ПРОЧИЕ ИНФЕКЦИИ
Таблица 1
Результаты комплексного лабораторного обследования на УГИ беременных
Микроорганизмы Количество положительных тестов
ПИФ пцр Бактерио-ско- пическое исследование Бактериоло г. Исследование (>104 КОЕ/ мл) ИФА
U. urealyticum 8 11 — 30 1
U. parvum 0 5 — — —
M. hominis 8 11 — 2 2
M. genitalium 0 4 — 5 —
Chl. trachomatis 8 24 — — 31
Tr. vaginalis — — 2 — —
Вирус папилломы человека — 21 — — —
Цитомегаловирус — 8 — — 88
Вирус простого герпеса — 7 — — 98
Вирус коревой краснухи — — — — 64
Toxolasma gondii — — — 45
- исследование не проводилось.
Как следует из представленных данных, у 98 % обследованных женщин выявлены специфические ^ G к вирусу простого герпеса II типа и у 88 % — к цитомегаловирусу. В то же время фрагменты генома этих возбудителей были обнаружены соответственно у 7 % и 8 % этих беременных, что позволяет рассматривать серопозитивные случаи как анамнестические. Обращает на себя внимание и высокий процент определения специфических ^ С к вирусу краснухи и токсоплазмам.
Из других рассматриваемых УГИ достаточно часто обнаруживали маркеры хламидийной инфекции. У 24 беременных на основе результатов ПЦР — диагностики, подтвержденной ИФА, был выявлен диагноз урогенитального хламидиоза.
Особый интерес представляет результат обследования беременных на уреамикоплазмоз. Фрагменты генома молликут были выявлены в иссле-
дуемом материале у 31 беременной. При этом у 30 из этих женщин в результате бактериологического обследования были выявлены уреамикоплазмы в диагностическом титре, их концентрация составила более 104 КОЕ/мл.
Важно подчеркнуть, что более половины обследованных инфицированных женщин имели осложненное течение беременности. При этом у 69 % женщин, инфицированных уреамикоп-лазмами, беременность носила осложненный характер, а 62,3 % были госпитализированы в стационар круглосуточного наблюдения в связи с угрозой невынашивания беременности. Кроме того, 30,4 % лечились по поводу таких осложнений, как отеки, связанные с беременностью, поздний гестоз, преэклампсия, а 7,3 % получали лечение гестационного пиелонефрита и бессимптомной бактериурии.
СЕЛЕНОДЕФИЦИТНЫЕ СОСТОЯНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ: КОМПЛЕКСНОЕ ЭПИДЕМИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Е. А. Вильмс, Д. В. Турчанинов, Т. А. Юнацкая Омская государственная медицинская академия
По современным данным, до 80 % населения России имеет недостаточную обеспеченность селеном (Н. А. Голубкина, 1999, 2002; М. Г. Скальная, 2004; О. В. Сафронова, 2007). На территории Омской области до настоящего времени исследо-
вания обеспеченности селеном жителей региона не проводились.
Цель работы: научное обоснование мер, направленных на снижение потерь здоровья населения Омской области, связанных с недоста-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2009. № 2
точной обеспеченностью селеном. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 09-06-67608а/Т.
По данным литературы, к болезням, ассоциированным с дефицитом селена, отнесены «некоторые инфекционные и паразитарные болезни» (класс 1 МКБ-Х), новообразования (класс 2), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (класс 4), в т. ч. сахарный диабет; болезни системы кровообращения (класс 9), в т.ч. болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением и ишемичес-кая болезнь сердца; астма, болезни костно-мы-шечной системы и соединительной ткани (класс 13), мужское бесплодие (N46).
Установлено, что патология, ассоциированная с дефицитом селена широко распространена на территории Омской области. Удельный вес болезней, ассоциированных с дефицитом селена, в структуре заболеваемости взрослого населения Омской области составил в среднем за 1999-2006 гг. — 33,0 %, в структуре смертности за 1999-2005 гг. — 70,3 %о. Показатели заболеваемости и смертности составили в среднем 46992,60/0000 и 1009,20/0000 соответственно и имели умеренно выраженную многолетнюю тенденцию к росту (Тпр.=+1,7-3,5%; р<0,001).
Жители сельских районов области относились к группе риска по ведущим нозологическим формам патологии, ассоциированной с дефицитом селена. Возрастные группы риска — 35-39 лет, когда начинался интенсивный рост смертности, и 55-59 лет. Территориальное распределение заболеваемости и смертности от изучаемой патологии коррелировало с содержанием селена в организме
жителей области, содержанием селена в рационе питания и почвах (г=+0,37 — +0,66; р<0,05).
По данным биомониторинговых исследований, средняя величина содержания селена в волосах жителей Омской области составила 0,449±0,016 мкг/г, что существенно ниже оптимальных величин (0,7-1,5 мкг/г), 89,5% населения Омской области имели недостаточную обеспеченность селеном. Группами риска развития се-ленодефицитных состояний являлись: женщины, особенно беременные и кормящие грудью, вегетарианцы, лица, страдающие хроническими заболеваниями системы кровообращения, щитовидной железы. Территории риска развития селенодефи-цита — г. Омск и районы подтаежной (северной) природно-климатической зоны (среднее содержание в организме 0,39-0,41±0,025 мкг/г).
Широкое распространение селенодефицит-ных состояний обусловлено, главным образом, недостаточным содержанием микроэлемента в рационе питания омичей. Средние величины потребления составили 25 и 20 мкг/сутки соответственно у мужчин и женщин при рекомендуемом уровне 70-150 мкг/сут.
Ведущей причиной низкого содержания селена в рационе питания жителей Омской области является его недостаток в продуктах питания местного производства. Дефицит селена в рационе питания, его содержание в организме и в почвах региона оказывают статистически значимое влияние на уровни заболеваемости и смертности населения региона новообразованиями (пх2=37%), ишеми-ческой болезнью сердца (пх2=31%), болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением (пх2=28%), что позволяет прогнозировать положительный эффект от реализации мероприятий по профилактике дефицита селена.
ОСОБЕНОСТИ ИММУННОГО СТАТУСА И МИКРОФЛОРЫ КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ С ЭНДЕМИЧЕСКИМ ЗОБОМ
А. В. Сединина
Государственная медицинская академия им. ак. Е. А.Вагнера, г. Пермь
Патология щитовидной железы (ЩЖ), наиболее часто встречающаяся патология в структуре эндокринных болезней. Первенство среди тире-оидной патологии принадлежит эндемическому зобу (ЭЗ), формирующемуся в результате недостаточного поступления йода в организм. Частота ЭЗ в Пермском крае соответствует йодному дефициту легкой и средней степени тяжести (И.М. Тюлене-ва, 2005, Л.В. Софронова с соавт., 2005). В литературе имеются сведения о более высокой соматической и инфекционной заболеваемости у детей со сниженной функцией ЩЖ. Между функцией щитовидной железы, с одной стороны, органами имму-
ногенеза (тимуса и селезенки) — с другой, имеется тесная взаимосвязь. Исследования ряда авторов {М.А.Ливзан,1997 г., Л.И, Бобро и соавт., 2002 г.} демонстрируют важное регуляторное значение гормонов ЩЖ в функционировании органов иммунной системы. Известно, что тиреоидные гормоны являются антиоксидантами токоферольного типа, обладают стимулирующим влиянием на гуморальный иммунный ответ, дифференцировку В-клеток, фагоцитарную активность лейкоцитов и функции различных популяций иммунокомпетентных клеток. Исследования Д.А. Воеводина, г.Н. Розановой, 2004, О.П. Гребневой, Л.И. Анчиковой, 2001, выяв-