Научная статья на тему 'Секты как особо опасное явление'

Секты как особо опасное явление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2901
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТА / КУЛЬТ / РЕЛИГИЯ / КОНТРОЛЬ / ЛИДЕР / ВЕРБОВКА / РИТУАЛЬНОЕ УБИЙСТВО / САМОУБИЙСТВО / SECT / CULT / RELIGION / CONTROL / LEADER / RECRUITMENT / RITUAL MURDER / SUICIDE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гавриленко Ю. В.

Введение. В статье рассматривается сущность деятельности сект, их негативное влияние на современное общество. Предлагается к обсуждению система мер, направленная на минимизацию последствий от посягательств сект на интересы современного общества. Для всестороннего изучения поставленного вопроса приводятся и подвергаются анализу мнения российских и зарубежных исследователей, кандидатов и докторов юридических, философских наук, религиоведов, а также бывших последователей сект. Именно на основании книг и статей последних построена предложенная автором система мер. Цель. Автор видит цель исследования в определении основных угроз, исходящих от сект и культов, а также в разработке фундаментальных основ методики по защите современного человека и общества от посягательств подобных организаций. Методология. Использованы методы анализа, синтеза, сравнительный метод. Результаты. Проведено сравнение термина «секта» и «культ», определены наиболее опасные приёмы и распространённая тактика вербовки в секту. Выявлена этимология понятия «секта», которая позволяет объективно и справедливо оценить содержание данного явления. Обоснован тезис о том, что современное сектантство является серьёзной угрозой обществу, в связи с чем предложены меры реагирования и защиты современного социума. Заключение. На основе изученного материала автором сформирована система мер, направленная на снижение подверженности общества негативному влиянию сект и культов, которая должна действовать на федеральном и региональном уровнях для достижения наибольших результатов. Определены и детально рассмотрены признаки деструктивных культов и тоталитарных сект, в силу которых последние представляются чрезвычайно опасными как для человека, так и для всего современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гавриленко Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECTS AS A PARTICULARLY DANGEROUS PHENOMENON

Introduction. The article discusses the essence of the activity of sects, their negative impact on modern society. It is proposed to discuss a system of measures aimed at minimizing the consequences of attacks by sects on the interests of modern society. For a comprehensive study of the question, the opinions of Russian and foreign researchers, candidates and doctors of legal, philosophical sciences, religious scholars, as well as former followers of sects are cited and analyzed. It is on the basis of books and articles of the latter that the system of measures proposed by the author is constructed. Purpose. The author sees the goal in identifying the main threats emanating from sects and cults, as well as in developing the fundamental foundations of a methodology to protect modern man and society from attacks by such organizations. Methodology. Used methods of analysis, synthesis, comparative method. Results. The term “sect” and “cult” are compared, the most dangerous methods and tactics of recruiting in a sect are revealed. Conclusion. Based on the material studied, the author formed a system of measures aimed at reducing the public’s susceptibility to the negative influence of sects and cults, which should act at the federal and regional levels to achieve the best results. The signs of destructive cults and totalitarian sects are identified and examined in detail, due to which the latter appear to be extremely dangerous for both man and the whole modern society.

Текст научной работы на тему «Секты как особо опасное явление»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 2. С. 100-106.

УДК 343

Б01 10.24147/1990-5173.2020.17(2).100-106

СЕКТЫ КАК ОСОБО ОПАСНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Ю. В. Гавриленко

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Введение. В статье рассматривается сущность деятельности сект, их негативное влияние на современное общество. Предлагается к обсуждению система мер, направленная на минимизацию последствий от посягательств сект на интересы современного общества. Для всестороннего изучения поставленного вопроса приводятся и подвергаются анализу мнения российских и зарубежных исследователей, кандидатов и докторов юридических, философских наук, религиоведов, а также бывших последователей сект. Именно на основании книг и статей последних построена предложенная автором система мер. Цель. Автор видит цель исследования в определении основных угроз, исходящих от сект и культов, а также в разработке фундаментальных основ методики по защите современного человека и общества от посягательств подобных организаций. Методология. Использованы методы анализа, синтеза, сравнительный метод. Результаты. Проведено сравнение термина «секта» и «культ», определены наиболее опасные приёмы и распространённая тактика вербовки в секту. Выявлена этимология понятия «секта», которая позволяет объективно и справедливо оценить содержание данного явления. Обоснован тезис о том, что современное сектантство является серьёзной угрозой обществу, в связи с чем предложены меры реагирования и защиты современного социума. Заключение. На основе изученного материала автором сформирована система мер, направленная на снижение подверженности общества негативному влиянию сект и культов, которая должна действовать на федеральном и региональном уровнях для достижения наибольших результатов. Определены и детально рассмотрены признаки деструктивных культов и тоталитарных сект, в силу которых последние представляются чрезвычайно опасными как для человека, так и для всего современного общества.

Ключевые слова: секта; культ; религия; контроль; лидер; вербовка; ритуальное убийство; самоубийство.

1. Введение

Современное общество получило возможность полноценно, всесторонне развиваться в духовной сфере сравнительно недавно (после развала СССР), что привело к засилью новых сект, культов, религиозных течений и т. д. Во всём многообразии вероучений необходимо уметь видеть потенциальные опасности и своевременно их избегать. Сегодня законодательство регулирует деятельность сект и культов недостаточно чётко и структурированно, что ожидаемо приводит к росту преступности.

2. Методология

Использованы методы анализа, синтеза, сравнения.

3. К вопросу об этимологии термина «секта» и его разграничении с термином «культ»

Говоря о таком понятии, как секта, важно понимать его этимологию, которая во

многом определяет сущность явления. Как справедливо отметил А. Л. Дворкин, в равной степени видится вероятным происхождение термина от латинского «secare» - отсекать (часть от целого) или «sequi» - следовать (за лидером секты) [1, с. 43]. Оба термина чётко определяют ядро деятельности секты. Первостепенная задача - отрыв нового последователя от окружавшего его ранее круга общения. Обрывая связь с семьёй, друзьями, коллегами по работе и приятелями, жертва секты попадает в «информационный вакуум», а дальнейшая десоциализация неизбежно ведёт к деградации личности [2, с. 86].

Единовременно с «отсечением» сектанта включаются процессы подавления воли, в результате чего его критическое мышление притупляется, а способность сопротивляться влиянию лидера секты со временем абсолютно исчезает. Именно тогда неофит готов идти за своим новым лидером. Некоторые иссле-

дователи сект называют такой эффект следствием «промывания мозгов» жертвы, что приводит к перестроению жизненных ценностей и ориентиров человека [3].

Изучая тему сект, нередко можно столкнуться с мнением, что это синонимичное культу понятие. Однако такая трактовка видится некорректной. Так, О. А. Билан разделяет эти понятия и определяет секту как «религиозную группу, отклонившуюся от господствующего религиозного направления, создавшую собственную организацию», а культ - как «мистические практики людей, объединённых поклонением личности, интеллектуальной программе» [4, с. 14]. Сравнивая данные определения, можно выявить, что культ предполагает существование более склонной к фанатичности организации, где поклонение личности является главной целью. Секты же формируются, «откалываясь» от признанной религии, и создают свои новые устои и порядок [5, с. 43]. Объединяет же эти организации то, что их изначальная цель - получение выгоды и власти их лидером под религиозно-мистической маскировкой [6, с. 18].

4. Основная опасность сект и методика их работы

В чём заключается сущность деятельности сект и почему это явление особо опасно?

Во-первых, как правило, во главе секты находится харизматический лидер, с которого и начинается вся деятельность организации. Именно он разрабатывает основную идею и концепцию культа, формирует внутреннее устройство организации (в большинстве случаев это жёсткая многоступенчатая иерархия и дисциплина) и определяет способы вербовки, а также методику дальнейшей «обработки» нового члена секты [7, с. 112]. Наличие данного лица является особо опасным фактором в силу того, что в подавляющем большинстве случаев лидера секты можно психологически охарактеризовать как нарцисса и искусного манипулятора, склонного к фанатичности в собственных идеях, убеждённого в своей исключительности, имеющего ярко выраженные лидерские качества, дар убеждения и блестящие ораторские навыки [8, с. 28]. Отсутствие эмпатии и готовность идти «по головам» к своим целям также выделяют их среди основной массы людей.

В большинстве случаев идеология сект представляется обществу весьма радикальной, подчас даже переходящей в экстремистскую. М. П. Клеймёнов полагает: «Неверное учение или доктрина закономерно порождает сомнительные, а подчас вредоносные выводы, обладающие большим общественно опасным потенциалом. Это не всегда выявляется, потому что "зловредное" учение может находиться втуне, ограничиваясь узким мирком очередного философа и его ближайшего окружения» [9, с. 209]. В союзе с харизматическим лидером и при отсутствии должного внимания к подобным проявлениям со стороны государства общество может быть подвержено влиянию крайних идей, что со временем может привести к их принятию и повсеместному одобрению.

Сама секта изначально выступает в качестве маленького государства, охраняющего своих «граждан», ставящего их интересы на первое место. И если в самом начале вербовки и сразу после вступления новоприбывший попадает в абсолютно дружественную (как ему кажется) среду, то через некоторое время он обнаруживает, что цели секты намного важнее него, а он лишь способ достижения нужных результатов. Тогда на него обрушивается конструкция «ты - часть общей цели общества, ты в группе, а без неё - ничто» [10, с. 147]. Даже морально устойчивого человека способна сломать такая психологическая обстановка, походящая на контрастный душ.

Во-вторых, секту отличает наличие чётко выверенной и отточенной методики работы. Сюда можно отнести способы вербовки (и они имеют серьёзные различия в зависимости от того, кто именно должен быть завербован), последующей «обработки» нового члена секты, подведение его к принятию им решений, которые выгодны секте и её лидеру. Часто отдельные методики могут не только заставить человека принимать определённые решения, но и сломать его психику. В методике имеют место не только психологические виды воздействия (гипноз, транс, медитации, чтение мантр и т. д.), но и физические (самобичевание, самоповреждение, пытки, «обряды изгнания», «очистительные обряды», содержание человека без еды и/или воды, ограничение сна до нескольких часов в сутки или вовсе его отсутствие и т. д.), а также иные

(применение галлюциногенов, наркотиков) [11, с. 197]. Нередки случаи, когда человек и сам не знает о том, что в потребляемых им продуктах или напитках содержатся наркотики, а горящие в секте благовония могут иметь дурманящий эффект. Все приведённые методы «прокачки» психики необходимы сектам для получения безграничного контроля над сознанием человека и возможности превращения его в марионетку, находящуюся в руках лидера [12].

В-третьих, общедоступность сект в совокупности с малограмотностью населения в духовной сфере является чрезвычайно серьёзной проблемой. Сегодня в России деятельность подобных организаций не имеет жёсткой правовой регламентации, а привлечение к ответственности за преступления против духовной безопасности общества едва ли возможно. Подобная картина была бы органична и безвредна лишь в обществе, где существует высокий уровень религиозной образованности. Игнорирование со стороны законодателя - одна из основных проблем в теме сектантства, так как, в отсутствие наложенного запрета на деятельность крупных сект, другие новые культы и течения без препятствий могут начинать свою деятельность [13, с. 183-184]. В итоге именно это и приводит к их массовому засилью, так как даже на улице или в торговом центре, в учебном заведении или библиотеке, в больнице или пенсионном фонде любой человек может столкнуться с вербовщиком, который уже обладает той самой определённой методикой, о которой мы говорили ранее. И именно на этом этапе неподготовленный слушатель вполне может поверить в то, что расскажет ему вербовщик, который (для «закрепления эффекта») выдаст вербуемому листовку с описанием даты, времени и места, когда он может прийти на богослужение или иное собрание братства.

И наконец, в-четвёртых, у секты есть собственная агентурная сеть и служба безопасности. Для закрепления влияния секты и лоббирования её интересов перед государством и обществом чрезвычайно эффективным является создание агентурной сети, которая будет проникать в правоохранительные органы, суды, любые государственные учреждения и инстанции. Именно это отчасти и явля-

ется проблемой законодателя в области запрета на деятельность сект в России. Лоббирование интересов сект и договорённости среди чиновников создают благоприятную основу для беспрепятственного распространения таких организаций и их дальнейшей деятельности. В то же время служба собственной безопасности призвана осуществлять контроль внутри секты, выявляя потенциальные угрозы со стороны самих членов организации. Эти угрозы могут состоять в желании выйти из секты, попросить помощи у людей извне, склонить других членов секты к выходу из неё, побегу и т. д. Представляется очевидным, что подобное поведение не может быть выгодным для лидера, и оно должно своевременно устраняться [14, с. 119]. Принимая в учёт особенности личности лидера секты, можно сделать логичный вывод о том, что служба безопасности будет устранять возможные опасности жёстко и планомерно. Часто именно желание выйти из секты или не выполнять её ритуалы и становится для человека фатальным. Здесь можно привести пример одного из самых массовых ритуальных самоубийств в истории человечества -самоубийство 912 последователей секты «Народный храм» в 1978 г., после которого было установлено, что убитыми оказались около 700 человек. Таким образом, лишь около 200 человек самостоятельно пошло на самоубийство, а остальные 700 были убиты той самой службой безопасности лидера секты, так как не хотели уходить из жизни и отказались от выполнения ритуала [1, с. 25-26]. Анализ подобных примеров, которых, к сожалению, достаточно много, показывает, что проблема опасности сект абсолютно точно не может казаться несущественной.

5. Меры по минимизации деструктивного влияния сект и совершаемых ими преступлений

Рассматривая сущность сект и их опасность, считаем корректным внесение предложения по введению ряда мер, которые могут значительно снизить повышенную вик-тимность современного человека, защитить его от негативного влияния сект.

1. Самая эффективная мера на сегодняшний день - это своевременное информирование населения о сектах, их методах работы и разрушительном воздействии на психику

человека. Именно с этой меры необходимо начинать государству, вступая в борьбу сектантством в России. Это может быть выпуск информационных брошюр, оформление стенгазет (в государственных учреждениях и на информационных стендах), программы в СМИ.

2. Введение в ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса РФ дополнительного пункта, касающегося ритуального убийства, так как именно это преступление часто практикуется в сектах и культах. Как правило, они совершаются с особым цинизмом, жестокостью и напоказ, чтобы широкая публика смогла увидеть последствия [15, с. 238-239]. Такие деяния со стороны сектантства не могут быть не квалифицированы дополнительно.

3. Упор на работу с молодёжью и пожилыми людьми. У подростков и молодёжи в силу их возраста можно наблюдать отсутствие жизненного опыта для понимания явления сект и исходящей от них опасности [16, с. 114], а у людей пожилого возраста в силу изменений в психике зачастую наблюдается повышенная доверчивость, чем и пользуются секты при вербовке. Именно их повышенная групповая виктимность является определяющим фактором [17, с. 133]. В силу того, что эти две группы уязвимы, сектанты манипулируют ими наиболее эффективно, вовлекая в свои ряды. Ими используется доверчивость жертвы, они прививают страхи и фобии, относящиеся к скорому кон -цу света или страху выйти из секты (иначе произойдёт что-то страшное), происходит навязывание жертве чувства стыда при помощи информации, полученной при регулярно проводимых исповедях, после чего формируют аддиктивность (склонность к зависимому от секты поведению) у человека, деформируют психику и используют его в своих целях [18, с. 51]. Дополнительно секты прививают своим последователям чувство вины, чтобы последнего было проще контролировать и «ломать под себя» [19, с. 297].

Работу с молодёжью целесообразно проводить в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», классного часа, специальных лекций и собраний. С людьми пожилого возраста эффективнее будет проведение бесед социальными работниками, так как в большинстве случаев последние

работают именно с одинокими стариками, которые (по понятным причинам) входят в особую группу риска.

4. Учитывая, что у многих подростков, молодёжи и людей пенсионного возраста есть разногласия с людьми среднего возраста, приходящимися им родителями или детьми, секты вовлекают новых последователей под идеей «понимания и принятия их такими, какие они есть», стоит рассмотреть идею введения всеобщей психологической помощи не только по телефону, но и очно. Квалифицированная психологическая помощь может не только дать возможность человеку взглянуть на ситуацию под другим углом, но и освободиться от депрессии или иных патологических состояний психики, которые могут проявиться у него из-за негативного воздействия со стороны секты [20]. Во множестве случаев в секты попадают люди, у которых есть разногласия со своими близкими и кото -рые по этой причине испытывают мощный стресс и психологический дискомфорт [21, с. 47]. В таком состоянии им кажется, что конфликты неразрешимы, а всё близкое окружение настроено враждебно. Именно на таких людей и нацелены вербовщики, протягивая им «руку помощи» [22, с. 66].

5. Необходим намного более тщательный контроль со стороны государства за деятельностью некоммерческих религиозных организаций, не ограничивающийся только формальными «проверками» и отчётами, но и предполагающий реальное рассмотрение деятельности организации, отказ от халатного отношения к поступающим жалобам и заявлениям от граждан, реагирование на любой факт выявления неправомерного поведения.

6. Заключение

Подводя итоги, отметим, что секты в России появились сравнительно недавно и данное явление стало стремительно набирать обороты [23, с. 54]. Сегодня тема сект имеет большую актуальность, так как любой человек может внезапно попасть под их деструктивное влияние, а анализ их методов работы с вербуемыми и уже вступившими в ряды секты гражданами показывает, что основная цель данных организаций - получение власти и денег, а религиозность и стремление к просветлению используется в качестве маскировки [24]. Учитывая осо-

бую опасность сект для психического и физического здоровья населения, меры, предложенные в данной статье, являются реко-

мендованными к осуществлению в ближайшее время, ведь именно сейчас в них назрела чрезвычайная необходимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дворкин А. Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. - М. : Христианская библиотека, 2014. - 816 с.

2. Савиченко И. А. Психологическое состояние личности, способствующее её вовлечению в тоталитарные неокульты (секты) // Сибирский юридический вестник. - 2006. - Т. 30, № 3. - С. 82-86.

3. Лифтон Р. Дж. Реформа мышления и психология тоталитаризма: изучение «промывания мозгов» в Китае [Электронный ресурс]. - URL: https://evolkov.net/cults/books/Lifton.R/Lifton.R.Thought. reform. psychol.totalism.content.html (дата обращения: 15.03.2020).

4. Билан О. А. Сущность понятий «секты», «религиозные культы», «новые религиозные движения» // Альманах современной науки и образования. - 2017. - Т. 119, № 6. - С. 13-15.

5. АсанбаевМ., Умирзакова Л. Новая форма религиозного экстремизма в Казахстане: деструктивные секты и культы // Центральная Азия и Кавказ. - 2009. - Т. 55, № 1. - С. 42-48.

6. Долгина О. С. Законодательная проблема борьбы с сектами в России // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013. - Т. 2, № 1. - С. 16-22.

7. Лавров А. Н. Тоталитарные секты и угроза информационно-психологической безопасности личности // Вестник психотерапии. - 2005. - Т. 18, № 13. - С. 111-122.

8. Слашкина В. Р., Яшин А. В. Криминологические особенности личности лидера и члена религиозной секты // Вестник Пензенского государственного университета. - 2019. - Т. 26, № 2. - С. 25-29.

9. Клеймёнов М. П. Криминогенность либерализма // Вестник Омского университета. Серия «Право». -2010. - Т. 25, № 4. - С. 208-214.

10. Хайек Ф. А. фон. Дорога к рабству. - М. : Новое издательство, 2005. - 264 с.

11. Воат А. А. Молодёжная вечеринка «Аллилуин» как площадка для активной вербовки секты // XXVII Ежегод. богослов. конф. ПСТГУ - Православ. Св.-Тихон. гуманитар. ун-т, 2017. - С. 195-198.

12. Кара-Мурза С. Г., Смирнов С. М. Манипуляция сознанием - 2. - М. : Эксмо : Алгоритм, 2009. - 528 с.

13. Розенко С. В. Криминальное сектантство: проблемы криминализации и наказуемости // Вестник Пермского университета. - 2011. - Т. 14, № 4. - С. 180-185.

14. Пожидаева О. П. Компенсанторные и деструктивные механизмы духовной зависимости: постановка проблемы // Инновационная наука. - 2016. - Т. 5, № 4. - С. 118-120.

15. Бакин А. А., Резовский Р. С. Криминалистическая характеристика обстановки преступлений, совершаемых членами тоталитарных сект // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2010. - Т. 35, № 1. - С. 236-240.

16. Яковлева М. Г. Особенности юношеского возраста, опосредующие уход молодых людей в деструктивные секты // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - Т. 18, № 6. - С. 112-117.

17. КлеймёновМ. П. Криминология. - М. : Норма : Инфра-М, 2013. - 432 с.

18. Ильюк Е. В. Деструктивная секта как «психологическая» тюрьма (методы вовлечения и изменения сознания в деструктивных сектах) // Виктимология. - 2018. - Т. 15, № 1. - С. 50-56.

19. Рюмшина Л. И. Тоталитарные секты: способы непосредственного и опосредованного психологического воздействия на адептов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. -Т. 10, № 2. - С. 296-301.

20. Тобиас М. Л., Лалич Дж. Пленные Сердца, Пленные Умы. Свобода и избавление от культов и абью-зивных отношений [Электронный ресурс]. - URL: http://evolkov.net/cults/jpp/Tobias.Lalich. Therapeutic.Issues.htm (дата обращения: 20.03.2020).

21. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2001. - 400 с.

22. Ерошкин И. И. Семья как фактор профилактики вступления человека в деструктивные секты // Сб. ст. студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П. М. Машерова. - Витебск : Витеб. гос. ун-т им. П. М. Машерова, 2017. - С. 64-67.

23. Саушкин С. О. К вопросу о необходимости создания юридических мер профилактики и противодействия деструктивной деятельности сект // Актуальный вопросы науки и практики ХХ1 в. : тез. участников 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (Нижневартовск, 27 февраля - 4 марта 2016 г.). - Нижневартовск : Наука и практика, 2016. - С. 53-60.

24. Кантеров И. Я. Тоталитарные секты и культы. - М. : Академический проект, 2008. - 1520 с.

Информация об авторе

Гавриленко Юлия Валерьевна - аспирант кафедры уголовного права и криминологии

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: justice_iulia@mail.ru

БР11\1-код:9536-1353

Информация о статье

Дата поступления - 24 марта 2020 г. Дата принятия в печать - 15 июня 2020 г.

Для цитирования

Гавриленко Ю. В. Секты как особо опасное явление // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 2. С. 100-106. DOI: 10.24147/1990-5173.2020.17(2).100-106.

SECTS AS A PARTICULARLY DANGEROUS PHENOMENON

Yu.V. Gavrilenko

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Introduction. The article discusses the essence of the activity of sects, their negative impact on modern society. It is proposed to discuss a system of measures aimed at minimizing the consequences of attacks by sects on the interests of modern society. For a comprehensive study of the question, the opinions of Russian and foreign researchers, candidates and doctors of legal, philosophical sciences, religious scholars, as well as former followers of sects are cited and analyzed. It is on the basis of books and articles of the latter that the system of measures proposed by the author is constructed. Purpose. The author sees the goal in identifying the main threats emanating from sects and cults, as well as in developing the fundamental foundations of a methodology to protect modern man and society from attacks by such organizations. Methodology. Used methods of analysis, synthesis, comparative method. Results. The term "sect" and "cult" are compared, the most dangerous methods and tactics of recruiting in a sect are revealed. Conclusion. Based on the material studied, the author formed a system of measures aimed at reducing the public's susceptibility to the negative influence of sects and cults, which should act at the federal and regional levels to achieve the best results. The signs of destructive cults and totalitarian sects are identified and examined in detail, due to which the latter appear to be extremely dangerous for both man and the whole modern society.

Keywords: sect; cult; religion; control; leader; recruitment; ritual murder; suicide.

REFERENCES

1. Dvorkin A.L. Sectology: Totalitarian Sects. Moscow, Khristianskaya biblioteka Publ., 2014. 816 p. (In Russ.).

2. Savichenko I.A. The psychological state of the personality, contributing to its involvement in totalitarian neocultures (sects). Sibirskiiyuridicheskii vestnik = Siberian Journal of Law, 2006, vol. 30, no. 3, pp. 82-86. (In Russ.).

3. Lifton R.J. Thought reform and the psychology of totalism: the study of brainwashing in China. Available at: https://evolkov.net/cults/books/Lifton.R/Lifton.R.Thought.reform.psychol.totalism.content.html (accessed 15 March 2020). (In Russ.).

4. Bilan O.A. The essence of the concepts of "sect", "religious cults", "new religious movements". Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya = Almanac of modern science and education, 2017, vol. 119, no. 6, pp. 13-15. (In Russ.).

5. Asanbaev M., Umirzakova L. A new form of religious extremism in Kazakhstan: destructive sects and cults. Central 'naya Aziya i Kavkaz = Central Asia and the Caucasus, 2009, vol. 55, no. 1, pp. 42-48. (In Russ.).

6. Dolgina O.S. The legislative problem of combating sects in Russia. Vestnik Soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Chelyabinskoi oblasti = Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region, 2013, vol. 2, no. 1, pp. 16-22. (In Russ.).

7. Lavrov A.N. Totalitarian sects and the threat of information-psychological security of personality. Vestnik psikhoterapii = Bulletin of psychotherapy, 2005, vol. 18, no. 13, pp. 111-122. (In Russ.).

8. Slashkina V.R., Yashin A.V. Criminological characteristics of the personality of a leader and member of a religious sect. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Penza State University, 2019, vol. 26, no. 2, pp. 25-29. (In Russ.).

9. Kleimenov M.P. Criminogenic liberalism. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2010, vol. 25, no. 4, pp. 208-214. (In Russ.).

10. Hayek F.A. von. The road to slavery. Moscow, Novoe izdatel'stvo Publ., 2005. 264 p. (In Russ.).

11. Voat A. A. Youth party "Alleluin" as a platform for active recruitment of a sect, in: XXVII Annual Theological Conference of PSTGU. St. Tikhon Orthodox Humanitarian University Publ., 2017, pp. 195-198. (In Russ.).

12. Kara-Murza S.G., Smirnov S.M. Manipulation of consciousness - 2. Moscow, Eksmo Publ., Algoritm Publ., 2009. 528 p. (In Russ.).

13. Rozenko S.V. Criminal sectarianism: problems of criminalization and punishability. Vestnik Permskogo universiteta = Bulletin ofPerm University, 2011, vol. 14, no. 4, pp. 180-185. (In Russ.).

14. Pozhidaeva O.P. Compensatory and destructive mechanisms of spiritual dependence: statement of the problem. Innovatsionnaya nauka = Innovation science, 2016, vol. 5, no. 4, pp. 118-120. (In Russ.).

15. Bakin A.A., Rezovsky R.S. Forensic characteristics of the situation of crimes committed by members of totalitarian sects. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossiiskoi tamozhennoi Akademii = Scientific notes of the St. Petersburg branch of the Russian customs Academy named after V.B. Bobkov, 2010, vol. 35, no. 1, pp. 236-240. (In Russ.).

16. Yakovleva M.G. Features of adolescence that mediate the departure of young people into destructive sects. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, 2016, vol. 18, no. 6, pp. 112-117. (In Russ.).

17. Kleimenov M.P. Criminology. Moscow, Norma Publ., Infra-M Publ., 2013. 432 p. (In Russ.).

18. Ilyuk E.V. Destructive sect as a "psychological" prison (methods of involving and changing consciousness in destructive sects). Viktimologiya = Victimology, 2018, vol. 15, no. 1, pp. 50-56. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Ryumshina L.I. Totalitarian sects: methods of direct and indirect psychological impact on adherents.

Aktual 'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Actual problems of the humanities and natural sciences, 2013, vol. 10, no. 2, pp. 296-301. (In Russ.).

20. Tobias M.L., Lalich J. Captive Hearts, Captive Minds. Freedom and Recovery from Cults and Abusive Relationships. Available at: http://evolkov.net/cults/jpp/Tobias.Lalich.Therapeutic.Issues.html (accessed 9 March 2020). (In Russ.).

21. Hassen S. Liberation from psychological violence. Saint Petersburg, Prime-Evroznak Publ., 2001. 400 p. (In Russ.).

22. Eroshkin I.I. Family as a factor in the prevention of human entry into destructive sects. Vitebsk, Masherov Vitebsk State University Publ., 2017, pp. 64-67. (In Russ.).

23. Saushkin S.O. To the question of the need to create legal preventive measures and counteract the destructive activity of sects, in: Actual issues of science and practice of the XXI century, proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference. Nizhnevartovsk, Nauka i praktika Publ., 2016, pp. 53-60. (In Russ.).

24. Kanterov I.Y. Totalitarian sects and cults. Moscow, Akademicheskii proect Publ., 2008. 1520 p. (In Russ.).

About the author

Gavrilenko Yuliya - Ph.D. student at the Department of Criminal Law and Criminology

Dostoevsky Omsk State University

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077,

Russia

E-mail: justice_julia@mail.ru SPIN-коfl:9536-1353

Article info

Received - March 24, 2020 Accepted - June 15, 2020

For citation

Gavrilenko Yu.V. Sects as a Particularly Dangerous Phenomenon. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2020, vol. 17, no. 2, pp. 100-106. DOI: 10.24147/1990-5173.2020. 17(2).100-106. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.