Научная статья на тему 'СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ ЭПОХИ НИКОЛАЯ I И РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ РАБОТЫ'

СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ ЭПОХИ НИКОЛАЯ I И РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

1395
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамыкин Семён Владимирович

Данная статья посвящена анализу работы некоторых секретных комитетов, которые существовали и были созданы при непосредственном участии императора Николая I. Несмотря на ограниченный характер их влияния на внутреннюю политику, именно они стали основами для дальнейших, хотя и весьма осторожных, реформ в области аграрного сектора, финансов, управления. Не оказав прямого эффекта сразу же, они опосредованно повлияли даже на начало правления его сына, Александра II. Таким образом, их изучение представляется весьма важным для понимания хода и сути консервативных реформ второй четверти XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECRET COMMITTEES OF THE EPOCH OF NICHOLAS I AND THEIR RESULTS

This article is devoted to the work of some secret committees that were created and created with the direct participation of Emperor Nicholas I. Despite the limited nature of influence on domestic policy, this article is the basis for further, albeit very cautious, reforms in the agricultural sector, finance, and management. They even indirectly influenced the beginning of the reign of his son Alexander II. Thus, their consideration is important for understanding the course and essence of the conservative reforms of the second quarter of the 19th century.

Текст научной работы на тему «СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ ЭПОХИ НИКОЛАЯ I И РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ РАБОТЫ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

УДК 93

Мамыкин Семён Владимирович Mamykin Semen Vladimirovich

Студент 4 курса Высшей Школы Экономики «Международные отношения»; преподаватель Школы №2031 г. Москвы (Student of 4-th year of Higher School of Economics, "International affairs";

Teacher at School №2031, Moscow

СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ ЭПОХИ НИКОЛАЯ I И РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ РАБОТЫ

SECRET COMMITTEES OF THE EPOCH OF NICHOLAS I AND THEIR RESULTS

Аннотация. Данная статья посвящена анализу работы некоторых секретных комитетов, которые существовали и были созданы при непосредственном участии императора Николая I. Несмотря на ограниченный характер их влияния на внутреннюю политику, именно они стали основами для дальнейших, хотя и весьма осторожных, реформ в области аграрного сектора, финансов, управления. Не оказав прямого эффекта сразу же, они опосредованно повлияли даже на начало правления его сына, Александра II. Таким образом, их изучение представляется весьма важным для понимания хода и сути консервативных реформ второй четверти XIX века.

Abstract: This article is devoted to the work of some secret committees that were created and created with the direct participation of Emperor Nicholas I. Despite the limited nature of influence on domestic policy, this article is the basis for further, albeit very cautious, reforms in the agricultural sector, finance, and management. They even indirectly influenced the beginning of the reign of his son Alexander II. Thus, their consideration is important for understanding the course and essence of the conservative reforms of the second quarter of the 19th century.

Начало правления Николая I многим показалось весьма и весьма зловещим, однако прекрасно понимаю щекотливость ситуации, которая имела место в декабре 1825 г. с занятием престола и восстанием декабристов, давал себе отчет в том, что после наступившего периода консерватизма второй половины правления его старшего брата, Александра I, назрела необходимость

IXМеждународная научно-практическая конференция перемен. Именно деятельность секретного комитета 6 декабря 1826 г. должна

была стать базой для тех изменений, которые были необходимы по мнению

умершего императора, однако пик деятельности секретных комитетов в

принципе пришелся на Николая I, который, с одной стороны, лишь использовал

опыт своего старшего брата, а, с другой стороны, надеялся на то, что итоги

работы данных комитетов позволят сохранить сложившийся в последние годы

правления предыдущего правителя порядок.

В состав кабинета, который, с одной стороны, должен был изучить бумаги умершего Александра I, а, с другой стороны, выдвинуть свои идеи и предложения по поводу реформирования системы государственного управления и пресечения роста революционных настроений в стране, входили такие лица как известный по началу правления Александра I граф В. П. Кочубей, граф П. А. Толстой, князь В. Васильчиков, граф И. И. Дибич, князь А. Н. Голицын. В основном делами комитета руководили Д. Н. Блудов, Д. А. Дашков и вернувшийся после длительной опалы М. М. Сперанский. Несмотря на длительность работы, более четырех лет, количество заседаний, которое приближалось к двум сотням, лишь два более-менее серьезных проекта заслуживают нашего внимания.

Первый из них касается изменений в Табеле о рангах, которые бы касались прежде всего усложнения доступа к кругу аристократии чужих элементов, то есть превращение дворянства в своеобразную закрытую для прочих группу. Предполагались различные методы по борьбе с растущим влиянием недворянских элементов, и было опасаться из-за чего. Ведь только в промежутке между 1795 и 1850 гг. доля дворян выросла с 0,77% до 0,82%, что угрожало еще большему росту в пореформенное время.

Взамен представители комитета предлагали введения своеобразных «компенсационных» сословий и положений, которые могли бы, с одной стороны, привлечь деятельных и способных представителей не из дворянства, а, с другой стороны, оградить их от возможности слиться с ним. Еще одним

значительным проектным предложением стало осуществление косметической

«Инновационные аспекты развития науки и техники» административной реформы, по которой Государственный совет сохранял бы

лишь совещательные функции, а поделенный на два палаты Сенат брал на себя

исполнительную и судебную власть. Таким образом, мог бы быть сделан шаг к

подлинному, а не частичному, как при Екатерине II, но ненастоящему

разделению властей.

Однако обе эти реформы, под влиянием внутренних и внешних причин в изначальном своем виде так и не были приняты. Начало 1830-х гг. запомнилось становлением Июльской монархии во Франции и Польским восстанием в России, что сильно насторожило нового императора и подтолкнуло его к сворачиванию, казавшегося некоторое время либеральным курса. Все это привело к прекращению деятельности этого секретного комитета, а новый виток реформ начался с проведением успешной кодификации законодательства Российской империи под руководством уже пожилого М. М. Сперанского, который вновь, как и почти четверть века назад, главным символом и надеждой для реформаторов.

Однако результаты работы комиссии отнюдь не были забыты, хотя реализация этих идей и была отдалена на примерно десятилетие. Пусть и весьма измененном виде эти мысли нашли свое отражение в более поздних проектах, например, масштабный проект о превращении дворянства в герметичную касту выродился в ведение состояние «почетных граждан», а указом императора Николая I от 1845 г. планка получения дворянства была повышена: с XIV до VIII класса на военной службе и с VIII до V класса на гражданской службе. Хотя это сложно назвать достаточной мерой для закрытия дворянства, повышательный тренд, начатый Николаем I, продолжался и при его преемниках.

Проект о реформировании деятельности Государственного Совета и Сената, который изначально задумывался лишь как прикрытие для еще более пристального контроля за всеми бессильными ветками власти, что найдет, для примера, свое отражение в рамках Второй империи Наполеона III, был подменен разветвленной системой Канцелярии Его Императорского Величества, которая

IXМеждународная научно-практическая конференция фактически дублировала и замыкала на себе деятельность всех ведомств и служб.

Второй областью деятельности, которую затронула деятельность секретных комитетов, стала постепенная подготовка, опять-таки непрямая и не абсолютная, к отказу от крепостного права. Так, созданный в марте 1835 секретный комитет разработал план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который так и не был реализован. Более поздние комитеты, которые также ориентировались на постепенное искоренение крепостничества были заняты частными вопросами, так итогом деятельности комитета 1839 - 1842 стало утверждение проекта П. Д. Киселева о введение инвентарей, а секретные комитеты 1840 и 1844 гг. обсуждали положение дворовых и закладываемых крестьян, что в конечном итоге вылилось в указ об освобождении дворовых и возможности выкупа для тех крестьян, имение бывшего помещика которого выставлялось на аукцион. Хотя статистические данные говорят о том, что этими возможностями воспользовалось менее пяти тысяч человек, в плане количества законопроектов Николай I сделал много больше, чем его брат Александр I.

Результат работы этого секретного комитета — подготовка реформы государственных крестьян. В 1839—42 в секретном комитете обсуждался проект П. Д. Киселева о введении инвентарей. Следствием работы этого комитета явился закон 1842 об обязанных крестьянах. С. к. в 1840 и 1844 обсуждали вопрос о дворовых крестьянах. Указом 1844 было разрешено помещикам отпускать дворовых на волю без земли, в тоже время крестьянам, которые оказывались заложенными вместе с имением предоставлялась возможность выкупить свою свободу.

В конце концов, именно опыт данных комитетов привел к появлению секретного комитета 1856 г., который по итогу стал последним, по окончательному уничтожению крепостного права, во главе с такими представителями власти и общества как министр внутренних дел С. Ланской, генерал Я. Ростовцев, представители общественных кругов, как славянофилы,

«Инновационные аспекты развития науки и техники» так и западники: Ю. Самарин, В. Черкасский, К. Кавелин, ученые Н. Бунге, П.

Семенов Тянь-Шанский.

Таким образом, можно отметить, что влияние комитетов выражалось не только в предоставлении конкретных результатов и решений, но и наследовании опыта и его дальнейшем использовании в рамках решения острых вопросов. Ведь стоить отметить, что в 1830 - 1840-х гг. при настоянии императора были созданы и профильные секретные комитеты: финансовые, церковные, касающиеся вопросов цензуры. Хотя результаты деятельности комитетов были весьма ограниченными и чаще всего отдаленными, так как внедрялись с большим опозданием после своего создания, это были вынужденные, но относительно эффективные меры по поддержанию пошатнувшей феодально-крепостнической системы, которая окончательно рухнув под напором Крымской войны, под своими обломками похоронила и его главного создателя -императора Николая I.

Библиографический список:

1. Алексеев В. П., Секретные комитеты при Николае I, в кн.: Великая реформа, т. 2, М., 1911;

2. Заичкин И.А., Почкарев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра III. M., 1994.

3. Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М.,

1968,

4. Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М. 1994.

5. Нефедов. С. «История России. Факторный анализ. Том 2. От окончания Смуты до Февральской революции». М. 2011.

6. Семевский В. И., Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX вв., т. 2, СПБ, 1888;

7. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. М. 1994.

© С. В. Мамыкин, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.