Научная статья на тему 'Ղեկավարի ինքնիրացումը որպես աշխատակազմի մոտիվացիայի համակարգաձեվավորող գործոն'

Ղեկավարի ինքնիրացումը որպես աշխատակազմի մոտիվացիայի համակարգաձեվավորող գործոն Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЛИДЕРСТВО / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНИЙ МОТИВАТОР / ВНУТРЕННИЙ МОТИВАТОР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ / MANAGEMENT / LEADERSHIP / SELF-ACTUALIZATION / COGNITIVE NEED / VALUE / MOTIVATION / EXTERNAL MOTIVATOR / INTERNAL MOTIVATOR / EFFICIENCY / PROFESSIONAL LONGEVITY / կառավարում / ղեկավար / ինքնիրացում / ճանաչողական պահանջմունք / արժեք / մոտիվացիա / արտաքին մոտիվատոր / ներքին մոտիվատոր / արդյունավետություն / մասնա- գիտական երկարակեցություն

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Պապոյան Վ.Ռ., Տոնիկյան Տ.Գ.

Преобразования в современном обществе предъявляют высокие требования профессиональным и психологическим компетенциям личности руководителей. Из существующего теоретического анализа становится ясно, что помимо профессиональных навыков факторы самореализации, саморазвития и самопознания занимают весомое место в системе эффективности управленческой деятельности.Целью исследования является изучение структурных и функциональных особенностей мотивации персонала в зависимости от уровня самореализации руководителей.Для достижения цели и задач исследования были использованы методы тестирования и анкетирования. В рамках метода тестирования были использованы тест «Диагностика самореализации» и тест Ф. Герцберга "Мотивация к трудовой деятельности".Выборка исследования состояла из 30-45-летних менеджеров и их подчиненных. В исследовании участвовали руководители среднего и низшего звена, которые работают в области финансов. Возрастной выбор исследуемой выборки обусловлен возрастными особенностями развития самореализации человека.Результаты были проанализированы с использованием статистического программного пакета SPSS 22.0.Мы начали анализ результатов исследования с формирования групп. В соответствии с методологией«Диагностика самоопределения личности» мы разделили общий отбор лидеров на две группы. В первую группу вошли лидеры с высоким уровнем самореализации (54%), а во вторую группу вошли лидеры с низким уровнем самореализации (46%). Разделение лидеров на две группы основывалось на нормальном распределении показателей уровня самореализации. Сравнительный анализ исследуемых показателей проводился с использованием Т-критерия Стьюдента. Корреляционный анализ проводился с использованием метода корреляционного анализа по Пирсону.Регион и мир, 2020, № 4Анализ результатов нашего исследования дает возможность говорить о значительной роли саморазвития и самореализации менеджеров в структурно-функциональной модели мотивации сотрудников, которая, в свою очередь, влияет на эффективность деятельности.Выяснилось, что уровень самореализации руководителя действует как системообразующий фактор мотивации сотрудников и способствует активизации мотивационных факторов.В работе показано, что в системе самореализации лидера значимое место занимает поисково-познавательная деятельность лидера, в частности, взгляд на сущность человека, высокая потребность в познании и общении.В ходе исследования было выявлено, что уровень мотивации работников как косвенный показатель эффективности управленческой деятельности существенно различается в группе работников руководителей с разным уровнем самореаизации, в частнсти, мотивированность работников самореализованных руководителей находится в пределах высоких значений. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что уровень самореализации личности предопределяет траекторию профессионального развития сотрудников и профессиональное долголетие.Transformations in modern society place high demands on the professional and psychological competencies of leaders. From existing theoretical analyses it becomes clear, that besides professional skills, factors of self- realization, self-actualization and self-development occupy a significant place in a system of effective management.The purpose of this study is investigation of the structural and functional features of staff motivation depending on self- actualization level of the leader.To achieve the goals and objectives of study methods of testing and questioning were used. As part of the testing method, the test "Diagnosis of self-realization" and the test of F. Herzberg "Motivation for work" were used.The sample of the study consisted of 30-45-year-old managers and their employees.The study involved middle and lower managers who work in the field of finance. The age selection of the studied sample is due to age-related features of the development of human self-realization.The results were analyzed by using SPSS 22.0.We began the analysis of the results of the study with the formation of groups. In accordance with the methodology "Diagnostics of personality self-determination" we divided the general selection of leaders into two groups. The first group included leaders with a high level of self-realization (54%), and the second group included leaders with a low level of self-realization (46%). The division of leaders into two groups was based on the normal distribution of self- realization level indicators. A comparative analysis of the studied parameters was carried out using Student's T-test. Correlation analysis was performed using the Pearson correlation analysis method.The analysis of our study results makes it possible to talk about the significant role of self-development and self- realization of managers in the structural-functional model of employee motivation, which, in turn, affects the effectiveness of activities.It turned out that the level of self-realization of leaders acts as a system-forming factor in employee motivation and helps to activate motivational factors.The research shows that the leader’s search and cognitive activity occupies a significant place in the leader’s self- realization system, in particular, a look at the essence of a person, a high need for knowledge and communication.The study revealed that the level of employee motivation as an indirect indicator of the effectiveness of managerial activity varies significantly in the group of employee managers with different levels of self-realization, in particular, the motivation of employees of managers with high self-realization level is within high values. Summarizing the foregoing, we can say that the level of self-realization of a person determines the path of professional development of employees and professional longevity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ACTUALIZATION OF LEADERS AS A SYSTEM-FORMING MOTIVATION FACTOR OF EMPLOYEES

Transformations in modern society place high demands on the professional and psychological competencies of leaders. From existing theoretical analyses it becomes clear, that besides professional skills, factors of self- realization, self-actualization and self-development occupy a significant place in a system of effective management.The purpose of this study is investigation of the structural and functional features of staff motivation depending on self- actualization level of the leader.To achieve the goals and objectives of study methods of testing and questioning were used. As part of the testing method, the test "Diagnosis of self-realization" and the test of F. Herzberg "Motivation for work" were used.The sample of the study consisted of 30-45-year-old managers and their employees.The study involved middle and lower managers who work in the field of finance. The age selection of the studied sample is due to age-related features of the development of human self-realization...Transformations in modern society place high demands on the professional and psychological competencies of leaders. From existing theoretical analyses it becomes clear, that besides professional skills, factors of self- realization, self-actualization and self-development occupy a significant place in a system of effective management.The purpose of this study is investigation of the structural and functional features of staff motivation depending on self- actualization level of the leader.To achieve the goals and objectives of study methods of testing and questioning were used. As part of the testing method, the test "Diagnosis of self-realization" and the test of F. Herzberg "Motivation for work" were used.The sample of the study consisted of 30-45-year-old managers and their employees.The study involved middle and lower managers who work in the field of finance. The age selection of the studied sample is due to age-related features of the development of human self-realization.The results were analyzed by using SPSS 22.0.We began the analysis of the results of the study with the formation of groups. In accordance with the methodology "Diagnostics of personality self-determination" we divided the general selection of leaders into two groups. The first group included leaders with a high level of self-realization (54%), and the second group included leaders with a low level of self-realization (46%). The division of leaders into two groups was based on the normal distribution of self- realization level indicators. A comparative analysis of the studied parameters was carried out using Student's T-test. Correlation analysis was performed using the Pearson correlation analysis method.The analysis of our study results makes it possible to talk about the significant role of self-development and self- realization of managers in the structural-functional model of employee motivation, which, in turn, affects the effectiveness of activities.It turned out that the level of self-realization of leaders acts as a system-forming factor in employee motivation and helps to activate motivational factors.The research shows that the leader’s search and cognitive activity occupies a significant place in the leader’s self- realization system, in particular, a look at the essence of a person, a high need for knowledge and communication.The study revealed that the level of employee motivation as an indirect indicator of the effectiveness of managerial activity varies significantly in the group of employee managers with different levels of self-realization, in particular, the motivation of employees of managers with high self-realization level is within high values. Summarizing the foregoing, we can say that the level of self-realization of a person determines the path of professional development of employees and professional longevity.

Текст научной работы на тему «Ղեկավարի ինքնիրացումը որպես աշխատակազմի մոտիվացիայի համակարգաձեվավորող գործոն»

ПСИХОЛОГИЯ

ЯЬ^ш^шр^ ^UpU^pmgnL^p прщЬи tfnm^mg^mj^ hm^m^mpqm^t^m^npnq qnpbnh

*Чшщп]шЬ Ч. Л.

J^nqbpmhml{mli qpinnLp-JnLhhbpp p-bljluu^ni, щрпфЬипр Лш]-пп1иш11ш11 Ьш^шришршЬ., Zniihubpintup qpinnLp-JnLhhbpp phumpinnim,

hnqbpiuhmp-jiiih luifppnh bphiuhp щЬ1пш{шЬ Ьш1/ш[ишршЬ, lpppunlpшJnLp■JшЬ l lmqbpшЬnLp■JшЬ фш^цюЬю, рЬцЬшЬшр lmqbpшЬnLp■JшЬ vuiippnh (bplnuh, ¿ш]шиюшЬ)

vpapoyan63@gmail.com Snhpl]Jшh S.Q-.

2,ш]-ппшш1ш) Ьш^шришршЬ, Zniihubpintup qpinnLp-JnLhhbppрЬишршшт,

lmqbpшЬnLp■JшЬ vuilppn) (bplnuh, 2,ш]шиюшЬ)

tigrantonikyan7@gmail.com

4^nnpn2 prnnbp {шnш^шpnLJ, qblrn^rnp, phplpprngntJ, £шьш^пцш{шь щшЬшЬ^ШгЬр, rnpdbp, Unmp^rngprn, шpшшppЬ Jnшp^шшnp, hbppph Jnшp^шшnp, шpqJnLhш^bmnLpjm.h, 1шиЬш-qpшш{шЬ bp{шpш{bgnLp]nLЬ

Самоактуализация руководителей как системообразующий фактор мотвации

работников

Папоян В. Р. Канд. псих. наук, профессор

Российско-Армянский университет, институт гуманитарных наук, кафедра психологии,

Ереванский государственный университет, Факультет философии и психологии (Ереван, Армения)

vpapoyan63@gmail.com Тоникян Т. Г.

Российско-Армянский университет, институт гуманитарных наук, кафедра психологии (Ереван,

Армения) tigrantonikyan7@gmail.com

Аннотация: Преобразования в современном обществе предъявляют высокие требования профессиональным и психологическим компетенциям личности руководителей. Из существующего теоретического анализа становится ясно, что помимо профессиональных навыков факторы самореализации, саморазвития и самопознания занимают весомое место в системе эффективности управленческой деятельности. Целью исследования является изучение структурных и функциональных особенностей мотивации персонала в зависимости от уровня самореализации руководителей.

Для достижения цели и задач исследования были использованы методы тестирования и анкетирования. В рамках метода тестирования были использованы тест «Диагностика самореализации» и тест Ф. Герцберга "Мотивация к трудовой деятельности".

Выборка исследования состояла из 30-45-летних менеджеров и их подчиненных. В исследовании участвовали руководители среднего и низшего звена, которые работают в области финансов. Возрастной выбор исследуемой выборки обусловлен возрастными особенностями развития самореализации человека. Результаты были проанализированы с использованием статистического программного пакета SPSS 22.0. Мы начали анализ результатов исследования с формирования групп. В соответствии с методологией «Диагностика самоопределения личности» мы разделили общий отбор лидеров на две группы. В первую группу вошли лидеры с высоким уровнем самореализации (54%), а во вторую группу вошли лидеры с низким уровнем самореализации (46%). Разделение лидеров на две группы основывалось на нормальном распределении показателей уровня самореализации. Сравнительный анализ исследуемых показателей проводился с использованием Т-критерия Стьюдента. Корреляционный анализ проводился с использованием метода корреляционного анализа по Пирсону.

Анализ результатов нашего исследования дает возможность говорить о значительной роли саморазвития и самореализации менеджеров в структурно-функциональной модели мотивации сотрудников, которая, в свою очередь, влияет на эффективность деятельности.

Выяснилось, что уровень самореализации руководителя действует как системообразующий фактор мотивации сотрудников и способствует активизации мотивационных факторов.

В работе показано, что в системе самореализации лидера значимое место занимает поисково-познавательная деятельность лидера, в частности, взгляд на сущность человека, высокая потребность в познании и общении. В ходе исследования было выявлено, что уровень мотивации работников как косвенный показатель эффективности управленческой деятельности существенно различается в группе работников руководителей с разным уровнем самореаизации, в частнсти, мотивированность работников самореализованных руководителей находится в пределах высоких значений. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что уровень самореализации личности предопределяет траекторию профессионального развития сотрудников и профессиональное долголетие.

Ключевые слова: управление, лидерство, самоактуализация, познавательная потребность, ценность, мотивация, внешний мотиватор, внутренний мотиватор, эффективность, профессиональное долголетие.

Self-Actualization of Leaders as a System-Forming Motivation Factor of Employees

Papoyan V. R. PhD in psychology, professor Russian-Armenian university, department of psychology

Yerevan state university Faculty ofphilosophical and psychological studies

vpapoyan63@gmail.com Tonikyan T. G.

Russian-Armenian university, department of psychology (Yerevan, Armenia)

tigrantonikyan7@gmail.com

Abstract: Transformations in modern society place high demands on the professional and psychological competencies of leaders. From existing theoretical analyses it becomes clear, that besides professional skills, factors of self-realization, self-actualization and self-development occupy a significant place in a system of effective management. The purpose of this study is investigation of the structural and functional features of staff motivation depending on self-actualization level of the leader.

To achieve the goals and objectives of study methods of testing and questioning were used. As part of the testing method, the test "Diagnosis of self-realization" and the test of F. Herzberg "Motivation for work" were used. The sample of the study consisted of 30-45-year-old managers and their employees.

The study involved middle and lower managers who work in the field of finance. The age selection of the studied sample is due to age-related features of the development of human self-realization. The results were analyzed by using SPSS 22.0.

We began the analysis of the results of the study with the formation of groups. In accordance with the methodology "Diagnostics of personality self-determination" we divided the general selection of leaders into two groups. The first group included leaders with a high level of self-realization (54%), and the second group included leaders with a low level of self-realization (46%). The division of leaders into two groups was based on the normal distribution of self-realization level indicators. A comparative analysis of the studied parameters was carried out using Student's T-test. Correlation analysis was performed using the Pearson correlation analysis method.

The analysis of our study results makes it possible to talk about the significant role of self-development and self-realization of managers in the structural-functional model of employee motivation, which, in turn, affects the effectiveness of activities.

It turned out that the level of self-realization of leaders acts as a system-forming factor in employee motivation and helps to activate motivational factors.

The research shows that the leader's search and cognitive activity occupies a significant place in the leader's self-realization system, in particular, a look at the essence of a person, a high need for knowledge and communication. The study revealed that the level of employee motivation as an indirect indicator of the effectiveness of managerial activity varies significantly in the group of employee managers with different levels of self-realization, in particular, the motivation of employees of managers with high self-realization level is within high values. Summarizing the foregoing, we can say that the level of self-realization of a person determines the path of professional development of employees and professional longevity.

Keywords: management, leadership, self-actualization, cognitive need, value, motivation, external motivator, internal motivator, efficiency, professional longevity

Upq^ dшüшüшЦш2P2ШünLÜ ^pq^j^ü nhuntpu^ шpщnLÜш^hш Цшпш^шpnLÜp шnш2üш]^ü shq t qpшцhgünLÜ mümhunLp^ü qшpqшgüшü qnp&püpшgnLÜ: tfшüшüшЦшЦ^g hшuшpшЦnLp]nLÜnLÜ rnhq^ nLÜhgnq фп^ш-^hp^ntüühpp pшpÀ.p щшhшüÀ2Ühp hü ühp-^^gümü шüÀ.^ü, üpш üшuüшq^mшЦшü U hnqhpшüшЦшü ^ü^hmhüg^ühp^ü: ипЦш mhuшЦшü ^hpinL&nLpjnLÜühp^g щшpq t ^шп-ünLü, np pшg^ üшuüшq^mшЦшü hüsnLpjnLÜ-ühp^g, Цшпш^шp¿шЦшü qnp&nLÜhnLp^ü шp-щnLÜш^hшnLp]nLÜp щшJÜшüш^npnц qnp&nü-ühp^ ühg üh& shq hü qpшцhgünLÜ ^üpü^pшg-иШ^ ^üpшqшpqшgüшü U ^üpüшáшüш¿üшü qnp&püpшgühpp, npnüp üh^^hu ЩШJÜШÜШ-^npntü hü Цшпш^шp¿^ qnp&nLÜhnLp^ü шpq-JnLÜш^hmnLpJnLÜp: bü¿^hu Ü2nLü t üшpqm. шüÀüшфü npшЦühp^ U qnpbntühntp-]шü Цпц^фд üpшü ühp^^g^nq щшJÜшüühp^ nL цшhшÜ2Ühp^ фn^шqшpÀ hшüшщшmшu-^ШÜnLp]nLÜp h^üp t hшÜq^UШÜnLÜ üшuüшq^-

mшЦшü ^üpünpn2üшü U qшpqшgüшü hшüшp [l]:

4hpg^ü mшp^ühp^ü ^üpü^pшgüшü ^üqp^ ü^m^üp hhmшqnmшЦшü hhmшppppnLp-jnLÜp u^uh]_ t ш^^ hnqhpшüшЦшü qpшЦшünL-p^ü ühg: Uju ^üqp^ ü^m^üp nL2шqpnLp-]шü nLdh^gnLüp Цшц^шЬ t üшpqm. qшpqшg-üшü ühg ^ш nLÜhgш& npn2fe qhp^ hhs [2-4]: ишЦш^ ühp^ dшüшüшЦühpnLÜ ^üpü^pшg-üшü йши^ щшmЦhpшgnLÜühpnLÜ шühüшp t hшuЦшüшL ш^ hpUnLp t, qnp&püpшg, цш-hшÜ2ÜnLÜp, hшшЦnLp]nLÜ, ph шд pшü: büpü^-pшgüшü nLunLÜüшu^püшü qd^pnLpjnLÜüh-p^g üh^ü ш]ü t, np ш]ü ¿^ ^pnq шüUф2шЦшünphü U opjh^m^nphü, ühüp Цш-pnq hüp mhuüh]_ ü^jü unLpjh^rn^ hnqh^ü^

^ш ^ш nLÜhgшЬ шpщnLÜpühpp [3]: U^ 2шpp

hhшшqnшnLp]nLÜühpnLÜ Ü2^nLÜ t üшU ^Цш-^p^ шüÀ.^ ^üpü^pшgüшü qhpp Цшпш^шp-¿шЦшü qnp&nLÜhnLp^ü ühg: U^ Цпц^фд шüÀ.^ ^üpü^pшgnLÜp q^mшpЦ^nLÜ t np^hu шpq-jnLÜp, Цпц^фд np^hu üш^шqpJШL, npp üцшuшnLÜ t Цшпш^шp¿шЦшü qnpbnLÜhnLp-]шü шpщnLÜш^hшnLp]шü pшpÀ.pшgüшüp [5]: U^UünLjü dшüшüшЦ, np^hu ЦшqüшЦhpцnLp-^ü qnp&nLÜhnLp^ü шpщnLÜш^hшnLp]шü шünLqqшЦ^ qnp&nüühp ^ph^ t q^mшpЦhL

Ш2^шшшЦ^gühp^ ünm^^g^j^ hшüшЦшp-qp [б]: ^ш^Ь Цшпш^шp¿шЦшü qnp&nLÜhnLp-]шü ühg шüÀф ^üpü^pшgüшü qhp^ü nL Ü2Ш-üшЦnLp]шüpч q^mшЦшü qpшЦшünLpJшü ühg hü ш]^

ш2^шшшüpühpp, шпЦш hhшшqnшnLp-

jnLÜühpp ¿hü цшpqnpn2nLÜ nqg

tnLpjnLÜp:

ZhшшqnшnLp]шü ицшшшЦи t nLunLÜüш-u^ph^ шüàüшЦшqü^ ЦшпnLg-

^шдрш;]^ U фnLÜЦg^nüшL шпшüàüшhшшЦnL-pjnLÜühpp цш]üшüш^np^шЬ qhЦш^шp^ ^üp^pшgüшü üшЦшpqшЦ^ hhs:

ZhшшqnшnLp]шü ^ш^Цш^. büpшqp-^nLÜ t, np qh^^p^ ^шüш¿nqш-

^Ü-npnÜn^^Ü шЦш^^nLp]nLÜp ÜЦШU-snLÜ t qnp&nLÜhnLp^ü ünp hüшpш^npnL-pjnLÜühp^ pшgшhш]шüшüp U np^hu hh-шUшüpч Ш2^шшшЦ^gühp^ ünm^^g^j^ pn^шüqшЦш]^ü pшqшqp^¿ühp^ шЦш^-^шgüшüp:

ЪцшшшЦ^ü hшuühLnL hшüшp шпш^ш-qp^h^ hü hhmU^L ^üq^pühpp

1. ПLunLÜüшu^phL ^üpü^pшgüшü фhünüh-ünLnq^шЦшü шпшüàüшhшшЦnLp]nLÜ-ühpp, ^ш A.Uш^npüшü U qшpqшgüшü h^üphpp,

2. PшgшhшJmhl_ qhЦш^шp^ ^üpü^pшgüшü шqqhgnLp]шü njnpmp,

3. ПLunLÜüшu^phL qhЦш^шp^ ^üpü^pшg-üшü шqqhgnLp]nLÜp Ш2^шшшЦшqü^ ün-ш^^шд^ш]^ ^п^д^ш^рш]^ U фnLÜЦ-g^nüшL шпшüàüшhшшЦnLp]nLÜühp^ ^ш: ZhшшqnшnLp]шü opjb^rnü t qhЦш^шp^

^üpü^pшgnLÜp:

ZhшшqnшnLp]шü шпш^ЦшЬ t qhЦш^шp^ ^üpü^pшgüшü шqqhgnLp]nLÜp Ш2^шшшЦшq-ЦшnnLg^ш&pшфnLÜЦg^nüшl_ шпшüàüшhшшЦnLp]nLÜühp^ ^pш:

¿hшшqnшnLp]шU ühpnqUhp^ U Л^ПЦ^ЦШ-Uhp^, ^Ьш^шир^ UЦшpшqpnLp]nLU:

Zhшшqnшnp]шü üцшшшЦ^ U ^üq^pühp^ LnLÜшü hшüшp Ц^pшп^hL t phuшш^npüшü ühpnqp: fà-humш^nptfшü ühpnq^ 2P2ШüшЦnLÜ Ц^pшп^hL hü Cnurnpnü^ «Uü^^ ^üpü^pшgüшü ш^шnpn2nLÜ» U i. Zhpgphpq^ «U2^шшшü-pш]^ü qnpЬnLÜhnLp]шü ^пш^^шд^ш]^» phu-sp:

«UüÄ.p püpüpprngHü rn^rnnp^ntJ» ib-рп^рЦш) пщц^шЬ t шй^р ptfpüppшgtfшü nLuntHrnuppHüp h pшgшhш]шпLJ t püpüp-pшgtfшü ^т^ш^ gпLgшüp2Übppч dшtfшüшlp tfbg lnqtfünp^nttf, шpdbpübpp uшüqцшl, Ьш]шдр Hpqni. tnLp-jrnbp, ^шйш^пцпър]шй ibb цшЬшй^ипъйр, umbцbшpшpпLpjПl.ü, püp-ÜШ^ШpПLp]ПLÜ, UЩПÜmШÜПLpjПLÜ, pÜpÜшhшU-1шдпъ1, püpüшhшtfшlpшüp, 2ф^.пцш1шйпър-jnLÜ, ^^p^lgUD tfbg ^IniünLpjnLÜ:

i. ¿bpgpbpqp pbump hüшpш^пpпLp]ПLÜ t mшLpu пLuпLJüшuрpbL шй^р 1пшр^шдршй ni. ш2^шшшйрп^ pш^шpшp^шbпLp]шü qbpш-l2nnq qnpbnüübpp: fà-bump шpqJПLÜpübpp ^bpLПLЬпLp]шü шpщпLÜpпLJ qntpu bü pbp^nttf шpmшppü hpqpbüpl h übpppü pntü 1пшр^ш-gpnü qnpbnüübpp: Upmшpшpü hpqpbüpl qnpbnüübpp 2шpppü b ^rnu^niJ ipüшüuшlшü tfnmplübp, hшüpшJpü hшpшpbpпL-

pjntüübpp qblш^шpпLp]шü hbm, hrnUqnp-Ьш1дп!р]пъйр in^blmp^ntl: Pntü tfпmp^ш-gpnü qnpbnüübpp tfbg bü ^u^niH Ш2^ш-mшüpшJpü щшшшц^шйшш^п1р]п1й, ^ppb-pш, ^rn2rnnüp pшpÀpшgпLtf, шй^йшЦшй Ьш-2пцпър]шй hrnuüb]_p, ш2fcшmшüpp pп^шüqш-intpjntü:

Pшgp rnjq ^qU^b^ t hшpgшpшü, npü ntq-ц^шЬ tp ш^шпpп2bLПL lшqJшlbpцпLp]шü qпpbшnüпLpjшü шpщпLÜш^bшпLp]шü ршйш-ЦшЦшй h nprnlrnlrnU gпLgшüp2Übpp:

ZbшшqпшпLp]шü pümpшüpp ^qUlntl bü 30-45 mrnpblrnü цblш^шpübp h üprnüg ьь^ш-1ш]пър]шй шшЦ Ш2^штпц ш2fcшmшlpgübp: ZbшшqпшпLp]ПLÜp ppшlшüшgpbL büp tfpgpü h grn&p o^lübpp цblш^шpübpp 2P2ШüпLtf, n^pbp ш2^шшпъ1 bü Ьш2^шцшЬш1ш) h фpüшüuшlшü n^nprnUbpntJ: ¿bmшqпumшlшü pümpшüpp mшpppшJpü pümpnLpjntüp щш]-tfшüш^пp^шb t шиЛ-p püpüpprngHü qшpqшg-Hü mшpppшJpü шnшüàüшhшшlпLp]ПLÜüb-

pn4:

итшд^шЬ шpq]ПLÜpübpp büpшpl^bL bü JшpbJшшplшlшü ^bpLПLЬпLp]шü SPSS 22.0 ^p^шlшqpшlшü bprnqbpp фшрь^ lpprn-Utfp:

ZbшшqnшnLp]шb шpqjm.bpbhpß:

ZbшшqпшпLp]шü шpщпLÜpübpp ^bpintbnt-pjntüp ulub]_ büp ^Jpbpp lшqJш^пpпLJpg: Cum «UüÄ.p püpüppшgtfшü ш^mпpп2ПLtf»

Jbpпqplш]p qblш^шpübpp püqhrnüntp püm-pшüpp pшdшübL büp bplnL ^Jpbpp: Urngpü ^tfpnttf püqqpl^b^ bü püpüpprngHü pшpA.p H^p^l ntübgnq цblш^шpübpp (54%), bplpnpq ^JpntJ püqqp^b bü püpüpprngHü gшbp H^p^l (46%) ntübgnq ^^^p-übpp: Яblш^шpübpp pшdшüпLJp bplnL fctfpp lшmшp^bL t püqhшüпLp Ulrnp^rnlp pш2^-^шЬпLp]шü hpJшü ^pш:

Cum püpüpprngHü Jшlшpqшlp lшqJp-^шЬ ^JpbpntJ ppшlшüшg^bL t hшJbJшmш-lшü ^bpLntbnLpjntü Umjntqbümp-Т ^шфшüp-2n^ (Sb u шц.1)

Cum püpüшppшgJшü pbump lшmшp^шЬ шpщпLpübpp ^bpLПLЬпLp]шü, цшpq t цшп-üntJ, np 1-pü ^Jpp hbmrnqnm^nqübpp Jnm pum püpüppшgJшü pn^np qnpbnüübpp qpшüg-^ntJ bü pшpA.p gnLgrnüp2büp, ш]ü qb^pntJ, bpp 2-pq fcJpp qblш^шpübpp Jnm qpшüg^пLJ bü Jpgpü gпLgшüp2Übp:

Uphüntjü dшJшüшl, hш^шump mrnppb-pntpjntüübp qpшüg^bL bü pum «rnpdbpübp», «Ьш]шдр JшpqпL tпLp]шüp», «^шüш^пqпLp]шü ^rnhrngJnLüp» «hшqпpqшlgJшü Jbg ^intünt-p]шü» qnpbnüübpp (Sb u шц.1):

Cum i. Zbpgpbpqp «U2^шmшüpш]pü qnp-ЬпLÜbпLp]шü Unmp^rngprn» pbump lшmшp^bL t hшJbJшmшlшü ^bpinLbnLpjniü4 bplnL ^Jpp qblш^шpübpp hbm Ш2^штпр шüA.шüg hbm:

bü^^bu bphntJ t шц. 2-pg, bplnL hbmш-qnm^nq ^JpbpntJ qpшüg^bL bü hш^шump mrnppbpnLpjni.üübp pum фpüшüuшlшü Jnmp^übp h hrnüprnjpü ^шüш^пLJ, pü^^bu üшh ш2^шmшüpp pп^шüqшlпLp]ПLÜ h Ьш1ш-qпpЬшlgпLp]ПLÜp ln^blmp^ntJ qnpbnüübpp (p<0,05; p<0,01 Ü2Шüшlш^pпLp]шJp): Cüq npntJ, hш]müшpbp^шЬ t, np bplpnpq fcJpp ш2^шmшlpgübpp hш^шump qbpшl2nпLJ bü rnjü^pup qnpbnüübp, pü^pupp bü фpüшüuш-lrnü Jnmp^übpp h hшüpш]pü ^шüш^пLJp, npnüp Jпmp^шgpш]p lшnпLg^шЬpпLJ hшüqbu bü qrnjpu np^bu hpqpbüpl qnpbnüübp:

Uphüntjü dшJшüшl шnш2pü ^Jpp hbmш-qnmn^nqübpp Jnm qpшüg^пLJ bü pшpA.p gnt-grnüp2übp pum ш2^шmшüpp pп^шüqшlпLp-]шü h ln^blmp^ntJ hшJшqпpbшlgпLp]шü: U2^шmшüpp pп^шüqшlпLp]ПLÜp hrnüqbu t qшLpu Jпmp^шgpш]p lшnпLg^шbpпLJ np^bu

pniü Umшplшшnp, npp qpqnil t шüÀpü ^u- &nLpJшfp puш U^ppühüp hшJшüшphplhl_ t, np üшqpшшЦшü qшpqшgfшü U ppшgfшü: Uhp rhЦшlшpühpp püpüшpnL^nLpJшü U Ш2^ш-^urlpg ppшЦшüшglшЬ ЦnпhlJшgpnü ihp^ni-

UI]]mluшЦ 1. .¿hшшqnшшЦшh Juüphpniüphphppшgfшh qmpbmhhhpp üppptignlgшhp2hp2hhpp _hiiilfhlfiuuinilf (Juniüp1(n=27), Juniüp2 (n=23))_

UшUqqшЦh Ъ2шUшЦшlhnLp]шU up 21*

шUüшUnl.ü gnigUsÜbn ш fr.2

tfшfшüшЦp lhg ^r^p^nil ,089 9 7,6

Updhpühp ,009 12 8,3

.ш]шgp ^p^m. tnLpJШÜp ,015 8,4 5,3

&шüш¿nrnLp]шü цшhшÜ2fnLÜp 0,11 8,7 5,1

UшhrЬшpшpnLpJnLÜ ,079 9,6 7,8

^ÜpÜшlшpnLpJnLÜ ,111 10 8

UцnÜШШÜnLpJnLÜ ,094 10,6 8,8

^üpüшhшuЦшgnLf ,132 9 8

^üpüшhшfшЦpшüp ,141 9,7 8

CфlnrшЦшÜnLpJnLÜ ,017 9,5 6,4

^^p^^^Ü lhg ^ЦnLÜnLpJnLÜ ,014 10 6,7

Url]nluшЦ 2. .¿hшшqnшшЦшh Juüphpnillш2]uшшшhpшJph lfnшplшgpш]p qnpbnhhhpp üpppti _gnlgшhp2hhhpp hшfhfшшnlpJnlh_

UnшhlшghnU qnpbnÜÜhp Ъ2шUшЦш]hпLp]nLU Ш fo.2

$püшüuшЦшü fnшplüfp 0.011 14.4 18.1

0.024 15.6 19.4

U^. ЦШШШU^ШÜШшlnLp]nLÜ 0.421 18.3 17.8

.ШpШpfpnLp]nLÜÜfpp IfЦшlшpnLp]шü hhl 0.119 16.3 13.8

Чшppfpш, цш2шnüp pшpЛpшgnLf 0.387 17.8 18.6

UM^^h hш2ПInLp]шü hшuüfL 0.342 18.7 19.8

pnlшÜЦшЦnLp]nLÜ 0.008 20.3 16.2

.шfшqnpЬшЦgnLp]nLÜp ЦnLfЦшplnLf 0.015 16.7 12.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шшЦpgühpp ш2^шшшüpш]pü цшшшu^шüш-llmp^Ü (r=0,354*) qnp&nüühpp qшülnLf hü nirpr Цшц^ lhg: .ш]шüшphplшЬ t üшU nirpr ^^US^ ^^hp rhЦшlшpühpp áшüш¿fшü цшhшÜ2fnLÜpp U Ш2^шшшЦpgühpp 1пш rh-Цшlшpühpp hhl hшpшphpnLp]nLÜühp

(r=0,323*), шüÀ.p hш2nrnLp]шü ^uÜ^^ (r=0,444*) qnp&nüühpp lp?U, pü¿qhu üшU rh-Цшlшpühpp шpdhpühp U Ш2^шшшЦpgühpp ш2^шшшüpш]pü pnlшüqшЦnLp]nLÜ (r=0,324) lp2U:

И]ицрип^, Ubp ^nqüpg рршЦшйшд^шЬ hhmшqпmпLp]шü шрщпъйрйЬрр ^Ьр^пъЬпър-jn-Üp hÜШрШ^nрnLp]nLÜ t pÜÄ-hnnLÜ ^nuh^ рЬЦш^шрйЬрр рйрйрршдйшй qшрqшglш&пL-р]шй U шрmшhшJmlш&пLpjшü й2шйшЦш^р ^Ьрр иШирй ш2^шшшЦрдйЬрр Цшппъд^шЬршфпъйЦдрпйш^ fnqhjp fhg, pü^p шqqпLf t qпр&пLÜhпLpjшü шр^пъйш^Ьтпър-]шй 1рш:

И]ицЬи, шрдЬрЬЬр U ш21иштшЬр]1 рп-ШЬцш^трпй qnрönЪЪhрp rfppU Цшщр gm-gm-f t, пр цЬЦш^шрЬЬрр ifnin рршЦшйп1р]шй, ^2^шршпър]шй, Цштшр^ш-

qпр&fшü U шр_ ^тпъ1йЬрр hpfp hü hшüqp-ишйпъ1 йЬрцш2йшЦ U шппр^ hшршphрпLp-]пъййЬрр hшfшр, прпйр ррЬйд hhрppü йщши-mntf hü ш2fcшmшЦpgühрp 2р2шйпъ1 ^Ьщ^ ш2^шшшйрр щшmшu^шüшmlпLpjшü U hh-mшpрpрпLp]ПLÜ шnш2шgfшüp: ^тшррррш-Цшü hü üшU ш^ mфшLÜhрp, пр Кшüш^fшü fhb щшhшÜ2fnLÜp ntühgnq цhЦшlшрühрp hhs ш2^шшпр шüÄ.шüg шnшü&üшgпLf t uhфшЦшü hш2пцпLp]ПLÜühрp ü^m^fp hh-mшpрpрпLp]ПLÜp U цhЦшlшрühрp hhs шппц^ hшршphрпLpjПLÜühрp: ЯhЦшlшрühрp 2Р2Ш-ün-f püpüшpпL^пLp]шü U ш2fcшmшЦpgühрp pn-ü ш2^шшшüpш]pü pпlшüqшЦпLpjшü qnр-&пüühрp fp^U uhрш Цшщhрp, üпLjüщhu Щш-jn-f hü цЬЦш^шрР шüÄp hшuпLÜпLp]шü, lumшhпLpjшü ршрАр ^ЬрР 1ш-

upü ш2fcшmшЦpgühрpü fшuüшЦpg ^шр^Ь-LnL, pn-ü fnmp^gpnü qпр&пüühрp шЦшр^пъ-p^ü qпр&püpшgпLf:

^ршЦшüшglш& Цпnhuшgpпü ^ЬР^ПЪ^ПЪ^-]ш1р ЬРЦРПР^ fafpp hhmшqпmlпцühрp 2P2шüпLf, hш]шüшphр^hL t ntqpq Цшщ Кш-Ьш^пцтр]ш11 щшЬшЬрйтЬрр U фрЬшЬишЦшЬ fmnpllhhрp (r=0,367) uшüqцшЦühрp fp^U: итшд^шЬ шрщпLÜpühрp фшишпъ1 hü, пр ш]и fcfpp цhЦшlшрühрp fnm Цш hшЦlш&ПLpjПLÜ ш2fcшmшЦpgühрpü fpf]шüg hhs hшfhfшmh-LnL, püüшqшшhLПL, прp hшüqhgüпLf t ш2^ш-mшЦpgühрp fnm шшшppü fnmp^gpnü qпр-&пüühрp ршрАр шршшhш]шlшЬпLp]шü, тфш]_ ^ЬЩРПЪ1 фpüшüuшЦшü qпр&пüp:

Zш]шüшphрlшЬ hшlшuшp pшgшuшЦшü Цпnhuшgpпü Цшщp Ьшшдр йшрцп- m-p^üp U ЬшЬршрЬ КшЬш^пьй uшüqцшЦühрp fp^U ^nun-f t, пр шüЦhц& U ühрqш2ÜшЦ fp^üÄ.-

üшJpü hшршphрпLp]ПLÜühрp hшfшр шüЦш-jn-ü hpfp ntühgnq цhЦшlшрühрpü hшmпLЦ шüluшшhпLp]ПLÜp t ш^шшшЦpgüh-

рpü qrnüh^ pрhüg fпшplшgpш]p шpp]ПLрühрp шршшppü fp2шlш]рпLUf, fшuüшlпршщhu hшüрш]pü Кшüш^fшü fpgngn^:

ЧпnhLjшgpпü lhрLПLЬпLp]ПLÜ hüp рршЦш-üшgрhL üшU hшрgшршüp шрщпLÜpпLf qпLрu рьр^шь Цшnшlшр^шЦшü qпрЬпLÜhпLp]шü шрщпLÜшlhшпLp]шü gпLgшüp2p U püpüpршg-^ü qпрЬпüühрp fp^U: Прр шрщпLÜpпLf щшрq ^шрА-ш^, пр püpüpршgfшü qпрЬпü-ühрpg ш]u gпLgшüp2p hhs Ü2шüшЦш^p Цшщ Цш hш]шgp 1шр^пъ tпLp]шüp (r=,651**, p<0,01) U ¿£шЬштцп1-Р]шЪ. fhd щшЬшЬрйтЬр t (r=,451**, p<0,01) qпрЬпüühрp hhs:

И1ФПФЬ^П1 hшfhfшшшЦшü U ЦППЬЦШ-gpnü lhрLПLЬпLp]шü шрq]ПLÜpühрp, Цшрh^p t hqршЦшgühL, пр qhЦшlшрp шüАp püpüшpрш-gn-fp hшüqhu t qшLpu прщhu ш2^шшшЦpg-ühрp fпшplшgpш]p hшfшЦшрqшАUшlпрпq qпрЬпü U шqqпLf ЦшqfшЦhрщпLp]шü qпрЬпL-ühпLp]шü шрщпLÜшlhшпLp]шü 1рш: Cüq прп-f püpüpршgfшü шпш1Ь]_ Ü2шüшЦшLp ^Ьр hü ш]üщpup qnр&nüühр, pü^щpupp hü 1шр^п-Кшüш^пqшЦшü U шрdhpшJpü Цпqfüпрп2p^-ühрp, прпüp üщшuшпLf hü ш2^шшшЦшqfp fпшplшgpш]p pпlшüqшЦш]pü pшцшqрp¿üh-рp шЦшplшgfшüp: ЬцршЦшдп-р-зшииЬр

1. Zш]шüшphрlшЬ t, пр qhЦшlшрp püp-üpршgпLfp hшüqhu t qш^pu прщhu ш2-^шшшЦpgühрp fпшplшgpш]p hшfшЦшр-qшАUшlпрпq qnр&nü U üщшuшпLf pn-ü fпшplшgpпü qnр&nüühрp шЦшplшgfшüp:

2. Pшgшhш]шlшЬ t, пр цhЦшlшрp püfüp-ршgfшü ршр^ hшfшЦшрqпLf шпш^ь^ ЦшрUпрlпLf hü qhЦшlшрp nрnünцшЦшü-Кшüш^пqшЦшü шЦшplпLp]ПLÜp, Jmu-üшlпрпщhuч hшJшgp 1шр^п- tпLp]шüp, Кшüш^пqпLp]шü fhb щшhшÜ2fпLÜp U 2фlпqшЦшüпLp]ПLÜ qпрЬпüühрпl:

3. Sn-jg t шр^шЬ, пр ш2^шшшЦpgühрp fnmp^g^&ntpjnLÜp прщhu Цшпш^шр-^шЦшü qпрЬпLÜhпLpJшü шрщпLÜшlhшпLp-Jшü шüпLqqшЦp qпрЬпü, püpüpршgfшü ршрАр U дшЬр шршшhшJшlшЬпLpJПLÜ ntühgnq цhЦшlшрühрp ш2^шшшЦpgühрp fns Ü2шüшЦш^pпрhü шшррьр1п-1 t,

иШиЬш^пршщЬи, ^UpU^mgUmU ршр&рр иШЦшрцшЦ ntUhgnq цЬЦш^шрЬЬр^

дршкд^пъ^ t Unm^mg^m&nLpjmU ршрЛ.р иШЦшрцшЦ:

4. ЯЬЦш^шр^ mUA.^ ^UpU^mgUmU иШЦшр-цшЦр Цши^прп2пъ^ t UmuUmq^mm^mU qшрqшgUШU hhmmq^&p U шр^п^ш^Ьт qnр&hlm. ЬрЦш-ршЦЬдпързпъЬр:

Oqwrnq^fc^mb вдт^тЬтдотЬ gmh^

1. U^nLqnLdgJшЬ Л., ^ЬтрпщшЬ L., ^пцпщшЬ U., Iuui4iiiiii|i|uiii U. кшпш^шр^ш^шЬ qnp&nibh-тр^шЬ шnшЬйЬшhшш^nLpJnLЬЬhp^ ЬщЬршЬш-^шЬ ЭДшршфр: // Alu. 9tmb. bp.: 2015, --^ВД, 232 t£:

2. ^шщщшЬ Ч. Л., ^р^Ь t. U., ^ш1ит|шЬ U. U. к щцпр. UMfr ^ЬрЬ^ршд^шЬ h^^bm^bq^pp:

//nLunL^bm^mb йЬпЬшр^, bp.:b^-< hpшш., 2011, 102 t£:

3. Богатырева О. О., Марцинковская Т. Д. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития, Психологические исследования, 2009, N: 1(3)

4. Бодалев А. А. Об обьективных и субьективных факторах, определяющих достижение акме человеком//Мир образования - оброзование в мире., М., 2002.№4, с.17-23.

5. Маризина В. Н. Средства самореализации личности в информационном обществе//Вестник Цамарскиго государственного университета,. N64.2, 2008. С.237-243.

6. Herzberg F. One More Time: How Do You Motivate Employees? //Harvard Business Review, 1968, pp 3-11.

Сдана/^шйЩЬ}130.04.2020 Рецензирована/0-рш^пиф1 f 0405.2020 Принята/£йцп1йф1 f 06.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.