Научная статья на тему 'Секретарь Синода М.М. Гребинский: «человек, преданный старой Церкви» (по материалам архивно-следственных дел)'

Секретарь Синода М.М. Гребинский: «человек, преданный старой Церкви» (по материалам архивно-следственных дел) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Временный Высший Церковный Совет / григорианский раскол / обновленческий раскол / патриарх Тихон / митрополит Сергий (Страгородский) / митрополит Григорий (Яцковский) / Гребинский М.М. / репрессии против духовенства. / Provisional Supreme Church Council / gregorian schism / renovationist schism / Patriarch Tikhon / Metropolitan Sergius (Stragorodsky) / Metropolitan Gregory (Yatskovsky) / Grebinsky M.M. / repression against the clergy.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лавринов Валерий Вениаминович

Настоящая публикация посвящена жизнедеятельности Михаила Маркиановича Гребинского, одного из крупных чиновников Святейшего Правительствующего Синода, а затем Священного Синода Русской Православной Церкви и представляет, главным образом, документы (протоколы допросов обвиняемых, свидетельские показания и обвинительное заключение) из следственного дела 1932 года. Публикуемые данные позволяют охарактеризовать личность М.М. Гребинского, показать состояние религиозной жизни на Урале в середине 1930-х годов и оценить репрессивную политику атеистического государства. Во введении к источнику описывается состояние Православной Церкви накануне Октябрьского переворота 1917 года и в первые годы советской власти, а также биографические сведения, касающиеся самого фигуранта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Лавринов Валерий Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secretary of the Synod M.M. Grebinsky: «a man devoted to the old Church» (based on the materials of archival and investigative cases)

This publication is devoted to the life of Mikhail Markianovich Grebinsky, one of the major officials of the Holy Governing Synod, and then the Holy Synod of the Russian Orthodox Church, and presents mainly documents (protocols of interrogations of the accused, testimony and indictment) from the investigative case of 1932. The published data make it possible to characterize the personality of M.M. Grebinsky, to show the state of religious life in the Urals in the mid-1930s and to assess the repressive policy of the atheist state. The introduction to the source describes the state of the Orthodox Church on the eve of the October revolution of 1917 and in the early years of Soviet power, as well as biographical information concerning the person involved.

Текст научной работы на тему «Секретарь Синода М.М. Гребинский: «человек, преданный старой Церкви» (по материалам архивно-следственных дел)»

Публикации

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №3. С. 201-221

УДК 271.2 Лавринов В. В. (протоиерей Валерий Лавринов) кандидат исторических наук

Секретарь Синода М.М. Гребинский: «человек, преданный старой Церкви» (по материалам архивно-следственных дел)

Аннотация. Настоящая публикация посвящена жизнедеятельности Михаила Маркиановича Гребинского, одного из крупных чиновников Святейшего Правительствующего Синода, а затем Священного Синода Русской Православной Церкви и представляет, главным образом, документы (протоколы допросов обвиняемых, свидетельские показания и обвинительное заключение) из следственного дела 1932 года. Публикуемые данные позволяют охарактеризовать личность М.М. Гребинского, показать состояние религиозной жизни на Урале в середине 1930-х годов и оценить репрессивную политику атеистического государства. Во введении к источнику описывается состояние Православной Церкви накануне Октябрьского переворота 1917 года и в первые годы советской власти, а также биографические сведения, касающиеся самого фигуранта.

Ключевые слова: Временный Высший Церковный Совет; григорианский раскол; обновленческий раскол; патриарх Тихон, митрополит Сергий (Страгородский); митрополит Григорий (Яцковский); Гребинский М.М.; репрессии против духовенства.

В течении синодального периода истории Русской Православной Церкви государственная власть всесторонне контролировала пути церковного развития общества. Церковь по сути являлась монархическим придатком, департаментом, призванным действовать в интересах Российской империи, и была абсолютно зависима от государства. Во главе церковного управления стоял Святейший Правительствующий Синод, который являлся высшим государственным органом церковно-административной власти. Члены Синода назначались государем императором, представителем которого в Синоде был обер-прокурор. Накануне Октябрьского переворота в состав Синода, кроме присутствующих членов-архиереев, входили: Канцелярия Синода в составе 6 отделений; Архив и библиотека; Учебный комитет; Училищный совет; Канцелярия Обер-прокурора в составе 3 отделений; Контроль; Хозяйственное управление в составе 4 отделений; Техническо-строительный комитет; Комитет по делам епархиальных свечных заводов; Страховой отдел; Синодальная типография. Большинство подразделений Синода обслуживалось чиновниками,

как правило получившими высшее богословское образование. После выборов патриарха, совпавших с кардинальной переменой государственных устоев, Церковь оказалась в трудном положении, к которому не была готова. Финансирование государством синодальных структур было прекращено, и их штат сокращен. Однако управление Церковью требовало квалифицированных администраторов. Одним из таких специалистов был Михаил Маркианович Гребинский, начавший свою карьеру с самых низов и достигший должности старшего секретаря ведомства Обер-прокурора. За долгие годы службы в Синоде он отлично изучил все высшее духовенство. Был близок к патриарху Тихону, состоял в дружеских отношениях с большинством членов Синода, в том числе с митрополитом Сергием (Страгородским). Гребинский, как информированный профессионал и знаток церковного управления, был крайне невыгоден ОГПУ, которое сделало все, чтобы убрать его из Москвы. Информация о его жизнедеятельности почерпнута в следственных делах, находящихся на хранении в Центральном архиве Федеральной службы безопасности России (ЦА ФСБ) и Государственном архиве административных органов Свердловской области (ГААОСО).

Михаил Маркианович Гребинский родился 20 февраля 1864 года в Одессе в семье служащего. Его отец Маркиан Дамианович был магистром богословия и смотрителем Одесского духовного училища. Михаил в 1881 году окончил Одесское духовное училище, а в 1887 году окончил Одесскую духовную семинарию. С 1888 года служил учителем церковно-приходской школы при Входо-Иерусалимской церкви Одессы. В 1893 году Михаил окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Одновременно окончил вольнослушателем юридический факультет Киевского института св. Владимира. С 1893 года он сверхштатный законоучитель Одесской шестиклассной прогимназии. С 1894 года законоучитель Одесской 4-й мужской гимназии. С 1895 года сверхштатный чиновник Канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода в чине коллежского секретаря. Одновременно преподавал в различных школах Санкт-Петербурга. С 1897 года секретарь Тамбовской Духовной Консистории. В 1900 году пожалован орденом св. Анны 3-й степени и назначен сверхштатным чиновником Канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. С 1901 года Михаил Маркианович стал младшим секретарем Святейшего Синода. В том же году произведен в чин коллежского асессора. В 1902 году назначен старшим секретарем Святейшего Синода. Окончил Санкт-Петербургский археологический институт. В 1905 году произведен в чин надворного советника и пожалован орденом св. Станислава 2-й степени. В 1908 году пожалован орденом св. Владимира 4-й степени. В 1909 году произведен в чин коллежского советника. С 1913 года старший секретарь и член Общего присутствия при Хозяйственном управлении Святейшего Синода. В 1913 году произведен в чин статского советника. В середине 1918 года переехал с семьей в Москву. В 1918-1919 годах был секретарем Священного Синода Российской Православной Церкви, помощником Патриарха Тихона. С 1919 года работал на различных гражданских должностях. Овдовел. 11 декабря 1924 года был арестован по ст. 73 и 59 УК РСФСР. Первая

статья предусматривала «сношение с иностранными государствами или их отдельными представителями с целью склонения их к вооруженному вмешательству». Вторая статья оговаривала «измышление и распространение в контрреволюционных целях ложных слухов или непроверенных сведений». 19 июня 1925 года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ был приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей и этапирован в Соловецкий лагерь. 4 ноября 1927 года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам высылки на Урал. Проживал в Шадринске, где работал в музее и давал частные уроки. 23 мая 1930 года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ приговорен к запрещению проживания в Московской и Ленинградской областях, Харьковском, Киевском и Одесском округах, Северо-Кавказском крае и Дагестане, с прикреплением к определенному месту жительства. Проживал в Свердловске, где близко сошелся с митрополитом Григорием (Яцковским). Не признавал церковного разделения между ним и митрополитом Сергием, поскольку считал, что они основаны на личных враждебных отношениях. 13 апреля 1932 года арестован. В анкете, заполненной после ареста, кроме биографических сведений имеются данные о том, что Гребинский перед арестом проживал в Свердловске по адресу: ул. 2-я Мельковская, д. 9, кв. 1, а также сведения о его приемной дочери Мотовой Елене 1900 года рождения, проживавшей в Ленинграде. По делу вместе с Гребинским проходили 7 человек, из которых трое священнослужителей. Всем арестованным предъявлялось обвинение в антисоветской деятельности. Гребинскому вменялась организация нелегального кружка религиозно-философской направленности с целью объединения различных течений патриаршей ориентации. Агентурная разработка получила наименование «Кружковцы». 23 сентября 1932 года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ часть обвиняемых была освобождена, а часть выслана в Казахстан. Гребинский был освобожден из-под стражи и приговорен к запрещению проживания в 12 пунктах СССР и в Уральской области сроком на 3 года. Реабилитирован в 1989 и в 1994 годах.

ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 53714

(Л. 56) Протокол допроса Гребинского Михаила Маркиановича

от 13 апреля 1932 года

По отношению к Советской власти я считаю себя не только совершенно лояльным, но по многим пунктам сочувствующим. Строительство в невиданных раньше размерах совершенно подавило меня, ничего подобного я не мог даже предполагать. Затем и самое главное, все это делается на пользу народа, что меня весьма поражало. Среди моих знакомых я часто проводил параллель между Советским правительством и правительствами христианских народов всех времен. Я говорил, что ни Константин Великий, император

Византии, ни Владимир святой Киевский князь, не ставили во главу угла заботу об униженных, отверженных бедняках, что должны были сделать по смыслу евангелия и завету Христа, а наоборот, у них больше была забота о классах обеспеченных, и одна только в мире Власть Советов поставила девизом своим заботу о бедняке, т.е. сделала то, что требовал Христос. За 15 лет наблюдения за государственной деятельностью Сов. власти и ее представителями моя идеология совершенно изменилась: я никогда не был врагом Сов. власти, а теперь считаю себя, да и все, кто хорошо меня знают и понимают, сочувствующим. Само собою разумеется, что у человека, не состоящего в партии коммунистов, всегда будут расхождения по некоторым пунктам государственной политики с руководящей партией. Так, например, вопрос религиозный. Воспитанный с раннего детства в любви и почитании религии, получившего в том же направлении и образование, вращавшийся большую половину жизни с людьми философски-религиозно настроенными, я, естественно, не могу на старости, стоя чуть ли не одной ногой в могиле, отказаться от своих верований, с одной стороны, а с другой сочувственно относиться к закрытию всех в данной местности церквей, неразре- || (Л. 56 об.) шение иметь свой печатный орган, хотя бы календари и т.п. Я считал и считаю, что Церковь должна строго отделиться от всякого политиканства: политика и Церковь несовместимы. Это доказано историей Католической, а отчасти и Русской Церкви. Церковь должна преследовать одну только цель - спасение души, а душу можно спасать при всяких политических организациях, и для Церкви должно быть абсолютно безразлично какая стоит в данное время власть. История Византии ясно показала, что всякое прислуживание, забвение своего настоящего назначения, вело лишь к падению авторитета Церкви. Поэтому, сочувствуя безусловно политике митрополита Сергия Страгородского1, разделяя его взгляды, что Церковь ни в каком случае не должна быть в оппозиции к власти, а должна делать то, что велит Священное писание, т.е. молиться за государство и беспрекословно выполнять все его распоряжения, я не разделял способ выражений или точнее редакцию его посланий. Так, напр., по отношению к папе Римскому, он коснулся истории, когда можно было бы удовлетвориться настоящим фактом, т.е. отнятием у православных 500 храмов, цель была бы достигнута посланием, а выражено было бы в более, если можно так выразиться, деликатной форме. Что же касается найденной среди моих бумаг выписки, отрицательно относящейся к деятельности митрополита Сергия, то выписка эта сделана из письма, полученного мною в 1929 году от

л

бывшего профессора Московской Академии Ивана Васильевича Попова , резко разошедшегося со взглядами митрополита Сергия. В этом письме он отвечал мне на мое письмо, в коем я защищал политику Сергия и его послания. Вот под влиянием моего письма у него и вырвалось резкое осуждение действий Сергия. Выписку из его письма я посылал || (Л. 57) двум лицам, архиепископу

1 Митрополит Сергий (Страгородский), будущий патриарх (см.: Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол... С. 515-517).

2 См.: Попов Иван Васильевич, Московский // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru /articles/13672657.html (дата обращения: 28.04.2024). Загл. с экрана.

Серафиму3 в Кропоткино, стороннику Сергия, и самому Сергию, одна из выписок и осталась у меня среди бумаг. С митрополитом Сергием у меня многолетние добрые отношения, он знает моих родных, а также и мою покойную жену, которой помогал, как точно помогал и мне лично. Помощь я также получал и от архиепископа Кропоткинского Серафима Мещерякова, моего давнишнего благоприятеля, человека весьма исторически и философски образованного и большого сторонника Советской власти. С ним я переписывался по многим каноническим, историческим и философским вопросам. Что касается того, кому я лично помогал, то помощь моя ограничивалась тремя лицами: моей дочерью, живущей в Ленинграде в разводе с отцом своих детей Градевским, или вернее ее детям, а моим внучатам, сестре моей покойной жены, ныне разбитой параличом, живущей в Москве и дальней родственнице больной и всеми забытой старушке Мерту, живущей в местечке Захарьевка Одесского округа. Вот все те лица, которым я лично помогал раньше и помогаю теперь. Больше никому не помогал и не помогаю, и никогда не участвовал в сборах в пользу ссыльных и заключенных, а наоборот, будучи сам заключенным, получал передачи от Морозовой, но ей для этой же цели не дал ни одного рубля. Переходя к отдельным вопросам нашего разговора, считаю нужным сказать следующее. В кружках, если разуметь под ними 5-10 человек, никогда не участвовал, а как любитель истории, философии и богословских вопросов беседовал большей частью с отдельными личностями, посещал их, как знакомых. Так, посещая Никифорову, женщину образованную, много читавшую и весьма интересовавшейся мистикой и теософией, я с ней вел беседы большей частью вдвоем, изредка к нашей беседе присоединялась ее дочь Софья. Разговор шел исключительно на тему научного характера и никогда не касался политической темы. У Никифоро- || (Л. 57 об.) вых я познакомился и с Зоей, фамилии ее не помню, весьма доброй, религиозно настроенной и несколько экзальтированной. С ней у меня почти не было разговоров, т.к. я с ней встречался всего 2 или 3 раза в жизни. Я ей предлагал купить часть библиотеки моей бывшей хозяйки Пашихиной, переехавшей на жительство на Украину и распродававшей свою, очень хорошую библиотеку. С этою целью Зоя один раз заходила ко мне на квартиру и купила десяток книг. С Морозовой я познакомился в прошлом году. Это совершенно некультурная женщина, с которой ни по каким вопросам нельзя вести разговоры, а познакомился я с ней с той целью, чтобы поблагодарить ее за то, что во время моего пребывания в 1928 году в январе месяце в Свердловском изоляторе, при высылке меня на Урал этапным порядком, она в числе других делала и мне передачи, чем я был очень тронут, т.к. в Свердловске у меня никого не было знакомых, и почему я счел необходимым, переехав на жительство в Свердловск и встретившись с ней у моей хозяйки Пашихиной, принести ей благодарность. Сама Морозова неимущая женщина и служит где-то в качестве домашней прислуги, но она, как говорила она мне сама, из христианских принципов задалась целью оказывать

3 См.: Серафим (Мещеряков) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/13675021.html (дата обращения: 28.04.2024). Загл. с экрана.

помощь продуктами, сидящим в изоляторе. С этой целью она от своих знакомых собирает и деньги, и продукты и относит эти продукты в изолятор, а деньги посылает по почте. Живя в Шадринске, и будучи одно время в очень тяжелых материальных условиях, я помню один раз и сам от нее получил денежную помощь. Но от кого она сама получает и кому посылает, она мне ничего не сказала, а раньше она получала средства от дамского кружка при бывшей Крестовоздвиженской церкви, где настоятелем был, кажется, священник Конев4. Морозова, за все время моего пребывания в Свердловске, заходила ко мне 2-3 раза || (Л. 58) и приносила мне мое белье, которое я давал ей стирать. Что касается Игумновой, то у меня с ней самое отдаленное знакомство и предметов, соединяющих нас, у нас не было. Она всегда была поглощена семейными и хозяйскими заботами и беседу я вел со стариком ее мужем, больным человеком, больше о его болезни. Посещал я ее очень редко, в 3-4 месяца один раз, а познакомился с ней в Шадринске у ее родственницы. Со священником Мелединым5 я почти незнаком и где с ним познакомился в данный момент даже не могу припомнить. Помню только одну с ним встречу на улице, кажется, Гоголевской, где поговорил с ним 10-15 минут. Меледин совершенно неинтересный и очень ограниченный в смысле образования человек, а потому я и не стремился иметь с ним знакомство, тем более что он жил где-то далеко на Шарташе. Со священником из Далматова я познакомился в 1930 году совершенно случайно. Его запретил в священнослужении живший тогда в Свердловске архиепископ Евсевий6. Он приехал в Шадринск, чтобы побеседовать с духовными людьми, правильно ли поступил с ним Евсевий. И вот его кто-то направил ко мне, как знакомому с каноническим правом. У меня был с ним краткий и единственный разговор, в котором я дал ему посильное мое разъяснение. С епископами, жившими в Свердловске, я был знаком с

п

Валерианом и Евсевием (фамилии их не знаю). Со вторым я не состоял в переписке, а первому, с которым я знаком еще по Москве, я написал одно праздничное поздравительное письмо и не получив от него ответа, на этом и прекратил с ним переписку.

(Подпись)

У лиц, упоминаемых мною выше, следующие адреса: 1) Морозова Антонина Андреевна, живет || (Л. 58 об.) на улице Белинского, дом № 68. 2) Игумнова Анна Степановна на улице Механической, собственный дом № 8 (от угла Малышевской улицы 3 дом). 3) Никифорова, имя и отчество позабыл, живет в собственном доме на Болотной улице, дом № 123. 4) Мерту Марта

4 Протоиерей Сергий Конев, в 1923-1927 годах настоятель Крестовоздвиженской церкви Свердловска сергиевской ориентации.

5 Протоиерей Анатолий Меледин, в 1925-1932 годах клирик Крестовоздвиженской церкви Свердловска сергиевской ориентации.

6 См.: Евсевий (Рождественский) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru /articles/24615.html (дата обращения: 28.04.2024). Загл. с экрана.

7 См.: Валериан (Рудич) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru /articles/17491.html (дата обращения: 28.04.2024). Загл. с экрана.

Яковлевна в местечке Захарьевка Одесского уезда. 5) Архиепископ Серафим (Яков Михайлович Мещеряков) в г. Кропоткино, Железнодорожная улица, дом № 37. 6) Митрополит Сергий Страгородский, Москва, Бауманский пер. д. 6. Что касается адресов бывшего профессора Ивана Васильевича Попова, то я с ним не переписываюсь уже около двух лет, а потому и не знаю, где он теперь. Также точно не знаю адресов архиепископа Евсевия и Валериана.

(Подпись)

Допросил О/упол. 3-го отд. СПО Шарин

о

(Л. 70 об.) Протокол допроса Старцева Александра Степановича

от 13 мая 1932 года

По существу дела Гребинского Михаила Маркиановича, имею показать следующее: в 1930 году я услышал, что в Свердловске находится бывший секретарь патриарха Тихона Гребинский, вокруг которого по рассказам группируются тихоновцы, в том числе вожди Свердловских тихоновцев Пономарев Димитрий9, Пономарев Анатолий10, Меледин Анатолий и др. и что Гребинский в начале 1931 года установил связь с григорьевщиной, начал посещать митрополита Григория11 и каждый праздник и воскресный день посещать Ивановскую григорьевскую церковь, где становился на клирос, а

после службы шел к Григорию пить чай. Посетив в июне 1931 года Ивановскую

12

церковь, я видел Гребинского. Из беседы с Макушиным Вениамином и

13

Калашниковым Владимиром узнал, что из себя представляет Гребинский. По их словам, «это тип старого большого чиновника». Гребинский был столоначальником Священного Синода (царского), у Тихона был правой рукой, || (Л. 71) его личным секретарем. С нами он и не разговаривает, относится свысока. Встречаясь у Григория, например на именинах, Гребинский беседовал запанибрата с Григорием, с нами же нет. Ходят слухи что Гребинский близок к тихоновцам Пономареву Анатолию и Пономареву Димитрию, что они затевают не знаем, но Гребинский в их глазах большая величина, как «поборник за старое». Так рассказывали мне григорьевцы.

В сентябре 1931 года начать искать знакомства с Гребинским, но зная его ненависть к обновленцам, был осторожен и лишь в ноябре решил отправиться к нему. 29 ноября 1931 года пошел к Гребинскому ул. Гоголя № 54, здесь узнал,

8 Протоиерей Александр Старцев, в 1923-1930 годах настоятель Николаевской церкви Свердловска обновленческой ориентации.

9 Протоиерей Димитрий Пономарев, в 1925-1930 годах клирик Крестовоздвиженской церкви Свердловска сергиевской ориентации.

10 Протоиерей Анатолий Пономарев, в 1925-1930 годах секретарь Свердловских архиереев сергиевской ориентации.

11 Митрополит Григорий (Яцковский) (см.: Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет... С. 391-392).

12 Протоиерей Вениамин Макушин, в 1921-1932 годах настоятель Иоанно-Предтеченской кладбищенской церкви Свердловска ориентации ВВЦС.

13 Протоиерей Владимир Калачников, в 1923-1930 годах клирик Иоанно-Предтеченской кладбищенской церкви Свердловска ориентации ВВЦС.

что Гребинский переехал на 2-ю Мельковку дом № 9, что жил он у друга своего Белоглазова Ивана Никитича. Я зашел в квартиру № 1, квартиру Белоглазова. Познакомился с ним не отрекомендовавшись. Белоглазов отнесся ко мне с доверием, приняв меня за близкого знакомого Гребинскаго. Белоглазов рассказывал о Гребинском как о друге, так его и называл, что Гребинский, высланный в Шадринск, жил у него как ссыльный. В 1930 году он выслан был под надзор ГПУ в Свердловск и здесь поселился у него. Поступил на службу, но ГПУ не дает, как только поступит, так и уволят. «Живет, говорит Белоглазов, при нашей поддержке и поддержке митрополита Сергия Нижегородского, высылающего ему 25 р., и митрополита Серафима, || (Л. 71 об.) посылающего также 25 р. В настоящее время он служит и получает 250 р., из которых посылает кому-то, куда не знаю 60 рублей. Молиться ездит к митрополиту Григорию, с которым у него завелась дружба. «Да нам, как и Михаил Маркианович говорит, Григорий не чужой, так же, как и Сергий Нижегородский; у Михаила Маркиановича мысль объединить григорьевцев, ведь они такие же, как и мы. Вот и я в Шадринске признавал Стефана14, а теперь иду к Григорию».

Три раза был у Гребинскаго, но его не заставал. В декабре 1931 года приезжал из Тюмени Калинин Евгений Николаевич, спекулянт церковными свечами. Остановился в доме Чемоданова, 1 -я Мельковка, № 9, в квартире Гребинскаго, где как оказалось имел постоянный приют не он один. 15-го декабря 1931 года Калинин был в моей квартире и, между прочим, поделился сведениями о Гребинском. «Михаил Марианович, говорил Калинин, очень интересуется церковной жизнью Тюмени. Как там тихоновщина. Гребинский на меня произвел хорошее впечатление. Это старый твердый человек, преданный старой Церкви. Тихона считает чуть ли не святым человеком, обновленцев ругает, говорит, что они работают с властью. Что убеждения из него монархические, и его за это ГПУ выслало из Москвы и здесь не дает спокойно жить». 12 апреля с/г. отправился к Гребинскому || (Л. 72) по поводу продаваемого им креста золотого с частичкой дерева креста Господня, подаренного ему Патриархом Тихоном. Но Гребинскаго дома не застал. О кресте узнал от Макушина Вениамина, через которого Гребинский предлагал григорьевцам купить этот крест за 3000 р., но грамоту не отдавал, григорьевцы от покупки без грамоты отказались. Мотивом посещения было искание знакомства, крест был подходящим случаем для этого. 1 3-го встретился с Белоглазовым, говорил о Гребинском. Белоглазов рассказывает, что у него Гребинский бывает часто, что всю почту Гребинский получает через него, т.к. за ним следит ГПУ и письма прочитываются. Рассказывал, что у Гребинскаго бывают священники преимущественно тихоновские, например, Пономарев Димитрий, Пономарев Анатолий, Меледин Анатолий. Сам Белоглазов производит впечатление тихоновца-фанатика, его идеология «за старое» сквозит во всех его словах и мыслях. О Гребинском он говорит как о лучшем своем

14 См.: Стефан (Знамировский) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru /articles/1085.html (дата обращения: 28.04.2024). Загл. с экрана.

друге, следовательно и Гребинский пропитан тем же и его идеология монархическая, что подтверждает и его связь с вышеуказанными лицами. Кто они, это знает старый Екатеринбург, они не изменились и в Свердловске:

Пономарев Димитрий Павлинович, протоиерей, которого я знаю с 1908 года. Был монархистом, членом Союза Русского Народа, членом О-ва || (Л. 72 об.) хоругвеносцев. Его политические убеждения, каковыми были, таковыми и остались. К обновлению он примкнул в силу сложившихся обстоятельств и в 1925 году с радостью провозгласил за «старую Церковь», за Тихона, следовательно против Сов. власти. Его антисоветские убеждения подтверждает факт служения благодарственного молебна в 1924 году по поводу смерти В. И. Ленина, который он отслужил в Екатерининском соборе в присутствии мирян с диаконом Буймировым15.

Пономарев Анатолий Петрович, которого знаю с 1910 года, также, как и его товарищ по ориентации Димитрий Пономарев, не переродился, до конца остался верен своим убеждениям, а они у него были монархические. В разговорах с Богоявленским16 позволял называть обновленцев агентами ГПУ, стоял и стоит на страже тихоновской Церкви.

Меледин Анатолий Георгиевич, которого знаю с 1910 года, известен был в старом Екатеринбурге как приверженец монархизма, был ли в Союзе Русского Народа не знаю, но в хоругвеносцах состоял. До конца оставался верен себе. О

17

нем может сказать больше Уфимцев Иван Николаевич . Вот с такими-то лицами связался Гребинский, для чего это ясно, для объединения тихоновской Церкви, чтобы очевидно в случае войны начать дружно работать. По моему глубокому убеждению, вся эта компания вела работу по укреплению тихоновской Церкви под непосредственным руководством Гребинского, а в связи с этой работой они не чуждались и работы политической, антисоветской.

(Подпись)

Допросил О/упол. 3 отд. СПО Шарин

(Л. 74 об.) Протокол допроса Берс Александра Андреевича

от 11 мая 1932 года

Граждан Гребинского Михаила Маркиановича, Роговых Зою и Татьяну Михайловну и священника Меледина Анатолия я знаю лично. М.М. Гребинский примерно больше года тому назад обратился ко мне с просьбой помочь ему устроиться на службу в музей и сказал, что он окончил бывший Петербургский археологический институт. Я исполнил его просьбу и, хотя он из Музея ушел, однако знакомство не прервалось. И Гребинский несколько раз заходил ко мне. Вскоре мне стало ясно, что Гребинский убежденный монархист-церковник. Он высказывал, между прочим, убеждение «что Сов. власть жестоко преследует православие в целях подорвать его для того, чтобы в еврейских массах

15 Диакон Василий Буймиров, в 1914-1930 годах клирик Екатерининского собора Екатеринбурга (Свердловска).

16 Богоявленский Виктор Степанович, бывший священник, в 1923-1924 годах сотрудник ОГПУ.

17 Протоиерей Иоанн Уфимцев, в 1925-1935 годах секретарь Свердловской обновленческой митрополии.

выстраивалась неколеблемая вера в пришествие мессии и делал отсюда вывод, что поступки Сов. власти скрытно управляется всемирными еврейскими органи- || (Л. 75) зациями. По его словам, за время революции большевиками убито (Тихон выражался «замучено») 20 епископов и 1400 священников, но это не подрывает веру, особенно в интеллигенции, которая сейчас и является оплотом православия. Гребинский говорил, что после падения Сов. власти, что, по его мнению, неизбежно, должен наступить во всем народе новый религиозный подъем. Гребинский несколько раз говорил, что он служит, только во избежание неприятностей, т.к. его «церковные друзья» его всем обеспечивают. Действительно на квартире у какой-то «церковной дамы» (по улице Гоголя), где я у него был 2 раза, он пользовался столом и отдельной комнатой и по всем признакам находился в положении почетного гостя.

Гребинский несколько раз намекал и прямо даже указывал, что он руководит религиозно-философским кружком и из числа участников кружка называл гр. Рогову З.М., Игумнову и Морозову. Знаю также, что он приглашал туда же Л.И. Никифорову, но это приглашение не было реализовано.

Далее Гребинский, несомненно, играл крупную роль в местной церковной группе, давал советы архиереям (в т. ч. Григорию, с которым он был близко знаком) и священникам и помогал устраиваться ссыльным. Между прочим, ко

мне этой зимой зашел узнать адрес Гребинского, возвращавшийся из ссылки с

18

севера епископ Рафаил . Гребинский рекомендовал ему ехать в Шадринск || (Л. 75 об.) и дал рекомендации, в т.ч. к некоей Буткиной, по-видимому, играющей большую роль в местных (шадринских) церковных кругах. В деле помощи ссыльным большую роль играли также давно знакомые мне Зоя Михайловна Рогова, которая вместе с сестрой Татьяной Михайловной, при поездках с санитарным вагоном по линии (они служили в лаборатории Пермской ж.д.) развозили деньги и посылки ссыльным и др. церковникам, которые собирали здесь в среде бывшей Крестовоздвиженской общины и, по-видимому, получали деньги от кого-то и из Москвы, от кого не знаю. Мне приходилось слышать об этом разговоры, но весьма неопределенно (без указания имен). Обе сестры Роговы фанатические церковницы, особенно Зоя Михайловна (она, кроме прочего, была психически больна). Связи с тюрьмами у обоих сестер имелись и в Свердловске, и в Шадринске, и в Челябинске. Я знаю наверное, что они отвозили туда передачи нелегально 2 недели тому назад для врача Лупкина в Челябинск по просьбе его жены.

Священник Анатолий Меледин бывал у меня в доме несколько раз, и в беседах высказывал себя монархистом. Между прочим, всегда с гордостью и явным «умилением» рассказывает, что приобщал последнего царя в Ипатьевском доме. С Гребинским и Роговыми он был достаточно близок. Больше ничего показать не могу.

(Подпись)

18 См.: Рафаил (Гумилевский) // База данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ в.» [Электронный ресурс]. URL: https://martyrs.pstbi.ru/bin /db.exe/qrcode/koi/newmr (дата обращения: 28.04.2024). Загл. с экрана.

Допросил О/уполомч. 3 отд. СПО Шарин

(Л. 78) Протокол допроса Гребинского Михаила Маркиановича

от 8 мая 1932 года

В 1929 году из Далматово приезжал ко мне в Шадринск священник Далматовской церкви имя и фамилию, которого я не помню. Этот священник спрашивал меня правильно ли его запретил в священнослужении епископ Евсевий19 за самовольный переход в другой приход. Я ему разъяснил, что Евсевий имел каноническое право на временное запрещение в священнослужении. Рассказывал ли мне что-либо приезжий о недовольствах крестьян в Далматовском районе Сов. властью я не помню, т.к. встреча наша была краткой. Больше встреч с этим лицом я не имел.

О существовании в Свердловске комитета или кружка помощи политическим ссыльным мне не было известно. Я знал только, что Морозова Антонина Андреевна, по профессии домашняя прислуга, производит сборы в помощь заключенным и передает собранное в изоляторы. В 1928 году я, находясь в изоляторе, следуя по этапу в Шадринск, получал несколько раз от нее передачи хлеба, масла и проч. И меня тогда до некоторой степени поразила эта помощь от неизвестной женщины, осведомленной какими-то путями о моем нахождении в изоляторе. Известно также было мне, что служащая в

лаборатории Пермской ж.д. Рогова Зоя оказывала помощь ссыльному

20

священнику Николаю Буткину20, находящемуся в Казани. Рогова была поклонницей Буткина и собиралась его навестить в Казани. Больше о деятельности Роговой Зои в этом направлении, т.е. в отношении помощи, мне ничего не было известно. Из разговора с умершей женой бывшего священника || (Л. 78 об.) Крестовоздвиженской церкви Конева мне стало известно, что, когда Конев жил в Крестовоздвиженской церкви, там было организовано сестричество, цель которого помощь политическим ссыльным. Морозова Антонина была членом этого кружка. Допускаю, что состояла в этом же кружке и Рогова Зоя.

Обнаруженное у меня при обыске письмо, начинающееся словами «с вашим мнением относительно Сережи совершенно не согласен. Его поступок не извинителен и его не могут [оправдать] никакие выгоды. Это позорная и бесстыдная ложь и т.д.» письмо было [написано] бывшим профессором Московской академии Иваном Васильевичем Поповым, находящимся в ссылке в Сургуте. Это письмо было написано года 2-3 назад по поводу письма митрополита Сергия о том, что Церковь должна была идти рука об руку с Советским государством и что церковники должны быть лояльными гражданами СССР. Попов не разделял точку зрения лояльности к Сов. власти и к действиям Сергия отнесся отрицательно, встав в оппозицию к последнему. Переписка на этом между нами кончилась, т.к. я в своем письме встал на точку

19 Имеется ввиду епископ Шадринский Евсевий (Рождественский).

20 Протоиерей Николай Буткин, в 1916-1931 годах настоятель Преображенского собора Шадринска сергиевской ориентации.

зрения митрополита Сергия и профессор Попов прекратил со мною переписку. Ответ митрополита Сергия по поводу выступления папы Римского я разделяю целиком. В первом своем показании я написал, что разделяю выступление Сергия по этому вопросу, в особенности в политической его части, и высказал не свою точку зрения, а моих собеседников, как-то шадринского церковника Кузовникова, теперь умершего и других, личности которых теперь не помню. Разговоров о том, что в СССР существуют || (Л. 79) гонения на религию, я с верующими не вел и обвинения в этом отношении отрицаю. С митрополитом Григорием по вопросу его соединения с Сергием у меня были разговоры только один раз, причем поскольку эти разговоры для него были неприятны, я больше их не возобновлял. Находясь в Шадринске и Свердловске, я никаких консультаций по церковным вопросам никому не давал. Записано с моих слов правильно и мною прочитано.

(Подпись)

Допросил нач. 3 отдел. СПО Костин

(Л. 86 об.) Протокол допроса Пономарева Анатолия Петровича

от 13 мая 1932 года

<...> С Гребинским я лично познакомился в 1931 году перед Рождеством. До этого я о нем только слышал. В 1931 году перед Рождеством он пришел ко мне исповедаться, отрекомендовался, что он Гребинский, но разговоров никаких мы тогда с ним не имели. После этого он часто стал посещать нашу часовню, но обычно никогда не выстаивал до конца нашей службы. Кажется, во время первого посещения, он спросил меня на счет разделения Григория с Сергием и когда я его посвятил в это дело, он сказал мне, что я думаю писать митрополиту Сергию с тем, чтоб примирить их. При последующих посещениях нам разговаривать с ним не пришлось. Близкого знакомства у нас с ним не было. В 1932 году, чуть ли не на масленице, он пришел ко мне причащаться, не соблюдая правил, которые у нас есть. При этом он сказал, что это нужно ему для того, потому что его вызывают в ГПУ и он перед этим решил причаститься. Разговаривать с ним тогда ||(Л. 87) нам так же не пришлось, так как дело происходило во время службы. После этого он бывал еще несколько раз, но все это происходило в церкви и во время службы. Квартиры я его не знаю, там не бывал, не был и он у меня. Ильинский был у меня два раза в 1931 и 1932 годах.

Записано с моих слов верно и мной прочитано (Подпись)

Допросил сотрудник 3 отдел. СПО Ворончихин

(Л. 98 об.) Протокол допроса Пономарева Анатолия Петровича

от 19 мая 1932 года

<...> Что касается религиозной беседы, которую вел со мною гражд. Гребинский в храме пред исповедию его, то я принимал участие в этом деле по

своему прямому долгу как духовный пастырь. В самом деле || (Л. 99) человек приходит ко мне и просит его исповедать. Я его совершенно не знаю и, вполне естественно, задаю вопрос о его вероисповедании на тот предмет, чтобы выяснить, могу ли я принять его в молитвенное общение со своею Церковью чрез святые таинства. Получив от него заверение, что хотя и недоумевает о причинах разногласия между митрополитами Григорием и Сергием, все же молитвенного общения с первым не имеет, я приступил к исповеди. Нахожу, что мое участие в этом деле чисто вероисповедное, вызванное требованиями церковных канонов, и, как таковое наказуемое, так как такие деяния ограждаются декретом правительства об отделении Церкви от государства и Конституцией СССР о свободе христианского вероисповедания.

Настоящее показание мое служит дополнением к той оговорке, которая сделана мною при подписи 17 мая 1932 года постановления ГПУ о признании меня виновным по 58 ст. ч. 10 и 12 УК.

(Л. 101) Протокол допроса Гребинского Михаила Маркиановича

от 19 мая 1932 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Антисоветской деятельностью я не занимался хотя должен сказать, что первые годы революции я к Сов. власти относился недоверчиво не верил в ее прочность и Октябрьскую революцию встретил отрицательно. Я не мог никак смириться с мыслью, что возможен переход от монархии к социализму. Теперь мой взгляд изменился и к Советской власти я отношусь вполне лояльно. Я искренне и чистосердечно приношу покаяние в прошлых моих проступках перед Советской властью. Философско-религиозного кружка, как такового, мной не организовывалось. Был только простой обмен мыслей о трудах философа Розанова между мной и Никифоровой на квартире последней по ул. Болотной, 123. Инициатива о примирении митрополита Григория с митрополитом Сергием Нижегородским принадлежала не мне, а Белоглазову и Пономареву Анатолию, которые предлагали мне быть посредником в этом примирении между Сергием и Григорием и написать соответствующее письмо Сергию. Я ответил им, что если Григорий попросит меня об этом, // (Л. 101 об.) то я сделаю. Разговоров о примирении с Григорием у меня не было, т.к. когда Григорий рассказывал мне причину и историю раскола, то я вывел заключение, что Григорий никогда на примирение не пойдет. Больше показать ничего не могу, протокол мне прочитан и записан правильно.

Еще раз прошу простить мои прежние прегрешения пред Советской властью. Даю обещание остаток жизни моей посвятить служению Советской власти в деле строительства социалистического государства. Буду верным и

К сему показанию подписуюсь Допросил О/уполн. 3 отд.

(Подпись) Шарин

(Подпись)

честным слугою и сотрудником Советской власти и об одном сожалею, что служить Советской власти мне пришлось на закате моей жизни. Прошу верить мне, что оказанное мне доверие я оправдаю в дальнейшей моей жизни и деятельности. Еще и еще раз прошу простить меня и дать мне работать на пользу Советской власти.

(Подпись)

Допросил О/уполн. Шарин

(Л. 104 об.) Протокол допроса Игумновой Анны Степановны

от 7 июня 1932 года

С Гребинским я познакомилась, будучи у снохи в г. Шадринске года четыре тому назад. Там я встретилась с ним один раз за обедом и узнав, что я из Свердловска он изъявил особое желание, когда будет в Свердловске побывать у меня. Прибыв в Свердловск (в каком году я уже не помню), он действительно посетил меня и после этого стал навещать, несмотря на то что, своим отношением повода к этому особенно не давала. Во время посещения он рассказывал и подчеркивал прежде всего что он когда-то весьма хорошо жил, имел много костюмов и хорошую квартиру. Наряду с этим он рассказывал о своих знакомых архиереях и других духовных лицах, но этот разговор у нас почвы большой не мог иметь, так как никого из них я не знала. Высказывался так же и по церковным вопросам, в частности разговаривал о расколе. Здесь, конечно, поскольку он староцерковник, || (Л. 105) он признавал правильным действие только тихоновского церковного течения и осуждал обновленцев. Надо полагать он заводил разговор и на темы богословского порядка. Но, поскольку я в этих вопросах не компетентна, продолжаться они не могли. Его стремление познакомиться подтверждает то, что он, очевидно, хотел найти во мне последователя и участника разговоров. Но этого он во мне не нашел. Я была неподходящей для его разговоров, а также не разделяла и его многие взгляды. В моей семье ему никто не симпатизировал. В отношении помощи ссыльным, разговоров на эту тему у нас не бывало. Я знала, что когда еще существовала Крестовоздвиженская церковь, то сборы для этой цели там производились, а больше ничего не знаю. Меледина Анатолия, Пономаревых Димитрия и Анатолия знаю только как священнослужителей.

Зачеркнутому прошу верить, т.к. зачеркнуто с моего желания. Написано с моих слов верно и мне прочитано

(Подпись)

Допросил сотрудник 3 отд. Ворончихин

(Л. 113) ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 9102

1932 года, июня 23. Я, Опер. уполномоченный 3-го Отделения СПО 1111 ОГПУ по Уралу Шарин, рассмотрев следственное дело № 9102 по обвинению

Гребинского Михаила Маркиановича, Меледина Анатолия Григорьевича, Пономарева Анатолия Петровича, Пономарева Дмитрия Павловича, Белоглазова Ивана Никитича, Попова Алексея Петровича и Роговой Зои Михайловны в преступлении, предусмотренной ст. 58-10-11 УК,

НАШЕЛ: Дело возникло на основании поступивших сведений о том, что прибывший из Шадринска в Свердловск административно ссыльный Гребинский Михаил Маркианович, бывший секретарь патриарха Тихона, установив связь с местным духовенством сергиевской ориентации Пономаревым А.П., Пономаревым Д.П., Мелединым А.Г. и с церковниками Белоглазовым И.Н., Роговой З.М. и др., приступил к организационной деятельности по созданию нелегального кружка религиозно-философского направления, вовлекши в таковой активных церковников и часть тихоновского духовенства антисоветски настроенных. Пытаясь влиять на местную церковную жизнь, Гребинский давал консультацию попам по вопросам управления приходами. И видя, что раскол когда-то единой Церкви ослабляет ее и лишает того политического значения, которое она имела до октябрьской революции 1917 года и будучи недоволен политикой митрополита Сергия, ставшего на путь примирения с Сов. властью, Гребинский ставил перед собой цель объединить все церковные || (Л. 114) ориентации и с этой целью, будучи знаком по Киевской академии с председателем ВВЦСа митрополитом Григорием Яцковским (умер 26 апреля 1932 года), Гребинский приступил к обработке последнего, стараясь объединить ориентацию ВВЦС с так называемыми сергиевцами. Кроме того, члены группы Пономарев А.П., Белоглазов И.Н. Рогова З.М., Гребинский М.М. организовали нелегальную помощь ссыльному и заключенному духовенству и с этой целью установили связь с Свердловским ИТД через церковную фанатичку Морозову Антонину Андреевну. Далее Гребинский давал советы проезжавшим через Свердловск попам-минусникам, где лучше устроиться, а вместе с тем и рекомендательные письма. Помимо вышеизложенного члены группировки попы

Пономарев А.П., Пономарев Д.П., Меледин А.Г. имели связь с Медведевым

21

Ксенофонтом , являющимся одним из руководителей к-р повстанческой, поповско-монашеской организации (разработка «Историческая гниль») ликвидированной на территории Сарапульского и Тагильского Оперсекторов.

Медведев в 1930 году, проживая в Свердловске на квартире в доме Попова Алексея Петровича и имея связь с обвиняемыми Пономаревым А.П. и [Пономаревым] Д.П., Мелединым А.Г. в беседах с ними, говорил им о гонении в СССР на религию, духовенство, о неверности политики митрополита Сергия и т.д. Пономарев А.П. и Меледин А.Г. его точку зрения разделяли и в своей а/с деятельности ориентировались на «иосифовцев».

Произведенным расследованием антисоветская деятельность обвиняемых каждого в отдельности характеризуется следующим образом: || (Л. 115) 1.

21 Архимандрит Ксенофонт (Медведев), в 1905-1924 годах настоятель Верхотурского Николаевского мужского монастыря// База данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ в.» [Электронный ресурс]. URL: https://martvrs.pstbi.ru/bin/db.exe /qrcode /koi/ (дата обращения: 28.04.2024). Загл. с экрана.

Гребинский Михаил Маркианович, бывший обер. секретарь Св. Синода и бывший секретарь патриарха Тихона, являясь по убеждениям монархистом, по прибытии из Шадринска в Свердловск, приступил к организации нелегального кружка религиозно-философского направления, вовлекши в таковой местное тихоновское духовенство Пономарева А.П., Пономарева Д.П., Меледина А.Г. и активных церковников Рогову, Белоглазова и др. а/с настроенных лиц (л. д. 57, 75 об., 75 и 101).

Принимая материальную помощь из разных мест как ссыльный, Гребинский сам организовал нелегальную помощь духовенству, а также ссыльным из числа духовенства, давал рекомендательные письма и советы, где лучше устроиться (л. д. 60, 71 об., 75 и 75 об.).

Для сбора пожертвований среди верующих ссыльным, обвиняемые Гребинский, Пономарев, Меледин и др. использовали бывших членов комитета «братства и сестричества», ранее существовавшего при Крестовоздвиженской общине, в частности некую Морозову Антонину Андреевну, религиозную фанатичку-домработницу. Через нее так же обвиняемые установили связь с Свердловским ИТД (л. д. 57 об., 60, 78).

Будучи недоволен политикой митрополита Сергия, ставшего на путь примирения с Сов. властью, Гребинский поставил перед собой цель ликвидировать дробленость когда-то единой Церкви и с этой целью приступил к обработке председателя ВВЦС митрополита Григория (Яцковского), стараясь склонить его на примирение с «сергиевцами» (л. д. 71 об., 72 об., 75, 95 и 101).

О результатах своей деятельности Гребинский делился с обвиняемыми Белоглазовым и Пономаревым А., которые его в этой а/с деятельности поощряли (л. д. 95 и 101). Гребинский имел переписку с ссыльными церковниками по вопросу о неверности политики митрополита Сергия по || (Л. 116) поводу написанной им декларации после выступления папы Римского, в частности с административно ссыльным, бывшим профессором МГУ Поповым Иваном Васильевичем, настроенным резко-отрицательно к Сергию, который в одном из своих писем к Гребинскому пишет: «С вашим мнением относительно Сережи совершенно не согласен. Его поступок не извинителен и его не могут оправдать никакие выгоды. Его позорная и бесстыдная ложь явная для всякой тумбы, которая торчит на улице, наносит такой моральный ущерб существу дела, который не может быть вознагражден никакими внешними вознаграждениями. Ослаба, про которую Вы пишете, во-первых, совершенно ничтожна по сравнению с нанесенным вредом, а во-вторых, явилась «не потому», а «несмотря на то». Я не знаю в какую форму выльется моя оппозиция, но вопрос об отношении к С. для меня совершенно ясен, это сорзис, соучастник и пособник» (л. д. 38, 56 об., и 78 об.).

Останавливаясь на личности Гребинского, свидетель Берс показывает: «Гребинский убежденный монархист-церковник, он высказывал между прочим убеждения, что Советская власть жестко преследует православие в целях подорвать его для того, чтобы в еврейский массах восстановилась поколебленная вера в пришествие мессии и делал отсюда вывод, что поступки Советской власти скрыто направляются всемирными еврейскими

организациями». В беседах со своими знакомыми Гребинский в целях дискредитации Сов. власти так же распускал разного рода слухи о баснословных цифрах замученных большевиками священников и епископов (л. д. 74 об., 75).

2. Меледин Анатолий Григорьевич, по убеждениям монархист, бывший член общества хоругвеносцев. В бытность, когда царская семья содержалась в Свердловске в бывшем Ипатьевском доме, Меледин совершал там требы, через его монархические круги неоднократно пытались связаться с Николаем, но с его слов, он якобы все эти попытки отклонял (л. д. 75 об. и 85). ||(Л. 117) Являлся членом нелегального кружка, организованного Гребинским, принимал участие в организации в помощи ссыльным. Имел связь с Медведевым Ксенофонтом, являвшимся одним из руководителей к-р повстанческой церковно-монархической организации, имел с ним беседы о неканоничности митрополита Сергия, о его интервью после выступления папы Римского, о

гонении на религию и духовенство в СССР, о присоединении к Ленинградскому

22

митрополиту Иосифу Петровых и т. п. (л. д. 90, 91 и 92 об.).

3. Пономарев Анатолий Петрович бывший священник, монархист по убеждениям, являясь спец. осведомом органов ОГПУ с 1925 года и обязанный подпиской освещать а/с и к-р деятельность церковников и духовенства, этого не делал. Имел тесную связь с Медведевым Ксенофонтом, являющимся одним из руководителей к-р повстанческой, поповско-монашеской организации, имел с ним разговоры на а/с темы, знал о его а/с деятельности, как знал ее и со стороны Гребинского и, тем не менее, органам ОГПУ ничего не сообщал, а наоборот, сам принимал участие в а/с деятельности группировки Гребинского, поощряя последнего в его деятельности по обработке митрополита Григория на примирение с «сергиевцами» (л. д. 80, 81 об., 86 об.).

В беседах с Медведевым Пономарев обсуждал вопросы о гонении на религию и духовенство в СССР, о «неканоничности» Сергия, о присоединении к Ленинградскому митрополиту Иосифу Петровых и т.д. (л. д. 92 и 92 об.).

4. Пономарев Дмитрий Павлович, монархист по убеждениям и бывший член общества хоругвеносцев и бывший член Союза Русского Народа, служивший в 1924 году в бывшем Екатеринбургском соборе по случаю смерти В.И. Ленина благодарственный молебен (л. д. 72 об. и 93). Принимал участие || (Л. 118) в организации нелегальной помощи ссыльным, имел связь с Медведевым Ксенофонтом, являющийся одним из руководителей к-р повстанческой и поповско-монархической организации в беседе с которыми говорил о неверности политики митрополита Сергия, что он скривил душой, сказав, что гонения на религию в СССР нет и т.д. (л. д. 102).

5. Попов Алексей Петрович, имея собственный дом в гор. Свердловске по Союзной ул., № 14, превратил его в явочную квартиру. В 1930 году у него проживал Медведев Ксенофонт, один из руководителей к-р повстанческой поповско-монашеской организации (разработка «Историческая гниль»),

22 См.: Иосиф (Петровых) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/artides/15217.html (дата обращения: 28.04.2024). Загл. с экрана.

ликвидированной на территории Сарапульского и Тагильского Оперсекторов. К Медведеву приезжали разные монашествующие и попы. Приезжал так же

2 3

иеромонах Паисий Снигирев23, которому Ксенофонт дал установку о создании к-р ячеек монашествующих в Верхотурском районе. Посещали его так же тихоновские попы Свердловска Пономарев А., Пономарев Д., Меледин А. и др., с которыми он обсуждал вопросы о неверности политики митрополита Сергия, ставшего на путь примирения с Сов. властью, о гонении на религию и др. Попов же, являясь спец. осведомом органов ОГПУ, не препятствовал превращению своей квартиры в явочную и не сообщал органам ОГПУ о происходивших совещаниях у Ксенофонта, о приезжавших к нему лицах и т.д. (л. д. 34, 34 об., 73 об., 77, 77 об., 88, 89).

6. Рогова Зоя Михайловна, являлась членом нелегального религиозного-философского кружка, организованного Гребинским (л. д. 57, 57 об., 75). Являясь в прошлом членом комитета «братства и сестричества» по оказанию помощи ссыльным, Рогова после закрытия Крестовоздвиженской || (Л. 119) церкви продолжала эти сборы среди верующих производить. Имела тесную связь с ссыльным священником Буткиным Николаем, который отбывал ссылку первоначально в Уфе, а затем в Казани, и она неоднократно ездила и оказывала ему регулярную материальную помощь, хранила ценности ссыльных попов. Кроме того, под видом брать уроки английского языка, посещала ссыльных оккультистов Мебес с женой, у которых занималась чтением оккультной литературы (л. д. 36, 78 и 80). Когда «чета» Мебес, после окончания ссылки, собиралась ехать в Казань, то Рогова написав письмо своим знакомым, просила их приготовить квартиру и встретить «друзей» (л. д. 36, 37).

Помимо установления связи через Морозову с Свердловским ИТД, Рогова, используя свое служебное положение при поездках с вагон-лабораторией по линии, установила связь с Шадринским ИТД и Челябинским политизолятором, развозя ссыльным и др. церковникам деньги и посылки (л. д. 75 об., 78 об., 86 об., 82 об. и 93 об.).

7. Белоглазов Иван Никитич, являлся членом нелегального кружка, организованного Гребинским. Принимал участие в организации помощи ссыльным и сам оказывал материальную помощь ссыльному и заключенному духовенству, в частности ссыльному иосифовцу попу Ивахнюку, который следуя в ссылку, останавливался у Белоглазова (л. д. 59 об.).

С целью законспирации а/с деятельности Гребинского по организации нелегальной помощи ссыльным, Белоглазов всю корреспонденцию, идущую в адрес Гребинского, получал на свое имя, а также и денежные переводы (л. д. 60, 72).

На основании вышеизложенного, предъявленное обвинение:

1. Гребинскому Михаилу Маркиановичу, 1864 года рождения, из семьи учителя гор. Одессы, вдовый, окончил юридические кур- || (Л. 120) сы при

23 Иеромонах Паисий (Снегирев), в 1909-1924 годах клирик Верхотурского Николаевского мужского монастыря.

Киевском университете и Киевскую духовную академию по историко-филологическому факультету, бывший обер-секретарь административного отдела Св. Синода и бывший секретарь патриарха Тихона. С 1925 по 1927 год отбывал наказание в Соловецких концлагерях по 76 ст. УК (стар. редакция), с 1928 по 1930 год отбывал ссылку в гор. Шадринске, а с 1930 года по день ареста в гор. Свердловске, работая пом. консультанта Коммунбанка по ст. 58-10-11 УК.

2. Меледину Анатолию Григорьевичу, 1871 года рождения, из семьи священнослужителя села Маминского бывшего Арамильского района Уральской области, окончил Пермскую духовную семинарию, женат, на иждивении жена, бывший член Духовной Консистории, последнее время благочинный Свердловского благочиния и секретарь бывшего Сарапульского архиепископа Алексея КУЗНЕЦОВА по ст. 58-10-11 УК.

3. Пономареву Анатолию Петровичу, 1887 года рождения, из семьи священника села Шлыки бывшего Оханского уезда, окончил Пермскую духовную семинарию, женат, в 1925 году арестовывался органами ОГПУ по подозрению в распространении листовок, отступал с белыми, вернулся в 1922 году, бывший полковой священник, до 1930 года несменный секретарь Свердловских тихоновских епископов, последнее время настоятель единоверческого прихода Никольской часовни, неимущий по ст. 58-10-12 УК.

4. Пономареву Дмитрию Павловичу, 1870 года рождения, поп, из семьи священника села Кривского бывшего Шадринского округа, окончил Пермскую духовную семинарию, бывший член общества хоругвеносцев и бывший член «Союза Русского Народа», одинокий, отступал с белыми, вернулся в 1922 году, со слов не судившийся, по ст. 58-10-11 УК. || (Л. 121) 5. Попову Алексею Петровичу, 1893 года рождения, из семьи рабочего Туринского завода, женат, семья: жена 42 л., дочь 9 л., отец 68 лет, образование низшее, имеет дом, служащий, в 1923 году судился за халатность, последнее время работал агентом снабжения ЗРК СУГРЭС по ст. 58-10-12 УК.

6. Роговой Зое Михайловне, 1896 года рождения, из семьи чиновника гор. Перми, девица, окончила Иркутскую гимназию и 3 класса медфака УГУ, служащая, имеет дом, последнее время работала лаборанткой Пермской ж.д. по ст. 58-10-11 УК.

7. Белоглазову Ивану Никитичу, 1879 года рождения, из рабочих Нижне-Сергинского завода, малограмотный, женат, семьи: жена 47 л., дети взрослые, до 1917 года имел дом с надворными постройками, до 1926 года работал на своих лошадях, с 1926 года по болезни не работает, находится на иждивении детей, по ст. 58-10 и 11 УК считаю вполне доказанным, а поэтому

ПОСТАНОВИЛ: Следственное дело № 9102 на Гребинского М.М., Меледина А.Г., Пономарева А.П., Пономарева Д.П., Попова А.П., Роговой З.М., Белоглазова И.Н. по согласованию с Обл. прокурором направить на особое совещание при Коллегии ОПГУ.

Опер. уполномоченный 3 Отд. СПО Шарин

Согласен: нач. СПО ПП ОГПУ Прохоренко

СПРАВКА: Обвиняемые Гребинский М.М., Меледин А.Г., Пономарев А.П., Пономарев Д.П., Попов А.П. содержатся под стражей в Свердловском ИТД с 13 апреля 1932 года, Рогова З.М. с 15 апреля 1932 года, а Белоглазов освобожден под подписку о невыезде.

Опер. Уполномоченный 3 отд. СПО Шарин

Литература и источники Источники

1. Дело Гребинского М.М. 1925 года // Центральный архив ФСБ России. Д. Р-44595.

2. Дело Гребинского М.М. 1932 года // Государственный архив административных органов Свердловской области. Ф. Р-1. (Управление Федеральной службы безопасности России по Свердловской области). Оп. 2. Д. 53714.

Литература

1. Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: Общество любителей церковной истории, 2016. 733 с.

2. Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945). М.: Общество любителей церковной истории, 2018. 604 с.

Lavrinov Valery. Veniaminovich (Archpriest Valery Lavrinov), Candidate of History

Secretary of the Synod M.M. Grebinsky: «a man devoted to the old Church» (based on the materials of archival and investigative cases)

Abstract. This publication is devoted to the life of Mikhail Markianovich Grebinsky, one of the major officials of the Holy Governing Synod, and then the Holy Synod of the Russian Orthodox Church, and presents mainly documents (protocols of interrogations of the accused, testimony and indictment) from the investigative case of 1932. The published data make it possible to characterize the personality of M.M. Grebinsky, to show the state of religious life in the Urals in the mid-1930s

and to assess the repressive policy of the atheist state. The introduction to the source describes the state of the Orthodox Church on the eve of the October revolution of 1917 and in the early years of Soviet power, as well as biographical information concerning the person involved.

Keywords: Provisional Supreme Church Council; gregorian schism; renovationist schism; Patriarch Tikhon; Metropolitan Sergius (Stragorodsky); Metropolitan Gregory (Yatskovsky); Grebinsky M.M.; repression against the clergy.

References

• Lavrinov V.V., prot. Obnovlencheskij raskol v portretax ego deiatelej

• [The Renovationist schism in the portraits of its figures]. M., 2016.

• Lavrinov V.V., prot. Vremennyj Vysshij Cerkovnyj Sovet i ego rol' v istorii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi (1925-1945) [The Provisional Supreme Church Council and its role in the History of the Russian Orthodox Church (1925-1945)]. M., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.