Таким образом, развитие форм поддержки экспортно-ориентированных МСП по ряду вышеизложенных направлений позволит повысить конкурентоспособность и качество выпускаемой продукции, что будет способствовать росту объема экспортируемой продукции.
Использованные источники:
1. Вечканов Г.С. Актуальные проблемы вступления России во Всемирную торговуюорганизацию // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика 2007. - № 4(17), С. 71-81.
2. Теребова С.В. Изучение готовности экспортно-ориентированных малых и средних предприятий Вологодской области к деятельности в условиях повышения конкуренции при присоединении России к ВТО [Текст]: отчет о НИР / С.В. Теребова, В.С. Усков, Д.И. Папин, С.С. Морозов, В.Н. Маковеев, Е.А. Мазилов. - Вологда, 2012.
Парамонова Л. А., к. э. н., доцент, Кямякова Ю. Ю. студент
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Поволжский Государственный Университет Сервиса»
Россия, Тольятти СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ
СОСТАВЛЕНИЮ В современных условиях экономического развития наблюдается рост числа компаний, которые производят широкий спектр услуг и товаров или осуществляют деятельность в различных географических регионах с разными уровнями спроса, рентабельности и риска. Поэтому всё больший интерес для пользователей финансовой отчетности приобретает детализированная информация о разных видах деятельности организации, которая раскрывается в сегментарной отчетности. Данная отчетность составляется с целью обеспечения заинтересованных пользователей необходимой информацией для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, перспектив ее развития, подверженности инвестиционным рискам и возможности их сокращения, а также принятия оптимальных решений в отношении рассматриваемой организации. В информации по сегментам заинтересованы как внешние, так и внутренние пользователи: акционеры, инвесторы, кредиторы, поставщики, руководители организации, совет директоров, работники предприятия и так далее. Пользователю для принятия оптимального решения по выработке стратегии в отношении коммерческой организации необходимо на базе сегментарной отчетности провести аналитические расчеты и анализ количественных и качественных показателей. Поэтому, важным направлением использования сегментарной отчетности служит анализ ее показателей, так как он играет
связующую роль между системой учета организации и принятием инвестиционных и управленческих решений пользователями отчетности, помогая уменьшить неопределенность при принятии решений и придавая процессу их принятия научный характер.
Правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности организаций установлены ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" (утверждено Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. №143н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам») и МСФО (ШЯ^) 8 «Операционные сегменты» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 г. №160н (в редакции изменений и дополнений от 18.07.2012 г. №106н)). В данных нормативных документах содержатся лишь общие принципы формирования сегментарной информации. А методика составления сегментарной отчетности на сегодняшний день не имеет отражения ни в одном нормативном документе. Данный факт свидетельствует о том, что важной задачей в данном направлении является разработка методик и профессиональных рекомендаций, которые бы способствовали внедрению в учетную практику сегментарной отчетности. В виду того, что официально утвержденные методики отсутствуют, в данной статье будут предложены методические рекомендации, которые можно использовать при составлении сегментарной отчетности организации.
Разработанная методика формирования сегментарной отчетности включает в себя три этапа - подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе определяется, формируется ли отчетность по сегментам впервые или имеется сопоставимая информация. Если сегментарная отчетность составляется впервые, то предлагается выявить лицо, ответственное за принятие основных управленческих решений; определить перечень операционных и отчетных сегментов; сформулировать положения учетной политики в части сегментарной информации; определить требуемый формат раскрытий. Если сегментарная отчетность формируется на предприятии не в первый раз, то подготовительный этап носит сокращенный характер и включает подтверждение актуальности перечня операционных и отчетных сегментов, в том числе проверку выполнения количественных критериев, и внесение изменений в учетную политику и формат сегментарных раскрытий, если есть необходимость. На основном этапе формирования сегментарной отчетности осуществляется сбор данных для подготовки отчетности на основе данных сегментарного учета. Дополнительно проводится формирование табличной сегментарной информации, состав которой определяется периодом отчетности: годовая или промежуточная. На заключительном этапе предлагается составить текстовое примечание к табличной сегментарной информации и проверить соответствие данных примечания по сегментам прочим примечаниям в отчетности и данным, содержащимся в годовом отчете организации. На
отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75% выручки организации. Если этот показатель ниже, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты.
При раскрытии информации по сегментам организация применяет общие требования к представлению информации в бухгалтерской отчетности организаций. Процесс формирования информации по сегментам состоит из двух этапов, это - выделение сегментов и определение отчетных сегментов, удовлетворяющих установленным ПБУ 12/2010 критериям. Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности (отчетные сегменты), устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры [2].
В зависимости от того, какая организационная и управленческая структура наблюдается в организации, а также от ее системы внутренней отчетности зависит то, какой может быть основа выделения сегментов:
— производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
— основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
— географические регионы, в которых осуществляется деятельность;
— структурные подразделения организации.
При выделении информации по сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:
— характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг;
— процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
— покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
— способы продажи продукции, товаров, работ, услуг;
— правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии (разрешения), режим налогообложения);
— другие характеристики [2].
Таким образом, при выделении сегментов необходимо точно определить сегментарную группу по значимости или важности и сопоставить ее с используемой в стране нормативной классификацией. Далее необходимо сформулировать критерии, которые легли в основу сегментирования, с учетом необходимых изменений, по разным отчетным периодам, и приложить эти критерии к сегментарной отчетности. Затем нужно определить обстоятельства, согласно которым не следует изменять принцип сегментирования в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, если такие обстоятельства существуют. Также важно использовать принцип стандартизации и постоянства форм сегментарной отчетности и определить статьи, не поддающиеся сегментированию.
По каждому отчетному сегменту необходимо отразить такие показатели, как:
— общая величина активов на отчетную дату;
— общая величина обязательств на отчетную дату;
— общая величина выручки, в том числе от продажи внешним покупателям и от операций по другим сегментам;
— величина расходов, приходящихся на отчетный сегмент;
— проценты к получению;
— проценты к уплате;
— величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
— иные существенные доходы и расходы;
— налог на прибыль организаций;
— финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период.
Между показателями "Проценты к получению" и "Проценты к уплате" возможен зачет, если проценты к получению составляют большую часть доходов отчетного сегмента, и полномочным лицам организации представляется показатель, исчисляемый как проценты к получению за вычетом процентов к уплате.
Решение о том, нужно ли раскрывать все перечисленные показатели в информации о сегментах, принимается на основании установленной организацией приоритетности сегментов, с учетом существенности рисков отдельных сегментов и степени их участия в формировании совокупных финансовых результатов. Информация по операционным сегментам может быть представлена в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1.
Отчетная информация по операционным сегментам деятельности __организации, тыс. руб.__
Показатель Виды отчетных сегментов Итого:
Общая величина активов
Общая величина обязательств
Выручка от продажи внешним покупателям
Выручка от операций по другим сегментам
Расходы, приходящиеся на
отчетный сегмент_______
Проценты к
получению_______
Проценты к
_уплате_______
Величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным
_активам_______
Прочие существенные
_доходы_______
Прочие существенные
_расходы_______
Налог на прибыль
организаций_______
Финансовый
результат (прибыль или убыток)
При выделении операционных сегментов необходимо, чтобы они существенно различались между собой: по назначению продукции, по процессу ее производства, по потребителям, по методам продаж, а также по системам управления деятельностью (обслуживающие банки, страховые компании, коммунальные предприятия и так далее).
Помимо качественных признаков, которые выделяются во внешней бухгалтерской отчетности, сегменты должны удовлетворять хотя бы одному из требований:
— выручка от продаж внешним покупателям должна составить не менее 10 % от общей суммы выручки всех сегментов;
— финансовый результат сегмента - не менее 10 % от суммарного финансового результата всех сегментов;
— активы сегмента - не менее 10 % от суммарных активов всех сегментов.
При определении доходов, расходов, активов, обязательств и прочих показателей сегмента при расчете используются только данные, относящиеся непосредственно к отчетному сегменту, или которые могут быть отнесены к нему с помощью обоснованного распределения. Активы, которые используются совместно в двух и более отчетных сегментах, распределяются между этими сегментами тогда, когда распределяются соответствующие доходы и расходы [3].
При формировании сегментарной информации по группе взаимосвязанных организаций или объединению юридических лиц (ассоциаций, союзу и так далее) в качестве отчетных показателей используются данные бухгалтерских балансов и отчета о финансовых результатах. В случае если информация по сегментам раскрывается в пределах одной организации, то в качестве показателей используются данные синтетического и аналитического учета по счетам активов, обязательств, доходов и расходов. Когда организация бухгалтерского учета на предприятии не позволяет определить суммы, относящиеся к данному сегменту, то бухгалтер может использовать свой метод распределения отчетных показателей организации по сегментам. В данном случае базой распределения может быть любой критерий. Выбранный метод распределения должен быть обоснован и надлежащим образом документально оформлен. В итоге его необходимо закрепить в учетной политике предприятия.
Сегментная отчетность должна представляться в полных комплектах публикуемой финансовой отчетности, которая включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. В данных пояснениях организация раскрывает общую информацию по отчетным сегментам, показатели отчетных сегментов, способы оценки показателей отчетных сегментов и сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах организации. Внутренняя отчетность по сегментам, является составной частью внутренней управленческой отчетности или представляет самостоятельный отчет и может представляться как отдельно, так и в комплексе с другими отчетами. Внешняя сегментарная отчетность является составляющей бухгалтерской финансовой отчетности организации.
В целом постановка сегментарного учета и отчетности позволяет совершенствовать документооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности, так и организации в целом. Но, несмотря на это, предприятия неохотно идут на представление сегментной информации. Ведь при составлении сегментарной отчетности возникает ряд трудностей и проблем. Это могут быть проблемы, связанные с определением границ сегментарной отчетности, и проблемы, связанные с количественными параметрами сегментарной отчетности, с распределением общих затрат и так далее. Прежде всего, рекомендуется ограничить количество сегментов, и придерживаться четко определенного количества показателей, чтобы не усложнялась система отчетности. Кроме того было бы полезным регулирование составления сегментарной отчетности посредством утверждения федеральных и отраслевых стандартов в этой области
бухгалтерского учета и отчетности и принятие единой формы предоставления внешней сегментарной отчетности [1].
Использованные источники:
1. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федер. закон №402-ФЗ: принят ГД ФС РФ 6.12.2011 г. // КонсультантПлюс, 2013
2. Российская Федерация. Приказы. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) [Электронный ресурс]: №143н: утв. Министерством Финансов Российской Федерации 8.11.2010г. // КонсультантПлюс, 2013
3. Российская Федерация. Приказы. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации (приложение №37 МСФО (ИКБ) 8 «Операционные сегменты») [Электронный ресурс]: №160н: утв. Министерством Финансов Российской Федерации 25.11.2011г. (в редакции изменений и дополнений от 18.07.2012 г. №106н) // КонсультантПлюс, 2013
Пасько А.В. магистр
Корень А.В., канд. экон. наук доцент кафедры Финансы и налоги
ВГУЭС
Владивостокский Государственный университет Экономики и Сервиса
Институт международного бизнеса и экономики
Россия, г.Владивосток «МАКРОПРУДЕНЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»
Макропруденциальная политика - комплекс превентивных мер, направленных на минимизацию риска системного финансового кризиса, т.е. риска возникновения ситуации, в которой значительная часть финансового сектора становится неплатежеспособной или неликвидной, в результате чего участники рынка не могут продолжать действовать без поддержки денежных властей или органа надзора. В Руководстве по оценке системной важности финансовых институтов, рынков и инструментов, выпущенном в 2009 году совместно МВФ, Банком международных расчетов и Советом по финансовой стабильности, системный риск определяется как «риск срыва предоставления финансовых услуг, который вызывается ухудшением состояния всей финансовой системы или ее части и имеет потенциальные серьезные отрицательные последствия для реальной экономики». В докладе международных организаций под финансовыми услугами понимаются услуги финансового посредничества, по управлению рисками, по проведению платежей, т.е. весь набор функций, выполняемых финансовой системой.