УДК 330.101.541: 331.556.4 Т.И. ТРОФИМОВА
ББК 65.012.4 кандидат экономических наук, доцент
Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
СЕЛЕКТИВНАЯ МИГРАЦИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Рассмотрены возможности, предоставляемые современными информационно-телекоммуникационными технологиями. Показана взаимосвязь инновационной экономики и селективной миграции на примере развитых стран. Проанализированы возможности догоняющего пути развития.
Ключевые слова: инновационный путь развития; международная миграция; догоняющее развитие; селективная миграция; «утечка умов».
T.I. TROFIMOVA
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
SELECTIVE MIGRATION IN INNOVATION-DRIVEN ECONOMY
The article studies the possibilities provided by modern information telecommunication technologies, shows the interconnection of innovation-driven economy and selective migration by the example of developed countries and analyzes the possibilities of catching-up development.
Keywords: innovation-based development, international migration, catching-up development, selective migration, brain drain.
Современные глобализационные процессы диктуют необходимость повышения возможностей национальных экономик адекватно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, чтобы избежать так называемого исключающего развития. Данное понятие было введено в научный оборот М. Кастельсом. Под исключающим развитием автор понимает «развитие, приводящее к так называемому социальному исключению определенных общественных слоев и территорий из новой, глобальной системы информационных связей и экономических отношений» [5, с. 23]. Подобный путь развития, уготованный многим странам в эпоху информационного общества, можно избежать, прежде всего, за счет модернизации экономики и инновационного развития. Соответственно объективной необходимостью в настоящий посткризисный период являются структурные преобразования в российской
экономике по созданию конкурентоспособной инновационной экономики, отвечающей вызовам сегодняшнего дня. Только расширение инновационной составляющей экономики позволит соответствовать передовым развитым странам и не остаться на обочине мирового развития.
В настоящее время произошли принципиальные изменения в мировой экономической среде. Так, к началу третьего тысячелетия число пользователей Интернета в мире превысило 300 млн чел., а количество сайтов в Сети — 14 млн чел., только за один год число пользователей выросло примерно на 80% [6, с. 22]. Информационно-коммуникационные технологии создали беспрецедентные возможности по поиску, обработке, передаче и хранению экономической и любой другой информации в общепланетарном масштабе. О колоссальных возможностях, предоставляемых новыми информационно-коммуника-
© Т.И. Трофимова, 2012
ционными технологиями, говорят следующие факты. Например, в 1970 г. хранение одного мегабайта информации стоило 5,257 дол., в 1999 г. — уже 0,17 дол., а на начало 2011 г. обходилось в 0,000053 дол. Передача 1 трлн единиц информации (бит — bits) из Бостона в Лос-Анжелес обходилась в 1970 г. в 150 тыс. дол., в 2001 г. — в 0,12 дол., а в 2011 г. передача неограниченного количества информации в течение месяца со скоростью 61 мегабит в секунду, например, в Японии стоит 27 центов. Телефонный разговор в течение трех минут между Нью-Йорком и Лондоном стоил в 1930 г. более 300 дол., в 2001 г. — меньше 20 центов. С 2011 г. телефонная связь осуществляется с помощью Интернет-технологий, например, через систему Skype практически бесплатно. Более того, в настоящее время стоимость передачи данных фактически перестала зависеть от расстояния и географического положения абонентов. В начале 2000-х гг. только по одному кабелю за одну секунду можно было передать больше информации, чем в 1997 г. через весь Интернет за месяц. В 2011 г. скорость передачи данных по локальной сети возросла до 100 гигабайт в секунду, а по Интернет — до 9,953 гигабайт в секунду’ [13, p. 2, 30]. Число мобильных телефонов в мире выросло с 700 млн в 2000 г. до 5,1 млрд в 2011 г. и приблизилось к естественному пределу. Количество пользователей Skype только за 2010 г. увеличилось на 40% — с 474 до 663 млн чел. Это уже почти четверть населения Земли, если не считать детей до 14 лет и людей старше 65 лет [4, с. 8].
Развитые страны и ТНК, разрабатывая и реализуя свои задачи и стратегии, осуществляют данную деятельность в реальном времени, т.е. передача и получение информации происходят одновременно с ее разработкой. Это позволяет контролировать в режиме «онлайн» свои филиалы в любой точке мира. Однако страны, где уровень доходов и развитие техники не позволяет иметь доступ к подобным технологиям, оказываются в подчиненном положении. Не случайно лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц отмечает: «Новые технологии
1 Рассчитано по данным Интернет-магазина LD Market.ru: [14].
могут уменьшить пропасть между богатыми и бедными, когда бедные достаточно богаты, чтобы располагать этими технологиями» [12, р. 10].
Чтобы избежать «исключающего развития» на обочине мировой экономики, необходимо наличие интеллектуального капитала и создание условий для его дальнейшего совершенствования и развития. Одним из мощных средств прорыва в инновационном направлении является деятельность многих государств по привлечению высококвалифицированных специалистов. Достаточно проверенным рычагом данного процесса является приглашение международных мигрантов. По расчетам И. Цапенко, выполненным на основе данных ООН, численность населения иностранного происхождения в развитых странах увеличилась за 1990-2010 гг. с 59,1 до 105,6 млн чел. В 1990 г. развитые страны принимали 38% общего количества мигрантов, а ныне — 49,3%. Доля международных мигрантов в населении этих стран возросла за указанный период с 7,2 до 11,4 % [9].
Уже не одно десятилетие развитые страны, так называемого золотого миллиарда, ведут поиск лучших умов и борьбу за них. Однако только с 2000 г. Организация экономического сотрудничества и развития стала публиковать официальные статистические данные о количестве мигрантов с учетом уровня их образования. Они оказались весьма показательны. Например, в Великобритании высшее образование имеют 34,8% мигрантов, приехавших в данную страну, у людей же, для которых Туманный Альбион является родиной, этот показатель равен 20,1%. В Канаде пропорция между этими показателями составляет 38% к 31,5%, в Австралии — 42,9% к 38,6 %, в США 25,9% к 26,9%. Иная картина только в Германии: 15,5% к 19,5% [7, с. 33]. Данные индикаторы свидетельствуют о серьезной селективной работе, проводимой правительствами развитых стран в области миграционной политики. Деятельность этих государств направлена на привлечение высокообразованных людей, которые не только помогут увеличить благосостояние новой родины, но и смогут осуществить, возможно, рывок в принципиально новых технологиях.
Кардинальным преобразованиям в развитии информационно-коммуникационных
технологий в США в 90-е гг. прошлого века способствовало привлечение иностранных исследователей. Показательными примерами этих процессов являются следующие: в 1998 г., по данным Калифорнийского университета в Беркли, 2 775 информационно-технологических фирм управлялось иммигрантами в основном индийского или китайского происхождения. Данные фирмы создали 60 тыс. рабочих мест и получали 17% всех доходов этой отрасли (16 млрд дол.). Одним из основателей первого поискового сервера в Интернете «Yahoo» является мигрант из Тайваня Дж. Янг. Рыночная капитализация его фирмы в середине 2000-х гг. достигла более 36 млрд евро (для сравнения «Дойчебанк» в тот же период — 37 млрд евро) и создала более 5 тыс. рабочих мест [7].
Соответственно многие развитые страны, пытаясь не потерять свои передовые позиции в инновационной экономике, проводят грамотную селективную миграционную политику. Так, экономика благополучной эффективно развивающейся Канады базируется на жесткой системе отбора мигрантов. Она уже давно отдает предпочтение исключительно «штучным специалистам». Участие в организации нелегальной миграции в этой стране приравнивается к самым тяжелым преступлениям. По Уголовному Кодексу Канады предусмотрено даже пожизненное заключение. В результате проводимой политики жесточайшего отбора мигрантов, по данным главного редактора еженедельника «Аргументы и факты» Н. Зятькова, страна с населением в 4,2 раза меньше, чем в России, и площадью всего в 1,7 раза «мельче» из года в год опережает нас по валовому внутреннему продукту на душу населения почти на 50(!) позиций [3, с. 11].
Интересен опыт Великобритании, власти которой учредили даже балловую систему для привлечения в страну высококвалифицированной рабочей силы. Для предпринимателей, заинтересованных в приеме на работу мигрантов, введены лицензии, а также система штрафов. Если же британская миграционная служба уличит коммерсантов в привлечении в страну незаконной рабочей силы, то она может отозвать у них лицензию. Работодатель, дающий место нелегалу, вообще несет уголовную ответственность [2, с. 11].
Все эти факты говорят о том, что правительства развитых стран в условиях формирования инновационной экономики придают проблемам селективной миграции очень важное значение и рассматривают их как серьезный фактор движения вперед.
В настоящее время перед Россией стоят задачи чрезвычайной сложности, дабы не превратиться в отсталую страну, рассматриваемую как сырьевой придаток авангарда мировой экономики и предназначенную только для выкачивания денег. Ближайшей задачей является преодоление технико-экономического и социально-культурного отставания от мирового авангарда государств. Теории догоняющего развития интересовали экономическую теорию еще со времен Ф. Листа, т.е. с первой половины XIX в. Популярны они и в настоящее время. Английский экономист А. Гершенкрон ввел в научный оборот термин «преимущество отсталости» [11], под которым понимается возможность использовать отстающими странами передовые технологии и институты, уже созданные и апробированные в современных государствах. Определение стратегии развития каждой страны строго индивидуально, так как нет стран с совершенно идентичными природными ресурсами, традициями, климатическими условиями, географическим расположением, уровнем развития человеческого капитала и т.д. Руководство каждой страны решает проблемы выхода на передовые позиции, учитывая свои особенности. Но многие страны используют возможности получения передовых знаний и технологий через селективную миграцию специалистов.
В условиях современной ситуации демографического спада населения Россия вышла на второе, после США, место в мире по приему мигрантов, опередив даже Германию [8]. Однако селективной работы по приему высококвалифицированных работников практически не ведется. К нам фактически приезжают «специалисты» с самой низкой квалификацией, которые могут выполнять работы, так называемые 3D (dirty, dangerous, difficult) или «грязные, опасные, тяжелые». О какой селективной миграционной политике в инновационной экономике может идти речь, если даже мэр г. Москвы С. Собянин заявляет, что в Москве уже
сейчас есть районы, где до 25% и выше мигрантов не говорят по-русски. А из-за огромного количества иностранных учеников в столичных школах введены дополнительные курсы русского языка [1].
Диссонанс вносит в общемировое направление эволюционного движения новый проект «Концепции государственной миграционной политики до 2025 г.». Этот документ, направленный Федеральной миграционной службой (ФМС) весной 2012 г. в Правительство РФ, вообще вызывает недоумение, крайне острые дискуссии и критику среди специалистов, занимающихся проблемами миграции в России. В нем предлагается упростить систему привлечения неквалифицированной иностранной рабочей силы. Согласно проекту планируется завозить из-за границы по 300 тыс. чел. ежегодно. По мнению еженедельника «Аргументы и факты», данная «Концепция отражает интересы группы чиновников. К примеру, отмена квот выгодна службам силового блока и бизнесменам. Сейчас система квотирования находится в ведении Минздравсоцразвития. Поэтому основные коррупционные доходы, получаемые при выдаче мигрантам разрешений на трудовую деятельность, остаются именно в карманах работников этого ведомства. Если же возможность легализовать иностранцев перейдет в полномочия ФМС, финансовые потоки потекут и туда. Как говорят, на каждом можно заработать по 2 тыс. дол. Весьма неплохой и стабильный доход!» [2, с. 10]. Причем такое гостеприимство предназначено не для всех иностранцев. Показательно, что таджики, узбеки, киргизы и т.д. могут въезжать в Россию, не имея даже заграничного паспорта. В то время как европейцы или американцы для въезда в нашу страну
обязаны купить дорогостоящую визу, цена которой составляет несколько тысяч рублей. Как ни парадоксально, но получение вида на жительство для многих граждан развитых стран — это сложная, практически неразрешимая проблема.
Хотя генеральный директор РОСНАНО А. Чубайс рисует радужные перспективы привлечения высокообразованных мигрантов [10]. С 1 июля 2010 г. отменены количественные ограничения для въезжающих в Россию трудовых мигрантов, которым отечественные предприятия должны установить зарплату на уровне 2 млн р. в год. Радикально упрощается визовый режим, регистрация при переезде и т.д. Высококвалифицированные специалисты принимаются сверх квот, установленных для иностранцев. Увеличено число дефицитных для России специальностей: топ-менеджеры высшего уровня, инженеры по защите информации, автоматизации и механизации производственных процессов, руководители научных подразделений, научные сотрудники, преподаватели вузов и т.д. Ставка налога на доходы физических лиц для этой группы трудящихся уменьшена с 30%, которые должны уплачиваться большинством мигрантов первые шесть месяцев трудового договора, до 13%, как у граждан Российской Федерации [Там же]. Но пока эти благие намерения остались только на бумаге.
Инновационный путь развития включает много составляющих моментов. Основной задачей государства, ставшего на данный путь, является возможность создания внутри страны привлекательных правовых и финансовых условий, чтобы не только сократить «утечку умов» за рубеж, но и создать благоприятный климат для инвестиций и высокообразованных специалистов.
Список использованной литературы
1. Гавычева А. В Москве русский язык становится иностранным // Известия. 2011. 8 июня.
2. Гости навсегда... // Аргументы и факты. 2012. № 14.
3. Зятьков Н. Другая Россия // Аргументы и факты. 2012. № 14.
4. Иноземцев В. Революция.сот // Известия. 2011. 20 мая.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. / под науч. ред.
О.И. Шкаратана. М., 2000.
6. Курицкий А.Б. Интернет-экономика: закономерности формирования и функционирования. СПб., 2000.
7. Мундт Х.В. Миграция во времена глобализации // Ыегпа^опа1е Ро1гНк. 2005. № 2. С. 32-39.
8. Трофимова Т.И. Глобализационные проблемы современной миграции // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 1. С. 10-14.
9. Цапенко И. Экономический цикл и международная миграция населения / / МЭ и МО. 2011. № 8. С. 31-42.
10. Чубайс А. Инновационная экономика в России: что делать? // Вопросы экономики. 2011. № 1. С. 120-126.
11. Gerschenkron A. Economic backwardness in historical perspective Cambridge, Mass, 1962.
12. UNESKO. The new courier. Paris, 2002. Okt.
13. United Nations Development Programme. Human Development Report 2001. New York — Oxford, 2001.
14. URL: http://www.ru.wikipedia.org.
Referenses
1. Gavycheva A. V Moskve russkii yazyk stanovitsya inostrannym // Izvestiya. 2011. 8 iyunya.
2. Gosti navsegda... // Argumenty i fakty. 2012. № 14.
3. Zyat'kov N. Drugaya Rossiya // Argumenty i fakty. 2012. № 14.
4. Inozemtsev V. Revolyutsiya.com // Izvestiya. 2011. 20 maya.
5. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura: per. s angl. / pod nauch. red. O.I. Shkaratana. M., 2000.
6. Kuritskii A.B. Internet-ekonomika: zakonomernosti formirovaniya i funktsionirovaniya. SPb., 2000.
7. Mundt Kh.V. Migratsiya vo vremena globalizatsii // Internationale Politik. 2005. № 2. S. 32-39.
8. Trofimova T.I. Globalizatsionnye problemy sovremennoi migratsii // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. 2010. № 1. S. 10-14.
9. Tsapenko I. Ekonomicheskii tsikl i mezhdunarodnaya migratsiya naseleniya / / ME i MO. 2011. № 8. S. 31-42.
10. Chubais A. Innovatsionnaya ekonomika v Rossii: chto delat'? / / Voprosy ekonomiki. 2011. № 1. S. 120-126.
11. Gerschenkron A. Economic backwardness in historical perspective Cambridge, Mass, 1962.
12. UNESKO. The new courier. Paris, 2002. Okt.
13. United Nations Development Programme. Human Development Report 2001. New York — Oxford, 2001.
14. URL: http://www.ru.wikipedia.org.