УДК 347.625
à
\
\ "Т
L
/
/
Азарова Анастасия Сергеевна Саратовская государственная юридическая академия Институт правоохранительной деятельности
Россия, Саратов azarovaanastasiya2001 @mailru Azarova Anastasia Saratov State Law Academy Institute of Law Enforcement Russia, Saratov
СЕКУНДАРНЫЕ ПРАВА В БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Аннотация: в статье анализируется природа секундарных прав и обоснованность применения данной категории применительно к брачно-семейным отношениям. Рассматривается возможность введения института совместной опеки как способа борьбы с гейткипингом. Делается вывод о необходимости развития института семейной медиации в РФ, трансформации общественного сознания, а также дальнейших научных изысканий в части разработки четкого обозначения и стабильной теоретической основы секундарных прав.
Ключевые слова: секундарные права, брачно-семейные отношения, гейткипинг, совместная опека, семейная медиация.
SECONDARY RIGHTS IN MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS Annotation: the article analyzes the nature of secondary rights and the validity of the application of this category in marriage and family relations. The possibility of introducing the institution of joint custody as a way to combat gatekeeping is being considered. The conclusion is made about the need to develop the institution of family mediation in the Russian Federation, the transformation of public
" ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции
consciousness, as well as further scientific research in terms of developing a clear designation and stable theoretical basis of secondary rights.
Key words: secondary rights, marriage and family relations, gatekeeping, joint custody, family mediation.
В цивилистике наряду с правоспособностью и осуществлением субъективных гражданских прав существует такое понятие, как секундарные права, реализуемые при помощи односторонней сделки. Немецкие юристы обратили внимание, что этот вид прав имеет в качестве своего объекта некоторое другое субъективное право [1, с. 210].
В.Е. Карнушин в своей монографии рассматривает секундарные права в российском гражданском праве, подчеркивая, что у секундарного права нет никакого другого объекта, кроме гражданского правоотношения [2, с. 254]. Вместе с тем анализ действующего семейного законодательства позволяет предположить наличие секундарных прав и в брачно-семейных отношениях. В соответствии с п. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей [3]. При этом многолетний опыт, не только жизненный, но и правоприменительный, показывает, что в вопросах определения места жительства детей и порядка общения с ними отцы традиционно находятся в уязвимом положении, из-за чего некоторые юристы называют их «секундарными» отцами [4].
Семейный кодекс РФ содержит довольно объемный перечень прав и обязанностей отцов, однако реальное содержание и исполнение на практике имеет только их обязанность по уплате алиментов, возникающая исключительно по воле матерей детей. Совершенно справедливо эту гипотезу можно распространить и на другие права и обязанности отцов. Так, матери могут полностью отстранить отцов от участия в воспитании детей, от общения с ними и от получения о них информации (не последнюю роль в этом играет и попустительство отечественных судов). Это же касается принятия решения о
зачатии: только женщина решает, беременеть ей от мужчины или принять меры
по предотвращению беременности.
В 2021 году количество разводов в РФ выросло по сравнению с 2020 годом на 14% [5]. При этом в судах при расторжении брака в пользу отцов выносится всего 5-6% решений [6], что вызвано предубеждениями в отношении способности мужчин заботиться о детях. Не последняя роль в отстранении отцов от радости общения с детьми отводится и таким субъективным причинам со стороны матерей, как: переживание негативных чувств, вызванных разводом, осознание факта несостоявшейся семейной жизни, стремление причинить боль, желание унизить, потребность в мести и шантаже [7, с. 485].
Одним из прогрессивных способов борьбы с гейткипингом (практика контроля общения с ребенком) является введение института совместной опеки над детьми на всех этапах развода «на паритетной основе» [8, с. 92]. Такая опека заключается в поочередности проживания ребенка с каждым из родителей и воспринимается зарубежными правопорядками как продолжение родительских отношений, сложившихся в семье. Законодательное закрепление совместной опеки позволило бы нейтрализовать недобросовестное противодействие применению юридического механизма паритетного проживания ребенка, который уже предполагается в п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ. Для большей надежности данный подход может быть закреплен в разъяснениях Верховного Суда РФ.
Представляется важным также развитие и продвижение семейно-медиативной технологии, создающей условия для гармонизации семейных отношений, разрешения кризисных ситуаций. Семейная медиация может стать тем самым триггером, который запустит процесс осознания родителями истинных интересов ребенка, а также подготовки наиболее сбалансированного соглашения по поводу определения места жительства и порядка общения с ребенком до суда. К сожалению, в большинстве регионов указанная процедура остается не всегда доступной и бесплатной. В этом смысле интересен
М':
положительный опыт Республики Башкортостан, где реализуется проект
«Семейная навигация», позволяющий воспользоваться услугой профессионального семейного медиатора на безвозмездной основе [9].
Таким образом, несмотря на то, что секундарные права не прижились в российской науке, нельзя отрицать их способность воздействовать на правоотношение как на идеальную связь. В современной российской действительности отцы в значительной степени зависят от поведения матерей, реализации принадлежащих им секундарных прав. Складывается ситуация, когда отцы воспринимаются как родители второго сорта, имеющие ограниченный доступ к жизни их детей, даже если раньше они разделяли родительские обязанности со своим партнером. На наш взгляд, эта пагубная тенденция может быть нивелирована введением института совместной опеки, развитием института семейной медиации в РФ, а также изменением общественного сознания в части повышения значимости роли отцовства в воспитании детей.
Список литературы:
1. Зеккель Э. Секундарные права в гражданском праве // Вестник гражданского права. 2007. № 2. С. 204-252.
2. Карнушин В.Е. Секундарные права в гражданском праве Российской Федерации: общие вопросы теории, секундарные права в Гражданском кодексе РФ / Под ред. В.П. Камышанского. М.: Статут, 2016. 256 с.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2022. № 52. Ст. 9368.
4. Обязательства без любви: анахронизм российского семейного права и судебной практики // URL: https: //zakon.ru/blog/2019/10/21 /obyazatelstva_bez_lyubvi_anahronizm_rossij skogo _semejnogo_prava_i_sudebnoj_praktiki (дата обращения: 25.02.2023).
М':
5. Развод в цифрах - статистика разводов в России // URL:
https://www.planeta-zakona.ru/blog/razvod-v-tsifrakh-statistika-razvodov-v-rossii.html/ (дата обращения: 25.02.2023).
6. В РФ в судах при разводе в пользу отцов выносится всего 5-6% решений // URL: https://rg.ru/2021/08/11/v-rf-v-sudah-pri-razvode-v-polzu-otcov-vynositsia-vsego-5-6-reshemj.html (дата обращения: 25.02.2023).
7. Безрукова О.Н., Самойлова В.А. Материнский гейткипинг в России: молодые отцы о матерях и барьерах доступности детей после развода // Мониторинг. 2020. № 3 (157). С. 463-498.
8. Зыков С. В. Совместная физическая опека или определение места жительства ребенка на паритетной основе? // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 1. С. 92-111.
9. О проекте «Семейная навигация» // URL: https://ufacity.info/press/news/301449.html https://rg.ru/2021/08/11/v-rf-v-sudah-pri-razvode-v-polzu-otcov-vynositsia-vsego-5-6-reshemj.html (дата обращения: 25.02.2023).