Научная статья на тему 'СЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

СЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир инноваций
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММА ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ / MUNICIPAL DISTRICT / AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION DEVELOPMENT DIRECTIONS / THE PROGRAM OF DIGITALIZATION OF AGRICULTURE / THE ROLE OF THE STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Сорокина Т.И.

В статье представлены результаты анализа состояния аграрного производства сельского муниципального района, проведена оценка потенциала и определены перспективные направления развития агропромышленного производства в рамках реализации программы цифровизации сельского хозяйства; определена роль государства и муниципальных органов управления по решению поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Сорокина Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL MUNICIPAL DISTRICT: PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION AS PART OF THE IMPLEMENTATION OF THE DIGITALIZATION PROGRAM FOR AGRICULTURE

The article presents the results of an analysis of the state of agricultural production in a rural municipal district, assessed the potential and identified promising directions for the development of agroindustrial production as part of the implementation of the digitalization of agriculture program; the role of the state and municipal authorities in solving the tasks set is determined.

Текст научной работы на тему «СЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

УДК 332.025

статья поступила 13.07.2023

Т.И. Сорокина, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, организации и управления АПК, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

СЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В статье представлены результаты анализа состояния аграрного производства сельского муниципального района, проведена оценка потенциала и определены перспективные направления развития агропромышленного производства в рамках реализации программы цифровизации сельского хозяйства; определена роль государства и муниципальных органов управления по решению поставленных задач.

Ключевые слова: муниципальный район, агропромышленное производство направления развития, программа цифровизации сельского хозяйства, роль государства и муниципальной власти.

T.I. Sorokina

Northern Trans-Ural State Agricultural University

RURAL MUNICIPAL DISTRICT: PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION AS PART OF THE IMPLEMENTATION OF THE DIGITALIZATION PROGRAM FOR AGRICULTURE

The article presents the results of an analysis of the state of agricultural production in a rural municipal district, assessed the potential and identified promising directions for the development of agro- industrial production as part of the implementation of the digitalization of agriculture program; the role of the state and municipal authorities in solving the tasks set is determined.

Key words: municipal district, agro-industrial production development directions, the program of digitalization of agriculture, the role of the state and municipal authorities.

Агропромышленный сектор является одной из основных отраслей российской экономики, играющей важную роль в производственной и социальной инфраструктуре страны. Он способствует развитию деловой и товарной активности в смежных секторах. Развитие АПК, прежде всего, зависит от развития сельских территорий, которые являются одним из ключевых ресурсов России и приобретают все большее значение в условиях глобализации и увеличения значимости природных и территориальных ресурсов для развития страны.

Основные стратегические направления для обеспечения экономического и социального развития малых городов и сельских территорий, создания комфортной жизненной среды во всех поселениях и развития эффективной транспортной инфраструктуры установлены в Стратегии национальной безопасности России и других законодательных актах [7, 8].

Цель исследования - оценка текущего состояния и разработка перспективных направлений развития агропромышленного производства сельского муниципального района в рамках реализации программы цифровизации сельского хозяйства.

Материалы и методы исследований. Для достижения цели исследования использовались теоретические и методологические основы экономической теории, системный и комплексный подходы к изучению проблем агропромышленного комплекса, логический анализ и обобщение. В работе использовались законодательные и нормативные акты, статистические данные.

Ишимский муниципальный район расположен на юго-востоке сельскохозяйственной зоны Тюменской области и имеет благоприятное географическое расположение относительно Транссибирской железнодорожной магистрали. Район также имеет транспортное сообщение с другими районами области, а также с Уралом, Восточной Сибирью и Северным Казахстаном.

Ишимский муниципальный район состоит из 22 сельских поселений, в которых проживает 27505 человек в 89 населенных пунктах (на основе данных на 1 января 2023 г.). Площадь района составляет 5,5 тыс. кв. км. Расстояние от севера до юга района - около 90 км, а от запада до востока - 75 км [2].

Результаты исследования показывают, что большая часть промышленных предприятий Ишимского района занимается переработкой сельскохозяйственной продукции и производством пищевых продуктов (табл. 1). Среди крупнейших предприятий в этой области можно отметить Ишимский комбинат хлебопродуктов, мясокомбинат, филиал ООО «Холлифуд», ТОСП Тюменского филиала АО «Тандер». В рамках малого бизнеса также действуют предприятия, занимающиеся производством пива (Ишимская пивоваренная компания), конфет («Слада»), очищенной воды («Чистая вода «Полярис») и другие [5].

Таблица 1

Социально-экономические показатели развития _Ишимского муниципального района_

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к 2020 г.

численность населения, чел. 28550 28274 27505 96,3

промышленность

объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций (без субъектов малого предпринимательства), млн. руб. 229,7 197,6 4992,3 в 21,7 раз

в т.ч. обрабатывающие производства 84,7 72,4 4772,9 в 56,3 раз

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к 2020 г.

производство, т - крупа 6892,8 5699,8 10743,5 155

- комбикорм 931 912 828 89

- мука 319 206 912,4 в 2,9 раз

- кондитерские изделия - хлеб и хлебобулочные изделия 74,2 2387,8 92,4 2375,2 96,6 2233,5 130 94

- тесто 86,1 88,6 79,4 92

- сыр 267,9 231,2 175,8 66

- забой мяса и субпродуктов 258,3 351 268,9 104

- мясные полуфабрикаты 22,8 5,9 4,2 18

- переработка рыбы 131,2 146,6 29,8 23

- объем вод минеральных, природных и питьевых (декалитров) 13997 15441 16948 121

- напитки безалкогольные (декалитров) 181 204 465 в 2,6 раз

- переработка зерна (глютен) 6851 9602 10292 150

- лизин 20903 24303 24446 117

- производство спирта (декалитров) 847453 1 471087 1474177 173

сельское хозяйство

поголовье скота в хозяйствах всех кате -

горий, гол.

- поголовье КРС, 17263 16886 16257 94

в том числе коров 6402 6432 6262 98

- поголовье свиней 102393 101779 104551 102

производство скота и птицы на убой в

живом весе в хозяйствах всех катего - 25316 24062 23631 93

рий, т

в том числе в с.-х. предприятиях 20644 20693 19713 95

валовое производство молока, т 29413 28317 28003 95

надой молока на одну фуражную корову

в с.-х. предприятиях, кг 5030 5141 4705 94

закуп молока в личных подсобных хо зяйствах, т - 5681 5737 5119 90

посевная площадь, тыс. га 107 107 107 100

валовой сбор зерна, тыс. т 182 182 268 147

урожайность зерновых, ц/га 20,5 20,8 30,2 147

объем совокупной деятельности с.-х.

потребительских кооперативов, млн. руб. 147,3 187,7 212,8 144

инвестиции

инвестиции в основной капитал, млн. руб. 346,5 372 1170,4 в 3,3 раз

развитие малого бизнеса

зарегистрировано субъектов малого и

среднего предпринимательства, всего 742 646 552 74

в т.ч. юридических лиц 199 193 96 48

индивидуальных предпринимателей 543 453 456 84

потребительский рынок

осуществляли деятельность, объекты потребительского рынка 211 207 207 98

торговая площадь, кв. м 12385 12058 11860 96

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к 2020 г.

< шнансы

консолидированный бюджет Ишим-ского района, тыс. руб. 289647 310682 355328,2 123

сумма расходов по консолидированному бюджету, тыс. руб. 1712120 1595928 1637790,6 96

Объем производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций (за исключением малых предприятий) увеличился более чем в 21 раз с 2020 г. благодаря развитию обрабатывающего производства (табл. 1).

Несмотря на свой небольшой размер Ишимский район является крупнейшим сельскохозяйственным муниципалитетом на юге области. Здесь производится десятая часть общего объема сельскохозяйственной продукции региона. Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур составляет 107 тыс. га, а зерновые поля района занимают самую большую площадь в области - 78,4 тыс. га.

Сельскохозяйственную деятельность на территории района осуществляют:

- 12 сельскохозяйственных организаций;

- 38 крестьянских (фермерских) хозяйств;

- 6 сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- 13 290 хозяйств граждан [2].

Объем производства и переработки зерна ежегодно возрастает. Переработкой зерна в Ишимском районе занимаются следующие предприятия: АО «Аминосиб», ИП глава К(Ф)Х Осипов И.Н., ООО «Агрофирма Колос», ООО ПК «Ишимский крупозавод», ООО «Черемшанское» [6].

Хозяйствами всех категорий было произведено 23631 т мяса в живом весе и 28003 т молока. Средний удой молока на 1 фуражную корову в сельскохозяйственных предприятиях в 2022 г. составил 4705 кг.

В России есть значительные возможности для повышения эффективности сельского хозяйства, которые могут привести к увеличению доходности отрасли. Этого можно достичь путем внедрения цифровых технологий в растениеводстве и животноводстве, использования современных цифровых платформ для управления производством как на макро-, так и на микроуровнях [3].

Программа цифровизации сельского хозяйства имеет несколько ключевых задач. Одна из них заключается в создании технологий, которые упростят процессы кредитования и страхования в аграрной сфере, а также снизят время предоставления государственных услуг, субсидий и дотаций. Это будет достигнуто благодаря использованию объективных цифровых данных о субъектах хозяйствования и упрощению документооборота [1].

Следующая задача программы - внедрение цифровых инструментов, которые повысят эффективность производства. К ним относятся точное земледелие, контроль вегетации, цифровое управление полями и стадами животных, а также другие технологии. Эти инструменты способны оптимизировать реализацию контрольных функций в субъектах хозяйствования, а также обеспечить эффективность управления на всех уровнях, включая анализ баланса производства и потребления, экспорта, конъюнктуры рынка и создание эффективной цепочки сбыта от производителя до потребителя.

Третья задача - использование финансово-регуляторных и информационных инструментов для сглаживания сезонных колебаний и управления запасами товаров на складах, таких как зерно, масло, сахар и сухое молоко. Это позволит улучшить управление рыночными ресурсами и обеспечить стабильность в отрасли.

Далее, необходимо обеспечить повышение эффективности взаимодействия субъектов хозяйствования между собой и государством с переходом в цифровой формат, интеграцию информационных ресурсов и оптимизировать доступ к ним неограниченного

авторизированного количества пользователей (электронное сопровождение сделок, электронные складские расписки, акты приемки товара на переработку и др.).

Следующая задача программы - развитие цифровой среды дистанционного аграрного образования и рынка профессионального агроконсультирования, повышение привлекательности работы в сельском хозяйстве, увеличение спроса на специалистов в области информационных технологий в АПК, повышение уровня доходов на селе.

Также немаловажное значение приобретает решение проблем обеспечения совместимости процессов и стандартов производства продукции с общемировыми для выхода России на лидирующие позиции как экспортера сельхозпродукции.

Кроме того, требуется обеспечение участников агропроизводства доступом к платформе макропрогнозирования спроса, платформам управления сельхозтехникой, прогнозам погоды и средствам объективного контроля вегетации, инструментам планирования и управления производством с элементами Big Data и AI, тесная интеграция процессов цифрового сельского хозяйства с платформами, разрабатываемыми в процессе реализации цифровой экономики [4, 10].

Роль государства в рамках дальнейшего развития цифрового сельского хозяйства будет увеличиваться за счет предложения наиболее выгодных фискальных и регулятор-ных режимов, создания инфраструктуры, требующей долгосрочных инвестиций. Некоторые меры, которые государство может предпринять, включают:

• установка ставок банковского кредитования и страховых взносов, зависящих от степени цифровизации сельскохозяйственных предприятий. Это будет выражаться в наличии механизмов для получения объективных данных о хозяйствах, что стимулирует использование цифровых технологий;

• обеспечение доступа к данным спутникового зондирования в режиме онлайн и предоставление максимально детализированных цифровых картографических данных (GIS);

• активное участие государства в решении вопросов, связанных с международной торговлей и увеличением экспорта сельскохозяйственной продукции;

• улучшение нормативного регулирования государством в области качества продуктов питания, информационного пространства и упрощение использования и ведения Реестра беспилотников и дронов;

• государство разворачивает государственные погодные радары и интегрирует их с частными метеостанциями, принадлежащими аграрным предприятиям. Это позволяет получать максимально точные локальные прогнозы погоды на основе анализа данных;

• системы цифрового транспорта и логистики, включая оптово-распределительные центры (ОРЦ) и агрохабы, становятся неотъемлемой частью сельскохозяйственного производства. Государство и частный бизнес сотрудничают в рамках программы «Цифровой транспорт и логистика» для создания инфраструктуры, которая удовлетворяет потребности сельского хозяйства [9, 11].

Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: повышение эффективности и конкурентоспособности аграрного производства, снижение себестоимости производственных и технологических процессов, увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции, формирование новых наукоемких производств, вовлечение в сельскохозяйственное производство работников новых профессий, повышение уровня доходов и привлекательности сельского уклада жизни являются заявленными целями программы «Цифровое сельское хозяйство» [6]. Администрация и специалисты сельского муниципального района находятся в непосредственном контакте с сельхозтоваропроизводителями и переработчиками агропродукции, торговлей, агросервисными и другими организациями сферы АПК. Задача муниципальных властей - активное проведение государственной политики по реализации программы цифровизации сельского хозяйства.

Библиографический список

1. Кокова, Э. Р. Перспективы цифровизации агропромышленного комплекса / Э. Р. Кокова. - Текст : непосредственный // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета имени В. М. Кокова. - 2018. - № 3 (21). - С. 102-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу : сайт. - Тюмень, 2023. - URL: http://tumstat.gks.ru/ (дата обращения: 23.03.2023). - Текст : электронный.

3. Пояснительная записка к предложению о реализации нового направления программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - URL: https://docplayer.ru/81654103-Poyasnitelnaya-zapiska-k-predlozheniyu-o-realizacii-novogo-napravleniya-programmy-cifrovaya-ekonomika-rossiyskoy-federacii-cifrovoe-selskoe-hozyaystvo.html (дата обращения: 13.06. 2023). - Текст : электронный.

4. Современные тенденции развития цифровой экономики : реалии, проблемы и влияние на финансы / О. В. Глинкина, Т. М. Регент, О. И. Рыбьякова [и др.]. - Москва : КноРус, 2019. - 222 с. - Текст : непосредственный.

5. Сорокина, Т. И. Инвестиционная политика как фактор социально-экономического развития сельских территорий / Т. И. Сорокина. - Текст : непосредственный // Водные ресурсы - основа глобальных и региональных проектов обустройства России, Сибири и Арктики в XXI веке. Сборник статей национальной научно-практической конференции с международным участием. - Тюмень, 2021. - С 301-305.

6. Сорокина, Т. И. Сельский муниципальный район : ресурсный потенциал, проблемы и перспективы / Т. И. Сорокина. - Текст : непосредственный // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 3 (104). - С. 479-483.

7. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 г. № 2567-р. - URL: http://static.government.ru/media/files/G3hzRyrGPbmFAfBFgmEhxTrec694MaHp.pdf (дата обращения: 23.06. 2023). - Текст : электронный.

8. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 г. № 151-р. - URL: http://static.government.ru/media/files/Fw1kbNXVJxQ.pdf (дата обращения: 13.06. 2023). -Текст : электронный.

9. Филимонова, Н. Н. Цифровая трансформация отрасли сельского хозяйства Российской Федерации / Н. Н. Филимонова. - Текст : непосредственный // Россия : тенденции и перспективы развития. - 2019. - С. 347-351.

10. Шулепина, Т. И. Государство и бизнес на пути цифровой трансформации агропромышленного комплекса / Т. И. Шулепина. - Текст : непосредственный // Устойчивое развитие : общество, экология, экономика. - 2019. - С. 735-743.

11. Яркова, Т. М. Современные технологии развития сельских территорий в России и за рубежом / Т. М. Яркова. - Текст : непосредственный // Креативная экономика. -2021. - Том 15. - № 2. - С. 379-392. - DOI 10.18334/ce.15.2.111607.

References

1. Kokova, E. R. Perspektivy cifrovizacii agropromyshlennogo kompleksa / E. R. Ko-kova. - Tekst : neposredstvennyj // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta imeni V. M. Kokova. - 2018. - № 3 (21). - S. 102-107.

2. Upravlenie Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Tyumenskoj oblasti, Hanty-Mansijskomu avtonomnomu okrugu - YUgre i YAmalo-Neneckomu avtonomnomu

okrugu : sajt. - Tyumen', 2023. - URL: http://tumstat.gks.ru/ (data obrashcheniya: 23.03.2023). - Tekst : elektronnyj.

3. Poyasnitel'naya zapiska k predlozheniyu o realizacii novogo napravleniya program-my «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii». - URL: https://docplayer.ru/81654103-Poyasnitelnaya-zapiska-k-predlozheniyu-o-realizacii-novogo-napravleniya-programmy-cifrovaya-ekonomika-rossiyskoy-federacii-cifrovoe-selskoe-hozyaystvo.html (data obrashcheniya: 13.06. 2023). - Tekst : elektronnyj.

4. Sovremennye tendencii razvitiya cifrovoj ekonomiki : realii, problemy i vliyanie na finansy / O. V. Glinkina, T. M. Regent, O. I. Ryb'yakova [i dr.]. - Moskva : KnoRus, 2019. -222 s. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Sorokina, T. I. Investicionnaya politika kak faktor social'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skih territorij / T. I. Sorokina. - Tekst : neposredstvennyj // Vodnye resursy - osno-va global'nyh i regional'nyh proektov obustrojstva Rossii, Sibiri i Arktiki v XXI veke. Sbornik statej nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Tyumen', 2021. - S 301-305.

6. Sorokina, T. I. Sel'skij municipal'nyj rajon : resursnyj potencial, problemy i perspek-tivy / T. I. Sorokina. - Tekst : neposredstvennyj // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2019. -№ 3 (104). - S. 479-483.

7. Strategiya razvitiya agropromyshlennogo i rybohozyajstvennogo kompleksov Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda : utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 08.09.2022 g. № 2567-r. - URL: http://static.government.ru/media/files/G3hzRyrGPbmFAfBFgmEhxTrec694MaHp.pdf (data obrashcheniya: 23.06. 2023). - Tekst : elektronnyj.

8. Strategiya ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda : utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 02.02.2015 g. № 151-r. - URL: http://static.government.ru/media/files/Fw1kbNXVJxQ.pdf (data obrashcheniya: 13.06. 2023). - Tekst : elektronnyj.

9. Filimonova, N. N. Cifrovaya transformaciya otrasli sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii / N. N. Filimonova. - Tekst : neposredstvennyj // Rossiya : tendencii i perspektivy razvitiya. - 2019. - S. 347-351.

10. SHulepina, T. I. Gosudarstvo i biznes na puti cifrovoj transformacii agropromyshlennogo kompleksa / T. I. SHulepina. - Tekst : neposredstvennyj // Ustojchivoe razvitie : ob-shchestvo, ekologiya, ekonomika. - 2019. - S. 735-743.

11. YArkova, T. M. Sovremennye tekhnologii razvitiya sel'skih territorij v Rossii i za rubezhom / T. M. YArkova. - Tekst : neposredstvennyj // Kreativnaya ekonomika. - 2021. -Tom 15. - № 2. - S. 379-392. - DOI 10.18334/ce.15.2.111607.

Контактная информация:

Сорокина Татьяна Ивановна. E-mail: sorokinati@gausz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.