2. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб. 2003.
3. Лафицкая Н.В. Феномен социальной агрессии. Пытки и казни. СПб., 2006.
4. Моисеева Л.А. О природе живого. Зоопсихология и сравнительная психология.
5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
6. Психология и культура. Под ред. Д. Мацумото. М., 2003.
7. Психология развития. Под ред. Марцинковской Т.Д., М., 2001.
сексуальное насилие над детьми в родительской семье как характеристика современного общества
Лафицкая Н.В.
Одно из первых определений сексуального деликта в отношении детей трактует его следующим образом: «вовлечение зависимых, неразвитых детей (имеется в виду, в том числе, развитие согласно возрастной норме, либо же отставание от неё) и подростков в сексуальную активность, сущности которой они полностью неспособны понять и на которое они неспособны дать согласие». Данное определение не потеряло актуальности и сегодня. По существу, сексуальный деликт есть не обязательно принуждение детей угрозами или силой к выполнению сексуальных действий, но сам факт сексуальных действий с ними.
Сексуальное насилие над детьми является одной из характеристик современного общества. Рассматривая проблему насилия в семье в целом, нельзя не коснуться сексуального насилия или сексуального деликта над детьми. Российские органы внутренних дел ежегодно регистрируют 7-8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Примерно столько же случаев остаются без должного внимания соответствующих ведомств (не заводятся уголовные дела), и нам остаётся лишь предполагать, сколько человек не сделали достоянием общественности случившееся с ними. По-видимому, около тех же 7-8 тыс. человек. В реальности эти показатели намного выше. В пользу такого предположения свидетельствуют данные анализа обращений по телефону доверия для лиц, перенесших сексуальное насилие, в том числе данные общественных организаций, работающих с изнасилованными детьми. Можно сделать вывод, что только одна жертва из ста впоследствии обращается в полицию.
В российской гуманитаристике проблема собственно сексуального деликта не разрабатывалась и не изучалась. Исключением являются юридические и, в меньшей степени, медицинские исследования, в основном касающиеся беспомощного состояния детей, перенесших сексуальное насилие, их способности давать показания, их уголовно-процессуальной дееспособности и степени тяжести повреждений, повлекших психические расстройства. Тем не менее, проблема существует, и она становится все более острой. Следовательно, помимо борьбы с этим явлением, должен встать вопрос
© Лафицкая Н.В., 2015
о его профилактике, о предотвращении этого социального зла. Подобное возможно в том случае, если люди, по долгу службы, работающие с детьми — врачи, педагоги, психологи, социальные работники, сотрудники опекунских советов и комиссий по защите прав несовершеннолетних и, конечно, родители и родные — будут иметь в своих руках надежный инструмент противодействия сексуальному насилию, состоящий из двух частей: выявление сексуального деликта над ребенком и его профилактика. Во многих развитых странах существует большое количество методических материалов, в которых даются рекомендации, предлагается различная информация по данной проблеме, приводятся способы реагирования. Подобные издания распространяемых в школах, колледжах, институтах, больницах и т.п. В нашей стране такая практика пока не находит широкого применения.
Практическими психологами и другими специалистами, работающими с детьми и подростками этой группы риска, накоплен огромный опыт по обследованию детей, подвергшихся сексуальному насилию, выработаны свои методы к оценке провоцирующих сексуальное насилие и сопровождающих его факторов. Подобная практика уже длительное время используется за рубежом (Wakefield H., Underwager R., 1994; Steen C.H., 1994; Coleman L.,1994).
В последнее время появляется все больше исследований, посвященных изучению последствий сексуального деликта и его влияния на формирование личности и психического здоровья детей. В Канаде, США, Австралии существует система служб, помогающая детям — жертвам сексуального и семейного насилия. Подобные программы активно используются в странах Европы (Великобритания, Швеция, Финляндия, Швейцария, Германия, Италия, Дания), а также в Иордании, Израиле, ЮАР. Так, в 1995 году в мае проходила 5 Европейская конференция по предупреждению злоупотребления и пренебрежения детьми в Осло, девизом которой было: «Предупреждение сегодня — лечение может быть слишком запоздалым!»
По данным Асановой Н.К. (12), в нашей стране практически не существует системы оказания помощи детям, пострадавшим от различных форм насилия. Количество ученых и индивидуальных групп, занимающихся исследованиями в этой области, невелико. В сентябре 1993 года вышел указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В настоящее время продолжают создаваться кризисные центры для детей (как общественные, так и государственные), ставших жертвами насилия, но их эффективность недостаточно высока. Мы считаем, причина этого в недостаточно высоком уровне специалистов, занимающихся этой проблемой, а также недостаточно пристальным вниманием к ней со стороны государства.
Существуют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, детские телефоны доверия. Но эти организации в подавляющем большинстве, не имеют профильных специалистов, работающих с пострадавшими от сексуального деликта детьми и подростками. Большую пользу и результативность демонстрируют общественные организации и волонтерские объединения, но их формальные и правовые возможности или резко ограниченны, или отсутствуют вовсе. Весьма существенным плюсом общественных организаций и волонтеров является высокий профессиональный уровень
специалистов, работающих в этой сфере, выраженная мотивированность и на процесс, и на результат, относительная независимость, и, следовательно, мобильность и креативность, открытость к сотрудничеству с коллегами, отсутствие бюрократического мышления, максимальное сосредоточение на стоящей проблеме.
Проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения ими стали активно обсуждаться как в общей медицинской, так и психиатрической и психологической литературе в начале 1990-х годов. Дискуссии на эту тему были открыты на 1-ой Московской международной конференции «Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка» 30 мая — 2 июня 1995 года. В апреле 1996 года в Москве состоялась Всероссийская конференция «Насилие как проблема общественного здоровья» при поддержке Канадской Ассоциации общественного здоровья (Оттава, Онтарио). В дальнейшем регулярное проведение подобных конференций стало хорошей практикой.
Работая с детьми, жертвами сексуального деликта, на каждом этапе взаимодействия с ребенком, необходимо помнить о том, как минимизировать нанесенный ему вред, предлагая вспоминать травмирующие события. В мировой практике накоплен достаточно большой опыт работы с детьми этой группы. Часто, в качестве анализируемого материала, используются беседы с родителями, проективные методики, опросники и ретроспективные самоотчеты, наблюдения за игрой в куклы, сочинения сказок и некоторые другие.
Гурьева В.А. (3) указывает на тот факт, что при проведении экспертизы крайне важно принимать во внимание физиологический процесс взросления, психическое развитие, которое связано с накоплением жизненного опыта, углублением знаний.
За последние 20-25 лет общество узнало много нового о катастрофических масштабах сексуального деликта в отношении детей. Дети подвергаются насилию, как со стороны семьи, так и со стороны посторонних личностей.
Ежегодно в США фиксируется от 150 000 до 200 000 случаев вновь выявленного сексуального деликта в отношении детей (Finkelhor D., Hotaling G.T., 1984). В Великобритании от 10 % до 30% взрослых женщин были жертвами сексуального насилия в детстве, причем только в 25 % случаев посягатель был неизвестен ребенку (Ashurst P., Hall Z., 1991).
Анализируя работы зарубежных авторов (J. Landis ,1956; J. Gagnon, 1965; D. Finkelhors, 1978) и др. мы можем сделать вывод о том, что сексуальные отношения детей и взрослых — явление не единичное, не редкое, а количество сексуальных преступлений против детей в последние годы продолжает расти во всём мире.
Официальная российская статистика сексуального насилия над детьми отсутствует, однако, по данным выборочных исследований, самая распространенная форма сексуального насилия — это развратные действия против малолетних (ответственность за них предусмотрена ст. 135 УК РФ). Около 70 % детей, подвергшихся сексуальному деликту, испытывали развратные действия со стороны родственников и знакомых. 28 % детей испытывают сексуальное насилие со стороны родителей или опекунов. Весьма приблизительными являются данные о правонарушении в отношении детей по ст. 131 УК РФ (изнасилование), однако около 50 % данных случаев приходится на насилие, совершенное в отношении близких родственников (дочерей, сестер, внучек). Приведенные данные указывают на то, что в 2/3 случаев насилие носит семейный характер и 1/3 детей страдает от насилия вне семьи (12).
На сегодняшний день отмечается новые формы насилия над детьми: насильственные действия над приемными детьми, в частности, сексуальный деликт над приемными детьми у гомосексуальных пар, которые не только совершают половые акты с приемными детьми, как правило, с мальчиками, но дают их «напрокат».
Возрастные особенности психики малолетних и несовершеннолетних потерпевших (эмоциональная незрелость, готовность подчиниться взрослому и доверие к нему, небольшой жизненный опыт, малая осведомленность в интимных вопросах, неумение критически воспринимать ситуацию и предвидеть её последствия) являются, своего рода, предпосылкой к сексуальному насилию над детьми (10). Эти же характеристики ребенка часто являются основанием для того, что его попытки рассказать о случившемся с ним, не были восприняты серьёзно. После первой попытки ребенка, перенёсшего сексуальное насилие (сама попытка даётся с большим трудом), рассказать о нём, в случае, если ребенок не находит понимания и поддержки у взрослых, ребенок к этой теме, как правило, не возвращается. Он продолжает оставаться в зоне насилия (постоянного или фрагментарного), формируясь, в дальнейшем, согласно той или иной коппинг-стратегии, которая, в свою очередь, определяется психологическими механизмами и личностными особенностями ребенка.
На сегодняшний день нет достаточного количества исследований, посвященных психосексуальным особенностям детей и подростков. Среди имеющихся можно упомянуть исследования (11; 3). Как мы говорили выше, необходимость в таких исследованиях становится всё более и более актуальной (3).
Необходимо учитывать тот факт, что дети и подростки, в отношении которых был совершен сексуальный деликт, и у которых, в связи с этим, проводилась (и проводится) судебно-психиатрическая экспертиза, представляют собой уникальный материал, уникальную «чистую» выборку, анализируя которую можно говорить достаточно определенно о типах сексуального насилия, его распространённости, о психологических последствиях сексуального деликта, а также разрабатывать целевые программы по профилактике подобного явления. В частности, кризисно-семейный центр «КоВоКа» при ЮЗАО г. Москвы имеет большой практический и теоретический материал в этой области.
Известно, что на формирование сексуальности детей и подростков, подвергшихся сексуальному деликту, оказывают влияние биологические, психологические, социальные и психопатологические факторы, поэтому особую роль приобретает изучение особенностей психосексуального развития у детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию.
Отмечается дисгармоничное соотношение между психосексуальной и соматической компонентами несовершеннолетних жертв сексуального деликта. В дальнейшем эти дети имеют сложности с половым самосознанием, полоролевым поведением, психосексуальными ориентациями. Это может являться следствием недостаточной сохранности психических процессов и психологических структур, что, в свою очередь, доказывает необходимость создания методов и способов профилактики внутрисемейного сексуального насилия и формирования эффективной системы реабилитации детей и подростков, подвергшихся ему.
Проблема предотвращения насилия над детьми является особенно актуальной во всём мире. Рост насилия над детьми обнаруживает связь с общим возрастанием на-
силия в обществе, ростом насильственных преступлений, деликвентности, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом (12;7). При этом не следует забывать тот факт, что семья, будучи частью общества, категорией культуры, одновременно является его отражением и структурно-смысловым элементом. А общество, как мы знаем, постоянно находится в состоянии войны, что, в свою очередь, не может не отражаться на семье в целом и семейных отношениях в частности.
Литература
1. Антонян Ю. М., Ткаченко А. А. Сексуальные преступления. М. 1993.
2. Введенский Г.Е. Стратегия психотерапии и психокоррекции при аномальном сексуальном поведении / / Проблемы современной сексологии и сексопатологии (сб. материалов научно-практической конференции сексопатологов). М. 1996.
3. Гурьева В.А. Морозова И.Г., Кузнецов И.В. Расстройства влечений в подростковом возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1989. № 8.
4. Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия с обращением особого внимания на извращение полового чувства. СПб. Изд-во журнала «Практическая медицина». 1909.
5. Лафицкая Н.В. Феномен агрессии у вида Homo Sapiens. Пытки и казни. СПб. 2006.
6. Лафицкая Н.В. Анатомия зависти. СПб. 2011.
7. Лафицкая Н.В. Дети в западне. Или насилие внутри семьи. СПб. 2013.
8. Метелица Ю.Л. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших. М., Юрид. лит. 1990.
9. Пережогин Л.О. Нарушение половой идентичности у лиц с аномальным сексуальным поведением // Проблемы современной сексологии и сексопатологии (сб. материалов научно-практической конференции сексопатологов). М. 1996.
10. Печерникова Т.П., Морозова Н.Б., Смирнова Т.А., Литвиненко И.В. Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза (пособие для врачей) М. 1995.
11. Поздняков С.П., Жданов Ю.П., Бурелов Э.А. Клинические и социальные характеристики лиц с органическим поражением головного мозга, совершивших половые правонарушения / / Вопросы диагностики в судебно-психиатрической практике (клинико-ка-тамнестический аспект). Сб. научных трудов. М.: ВНИИОСП им. В.П. Сербского. 1987.
12. Руководство по предупреждению насилия над детьми / под ред. Асановой Н.К. — М. 1997.
современные инструменты дистанционного обучения
Монахова Г.Л.
Информационные технологии являются одной из основных движущих сил в современном мире. Успешность, как отдельного человека, так и целого государства, во многом зависит от своевременного доступа к необходимой информации. Поэтому приоритетную позицию стали занимать компетенции в области ИКТ (информационно-
© Монахова Г.А., 2015