Научная статья на тему 'СЕКСУАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОНЯТИЙНАЯ КАТЕГОРИЯ'

СЕКСУАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОНЯТИЙНАЯ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
453
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СЕКСУАЛЬНОСТЬ / СЕКС / АСЕКСУАЛЬНОСТЬ / АСЕКС / СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шантырь Евгений Евгеньевич

В статье показано, что интерпретация сексуальности как понятия не только является важным общенаучным аспектом, но и имеет ключевое социально-психологическое значение для развития современного общества и формирования человека как личности по половому признаку. В работе подчеркивается, что сегодня уже нельзя рассматривать сексуальность отдельно от состояния психики человека и тех негативных тенденций и различных деформаций общественного сознания, которые неизбежно сказываются на репродуктивной функции человека, а также на всём укладе семейно-брачных отношений в современном мире. В статье даётся интерпретация сексуальности и связанных с ней понятийных категорий, которые, по мнению автора, имеют достаточно выраженную социальную и психологическую детерминанту для формирования в обществе нового мировоззрения в отношении развития человека как личности по половому признаку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEXUALITY AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONCEPTUAL CATEGORY

The article demonstrates that the interpretation of sexuality as a concept is not only an important general scientific aspect, but also has a key socio-psychological significance for the development of modern society and the formation of the individual on grounds of gender identity. The paper emphasizes that nowadays sexuality can no longer be considered separately from the state of human psyche and those negative trends and various deformations of social consciousness that inevitably affect human reproductive function as well as the entire pattern of family and marriage relations in the modern world. The article interprets sexuality and related conceptual categories, which, in the author's opinion, are socially and psychologically determinant enough to form a new worldview in society regarding human development as a person based on grounds of gender identity.

Текст научной работы на тему «СЕКСУАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОНЯТИЙНАЯ КАТЕГОРИЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 2. С. 57-73. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 2. P. 57-73.

Научная статья УДК 316.6

https://doi.org/10.24158/spp.2023.2.8

Сексуальность как социально-психологическая понятийная категория Евгений Евгеньевич Шантырь

Днепровский институт Межрегиональной академии управления персоналом, Днепр, Украина, shantyr88@outlook.com, https://orcid.org/0000-0003-3913-9109

Аннотация. В статье показано, что интерпретация сексуальности как понятия не только является важным общенаучным аспектом, но и имеет ключевое социально-психологическое значение для развития современного общества и формирования человека как личности по половому признаку. В работе подчеркивается, что сегодня уже нельзя рассматривать сексуальность отдельно от состояния психики человека и тех негативных тенденций и различных деформаций общественного сознания, которые неизбежно сказываются на репродуктивной функции человека, а также на всём укладе семейно-брачных отношений в современном мире. В статье даётся интерпретация сексуальности и связанных с ней понятийных категорий, которые, по мнению автора, имеют достаточно выраженную социальную и психологическую детерминанту для формирования в обществе нового мировоззрения в отношении развития человека как личности по половому признаку.

Ключевые слова: психология, социальная психология, медицинская психология, практическая психология, сексуальность, секс, асексуальность, асекс, сексуальное здоровье

Для цитирования: Шантырь Е.Е. Сексуальность как социально-психологическая понятийная категория // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 2. С. 57-73. https://doi.org/10.24158/spp.2023.2.8.

Original article

Sexuality as a Socio-Psychological Conceptual Category Yevgeny Ye. Shantyr

Dnipro Institute of Interregional Academy of Personnel Management, Dnipro, Ukraine, shantyr88@outlook.com, https://orcid.org/0000-0003-3913-9109

Abstract. The article demonstrates that the interpretation of sexuality as a concept is not only an important general scientific aspect, but also has a key socio-psychological significance for the development of modern society and the formation of the individual on grounds of gender identity. The paper emphasizes that nowadays sexuality can no longer be considered separately from the state of human psyche and those negative trends and various deformations of social consciousness that inevitably affect human reproductive function as well as the entire pattern of family and marriage relations in the modern world. The article interprets sexuality and related conceptual categories, which, in the author's opinion, are socially and psychologically determinant enough to form a new worldview in society regarding human development as a person based on grounds of gender identity.

Keywords: psychology, social psychology, medical psychology, practical psychology, sexuality, sex, asex-uality, asex, sexual health

For citation: Shantyr, E.E. (2023) Sexuality as a Socio-Psychological Conceptual Category. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (2), 57-73. Available from: doi:10.24158/spp.2023.2.8 (In Russian).

Введение. Современные гендерные отношения, которые включают в себя реализацию человека по половому признаку, во всем их многообразии характеризуются многими социально-психологическими и медицинскими понятийными категориями. Среди них одним из ведущих, бесспорно, является сексуальность. Сегодня это одно из самых распространенных и в то же время самых неоднозначных понятий в социально-психологическом и научном мировоззрении. Важность его обусловлена, прежде всего, повышенным вниманием общества и его озабоченностью всем, что связано с половой реализацией человека, его сексуальным здоровьем и в конечном счете воспроизведением здорового потомства, на что указывают многие авторы в своих научных разработках1 (Берн, 2000).

1 Сексология : лекции для высшей школы / под ред. Д.Н. Исаева. СПб., 2001. 512 с.

© Шантырь Е.Е., 2023

При этом важно подчеркнуть, что сексуальная реализация человека находится под влиянием самых разнообразных моральных ценностей цивилизации, которые лежат в основе формирования соответствующей идеологии многими политическими институтами, выступая, по сути, инструментом организации власти в конкретном государстве (Фуко, 1996). Другими словами, сексуальность как понятийная категория, является историческим и социальным конструктом общественно-политических отношений в стране. Многие законодательные и гендерные стереотипы, закрепленные в процессе социализации и ресоциализации, проявляются именно через отношение к сексуальности1.

Изучение этой понятийной категории приобретает особую значимость и в наше время, когда сексуальность уже нельзя рассматривать отдельно от состояния психики человека и тех негативных тенденций и различных деформаций общественного сознания, которые имеют место в современном мире. Сегодня, с одной стороны, интерпретация сексуальности является архиважным научным аспектом, поскольку в зависимости от того, какой смысл вкладывается в это понятие, будет зависеть её изучение в социуме и медицине, приоритеты и направления дальнейших исследований, а также разработка правовой базы, а с другой - имеет ключевое основополагающее социально-психологическое значение для развития всего современного общества и формирования личности человека по половому признаку.

Таким образом, сложившаяся ситуация как нельзя лучше демонстрирует всё нарастающую потребность общества в разработке социально востребованного и научно обоснованного определения смыслового содержания сексуальности как понятийной категории.

Интерпретация сексуальности и связанных с ней понятийных категорий. История сексуальности и её анализ достаточно широко представлена в публикациях многих исследователей (Фуко, 1998; Тэннэхилл, 1995), например, в работах известного французского философа М. Фуко (Фуко, 1996; Foucault, 1984). Вместе с тем достаточно подробное описание и аналитический обзор всего многообразия проявлений человека в его половой реализации вовсе не отменяет необходимости в интерпретации сексуальности именно как социально-психологической категории. Ведь размытость этого понятия приводит к тому, что сексуальность многим кажется чем-то неприличным и даже «грязным», а другим, наоборот, практически все половые удовольствия кажутся приемлемыми, притом что необходимость деторождения и сохранения репродуктивного здоровья человека признают все (Гидденс, 2004; Каприо, 1995).

Таким образом, чтобы разобраться в этой непростой сложившейся на сегодня ситуации в области половой реализации человека и постараться внести необходимую ясность в мировоззренческие конструкты, конечно же, необходимо в первую очередь определиться со смысловым содержанием данной понятийной категории, иначе толкование сексуальности как понятия может быть безграничным по смыслу, а значит, абсолютно безликим.

В научной литературе, Интернет-ресурсах, а также в словарях, можно найти множество самых различных и неоднозначных толкований термина сексуальность. При ознакомлении с доступными юридическими источниками информации нами установлено, что в законодательных актах стран современного мира, в том числе России и Украины, отсутствуют какие-либо определения сексуальности как понятийной категории. Интерпретация термина на официальном сайте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в настоящее время по неизвестным нам причинам также отсутствует. Ранее определение этого понятия в материалах ВОЗ присутствовало и содержало в себе, на наш взгляд, достаточно широкую трактовку: «Сексуальность является центральным аспектом бытия человека на протяжении всей его жизни и включает в себя пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, половой инстинкт, удовольствие, близость и репродукцию. Сексуальность проявляется и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, убеждениях, установках, ценностях, поступках, поведении, половых ролях и отношениях. Несмотря на то, что сексуальность может включать в себя все эти аспекты, не все они одновременно ощущаются и проявляются. На сексуальность влияет совокупность биологических, психологических, социальных, экономических, политических, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов»2.

При всём уважении к ВОЗ мы можем однозначно утверждать, что такая вот неконкретная смысловая интерпретация сексуальности как понятия и приводит к тому, что сегодня в эту категорию содержательно включают абсолютно всё, что связано так или иначе с физиологией половой системы человека.

При этом в общественном сознании западного мира широко распространено убеждение, что сексуальность сама по себе вообще не направлена на деторождение, она не нуждается ни в

1 Бендас Т.В. Гендерная психология : учебное пособие. СПб., 2005. 431 с.

2 Стандарты сексуального образования в Европе [Электронный ресурс] // Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ. URL: https://historiosophy.ru/wp-content/uploads/2017/09/standart.pdf (дата обращения: 27.01.2023).

определении, ни в каком-либо оправдании, потому что является просто самооценкой личности человека, и её не надо связывать с воспроизведением потомства, она существует сама по себе и в самых различных формах проявления (Гидденс, 2004; Клейн, 2000).

Такое ментальное разделение сексуальности и репродукции объяснятся западными авторами тем, что, с одной стороны, эффективная контрацепция (противозачаточные средства) позволяет людям заниматься сексом, не опасаясь нежелательного в данный момент зачатия. С другой стороны, искусственное осеменение и генная инженерия делают возможным потомство «из пробирки» с заранее запрограммированными наследственными данными без какого бы то ни было сексуального общения и даже личного контакта родителей.

Здесь следует отметить, что, конечно же, половые отношения мужчины и женщины далеко не всегда должны и могут приводить к беременности по той или иной причине, в том числе и благодаря контрацепции, но это вовсе не означает, что в этих взаимоотношениях по половому признаку отсутствует репродукция как природная прерогатива, ведь в их половой реализации присутствует обязательное для естественного воспроизведения рода психофизиологическое условие, то есть наличие мужского и женского начала. Репродукция априори невозможна только в одном случае - если отсутствует одна из её составляющих, то есть мужская или женская биологическая идентичность. Что касается потомства «в пробирке», то и там эти категории присутствуют, хотя и в очень упрощенном варианте, то есть в виде яйцеклетки и спермы.

Вместе с тем при всём глубоком уважении к генной инженерии наше отношение к ней в сфере репродукции человека должно быть, на наш взгляд, в большинстве случаев критическим и базироваться на существующей реальности - всё больше и больше мужчин и женщин не только не могут построить свои гендерные отношения по половому признаку, но и зачать ребенка естественным, природным путем, потому что для них этот процесс не представляется возможным. Причины этих всё нарастающих неблагоприятных тенденций прежде всего являются психологическими, обусловленными существующими мировоззренческими приоритетами и их законодательным сопровождением в сфере половой реализации человека.

Мы, конечно же, уважаем естественное и природой обусловленное стремление человека иметь детей и желаем всем без исключения здоровья и полноценного потомства, но в то же время хотим подчеркнуть, что всё вышесказанное в отношении неблагоприятных репродуктивных тенденций в современном обществе свидетельствует, к сожалению, лишь об одном: о всё нарастающей деградации мужской и женской репродуктивной функции. Оплодотворение яйцеклетки в теле женщины с учетом, прежде всего, её эмоционального состояния (оргазмов) во время половой близости с мужчиной совсем не идентично оплодотворению яйцеклетки в пробирке. В настоящее время уже достоверно известно, что человек и его тело - это не только химическая субстанция, в том числе и генная, но это ещё и психологически-духовная, энергетическая сущность.

Другими словами, в нас циркулирует некая живая материя, с наличием которой априори уже все согласились: и общество, так как сегодня практически все люди верующие, а значит, в них живёт дух Божий; и наука - психология и медицина с их биоэнергетикой, интегративная психология с её «энергийностью» сознания, а также монизм, предполагающий единство человека и мира, его духовных и телесных составляющих1.

Таким образом, сегодня уже всем стало очевидно, что на гены как химические структуры можно оказывать определенное влияние, а вот на духовную, энергетическую составляющую человека генной инженерией повлиять точно невозможно. И при оплодотворении в пробирке, подчеркнем это ещё раз, эта энергетическая составляющая совсем не идентична той, которая априори присутствует в том или ином качестве при половой близости мужчины и женщины. Следовательно, в результате привлечения средств генной инженерии для обеспечения зачатия психика новорожденного, как и вся его энергетическая сущность, может иметь совсем непредсказуемые характеристики. Даются разные прогнозы в этом отношении, в том числе и весьма неблагоприятные, вплоть до рождения неких индивидуумов с патопсихологическими наклонностями и/или отсутствием половой идентичности.

В любом случае, желая всем без исключения репродуктивного благополучия, мы в то же время хотим обратить особое внимание на тот очевидный факт, что истинная причина проблем человека в этой сфере не устраняется оплодотворением «в пробирке» и тем более не решается на уровне только лишь химической коррекции генотипа. Она кроется именно в психике, то есть в тех заблуждениях конкретного человека и общества в целом, которые отражаются во всем комплексе ошибочно принятых мировоззренческих убеждений в отношении сексуальности и тех законодательных актах, которые регулируют в обществе реализацию человека по половому признаку. А любые заблуждения, как известно, неизбежно приводят к проблемам, и если ничего не предпринимать, то и к соответствующей деградации во всех сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и в области сексуальной, а в дальнейшем - и репродуктивной функции человека.

1 Александров А.А. Интегративная психотерапия : пособие для специалистов. СПб., 2009. 352 с.

- 59 -

Именно поэтому, уверовав в свою исключительность, не желая видеть своих заблуждений и проблем в этой области и, конечно же, стремясь выглядеть хорошо, в том числе в своих собственных глазах, современное общество, в первую очередь в так называемых цивилизованных странах, неосознанно, на наш взгляд, стремится во что бы то ни стало представить свою сексуальную деградацию как некую демократию и торжество либеральных ценностей в области сексуальной реализации человека, вместо того чтобы задуматься, почему это происходит и постараться изменить существующую ситуацию к лучшему, разрабатывая новые мировоззренческие установки и соответствующие законодательные акты.

При этом ситуация настолько стала алогичной, что в западном мире, обратите на это внимание, почти все формы нетрадиционной половой реализации (гомофилия, монофилия, педофилия и др.) не являются болезнями, а вот сексофилия как некое естественное, но повышенное влечение к противоположному полу, то есть гиперсексуальность, понимаемая как физиологически природная, но завышенная потребность человека в сексуальной самореализации в отношениях с противоположным полом, очень часто в европейских странах объявляется болезнью. Здесь следует отметить, что в каких-то крайних случаях гиперсексуальность действительно может приводить к болезни как состоянию медицинской патологии или быть причиной социального неблагополучия. Однако чаще всего, на наш взгляд, она если и представляет собой проблему для человека, то только с точки зрения её реализации в конкретной жизненной ситуации. Но в любом случае при правильном отношении к сексуальности, а также к личной жизни и трудовой деятельности в целом гиперсексуальность будет только способствовать развитию человека как личности по половому признаку. Возможно, она дана кому-то природой с определенной целью, осмыслить которую ещё только предстоит современному обществу и конкретному человеку.

Конечно же, даже в отношении естественной природной физиологии, в том числе и связанной с сексуальностью, индивид может заблуждаться и неправильно относиться к своей потенции, либидо и в целом к половой реализации.

Вместе с тем считать заблуждения болезнью в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в том числе и в сфере сексуальности, безусловно, ошибочно. Мы все в чем-то заблуждаемся, никто не совершенен, но это несовершенство не является болезнью. На то и жизнь дана, чтобы, развиваясь, освобождаться от ошибочного мировоззрения и приобретать новые личностные качества, в том числе и в сфере сексуальных отношений. Лучше всего об этом, на наш взгляд, сказано в заповедях Библии: «Не прелюбодействуй», то есть не ошибайся в своей сексуальной реализации.

Однако сегодня в приоритете у современного, так называемого цивилизованного общества, к сожалению, вовсе не развитие человека как личности по половому признаку и тем более не любовь и романтика с противоположным полом во всём сексуальном, в том числе и несовершенном многообразии этих отношений. Наоборот, во многих источниках информации рассказывается, как нужно человеку самому себя сексуально удовлетворять и зачастую усердно просто «облагораживается» мастурбация как некая самостоятельная отдельная форма сексуального удовлетворения, абсолютно необходимая и практически такая же, как и сексуальная близость с лицом противоположного пола1 (Baker, Bellis, 1993).

При этом ссылаются на тот факт, что это явление, мастурбация, присутствует и в животном мире, а также широко распространена в современном обществе - как среди мужчин (в большей степени - 93-95 %), так и среди женщин (в меньшей степени - 45-60 %), но практически во всех возрастных группах и особенно среди подростков (Кон, 2001).

Да, действительно данная форма полового удовлетворения в современном мире становится всё более частой формой генитальной самореализации. О широкой распространенности мастурбации и связанных с ней сексуальных проявлений свидетельствуют многочисленные анонимные опросы и растущее количество продаваемой атрибутики для реализации этой цели: фал-лоимитаторов, вибраторов, резиновых женщин и даже резиновых мужчин. Всё это сопровождается соответствующей литературой, книгами, которые часто называются учебниками по мастурбации или руководствами, предназначенными чаще всего для подростков и объясняющими, как правильно мастурбировать и при этом не выходить из зоны комфорта, осознавая себя полноценной личностью мужского или женского пола.

Указанная ситуация, на наш взгляд, является не чем иным, как наглядным результатом социальных и законодательных заблуждений в этой области, а не естественным состоянием реализации человека по половому признаку. Природа, Бог (кто во что верит) как вечная истина во всём и всегда не могут быть обмануты. Конечно, в животном мире также может присутствовать

1 Badoo прославляе героТв мастурбацп в новш рекпамм [Электронный ресурс] // Sostav.ua. URL: https://clck.ru/dZ6LN_CaaTa обращения 03.09.2022).

мастурбация, но уж точно она не имеет такую широкую распространённость, как в человеческом обществе. Среди животных такое поведение, скорее всего и как правило, - это просто артефакты, которые только и подтверждают нам несовершенство животного мира и наличие в нём неких обстоятельств, возникающих, как правило, по вине того же человека, которые в конечном счете и формируют подобную половую реализацию у животных, но ни в коем случае это не объясняет существующую масштабность монофилии в современном социуме.

С нашей точки зрения, это результат, прежде всего, законодательно оформленных в обществе мировоззренческих приоритетов, которые ограничивают так или иначе саму возможность половой реализации субъекта в отношениях с противоположным полом. В результате мастурбация всё чаще и чаще становится практически неизбежным явлением в жизни современного человека. Безусловно, мы никого не осуждаем и относимся ко всем без исключения с уважением и пониманием. Более того, подчеркиваем, что сегодня, к сожалению, во многих случаях мастурбация является чуть ли не единственной возможностью для человека обеспечить физиологию своих половых органов.

В первую очередь это касается лиц мужского пола, в том числе подросткового возраста, так как у них в организме синтезируется жидкость, сперма, которая периодически должна извлекаться из организма, иначе неизбежен спермотоксикоз, способный вызвать неполадки в организме, а в дальнейшем, если ничего не предпринимать, в том числе и, увы, мастурбацию, это может привести к болезни и даже к летальному исходу уже от конкретной патологии (Giles et al., 2003). Конечно, диагнозы во всех случаях не будут отражать, даже отдаленно, спермотоксикоз как истинную причину болезни или смерти человека мужского пола.

Такое положение дел в настоящее время объясняется, с одной стороны, отсутствием возможности медицинскими методами доказать возникновение патологии в результате спермоток-сикоза, а с другой - существующими в современном обществе требованиями морали.

У женщин физиология репродуктивной функции абсолютно другая: неоплодотворенная яйцеклетка выходит из организма во время менструального кровотечения, не оказывая тем самым токсического действия на организм, хотя, конечно же, длительное отсутствие половой реализации обязательно сказывается негативно на состоянии их здоровья.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что физиологические потребности в половой реализации мужчин и женщин принципиально разные (Ильин, 2002).

Безусловно, на протяжении какого-то времени мастурбация может присутствовать в жизни как мужчин, так и женщин без каких-либо негативных последствий и даже быть в каком-то смысле «спасательным кругом», особенно для лиц мужского пола, как показано выше. Вместе с тем нужно отчетливо осознавать, что достаточно длительное половое самоудовлетворение в той или иной форме в конечном итоге неизбежно приведет к негативным последствиям: неблагоприятному состоянию психики, тревогам, страхам, а самое главное к чувству неуверенности во всём спектре сексуальных отношений с противоположным полом (Зберовский, 2018; Здравомыслов и др., 1994).

Другими словами, невозможно развиваться по половому признаку наедине с самим собой. Приобретать опыт и развивать качества личности с учетом половой принадлежности можно только во взаимодействии с лицом противоположного пола - именно в этом заключается естественный природный смысл развития всего комплекса сексуальных отношений между мужским и женским началом.

Быть личностью мужского пола можно только по отношению к женской личности, и наоборот: быть женской личностью в своей сексуальной и половой реализации можно только с личностью мужского пола. Отказываясь от этих отношений по половому признаку современное общество в силу своих ошибочных, в том числе и так называемых либеральных ценностей, неосознанно, но неизбежно обрекает себя на сексуальную деградацию во всём её многообразии. И это вместо того, чтоб развивать свое мировоззрение и стремиться законодательно так выстраивать приоритеты в обществе, преодолевая заблуждения, невежество и даже обыкновенную человеческую зависть, чтобы сексуальная реализация с противоположным полом, в том числе и среди подростков, ведь недаром в мусульманском мире разрешены ранние браки, была всем на пользу и никому не во вред, являясь неотъемлемой физиологической составляющей жизнедеятельности человека.

Безусловно, создать такое законодательство совсем не просто, процесс требует определенного уровня интеллектуального развития и общества, и депутатов наивысших законодательных органов, но в то же время это единственно правильный путь по преодолению сексуальной и, как следствие, репродуктивной деградации. Основополагающий смысл подобных законодательных актов, на наш взгляд, очевиден уже сегодня: каждый человек, в том числе и в подростковом возрасте, с учетом, конечно же, своей психофизиологической сексуальной индивидуальности имеет право на половую реализацию, создание семьи, рождение детей. Конечно, для лиц женского пола необходимо определиться с возрастом согласия на сексуальные отношения с учетом

традиций в этой сфере у конкретных наций и народов, что и должны сделать со всей ответственностью государственные законодательные институты. А до этого возраста, то есть до возраста согласия, все решения по развитию и сексуальной реализации девочки, на наш взгляд, должны принимать родители или опекуны.

При этом никто и никакие законы, какими бы гуманными они не казались, не должны априори превращать право человека на сексуальную реализацию в обязанность по суду или в соответствии с профессиональным имиджем. Добровольность - вот главный принцип взаимоотношений мужчин и женщин по половому признаку, в том числе и в плане статуса родителя. Другими словами, как женщина исключительно добровольно становится мамой, так и мужчина исключительно добровольно должен становиться отцом. И никакой закон, и даже ДНК-тесты не должны на это оказывать влияния. Равноправие полов в реальной жизни можно реализовать только при одном условии, и это условие - добровольность во всех сферах реализации субъектов по половому признаку: наличия сексуальных отношений, заключения брака и рождения детей.

Именно такой подход будет способствовать развитию личности человека по половому признаку и, следовательно, повышению ее ответственности за собственную сексуальную реализацию - как женщин, которым априори дано право определять половую близость, так и мужчин, которые должны нести всю полноту ответственности, но лишь за свои решения. Другими словами, предложение секса - это не предложение выйти замуж и тем более не предложение стать отцом, хотя все они, безусловно, прекрасны сами по себе и в реальной жизни, конечно же, должны обязательно присутствовать.

Подчеркнём вышесказанное ещё раз и отметим, что именно при таком социальном мировоззрении и его законодательном сопровождении в обществе будут созданы все необходимые условия для полноценного сексуального развития мужской и женской личности и, самое главное, для формирования их социальной ответственности, но лишь за те решения, которые человек, вне зависимости от половой принадлежности, принимает исключительно добровольно во всех аспектах своей реализации по половому признаку.

Более подробно этот материал изложен в нашей работе «Социально-психологическая концепция основ законотворчества в области семейно-брачных отношений» (Шантырь, 2017).

Сегодня в обществе назрела необходимость кардинально изменить отношение к сфере сексуальных услуг, которая априори существует в той или иной форме абсолютно во всех странах мира. И это вовсе не торговля телом, как это часто пытаются представить. Там, как правило, бывает даже больше здоровых психофизиологических отношений, чем во многих современных супружеских парах. А тело человека эксплуатируется, то есть продаётся, всегда, в том числе и в любой другой профессиональной деятельности, и о торговли им, этим телом, там никто и никогда не говорит.

Просто в сексуальной сфере задействованы половые органы, а к ним очень часто отношение нецензурное, то есть мягко говоря, не такое положительное, как к другим частям тела. К тому же, в этой области гендерных отношений, как правило, присутствует, к сожалению, и обычная большая человеческая зависть. Вот и возникает негатив во всём, что так или иначе связано с половой реализацией человека. Вместе с тем сфера сексуальных услуг, организованная законодательно грамотно в интересах общества, во многом бы способствовала развитию именно сексуальной реализации человека в рамках естественной природной психофизиологии и таким образом способствовала бы решению многих сексуальных проблем, в том числе позволила бы значительно снизить уровень распространенности мастурбации и однополых сексуальных отношений.

При этом, конечно же, и это самое главное, семейные ценности и брак должны иметь в общественном сознании приоритетное мировоззренческое значение как показатель уровня зрелости личности человека в отношении своей сексуальной реализации.

Вместе с тем в любом случае и при любых обстоятельствах общественное мнение и законодательство должно формировать и у мужчин, и у женщин стремление к совместной, природой обусловленной сексуальной реализации, а не дискредитировать эти отношения, даже если они порой ошибочны и могут иметь негативные социальные последствия. Эти последствия как раз и призваны научить конкретного человека и общество в целом правильному отношению к сексуальности, а вовсе не запретить её, а также всецело способствовать развитию индивида по половому признаку, а не становиться поводом для затруднения, а то и запрещения дальнейшей половой реализации с противоположным полом. Но, к сожалению, именно такие скрытые механизмы запретов и осуждений и действуют сегодня в обществе на законодательном и бытовом уровне.

Например, преследуя на первый взгляд, вроде бы, благородные цели по защите женщины в отношениях с мужчиной по половому признаку на деле создаются ментальные и законодательные условия, когда женщина практически защищена от последствий своей ошибочной половой реализации, которые она же и определяет, мужчине дано право только предлагать половую близость, всё остальное с его стороны - криминал. Другими словами, женщине можно заниматься сексом, как говорится, без оглядки, а то и со злым умыслом, ведь отца ребенка назначат, а там и

мужа можно получить, если мужчине будет нужен социальный или профессиональный имидж. Такая ситуация неизбежно приводит женщину к деградации по половому признаку, а мужчину вынуждает непроизвольно, на уровне подсознательных процессов, а порой и вполне осознанно избегать отношений с женщиной как с половым партнером.

В результате всех этих социальных и законодательных установок мы и наблюдаем сегодня всё возрастающую тенденцию к гомосексуальным отношениям. Это происходит во многих странах, особенно наглядно проявляясь в Америке и европейских государствах, где всё больше мужчин и женщин признают, что испытывают сексуально-эротическое влечение к лицам собственного пола (Клейн, 2000). Как следствие этого, многие западные страны в последние годы законодательно легализовали однополые браки, или так называемое домашнее партнерство, и даже предусмотрели некие льготы предприятиям, где работает указанная категория лиц1.

Более того, сейчас в странах Запада для продвижения гомосексуальных отношений задан тренд на создание произведений и фильмов, в которых как минимум один из положительных героев обязательно должен быть гомосексуалистом, трансгендером или представителем других разновидностей ЛГБТ-сообществ. Такая вот законодательная и культурная деятельность неизбежно формирует в обществе ошибочные мировоззренческие ценности и, конечно же, ведёт к деградации мужской и женской личности по половому признаку, а в дальнейшем, безусловно, будет всё больше и больше способствовать кризису, а то и полному разрушению института семьи. И причиной этого явления, как мы видим, опять-таки является именно существующее ныне мировоззрение и то законодательство, которое сопровождает сегодня весь спектр семейно-брачных отношений.

В результате указанных причин современная социально-сексуальная ситуация сложилась таким образом, что для мужчины женщина стала почти недоступной в силу его, увы, слабых мужских и её, увы, далеко не женских качеств, как телесных, так и духовных (психологических). Безусловно, в настоящее время присутствуют и здоровые гендерные отношения по половому признаку, но их, к сожалению, становится всё меньше и меньше. И мы как раз обеспокоены именно этим очень неблагоприятным явлением и говорим здесь о том, что указанные тенденции и сексуальные трансформации начинают приобретать всё более угрожающий характер уже для всего комплекса человеческих отношений по половому признаку, в том числе и для биологического процесса воспроизводства населения. Объяснений здесь существует немало, однако ведущей причиной такой явной деградации мужского и женского начала, на наш взгляд, является всё-таки состояние психики с её когнитивными убеждениями и переживаниями человека за своё будущее.

В современном обществе, на наш взгляд, даже самая обычная сексуальная реализация мужчины с женщиной стала для него социально, материально и даже криминально просто опасной, о чём свидетельствует, например, европейское, а сейчас уже и украинское юридическое определение понятия изнасилования, которое зафиксировано в Уголовном кодексе Украины (ст. 152)2. Из него следует, что мужской половой член стал, дословно, «предметом» насилия даже в официально оформленных супружеских сексуальных отношениях. Поэтому неосознанно, опасаясь криминальной ответственности, мужчина переориентируется на свой собственный биологический пол, чтобы физиология половой реализации могла хоть как-то осуществляться, иначе просто не выжить. Тем более что в этих однополых отношениях не надо обладать никакими мужскими качествами, и к тому же отсутствуют абсолютно все социальные риски, которые возникают сегодня, причём в искаженном виде, в отношениях с женщиной. Мужчину дискредитируют даже в его профессиональной карьере, особенно в политике, якобы неправильным отношением к женщине. Достаточно, как правило, об этом просто заявить, чтоб устранить конкурента-мужчину, вникать в суть этих отношений уже никто не будет, да и само разбирательство уже будет дискредитировать мужчину в глазах общественности. А ведь сексуальные отношения - это всегда таинство, в котором нелегко разобраться даже лучшим специалистам в области психологии и социологии. И очень часто, как показывает практика, даже самый неблаговидный поступок в глазах общественности на деле может оказаться единственно правильным решением. Как же можно строить своё отношение и даже обвинять кого-либо на некой возможно умышленно брошенной в общество негативной информации, как правило, в отношении мужчины?

Если к этому добавить ещё и тот очевидный факт, что мужчину можно насильно, то есть оказывая административное давление или через суд, назначить отцом, что в принципе законодательно невозможно в отношении женщины и её материнства, учесть примитивное распределение материальных ценностей после развода (50 %), что противоречит здравому смыслу и, конечно же, отсутствует в странах мусульманского мира, где о благополучии женщины заботятся не меньше, но обязательно с учетом мужских интересов, то становится понятно, почему сегодня

1 Список стран мира по отношению к легальности гомосексуальных контактов [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://clck.ru/9NggY (дата обращения: 27.01.2023).

2 Уголовный кодекс Украины [Электронный ресурс] // Urst.com.ua URL: https://urst.com.ua/ru/act/uku (дата обращения: 27.01.2023).

мужчины, особенно в так называемых цивилизованных странах, стараются, порой неосознанно, избегать любых отношений с женщиной для взаимной сексуальной и половой реализации (Аномальное сексуальное поведение ..., 2003).

В ходе психологических исследований было установлено, что мужчины в большинстве случаев вовсе не стремятся к половой близости с женщиной. «Порнозависимых» молодых мужчин опросили по поводу их сексуальных желаний. Из 19 опрошенных 11 признались, что им не слишком хочется заниматься сексом с женщинами, так как они получают не меньшее, а чаще всего даже большее удовольствие от просмотра видео соответствующего содержания и совсем другой сексуальной реализации (Park et al., 2016). Так стоит ли удивляться, что в современном обществе всё больше распространяются гомосексуальные отношения, проводятся гей-парады и культивируется феминизм!

В свою очередь женщины, которые сегодня, с одной стороны, как показано выше, всё меньше и меньше получают мужского внимания, а с другой - и сами не стремятся обладать естественными качествами женской привлекательности, неизбежно под действием своего гормонального фона обращают своё сексуальное внимание на маскулинизированных подруг и вообще на лиц женского пола. Здесь под влиянием существующего мировоззрения неосознанно срабатывает тот же механизм психики, что и у мужчин, то есть движение по пути наименьших усилий, ведь чтобы сексуально реализоваться с мужчиной, нужно хоть как-то трудиться, другими словами, иметь определенные духовные (психологические) и/или телесные качества женской привлекательности, а зачем это делать, когда приоритетные ценности у современной женщины совсем другие, часто чисто профессиональные и во многом характеризующиеся общим стремлением к абсолютной независимости от мужчины, тем более что его личность сегодня во многих случаях уже не в авторитете.

Так зачем же тогда стараться нравиться ему, это становится просто бессмысленным занятием. В результате во всём так называемом цивилизованном мире мы видим всё нарастающую деградацию женщины по половому признаку, вплоть до потери материнского инстинкта и даже преступлений в отношении своих же детей1 (Старович, 1991). Лесбиянство как некая форма реализации по половому признаку сегодня начинает играть всё более значимую роль среди женщин, ведь гормональный природный фон в большинстве случаев, особенно в молодости, присутствует, а значит, у женщины остается природное стремление получать свои сексуальные удовольствия, в том числе оргазмы, но уже с лицом, так проще, собственного пола.

В результате всех вышеуказанных факторов в современном цивилизационном мире с каждым годом наблюдается рост численности ЛГБТ-сообществ, проведенных гей-парадов, иных мероприятий аналогичной направленности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что всё разнообразие половой реализации человека, все эти явления сексуальной трансформации на деле являются не чем иным, как объективным продуктом, всецело отражающим общественное мировоззрение и соответствующее ему законодательное сопровождение гендерных отношений в области половой реализации человека. Именно социум и его правовые институты являются источником дисгармонии в области сексуальных и семейно-брачных отношений. И как бы не пытались представить всю эту многоликую трансформацию полового разнообразия в средствах массовой информации в виде некой либеральной демократии, которая только на пользу обществу, мы хотим со всей ответственностью предостеречь, что если не изменить нынешнее мировоззрение и соответствующее ему законодательство, то демографическая ситуация в дальнейшем будет неизбежно ухудшаться и в конечном счете может привести к исчезновению конкретной нации и даже страны в целом.

Этот процесс, на который, как правило, стараются не обращать внимание государственные учреждения всех уровней законодательной и исполнительной власти, уже происходит во многих европейских и в некоторых других странах, которые всё больше и больше заселяют выходцы из мусульманских стран, численность которых несопоставимо растет с каждым годом. Так, в Марселе на долю представителей ислама приходится около 35 % населения, в Барселоне - более 30 %, в Брюсселе, в британском Лутоне, голландских Роттердаме и Амстердаме, шведском Мальмё - более 25 %2. К непрестанному притоку новых переселенцев в европейские страны, в данном случае совсем не важно по какой причине это происходит, добавляется еще и высокая рождаемость в среде иммигрантов. Например, в Великобритании средний показатель рождаемости - 1,8 детей на супружескую пару, тогда как в мусульманской среде средняя рождаемость составляет 3 и более ребенка на семью3.

1 Дерягин Г.Б. Криминальная сексология : курс лекций. М., 2008. 552 с.

2 Арабская весна - европейская осень [Электронный ресурс] // Конт. URL: https://clck.ru/33QNNC (дата обращения: 27.01.2023).

3 Останется ли собой Европа? Мнения священнослужителей [Электронный ресурс] // Новости Федерации. URL: http://regions.ru/news/2559287/ (дата обращения 05.11.2022).

Следовательно, для того чтобы сегодня остановить и в дальнейшем предупредить неблагоприятные половые и репродуктивные тенденции в современном обществе и приступить к выработке нового, в том числе законодательно утвержденного, мировоззрения, на наш взгляд, необходимо определиться со смысловым значением понятийной категории «сексуальность». В противном случае она будет толковаться по-разному и в итоге, не поучив общепринятого конкретного определения, может создавать некую иллюзию благополучия в этой сфере, отражая одобрение социумом действующего законодательства и вновь появляющихся ценностей сексуальной трансформации.

Однако трудно не согласиться с тем фактом, что самой природой, то есть Богом, в самом широком смысле этого слова, сексуальность предназначена для продолжения рода и для всестороннего развития человека как личности по половому признаку на протяжении всей его жизни. Другого естественного назначения сексуальности нет и быть не может. Всё остальное не что иное, как несовершенство человеческой цивилизации, которое заключается в наличии ошибочного социального и законодательного мировоззрения в отношении половой реализации мужчин и женщин, что неизбежно, к сожалению, проявляется в их самом разнообразном неумении правильно относится к своей сексуальности в реальной жизни, а отсюда и неспособность по тем или иным причинам к естественной природной психофизиологической сексуальной и репродуктивной реализации.

Сказанное выше вовсе не означает, что половая близость мужчины и женщины предназначена только для продолжения рода и чуть ли не каждый раз должна заканчиваться беременностью. Нет, конечно же, беременность и рождение детей - это вершина этих отношений, но не менее важная роль их - как раз развитие человека как личности по половому признаку, ведь никто не совершенен. Весь комплекс индивидуальных психофизиологических сексуальных реакций как раз и дан для того, чтобы человек мог осознавать свои заблуждения в этой области, освобождаться от них по мере сексуального взросления и приобретать новые более совершенные качества в процессе своей половой реализации, которая, как источник радости жизни, здоровья и целой гаммы эмоций, должна быть исключительно на пользу человеку и, конечно же, никому не во вред. Смысл ее на протяжении всей жизни человека - это дальнейшее совершенствование природных сексуальных качеств мужского и женского начала. Другими словами, подчеркнём это ещё раз, развиваться как мужчина по половому признаку можно только через отношения с женщиной, и наоборот - только в сексуальных отношениях с мужчиной женщина может развиваться как личность женского пола.

Следовательно, и мужчина, и женщина в своей реализации по половому признаку видят друг в друге, как в зеркале, именно свои личные психофизиологические качества и недостатки. Освобождаясь от своих собственных заблуждений и связанных с ними проблемных отношений с противоположным полом, человек становится на новый более совершённый уровень понимания и реализации себя как индивидуальности. Поэтому сексуальность человека и её реализация, наряду с основной детородной функцией, имеют и другую, на наш взгляд, не менее важную, а может, и главную задачу в жизни человека - его всестороннее развитие как личности именно по половому признаку.

Таким образом, на основании проведенного анализа доступных нам источников информации и выше представленных аналитических материалов мы предлагаем конкретное и однозначное, на наш взгляд, определение понятий «сексуальность» и «сексуальное здоровье».

Сексуальность - психофизиологические свойства репродуктивной функции человека.

Сексуальное здоровье - психофизиологическая способность к сексуальной реализации с целью развития человека как личности по половому признаку.

Подробный материал о понятийной категории «здоровье» и о её производных, в том числе о сексуальном здоровье, представлен в нашей работе «Научно-практическая интерпретация здоровья как базовой социально-психологической понятийной категории» (Шантырь, 2022).

Сексуальность характеризуется влечением исключительно к противоположному полу, ибо без противоположного пола репродуктивная функция априори невозможна. И это вовсе не означает, подчеркнем и это ещё раз, что сексуальная близость каждый раз должна заканчиваться рождением ребенка, это решают двое - мужчина и женщина - при обоюдном согласии и абсолютно добровольно. Психофизиологическое содержание их сексуальной реализации никем и ничем не может быть ограничено; она проходит так, как именно они, мужчина и женщина, считают нужным и правильным. Наилучшим образом, опять-таки, об этом говорит Библия: «Тело жены не принадлежит ей одной, но и её мужу, также и тело мужа не принадлежит ему одному, но и его жене»1.

1 1-е послание Коринфянам, 7 глава [Электронный ресурс] // Библия онлайн. URL: https://bible.by/syn/53/7/ (дата обращения: 27.01.2023).

Все остальные формы реализации половой функции человека - это асексуальность во всем её многообразии, отражающем те или иные приоритетные установки в психике конкретного человека. Термин «асексуальность» вовсе не отрицает физиологию половых органов как таковых, и тем более абсолютно не дискредитирует эти другие, то есть асексуальные психофизиологические качества. Он, этот термин, лишь указывает, что в данной половой реализации человека отсутствует репродуктивная составляющая, то есть личность человека противоположного пола. Ведь, согласитесь, категорически недопустимо для адекватного развития общественного сознания и психики конкретного человека обозначать одним и тем же термином абсолютно разные по своему психофизиологическому содержанию и интеллектуальной сути половые взаимоотношения, как нельзя, например, все растения называть деревом или падающую сверху воду - дождём. Это неизбежно приведет к искажению существующей реальности, что и происходит, к сожалению, в гендерных отношениях по половому признаку в современном обществе. Поэтому мы и вкладываем в асексуальность другое, соответствующее ей, толкование.

Асексуальность - психофизиологические свойства, которые исключают репродуктивную функцию человека.

Характеризуется данное явление при всех многообразных формах его реализации лишь одним принципиальным качеством - отсутствием лица противоположного пола. Другими словами, у человека нет возможности для сексуальной реализации с представителем иной тендерной идентичности по объективным или субъективным причинам, а также при полной или частичной утрате сексуального влечения к противоположному полу.

На основании вышесказанного мы также сформировали и другие, социально и психологически значимые, на наш взгляд, понятийные категории в области половой реализации человека.

Секс - психофизиологическая генитальная реализация сексуальности с противоположным полом.

Асекс - психофизиологическая генитальная реализация асексуальности при отсутствии противоположного пола.

Либидо - качественная и количественная характеристика сексуальной или асексуальной потенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бисексуальность - наличие у человека психофизиологических свойств сексуального и асексуального характера.

Импотенция, фригидность - полное или частичное отсутствие психофизиологических свойств сексуальной или асексуальной реализации.

Сексуальные действия - это физические и/или психологические действия, направленные на получение сексуального возбуждения и сексуальной реализации.

Асексуальные действия - это физические и/или психологические действия, направленные на получение асексуального возбуждения и асексуальной реализации.

Все указанные выше понятийные категории призваны упорядочить, на наш взгляд, смысловое содержание терминов, которые очень часто встречаются в источниках литературы и на сайтах в сети Интернет при описании исследований или соответствующих характеристик половой реализации человека, и, следовательно, устранить ту колоссальную терминологическую неразбериху, которая существует в этой области в настоящее время. Возможно, со временем эти определения приобретут необходимую социальную, психологическую и даже юридическую значимость, что, безусловно, будет способствовать, на наш взгляд, формированию нового ген-дерного мировоззрения в сфере половой реализации человека.

Интерпретация нормы и патологии в сфере половой реализации человека. Во всём многообразии сексуальной и асексуальной половой реализации человека необходимо также определиться с такими широко обсуждаемыми понятиями, как норма и патология.

Принято считать, что термины «perversion» и «inversion», характеризующие отклонение от некой сексуальной нормы, впервые были использованы в 1882 г. в совместной работе Ж. Шарко и В. Маньяна «Превращение полового чувства и другие сексуальные извращения» (Charcot, Magnan, 1882). На русский язык эти термины были переведены В.М. Тарновским в обзорной статье 1884 г. «Извращение полового чувства» (Тарновский, 1884). Понятия перверсии и инверсии также широко использовал в своих трудах З. Фрейд (Фрейд, 2007).

Анализ материалов по этому вопросу свидетельствует о том, что оценочные подходы в сфере половой реализации человека во многих случаях абсолютно диаметрально противоположны и зависят от религиозных постулатов, а также от мировоззренческих и юридических ценностей в законодательных институтах власти той или иной страны. При этом перечень тех или иных перверсий, инверсий или просто трансформаций в сфере половой реализации человека

постоянно варьирует с патологии в норму и обратно. Так, сегодня, например, те же гомосексуальные отношения в одних странах - это преступление, в других - болезнь, в третьих - норма, а в четвертых - даже признак некоей принадлежности человека к элитному сословию1.

Нет необходимости, безусловно, в данной работе анализировать весь постоянно меняющийся перечень отклонений (девиаций) или перверсий (инверсий) от никем не определенной и неоднозначной нормы. По разным подсчетам, в списке таких трансформаций в сфере половой реализации человека сегодня насчитывается более 100 наименований2 (Ткаченко, 1997). Не вдаваясь в подробности, мы лишь подчеркнем тот очевидный факт, что на сегодня в мире отсутствует какой-либо единый научный подход с точки зрения интерпретации нормы и патологии в этой области человеческого бытия.

Следовательно, такое разделение в сфере половой реализации человека, на наш взгляд, не оправдано научно и даже неуместно, потому что отражает всего лишь те или иные мировоззренческие социальные и законодательные приоритеты конкретного общества. Они, как правило, отражают определенную степень человеческих заблуждений, в данном случае - в сфере половой реализации, ибо никто не совершенен. А сами заблуждения априори не могут быть болезнью, так как существуют в любой области человеческой жизнедеятельности, например, в политике, где ошибочные убеждения и их реализация, как показывает история, да и нынешняя ситуация в мире, приводят, мягко говоря, к целому ряду неблагоприятных последствий, то есть к болезненному и даже критическому состоянию общества, но никто при этом не стремится рассматривать профессиональную деятельность конкретного политика или государственного руководителя с точки зрения нормы и патологии и тем более ставить на этом основании диагноз.

Конечно же, эти заблуждения, в том числе и в области половой реализации человека, могут приводить, во-первых, к различным преступлениям криминального характера, хотя юридическая интерпретация конкретных действий в этой области опять-таки в разных странах принципиально отличается, например, в отношении возраста согласия, таких понятий, как изнасилование, сексуальное насилие, сексуальное домогательство, того же гомосексуализма, эксгибиционизма, степени обнаженности женского тела в общественных местах и т.д. Во-вторых, безусловно, те или иные заблуждения могут приводить и очень часто приводят к той или иной болезни как нозологической форме медицинского диагноза, в том числе и в отношении половой реализации и репродуктивной функции человека, но сами по себе заблуждения, подчеркнём это ещё раз, отражают лишь степень несовершенства человеческого, в том числе и общественного, интеллекта, но сами по себе они не могут быть основанием для постановки каких-либо медицинских диагнозов и, следовательно, служить для определения нормы или патологии.

В противном случае каждый человек и общество в целом в силу своего когнитивного несовершенства будут всегда пребывать, согласитесь, в неком состоянии болезни, находясь постоянно на пути осмысления необходимости своего развития по преодолению существующих заблуждений, которые в итоге формируют социальные и индивидуальные проблемы как отражение уже конкретных практических ошибок, в данном случае - в области половой реализации человека.

Между тем весь комплекс проблем человеческой цивилизации, в том числе и в области гендерных отношений по половому признаку, как раз и призван побудить общество и конкретного человека к своему дальнейшему развитию, то есть к соответствующим изменениям, смысл которых состоит в том, чтобы вырабатывать новые мировоззренческие приоритеты, создавать новое законодательство и формировать на этой основе у современного человека востребованные личностные качества. Иначе негативные последствия, в данном случае - в области половой реализации человека, будут только нарастать, вплоть до появления самого широкого круга различных патологий, уже оформленных медицинскими диагнозами, и возникновения целого ряда неблагоприятных поведенческих явлений, в том числе криминального характера.

Таким образом, весь спектр сексуальных и асексуальных форм реализации и, соответственно, их распространённость в обществе, безусловно, являются не чем иным, как зеркалом тех мировоззренческих убеждений, в том числе законодательно оформленных, которые и формируют в общественном сознании, а в дальнейшем - и в психике конкретного человека, ошибочные когнитивные и поведенческие реакции.

Ныне существующая реальность в мире, в том числе и в области половой реализации человека, как нельзя лучше свидетельствует о наличии ошибочных мировоззренческих приоритетов в жизни современной человеческой цивилизации. Многочисленные источники информации

1 Федорова А. Какое отношение к ЛГБТ в мире и в России? [Электронный ресурс] // Пронедра. URL: https://pronedra.ru/kakoe-otnoshenie-k-lgbt-v-mire-i-v-rossii-479321.html (дата обращения 27.01.2023).

2 Список сексуальных отклонений [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://clck.ru/BwRFJ.(дата обращения 28.10.2022).

со всей очевидностью указывают на всё нарастающую тенденцию к росту ЛГБТ-сообществ и других асексуальных форм половой реализации. Степень их разнообразия и распространенности в обществе, конечно же, зависит от мировоззренческих аспектов и той законодательной базы, которая регулирует половые отношения в конкретном государстве.

При этом обращает на себя внимание тот неоспоримый факт, что в западных странах с так называемой развитой демократией количественная и качественная характеристика различных форм асексуальных проявлений в обществе несопоставимо превышает эти показатели в других странах. Особенно наглядно это видно при анализе и сравнении ситуации в мусульманских государствах1. Такое неоднозначное положение дел в сфере гендерных отношений и половой реализации своих граждан западная цивилизация преподносит как некое достижение демократии, торжество либеральных ценностей и т.д. На деле же все эти явления и их распространенность, подчеркнём это ещё раз, являются результатом существующих в обществе, в том числе и законодательно оформленных, заблуждений в сфере гендерных отношений по половому признаку.

Бесспорно, всё вышесказанное нами в отношении тех или иных сексуальных трансформаций ни в коем случае не направлено на дискредитацию людей с асексуальной формой половой реализации. Мы никого не осуждаем и тем более никого не обвиняем, а лишь хотим акцентировать внимание специалистов и общества в целом на том очевидном факте, что носители подобных асексуальных форм реализации, как, впрочем, и приверженцы сексуальных отношений, в которых также присутствуют определенные заблуждения (сексофилия, педофилия и др.), просто вынуждены демонстрировать всем нам ту или иную качественную и количественную характеристику существующих индивидуально и в социуме ошибочных представлений в сфере половой реализации человека.

По большому счету, мы всем этим людям должны быть в какой-то степени даже благодарны за само их присутствие в обществе, потому что именно они как носители сексуальных и асексуальных заблуждений являются единственным достоверным источником информации для изучения реальной гендерной ситуации в отношении половой реализации человека в современном мире. И эта информация для ученых и специалистов, а также для высших законодательных органов власти должна оставаться всегда отправным пунктом для своевременного формирования нового социального мировоззрения в области половых прав и свобод человека и его юридического оформления.

Именно существующая реальность, а не благие намерения всё объяснить некой демократией, равноправием и либеральными ценностями всегда является единственным истинным критерием качества законодательной базы, в данном случае - в области гендерных отношений по половому признаку.

Вместо того чтобы оценить ситуацию критично и хоть как-то попытаться скорректировать существующие негативные тенденции в этой сфере, многие средства массовой информации стремятся представить ее как в целом отвечающую интересам общества и даже как исключительно благоприятную. А ведь процесс развития общества в любой области, в том числе и сфере половой реализации человека, требует адекватного и оперативного реагирования на неблагоприятные тенденции и явления с целью своевременного создания условий для формирования нового мировоззрения и выработки соответствующей законодательной базы. В противном случае в ближайшем будущем, на наш взгляд, кризисные явления в сфере половой реализации человека и его репродуктивной функции будут только нарастать, вплоть до вырождения этносов и заселения территории некоторых стран совсем другими народами, что уже и происходит, в какой-то степени, во многих странах Европы2.

Сегодня, учитывая разные теологические, социальные и юридические подходы к тем или иным формам половой реализации современного человека, пришло время, на наш взгляд, полностью отказаться от чисто медицинского подхода в определении нормы или патологии во всем спектре сексуальных и асексуальных проявлений человеческого поведения. Другими словами, социальная нетерпимость, например, к гомосексуалисту, вовсе не означает, что этот человек болен. Он здоров и в действительности, не осознавая этого, самим фактом своего присутствия в социуме отображает заблуждения, которые существуют в нем в сфере половых отношений. И никаких юридических запретов, и социальной дискредитации на половую реализацию представителей гомофилии и других ЛГБТ-сообществ не должно быть, за исключением, конечно, действий криминального характера, которые должны быть прописаны в уголовных кодексах.

Вместе с тем уже назрела необходимость в разработке и принятии отдельных законодательных актов в области гендерных отношений, которые бы, с одной стороны, регламентировали их, а с другой - зачищали бы само общество от рекламы и дальнейшего распространения асексуальных половых практик. В любом случае законодательным институтам не надо делать вид, что ничего не

1 Топ-10 стран мира по количеству гомосексуалистов [Электронный ресурс] // Топ-10. URL: https://clck.ru/dYFVB (дата обращения 28.11.2022).

2 Останется ли собой Европа? Мнения священнослужителей ...

происходит, и адекватно реагировать на растущие проблемы в этой области. Общество, да и человечество в целом, должно знать и видеть на практике, в том числе через законодательные акты, что в действительности оно изменило в своем мировоззрении и законодательно утвердило в отношении половой реализации мужчин и женщин. Не зная реальности, современный мир просто не сможет развиваться в сфере гендерных отношений по половому признаку, а существующие заблуждения приведут к ещё большим проблемам, а то и вовсе к вырождению той или иной нации.

Следовательно, каждый человек в отдельности и всё общество в целом нуждаются в таких подходах к понятиям нормы и патологии, которые бы во всём гендерном разнообразии половой реализации современного человека своим смысловым содержанием никого не дискредитировали и не поощряли, а в дальнейшем, и это самое главное, могли бы способствовать в этой области человеческих отношений формированию новых, более совершенных мировоззренческих приоритетов.

Таким образом, вместо понятий нормы, патологии или извращений, что социально контрпродуктивно, на наш взгляд, мы предлагаем на основании проведенных аналитических исследований и представленного выше материала всё ныне существующее многообразие психофизиологического сексуального состояния современного человека разделить на 3 принципиально разные категории.

1. Сексуальная индивидуальность - качественная и количественная характеристика либидо как сексуальной потенции конкретного человека. И мужскую, и женскую, её во всем многообразии необходимо соответственно развивать с определенного детского возраста, воспитывать правильное отношение к ней; важно научиться принимать индивидуальное разнообразие сексуального либидо вне зависимости от возраста и пола, а также законодательно способствовать дальнейшему развитию всего спектра половой реализации во благо конкретного человека и общества в целом.

2. Сексуальная девиантность - психофизиологические свойства человека, которые затрудняют его сексуальную реализацию. Данное явление, например, фетиш, шибари и т.д., необходимо научиться правильно воспринимать и социуму, и носителю этой девиантности, уметь в реальной жизни реализовывать её во благо себе и половому партнеру, психологически разбираться в причинах её присутствия в сексуальной жизни человека, а в дальнейшем, при желании, - и освобождаться в той или иной степени от соответствующих психофизиологических качеств половой реализации.

3. Сексуальная парафилия - психофизиологические свойства, которые наносят вред самому человеку и/или его партнеру по сексуальной реализации вплоть до криминальной ответственности. Явление характеризуется строго определенными психофизиологическими состояниями человека, такими как например, педофилия, некрофилия, эксгибиционизм, садизм и др., которые однозначно необходимо сублимировать и трансформировать в допустимые и безвредные способы половой реализации, понимая истинную причину их возникновения у конкретного человека или в обществе в целом и создавая новые индивидуальные и социальные приоритеты в этой области человеческой отношений.

Асексуальная реализация, конечно же, не предусматривает разделения психофизиологических состояний человека на вышеуказанные категории. Подобные состояния можно классифицировать только на основании действующего в конкретной стране соответствующего законодательства.

Другими словами, уголовное право в обществе разграничивает все асексуальные проявления на те, которые соответствуют существующему законодательству в данной стране, и те, которые его нарушают и влекут за собой ту или иную степень криминальной ответственности.

Таким образом, в сфере сексуальной и асексуальной реализации человека нет и не может быть разграничений или классификаций на некие медицинские категории нормы и патологии. Есть заблуждения, которые неизбежно, если ничего не предпринимать, приведут к той или иной половой трансформации или даже патологии, то есть уже болезни, и далеко не всегда - половых органов человека. Чаще всего в случае сексуальной и половой неудовлетворенности страдают совсем другие органы и системы организма человека: сердечно-сосудистая, эндокринная, нервная системы, а также почки, печень, кожные покровы и др.

В ряде случаев заблуждения, особенно в сфере асексуальной реализации человека, могут приводить к социальному неблагополучию и даже повлечь за собой криминальную ответственность, но всё зависит от законодательства той или иной страны.

Следовательно, мысли, когнитивные и эмоциональные убеждения, идеологические нарра-тивы, как, например, в политике, экономике, культуре и т. д., так и в сфере половой реализации человека, конечно же, могут быть ошибочными, но сами по себе они не являются и не могут являться ни болезнью, ни преступлением, иначе все должны думать и чувствовать одинаково, что социально неприемлемо, да и априори невозможно. А вот последствия этих заблуждений через какое-то время, возможно, даже в последующих поколениях, неизбежно проявятся в той

или иной степени, но уже в виде половых трансформаций, медицинской патологии или даже социальных проблем, в том числе криминального характера. Всё зависит от смыслового содержания самих заблуждений и продолжительности их воздействия на общество или конкретного человека. Именно поэтому так важно вовремя распознавать и устранять ошибочные убеждения, а взамен им разрабатывать и внедрять новые понятийные категории и мировоззренческие приоритеты, в том числе и в сфере реализации человека по половому признаку.

Заключение и выводы. Ныне существующее мировоззрение и соответствующее ему се-мейно-брачное законодательство во многих и в первую очередь в так называемых цивилизованных странах формирует всё более искаженные гендерные ценности, которые неизбежно ведут к деградации женщины и гибели мужчины как репродуктивных начал. Весь спектр трансформаций в сфере половой реализации человека в современном мире является, безусловно, результатом существующего социального мировоззрения и действующего законодательства. Другими словами, основными источниками неблагоприятных тенденций в области половой реализации человека и степени их выраженности являются, в первую очередь, именно семейные кодексы и другие сопутствующие им законодательные акты конкретного государства.

Следовательно, если мы действительно хотим, чтобы численность ЛГБТ-сообществ не росла, а уменьшалась, то нам необходимо, прежде всего, не бороться с ними и с их так называемой пропагандой, а психологически осознать причины их возникновения и распространения в современном обществе, которые, на наш взгляд, кроются именно в когнитивной среде, характеризующейся отсутствием терминологической однозначности в интерпретации сексуальности и всего спектра проявлений в области половой реализации человека, а также ошибочными ценностными ориентирами, в том числе законодательно утвержденными в современных гендерных отношениях по половому признаку.

Изменить ситуацию к лучшему можно только устранив указанные причины. А для этого необходимо сформировать новое мировоззрение и разработать соответствующее ему законодательство. И основной смысл этого нового мировоззрения в области реализации человека по половому признаку должен заключатся, на наш взгляд, в следующих социально-психологических ценностях.

Во-первых, принципиально важно выделить две формы половой реализации человека: сексуальную, выражающуюся через отношения с противоположным полом, и асексуальную, при которой иной гендерный представитель отсутствует. Категорически недопустимо, на наш взгляд, для адекватного развития общественного сознания и психики конкретного человека обозначать одним и тем же термином абсолютно разные по своему психофизиологическому содержанию и интеллектуальной сути половые взаимоотношения. Это неизбежно приведет к искажению существующей реальности, что и происходит, к сожалению, в гендерных отношениях современного общества. Поэтому разделение всей сферы половой реализации человека на сексуальную и асексуальную давно уже, на наш взгляд, востребовано, то есть в реальной жизни такое мировоззрение при ментальном выборе половой реализации будет однозначно способствовать в большинстве случаев формированию у человека уже на подсознательном уровне ценностных ориентиров и предпочтений для общения с противоположным полом.

Во-вторых, в сфере сексуальной и асексуальной реализации человека нет и не может быть разграничений или классификаций на некие медицинские категории нормы и патологии. Есть заблуждения и на практике, то есть в реальной жизни присутствуют, как и в любой другой сфере человеческого бытия, уже результаты заблуждений, но сами по себе эти заблуждения не являются и не могут быть ни болезнью, ни преступлением. А вот их последствия через какое-то время, возможно, даже в последующих поколениях, неизбежно проявятся в виде уже той или иной половой трансформации, медицинской патологии или даже социального неблагополучия, в том числе криминального характера. Всё зависит от смыслового содержания самих заблуждений и продолжительности их воздействия на общество или конкретного человека. Именно поэтому так важно вовремя распознавать и устранять ошибочные убеждения, разрабатывать и внедрять новые понятийные категории и мировоззренческие ценности, в том числе и в сфере реализации человека по половому признаку.

В любом случае медицина должна ставить диагнозы и заниматься лечением лишь в том случае, когда половая реализация или её отсутствие наносит здоровью человека вред, который проявляется уже в виде конкретной патологии органов, тканей и/или систем организма, а не объявлять болезнью заранее то или иное сексуальное или асексуальное проявление и тем более влечение. В свою очередь уголовные кодексы определяют наличие криминальной составляющей в действии, которое наносит вред другому человеку или обществу в целом. Всё остальное в сексуальной и асексуальной реализации человека является абсолютной нормой в общепринятом социальном и медицинском значении этого слова.

В-третьих, и это самое главное, очень важно выработать новое мировоззрение, которое будет способствовать развитию человека как личности по половому признаку и повышению социального авторитета статуса мужского и женского начала во всём многообразии их совместной реализации по половому признаку. Основной смысл такого нового мировоззрения, на наш взгляд, должен заключаться в реализации принципов равенства и добровольности во всех формах социальных и психофизиологических взаимоотношений по половому признаку между мужчиной и женщиной (Шантырь, 2017).

Подчеркнем, что равноправие граждан страны, в том числе мужчин и женщин, предполагает их равные правовые (законодательные) возможности, но разные обязанности и уровень ответственности в зависимости от той или иной сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе сферы отношений мужчин и женщин по половому признаку.

Реализация равноправия полов возможна только при одном условии - соблюдении принципа добровольности реализации всех форм гендерных отношений по половому признаку, что в реальной жизни будет означать обеспечение принципа равенства полов, то есть равенства возможностей. А последнее предусматривает равенство ответственности, а равенство ответственности, в свою очередь, на практике можно осуществить только тогда, когда человек, вне зависимости от пола, будет отвечать за свои решения в любой области, в том числе и в сфере своей реализации по половому признаку.

В современном мире женщина всегда становится женой и мамой исключительно добровольно. К тому же, во многих странах мира, например, в Германии, законодательно прописано, что личная жизнь женщины, даже в браке, неприкосновенна. Личная жизнь мужчины и его половая реализация также не должны оказывать влияния на его социальный или профессиональный имидж, за исключением, конечно же, действий криминального характера, что в равной степени относится и к личной жизни женщины. Но в любом случае мужчина должен становиться мужем и тем более отцом исключительно добровольно. При этом семейные ценности должны иметь в общественном сознании приоритетное мировоззренческое значение, являться показателем уровня зрелости личности человека в отношении своей сексуальной реализации.

Вместе с тем сегодня необходимо осознать и принять существующую объективную реальность, которая заключается в том, что одно качество не может быть без другого, как не бывает, например, плюса без минуса, света без тьмы и т.д. Другими словами, крепкая семья как самое оптимальное условие для развития личности человека по половому признаку не может иметь свою социальную ценность и быть психологическим приоритетом для граждан без наличия в обществе других форм сексуальных отношений, таких как влюблённость, романтика и сфера сексуальных услуг.

Именно такой мировоззренческий подход, на наш взгляд, может действительно обеспечить на практике равноправие полов, а также будет способствовать всестороннему развитию мужской и женской личности и повышению их осознанной социальной ответственности за свою реализацию по половому признаку.

Социально-психологически отношения мужчин и женщин в этой области можно кратко сформулировать следующим образом: мужчина - источник жизни, формирующий женственность; женщина - источник любви, рождающий мужские качества.

Таким образом, мы, общество в целом, законодательные институты, несём прямую ответственность за весь тот спектр ныне существующей в обществе негативной половой трансформации, что неизбежно сказывается как на репродуктивной функции человека, так и на всём укладе семейно-брачных отношений в современном социуме. Чтобы исправить эту крайне опасную тендерную тенденцию, необходимо сформировать новое мировоззрение и разработать на его основе соответствующее законодательство.

Предлагаемая нами интерпретация сексуальности и связанных с ней других понятийных категорий может иметь достаточную, на наш взгляд, социальную и индивидуальную психологическую детерминанту для формирования новых мировоззренческих приоритетов в общественном сознании в отношении развития человека как личности с учетом ее половой принадлежности, что в конечном счете приведёт к оздоровлению репродуктивной функции человечества, росту демографических показателей и в целом будет способствовать улучшению качества жизни современного человека в его социальной и физической реализации по половому признаку.

Список источников:

Аномальное сексуальное поведение / под ред. А.А. Ткаченко и Г.Е. Введенского. СПб., 2003. 655 с.

Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 2000. 384 с.

Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб., 2004. 208 с.

Зберовский А.В. Мужские сексуальные страхи, хитрости и уловки. Психология любовного поведения. М., 2018. 416 с.

Здравомыслов В.И., Анисимова З.Е., Либих С.С. Функциональная женская сексопатология. Пермь, 1994. 270 с.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002. 544 с.

Каприо Ф. Многообразие сексуального поведения. М., 1995. 352 с.

Клейн Л.С. Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность. СПб., 2000. 864 с.

Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. М., 2001. 147 с.

Старович З. Судебная сексология. М., 1991. 336 с.

Тарновский В.М. Извращение полового чувства // Вестник клинической и судебной психиатрии и невропатологии. 1884. № 2. С. 8-10.

Ткаченко А.А. Границы сексуальной нормы и современные классификации нарушений психосексуальных ориента-ций // Аномальное сексуальное поведение. М., 1997. С. 6-31.

Тэннэхилл Р. Секс в истории. М., 1995. 400 с.

Фрейд З. Психология сексуальности. Харьков, 2007. 288 с.

Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996. 448 с.

Фуко М. История сексуальности-III: забота о себе. М., 1998. 288 с.

Шантырь Е.Е. Научно-практическая интерпретация здоровья, как базовой социально-психологической понятийной категории // Психология и психотехника. 2022. № 3. С. 55-74. https://doi.Org/10.7256/2454-0722.2022.3.38215.

Шантырь Е.Е. Социально-психологическая концепция основ законотворчества в области семейно-брачных отношений // Психолог. 2017. № 2. С. 68-89.

Baker R.R., Bellis M.A. Human Sperm Competition: Ejaculate Adjustment by Males and the Function of Masturbation // Animal Behaviour. 1993. Vol. 46, iss. 5. Р. 861-885. https://doi.org/10.1006/anbe.1993.1271.

Park B., Wilson G., Berger J., Christman M., Reina B., Bishop F., Klam W., Doan A. Is Internet Pornography Causing Sexual Dysfunctions? A Review with Clinical Reports // Behavioral Sciences. 2016. Vol. 6, iss. 3. Р. 17. https://doi.org/10.3390/bs6030017.

Charcot J.-M., Magnan V. Inversion du Sens Génital. Inversion du Sens Génital et Autres Perversions Sexuelles // Archives de Neurologie. 1882. № 3. Р. 53-60. (на франц. яз.).

Foucault M. Histoire de la Sexualité. Paris, 1984. 285 p. (на франц. яз.).

Giles G.G., Severi G., English D.R., McCredie M.R.E., Borland R., Boyle P., Hopper J.L. Sexual Factors and Prostate Cancer // BJU International. 2003. Vol. 92, iss. 3. Р. 211-216. https://doi.org/10.1046/j.1464-410x.2003.04319.x.

References:

Baker, R. R. & Bellis, M. A. (1993) Human Sperm Competition: Ejaculate Adjustment by Males and the Function of Masturbation. Animal Behaviour. 46 (5), 861-885. Available from: doi:10.1006/anbe.1993.1271.

Bern, E. (2000) Seks v chelovecheskoi lyubvi [Sex in Human Love]. Moscow. 384 р. (In Russian).

Charcot, J.-M. & Magnan, V. (1882) Inversion du Sens Génital. Inversion du Sens Génital et Autres Perversions Sexuelles. Archives de Neurologie. (3), 53-60. (In French).

Foucault, M. (1984) Histoire de la Sexualité. Paris. 285 p. (In French).

Freid, Z. (2007) Psikhologiya seksual'nosti [Psychology of Sexuality]. Khar'kov. 288 р. (In Russian).

Fuko, M. (1996) Volya k istine: po tu storonu znaniya, vlasti i seksual'nosti. Raboty raznykh let [The Will to Truth: Beyond Knowledge, Power and Sexuality. Works of Different Years]. Moscow. 448 р. (In Russian).

Fuko, M. (1998) Istoriya seksual'nosti-III: zabota o sebe [The History of Sexuality-III: Taking Care of Yourself]. Moscow. 288 р. (In Russian).

Giddens, E. (2004) Transformatsiya intimnosti. Seksual'nost', lyubov' i erotizm v sovremennykh obshchestvakh [Transformation of Intimacy. Sexuality, Love and Eroticism in Modern Societies]. St. Petersburg. 208 р. (In Russian).

Giles, G. G., Severi, G., English, D. R., McCredie, M. R. E., Borland, R., Boyle, P. & Hopper, J. L. (2003) Sexual Factors and Prostate Cancer. BJU International. 92 (3), 211-216. Available from: doi:10.1046/j.1464-410x.2003.04319.x.

Il'in, E. P. (2002) Differentsial'naya psikhofiziologiya muzhchiny i zhenshchiny [Differential Psychophysiology of Men and Women]. St. Petersburg. 544 р. (In Russian).

Kaprio, F. (1995) Mnogoobrazie seksual'nogo povedeniya [Diversity of Sexual Behavior]. Moscow. 352 р. (In Russian).

Klein, L. S. (2000) Drugaya lyubov'. Priroda cheloveka i gomoseksual'nost' [Another Love. Human Nature and Homosexuality]. St. Petersburg. 864 р. (In Russian).

Kon, I. S. (2001) Podrostkovaya seksual'nost' na poroge XXI veka [Teenage Sexuality on the Threshold of the XXI Century]. Moscow. 147 р. (In Russian).

Park, B., Wilson, G., Berger, J., Christman, M., Reina, B., Bishop, F., Klam, W. & Doan, A. (2016) Is Internet Pornography Causing Sexual Dysfunctions? A Review with Clinical Reports. Behavioral Sciences. 6 (3), 17. Available from: doi:10.3390/bs6030017.

Shantyr, Ye. Ye. (2017) Sotsial'no-psikhologicheskaya kontseptsiya osnov zakonotvorchestva v oblasti semeino-brachnykh otnoshenii [Socio-Psychological Concept of the Fundamentals of Lawmaking in the Field of Family and Marriage Relations]. Psikholog. (2), 68-89. (In Russian).

Shantyr, Ye. Ye. (2022) Scientific and Practical Interpretation of Health as a Basic Socio-Psychological Conceptual Category. Psikhologiya ipsikhotekhnika. (3), 55-74. Available from: doi:10.7256/2454-0722.2022.3.38215. (In Russian).

Starovich, Z. (1991) Sudebnaya seksologiya [Forensic Sexology]. Moscow. 336 р. (In Russian).

Tarnovskii, V. M. (1884) Izvrashchenie polovogo chuvstva [Perversion of Sexual Feeling]. Vestnik klinicheskoi i sudebnoi psikhiatrii i nevropatologii. (2), 8-10. (In Russian).

Tennekhill, R. (1995) Seks vistorii [Sex in History]. Moscow. 400 р. (In Russian).

Tkachenko, A. A. & Vvedenskii, G. E. (eds.) (2003) Anomal'noe seksual'noe povedenie [Abnormal Sexual Behavior]. St. Petersburg. 655 р. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tkachenko, A. A. (1997) Granitsy seksual'noi normy i sovremennye klassifikatsii narushenii psikhoseksual'nykh orientatsii [Boundaries of the Sexual Norm and Modern Classifications of Disorders of Psychosexual Orientations]. In: Anomal'noe seksual'noe povedenie. Moscow, рр. 6-31. (In Russian).

Zberovskii, A. V. Muzhskie seksual'nye strakhi, khitrosti i ulovki. Psikhologiya lyubovnogo povedeniya [Men's Sexual Fears, Tricks and Tricks. Psychology of Love Behavior]. Moscow. 416 р. (In Russian).

Zdravomyslov, V. I., Anisimova, Z. E. & Libikh, S. S. (1994) Funktsional'naya zhenskaya seksopatologiya [FunctionalFemale Sex Pathology]. Perm. 270 р. (In Russian).

Информация об авторе Е.Е. Шантырь - профессор психологии, доктор философии по медицине, заведующий кафедрой психологии Днепровского института Межрегиональной Академии управления персоналом, Днепр, Украина.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=477517

Information about the author E.E. Shantyr - Professor of Psychology, Doctor of Philosophy in Medicine, Head of the Department of Psychology of the Dnipro Institute of the Interregional Academy of Personnel Management, Dnipro, Ukraine.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=477517

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.12.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.01.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.