Но как правило, такие места для кратковременного туристического отдыха, где отсутствуют специально организованные места отдыха. Кроме того, лесной и водный кодекс регламентируя разрешенные виды деятельности, запрещают любую несанкционированную деятельность. И в долгосрочной перспективе, это не будет увеличивать резилиентность сельской территории.
Используя функциональный подход к типологизации сельских территорий, можно определить, как будет развиваться конкретная сельская территория исходя и наличия или отсутствия у нее ключевых функций. При наличии всех четырех ключевых функций территория будет развиваться как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В случае отсутствия той или иной ключевой функции можно определить в чем данная территория дисфункциональна и какие необходимо предпринять меры для ее развития.
Источники:
1. Rural Development in the EU. Statisticaland Economic Information. Report / URL: https://ec.europa.eu/agriculture/sites/agriculture/ files/statistics/rural-development/2013/full-text_en. pdf.
2. Аграрная политика стран Европейского Союза: Сборник информационных материалов / Перевод Е.С. Балабановский, А.Б. Бедного. - Н. Новгород: Изд. Ю.А. Николаева, 2002. - 120 с.
3. Применение методики ОЭСР для типологии сельских территорий в России [Текст] / А. Мерзлов, О. Пантелеева // АПК: экономика и управление -2010. - № 5. - С. 84-85.
4. Типологизация сельских территорий Ульяновской области / С.Н. Сушкова, Т.Ю. Сушкова, В.А. Бушев // Вестник Ульяновской ГСХА. - 2013. - № 4. - С. 134-139.
5. Российская провинция и ее обитатели (опыт наблюдения и попытка описания) // Мир России. - 2011. - №1. - С. 3-33.
6. Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края: социально-экономические и пространственные аспекты: коллективная монография/ науч. ред. А.Я. Троцковский. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2013. - 330 с.
7. Стародубровская И.В., Миронова Н.И. Проблемы сельского развития в условиях муниципальной реформы в России. - М.: Ин-т Гайдара, 2010. - 116 с.
8. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. - 112 с.
9. Нефедова Т.Г. Сельская Россия: пространственное сжатие и социальная поляризация / URL // https ://polit.ru/article/2010/08/05/countiyside/.
10. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151 -р. - 75 с.
11. Макурина Ю.А. Совершенствование управления развитием сельских территорий (на материалах Новосибирской области): автореф. дис...доктора экономических наук. Новосибирск; Новосибирский ГАУ: 2022. 62 с.
12. Проблемы и перспективы социально-экономического развития сельских территорий: региональный аспект. - М.: Издание Государственной Думы, 2021. - 320 с.
13. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. - 35 с.
14. Дарбалаева Д.А. Природный капитал в устойчивом развитии эколого-экономической системы / Д. А. Дарбалаева, Т. Г. Романова, В. Б. Яковлева ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Байкал. ин-т природопользования [и др.]. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2012. - 134 с.
15. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023)
16. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (часть первая) (с изм. и доп., от 29.05.2023 № 196-ФЗ).
EDN: GPDXBP
С.В. Рюмкин - к.э.н., доцент кафедры управления и отраслевой экономики, Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия, [email protected],
S.V. Ryumkin - candidate of economics, Associate Professor of the Department of Management and Branch Economic, Novosibirsk State Agricultural University, Novosibirsk, Russia;
И.Н. Рюмкина - к.э.н., доцент кафедры экологии, Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия, [email protected],
I.N. Ryumkina - candidate of economics, associate professor of the department of ecology, Novosibirsk State Agricultural University, Novosibirsk, Russia;
М.М. Терютина - к.э.н., доцент, заведующая кафедрой отраслевой экономики и управления, Арктический государственный агротехнологическийуниверситет, Якутск, Россия, [email protected],
M.M. Teryutina - candidate of economics, Associate Professor, Head of the Department of Sectoral Economics and Management, Arctic State Agrotechnological University, Yakutsk, Russia.
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ RURAL AREAS AS TARGETS FOR DEVELOPMENT
Аннотация. В статье рассматривается различные подходы к развитию сельских территорий. Сгруппированы и проанализированы основные положения нормативных документов посвященных развитию сельских территорий, действующих на территории Российской Федерации. Проведенный анализ позволяет констатировать факт, что развитие сельских территорий происходит в логике дуальной матрицы. Высказано предположение, что развитие сельских территорий как постепенный переход с низшей стадии на более высшую стадию, должно происходить в логике дипольной матрицы. Данное предположение подтверждено успешными примерами развития сельских территорий, когда благодаря сосредоточению усилий на поиск путей поступательного развития, территория становится не только жизнеспособной, но еще и жизнеобеспечивающей. Проявление таких способностей возможно в случае рационального подхода со стороны жителей территории, к имеющимся на ней ресурсам, а самое главное направление доходов от использования ресурсов территории на повышение благосостояния ее жителей.
Abstract. The article deals with different approaches to the development of rural areas. The main provisions of normative documents on the development of rural regions that are in force on the territory of the Russian Federation are grouped and analysed. The development of the rural regions as a gradual transition from the lowest stage to a higher one should take place in the sense of the dipole matrix. This assumption is confirmed by successful examples of rural development when the territory becomes viable and life-sustaining due to the focus on the search for progressive development. The manifestation of such abilities is possible in the case of a rational approach on the part of the inhabitants of the territory to the resources available in it and, most importantly, the direction of income from the use of the help of the region to improve the well-being of its inhabitants.
Ключевые слова: стратегия развития, концепция развития, сельские территории, Сибирский федеральный округ.
Keywords: development strategy, development concept, rural areas, Siberian Federal District.
Говоря о территориях в целом, и, о сельских территориях, в частности, особенно в контексте создания стоимости и удовлетворения потребностей людей, необходимо рассмотреть вопрос о том, как осваиваются территории, и в какой момент освоение переходит на другой уровень и можно уже говорить о развитии.
Процесс освоения территорий начинается с того момента, как на какой-либо территории появляются лю-
ди и начинают обустраивать там свой быт с целью продолжить жизнь в данном месте. Для того чтобы на какой-то территории поселились люди, территория должна быть благоприятной для проживания, то есть обладать значимыми для сообщества людей качествами.
В.В. Лазарев [1] определил следующие закономерности в появлении городов и других поселений:
- человек издревле выбирал для своей жизнедеятельности место, где он мог чувствовать себя в безопасности и иметь достаточно разнообразной пищи и питьевой воды;
- такие места человек находил в мозаичных ландшафтах, связанных с морфоструктурными элементами, чаще всего в зонах контактов сложных геологических структур;
- при необходимости обеспечения жизненных потребностей места расселения должны быть стабильными во времени.
Куза А.В. [2] определил типологизацию мест исходя из особенностей выбора:
1. Тип 1. Городища с планировкой оборонительных сооружений, которые целиком повторяют рельеф местности;
2. Тип 2. Городища с планировкой оборонительных сооружений, лишь частично использующих особенности местности;
3. Тип 3. Планировочная структура городищ/поселений, не зависящая от рельефа местности. Как правило, такие поселения располагались преимущественно на высоком плато или относительно низком берегу;
4. Тип 4. Городища/поселения со сложной планировочной структурой: в них организовывали несколько укреплённых площадок. Таким местом был весь мыс или его часть в устье притока: вершина холма, террасы на его склонах и т.п.;
5. Тип 5. Городища/поселения со свободной планировочной структурой, недетерминированной рельефом местности (сложная планировка, фиксируемая несколькими укреплениями для защиты от нападений).
В своем исследовании Лазарев В.В. [1] провел анализ расселения по территории Западной Сибири. Причиной тому послужил следующее:
- регион отличается геолого-тектоническим строением, отражающим многовековую историю его формирования;
- этот регион - один из ярчайших речных регионов Сибири и Евразии;
- для этого региона характерно наличие разносторонней ин формационной базы, прежде всего - фундаментального характера.
Характеризуя данный регион Кусов В.С. [3] отмечает: «...Опубликованные в XVII веке карты давали общее представление о множественности и величии сибирских речных просторов: по 65° северной широты эту равнину пересекают одиннадцать крупных рек. Они протекают по огромной Западно-Сибирской равнине прежде всего с юга на север, принося в циркумполярную область тепло, что способствовало формированию уникальных условий для расселения».
Западная Сибирь, как отмечает Лазарев В.В. [1], «.обладает богато представленного этнокультурного наследия народов Сибири, прежде всего Пообъя, показало, что сеть расселения этнонациональных общностей с особенностями их жизненных укладов во многом определялась конфигурацией речной сети. Даже в низменных, сильно заболоченных речных долинах приречное население предпочитало размещать свои жилища на речных террасах. Многовековой опыт подсказывал, что эти возвышенные места не заливались в период речных разливов. Все возвышенные участки до отметок 150-170 метров были заселены с глубокой древности, о чём свидетельствуют обнаруженные стоянки древних людей. Археологами накоплены данные о длительном проживании на одном и том же месте коренных народов уже в IV тысячелетии до н.э.».
Здесь важно акцентировать внимание на климатических условиях того времени. Как совершенно справедливо отмечает автор [1], ссылаясь на данные материалов по палеолитологии и стратиграфии, этноархеоло-гические находки и современные историко-культурные памятники, датирующиеся временем до IX века новой эры, свидетельствуют, что климат планеты действительно был сравнительно тёплым и влажным. Однако с конца IX века начался относительно более холодный период, который продолжался вплоть до XVIII века. Этот, так называемый малый ледниковый период совпал по времени с приходом в Сибирь землепроходцев и их активным расселением прежде всего на просторах Западной Сибири.
Представленные сведения о расселении людей по территории, в том числе и Западной Сибири, свидетельствуют о том, что в первую очередь территория, на которую заселяется человек, должна обеспечить комфортные и безопасные условия проживания на долгосрочную перспективу. Только в этом случае можно говорить о перспективах освоения территории и ее развития.
В Уставе ВОЗ [4] отмечается, что необходимо учитывать критерии здоровья человека причем, не только отсутствие немощи или болезни, но также состояния физического, психического (умственного) и социального благополучия. Как справедливо отмечал Н.А. Бердяев [5]: «Индивид единственная реальность». В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено [6]: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Комиссия Брундтланд [7] в фокусе всех действий стали учитывать жизнеобеспеченность среды обитания человека, возможности его созидательной деятельности. Поэтому любое освоение территории, а уж тем более ее развитие, если мы хотим, чтобы это было на долгосрочную перспективу, чтобы люди достаточно долго населяли эту тер-
риторию, а те, кто на ней не живет, хотели обустроить на ней свое жилище, должно быть направлено на создание благоприятных условий не только для жизни, но и созидательной деятельности.
Применительно к сельским территориям, как к объекту развития, в Российской Федерации существуют несколько основополагающих нормативных документов:
- концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года;
- стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года;
- стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года;
Каждый из этих документов по-своему представляет развитие сельских территорий, хотя в некоторых своих положениях эти документы едины. Объясняется это еще и тем, что каждый из этих документов разрабатывался, принимался, утверждался и вводился в действие, последовательно друг за другом. Наиболее ранний -это Концепция устойчивого развития сельских территорий, введенная в действие еще в 2010 году. Основными целями, заявленными в Концепции, являются [8]:
- создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития;
- устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан;
- повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским жизненным стандартам;
- замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни - сохранение и приумножение культурного потенциала села;
- сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения;
- рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды;
- сохранение и приумножение культурного потенциала села.
Данный документ является еще действующим несмотря на то, что заявленные в нем цели должны были быть достигнуты к 2020 году.
Следующий документ - это Стратегия устойчивого развития сельских территорий [9]. Документ имеет более длительный горизонт планирования - до 2030 года и предусматривает достижение следующих целей:
- создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития;
- обеспечение стабилизации численности сельского населения и создание условий для его роста за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшения миграционного оттока населения;
- обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов;
- повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально -экономическое развитие страны.
Следующий документ - стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года [10]. Несмотря на отсутствие прямого указания, относящегося к сельским территориям, данный документ имеет непосредственное к ним отношение, поскольку все сельскохозяйственное производство сосредоточено именно на сельских территориях и является одним из драйверов развития сельских территорий. Это выражается в целях, которые заявлены в документе:
- повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах;
- повышение уровня соотношения располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств;
- повышение научно-технологического уровня агропромышленного комплекса за счет развития селекции и генетики;
- цифровая трансформация агропромышленного комплекса;
- увеличение произведенной добавленной стоимости;
- увеличение физического объема инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе;
- увеличение объема экспорта не менее 45 млрд. долларов США в год;
- обеспечение продовольственной безопасности.
Новейший философский словарь [11] трактует развитие - как качественное изменение объектов, появление новых форм бытия, инноваций и ново-ведений и сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, развитие предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов.
Существует достаточно большое количество определений категории «развития», но взяв за основу данное определение развития, как наиболее подходящее, оценим сквозь призму определения, все заявленные цели в нормативных документах посвященных развитию сельских территорий. Для удобства восприятия сведем заявленные цели в таблицу (таблица 1).
Таблица 1 - Цели развития сельских территорий (заявленные в нормативных документах) (составлено авторами)
Концепция устойчивого развития сельских территорий до 2020 г. (действующий) Стратегия устойчивого развития сельских территорий до 2030 г. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 г.
1 2 3
Создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития Создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах
Устойчивый рост сельской экономики, повышение Обеспечение стабилизации численности сельского населения
Эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан И создание условий для его роста за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшения миграционного оттока населения Повышение уровня соотношения располагаемых ресурсов сельского и городского домохо-зяйств
Повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским жизненным стандартам Обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов Повышение научно-технологического уровня агропромышленного комплекса за счет развития селекции и генетики
Замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни - сохранение и приумножение культурного потенциала села Повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны Цифровая трансформация агропромышленного комплекса
Сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения Увеличение произведенной добавленной стоимости
Рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды Увеличение физического объема инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе
Сохранение и приумножение культурного потенциала села Увеличение объема экспорта не менее 45 млрд. Долларов сша в год
Обеспечение продовольственной безопасности
К сожалению, следует констатировать тот факт, что лишь некоторые заявленные цели в полной мере соответствуют представленному определению категории «развитие». Более того, возникает вопрос в контексте длительности проживания людей на одной территории. Если в целях документов существует явный акцент в сторону стабилизации численности населения через создание благоприятных социально-экономических условий и повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений, значит для сельских территорий настоящий момент времени нельзя охарактеризовать как развитие. Наоборот, наблюдается сильнейшая деградация, выражающаяся в сокращении освоенности сельских территорий. Наиболее значимым индикатором по мнению авторов, который характеризует именно процесс развития, а не освоения, является наличие внутренних и особенно внешних связей с другими территориями.
Освоение свойственно именно для территорий, как процесс вовлечения новых территорий и ресурсов, которые на этих территориях сосредоточены в экономику страны. Развитие же предполагает именно качественное изменение, которое через расширение связей вовлекает новые объекты и тем самым, создавая критическую массу ново-ведений, за счет расширения способности решения более сложных задач, переводит объект на новую ступень развития. По мнению авторов, качественное изменение через расширение связей возможно только для пространства, а значит и развитие - это категория, которая применительна исключительно к пространству, то есть к 3-х мерной модели территории. И действительно, если обратиться к таблице 1 видно, что часть из поставленных целей предполагает рост сельской экономики, повышение вклада сельского хозяйства в экономику страны, при этом не уточняется каким путем это планируется сделать, экстенсивным или интенсивным. Развитие цифровых технологий предполагает реализацию цифровой трансформации агропромышленного комплекса. Здесь следует сделать небольшое уточнение, что в классическом понимании агропромышленный комплекс состоит из четырех сфер: сферы материального обеспечения сельскохозяйственного производства, сферы сельского хозяйства, сферы переработки и инфраструктурной сферы. Некоторые авторы [12] расширяют до шести сфер, добавляя научное и кадровое сопровождение и финансовую сферы. И говоря о цифровой трансформации агропромышленного комплекса очевидно, что это не только и не столько сфера сельского хозяйства, расположенная на сельских территориях, а скорее всего иные сферы.
Как мы видим представленные документы не в полной мере направлены именно на развитие сельских территорий. Вполне вероятно, что вопросы развития сельских территорий, именно как экономического пространства, следует искать в ином документе. Таким документом является Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года [13].
Для удобства восприятия представим цели, указанные в этом документе в таблицу вместе с целями указанными в остальных документах (таблица 2).
Цели пространственного развития, указанные в таблице, это декомпозиция на составляющие, одной цели, представленной в документе.
Таблица 2 - Обзор целей развития сельских территорий заявленных в нормативных документах
(составлено авторами)
Концепция устойчивого развития сельских территорий до 2020 г. (действующий) Стратегия устойчивого развития сельских территорий до 2030 г. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 г. Стратегия пространственного развития до 2025 г.
1 2 3 4
Создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития Создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах Обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития российской федерации
Устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан Обеспечение стабилизации численности сельского населения и создание условий для его роста за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшения миграционного оттока населения Повышение уровня соотношения располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств Сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения
Повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским жизненным стандартам Обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов Повышение научно-технологического уровня агропромышленного комплекса за счет развития селекции и генетики Ускорение темпов экономического роста и технологического развития
Замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение Повышение эффективности сельского хозяйства и Цифровая трансформация агропромышленного комплекса Обеспечение национальной безопасности страны
Ожидаемой продолжительности жизни -сохранение и приумножение культурного потенциала села Вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны
Сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения Увеличение произведенной добавленной стоимости
Рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды Увеличение физического объема инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе
Сохранение и приумножение культурного потенциала села Увеличение объема экспорта не менее 45 млрд. Долларов сша в год
Обеспечение продовольственной безопасности
Отдельно по развитию сельских территорий Стратегия содержит следующие положения, предусматривающие сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии Российской Федерации и снижения внутрирегиональных социально-экономических различий [13]:
1. Повысить устойчивость системы расселения за счет социально-экономического развития сельских территорий, учитывая плотность населения, различный характер освоения и использования таких территорий, природные условия, удаленность от крупных городов, путем:
- улучшения условий жизни жителей сельских населенных пунктов, в том числе путем обеспечения устойчивого сокращения доли непригодного для проживания жилищного фонда, повышения уровня благоустройства сельских населенных пунктов, обеспечения коммунальной инфраструктурой, в том числе центральным водоснабжением и водоотведением, газо-, энергоснабжением;
- содействия развитию малых и средних городов и крупных сельских населенных пунктов как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей различными видами услуг (отраслей социальной сферы, сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, информационно-консультационных услуг, услуг в области хранения и переработки местного сельскохозяйственного сырья и других услуг);
- повышения транспортной доступности сельских территорий до ближайших межмуниципальных обслуживающих центров за счет развития и приведения в нормативное состояние сети региональных и местных дорог, стимулирования развития общественного транспорта;
- повышения конкурентоспособности экономики сельских территорий, являющихся в том числе перспективными агропромышленными центрами, путем продвижения уникальных локальных брендов, содействия развитию потребительской, кредитной и иных форм кооперации, фермерства, повышения доступности для малых и средних товаропроизводителей рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, поддержки развития специализированной инфраструктуры хранения сельскохозяйственной продукции, внедрения технологий и оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, содействия развитию объектов мелиорации, вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий и пашен на сельских территориях, пригодных для ведения эффективного сельского хозяйства;
- содействия диверсификации занятости и расширения поддержки инициатив населения в сфере предпринимательства, не связанного в том числе с сельским хозяйством;
- поддержки мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственных земель, восстановление лесов и водных биологических ресурсов;
- сохранения природного и культурного наследия, а также содействия сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов;
- содействия развитию туристской и обеспечивающей инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммунальной, объектов инженерной защиты территории) на сельских территориях и продвижения их туристских ресурсов на внутреннем и международном туристских рынках.
Предлагаемые мероприятия в большинстве своем направлены на удержание населения на пока еще обжитых территориях. Некоторые из них предлагают расширение внешних связей, в части развития сельского хозяйства, однако, с небольшой оговоркой «...являющихся в том числе перспективными агропромышленными центрами...». Такими территориями в Сибирском федеральном округе Стратегия определяет Муниципальные образования Алтайского края, специализирующиеся на сельском хозяйстве, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации более 0,2 процента ежегодно [13].
Тревожным сигналом для развития сельских территорий являются некоторые пункты. Так, например улучшение условий жизни жителей сельских населенных пунктов, планируется в том числе путем обеспечения устойчивого сокращения доли непригодного для проживания жилищного фонда. И еще один пункт предусматривает развитие малых и средних городов и крупных сельских населенных пунктов как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей различными видами услуг (отраслей социальной сферы, сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, информационно-консультационных услуг, услуг в области хранения и переработки местного сельскохозяйственного сырья и других услуг). По мнению авторов такими мерами создаются предпосылки для сокращения жилищного фонда и перемещения центров обслуживания населения в малые и средние города, либо в крупные населенные пункты. Такие действия приведут к еще большему сжатию сельских территорий и будут способствовать усилению миграционных потоков сразу в крупные города областного значения, минуя все промежуточные малые и средние города и крупные сельские населенные пункты.
Такой период в истории заселения сельских территорий уже был. В 1960-1970 годы XX века в стране была развернута программа ликвидации «неперспективных» населенных пунктов. А.И. Шевельков [14] приводит выдержки из правительственного письма тех лет: «.Наличие небольших поселков в составе колхозов и совхозов осложняет их производственно-финансовую деятельность, не позволяет проводить концентрацию производства и рационально использовать трудовые ресурсы, серьезно усложняет культурно -бытовое и медицинское обслуживание населения. ».
В Большой российской энциклопедии [15] приведена следующая характеристика программы неперспективных деревень: «Первоначально ликвидация неперспективных деревень проводилась в ограниченных масштабах и носила локальный характер. Основное внимание уделялось ревизии и перерегистрации сельских поселений, проектированию территориальной и хозяйственной организации районов. С 1968 прекращались новое строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений в неперспективных деревнях, сворачивалась социальная и производственная инфраструктура, ограничивалось транспортное сообщение. Однако средств для благоустройства и расширения индивидуального жилищного строительства на центральных усадьбах не хватало (часто людям для переселения предоставляли многоквартирные панельные дома городского типа), часть жителей неперспективных деревень негативно относилась к перемене местожительства. Вытесняемые с привычных мест проживания селяне переезжали преимущественно в города, что усилило миграцию из сельской местности и привело к демографическому старению деревни. В 1959-79 число селений в СССР сократилось на 54,3% (до 383,1 тыс.), в РСФСР - на 60,2% (до 177,1 тыс.)»
В 2022 году вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации, которым были утверждены методические рекомендации по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий [16]. В соответствии с данным распоряжением «опорным населенным пунктом считается населенный пункт, расположенный вне городских агломераций, на базе которого осуществляется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований».
Предлагаемые методические рекомендации, пожалуй, содержат исчерпывающие критерии. В соответствии с указанными критериями все населенные пункты расположенные на расстоянии 5 км по дорогам общего пользования от опорного населенного пункта и численностью, совокупно не превышающей численность опорного населенного пункта, постепенно будут исчезать, а освоенное пространство, сжиматься. В конечном итоге это приведет к увеличению числа неиспользуемых земель, что в свою очередь скажется на эффективности сельскохозяйственного производства. Даже, если по прошествии определенного времени возникнет необходимость введения в оборот неиспользуемых земель, это будет сопряжено со значительными капитальными затратами на обработку почвы.
Представленные документы по развитию сельских территорий позволяют констатировать тот факт, что сельские территории развиваются на основе дуальной матрицы.
Дуальность, как философская категория, представляет собой свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные [17]. Некоторые характеристики дуальной матрицы [18]:
- дуальная матрица восприятия базируется на оценке человеком себя, окружающего мира, других людей через призму ментальных шаблонов и правил восприятия, принятых людьми, а также коллективного бессознательного;
- в основе дуальной матрицы лежит дуальная пара;
- полярности выделены по принципу количественных отличий;
- полярности разные по значимости, но одинаковые по функции;
- один поток движения, система не расширяется;
- система требует постоянной подпитки (источника из вне);
- система неравновесная (маятник).
Если вспомнить определения сельских территорий из нормативных документов, то они представляют из себя сельские поселения и межселенные территории. По понятным причинам, поскольку в сельских поселениях проживают люди, основное внимание нормативных документов, исследований, уделено развитию именно первой составляющей. Но именно в этом и проявляется дуальность. Когда взаимодействие между составляющими носит однонаправленный характер, с обязательным условием наличия внешней подпитки этой системы. В случае категории сельских территорий внешнюю подпитку получают сельские поселения в виде вливаний из бюджетов различных уровней, поскольку муниципальные бюджеты в большинстве своем дефицитны. При этом внутренние резервы системы, в виде имеющихся природных ресурсов, не задействованы либо задействованы незначительно.
При том, что во всех нормативных документах красной линией говорится, что сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокий уровень качества жизни сельского населения [8]. Именно межселен-ные территории представляют собой тот природный потенциал, который можно и должно использовать, особенно в Сибирском федеральном округе (таблица 3).
Таблица 3 - Сельские территории Сибирского федерального округа [19]
№ п/п Регион Количество административно территориальных единиц, шт. Количество сельских поселений, шт. Количество населенных пунктов, шт. Численность на 01.01.2021, чел Площадь сельских территорий, кв. км Численность жителей по региону в целом на 01.01.2021, чел Общая площадь региона, кв. км Доля жителей сельских территорий в общей численности населения региона, % Доля сельских территорий в общей площади региона, %
1 Республика Алтай 10 91 246 156450 92810,86 221559 92903 70,61% 99,90%
2 Республика Тыва 17 120 139 148637 168334,4 332609 168604 44,69% 99,84%
3 Республика Хакасия 8 82 260 168036 61249,76 528338 61569 31,80% 99,48%
4 Алтайский край 59 642 1534 918102 164199,29 2268179 167996 40,48% 97,74%
5 Красноярский край 44 468 1683 860472 2359949,71 2849169 2366797 30,20% 99,71%
6 Омская область 32 389 1498 763778 140297,66 1879548 141140 40,64% 99,40%
7 Томская область 16 117 557 325596 311451,86 1068304 314391 30,48% 99,07%
8 Новосибирская область 30 453 1543 915801 176883,47 2780292 177756 32,94% 99,51%
9 Кемеровская область 18 175 1029 517774 86130,77 2604272 95725 19,88% 89,98%
10 Иркутская область 33 420 1525 832744 773424,34 2357134 774846 35,33% 99,82%
ИТОГО ПО РЕГИОНУ 267 2957 10014 5607390 4334732,12 16889404 4361727 33,20% 99,38%
Однако, в силу различных причин, либо институционального, либо материального характера, у жителей сельских поселений отсутствует возможность (либо она незначительна) использовать этот потенциал для развития территорий. Как может показаться на первый взгляд, данный тезис носит весьма спорный характер. Поскольку существует основной вид деятельности на сельских территориях - это сельскохозяйственное производство. Но, во-первых, далеко не все межселенные территории имеют категорию «земли сельскохозяйственного назначения» (рисунок 1), и, во-вторых, далеко не все земли, имеющие такую категорию, способны давать высокие урожаи.
Представленные данные четко иллюстрируют принципиальный момент, межселенные территории занимают существенно большие площади, по сравнению с территориями сельских поселений, но при этом потенциал, который они в себе содержат практически не используется.
Более того вся существующая финансовая поддержка в настоящее время направлена именно на территории сельских поселений. В этом и заключается характеристика дуальности, когда две составляющие находятся на разных полюсах при этом антагонистичны по отношению друг к другу. Но самое главное, для существования и работоспособности такой системы постоянно требуются внешний источник питающих данную систему. В случае прекращения внешнего питания система постепенно приходит в упадок. Что и наблюдается на сельских территориях, при прекращении внешнего финансирования сельские поселения постепенно забрасываются, а население покидает эту местность.
Гораздо большую жизнеспособность и устойчивость демонстрируют те сельские территории, в которых две составляющие находятся во взаимодействии друг с другом образуя диполь.
'- Распределение земель по категориям в Сибирском федеральном округе
■ Земли сельскохозяйственного назнечения
■ Земли поселений
■ Земли промышленного и иного специального назначения
■ Земли особо охраняемых территорий
■ Земли лесного фонда
■ Земли водного фонда
■ Земли запаса
Рисунок 1 - Распределение земель по категориям в Сибирском федеральном округе [19]
Диполь - система взаимовыгодного взаимодействия разных полярностей. Приведем некоторые характеристики дипольной матрицы [18]:
- дипольная матрица заложена в природной основе окружающего мира;
- в основе дипольной матрицы лежит дипольная пара;
- полярности выделены по принципу качественных отличий;
- полярности равны по значимости, но разные по функции;
- два потока движения, система с усиливающей уравновешивающей обратной связью;
- система самодостаточная, полярности взаимодополняют друг друга;
- система равновесная (увеличивается один потенциал, увеличивается и второй).
В данном случае мы имеем систему с усиливающей обратной связью с уравновешивающим механизмом. Данный конструкт представляется наиболее оптимальным для развития сельских территорий и позволит реализовать имеющийся природный потенциал для достижения устойчивости и жизнеспособности сельских территорий.
Самым ярким примером применения дипольной матрицы в развитии территорий является фонд «Будущих поколений» в штате Аляска, обеспечивающий распределение горной и других видов природной ренты между его жителями. Фонд призван преобразовывать доход от ресурсов недр - нефти, газа и других полезных ископаемых в возобновляемый источник богатства - финансовую ренту, которую можно будет использовать для будущих поколений жителей Аляски. Когда запасы нефти будут выбраны, штат Аляска будет иметь источник доходов, а жители Аляски будут получать гражданские дивиденды и использовать их на образование, медицинское обслуживание и другие нужды [20].
Для того, чтобы территория развивалась, она как минимум должна быть заселена людьми, которые планируют проживать на ней в долгосрочной перспективе. Это означает, что данная территория обеспечивает удовлетворение потребностей населяющих ее людей, дает возможность развивать и расширять внутренние и внешние связи, расширение которых способно перевести территорию на другую ступень развития. При этом природные ресурсы, находящиеся на этой территории, используются населением для создания стоимости, ограничивающим фактором в этом случае является естественное восстановление используемых ресурсов. Это означает, что территория является жизнеобеспечивающей, то есть способной в долгосрочной перспективе противостоять и адаптироваться к разнообразным стрессовым ситуациям, вызванным природными, техногенными, политическими, демографическими и другими причинами. Чтобы обеспечить переход от примата экономического развития, с некоторыми проявлениями социо-эколого-экономического развития, который свойственен всем стратегическим документам, регулирующим вопросы развития территорий, к территориальной резилиентности, то есть способности территории оставаться жизнеобеспечивающей в долгосрочной перспективе, необходимо вовлечение имеющихся на территории природных ресурсов, как источника финансирования развития территорий.
Источники:
1. Геодинамические и социокультурные закономерности хода расселения -фундаментальная основа теории градостроительства / В.В.Лазарев,
И.В.Лазарева, Г.Л.Мельникова // Градостроительство. - 2017. - № 2. - С. 90-94
2. Древнерусские городища X-XIII вв. Свод археологических памятников / А.В. Куза. - М., 1996. - 256 с.
3. История познания земель Российских / В.С. Кусов. - М. Просвещение, 2002. - 232 с.
4. Устав ВОЗ / URL // https://www.who.int/ru/about/governance/constitution
5. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - Париж: Современные записки, 1931. - 318 с.
6. Конституция Российской Федерации / URL // http://www.constitution.ru/
7. Доклад всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития / URL // https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf
8. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. - 35 с.
9. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151 -р. - 75 с.
10. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 993-р. - 32 с.
11. Новейший философский словарь / URL // https://rus-new-philosophy.slovaronline.com/.
12. Самохвалова А.А. Формирование и развитие механизма управления агропромышленным комплексом региона: автореф. дис...доктора экономических наук. Новосибирск; Новосибирский ГАУ: 2022. 60 с.
13. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. - 116 с.
14. Политика ликвидации «неперспективных» населенных пунктов в России и ее результаты / А.И. Шевельков // Вестник РГУ им. Канта. - 2007. - № 12. -Гуманитарные науки. - С. 39-43.
15. Большая Российская энциклопедия / URL // https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2261519.
16. Об утверждении методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 № 4132-р / URL // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212260055.
17. Большая Российская энциклопедия / URL // https://bigenc.ru/philosophy/text/1969259.
18. Дуальность и механизм работы матрицы / URL // https://19paradigm.pro/dualnost-i-mehanizm-raboty-dualnoj-matritsy.
19. Дуальность категории сельские территории / С.В. Рюмкин, И.Н. Рюмкина, А.Д. Малыхина, Л.С. Рюмкин // Устойчивое развитие сельских территорий: сб. материалов III Всерос. (нац.) на- уч.-практ. конф. - Новосибирск, 2022. - С. 152-156.
20. Стратегическое управление ресурсами прибрежных зон : [в 3 т. / А. В. Семенов, Ю. С. Руденко, Ю. В. Разовский и др.] ; под общ. ред. А. В. Семенова ; Моск. ун-т им. С. Ю. Витте. - Москва : МУ им. С. Ю. Витте, 2016.
EDN: GIMIZW
Т.А Сапунова - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, Россия, Краснодар, [email protected],
T.A Sapunova - candidate of economic sciences, associate professor, department of state and corporate governance, institute of digital economy and business process management, Academy of Marketing and Socio-Information Technologies - IMSIT, Russia, Krasnodar.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ В УПРАВЛЕНИИ РОССИЙСКИМИ РЕГИОНАМИ
THE USE OF FOREIGN EXPERIENCE IN MARKETING TERRITORIES IN THE MANAGEMENT OF RUSSIAN REGIONS
Аннотация. В данной научной работе рассмотрено использование зарубежных практик маркетинга территорий в управлении российскими регионами. Актуализирована конкурентоспособность территории, являющаяся ключевой задачей стратегического развития социально-экономической сферы. Проанализированы факторы формирования конкурентной среды, а также описана долгосрочная стратегия развития территории, при которой учитываются уникальные территориальные преимущества, потенциал, привлекательность, индивидуальность. Показана таблица согласно рейтингу City Brand Index за первую половину 2023 года (топ десять самых популярных городов), которая оценивается по определённым критериям. Приведены конкретные примеры зарубежным практик использования маркетинга территории. В заключении научной работы подведён итог о качестве применения в российских городах и населённых пунктах маркетинга территории на основе зарубежного опыта. Сформирован комплекс мероприятий по созданию благоприятного территориального имиджа.
Abstract. In this scientific work, the use of foreign practices of territory marketing in the management of Russian regions is considered. The competitiveness of the territory, which is a key task of the strategic development of the socio-economic sphere, has been updated. The factors of the formation of a competitive environment are analyzed, and a long-term strategy for the development of the territory is described, which takes into account the unique territorial advantages, potential, attractiveness, individuality. The table is shown according to the City Brand Index rating for the first half of 2023 (top ten most popular cities), which is evaluated according to certain criteria. Specific examples of foreign practices of using territory marketing are given. The conclusion of the scientific work summarizes the quality of the use of territory marketing in Russian cities and settlements based on foreign experience. A set of measures has been formed to create a favorable territorial image. Ключевые слова: конкуренция, маркетинг территорий, стратегии развития, инвестиции, города. Keywords: competition, marketing of territories, development strategies, investments, cities.
В современном мире маркетинг территорий является ключевой фигурой при развитии не только города, региона, но и страны в целом. Существует огромная палитра инструментов, способных успешно реализовывать продвижение любой территории, путём решения её важных проблем, таких как уровень жизни общества, уровень узнаваемости и влиятельности территории внутри государства и на международной арене.
Актуальность выбранной темы обуславливается жесткой конкуренцией между городами, которые нуждаются в трудовых ресурсах, привлечении инвесторов, креативности и свежести концепции при освоении территориальных пространств. Наличие таких факторов, как благоприятное географическое положение, наличие природных и промышленных ресурсов, а также присутствие грамотной социально-экономической программы развития территорий, теперь не является гарантией повышения привлекательности города Для того, чтобы муниципальное образование занимало лидирующие позиции, необходимо принимать новые, нешаблонные управленческие решения, использовать современные инструменты маркетинга территории [1].
Маркетинг территорий представляет собой современную технологию реализации индивидуальных стратегий развития населённых пунктов, а также комплекс мероприятий социального и экономического развития. За последнее десятилетие он стал играть ключевую роль в жизни муниципального образования и страны в целом. Отличительной особенностью маркетинга территории является наличие следующих критериев:
- многогранность;
- широкий спектр возможностей;
- креативность [2].
Существует два важных подхода при интерпретировании понятия маркетинга территорий, которые представлены ниже в таблице 1.
Таблица 1 - Основные подходы при рассмотрении понятия маркетинга территории.
Подход Определение
Экономический Маркетинг территории рассматривается с экономической точки зрения и приводит к рекламе города
Управленческий Маркетинг территории рассматривается как инструмент управления городом