Научная статья на тему 'Сектантство в православии современной России как угроза национальной безопасности'

Сектантство в православии современной России как угроза национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
492
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / RELIGIOUS SECTS / RELIGIOUS CRIME / ORTHODOXY CHRISTIANITY / RUSSIAN ORTHODOXY CHURCH / RUSSIAN NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Демидов Александр Владимирович

Статья рассказывает о появившихся в конце XX века в России «реформаторских течениях» внутри Русской православной церкви. Автор показывает религиозную деятельность лидеров православных общин «реформаторского» толка и её негативное влияние на дальнейшее развитие страны и общества, которое может привести к расколу духовного единства Русской православной церкви и значительным социальным потрясениям как внутри страны, так и за ее пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sects in orthodoxy of modern Russia as threat of national safety

This article is devoted to reformative tendencies in the Russian Byzantine Church which appeared in the end of 20-th century. The author shows religious activity of leaders of reformative Byzantine communities and negative influence of this activity upon further development of the country and society which can lead to the split in the Russian Byzantine Church and to considerable social shocks both inside of the country and beyond the its boundaries.

Текст научной работы на тему «Сектантство в православии современной России как угроза национальной безопасности»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Криминалистика, криминология, ОРД

УДК 343.972 А.В. Демидов*

Сектантство в православии современной России как угроза национальной безопасности

Статья рассказывает о появившихся в конце XX века в России «реформаторских течениях» внутри Русской православной церкви. Автор показывает религиозную деятельность лидеров православных общин «реформаторского» толка и её негативное влияние на дальнейшее развитие страны и общества, которое может привести к расколу духовного единства Русской православной церкви и значительным социальным потрясениям как внутри страны, так и за ее пределами.

Ключевые слова: религиозные секты, религиозная преступность, православие, Русская православная церковь, национальная безопасность государства.

A.V. Demidov*. Sects in orthodoxy of modern Russia as threat of national safety

This article is devoted to reformative tendencies in the Russian Byzantine Church which appeared in the end of 20-th century. The author shows religious activity of leaders of reformative Byzantine communities and negative influence of this activity upon further development of the country and society which can lead to the split in the Russian Byzantine Church and to considerable social shocks both inside of the country and beyond the its boundaries.

Keywords: religious sects, religious crime, orthodoxy Christianity, Russian orthodoxy church, Russian national security.

За последнее десятилетие Русская православная церковь оказалась на грани раскола, который выражается в деятельности различных православных религиозных общин и организаций как внутри страны, так и за её пределами, выступающих против введения индивидуальных налоговых номеров, штрихового кодирования промышленной и сельскохозяйственной продукции, паспортов с биометрическими данными, активно выступающих за канонизацию таких исторических персоналий, как Иван Грозный и Григорий Распутин. К числу данных организаций относятся: «Истинноправославная церковь», «Апостольская православная (автономная) церковь», «Христианское возрождение» и т.д. Большинство данных организаций имеют периодические печатные издания, через которые пропагандируют свои религиозные взгляды. Например, такие издания как «Русский вестник», «Русь Православная», «Жизнь вечная», «Опричный листок», «Жизнь» и т.д.

Причины появления подобных течений в Русской православной церкви были заложены ещё в ходе церковной реформы проведённой в 1650-1660-х годах патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем Романовым, целью которой была унификация богослужебного чина Русской церкви и греческой церкви, прежде всего — Церкви Константинопольской. В результате произошел раскол РПЦ на две части — старообрядцев и никонианцев.

По мнению ряда видных деятелей РПЦ, в т.ч. профессора Московской духовной академии, диакона Андрея Кураева, в начале XXI в. Русская православная церковь оказалась на пороге не то что раскола, а гораздо более серьёзной вещи — русской реформации1.

В Европе Реформация произошла пять веков назад. У нас она припозднилась: ждала, пока ослабнет государство. Пока была государственная власть с ясной и определённой идеологической политикой (сначала православной, потом — атеистической), реформаторский активизм населения осаживался, с крахом советской идеологии исчез и сдерживающий фактор.

По мнению диакона Андрея Кураева, реформация — это всего-навсего антииерархическое движение мирян. Это бунт мирян против церковной иерархии, это мирянское движение, разворачивающиеся под лозунгом: «Иерархия, дай порулить!»2.

* Демидов, Александр Владимирович, адъюнкт кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-911-906-69-77. E-mail: [email protected]

* Demidov, Alexander Vladimirovich. The post graduate student of the faculty of criminology of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, captain of militia.

Сегодня многие сами себя объявляют цензорами, защитниками и очистителями православной христианской веры и традиций, и такое самосознание даёт им в собственных глазах право на весьма радикальные суждения и действия. Дух реформации — это некая психология, самоощущение.

Реформаторы XVI в. не считали себя модернистами. Лютер был убеждён, что восстанавливает учение Церкви эпохи апостолов и Вселенских Соборов. Так и современные российские религиозные реформаторы убеждены в своей собственной традиционности и ортодоксальности.

По представлению большинства россиян, сектанты — это те или иные люди, которые собираются в домах культуры и кинотеатрах. Это странного вида проповедники, пристающие к прохожим на улице и пытающиеся вести с ними беседы на религиозные темы или распространяющие печатные издания сектантской тематики, как правило, нетрадиционных для России религиозных организаций западного или восточного толка. Большинство граждан России считают, что православие не имеет ничего общего с сектантством. Но от психологии сектантства не защищён и православный мирянин, и православный монах, и православный священник.

Среди так называемых православных «реформаторов» много рукоположенных в сан Русской православной церковью действующих священников, публичные выступления и проповеди которых подрывают единство и авторитет иерархии РПЦ, способствуют отказу верующих от ИНН, отказу от пользования сотовой связью, персональными компьютерами, отказу от пользования услугами организаций кредитно-финансовой сферы, отказу от пользования телевидением и т.д. Эти ограничения связаны с тем, что, по мнению лидеров «реформаторских» православных общин, наша цивилизация находится на грани апокалипсиса, силы антихриста сегодня открыто действуют во всех сферах общественной жизни, особенно через электронные средства связи и массовой информации, деятельность большинства международных организаций и правительств стран мира полностью контролируется силами врагов человеческих, с подачи которых принимаются решения как глобального, так и регионального уровня. Россия также не является исключением. В подтверждение этому «реформаторы» приводят принятие глобального стандарта ЕАН—13 (штрих-код), который проставляется теперь на всех промышленных товарах, принятие решения о введении паспортов нового образца с биометрическими данными, которые уже отпечатаны и имеют специальный встроенный электронный чип голландского производства3. Все эти нововведения якобы говорят о том, что каждому уже присвоен индивидуальный номер — число антихриста. Принятие нового имени для православного христианина означает поклонение новому хозяину и принятие соответствующего духа. Живое имя, данное человеку в Святом Крещении в честь его небесного покровителя, убирают и заменяют мертвым именем — уникальным цифровым кодом. Подобное действо есть не что иное, как духовный, мистический акт. Следовательно, нельзя принимать документы нового образца, пользоваться электронными магнитными картами, Интернетом, смотреть телевидение, покупать продукты питания с нанесённым на них штриховым кодом и т.д. В проповедях духовных лидеров звучат призывы к уходу из больших городов в сельскую местность, в скиты, пещеры, катакомбы, где можно спастись и выжить от надвигающегося, по их мнению, глобального информационного порабощения в котором все люди буду иметь вживлённый в тело электронный микрочип с биометрическими данными.

Идеологи протестного православия обосновывают отказ от нововведений, связанных с биометризацией, тем, что тело человека, как и его бессмертная душа, — неотъемлемая его собственность. У человека при необходимости операции спрашивают разрешение на это. Нанесение физического вреда человеку преследуется по закону, как и насильственное проведение медицинских и других опытов.

Биометрические данные передают о человеке личные, глубоко внутренние, почти неповторимые, совершенно интимные, сокровенные сведения. Так, по радужной оболочке глаза методом иридодиагностики определяют весь спектр болезней человека, состояние его костной, мышечной, кровеносной и лимфатической систем, его эмоционально-психологическое состояние на данный момент, его внутреннюю реакцию на окружающее.

Открытый доступ к сведениям о генетических данных чреват последствиями. В сегодняшнем мире, где идёт непрерывная война на уничтожение, база данных населения, раскрывающая генетический фонд народа, может быть использована для создания уникального — генетического — оружия против этого народа. Подобного рода исследования уже проводятся в США, Великобритании, Японии, Китае, Израиле.

Возможно, в период замены ныне действующих бланков паспортов на паспортные бланки нового образца с биометрическими данными, когда старые бланки будет ещё официально действовать, этот процесс будет не очень заметен в обществе. Но со временем, когда старые документы окончательно потеряют юридическую силу, многие россияне, отказавшиеся от получения документов нового образца по религиозным мотивам, будут ограничены в реализации своих гражданских прав и свобод. Фактически они перестанут быть субъектами правовых отношений. Попытки добровольно-принудительного всеобщего введения документов с биометрическими данными могут привести к противостоянию православной общественности протестного толка и органов государственной власти. Это противостояние может проявиться в массовых акциях протеста, в актах гражданского неповиновения, маршах несогласных, голодовках, ухода религиозных общин в пещеры, скиты и т.д.

Современная российская действительность, непродуманные и не до конца реализованные реформы, затянувшийся экономический кризис и бессилие властей в преодолении его последствий способствуют распространению идеологии протестного православия. Духовные лидеры «реформаторских» общин умело используют трактовку политических и экономических событий как

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Криминалистика, криминология, ОРД

в мире, так и внутри страны для обоснования правильности и истинности своих идеологических взглядов. В подтверждение надвигающегося глобального зла идеологи протестного православия обращают внимание своих последователей на то, что уже не раз с трибуны ГД ФС Российской Федерации озвучивались предложения о легализации наркотиков и проституции со ссылкой на передовые страны Европы, например Нидерланды.

С точки зрения идеологии протестного православия, мироустройство, в которое Россию пытаются интегрировать, можно определить как глобальный технотронный фашизм с компьютерным строем денежной системы, где человек превращается в безликого биоробота, удобного для эксплуатации4.

Публичная деятельность лидеров данных православных общин противоречит официально изложенной Патриархатом РПЦ очевидной нормы жизни в церкви: «Решения Соборов, священного Синода, выступления Представителя Церкви по церковным вопросам — это официальная позиция Церкви, которая должна быть ориентирована для клириков, состоящих в её юрисдикции. Лица, имеющие иные мнения, по меньшей мере, обязаны воздерживаться о публичного оглашения их»5.

Православные «реформаторы» упоминают о высшей церковной власти лишь в язвительной критике, не обращая внимания, что никак не в традиции Церкви перетолковывать слова и действия Патриарха в наихудшем свете. Они готовы диктовать и Патриарху, и духовным академиям — что считать Православием, а что ересью.

Организация раскола — обычный способ действия враждебных Церкви сил. Церковь невозможно уничтожить «физически», и потому враги стремятся обессилить ее путем насаждения внутренних противоречий, разногласий и как следствие — разделений и расколов. При этом причины, провоцирующие раскол, могут быть различными. Однако очевидно, что для Церкви раскол пагубен независимо от того, что служит поводом к нему — желание «либеральных» перемен, «обновления», «реформ» или же ревность о «чистоте веры», «хранении Православия»6.

Сегодня враждебные России силы стремятся создать благоприятные условия для подрыва её национальной безопасности, захвата её природных ресурсов и территорий, ослабления её роли на международной арене и уменьшения её участия в решении проблем мировой политики. История показывает, что лишить Россию независимости и поработить населяющие её народы путём вооружённой агрессии — невозможно. Россия сильна духом населяющих её народов и, прежде всего русского народа, как государствообразующей нации. Согласно последней переписи населения, 80% граждан страны заявили о своей принадлежности к православному христианству, следовательно, именно православие является духовной основой государственного единения народов России. И поэтому сегодня предпринимаются попытки подорвать эту духовную основу с помощью раскола в Православии.

Попытка подрыва духовной безопасности нашей страны началась сразу же после падения советской власти, через экспансию в Россию различных проповедников не традиционных для нас религиозных организаций западного и восточного толка. Результатами «духовной» работы этих проповедников является появление в России деструктивных культов и тоталитарных сект. Существует информация о наличии в стране около 2500 подобных религиозных объединений7, при этом численность россиян, вовлечённых в подобные организации, составляет от 1,5 до 5 млн. человек, из них более 500 тыс. несовершеннолетних8. Можно предположить, что «духовная» экспансия — это первый этап плана по подрыву духовной безопасности России. Вторым этапом является попытка раскола РПЦ или попытка «русской реформации».

Сами активисты «русской реформации» в большинстве своём не осознают, что же именно они делают и какой реальной программе служат. Но и боевики «Аль Каиды» тоже вряд ли осознавали, что служат реализации геополитических планов, разработанных далеко за пределами мусульманского мира. В этой связи можно привести свидетельство архиепископа Белгородского Иоанна: «Когда мы задались вопросом: кто же финансирует выпуски тех газет, что «борются» против ИНН, то оказалось, что это люди, которые входили в так называемый Ротари-клуб — известную масонскую организацию. Они напрямую финансировали эти протестные выражения людей, которые в некоторых епархиях даже

9

поставили верующих на грань раскола .

Подобные протестные настроения разжигаются и в других православных государствах. Так, три года назад в г. Харькове на Украине целый монастырь сорвался и ушел в бега. Буквально: ночью загрузились в автобус, и все, включая наместника, уехали (причем это было с братией монастыря, на территории которого находятся и местная семинария, и резиденция местного митрополита).

Четыре года назад в тайгу, правда, не зарываясь, ушли три священника Иркутской епархии и несколько их прихожан. Раскольнический импульс пришел из монашеской среды: спровоцировал их некий отец Пантелеимон, самочинно уехавший в Сибирь из Оптиной пустыни. От священников разных епархий имеется информация о случаях самоубийств: так, две женщины, доведенные до отчаяния их духовниками, обличавшими «принятие ИНН», не видели иного выхода для себя, кроме как уход из жизни10.

Но одним из самых ярких примеров негативного проявления последствий от подобного рода протестных течений в православии явилась так называемая эпопея пензенских затворников, продолжавшаяся 175 дней. 24 октября 2007 г. 35 человек укрылись в пещере, которую выкопали в овраге близ села Никольское, под г. Пензой. За время нахождения в пещере умерли двое затворников. Основные мотивы затвора были связаны с приближающимся концом света, который должен был

наступить весной 2008 года. Властями области были предприняты все возможные меры для контроля над сложившейся ситуацией, привлечено множество служб и специалистов: медики, психологи, священнослужители, журналисты и т.д. На протяжении почти полугода у пещеры дежурили аварийные службы. Почти каждый день к месту затвора приезжали политики, общественные деятели и чиновники разного уровня. Всё сопровождение и обеспечение операции по спасению людей для областного бюджета области, да и для государства обошлось недешево. И это только уход одной общины численностью 35 человек! А что будет, если по всей стране начнутся подобные случаи?

Отсутствие ясно выраженной общецерковной точки зрения приводит к тому, что многие люди пребывают сейчас в недоумении и даже в смятении, верят нелепым слухам и безумствам, подобным вышеприведенным. Некоторые, поддавшись паническим настроениям и под влиянием неразумных духовников, бросают работу, продают дома и квартиры, уходят в леса или горы. Это реальность наших дней. Рядовые миряне и иноки стали жертвой церковных разномыслий. Архипастыри, старцы, известные священники высказывают совершенно противоположные суждения. В одном известном монастыре не причащают принявших номер, в другом, не менее известном, — отлучают от причастия за отказ от ИНН11 .

Причинами проявления деятельности фундаментализма в православии на современном этапе является отсутствие ясно выраженной точки зрения иерархов РПЦ и представителей государственной власти на распространение подобного рода идей среди православных христиан России, отсутствие государственного контроля и цензуры печатных изданий, пропагандирующих идеи православного фундаментализма.

Принимая во внимание увеличение значимости религиозного фактора в общественной жизни России в последние 15-20 лет, а также всё выше изложенное, можно сделать вывод, что игнорирование происходящих в российском православии неконтролируемых «реформаторских» течений как со стороны иерархов РПЦ, так и органов государственной власти, может привести к значительным социальным проблемам, к открытому противостоянию православной общественности реформаторского толка и представителей официальной РПЦ и государственной власти, которое может проявиться в массовых акциях протеста, в актах гражданского неповиновения, маршах несогласных, голодовках, в отказе от принятия паспортов и документов с биометрическими данными, в массовых уходах религиозных общин в пещеры, скиты, тайгу, горы и т.д.

Список литературы1

1. Архимандрит Рафаил. Церковь и мир на пороге апокалипсиса. — [Электронный документ]. Режим доступа: // http://blagoslovenie.su/izdat/books/rafail/15.php.

2. Кураев, А. Искушение, которое приходит «справа» / Андрей Кураев, диакон. — М.: Издательский совет Русской православной церкви, 2005. — 123 с.

3. Кураев, А. К вопросу о пензенских «сидельцах» // Миссионерский портал диакона Андрея

Кураева. [Электронный документ]. Режим доступа: http://kuraev.ru/

index.php?option=com_content&task=view&id=158.

4. Гунарис, Р.Г. Общественная опасность новых религиозных движений: миф или реальность? / / Сборник научных трудов юридического факультета Северо-Кавказского ГТУ. — Вып. 6. — СевероКавказский государственный университет, 2004. — С. 57-63.

5. Иоанн (Попов), архиепископ Белгородский и Старооскольский. Миссионерство и прозелитизм // Вштник пресс-служби УПЦ. — Вип. 22 (липень, 2003). — С. 25-27.

6. Ципко, А. Как противостоять атаке на христианские ценности? / / Российская газета. — 2008.

— № 118 (4878). - 27 марта. - С. 7.

7.Филимонов, В.П. Святое Православие и тайна беззакония — XXI век. — М.: Вектор, 2005. — 356 с.

Literature

1. Archimandrite Rafail. Church and the world on an apocalypse threshold / / http://blagoslovenie.su/ izdat/books / rafail/15 .php

2. Diakon Andrei Kuraev. A temptation which comes «on the right». — Moscow, 2005. — 123 p.

3. Diakon Andrei Kuraev. To a question on the «Penza Hermits» // Missionary portal Deacon Andrei Kuraev http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=158.

4. Gunaris, R.G. Public danger of new religious movements // The collection of proceedings of faculty of law of the North Caucasian state university. — Release 6. The North Caucasian state university, 2004.

— P. 57-63.

5. Ioann (Popov), the archbishop of Belgorod and Staryj Oskol. Missionary work and proselytism / / Bulletin of the press-service of the Ukrainian orthodox church. Release 22. (July, 2003). P. 25-27.

6. Tsipko, A. As to resist to attack to Christian values? // Rossijskaja gazeta. —3.27.2008. — P. 7.

7. Filimonov, VP. Sacred Orthodoxy and secret of lawlessness — The XXI-st century. — Moscow, 2005.

— 356 p.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Криминалистика, криминология, ОРД

1 Кураев А., диакон. Искушение, которое приходит «справа». М.: Издательский совет Русской православной церкви, 2005. С. 3.

2 Там же. С. 4.

3 Емельяненко В. Загранпаспорт: биодобавки / / Профиль. 2008. № 2. С. 23.

4 Филимонов В.П. Святое Православие и тайна беззакония — XXI век. Б/м: Вектор, 2005. С. 90.

5 Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. М., 1998. С. 15.

6 Архимандрит Рафаил. Церковь и мир на пороге апокалипсиса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blagoslovenie.su/ izdat/books / rafail/ 15.php.

7 Гунарис Р.Г. Общественная опасность новых религиозных движений: миф или реальность? // Сборник научных трудов юридического факультета Северо-Кавказского ГТУ. Вып. 6. Северо-Кавказский государственный университет, 2004. С. 57.

8 См.: Писаренко Д. С крестом, но без Христа // Аргументы и факты. 2000. № 17.

9 Иоанн (Попов), архиепископ Белгородский и Старооскольский. Миссионерство и прозелитизм / / Вістник пресс-служби УПЦ. Вип. 22 (липень, 2003). С. 25.

10 Кураев А. К вопросу о пензенских «сидельцах» / / Миссионерский портал диакона Андрея Кураева. [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=158.

11 См. там же.

УДК 343

Т. В. Стульнова*

Предупреждение тяжких преступлений

против жизни и здоровья граждан

как результат своевременного принятия решений

по сообщениям о преступлениях частного обвинения

Своевременное привлечение к ответственности за преступления частного обвинения является сдерживающим фактором роста тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан. Применение статей частного обвинения затруднено из-за пробелов в законодательстве. Данное обстоятельство способствует также многочисленным нарушениям учетно-регистрационной дисциплины в деятельности органов внутренних дел. Автор предлагает решения по устранению существующих пробелов.

Ключевые слова: обращения граждан, преступления частного обвинения, сообщения о происшествиях, сообщения о преступлениях, учетно-регистрационная дисциплина.

T.V. Stulnova*. Warning the heavy crimes against life and health of the people, as result well-timed decision making on reports on crimes quotient accusations.

Well-timed attraction to responsibility for crimes quotient accusations is restraining factor of the growing of the heavy crimes against life and health of the people. Using article quotient of the accusation is labored because of gap in legislation. Given circumstance promotes also multiple breaches account-registration discipline in activity organ internal deals. The author offers the decisions on removal existing gap.

Keywords: references of citizens, crimes quotient accusations, messages on incidents, messages on crimes, registration discipline.

Не подлежит сомнению тот факт, что существует прямая зависимость между количеством тяжких насильственных преступлений в семейно-бытовой сфере и менее тяжкими преступлениями превентивной направленности. Статистически доказано, что при усилении профилактической деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению преступлений превентивной направленности снижается количество тяжких преступлений. И напротив, снижение данной профилактической деятельности приводит к резкому росту насильственных преступлений в сфере быта.

Чаще всего сотрудникам милиции приходится сталкиваться с сообщениями и заявлениями, содержащими признаки преступлений, предусмотренных ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и ст. 116 УК РФ «Побои».

* Стульнова, Татьяна Владимировна. Преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, Санкт-Петербургский университет МВД России, соискатель, капитан милиции. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. (812) 730-2581.

* Stulnova, Tatyana Vladimirovna. The competitor of chair of administrative activity law-enforcement body of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.