Научная статья на тему 'SELF-REGULATION AND CRITICAL THINKING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL FORMATION OF CIVILIANS OF VNG RF'

SELF-REGULATION AND CRITICAL THINKING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL FORMATION OF CIVILIANS OF VNG RF Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / CRITICAL THINKING / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смоленцев Иван Олегович, Федоришин Михаил Иванович, Жаббаров Вячеслав Анатольевич

В статье авторами обозначена актуальность исследования психологических особенностей саморегуляции и критического мышления в процессе профессионального становления курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации. Проведенные исследования показывают, что специфические условия деятельности и требования, предъявляемые к курсантам, требуют от них высоких квалифицированных знаний, умений и навыков, приобретаемых ими в процессе их профессионального становления (обучения). Саморегуляция и критическое мышление представляют собой одни из компонентов личностных качеств, которые необходимы курсантам для их успешной деятельности и профессионального становления. На основании этого в статье представлены результаты эмпирических исследований, показывающие, как саморегуляция влияет на выполнение служебно-боевых задач, значение и способ развития критического мышления, в своей совокупности отчасти определяющих успешность профессионального становления будущих офицеров.In the article, the authors highlight the relevance of the study of the psychological characteristics of self-regulation and critical thinking in the process of professional formation of cadets of the national guard of the Russian Federation. The conducted studies show that the specific conditions of activity and the requirements for cadets require them to have high qualified knowledge and skills acquired by them in the process of their professional formation (training). Self-regulation and critical thinking are one of the components of personal qualities that cadets need for their successful work and professional development. On the basis of this, the article presents the results of empirical studies showing how self-regulation affects the performance of military-combat missions, the importance and method of developing critical thinking, which, in part, partially determine the success of the professional formation of future officers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смоленцев Иван Олегович, Федоришин Михаил Иванович, Жаббаров Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «SELF-REGULATION AND CRITICAL THINKING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL FORMATION OF CIVILIANS OF VNG RF»

Психология

УДК 370

адъюнкт Смоленцев Иван Олегович

Новосибирский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); адъюнкт Федоришин Михаил Иванович Новосибирский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); адъюнкт Жаббаров Вячеслав Анатольевич Новосибирский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

САМОРЕГУЛЯЦИЯ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВНГ РФ

Аннотация. В статье авторами обозначена актуальность исследования психологических особенностей саморегуляции и критического мышления в процессе профессионального становления курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации. Проведенные исследования показывают, что специфические условия деятельности и требования, предъявляемые к курсантам, требуют от них высоких квалифицированных знаний, умений и навыков, приобретаемых ими в процессе их профессионального становления (обучения). Саморегуляция и критическое мышление представляют собой одни из компонентов личностных качеств, которые необходимы курсантам для их успешной деятельности и профессионального становления. На основании этого в статье представлены результаты эмпирических исследований, показывающие, как саморегуляция влияет на выполнение служебно-боевых задач, значение и способ развития критического мышления, в своей совокупности отчасти определяющих успешность профессионального становления будущих офицеров.

Ключевые слова: профессиональное становление; критическое мышление, саморегуляция.

Annotation. In the article, the authors highlight the relevance of the study of the psychological characteristics of self-regulation and critical thinking in the process of professional formation of cadets of the national guard of the Russian Federation. The conducted studies show that the specific conditions of activity and the requirements for cadets require them to have high qualified knowledge and skills acquired by them in the process of their professional formation (training). Self-regulation and critical thinking are one of the components of personal qualities that cadets need for their successful work and professional development. On the basis of this, the article presents the results of empirical studies showing how self-regulation affects the performance of military-combat missions, the importance and method of developing critical thinking, which, in part, partially determine the success of the professional formation of future officers.

Keywords: professional development; critical thinking, self-regulation.

Введение. В соответствии с требованиями Президента Российской Федерации, принятой Концепцией развития войск национальной гвардии России и стоящих перед войсками задач. На всех этапах своей деятельности национальная гвардия всегда находилась на высоком профессиональном уровне, связанным прежде всего с укреплением и развитием традиций в формировании одной из жизнеобеспечивающих ячеек Российского государства, обеспечивающие защиту национальных интересов и национальной безопасности страны, ее территориальную целостность, стабильность в государстве и обществе, безопасность граждан, правопорядок и законность (В.В. Путин).

Данные требования накладывают особые специфические способы и методы решения по выполнению служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии. Данные требования закреплены в нормативно-правовых актах как федерального значения, так и локального уровня.

В состав войск национальной гвардии входят военные институты, являющиеся собой основой для ее будущего развития и формирования. Предметом деятельности военных институтов является подготовка кадров для Росгвардии, федеральных органов исполнительной власти в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Основные цели деятельности военных институтов такие как:

1) удовлетворение потребностей Росгвардии, федеральных органов исполнительной власти в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в высококвалифицированных специалистах путем реализации образовательных программ высшего образования;

2) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, духовно-нравственном, творческом, физическом и профессиональном развитии;

3) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества, традиций войск национальной гвардии;

4) развитие науки посредством научных исследований в сфере деятельности Росгвардии;

Определяют специфику на обеспечение и проведение необходимых мероприятий в русле

образовательного процесса, направленного в первую очередь на профессиональное становление курсантов войск национальной гвардии.

Изложение основного материала статьи. Под профессиональным становлением специалиста понимают процесс прогрессивного изменения его личности вследствие социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самореализацию. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении [5]. Профессиональное становление - это формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграция, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека [5].

Одной из целей профессионального становления курсантов военных институтов является развитие общего уровня профессионально важных качеств.

В нашей статье мы рассмотрим такие качества как саморегуляция и критическое мышление.

Развитие общего уровня саморегуляции и критического мышления, являются основными компонентами успешных и взаимосвязанных действий будущих офицеров в не формализованных служебно-боевых и повседневных обстановках. Военная служба требует от командира подразделения ежеминутной готовности к действиям в нестандартной обстановки и выполнения различных задач [8] все это невозможно без определенных взаимосвязанных действий, четкого руководства и эффективного принятия молниеносного правильного решения в экстремальных условиях. Таким образом, при реализации поставленных целей, возникают некоторые трудности так как служебно-боевая деятельность курсантов жестко регламентирована Уставом, нормативно-правовыми актами и другими локальными приказами, и распоряжениями. Данная деятельность включает в себя высокий уровень дисциплинированности и определенную субординацию, что в свою очередь непосредственно влияет на развитие индивидуальности и становления личного стиля саморегуляции, возможности критически мыслить в определенных условиях обстановки.

Вышеуказанное противоречие между установленной законом строгой дисциплины и в то же время востребованностью способности к самостоятельному принятию решений обуславливает потребность в разработке специальных подходов к обучению курсантов [1].

Обучение в военном вузе специфично не только в отношении содержания образования, но характеризуется также особой социальной позицией обучающихся: курсант, в отличие от студента, уже включен в профессию: он является военнослужащим, выполняет обязанности, связанные со служебной деятельностью, его быт существенно отличается от гражданских условий (определенная изолированность от близких, гендерная однородность, нормативность жизнедеятельности), обучение в военном институте отличается также высокой формализацией процесса обучения. Все эти указанные обстоятельства могут коррелировать с возникновением психологических затруднений, внутренних конфликтов между личным желанием стать офицером войск национальной гвардии и её действительности, с которой курсант сталкивается на первом курсе обучения, что в свою очередь приводит к отказу от военной профессии, так как становление индивидуальных личностных качеств: низкий или на оборот высокий уровень гибкости поведения, тенденция к делегированию ответственности за свои действия вышестоящими командирами и начальниками, понижения рефлексии и самоконтроля, отказ, а также непринятие саморазвития [2], критически оценивать информацию, возможности критически мыслить и принимать решения в особых условиях деятельности и пр.

Напряженность многих из этих психологических проблем может быть снижена посредством развития способности к саморегуляции в ее индивидуальной специфике и развития критического мышления.

Саморегуляцию личности мы рассматриваем как процесс регуляции человеком своего поведения, психологических и психофизиологических состояний в изменяющихся обстоятельствах [10, 7], что реализуется в умении субъекта самостоятельно ставить перед собой адекватные цели, планировать, моделировать и контролировать процесс их достижения, обеспечивая внутреннюю согласованность и стабильность психики и личности. Высокий уровень саморегуляции личности включает в себя индивидуальное своеобразие, которое обусловлено индивидуальным процессом ее становления, при котором осознанно или неосознанно субъект учитывает особенности своей личности (темперамент, характер, способности, мотивацию и пр.), формирует индивидуальный стиль деятельности (и индивидуальный стиль саморегуляции) [6].

Проведенное исследование (в целом 150 респондентов первого и третьего курсов, в возрасте от 18 до 23 лет) показывает, что при весьма высоком уровне саморегуляции у наибольшей части курсантов, она не имеет различий и не обладает индивидуальным своеобразием, также её совершенствование на разных курсах обучения в большую сторону определяется именно «типизацией» индивидуальности, «уничтожением» личностных особенностей. Большая часть курсантов адаптируется к окружающей и внутренней среде посредством «встраивание» в систему общих требований, благодаря снижению дифференциации по числу значимых параметров.

Так, при высоком уровне саморегуляции и относительно равномерном распределении ее составляющих (опросник В.И. Моросановой "Стиль саморегуляции поведения") (Рис. 1) у большинства курсантов наблюдается средний уровень показателей экстраверсии, рефлексии и высокий уровень эмоциональной стабильности (Личностный опросник Г. Айзенка). Практически для всех курсантов не является значимой ценность «служения» (методика Г.В. Резапкиной "Иерархия жизненных ценностей"), которая отражает профессиональную вовлеченность и может быть мерой, с которой соизмеряет свое профессиональное поведение военнослужащий.

В то же время исследование динамики развития саморегуляции при сравнении курсантов первого и третьего курсов, свидетельствует, что к третьему курсу изменяется ее структура: на первом курсе значимо хуже, чем у третьекурсников выражены показатели: «Моделирование», «Оценка результата», «Самостоятельность», что может быть обусловлено процессами адаптации, однако к третьему курсу несколько снижаются результаты по параметрам «Планирование» и «Программирование», что, по-видимому связано с особенностями обучения и выраженной регламентацией повседневной жизни курсантов, не требующих от юношей самостоятельного планирования деятельности и способов ее выполнения в соответствии с ее целями и условиями (Рис. 2). Снижается также уровень рефлексии (методика диагностики рефлексивности А.В. Карпова), что также может свидетельствовать о тенденции к унификации и стандартизации деятельности курсантов.

Рисунок 1. Распределение показателей шкал саморегуляции у курсантов

Средний балл по шкалам

7,00 6,41 -¿61 6.67903

s'oo I | 5=53 'л

1 III I ill I

■ 1 курс ■ 3 курс

Рисунок 2. Динамика показателей саморегуляции от 1-го к 3-му курсу у курсантов

Таким образом, согласно полученных результатов исследования можно констатировать, что весь образ жизни курсантов и характер их обучения не способствуют развитию индивидуальных вариантов саморегуляции, что может оказать негативное влияние на поведение военнослужащих в чрезвычайных обстоятельствах, и как следствие успешность их профессиональной деятельности [9].

Критическое мышление мы рассматриваем как «интеллектуально дисциплинированный процесс умелой активной концентрации, применения, анализа, синтеза собранной информации, полученной посредством наблюдения, эксперимента, рефлексии, рассуждения, или коммуникации, что является руководством к убеждению и действию» [3].

Самостоятельность мышления позволяет формулировать свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Офицеры, работая индивидуально, должны «иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать сложнейшие вопросы в период войн и военных конфликтов». Офицеры вправе принимать идеи других людей как собственное мнение и разделять чью-то точку зрения. Результат каждого отдельного действия представляет собой промежуточное состояние при развитии критического мышления. Каждый отдельный шаг при развитии критического мышления при смене одного состояния с другим, в конечном результате выступает в качестве определённого конструируемого объекта [4].

Таким образом, если в процессе профессионального становления у курсантов военного института в ходе образовательной деятельности систематически и целенаправленно развивать навыки критического мышления, то это будет у них способствовать повышению качества критически мыслить и принимать взвешенные решения на основе правильного оценивания информации и ее интеллектуальной обработки, что безусловно необходимо для будущего офицера войск национальной гвардии Российской Федерации.

В нашем исследовании по развитию критического мышления в структуре повседневной деятельности курсантов было проведено исследование, которое показывало нам одинаковые результаты, что объясняется равными условиями обучения в вузе.

Для исследования интеллектуальных способностей курсантов нами не выявлено принципиальных различий между показателями и значениями средних величин по показателям. Это показывает, что процесс развития критического мышления представляет собой определенное движение предмета мысли способного к анализу, обобщению и умозаключению [3].

Закономерные творческие способности в развития критического мышления у курсантов нами исследовались путем отображения в них таких предметных связей, которые с необходимостью приводятся к рассмотрению к новым более глубоким отношениям. Развитие интеллектуальных и творческих знаний необходимо формировать у курсантов на занятиях при организации учебно-образовательного процесса в военном вузе.

При рассмотрении нами практической направленности критического мышления. Мы определили процесс развития интеллектуальных знаний по средствам познавательной активности, характеризующее ее подчиненность предметно-преобразовательным целям [11].

При проведении исследования критического мышления в экспериментальной группе был применён факультативный курс, который повысил эффективность и результативность нашей экспериментальной группы и развил критическое мышление у курсантов.

Выводы. Таким образом, при развитии критического мышления, уделяется большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственности за собственную точку зрения. В связи с этим, офицеру войск национальной гвардии России необходимы не только глубокие и прочные знания по военной специальности, но и умения самостоятельно добывать новые профессиональные знания, способности критически оценивать информацию, активно реализовывать эту информацию в служебно-боевой практике, ответственно решать профессиональные и служебно-боевые задачи, возложенные на войска.

Полученные результаты позволяют утверждать, что профессиональное становление курсантов проходит в специфических условиях деятельности (военной службы), что накладывает свой отпечаток на их саморегуляцию и способность критически мыслить. Развитие саморегуляции зависит от индивидуального стиля личности курсанта, исходя из этого, можно сказать, что чем выше проявляется индивидуальность в профессиональном становлении курсантов, тем выше уровень саморегуляции и наоборот, развитие же критического мышления зависит от внедрения факультативного курса в образовательную деятельность военного института.

Литература:

1. Большунова Н.Я., Федоришин М.И. Индивидуально-психологические особенности личности как факторы саморегуляции курсантов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 4 [46]. С. 105-114

2. Большунова Н.Я., Федоришин М.И. Развитие способности к саморегуляции курсантов ВООВО как важнейшего качества будущего офицера / X Межвузовская научно-практическая конференции с международным участием «Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации» (Новосибирск, 27 декабря 2018 г.). Новосибирск: Издательство НВИ имени генерала армии И.К. Яковлева ВНГ РФ, 2019. - С. 48-52.

3. Жаббаров В.А. Дифференциация критического мышления в психологических исследованиях / Жаббаров В.А., Кононова Т.А // Сибирский учитель. № 5. 2019. С. 69-73.

4. Жаббаров В.А. Структура и сущность профессиональных качеств офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации / Жаббаров В.А., Ведерников А.А, Мазурин А.Е., Шабанов А.Г., Чумаров Г.В. // Международный научный журнал. № 2 (75). - Барнаул: «Мир науки, культуры, образования». 2019. - С. 57-61.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебн. пособие. - 3-е изд., Перераб. и доп. - М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2005. - 336 с.

6. Карпов А.В. Рефлексивность как психологическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

7. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 5-12.

8. Коротких, Д.Е. Перспективы развития профессионального обучения военнослужащих и сотрудников Росгвардии. / Д.Е. Коротких, А.Г. Шабанов // Сборник научных статей межвузовской научно-практической конференции с международным участием «Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации». - Новосибирск: Издательство НВИ имени генерала армии И.К. Яковлева ВНГ РФ, 2018. - С. 30-34

9. Осницкий А.К., Корнеева С.А. Проблема индивидуальных различий в процессах саморегуляции / Международная юбилейная конференция "Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова" / Под редакцией М.К. Кабардова, А.К. Осницкого. - М.: Издательство «Перо». 2017.

10. Перевозкина Ю.М., Федоришин М.И. Системный подход в психологии индивидуальности // Ярославский психологический вестник. 2019. № 3 [45]. С. 12-13

11. Смоленцев И.О. Проблема профессионального мышления военнослужащих в условиях воинской деятельности / Смоленцев И.О. // Современная психология и педагогика: проблемы и решения. 2019. -С. 90-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.