Освоение современной психодиагностики острого стресса и посттравматических реакций дают участникам семинаров и лекций возможность своевременно на современном уровне анализировать, классифицировать эмоциональные расстройства в соответствии с основными диагностическими стандартами европейских стран (МКБ -10). Осваиваются следующие диагностические методики ПТСР у взрослых и их модификации для детей и подростков: «клиническое интервью», «шкала влияния травматического события», «миссисипский опросник ПТСР», «Родительская анкета оценки травматический переживаний».
Мы осознаем, что наша практическая деятельность - малая толика психологической помощи в ситуации все возрастающего количества природных, техногенных катастроф, резких и негативных перемен в жизни и обществе. Однако помочь молодым людям преодолеть их неумение решать свои сложные проблемы с минимальными психологическими издержками- первоочередная на сегодняшний день задача психологов и педагогов.
Литература
1. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии по-сттравматического стресса. - СПб.: Изд- во Питер, 2001.-268 с.
2. Тарас А.Е., Сельченок К.В. Психология экстремальных ситуаций. - Минск: Харвест, 2000. - 475 с.
3. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. - М.: Эксмо, 2000.-281 с.
4. Пушкарев А.Л и др. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. - М.: Институт психотерапии, 2000. - 110 с.
5. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. - М.: Институт психотерапии, 2001. - 314 с.
6. Ксандария В. Тренинг по управлению стрессом. -М.: Эксмо, 2002. - 268 с.
7. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. - М.: Смысл, 2000. - 175 с.
8. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. - СПб.: Питер, 2002. - 231 с.
9. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. - СПб.: Изд -во Речь, 2002. - 161 с.
10. Бодров В.А., Информационный стресс. - М.: Персе, 2000. - 322 с.
11. Тушканова О.А. Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках. -Волгоград: Центр психологии, 2001. - 65 с.
12. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. - М.: Класс, 1998. -486 с.
13. Пчелинцева Е.В. Коррекционно - профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие. - М.: Изд -во Гном, 2000. - 31 с.
14. Тащаева А.И., Гриднева С.В. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей. - М.: Генезис, 2002. - 75 с.
15. Менделл Д., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. - М.: Генезис 2000. - 155 с.
16. Аршад С. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. - США: Гуманитарно благотворительный центр Сострадание. 2000. - 36 с.
СЕКТЫ - ФАКТОР УГРОЗЫ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Л.Н. КОНЯГИНА, ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики МГУЛа
Сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с традиционной Православной церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. «Секта» слово латинское и в переводе на русский язык значит «правило», «метод», «учение», «школа». Древние античные ученые этим словом обозначали философскую партию или школу, придерживающуюся нетрадиционного, особого от господствующего в то время учения, или же политическую партию меньшинства.
В христианскую эпоху слово «секта» стало применяться, прежде всего, к религиозным обществам, отличавшимся в своих верованиях и учениях от вселенской церкви.
Секты были преимущественно явлением западной религиозной реальности. В России же, до тех пор пока она шла своим путем исторической православно-монархической государственности, секты были явлением редким аномальным. До 19 века в России можно вспомнить незначительные движения, группы.
Шире распространяются секты во второй половине 19 века. Тогда утверждается в России «тундизм», в последствии получивший более известное нам название «баптизм» и ряд старообрядческих сект.
Понятие «секты» за последние годы прочно вошло в лексикон России.
Секты всегда представляли собой особую опасность, потому что вторгаясь в область человеческой психики, души человека, они наносят ей столь ощутимый вред, что даже освободившись от такого рода псевдорелигиозного сообщества человек на протяжении долгих лет будет ощущать последствия даже самого краткого, временного взаимодействия с сектой.
В последнее время над российской молодежью нависла реальная угроза вовлечения в сети нетрадиционных религиозных культов. Любая секта остро нуждается в молодых, энергичных профессиональных кадрах. Поэтому объектом особого влияния «новых религиозных течений» является молодежь и прежде всего студенчество.
В юношеском возрасте с особой остротой встает проблема поиска смысла жизни. Большинство родителей не в состоянии удовлетворить духовные запросы своих детей, и дети вынуждены искать ответы где-то на стороне. Чаще всего юношеская пылкость и неосмотрительность приводят к религиозному тупику - молодые люди бросаются на первое попавшееся, что имеет видимость духовности. Как раз этим и пользуются лидеры «новых» религиозных движений. Для вовлечения в свои сети молодежи они научились играть на тонких струнах человеческой души. Для этого у них профессионально разработаны реклама и тактика навязывания своего учения.
Обладая огромными финансовыми возможностями, представители этих культов без особого труда добиваются расположения руководителей светских учебных заведений. Современная сложная ситуация вынуждает духовно слепых директоров школ и интернатов, в погоне за спонсорами, идти на контакт с нетрадиционными религиозными организациями. А те в свою очередь обещают
оборудовать целый компьютерный класс, или за свой счет провести ремонт помещения, и для недальновидного руководителя образовательного учреждения уже неважно чему в замен будут учить эти благодетели, получившие доступ к детям. И уже мало кого волнует какую «духовную религию» начнут преподносить детям, - были бы деньги.... В действительности же за деньги продают души детей.
Посылая детей на занятия, родители и не догадываются, сколько опасностей таят в своих стенах эти «светские» учебные заведения. А в один прекрасный день их ребенок может вернуться домой бритоголовым кришнаитом или иеговистом.
В последнее годы на религиозную ситуацию в России все активнее пытается оказать воздействие так называемый Комитет защиты совести, возглавляемый бывшим священником Глебом Якуниным (отлученным от церкви на Архиерейском Соборе в 1997г.) и его помощником Львом Левинсоном. Как отмечают многие, Комитет защиты совести уже не первый год специализируется на борьбе с Русской Православной Церковью и открытом пособничестве сектантству. Его председатель неоднократно выступал в защиту таких организаций как «Общество создания Кришны, «Церковь объединения», « Богородичный центр», « Сайентологическая церковь» и даже « Аум Сенрике».
В России давно уже сформировалась определенная группа политиков и экспертов, которые прямо или косвенно потворствуют сектантству. Прикрываясь длинными рассуждениями о свободе совести эти люди пытаются навязать России американскую модель, которая уравняла бы Православие, имеющее тысячелетнюю историю, с такими «религиями» как «сайентология», «кришнаизм», «ие-говизм», «мунизм», «асахаризм» и др.
Свобода совести, безусловно, является неотъемлемым правом каждого цивилизованного человека, но именно этой свободы лишают лидеры «новых религий» своих подчиненных. Попадая в секту, человек оказывается в зависимости от лидера и организации, изолируется от общества, семьи, те-
ряет связь с культурой и духовностью своей страны. С помощью психологического воздействия лидеры сект стремятся контролировать сознание людей, подавляют в них способность к критическому мышлению.
В сектах целенаправленно создается атмосфера внешнего уюта, комфорта, жизненной радости и процветания, но очень скоро новообращенные сталкиваются и с другой стороной этой жизни. Выйти из секты очень сложно, а часто такие попытки заканчиваются трагедией.
Многие секты в основе своего построения имеют пирамидальную структуру. Во главе стоит лидер, ему непосредственно подчинен определенный круг подчиненных помощников (подлидеров), у которых, в свою очередь, другие, более мелкие помощники (ученики). А те, соответственно, являются лидерами для более мелких учеников -и так до самого основания пирамиды - рядовых членов секты. Подобная система лидерства - наставничество особенно характерна для молодежной секты «Церковь Христа».
Можно провести параллель между строением секты и структурой какой-нибудь бандитской группировки ( главарь «пахан»-близкие дружки «братва» - шестерки), или же параллель с мафиозной структурой (крестный отец - члены семьи и близкие друзья -друзья друзей - шестерки и рядовые члены). Правда в отличии от мафии , где низшие не знают высших, в сектах наоборот все знают своего лидера, основателя, президента, гуру.
Регламентированные отношения людей в мафиозной структуре весьма схожи с сектантскими: жесткое подчинение крестному отцу, служение общим интересам и целям организации, круговая порука (кодекс чести), финансовая зависимость членов и т.д.
Есть легкие пути входа в секту, а вот выход очень труден, а подчас - невозможен.
Уйдя от православия человек может считать своей родиной Россию и называть себя русским, но в действительности он потеряет духовную связь со своей нацией, прервет преемственность в культуре и окажется в трагической ситуации чужого среди своих.
Характерные особенности большинства сект:
1. Установление жесткого контроля над волей, сознанием, чувствами подчиненных (железная дисциплина; требование обязательного штудирования и зубрения методологической литературы секты; психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой)
2. Формирование психологической зависимости от лидера и организации (подавление способности критического мышления; требование от вновьобращенных разрыва отношений с критически настроенными людьми (в том числе с членами семьи, друзьями и т.д.; ограничение круга общения только с членами секты, отсутствие свободного времени вне организации; создание атмосферы тревоги и страха и, как следствие, многочисленные случаи психических расстройств, нередко с элементами суицидности).
3. От невежества к обману (негативное отношение к науке и образованию; негативное отношение к медицине, равнодушнопрезрительное отношение к отечественной истории и культуре).
4. Метод воздействия (простота, доступность и привлекательность учения; интенсивная реклама, непосредственная вербовка на улице, в метро, в учебных заведениях.
5. Источники жизнедеятельности (владение крупными финансовыми средствами - отсюда возможность аренды кинотеатров, ДК, стадионов; возможность трансляции своих программ по радио и телевидению; финансовая поддержка из-за рубежа; создание сознательной финансовой зависимости от подчиненных людей; использование труда и энергии низших членов секты)
6. Методы укрепления собственных позиций (стремление заручиться поддержкой властей и подкуп их; попытки внедрить своих людей в высшие эшелоны власти. А также в СМИ, учебные, правоохранительные органы и коммерческие организации)
7. Активное реагирование на критику (борьба с критически настроенными специалистами; крайне осторожное отношение к СМИ; быстрое реагирование на критику в СМИ.)