Научная статья на тему 'Инновационные аспекты территориального движения населения'

Инновационные аспекты территориального движения населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / УТЕЧКА УМОВ / INNOVATION ECONOMY / GLOBALIZATION / WORLD FINANCIAL CRISIS / INTERNATIONAL MIGRATION / LABOUR MARKET / BRAIN DRAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Татьяна Ивановна

Показаны новые возможности, предоставляемые современными информационно-телекоммуникационными технологиями в управлении экономикой. Рассмотрены взаимосвязь инновационной экономики и глобализационных процессов, их влияние на международную территориальную подвижность населения в условиях мирового финансового кризиса. Проанализированы cоциально-экономические последствия утечки умов для стран-доноров, роль государства в привлечении квалифицированных кадров (на примере развитых стран). Показана ситуация в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation Aspects of Population Movements

The article presents new possibilities in economy governance opened up by modern information technologies. There is considered the interrelation between innovation-driven economy and globalization processes, their impact on population international mobility in conditions of the world financial crisis. The author analyses social-economic shortcomings of brain drain for sending countries and the role of the government in attracting qualified workforce (at the example of developed countries). The situation in Russia is observed as well.

Текст научной работы на тему «Инновационные аспекты территориального движения населения»

УПРАВЛЕНЕЦ / 5-6/33-34/2012

^ ТРОФИМОВА Татьяна Ивановна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории

Байкальский государственный

университет экономики и права

664003, РФ, г. Иркутск,

ул. Ленина, 11

Тел.: (3952) 24-25-68

E-mail: [email protected]

Ключевые слова

инновационная экономика глобализация

мировой финансовый кризис международная миграция рынок труда утечка умов

Аннотация

Показаны новые возможности, предоставляемые современными информационно-телекоммуникационными технологиями в управлении экономикой. Рассмотрены взаимосвязь инновационной экономики и глобализационных процессов, их влияние на международную территориальную подвижность населения в условиях мирового финансового кризиса. Проанализированы ооциально-экономические последствия утечки умов для стран-доноров, роль государства в привлечении квалифицированных кадров (на примере развитых стран). Показана ситуация в России.

Инновационные аспекты территориального движения населения

Современная инновационная экономика формируется и функционирует в условиях набирающих силу глобализационных процессов. Важнейшую движущую силу данных явлений составляет транснационализация экономики. В настоящее время информационнокоммуникационные технологии создали беспрецедентные возможности по поиску, обработке, передаче и хранению экономической и любой другой информации в общепланетарном масштабе. О колоссальных возможностях, предоставляемых новыми информационнокоммуникационными технологиями, говорят следующие факты. В 1970 г. хранение одного мегабайта информации стоило 5,257 дол., в 1999 г. уже 0,17 дол., а на начало 2011 г. обходилось в 0,000053 дол. Передача 1 трлн единиц информации (бит - bits) из Бостона в Лос-Анжелес обходилась в 1970 г. в 150 тыс. дол., в 2001 г. - 0,12 дол., а в 2011 г. передача неограниченного количества информации в течение месяца со скоростью 61 мегабит в секунду, например, в Японии стоила 27 центов. Телефонный разговор в течение трех минут между Нью-Йорком и Лондоном стоил в 1930 г. более 300 дол., в 2001 г. - меньше 20 центов. В 2011 г. телефонная связь осуществлялась с помощью Интернет-технологий, например через систему Skype, практически бесплатно. Более того, в настоящее время стоимость передачи данных фактически перестала зависеть от расстояния и географического положения абонентов. В начале 2000-х годов только по одному кабелю за одну секунду можно было передать больше информации, чем в 1997 г. через весь Интернет за месяц. В 2011 г. скорость передачи данных по локальной сети возросла до 100 ГБ/с, а по Интернет - 9,953 ГБ/с [1. Р. 2, 30]. Число мобильных телефонов в мире выросло с 700 млн в 2000 г. до 5,1 млрд в 2011 г. и приблизилось к естественному пределу. Количество пользователей Skype только за 2010 г. подскочило на 40% - с 474 млн до 663 млн чел., а это уже почти четверть населения Земли, если не считать детей

до 14 лет и людей старше 65 лет [2. С. 8]. Развитые страны и ТНК, разрабатывая и реализуя свои задачи и стратегии, осуществляют данную деятельность в реальном времени, т.е. передача и получение информации происходят одновременно с ее разработкой. Это позволяет контролировать в режиме «онлайн» свои филиалы в любой точке мира.

Однако страны, где уровень доходов и развитие техники не позволяют иметь доступ к подобным технологиям, оказываются в подчиненном положении. Не случайно, Дж. Стиглиц отмечает: «Новые технологии могут уменьшить пропасть между богатыми и бедными, когда бедные достаточно богаты, чтобы располагать этими технологиями» [3. Р. 10]. Кроме того, максимально поощряя процессы приватизации и сокращая государственное регулирование в масштабах планеты, глобализация расширяет влияние законов рынка на неэкономические сферы жизнедеятельности общества и подчиняет последние себе. Усиливая взаимозависимость между странами, она не способствует сокращению различий между ними.

Данные противоречивые кардинальные изменения сопровождаются набирающими обороты международными миграционными процессами, которые в значительной степени формируют в условиях инновационной экономики новые элементы международного разделения труда. Значительные потоки трудовых ресурсов под влиянием экономических интересов перераспределяются между государствами с различными уровнями социально-экономического развития, а также между регионами внутри своих стран.

В середине первого десятилетия XXI века, по оценкам ООН, численность международных мигрантов достигла 190 млн чел., что составляет примерно 3% мирового населения, причем 91 млн чел. приходится на развитые индустриальные страны, а 51 млн - на страны со средним уровнем доходов на душу населения [4]. По подсчетам некоторых экспертов,

Innovation Aspects of Population Movements

Today's innovation economy is formed and functions in conditions of deepening globalization processes. The economy transnationalization constitutes one of the driving forces of these phenomena. To date information technologies have provided people with unprecedented opportunities to search, process, transmit, and store economic information or data of any other kind on a global scale. The power of these colossal opportunities is evidenced by a number of facts. For instance, in 1970 the storage of one megabyte of information cost 5,257 U.S. dollars, in 1999 - just 0.17 U.S dollars, and by early 2011 counted for 0,000053 U.S. dollars. The transmission of 1 trillion bits of data from Boston to Los-Angeles was valued at 150 000 U.S. dollars in 1970, 0.12 U.S. dollars in 2001, whereas in 2011 the transmission of unlimited amount of data during one month at a speed of 61Mb a second, for instance, in Japan, is priced at 27 cents. A three-minute telephone conversation between New York and London was valued at more than 300 U.S. dollars in 1930, while in 2001 it cost less than 20 cents. In 2011 the telephone connection is effected with the help of Internet technologies, for example, using Skype system and, as a result, costs almost nothing. Moreover, nowadays the cost of data transmission virtually does not depend on the distance between interlocutors and geographic locations. In the early 2000s a single cable could transfer more data per second, than in 1997 the whole Internet could do in a month. In 2011 the data transfer rate on local network rose up to 100 GB per second and on the Internet it reached 9,953 GB per second [1. P. 2, 30]. The number of mobile phones in the world grew from 700 million in 2000 to 5,1 billion in 2011 and approached the natural limit. The number of Skype users just for 2010 jumped by 40% -from 474 to 663 million people, and so now it accounts for almost a quarter of the world population except for the children under 14 years old and people older than 65 years [2. P. 8]. Developed countries and multinationals while setting and achieving their goals and working out and implementing strategies operate in real time that means

the transmission and receipt of the information occur simultaneously with its development. This enables multinationals to control their branches all over the world online. Yet the countries where the income level and technological development are not high enough to have access to such technologies are locked into a subordinate position. There is no coincidence that Joseph Stiglitz says: "New technologies can reduce the gap between the rich and the poor if the poor are rich enough to have these technologies" [3. P. 10]. Besides, through encouraging the privatization processes as much as it is possible on a world scale, the globalization extends the influence of market laws on non-economic spheres of society life and enslaves the latter. Although, by strengthening the interrelation between the countries it unfortunately does not assist the reconciliation of arising differences.

These controversial and dramatic changes are accompanied by international migration processes that are gaining traction nowadays and form new elements of international division of labour in conditions of innovative economy. The above-mentioned migration processes feature significant flows of labour resources which are redistributed under the influence of economic interests among countries with different levels of social-economic development as well as among regions of the countries where these flows originate from.

In the middle of the first decade of the XXI century according to the UN estimates the total of international migrants went up to 190 million people what amounts to approximately 3% of the world population including 91 million people from developed countries and 51 million people from middle-income countries [4]. Some experts argue there are 50 million of illegal immigrants worldwide, 35 million of seasonal and frontier workers [5. P. 3].

Today's world financial crisis has even further deepened qualitative changes in international migration. The changes were caused, firstly, by considerable increase in labour migration share in total migration flow, particularly due to highly skilled spe-

Tatyana I. TROFIMOVA

Cand. Sc. (Ec.), Assistant-Prof. of Economic Theory Dprt.

Baikal State University of Law

and Economics

664003, RF, Irkutsk,

ul. Lenina, 11

Phone: (3952) 24-25-68

E-mail: [email protected]

Key words

innovation economy globalization world financial crisis international migration labour market brain drain

Summary

The article presents new possibilities in economy governance opened up by modern information technologies. There is considered the interrelation between innovation-driven economy and globalization processes, their impact on population international mobility in conditions of the world financial crisis. The author analyses social-economic shortcomings of brain drain for sending countries and the role of the government in attracting qualified workforce (at the example of developed countries). The situation in Russia is observed as well.

UPRAVLENETS /5-6/33-34/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 5-6/33-34/2012

в мире насчитывается 50 млн нелегальных мигрантов, 35 млн вынужденных переселенцев, 10 млн сезонных и приграничных рабочих [5. С. 3].

Еще более усилились качественные изменения в международном миграционном движении населения в условиях современного мирового финансового кризиса. Они вызваны, во-первых, существенным увеличением доли трудовой миграции в общем миграционном потоке, особенно высококвалифицированных специалистов; во-вторых, значительным ростом количества нелегальных мигрантов. Кроме того, наблюдается рост масштабов вынужденной миграции, расширение географии региональных межнациональных конфликтов, усиление влияния международной миграции на демографическую ситуацию в развитых странах мира, увеличение доли женщин в этих процессах.

Формирование инновационной экономики к настоящему времени определило конкретные центры, наиболее привлекательные для многочисленных мигрантов из разных стран. К ним относятся экономически развитые государства Европейского союза, США, Канада, Австралия, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, новые индустриальные «драконы» Юго-Восточной Азии. Сейчас наибольшее число мигрантов проживает в Европе (56 млн чел.), далее следуют Азия (50 млн), Северная Америка (41 млн). По данным Т. Тимашовой, только в последнее десятилетие XX века прирост населения развитых стран исключительно за счет международной миграции составил 56%, Европы - 89%, а развивающихся стран - 3% [6. С. 105].

США занимают первое место по приему переселенцев. На их долю приходится 39 млн чел., или 20% всех мигрантов в мире. На второе место вышла Россия (7,6%). Далее следуют Германия, Украина, Индия. При этом треть международных мигрантов курсирует между развивающимися странами. Созданная ООН Глобальная комиссия по международной миграции считает, что в России в настоящее время находится 13,3 млн мигрантов. Данные Федеральной миграционной службы РФ говорят о примерно 10 млн чел. По некоторым оценкам, на неформальных рынках труда в нашей стране нашли работу от 3,5 до 5 млн иностранцев, которые, как правило, являются выходцами из стран СНГ и Юго-Восточной Азии [6. С. 105].

Современная инновационная экономика вызвала всплеск развития про-

изводительных сил, обусловленный появлением нового качества экономического роста, основанного на информационно-коммуникационных технологиях, на динамичном генерировании нововведений и самых последних научных знаниях. Ухудшение демографической ситуации в экономически развитых странах вызвало соответственное усиление миграционных процессов. По оценкам экспертов, для эффективного функционирования современной экономики только для США, Канады и Европейского союза потребуются примерно 100 млн квалифицированных специалистов в течение 25 лет [7. С. 133]. При этом привлекаемые мигранты должны будут не только обладать профессиональными навыками, но и ориентироваться в точных науках, иметь достаточно высокий интеллект. Образовавшуюся нишу на рынке труда развитых стран невозможно заполнить за счет внутренних ресурсов, поскольку такого числа специалистов необходимого уровня у них просто нет. Подготовить их в столь короткие сроки крайне сложно.

Наиболее приемлемым и достаточно давно распространенным выходом из сложившейся ситуации является привлечение зарубежных высококвалифицированных специалистов, получившее громкое название «утечка умов». По установившейся традиции Северная Америка привлекает интеллектуалов из Западной Европы. Страны Европейского союза рассчитывают на «помощь» российских и других восточноевропейских мигрантов. Требования инновационной экономики способствуют усилению данных процессов.

Широкое распространение получила методика ООН по определению ущерба, связанного с интеллектуальной миграцией из стран-доноров. Суть ее состоит в том, что из ВВП страны вычитаются прямые и косвенные расходы на подготовку выезжающей интеллектуальной элиты. Например, потери России от отъезда одного специалиста в среднем оцениваются в 300 тыс. дол., а по оценкам американских экспертов, они составляют 400-800 тыс. дол. Общие же потери России от «утечки мозгов» в первой половине 1990-х годов ежегодно составляли 25-33 млрд дол. [8. С. 120].

В научной литературе отмечается, что в условиях инновационной экономики политика стран с развитой рыночной экономикой по отношению к миграции рассматривается не только как средство пополнения трудовых ресурсов, но и как инструмент для привлечения капитала.

Некоторые государства, например США, Канада, Новая Зеландия, ввели специальные квоты для въезда иммигрантов-инвесторов. Так, США, самая развитая в научно-техническом и экономическом отношении страна, предусмотрели ежегодную выдачу 10 тыс. виз для имми-грантов-инвесторов и членов их семей. Условием получения подобной визы служит инвестирование в экономику принимающей стороны не менее 500 тыс. дол. [9. С. 9]. Правительство Великобритании реализует программу привлечения бизнесменов, работающих в инновационных отраслях, имеющих четкий бизнес-план инновационного предпринимательства в Великобритании, а также готовых приобрести минимум 5% акционерного капитала компаний Туманного Альбиона и создать не менее двух рабочих мест для постоянных жителей. Эти меры призваны поощрить электронную коммерцию и наукоемкие виды деятельности.

Для стран-доноров денежные средства мигрантов также представляют большой интерес. Выходцы из Китая, проживая в разных уголках мира, вложили в экономику своей этнической родины более 60 млрд дол. По оценке Всемирного банка, ежегодно иммигранты, работающие в развитых государствах, переводят на родину около 100 млрд дол. [10. Р. 69, 71]. Наибольшие суммы, вывозимые ежегодно из США, получают: Мексика - 10 млрд дол.; Индия - 9,9; Филиппины - 6,4 млрд дол. Эти суммы вполне корреспондируются с объемом средств, направляемых США в фонды помощи иностранным государствам (чуть больше 20 млрд дол. в год) [9. С. 9]. Если экономика развивающихся стран находится в кризисном состоянии, то эти деньги представляют собой важнейший источник доходной части бюджета. Но если страны-доноры не смогут эффективно использовать полученные средства для подъема национальной экономики, повышения ее научно-технического уровня, изменения структуры промышленности, роста внутреннего потребительского спроса, то эти деньги вновь вернутся в развитые страны уже в форме оплаты импортных товаров.

Необходимость соответствия современному этапу инновационного развития и выживания в конкурентной борьбе подталкивает все страны ОЭСР на государственном уровне проводить соответствующую инновационную политику. Ее основными целями являются привлечение квалифицированных соотечественников и мигрантов, получив-

cialists; the second reason seems to be a strong growth of illegal migration. In addition, there is evidence of large-scale forced migration, geographical expansion of regional ethnic violence, profound impact of international movements of population onto the demographic situation in developed countries, and greater share of women in the processes.

By the present moment the formation of innovation economy has specified particular core destinations which are considered to be the most attractive for numerous migrants from different countries. These include developed countries of the EU, the USA, Canada, Australia, oil-extracting countries of the Middle East, new industrial "dragons" from Southeast Asia. To date the largest number of migrants lives in Europe (56 million), then comes Asia (50 million), and North America (41 million). T. Timash-ova states that during just the last decade of the XX century international migration's sole contribution to the population growth in developed countries amounted to 56%, particularly in Europe - 89%, and in developing countries - 3% [6. P. 105].

The USA ranks the first among receiving countries. Its share of international migration adds up to 39 million people or around 20% of the world total. The second position is occupied by Russia (7.6%). It is followed by Germany, Ukraine, and India. At this one third of international migrants moves on a regular basis from one developing country to another. UN Global Commission on International Migration supposes that at the moment there are around 13.3 million of migrants in Russia. The data of Federal Migration Service of the Russian Federation indicate about 10 million people. According to some estimates, in unauthorized labour markets in our country there have found their jobs from 3.5 to 5 million of foreigners and, as a rule, these people are native to CIS countries and countries of Southeastern Asia [6. P. 105].

Modern innovative economy triggered the resurgence in productive forces development conditioned by the emergence of a new quality of economic growth which is based on information technologies, dynamic innovation process and latest scientific knowledge. The aggravation of the demographic situation in developed economies mirrored in intensified migration processes. Experts argue an effective operation of modern economy only in the USA, Canada and EU will require approximately 100 million of well-qualified specialists in the nearest 25 years [7. P. 133]. Here it is necessary to emphasize that attracted mi-

grants except for professional skills should possess a formidable intellect combined with understanding of exact sciences. It is unfeasible to fill this niche in the developed countries' labour market using internal resources since these countries simply do not have such number of specialists. It is also extremely difficult to train these specialists in that short time.

The most acceptable and quite long ago spread solution to this problem is the involvement of foreign highly skilled employees. This phenomenon received a sounding name "brain drain" Sticking to the established tradition, North America attracts intellectuals from Western Europe. In turn, the EU countries rely on Russian specialists and other Eastern-European migrants. Demands of innovative economy tend to strengthen these processes.

The UN methodology to assess sending countries' losses caused by intellectual migration has become quite popular and is often applied nowadays. Its essence lies in the fact that direct and indirect costs of training and preparing the intellectuals that leave the country are subtracted from the country's GDP. For instance, Russia's losses incurred by the departure of one specialist average out at 300 thousand U.S. dollars; and according to American experts, this figure appears to be from 400 to 800 thousand U.S. dollars. As for the Russia's total losses caused by brain drai", they annually amounted to 25-33 billion U.S. dollars in the first half of 1990s [8. P. 120].

In scientific literature it is pointed out that in innovative economy the developed countries' policy on migration is seen not just as a means of acquiring labour resources but as a tool to attract capital. Some states, for example, the USA, Canada, and New Zealand have imposed special quotas for entry of immigrants-investors. Solely the most scientifically, technically, and economically progressive country - the USA

- has envisioned 10 thousand visas which can be granted annually to the immigrants-investors and members of their families. Yet it is stipulated that to get this type of visa one should invest into the receiving economy at least 10 thousand U.S. dollars [9. P. 9]. The UK government is running a program to attract businessmen employed in innovative sectors who have a clear business plan for innovative entrepreneurship in Great Britain and are ready to acquire at least 5% of share capital of Albion's companies and generate at least 2 jobs for UK citizens. These steps are designed to encourage e-commerce and science-intensive types of activities.

For sending countries the migrants' money also are of great interest. Natives of China who live in different parts of the world to date have already invested into the Chinese economy well over 60 billion U.S. dollars. The World Bank reckons that remittances of immigrants working in developed countries can annually total at 100 billion U.S. dollars [10. P. 69, 71]. The largest sums sent abroad every year from the USA are received by the following countries: Mexico

- 10 billion U.S. dollars, India - 9.9 billion U.S. dollars, the Philippines - 6.4 billion U.S. dollars. These sums can be compared to those directed by the USA to foreign aid funds (just over 20 billion U.S. dollars a year) [9. P. 9]. Should a foreign developing country be in crisis, this money becomes a significant source of budget revenues. Yet in case source countries are unable to use these funds effectively to raise national economy, boost its scientific and technical level, diversify industry, and stimulate domestic demand, the money earned by immigrants will come back to the receiving countries as payments for the imports.

The need to respond to challenges posed by modern stage of innovative development forces all OECD countries to adopt corresponding innovation policy at national level. Its main objectives include measures to attract well qualified residents and migrants who acquired education in other countries and major in innovation subjects (specialities). In addition, the policy focuses on creation of favorable conditions to secure sought-after, skilled specialists to the country. The policy encompasses a range of directions the most important of which is to build the infrastructure for innovation entrepreneurship in a variety of different technological and biotechnological centres with decent working conditions. Analogous centres are being created in Skolkovo, Russia.

Besides, public R&D sector is extending its influence. For this there are allocated extra funds to finance the most promising research, taken steps for rapid promotion and career advancement of perspective specialists, there is arranged the financial support of perspective scientists and built the system of scholarships to reward talented undergraduates and postgraduates and generate jobs for them after their studies are completed. Then, there are administered the government programs to assist scientists who emigrated earlier and are willing to resettle to their homeland again. The programs cover not only transport costs but also provide means to support homecoming people financially until they find jobs.

UPRAVLENETS /5-6/33-34/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 5-6/33-34/2012

Источники

1. United Nations Development Program. Human Development Report 2011. New York-Oxford, 2011. www.ru.wikipedia.org.

2. Иноземцев В. Революция^^! // Известия. 2011. 20 мая.

3. UNESKO. the new Courier. Paris: UNESKO, 2002, October.

4. International Migration and Development: Report of the Secretary-General. UNGA. 2006. May 18.

5. Аверин А.Н. Миграция населения. М., 2006.

6. Тимашова Т. Канада в контексте международной миграции // МЭ и МО. 2008. №1.

7. Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М., 2006.

8. Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. М.: Альпина Паблишер, 2003.

9. Никольская Г.К. Социально-экономические последствия глобализации рынка труда за рубежом // Труд. 2005. №4.

10. Two Current Issues Facing Developing Countries // World Economic Outlook IMF. 2005. April.

11. Economist. 2005. March, 16.

12. Навой А. Российские кризисы образца 1998 и 2008 годов: найди 10 отличий // Вопросы экономики. 2009. №2.

References

1. United Nations Development Programme. Human Development Report 2011. New York-Oxford, 2011.

2. Inozemtsev V. Revolutsia.com // Izvesti-ya, 2011, May 20.

3. The UNESKO Courier. October. Paris: UNESKO, 2002.

4. International Migration and Development // Report of the Secretary-General. UNGA. 18.05.2006.

5. Averin A.N. Population migration. Moscow: 2006.

6. Timashova T. Canada in international migration // ME & MO. 2008. №1.

7. Pereslegin S.B. Teach-yourself book to play the world chess. Moscow, 2006.

8. Globalization facets. Baffling issues of modern development. Moscow: Alpina publisher, 2003.

9. Nikolskaya G.K. Social-economic consequences of labour market globalization abroad // Trud. 2005. №4.

10. Two Current Issues Facing Developing Countries // World Economic Outlook IMF, April 2005.

11. Economist. 2005. March, 16.

12. Navoy A. Crises in Russia. Patterns of the years 1998 and 2008: spot 10 differences // Issues of Economics, 2009. № 2.

ших образование по инновационным специальностям в других странах, создание привлекательных условий для закрепления высокообразованных востребованных работников в родной стране. Она включает ряд направлений, важнейшее из которых - создание инфраструктуры инновационного предпринимательства в виде различных технологических и биотехнологических центров с достойными условиями работы. Аналог подобных центров создается у нас в г. Сколково.

Кроме того, усиливается влияние государственного сектора НИОКР. Изыскиваются дополнительные средства для финансирования наиболее перспективных на текущий момент исследований, проводится финансовая поддержка подающих надежды ученых, принимаются меры для более быстрого продвижения перспективных специалистов по карьерной лестнице; с помощью высоких стипендий пытаются поощрить талантливых иностранных студентов и аспирантов, предоставить им рабочие места после окончания учебы. Для привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в большинстве развитых стран предусмотрены налоговые льготы. Кроме того, существуют госпрограммы содействия переселению ученых-эми-грантов, желающих вернуться на родину. Они включают не только транспортные расходы по возвращению бывших соотечественников, но и средства для их поддержания после переезда до нахождения рабочего места.

Привлечение иностранных учащихся для обучения и проживания требует от принимающей стороны создания соответствующей инфраструктуры образования. Учитывая распространенность английского языка среди студенческой молодежи, в неанглоязычных странах создаются соответствующие методики обучения, что позволяет заинтересовать в получении образования дополнительное число иностранных студентов. Например, в университетах Германии иностранцам можно обучаться не на немецком, а на английском языке. Такая практика получила широкое распространение во всех развитых европейских государствах.

Исключительное значение страны ЕС придают и проблемам признания дипломов о профессиональном образовании и квалификации, полученных за пределами ЕС. Выходцы их стран третьего мира при подтверждении дипломов испытывают больше сложностей, нежели мигранты из ЕС или Европейской эко-

номической зоны. Поэтому возникают дополнительные трудности в получении работы, соответствующей квалификации. Сегодня приняты меры по максимальному упрощению признания дипломов. Через заключение кооперационных соглашений между университетами, открытие зарубежных филиалов развитые государства отбирают одаренных студентов для обучения их на своей территории.

Дискуссионным представляется вопрос о том, насколько тяжелой может быть иммиграционная нагрузка для бюджета страны-реципиента. Однако и здесь имеются определенные положительные моменты, например, налоги, вносимые иммигрантами, способствуют росту доходной части того же бюджета. По мнению большинства экономистов, в долгосрочном периоде государство, принимающее мигрантов, получает больше преимуществ и выгод, так как налоги, уплачиваемые иммигрантами, превосходят средства, выделяемые на их обучение и различные социальные выплаты. В финансовом плане во многих странах (Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Португалия, США) эффекты от приема мигрантов больше, чем затраты на них.

Попытки подсчитать эффекты от иммиграции на макроуровне предпринимались как научными и правительственными организациями, так и отдельными экономистами. Например, для США в 1997 г., по данным Национального исследовательского совета, размер уплаченных иммигрантами налогов на 10 млн дол. превышал сумму полученных ими бюджетных дотаций. По подсчетам Совета экономических консультантов при Президенте США, в 2002 г. этот прирост составил уже 14 млн дол. [11]. Отмеченная положительная тенденция превышения бюджетных доходов над расходами связана с тем, что в американской экономике работает много высококвалифицированных специалистов-иммигрантов. Каждый такой специалист в течение всего трудоспособного периода приносит государственному бюджету США чистую прибыль в размере 198 тыс. дол. [11].

Несколько иначе обстоят дела с низкоквалифицированными иммигрантами, не имеющими профессиональной подготовки. Их присутствие и деятельность составляют достаточно тяжелое бремя для бюджета страны-реципиента. Один подобный работник в течение трудовой жизни платит налогов на 13 тыс. дол. меньше, чем получает различного рода социальных дотаций. [9. С. 10] Поэтому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Attracting foreign students to live and study in the country requires from the host country to establish necessary educational infrastructure. With regard to the fact that English is widely spread among studying youth special educational techniques are designed in non-English-speaking countries what allows the countries to get an additional number of students interested in obtaining a degree there. In that way, for instance, in German universities foreigners can learn subjects not in German but in English. This practice became widely spread in all developed European countries.

Particular importance by the EU countries is attached to the problems of recognition of diplomas and academic qualifications acquired outside the EU. Immigrants from the Third World countries experience far greater difficulties in certifying their qualifications than migrants from the EU or European Economic Area. Logically, this leads to added complexities while finding the right vacancy which matches their diplomas. For the present moment there have already been taken measures to simplify the process of diploma recognition as much as possible. Through opening branches abroad and entering into cooperation agreements between universities developed countries select talented individuals to train them in their territory.

It is arguable how heavy the migration burden can be for the receiving country's budget. However, even here there are some positive things, for example, taxes paid by immigrants contribute to an increase in revenues of the country's budget. The majority of the economists argues that from a longterm perspective the receiving economy benefits even more than sending countries, since the amount of taxes paid by immigrants exceeds the sums spent on education and various social payments. Financially, in many countries (Austria, Great Britain, Germany, Greece, Spain, Portugal, the USA) the effects from migrants reception are greater than the expenditure related to it.

Both certain scientists and scientific and governmental institutions attempted to calculate the exact effects from migration at macro-level. For instance, for the USA in 1997, as the data of the National Research Council say, the amount of taxes paid by immigrants was 10 million U.S. dollars larger than federal welfare given to them. According to the estimates of the USA President's Council of Economic Advisers (CEA) this growth amounted to 14 million U.S. dollars in 2002 [11]. The pointed positive tendency of exceeding budget revenues over expenses is tied up with the fact that the American

economy employs many highly skilled immigrants. Every such specialist while he/she is employable earns for the USA budget the net profit of 198 thousand U.S. dollars [11].

Slightly different are the things with low-qualified migrants who do not have professional training. Their presence and their activities place a huge burden on the receiving country's budget. One such worker during his/her working life pays 13 thousand U.S. dollars less in taxes than he/she receives in different welfare. [9. P. 10]. That is why the host country is principally interested in well-qualified workforce.

Macroeconomic analysis shows that an average immigrant during his/her working life brings to the USA budget approximately 80 thousand U.S. dollars. However, average indicators do not reflect actual situations in the periods of sharp increases in immigration. This results from the substantial escalation of education expenditure to teach both adults and migrants' children, and also from growing social transfers of various kinds for low-paid workers, etc.

From the territorial perspective the migration situation in the USA varies a lot. This is brought about by the fact that it is not the federal government, but the states' budgets that primarily have to spend considerable sums of money to help migrants to settle in their new location. If in any territorial entity in the virtue of certain circumstances the number of natives of other countries goes up, in line with it the state's budget expenditure increases as well. Particularly in California, 7.7 million U.S. dollars are spent annually for the programs designed to teach children of illegal migrants, 1.4 million U.S. dollars are allotted to health care and the same amount is directed for the maintenance of illegal migrants in prisons who have committed crimes [11].

During the recovery phase migrants could become a determining resource which will trigger economic growth and move forward the economy. Paradoxically, it refers to migrants with any qualification, even very low. Low-qualified workers may exercise a marked influence on effective functioning of labour-intensive industries. Developed countries have faced the pressing need to maintain the competitiveness of some economic sectors which confront with relatively large flow of dumped imports from developing countries. This refers mostly to the industries that produce goods meant for a typical consumer: light industry, footwear and food industry, etc. Developed countries will only be able to retain their level of production in case the production costs are decreased, particularly at the expense of

cheaper labour. Migrant labour has become one of the contemporary forms of costs reduction. The Keynesian theory argues that the extension of industries which produce consumer goods leads to the proportional growth in demand for machinery and equipment, and, consequently, improves the employment rate generally within the country. In that way, in the USA agriculture handles an important role in foreign economic activity, and light industry is in a state of long-running trade war with low-priced imports, first and foremost with Asian imports. Yet at this, by early 1990s the annual inflow of immigrants compared to late 1980s has almost doubled increasing from 675 thousand people to 1128 thousand people, though the unemployment rate remained the same (6.4%). In that time without migrant labour the extensive production growth could not have been achieved and jobs could not have been generated.

In recent years in Russia and in its regions, labour market functioning has dramatically worsened. As a result of many factories' closure a considerable number of workers having moved to another economic sectors by now have lost all professional skills, and it is unlikely these people could return to their previous occupation. Besides, every year Russian economy runs out of approximately 1 million of employable residents because of their retirement. Annually some 200 thousand people, mainly employable, die of different reasons (car accidents, suicides, food poisoning, violent crimes). Just in 2006 the country lost about 700 thousand of employable people [12. P. 27]. Until now Russia barely managed to maintain the balance of labour resources and this was largely due to CIS migrants. However, they are low-qualified and need lengthy social adjustment with all natural consequences.

The next stage of innovative economy shapes new demands in the labour market, and consequently, the mechanisms of migration policy are changing. Developed countries direct meticulous attention to the selective reception of migrants in the interests of their economies. Modern migration policy in Russia is becoming to be focused on attracting well-qualified specialists. It intends not only to maintain a high level of traditional industries, but also to develop new science-intensive and high-tech directions of the national economy. For this reason there were introduced some amendments into our migration legislation: particularly, visa regime was radically simplified, registration requirements were relaxed etc.

UPRAVLENETS /5-6/33-34/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 5-6/33-34/2012

принимающая сторона прежде всего заинтересована в привлечении высококвалифицированных кадров.

Макроэкономический анализ показывает, что среднестатистический иммигрант в процессе трудовой деятельности приносит бюджету США доход в объеме 80 тыс. дол. Но средние показатели не отражают реальных ситуаций, связанных с периодами резкого роста количества въезжающих в страны-реципиенты. Это обусловлено существенным увеличением расходов на обучение, как взрослых, так и детей иммигрантов, а также возрастанием разного рода выплат социальных трансфертов малооплачиваемым работникам и т.д.

Миграционная ситуация в США в территориальном аспекте весьма неоднородна. Это вызвано тем обстоятельством, что не федеральное правительство, а в первую очередь бюджеты отдельных

штатов вынуждены тратить значительные средства на обустройство переселенцев. Если в каком-то территориальном образовании в силу определенных причин возрастает количество выходцев из других государств, то заметно увеличивается и расходная часть его бюджета. Например, в Калифорнии только на программы обучения детей нелегальных иммигрантов расходуется 7,7 млн дол. в год, еще 1,4 млн дол. - на медицинскую помощь и столько же на содержание в тюрьмах нелегалов, совершивших преступления [11].

В период экономического роста мигранты могут стать определяющим ресурсом движения вперед. Причем это относится к приезжим любой квалификации, даже самой низкой. Малоквалифицированные работники могут оказать значительное влияние на эффективное функционирование отраслей с большой

долей ручного и трудоемкого производства. Развитые страны поставлены перед необходимостью удерживать конкурентоспособность определенных отраслей экономики относительно большого потока демпингового импорта из развивающихся стран. Это касается в первую очередь отраслей, выпускающих товары массового спроса, рассчитанные на типичного потребителя (легкая промышленность, обувная, пищевая и т.д.). Удержать уровень производства возможно только в случае снижения издержек, в том числе за счет более дешевой рабочей силы. Одной из современных форм уменьшения затрат стало использование труда иммигрантов. Расширение отраслей, производящих продукцию массового потребления, в соответствии с кейнсианской теорией ведет к пропорциональному росту спроса на машины и оборудование и, следовательно, к

Политика субъекта управления на макро- и микроуровнях: сущность и характеристика

^ ВЕРЕТЕННИКОВА Ольга Борисовна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового менеджмента

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Тел.: (343) 251-96-92 E-mail: veretennikova [email protected]

^ ШАТКОВСКАЯ Екатерина Григорьевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовых рынков и банковского дела

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Тел.: (343) 251-96-15 E-mail: [email protected]

Ключевые слова

политика

многоуровневая политика

уровни управления субъектом

виды политики на разных уровнях управления

Аннотация

Приводится авторская трактовка понятий «политика», «многоуровневая политика», «пространство субъекта управления», «базовый субъект управления»; представлена структура субъектов управления мировым хозяйством; выделены стандартные интересы основных субъектов управления; обозначены уровни разработки политики; дана характеристика видов политики по уровням управления.

Национальная экономика как единая интегрированная система и ее основные подразделения в виде государственного и частного секторов, совокупности домохозяйств функционируют и развиваются в рамках проводимой экономической политики.

Термин «экономическая политика», исходящий из понятия «политика», многомерный и многоуровневый. Существует множество подходов к определению этих понятий.

До настоящего времени научное сообщество не выработало единого подхода к пониманию сущности политики, об этом свидетельствует ретроспектива научных взглядов на сущность политики (табл. 1).

Проведенный анализ различных подходов к пониманию сущности явления «политика» позволяет сформулировать авторскую позицию по этому вопросу. Термин «политика» происходит от греч. поА1с; - государство, что по Аристотелю означает «искусство управления госу-

повышению общего уровня занятости в стране. Так, в США сельскому хозяйству отводится важная роль во внешнеэкономической деятельности, а легкая промышленность страны находится в состоянии длительной торговой войны с дешевым импортом, прежде всего азиатским. Но при этом еще в начале 1990-х годов ежегодный приток иммигрантов по сравнению с концом 1980-х годов увеличился почти вдвое - с 675 тыс. до 1128 тыс. чел., а безработица осталась на прежнем уровне (6,4%). Без привлечения труда иммигрантов в тот период не состоялось бы экстенсивное расширение производства и не были бы созданы новые рабочие места.

В последние годы в России в целом и в ее территориальных образованиях резко ухудшилось качество функционирующего рынка труда. В результате закрытия многих производств значи-

дарством» [3]. Большой экономический словарь идет чуть дальше, он трактует политику как «искусство управления государством, сообществом, межгосударственными отношениями» и определяет ее как «сферу деятельности, связанную с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства» [4].

Авторы придерживаются социальной парадигмы в трактовке понятия «политика», которая исследует влияние социальных, экономических и культурных факторов на суть политических явлений. Точка зрения авторов сводится к двум аспектам.

Во-первых, определяющую роль в становлении политики авторы отводят социокультурным, т.е. приобретенным, свойствам субъекта социального действия. В рамках марксистской концепции социальной парадигмы политика представляет собой концентрированное выражение экономики, прослеживается

тельная часть занятых, перейдя в другие сектора экономики, к настоящему времени утратила профессиональные навыки и вряд ли сможет вернуться на родные предприятия. Кроме того, ежегодно отечественная экономика теряет около 1 млн трудоспособных граждан в связи с выходом на пенсию. Еще около 200 тыс. чел. в год, причем в основном в трудоспособном возрасте, гибнут по различным причинам (автокатастрофы, суицид, пищевые отравления, насильственные преступления). Только в 2006 г. страна потеряла около 700 тыс. чел. в трудоспособном возрасте [12. С. 27]. До сих пор баланс трудовых ресурсов в России едва удавалось поддерживать благодаря мигрантам из стран СНГ. Однако они обладают низкой квалификацией и нуждаются в длительной социальной адаптации.

Очередной этап инновационной экономики формирует новые потребности

логическая цепочка «частная собственность - социальные классы - организация политической жизни - государство» [5], что позволяет ключевым элементом явления «политика» считать субъект управления.

Во-вторых, с точки зрения культурологического подхода социальной парадигмы основой политики является ценностно-нормативная составляющая, опирающаяся на нравственную, моральную убежденность индивидуумов в ценности принципов политики, приверженность индивидуумов к установленным нормам, личностные качества лица, принимающего решение, т.е. его харизму. Этот подход авторы поддерживают и признают идеологию в качестве глобальной цели субъекта, разрабатывающего политику. Структура субъектов управления мировым хозяйством представлена на рис. 1.

Международные организации в структуре субъектов управления мировым хозяйством являются надстроечным эле-

на рынке труда, соответственно меняются механизмы миграционной политики. Развитые страны чрезвычайно внимательно проводят селективный прием мигрантов в интересах своей экономики. Современная миграционная политика России тоже начинает ориентироваться на привлечение высококвалифицированных специалистов. Ее цель - не только сохранение высокого уровня традиционных отраслей, но и развитие новых наукоемких и высокотехнологичных направлений национальной экономики. Для этого вносятся соответствующие поправки в миграционное законодательство: приглашаются квалифицированные специалисты, радикально упрощается визовый режим, регистрация при переезде и т.д.

Olga B. VERETENNIKOVA

Dr. Sc. (Ec.), Professor,

Head of Financial Management Dprt.

Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 251-96-92

E-mail: [email protected]

^ Yekaterina G. SHATKOVSKAYA

Cand. Sc. (Ec.), Assistant-Prof. of Financial Markets and Banking Dprt.

Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 251-96-15

E-mail: [email protected]

Key words

policy

multilevel policy administration levels of subject types of policies

at different administration levels

Summary

The authors provide their own interpretation of the terms «policy», «multilevel policies», «space of subject of administration». «basic subject of administration». In the article the structure of subjects of global economy administration is suggested; the standard interests of basic subjects of administration are pointed out; levels of policy's development are determined; characteristics of types of policies according to the administration levels are given.

Policy of Subject of Administration at Macro and Micro Levels: Essence and Characteristics

UPRAVLENETS/ 5-6/33-34/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.