номики. Доля последнего в общей численности работающих в 1999 г. составила 55,8%, в то же время удельный вес государственных и муниципальных предприятий и организаций за последние годы сократился на 42 процентных пункта.
За 1991-1999 годы в Дагестане заметно ускорилось развитие отраслей, призванных обеспечивать нужды населения в социальных услугах. В результате, доля непроизводственной сферы в численности занятых увеличилось на 8%. Неравнозначные сдвиги происходят в отраслевой структуре занятости: в отдельных отраслях численность работников уменьшается (промышленность, строительство, наука), а в других - увеличивается (сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение).
В числе прогрессивных результатов рыночного реформирования особо следует отметить такие явления, как постепенный отход от государственного патернализма, появление значительного слоя предпринимателей среди сельских жителей, освоение и приобретение ими различных современных индустриальных специальностей и повышение профессионально-территориальной мобильности. Однако данное явление может иметь и весьма негативные последствия. Речь идет о возможной деградации сельских трудовых ресурсов, особенно молодежи, как производителей сельскохозяйственной продукции, о потери ими навыков, традиции и культуры аграрного труда, которые складывались на протяжении многих лет.
На характер и скорость трансформации занятости самое негативное влияние оказывает наличие и нарастание безработицы. В республике наблюдаются все формы и разновидности безработицы. По всем позициям показатели безработицы здесь в несколько раз превышает среднероссийское значение. Так, уровень регистрируемой безработицы в 2,5 раза, а напряженность рынка труда - в 7 раз выше. На региональном рынке практически сложилась критическая ситуация, которая реально угрожает его социально-экономической безопасности. Безработица стала одной из главных причин оттока не только русскоязычного населения, но и коренных народностей Дагестана. Сложившаяся ситуация в республике, на наш взгляд, требует разработки и реализации чрезвычайной программы содействия занятости населения на ближайшие 3-5 лет.
Ханмагомедов С.Г., Ханмагомедова З.С.
Сельская кредитная кооперация: необходимость и перспективы
Характерной приметой сельской жизни сегодня является формирования слоя мелких товаропроизводителей, рост малого предприн имательства и агробизнеса.
Число фермерских (крестьянских) хозяйств в 1999 г. по данным Госкомзема Республики Дагестан превысило 20 тыс. единиц, увеличились в 4,4 раза по сравнению с 1993 г. В прошедшем году доля основных видов сельскохозяйственной продукции фермерских хозяйств в общем объеме их республиканского производства составила: зерна - 4,8, овощей - 9,7, картофеля - 5, плодов - 3,5, мяса в ж.в. - 4,7, молока - 3,8, яиц - 1,8 и шерсти - 9,4 процентов.
Наблюдается определенный рост деловой активности между фермерскими хозяйствами, их кооперация по производству, закупке, переработке, хранению и сбыту своей продукции.
Само отношение к фермерству как к новому укладу и образу жизни крестьян со стороны рядовых селян стало более доброжелательным. Имеются примеры налаживания производственных и экономических взаимоотношений между фермерскими хозяйствами и сельскохозяйственными предприятиями, возникают производственные, снабженче-ско-сбытовые и перерабатывающие кооперативы
Вместе с тем, многие фермерские (крестьянские) хозяйства, не успев сформировать необходимую ресурсную базу и по-настоящему окрепнуть, прекращают производственную деятельность. Этому способствует немало причин: несовершенство законодательной базы, кредитно-финансовой и налоговой систем, негарантированность и нестабильность рынка сбыта продукции, низкий уровень реальных доходов и потребительского спроса населения республики.
Особенно негативно сказывается на малых товаропроизводителях главная особенность сельскохозяйственного производства - его сезонность и необходимость дополнительных материальных и денежных ресурсов в пиковые технологические периоды. Банки из-за большого риска, связанного с производственно-финансовой неустойчивостью мелких товаропроизводителей (низкая доля в земельных ресурсах и объема производства продукции, не возврат фермерскими (крестьянскими) хозяйствами первой волны солидных размеров льготных кредитов государства и т.д.) неохотно идут на их поддержку финансовыми ресурсами.
Для активизации предпринимательской деятельности и полного раскрытия потенциала семейного производства, создания благоприятных условии функционирования фермерских хозяйств назрела необходимость создания в республике новых форм их финансово-кредитного обслуживания в виде сельских кредитных кооперативов.
Свое право на существование сельские кредитные кооперативы показали более чем в 20 регионах Российской Федерации. Положительный опыт в создании сельских кредитных кооперативов накоплен в Алтайском крае, Волгоградской, Нижегородской, Орловской и других областях. В этих регионах наблюдается процесс стимулирования вложений денежных средств в сельскохозяйственное производство, рост сбережений и решение социально-экономических проблем на селе. Сельские кредитные кооперативы тут
проявляют активность, в то же время воплощая в себе антикризисный потенциал. Они защищают мелких товаропроизводителей от разорения и способствуют финансовому оздоровлению и экономической стабилизации фермерских хозяйств в экстремальных производственных ситуациях.
В условиях Республики Дагестан для регулирования финансово-кредитно-экономических и уставных межфермерских отношений целесообразно, на наш взгляд, создать при АФКОД совет по сельской кредитной кооперации.
Создание сельских кредитных коопераций, их поддержка Правительством и банковской системой РД позволяют лучше чем сегодня использовать потенциал республики (земля, трудовые ресурсы, уклад жизни и т.д.) для наращивания производства высококачественных и дешевых продуктов сельского хозяйства по законченному технологическому циклу «от поля (фермы) до прилавка».
Магомедова У.А.-И., Пайзуллаева З.К.
Совершенствование структуры продовольственного комплекса регионов в переходный период
Продовольственный сектор России в переходный период характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями: с одной стороны, усилением спада производства как в целом в продовольственном комплексе, так и в отдельных его отраслях и подотраслях, а с другой - появлением новых рыночных структур в дополнение к традиционным, формированием новых каналов движения продукции, новых продуктовых цепочек. Вновь возникающие структуры и связи в отдельных продуктовых сегментах1 являются наиболее важным свидетельством перехода всего продовольственного комплекса от централизованно плановой к рыночной экономике.
Под продуктовым подкомплексом подразумевается вертикальный продуктовый комплекс, рассматриваемый как автономная экономическая система. Продуктовая продовольственная цепочка - совокупность вертикально расположенных последовательных уровней (стадии) движения продукта от сельскохозяйственного производства до конечного потребительского рынка. Движение продукции от одного уровня к другому происходит по различным продуктовым каналам. Перемещение продукта с одного уровня продуктовой цепочки на другой сопровождается; изменением (добавлением) его стоимости; переходом от одного собственника к другому (за исключением случаев вертикальной интеграции в рамках единой собственности). Традиционная продовольственная цепочка представлена несколькими уровнями.
На первом уровне (так называемые первичные сельскохозяйственные рынки) производители продают, а заготовители (компании и организации) закупают с/хсырье (здесь может быть несколько субуровней посредников - мелкие, крупные) для последующей его реализации перерабатывающем предприятиям. На втором уровне перерабатывающие предприятия производят из закупленного сырья готовую к потреблению продукцию либо полуфабрикаты для домашнего приготовления. Следующий уровень представлен оптовыми структурами, которые перевозят на большие расстояния крупные партии продовольствия и осуществляют функции хранения. Последний третий уровень продуктовой цепочки представлен предприятиями розничного звена, к которым относятся розничные магазины и предприятия общепита. На практике в развитых странах встречаются всевозможные варианты цепочек (прямые, в которых отсутствуют посредники н розничное звено; короткие, в которых присутствует либо розничное звено, либо посредническое; интегрированные и другие), в то время как традиционные цепочки в чистом виде явление достаточно редкое. В условиях централизованно плановой системы на протяжении многих десятков лет и нашей стране продуктовые цепочки чаще всего были представлены в ортодоксальном традиционном виде (за исключением тех случаев, когда специфика продукта не позволяла их использовать).
Многолетнее существование плановой экономики привело к формированию ортодоксальных функциональных и управленческих систем продовольственного комплекса, представленных многоуровневыми пирамидальными структурами, управляемыми из центра. В основании пирамид находились низовые производственные и торговые предприятия, подчинявшиеся структурам, районного, областного или республиканского звена; последние, в свою очередь, находились в подчинении центральных структур. Пирамидальные функциональные и управленческие структуры формировались но продуктовому (Министерство хлебопродуктов, Росбакалея, Росмясомолторг), ведомственному (Центросоюз, система управлении рабочего снабжения, Минторг) или функциональному (структуры оптовой, розничной торговли и общепита) признакам. При такой системе централизованного управления, отличавшейся жесткой детерминированностью каналов движения продукции, рыночные агенты чаще всего не имели возможности выбора каналов сбыта; производители продукции не несли ответственности за реализацию своей продукции, что отражалось на ее качестве; дотации, выплачиваемые из государственного бюджета для поддержания как производителей сырья, так и его переработчиков, а также жесткие фиксированные цены, действовавшие на всей территории страны, уничтожали конкурентную среду и лишали продавцов возможности получения выгоды от реализации произведенной продукции. В итоге сам процесс производства и сбыта сельскохозяйственной продукции не был соответственно мотивирован.