Научная статья на тему 'Секуляризация как духовное явление европейской культуры'

Секуляризация как духовное явление европейской культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2848
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IDEOLOGICAL MATRIX / SPIRITUALITY / RELIGIOUSNESS / SACREDIZATION / DESACREDIZATION / SECULARIZATION / SOCIETY / WORLDVIEW / SOCIOLOGIST OF RELIGION / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ МАТРИЦА / ДУХОВНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / САКРАЛИЗАЦИЯ / ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / КАРТИНА МИРА / СОЦИОЛОГ РЕЛИГИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бубнов Ю. А., Радугина О. А.

В статье предлагается исследование секуляризации как духовного явления, выработана дефиниция этого социального феномена. Рассмотрены позиции западных и отечественных социологов религии относительно содержания секуляризаци-онных процессов. Главными источниками формирования картины мира в секуляризованном обществе признаны философия, наука, а также различные формы художественного творчества. Секуляризация определена авторами как комплексный процесс вытеснения религии из личной и общественной жизни и замещения ее функций в личной и общественной жизни новыми структурами мировоззренческой матрицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secularization as a spiritual phenomenon of European culture

The article studies the secularization as a spiritual phenomenon and develops a definition of this social phenomenon. The authors review the views of Western and Russian sociologists of religion on the content of secularization processes. The paper considers philosophy, science, and various forms of art as the main sources of worldview formation in a secularized society. The authors believe that the secularization can be defined as a complex process of religion exclusion from personal and public life, and replacement of its functions with new structures of ideological matrix.

Текст научной работы на тему «Секуляризация как духовное явление европейской культуры»

УДК 21:304.2(4) Бубнов Юрий Александрович

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории философии, декан факультета философии и психологии, проректор по контрольно-аналитической и административной работе Воронежского государственного университета

Радугина Ольга Алексеевна

кандидат философских наук,

доцент кафедры философии, социологии

и истории

Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

КАК ДУХОВНОЕ ЯВЛЕНИЕ

ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Bubnov Yury Aleksandrovich

D.Phil. in Philosophy, Professor, Head of History of Philosophy Department, Dean of Philosophy and Psychology Faculty, Assistant Principal for Supervision and Evaluation, Voronezh State University

Radugina Olga Alekseevna

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Philosophy, Social Science and History Department, Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering

SECULARIZATION AS A SPIRITUAL PHENOMENON OF EUROPEAN CULTURE

Аннотация:

В статье предлагается исследование секуляризации как духовного явления, выработана дефиниция этого социального феномена. Рассмотрены позиции западных и отечественных социологов религии относительно содержания секуляризаци-онных процессов. Главными источниками формирования картины мира в секуляризованном обществе признаны философия, наука, а также различные формы художественного творчества. Секуляризация определена авторами как комплексный процесс вытеснения религии из личной и общественной жизни и замещения ее функций в личной и общественной жизни новыми структурами мировоззренческой матрицы.

Ключевые слова:

мировоззренческая матрица, духовность, религиозность, сакрализация, десакрализация, секуляризация, общество, картина мира, социолог религии.

Summary:

The article studies the secularization as a spiritual phenomenon and develops a definition of this social phenomenon. The authors review the views of Western and Russian sociologists of religion on the content of secularization processes. The paper considers philosophy, science, and various forms of art as the main sources of worldview formation in a secularized society. The authors believe that the secularization can be defined as a complex process of religion exclusion from personal and public life, and replacement of its functions with new structures of ideological matrix.

Keywords:

ideological matrix, spirituality, religiousness, sacrediza-tion, desacredization, secularization, society, worldview, sociologist of religion.

Современный мир переживает глобальные трансформации в различных сферах общественной жизни, провоцирующие ситуацию нестабильности и неопределенности и благоприятствующие формированию кризиса в сфере мировоззрения. Этот кризис может выражаться в поисках личностью ответов на важнейшие мировоззренческие вопросы: о месте данного индивида в мире, его отношениях с миром и другими индивидами, о ценностных ориентациях и приоритетах. Решение этих мировоззренческих вопросов в существенной степени зависит от господствующей в обществе в данное время мировоззренческой матрицы. Стержнем мировоззренческой матрицы выступает духовность. Мировоззренческая матрица формирует программу алгоритма развития духовной сферы общества, в русле которого осуществляется воспроизводство ее базовых элементов.

Проблема духовности является «вечной» философской проблемой. Духовность - это очень многообразный феномен, и поэтому существует множество интерпретаций духовности. Рамки статьи не позволяют достаточно полно представить все позиции. Не вступая в полемику, мы бы хотели только подчеркнуть, что среди многообразных интерпретаций феномена духовности нам импонирует позиция тех философов, которые трактуют духовность не только как форму самореализация души, экзистенции, но и как присутствие в ней Духа, трансценденции. С позиций такого подхода духовность связана с соприкосновением с вечным и бесконечным, с самоценностью целостного бытия. Иными словами, в основании подлинной духовности лежит переживание сопричастности человека как смертного, конечного существа с самоценной бесконечностью це-

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

лостного бытия. Самоценное духовное начало может быть различно выражено в разных мировоззренческих позициях: в религиозном мировоззрении - именем Бога, в научном - «гармонизирующей основой бытия», которую В. Гейзенберг назвал «центральным порядком».

По нашему мнению, при всех различиях в конкретных характеристиках духовности важно утвердить самоценность духовного начала вне субъективности отдельной личности. Но для того чтобы духовность не только выступала как константа, с которой сверяется мера красоты, добра и любви, а была духовной вертикалью, реальным вектором, задающим направление, необходим диалог - сотворчество души и духа (экзистенции и трансценденции).

Следует отметить, что в течение длительного времени проблема духовности рассматривалась как исключительно сфера компетенции теологии и религиозной философии. Но было бы неверно исчерпывать духовность религиозностью. Духовность - более широкое понятие, чем религиозность. Она является предметом размышления не только теологии и религиозной философии, но и светской науки, поскольку в содержание проблемы духовности входят и аспекты секу-лярного сознания. По нашему мнению, целесообразно говорить о существовании двух форм духовности: религиозной и светской. Принижение значимости одной из этих форм существенно обеднит содержание и объем понятия «духовность».

Цель статьи - исследовать секуляризацию как духовное явление и выработать дефиницию этого социального феномена.

Духовный компонент религиозной мировоззренческой матрицы формируется на основе процесса сакрализации. Исторически процесс сакрализации происходил на основе включения в сферу религиозного санкционирования всех сфер общественной жизни, а также приватной сферы.

Религиозная форма духовности предполагает выполнение религией основных социальных функций: мировоззренческой, смыслополагающей, интегрирующей, дезинтегрирующей, иллюзорно-компенсаторной и легитимизирующей. В принципе, эти функции религия выполняет в любом обществе. Однако, как справедливо отмечает И.Н. Яблоков, религия, ее элементы, ее место и функции модифицируются в зависимости от особенностей общества, в котором она функционирует [1, с. 134]. Поэтому при анализе реализации религиозной духовности в том или ином сообществе необходимо принимать во внимание особенности общественных отношений.

Секулярная форма духовности формируется в ходе социального процесса секуляризации. Однако в трактовке сущности и основных характеристик секуляризации в гуманитарной литературе существуют определенные расхождения. Позицию сторонников религиозной мировоззренческой матрицы выражает православный богослов А. Шмеман. По его мнению, секуляризизация формирует «мировоззрение и соответствующий ему образ жизни, при котором не только основные стороны человеческого существования - такие как семья, работа, образование, наука, искусство и т. п. - ...не связаны с верой и не укоренены в ней, но отрицается и сама необходимость или даже возможность подобной связи» [2]. Исходя из этого, понятие «секуляризация» можно сформулировать таким образом: секуляризация - это процесс изменения сознания человека, при котором это сознание становится безрелигиозным и, как следствие, происходит вытеснение религии из общественной жизни.

Позицию светского религиоведения представляют социологи религии. В трактовке сущности секуляризационных процессов мы опираемся на концепцию отечественного социолога религии И.Н. Яблокова, концентрированно изложенную в его работе «Социология религии» (1969). В этой концепции представлен классический вариант интерпретации секуляризационных процессов. Под секуляризационными процессами И.Н. Яблоков понимает «переход людей от религиозности к нерелигиозности, освобождение различных сфер жизни общества и индивида, социальных отношений и институтов от религиозного санкционирования» [3, с. 138].

Вместе с тем мы стремимся учесть позиции других видных представителей социологии религии. Так, американский социолог религии К. Доблер уточняет содержание этого перехода и характеризует секуляризацию как трехэтапный процесс преобразования общественной жизни. На первом этапе религиозные системы, носящие всеобщий и трансцендентный характер, понижаются до уровня других подсистем общества. На втором этапе происходит изменение характера религиозной вовлеченности: меняется уровень влияния религии на отдельных индивидов. На третьем этапе, под воздействием общих социальных изменений, происходят изменения в самом институте религии: в вероучении, культе, церковной организации [4, р. 18].

П. Бергер, немецкий социолог религии, переносит акцент на детерминанты процесса секуляризации и раскрывает содержание данного процесса. По его мнению, главной движущей силой секуляризации является рационализация, следствием которой является освобождение общества от религиозного контроля. Секуляризация проявляется в таких социальных процессах, как отделение церкви от государства, экспроприация церковной собственности, освобождение от ре-

лигиозного контроля института образования, исчезновение религиозного содержания в литературе, искусстве, философии, но более всего - в развитии науки как совершенно автономной, се-кулярной перспективы мира [5, p. 97].

В трактовке российских и западных социологов религии основным содержанием процесса секуляризации является десакрализация общественной жизни, освобождение ее из-под контроля религии и церкви, которое совершается под воздействием антирелигиозной пропаганды, социальных преобразований, научно-технического и культурного развития. В результате процесса десакрализации происходит прогрессивное сужение сферы социального воздействия религии. Наука, право, политика, искусство, мораль, общественная жизнь, быт людей, их сознание и поведение во всевозрастающей степени выходят из-под контроля религии.

Однако десакрализация - это только одна сторона процесса секуляризации. На основе только данного аспекта секуляризация не может приобрести завершенный характер. Параллельно с процессом десакрализации должен идти процесс замещения функций религии в общественной жизни новыми структурами духовности, то, что американский социолог Л. Шайнер назвал переносом (транспозицией) функций религии в другие социальные институты.

В западноевропейской культуре исторически первой такая транспозиция произошла с той стороной мировоззренческой функции религии, которая связана с формированием картины мира. Это осуществилось сначала в результате развития средневекового свободомыслия на основе отделения философии от теологии, а затем, в Новое время, вследствие реализации принципа «двойственной истины», способствующего формированию научной картины мира.

В секуляризованном обществе философия и наука для многих людей становятся главными источниками формирования в их сознании картины мира. Позднее мировоззренческую функцию взяли на себя развивающиеся художественная литература, театр и другие формы художественного творчества. Более сложной является проблема транспозиции смыслополагающей и легитимизирующей функций религии. В идеологии Просвещения смыслополагание и легитимизация ценностно-нормативной системы и всего общественного порядка осуществлялись на основе разума.

Таким образом, секуляризацию можно определить как комплексный процесс освобождения общественной жизни из-под влияния религии и замещения ее функций новыми структурами мировоззренческой матрицы.

Ссылки:

1. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.

2. Шмеман А.Д. О секуляризме [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/hristianstvo/iskazheniya_hristianstva/4g76-all.shtml (дата обращения: 20.09.2015).

3. Яблоков И.Н. Указ. соч.

4. Dobbelaere K. Secularization Theories and Sociological Paradigms: Convergences and Divergences // Social Compass. 1984. Vol. 31, № 2-3.

5. Berger P. The Sacred Canopy. Elements of Sociological Theory Religion. New York, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.