развития туризма и рекреации на сельских территориях Калужской области. Отмечено, что применение программных технологий поддержки субъектов сельского туризма позволит увеличить эффективность мероприятий, проводимых в рамках государственной поддержки малого предпринимательства в сельском хозяйстве. Необходимо обеспечить доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, производственным и информационным ресурсам.
Ключевые слова: сельский туризм, инновационные зоны, инвестиции в туриндустрию, устойчивое развитие сельских территорий.
В настоящее время в агропромышленном комплексе России производится около 8,5 % валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе в сельском хозяйстве — 4,4 %. В аграрной сфере сосредоточено 3,4 % основных производственных фондов, трудится более 7 млн чел., или почти 11 % всех занятых в российской экономике. Сельская местность занимает 2/3 территории страны, где проживают около 40 млн чел. [2, 4, 10].
Отметим, что за годы проведения рыночных реформ в России уровень жизни сельского населения существенно снизился. Возросло отставание от города по общим социальным условиям жизни. В сельской местности проживает свыше 40 % всего малоимущего населения России, хотя на долю села приходится 27 % общей численности населения страны [2—4, 10].
В большинстве регионов страны люди продолжают уходить из сел в города. Так, в Калужской области в настоящее время в городах проживает 76,3 % жителей региона. Для сравнения: в 2002 г. в городах проживало 74,8 % всех жителей области. И если Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам равный доступ к услугам социальной сферы и экономическим достижениям, то в реальности, по данным Министерства регионального развития РФ, дифференциация регионов лишь по уровню душевых доходов граждан составляет 10 и более раз, что, безусловно, не способствует социально-экономической стабильности общества. Показатели, отражающие положение на сельских территориях, вызывают особую озабоченность. Создание гигантских аграрных холдингов не меняет положение. Они зачастую служат для укрепления престижа региональных властей, привлечения крупных государственных средств, а не для эффективной экономической деятельности и решения социальных проблем села [2—5, 10].
Все перечисленные факторы определяют общую отсталость, низкую эффективность и конкурентоспособность сельского хозяйства, что в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) может закономерно привести к полному поражению российского агропромышленного комплекса в конкурентной борьбе с сельскими товаропроизводителями стран — членов ВТО.
В соответствии с одобренной руководством государства концепцией развития России до 2020 г.
страна должна войти в пятерку мировых лидеров по уровню социально-экономического развития. Поставлены цели достижения мировых стандартов по эффективности использования человеческого капитала, росту производительности труда, развитию инновационного рынка и построению социальной инфраструктуры. Состояние сельских территорий, как показывают исследования мировой практики, самый верный показатель развитости страны, степени ее цивилизованности. Это положение нашло подтверждение в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года».
В связи с поставленными целями возникает потребность в поиске новых направлений обеспечения устойчивого развития сельских территорий, которое возможно только на основе инноваций, в том числе в сложившейся сельской социально-экономической территориальной системе.
В настоящее время государственная поддержка оказывается в основном производителям сельскохозяйственной продукции. Такой односторонний подход не позволяет снизить уровень бедности в сельских территориях. В целях увеличения доходов сельского населения представляется необходимым оказывать помощь инициативным сельским жителям в усиленном развитии несельскохозяйственного бизнеса, ведь несельскохозяйственная занятость является существенным источником доходов, значение которого для семейных бюджетов всегда было заметным в силу сезонности аграрного труда. В основу должен быть положен принцип полного учета природно-климатической и социально-экономической спецификации развития села. Такой подход позволит устранить существующие ныне негативные факторы и создаст основы для повышения престижности проживания в сельской местности.
Для обеспечения вхождения России в пятерку мировых лидеров можно решить многие проблемы, только эффективно используя мировой опыт.
Как показали исследования российских ученых, политика развития сельских территорий одной из первых в мире возникла во Франции. Это связано с тем, что Франция является одной из самых «сельских» стран Евросоюза. Из 55 млн га территории страны 32,5 млн га (59 %) составляют сельскохозяйственные угодья [1—3, 6, 7].
Развитие сельской местности на протяжении многих лет остается одним из приоритетов в экономике Франции, где сельское хозяйство сочетается
с альтернативной занятостью и диверсификацией в развитии малых форм хозяйствования. В итоге Франция занимает 1-е место среди стран Евросоюза по производству и 2-е место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции. На сельских территориях Франции проживает каждый четвертый француз. Кроме того, наблюдается возрождение интереса у населения к сельским районам, и эта тенденция не только сохраняется, но и увеличивается в последние годы. В небольших сельских деревнях Франции темпы прироста населения за последние десять лет увеличились в три раза по сравнению с предшествующим десятилетием. При этом 50 % населения сельских территорий Франции занято в сфере услуг, 10 % — в строительстве, 20 % — в промышленности и только 20 % — в сельском хозяйстве [1, 6, 7].
Одним из наиболее важных механизмов развития сельских территорий во Франции и других странах ЕС является сельский туризм, играющий огромную экономическую, социальную и политическую роль в развитии регионов.
В настоящее время сельский туризм в Европе приносит по разным данным от 10 до 20 % общего дохода туриндустрии. Наибольшее развитие сельский туризм получил во Франции, Италии и Испании. Так, Францию ежегодно посещают в среднем 37 млн иностранных туристов, из них 7 млн чел. предпочитают отдыхать на селе [1, 6].
Сельский туризм — это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта. Сельский туризм является сферой, где наиболее ярко проявляется мультипликативный эффект: создаются дополнительные рабочие места в других секторах экономики — в сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, гостиничном бизнесе, культурной и банковской сферах.
Территория каждого региона России имеет свою историю, свое культурное наследие. Именно поэтому государственная политика в области туризма должна быть адаптирована к региональным особенностям. Для успешного развития сельского туризма очень важно уделять внимание наличию следующих факторов: политике повышения привлекательности, высокому качеству туристических услуг, разнообразию развлечений, безопасности, наличию развитой инфраструктуры, открытому
доступу и участию местного населения в работе разнообразных информационных каналов.
В Калужской области важнейшей предпосылкой для развития туризма и рекреации является складывающаяся благоприятная внешняя ситуация. Регион граничит непосредственно с Москвой, которая генерирует мощный поток туристов. Градостроительная деятельность по развитию московской агломерации и «большой» Москвы является важнейшим социально-экономическим фактором, который влияет на темпы экономического роста и конкурентоспособность экономики области. Разработка концепции развития московской агломерации, к которой приступили в конце 2011 г., охватывает не только развитие Москвы, но и всей агломерации, включая подмосковные территории, к которым по проекту «большой» Москвы относится и территория Калужской области. Столица выступает источником потока отдыхающих, которые являются потребителями практически всего комплекса туристических и рекреационных услуг.
На территории Калужской области отмечается наличие инновационных ядер, которые смогут обеспечить конкурентоспособность туристической индустрии, ее динамичное развитие. Основные перспективные инновационные зоны в развитии туризма и рекреации связаны в Калужской области со способами интерпретации среды, соединения природы и культуры. Именно такой средовой подход может стать отличительным признаком индустрии туризма и рекреации на территории региона.
Целью осуществления мероприятий по созданию условий для инвестиционной привлекательности и развития туристско-рекреационного комплекса является организация туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Достижение данной цели обеспечивается решением задач по привлечению дополнительных инвестиционных средств, включая инвестиционные банковские кредиты и собственные средства инвесторов, в туристско-рекреационный комплекс Калужской области.
Однако в регионе существует ряд проблем, мешающих устойчивому развитию сельского туризма, к которым в первую очередь следует отнести следующие:
• качество сервиса и уровень гостеприимства на
местах требуют изменения культуры и менталитета;
• не обеспечен необходимый уровень безопасности туристов как важный фактор повышения привлекательности объектов;
• слабое регулирование ценовой политики в сфере сельского туризма;
• на стадии решения вопросы рекламы и продвижения туристических продуктов, формирования региональных брендов;
• низкое качество дорог и транспортная удаленность, неразвитость межрегионального туризма;
• неудовлетворенный спрос на квалифицированных специалистов в сельском туризме, связанный с отсутствием стимулов (низкая зарплата, неуверенность в завтрашнем дне и др.). Решение указанных проблем следует осуществлять по следующим направлениям:
- оказание информационно-консультационной и методической помощи по реализации новой разработки нормативных правовых актов, направленных на создание социально-экономических условий для развития индустрии туризма;
- реализация инвестиционных проектов в сфере туризма (строительство новых объектов туристской индустрии, проведение мероприятий по реконструкции, модернизации и обновлению материально-технической базы);
- сопровождение инвестиционных проектов по развитию и реконструкции материальной базы существующих объектов туристской индустрии, строительству новых объектов туристской индустрии.
За счет средств областного бюджета предусматривается осуществить мероприятия по проведению маркетинговых исследований рынка туристских услуг. Организовывать и проводить ежегодные мероприятия, затрагивающие вопросы рекламы туристского продукта и инновационных технологий ведения туризма, разработки информационно-рекламных материалов (каталогов, буклетов, изданий рекламно-информационной печатной и иной продукции, путеводителей, стендов, картографического и иного материала, представительской печатной продукции) и приобретения тематической сувенирной продукции.
Одновременно предусматривается предоставление грантов субъектам малого бизнеса, действующим в туристской индустрии, на участие в выставочно-ярмарочной деятельности в целях продвижения туристского ресурса Калужской области. Порядок и условия предоставления грантов по данному направлению устанавливаются нормативными правовыми актами правительства области.
РЕгионлльнляэкономика: теория и практика
39
Общий объем финансирования целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области на 2011—2016 годы» составит свыше 5,5 млрд руб. Из областного бюджета предполагается выделить более 737 млн руб. Цель программы — создание из туристического и рекреационного комплекса высокорентабельного бизнеса и увеличение потока туристов до 2,5 млн чел. в год. Среди приоритетных направлений — сельский туризм (табл. 1, 2) [8, 9].
В 14 районах Калужской области планируется к реализации 20 инвестиционных проектов в сфере сельского туризма с организацией 79 объектов туризма; 5 из них предусматривается организовать на базе крестьянских (фермерских) хозяйств [8, 9].
В регионе активно развивается государственно-частное партнерство. Для повышения эффективности бюджетной поддержки в ближайшие три года область полностью переходит на программно-целевой метод планирования бюджета. Достаточно отметить, что уже сегодня в области реализуется 647 инвестиционных проектов в различных отраслях — от промышленности до туризма. Планируется развивать стратегические направления государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2013 г., а именно: субсидированное кредитование инвестиционных проектов, развитие малых форм хозяйствования, финансирование социального раз-
вития села и поддержка сельского туризма. Определены особо значимые проекты в социальной сфере, осуществляемые при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ [4, 8, 9, 11].
Применение программных технологий поддержки субъектов сельского туризма позволит увеличить эффективность мероприятий, проводимых в рамках государственной поддержки малого предпринимательства в сельском хозяйстве. Одним из важных направлений является расширение возможности кредитования субъектов сельского туризма с применением гарантийных механизмов и субсидирования процентной ставки по кредитам и займам; стимулирование участия фермерских хозяйств в развитии туризма в Калужской области.
Реализация данных мероприятий позволит обеспечить доступность, качество и расширение спектра туристских услуг, будет способствовать развитию системы кредитования, освоению новых кредитно-инвестиционных механизмов, обеспечивающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, производственным и информационным ресурсам.
Реализация намеченных программ предполагает получить следующие результаты: • увеличение объема туристского потока в Калужской области, включая экскурсантов, с
Таблица 1
Целевые индикаторы и показатели программ в 2011—2016 гг.
Наименование индикатора 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Общий объем инвестиций в туристскую индустрию, 320 520 700 1 200 1 400 1 590
млн руб.
В том числе инвестиции в основной капитал средств 86,5 140,0 190,0 244,0 300,0 350,0
размещения (гостиницы, рестораны), млн руб.
Площадь номерного фонда коллективных средств 94,8 153,5 208,3 267,5 328,9 383,7
размещения, тыс. м2
Количество объектов туристской индустрии, 1 280 1 500 1 700 1 900 2 100 2 300
оказывающих услуги населению, ед.
Объем туристского потока в Калужской области, 830 970 1 200 1 400 1 800 2 400
включая экскурсантов, тыс. чел.
Количество объектов сельского туризма 392,0 464,0 536,0 608,0 680,0 752,0
(средств размещения субъектов сельского туризма), ед.
источник финансирования 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2011—2016
Федеральный бюджет 46,8 93,5 134,1 264,5 343,2 290,2 1 172,3
Областной бюджет 66,4 80,8 98,7 147,8 182,9 161,1 737,7
Внебюджетные средства 227,3 356,2 468,7 774,7 974,1 844,8 3 645,8
Итого... 340,5 530,5 701,5 1 187,0 1 500,2 1 296,1 5 555,8
Таблица 2
Финансирование целевых программ в Калужской области в 2011—2016 гг., млн руб.
636 тыс. чел. в 2009 г. до 2 400 тыс. чел. (более чем в 3,7 раза) — в 2016 г.;
• увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения почти в 4 раза, или до 9 950 чел. к 2016 г. (по сравнению с 2009 г.);
• решение социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения;
• значительное улучшение социально-экономической обстановки на сельских территориях;
• увеличение поступлений в бюджеты всех уровней [4, 8, 9].
Список литературы
1. Артамонов А. Д., Бетин О. И., Богданов И. Я., Гордеев А. В., Мерзлое А. В., Сергеев И. И. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов: Изд-во «Юлиус», 2005.
2. Бондаренко Л. В. Проблемы развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. 2009. № 12. С. 24—31.
3. Бондаренко Л. В. Российское село в эпоху перемен. М., 2003.
4. Крутиков В. К., Федорова О. В. Развитие сельских территорий: инновации, диверсификация. Калуга: Изд-во ИНУПБТ, 2011.
5. Крутиков В. К. Малое предпринимательство и социально-экономический рост: Анализ отечественного и зарубежного опыта. М.: Изд-во «Ноосфера», 2006.
6. Леонова Н. В. Организационно-экономические аспекты развития сельских территорий в ЕС (на материалах Франции и Германии): монография. М., 2009.
7. Папцов А. Г. Экономика аграрного сектора развитых стран в условиях мирового продовольственного кризиса. М.: Гриф и К, 2009.
8. Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области на 2011—2016 гг.: областная целевая программа. Калуга, 2010.
9. Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010—2012 гг.: областная целевая программа. Калуга, 2009.
10. URL: http://www. Economy. gov. ru.
11. URL: http://www. admoblkaluga. ru.