PSYCHOLOGICAL SCIENCES
PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF SEXUALITY Ogarkova E.S. (Russian Federation) Email: [email protected]
Ogarkova Ekaterina Sergeevna - Graduate Student, SPECIALTY: PSYCHOLOGY, PROFILE: PSYCHOLOGY OF PERSONALITY, SOCHI STATE UNIVERSITY, SOCHI
Abstract: the article analyzes the multi-aspect of the concept of sexuality, the psychological conditions of sexuality, the features of the formation of cognitive aspects of sexuality. The importance of the phenomenon of sexuality in human life. Features of multi-level development of the personality in modern society, taking into account the influence of gender stereotypes on the sexual identification of the individual. Formation ofpsychological perception of a partner and other people in society. The role ofpsychological conditions of gender identification on the psychological formation of sexuality.
Keywords: sexuality, psychological conditions, multidimensionality of sexuality, gender identification.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ Огаркова Е.С. (Российская Федерация)
Огаркова Екатерина Сергеевна - магистрант, специальность: психология, профиль: психология личности, Сочинский государственный университет, г. Сочи
Аннотация: в статье анализируются многоаспектность понятия сексуальности, психологические условия сексуальности, особенности формирования когнитивных аспектов сексуальности. Важность феномена сексуальности в жизнедеятельности человека. Особенности многоуровневого развития личности в современном обществе, учитывая влияние гендерных стереотипов на половую идентификацию личности. Формирование психологического восприятия партнера и других людей в социуме. Роль психологических условий гендерной идентификации на психологическое формирование сексуальности.
Ключевые слова: сексуальность, психологические условия, многоаспектность сексуальности, гендерная идентификация.
Сексуальность пронизывает все сферы человеческой жизни. Феномен сексуальности, сексуального поведения традиционно описывается с позиции биологического, физиологического, социального, культурного и в последнее время психологического аспектов. Сексуальность для человека важна с биологической точки зрения, способствующая в конечном смысле продления рода, получения удовольствия и в социально-психологическом, поиск нахождение партнера для супружеской жизни и отношений. Исследование проблемы сексуальности как научного феномена разрабатывалась длительно в лоно таких наук как биология, медицина, философия, социология, но мало исследовалась сфере психологии и социальной психологии.
Сексуальность - многоаспектное понятие. Это во многом диктуется природой происхождения человека и здесь она рассматривается учеными с позиции четырех детерминант биологической, медицинской - клинической, психологической и культурной.
Сексуальность важна для человека не только как репродукция, поиск партнера для продолжения рода, но и еще для выстраивания отношений и взаимодействие в социуме. Погружаясь в социум, человек, формирует в своем сознании понятие о других людях некие образы партнеров тем самым выстраивая определенные когнитивные модели взаимодействия [1]. И на более глубоком уровне формирования эталонных образов включается понятие сексуальность.
Анализируя феномен сексуальности можно отметить могоуровневость его происхождения.
На уровне биологии сексуальность проявляется в половом созревании, нормы онтогенеза, либо в задержки развития, либо патологии репродуктивной функции. Развитие вторичных половых признаков. Многие ученые подчеркивали значимость подросткового возраста в переживании и проявлении своей сексуальности и влиянии на всю дальнейшую жизнь человека. Сексуальность с биологической точки зрения становится одной из движущих детерминант определяющих поведение подростка. Например, частое проявление агрессии подростками связывается с биологическим процессами полового созревания.
На психологическом уровне сексуальность проявляется через аффективную и когнитивную сферы в первом случае в эмоциях, чувствах переживаниях и фантазиях. В когнитивной, эталонные образцы поведения, предписанные разным полам. Стоит отметить, что феномен сексуальности тесно связан с проблемой гендера, гендерного поведения и гендерной роли и таких понятий как маскулинность и феминность. Гендер рассматривается как некий социокультурный конструкт пола, предписанных ролей и соответственных ожиданий. Если, например пол рассматривается через категорию мужского и женского, то гендер через маскулинность и феминность определенных качеств. Для тендера характерна фиксированная половая принадлежность и соответствующая социальная роль либо мужская либо женская. Личность, идентифицируя себя с полом, ощущает принадлежность, через проживание культурно и исторически приписанных и обусловленных ролей [2]. Стоит отметить, что в настоящее время наблюдается выраженная тенденция к смешению гендерных ролей, когда женщины начинают брать на себя традиционно мужские роли и наоборот. Психологический фактор оказывает наиболее сильное влияние на половую идентификацию личности на ее принадлежность к мужскому или женскому социальному полу. Формирование и развитие сексуальности через взаимодействие, и погружение в социальную среду, усвоение и интерриоризация по Л.С. Выготскому, специфичных норм и правил. Как субъективное переживание и ценность. И.С. Кон отмечает наличие трех типов ценности: сексуальность, как продолжение рода, репродукция и как социально-биологические отношения, взаимодействие с социумом и как переживание наслаждения. На уровне микромира выступают значимые другие родители и ближайшее окружение и в более широком формате это культура и некие социальные нормы и «правила» сексуального поведения.
На психологическом уровне сексуальность проявляется через усвоенные эталоны поведения предписания и нормы. Сексуальное поведение, отношение социума и культурного одобрения и порицания сексуального поведения.
Медицинский, клинический уровень рассматривает сексуальность через призму нормы и патологии. В данном случае проблему сексуальности рассматривают с психотерапевтической точки зрения, подчеркивая психологические корни в происхождении сексуальных патологий и точки зрения чисто клинико-нозологической [3].
Культуральный уровень. Проявление сексуальности в данном случае имеет историко-культурную идеологему. В различные исторические эпохи сексуальность имела свою специфику и проявлялась в продуктах культурного и эстетического творчества картины, романы и другие произведения искусства. В средние века тема секса под влиянием религиозной и общественной доктрины, морали была закрыта для научного изучения. Как пишет И.С. Кон (1988), «не только половая жизнь, но и весь телесный «низ» считались грязными и непристойными, о чем порядочным людям не положено думать и тем более говорить вслух». И только в конце 19 в. Феномен сексуальности стал предметом изучения медицины и психологии с точки зрения нормы и патологии.
Согласно работам З. Фрейда сексуальность присутствует с самого раннего детства. Сексуальность имеет как специфические мотивы так и не специфические так И.С. Кон выделяет среди них: мотив самоутверждения, как возможность доказать свою состоятельность, в данном случае привлекательность, эмоциональность, активность и декомпенсации как стремление компенсировать другие функции. Сексуальность как средство самоутверждения достигает пика в подростковом возрасте. Сексуальное удовлетворение как средство подавление стрессовой реакции.
Активно сексуальность и сексуальное поведение начинает, провялятся в подростковом возрасте и связана с развитием вторичных половых признаков и стремлением к самоутверждению, развитию самосознания определению своего социального статуса и гендерной идентификацией. Так же, что особенно важно в подростковом возрасте это протекает на фоне потребности в интимно-личностном общении, потребности в установлении близких доверительных отношений с противоположным полом.
Из этого можно сделать предварительные выводы: что сексуальность это системное понятие, проявляющееся в основных уровнях, влияющих на жизнедеятельность человека: биологическом, психологическом, социальном и культуральном. Феномен сексуальности неотделим от пола и в данном случае социального-психологического пола и гендера, соответствующих индивидуализации и дифференциации. Для сексуальности характерны сложившиеся стереотипы на уровне как культуральных норм и правил, так и на микросоциальном, психологическом уровне, усвоенных из семьи и ближайшего круга общения и отношений.
Список литературы /References
1. Иванова Н.Ю. Психологические аспекты понятия сексуальность // Вестник ТГПУ, 2013. Вып. 11 (139). С. 81-86.
2. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность, как предмет исследования в психологии // Социальная идентичность способы концептуализации и измерения: Мастер. Вопрос. науч. метод. семинара/ Под. ред. О.А. Оберемко и Л.Н. Ожиговой Краснодар 2004. С.45-56.
3. Сексопатология. Справочник / Васильченко Г.С, Агаркова Т.Е., Агарков С.Т. и др. / под ред. Г.С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. 576 с.
4. Калюжный А.А. Теоретико-методологические особенности исследования имиджа // Вестн. Томского гос. пед. ун-та, 2006. Вып. 2 (53). С. 68-75.
5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003. 554 с.
6. Кон И.С. Введение в сексологию. Москва.: Медицина, 1988. 336 с.
Список литературы на английском языке /References in English
1. Ivanova N.Yu. Psychological aspects of the concept of sexuality // Bulletin of TSPU 2013. Issue. 11 (139). Р. 81-86.
2. Ozhigova L.N. Gender identity as a subject of research in psychology // Social identity methods of conceptualization and measurement: Master. Question. Sci. method. Workshop / Under. Ed. O.A. Oberemko and L.N. Ozhigovoy. Krasnodar, 2004. P. 45-56.
3. Sexopathology. Reference book / Vasilchenko G.S., Agarkova T.E., Agarkov S.T. And others. Ed. G.S. Vasilchenko. М.: Medicine, 1990. 576 a
4. Kalyuzhny A.A. Teoretiko-methodological features of image research // Vestn. Tomsk State University. Ped. University, 2006. Issue. 2 (53). P. 68-75.
5. Ilyin E.P. Differential psychophysiology of man and woman. St. Petersburg: Peter, 2003. 554 p.
6. Kon I.S. Introduction to sexology. Moscow: Medicine, 1988. 336 s.