Научная статья на тему 'Сегментарная отчетность: порядок формирования и анализ показателей'

Сегментарная отчетность: порядок формирования и анализ показателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
942
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ / БИЗНЕС / ИНФОРМАЦИЯ / СЕГМЕНТАРНЫЙ УЧЕТ / ОТЧЕТНОСТЬ / АНАЛИЗ / ОПЕРАЦИОННЫЙ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камысовская С. В., Захарова Т. В.

В статье рассмотрена экономическая природа и сущность сегментарного учета и отчетности в рамках системного подхода к управлению субъектом хозяйствования. Раскрыто понятие «сегмента бизнеса» с точки зрения менеджмента, маркетинга и финансового учета и отчетности. Рассмотрена эволюция понятия «сегментарная отчетность» и выполнен сравнительный анализ стандартов 12/2000 и 12/2010 «Информация по сегментам», регулирующих ее составление на разных исторических этапах. Приведен пример практического применения отчетности по сегментам модельного предприятия для анализа основных сегментов бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сегментарная отчетность: порядок формирования и анализ показателей»

УДК 657.1

СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ*

С. В. КАМЫСОВСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: kamysovskaya@yandex. ru

Т. В. ЗАХАРОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: zaharova-tatiana@yandex. ru Ставропольский государственный университет

В статье рассмотрена экономическая природа и сущность сегментарного учета и отчетности в рамках системного подхода к управлению субъектом хозяйствования. Раскрыто понятие «сегмента бизнеса» с точки зрения менеджмента, маркетинга и финансового учета и отчетности. Рассмотрена эволюция понятия «сегментарная отчетность», и выполнен сравнительный анализ стандартов 12/2000 и 12/2010 «Информация по сегментам», регулирующих ее составление на разных исторических этапах. Приведен пример практического применения отчетности по сегментам модельного предприятия для анализа основных сегментов бизнеса.

Ключевые слова: сегмент, бизнес, информация, сегментарный учет, отчетность, анализ, операционный, географический.

В рамках реформирования отечественного бухгалтерского учета осуществляется сближение российских правил ведения учета с Международными стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МСФО).

* Статья публикуется по материалам журнала «Финансовая аналитика: проблемы и решения». 2012. № 5 (95).

Претерпел изменения порядок формирования и раскрытия информации по сегментам. Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 г. вступает в силу новый порядок раскрытия информации по сегментам на основании приказа Минфина России от 08.11.2010 № 143н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)».

Рассмотрим экономическую природу и сущность сегментарного учета и отчетности, а также существенные моменты, содержащиеся в новом ПБУ.

В современной экономической мысли термин «сегмент» и связанные с ним словосочетания находят применение как в финансовом учете и отчетности, так и в теории менеджмента и маркетинга.

В менеджменте понятие «сегмент» связывается с понятием диверсификации в деятельности компании. При этом менеджмент изучает не диверсификацию саму по себе, а возможность управления (маневра) совокупностью видов деятельности компании. Потребность в этом определяется тем, что различные виды деятель-

ности, которые компания осваивала постепенно, в процессе хозяйствования все более расходятся по разным траекториям, характеризующимся показателями перспектив дальнейшего роста, рентабельностью, различными угрозами экономического и неэкономического характера.

Отдельные виды деятельности компании могли осуществляться как на одном рынке, так и в условиях группы рынков с самыми разными условиями и перспективами развития. Вследствие этого возникла необходимость изучать окружение организации с точки зрения отдельных перспектив, рисков, возможностей, которые вытекают из состояния этого окружения.

Маркетинг рассматривает сегмент как часть потребительского рынка с похожими потребностями и мотивациями потребителей. Изучение сегментов с этой точки зрения осуществляется с целью увеличения объемов текущих продаж и определения маркетинговой политики в будущем.

В финансовом учете и отчетности понятие «сегмент» сопряжено с появлением внешней отчетности компании. Как и в менеджменте, диверсификация деятельности компаний, вложение средств в различные отрасли, расширение ассортимента продукции, производство и реализация продукции на различных рынках многих коммерческих компаний не позволяли инвесторам, кредиторам и прочим пользователям внешней финансовой отчетности проследить и оценить результаты деятельности фирмы по совокупным данным финансовой отчетности.

Для оценки рисков предпринимательской деятельности, будущих экономических выгод, а также перспектив развития диверсифицированных компаний пользователям финансовой отчетности помимо информации, содержащейся в формах финансовой отчетности (балансе, отчете о прибылях и убытках, отчетах о движении денежных средств и об изменениях капитала) необходимы дифференцированные данные, раскрывающие финансовые результаты деятельности по ее отдельным направлениям. Поэтому сегментарная отчетность была создана для того, чтобы получить информацию о видах деятельности коммерческого предприятия и экономической среде, в которой эта деятельность осуществляется.

Понятие «сегментарная отчетность» складывалось постепенно, отталкиваясь от таких

понятий, как «отчетность многоотраслевых компаний», «отчетность о диверсифицированной деятельности компаний», «отчетность транснациональных корпораций».

В 1976 г. разработан и принят Комиссией по разработке стандартов финансового учета США первый стандарт отчетности по сегментам деятельности («Финансовая отчетность для сегментов коммерческой организации»). Его появлению способствовал начавшийся в 1960-1970-х гг. в экономике крупнейших промышленно развитых стран процесс усиленного слияния и поглощения капиталов в отраслях, не связанных по своей природе.

В настоящее время в рамках проекта конвергенции МСФО и US GAAP разработан международный стандарт МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», опубликованный 30.11.2006. Этот международный стандарт финансовой отчетности применяется компаниями, которые имеют листинг, начиная с годовой финансовой отчетности за 2009 г.

В российской учетной практике отчетность по сегментам формируется с момента ввода в действие Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденного приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н. А начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 г., как отмечено выше, вступает в силу новое ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам».

Появление понятия «сегментарный учет» ряд исследователей связывает с появлением в практике зарубежных компаний понятия «управленческий учет». Однако сегментарный учет в зарубежной литературе отождествляется, как правило, с понятием «учет по центрам ответственности».

В современной экономической практике учет по центрам ответственности в основном рассматривается как система отражения, накопления, анализа и представления информации о затратах и результатах, которая дает возможность оценить, проконтролировать, определить результативность деятельности как структурных единиц, так и конкретных менеджеров компании. Российскими учеными и практиками отчетность по сегментам рассматривалась как часть внутренней отчетности организации, поэтому учет по сегментам деятельности определялся как система сбора, отражения и обобщения информации о деятельности структурных подразделений организации.

Система учета по сегментам деятельности, являясь важнейшей составляющей управленческого учета, функционирует параллельно с системой финансового учета. Таким образом, в отличие от внешней сегментарной отчетности сегментарный учет, напротив, исторически связан с внутренними процессами организации и обусловлен децентрализацией управления и появлением центров ответственности.

Сегментарная отчетность формируется на крупных предприятиях, занимающихся производством разнообразной продукции, оказывающих разные услуги, осуществляющих разные виды предпринимательской деятельности. При этом сами предприятия могут иметь различный технический уровень, разную рентабельность, перспективы дальнейшего развития. На результатах хозяйственной деятельности предприятий сказывается также то, что производство и продажа товаров могут совершаться в различных географических зонах, государствах, территориальных районах. Информация, связанная с данными особенностями деятельности предприятия, представляет интерес для пользователей внутренней и внешней финансовой отчетности.

к

Л

к

ч и Л К се

5! и н о К о

К

н

и р

н

0

1

о к н

и р

^

к к

Й т о

Л

К &

и н к

к

к

«

о

и

р н

К и

и ч

т Й

л

К

н

и р

«

3 т о о К се К

К ©

Внутренняя отчетность организации

Сегментарный учет

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

«

л

т 2 о учет

я

Налоговая отчетность

Рис. 1. Схема системного подхода к управлению субъектом хозяйствования

Системный подход к управлению субъектом хозяйствования позволяет выстроить интегрированную модель всех составляющих единой учетно-отчетной информационной системы, обеспечивающей всех заинтересованных пользователей информацией о деятельности организации, и определить место в этой системе сегментарного учета и отчетности (рис. 1).

В ПБУ 12/2010 закреплены следующие существенные моменты в порядке раскрытия информации по сегментам:

- определены критерии организаций, на которые возлагается обязанность представлять информацию по сегментам;

- закреплен управленческий подход к выделению сегментов;

- установлен порядок оценки показателей, раскрываемых по сегментам в соответствии с учетной политикой для целей управленческого учета;

- определена совокупность раскрываемых показателей по каждому отчетному сегменту, а также по отдельным покупателям;

- введена норма о представлении сравнительной информации с разъяснением причин

расхождений для сопоставления совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках компании.

Основным новшеством для российского учета и отчетности является существенное увеличение массива управленческой информации в составе пояснений к бухгалтерской отчетности. Эта информация зачастую может быть более полезна заинтересованным пользователям при принятии ими каких-либо решений относительно сотруд-

Внутренняя отчетность по сегментам

Внешняя отчетность по сегментам

Статистическая отчетность

Экологическая отчетность

Корпоративная социальная отчетность

ничества с компанией. Требования к раскрытию информации по сегментам ПБУ 12/2010 максимально приближены к требованиям МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».

Рассмотрим более подробно каждое из перечисленных выше положений.

1. К организациям, обязанным представлять информацию по сегментам, отнесены все коммерческие организации (кроме кредитных), которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Таким образом, ранее установленное требование об обязательности применения ПБУ 12/2000 только для организаций, формирующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, снято. Тем самым расширен перечень организаций, формирующих и представляющих информацию по сегментам в дополнение к установленным формам и видам отчетности в целом по организации.

Помимо сказанного другим национальным стандартом бухгалтерского учета ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и международным стандартом МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» требуется раскрывать информацию по отчетным сегментам для организации, которая предоставила отчетность (находится в процессе предоставления) в регистрирующий орган, осуществляющий госрегистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг. Отметим также, что ПБУ 12/2010 не приводит ограничения на виды выпускаемых ценных бумаг, условия и площадку их размещения.

2. Управленческий подход к выделению сегментов реализуется через определение целей и задач предоставления информации по сегментам через процесс формирования информации по сегментам, а также выделение ключевой роли уполномоченных лиц, которые используют информацию по сегментам деятельности в целях систематического анализа ее результатов и принятия последующих решений по распределению ресурсов между обособленными частями деятельности организации в целом.

Целью раскрытия информации по сегментам согласно ПБУ 12/2010 определено обеспечение заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить:

- специфику деятельности организации;

- ее хозяйственную структуру;

- распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

Процесс формирования информации по сегментам включает этапы:

- выделение сегментов;

- определение отчетных сегментов в соответствии с критериями, определенными ПБУ 12/2010.

Подходы к определению оснований выделения сегментов, заложенные в ПБУ 12/2010, не ограничивают организации какими-либо определенными критериями, позволяющими конкретно очертить те или иные области деятельности организации. Устанавливается лишь основной принцип выделения сегментов через выполнение совокупности следующих условий:

- обособленная деятельность способна приносить экономические выгоды и предполагает соответствующие расходы;

- результаты обособленной деятельности систематически анализируются лицами, полномочными принимать решения в распределении ресурсов внутри организации и оценивать эти результаты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по каждому виду обособленной деятельности могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.

Итак, для формирования сегментной отчетности бухгалтерской службе потребуется помощь высшего менеджмента организации для выделения сегментов и определения ключевых показателей, которые систематически анализируются уполномоченными лицами.

Предложенные в ПБУ 12/2010 примеры обоснованного выделения сегментов можно свести в следующую классификационную схему (рис. 2).

Однако основным критерием выделения сегментов выступает практическая значимость обособления информации о части деятельности для целей управления организацией.

В ПБУ 12/2010 по сравнению с ПБУ 12/2000 сохранились требования пороговых числовых значений выручки, финансового результата или активов при определении отчетных сегментов. Указано также, что количество отчетных сегментов не должно превышать 10 единиц, если только

8

Н

о

о

я

л

ч

н

И

о

н

в 8

<Ц 8

я Я

и ев

<ц со

о 8

§ 8 ев

в Л

<Ц О

3

И

§

В

ев

И

О

Я

о

О

Вид деятельности

Отрасль, продукция, особенности регламентации деятельности контролирующими органами

Географический регион

Территориальное размещение производства, концентрация активов, рынков сбыта

Структура организации

Организационно-функциональные особенности

Покупательский сегмент

Региональные, тендерные и прочие предпочтения

Организация бизнес-процессов

Производство, сбыт продукции, контроль за деятельностью со стороны менеджмента

Экономические факторы

Рентабельность, трудоемкость, фондоемкость, ресурсоемкость и пр.

Риски бизнеса

Специфические для сегмента риски экономического и неэкономического характера

Обособленность информации о деятельности организации, представляемой высшему менеджменту организации

Рис. 2. Схема выделения сегментов для формирования отчетности

ливают, как правило, методы и способы управленческого учета в соответствии с МСФО. В то же время учреждения вправе установить любые другие способы и методы управленческого учета, исходя из потребностей высшего менеджмента. Вследствие этого различия в оценке показателей, раскрываемых по отчетным сегментам, могут существенно отличаться от оценки показателей, представленных в общей бухгалтерской отчетности организации за один и тот же отчет-

организация не представит обоснование невозможности агрегирования их количества.

3. Порядок оценки показателей, раскрываемых по сегментам, в соответствии с учетной политикой для целей управленческого учета.

Каждый отчетный сегмент характеризуется набором показателей, подлежащих раскрытию, и установленных пп. 24-27 ПБУ 12/2010. Эти показатели отчетного сегмента должны приводиться в оценке, где они представляются полномочным лицам организации для принятия решений (по данным управленческого учета).

Если какие-либо из показателей относятся к двум и более отчетным сегментам, они подлежат обоснованному распределению. Способ распределения является элементом учетной политики организации и определяется в зависимости от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. В отношении основы распределения показателей между отчетными сегментами должен применяться принцип последовательности от одного отчетного периода к другому.

Следует заметить, что организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг устанав-

ный период. Из этого вытекает требование стандарта о раскрытии следующей информации об оценке показателей по каждому отчетному сегменту:

а) порядок учета операций между отчетными сегментами;

б) характер различий (если они неочевидны) между:

- показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения и суммарным показателем прибыли (убытка) отчетных сегментов;

- показателями активов и обязательств организации и суммарными показателями активов и обязательств отчетных сегментов;

в) изменения способов оценки показателей, используемых для определения финансового результата отчетного сегмента, по сравнению с предшествующими периодами и влияние таких изменений на финансовый результат этого сегмента в отчетном периоде;

г) описание различий в распределении данных между отчетными сегментами и их влияние на показатели этих сегментов в случаях, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны.

4. Совокупность раскрываемых показателей по отчетным сегментам.

Показатели отчетного сегмента могут быть разделены на обязательные и дополнительные. Обязательными показателями являются «Финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период» и «Общая величина активов на отчетную дату». Дополнительные показатели формируются при условии их систематического представления полномочным лицам организации. Такими показателями могут быть: «Выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации», «Подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами», «Проценты (дивиденды) к получению», «Проценты к уплате», «Величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам», «Иные существенные доходы и расходы», «Налог на прибыль организаций», «Общая величина обязательств на отчетную дату», «Величина внеоборотных активов».

5. Норма предоставления сравнительной информации с разъяснением причин расхождений для целей сопоставления совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках компании.

Организация определяет ряд расчетных суммарных показателей по отчетным сегментам, включая и показатели прочих сегментов, и сопоставляет полученные значения с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации. Эта информация также подлежит раскрытию в сегментарной отчетности по следующим существенным показателям:

а) суммарная величина выручки всех отчетных сегментов в сопоставлении с показателем выручки организации;

б) суммарная величина показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов в сопоставлении с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо с показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если организация распределяет на отчетные сегменты налог на прибыль организаций;

в) суммарная величина как активов отчетных сегментов в сопоставлении с величиной активов организации, так и суммарной величины обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств организации.

Помимо этого приводится суммарная величина каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении отчетных сегментов, в сопоставлении с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации.

По отчетным операционным сегментам раскрывается выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации по каждому виду продукции, товаров, работ, услуг или однородных групп продукции, товаров, работ, услуг.

По каждому географическому региону деятельности раскрывается информация о величине выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, в том числе отдельно от продаж в Российской Федерации и от продаж за рубежом, а также о стоимости внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, в том числе размещенных на территории Российской Федерации и за рубежом.

По покупателям и заказчикам, выручка от продаж которым составляет не менее 10 % общей выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, приводится как минимум следующая информация: наименование покупателя (заказчика); общая величина выручки от продаж такому покупателю (заказчику); наименование отчетного сегмента (отчетных сегментов), к которому относится данная выручка.

Стандартом особо оговаривается порядок формирования сравнительной информации при изменении в отчетном периоде структуры отчетных сегментов. В соответствии с этим порядком информация за периоды, предшествующие отчетному, должна быть пересчитана с ориентацией на новую структуру отчетных сегментов, кроме случаев, когда такие данные отсутствуют или пересчет противоречит требованию рациональности. При этом корректировке подлежат сведения по каждому показателю отчетного сегмента.

Случаи пересчета (или его невозможности) подлежат раскрытию в составе информации по отчетным сегментам. Если пересчет в соответствии с новой структурой отчетных сегментов не осуществлялся, то информация по сегментам за отчетный период должна быть представлена в соответствии с прежней и новой структурой сегментов.

Перейдем к анализу составляющих сегментарной отчетности. Финансовому аналитику

требуется как можно больше детализированной информации о различных сегментах бизнеса компании. Анализ, расчет, прогнозирование и оценка прибыли требуют, чтобы она была разбита на отдельные слагаемые, которые имеют сходные характеристики изменчивости, потенциала роста и риска. Прогнозирование прибыли требует формирования дополнительной информации о подразделениях, видах продукции (работ, услуг), ее формирующих.

Анализ сегментной отчетности может рассматриваться в качестве специального раздела анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности, имеющего определенную специфику, но от этого не являющегося менее значимым для экономистов-практиков, ведущих аналитическую работу как на предприятиях, так и на различных макроуровнях.

Анализ предполагает расчет по каждому отчетному сегменту (операционному, географическому) следующих показателей за отчетный и предшествующий периоды, а также их отклонения: доходы сегмента Дс; расходы сегмента Рс;

финансовый результат сегмента ФРс : Дс - Рс; активы сегмента А ; обязательства сегмента О ;

с

коэффициент концентрации заемного капитала КЗК : О / А ;

с с с

срок погашения обязательств ПОс : Ос / Дс х х Число дней в периоде; рентабельность реализованной продукции РРП : ФР / Р ;

с с с'

рентабельность продаж РПрс : ФРс / Дс; коэффициент оборачиваемости активов КОА : До / А ;

с ^ с с'

рентабельность активов РАс : ФРс / Ас; рентабельность обязательств РАс : ФРс / О

В процессе анализа дается оценка финансовой устойчивости (коэффициент концентрации заемного капитала), платежеспособности (срок погашения обязательств), эффективности текущей деятельности (рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж), интенсивности (коэффициент оборачиваемости активов) и эффективности (рентабельность активов и рентабельность обязательств) использования ресурсов предприятия по каждому операцион-

ному (хозяйственному, по виду деятельности) и географическому отчетному сегменту в отчетном периоде в сравнении в данными предыдущего периода. Кроме того, в ходе анализа изучается степень влияния изменений значений каждого из показателей, характеризующих деятельность операционных и географических сегментов, на отклонение значения этого показателя по предприятию в целом.

В качестве примера рассмотрим ОАО «МХК «ЕвроХим», осуществляющее производство удобрений, имеющее обширную логистическую и дистрибьюторскую сеть. Исходные данные для анализа представлены в табл. 1. Результаты расчетов показателей приведены в табл. 2, 3.

Коэффициент использования (оборачиваемости) активов оказывает непосредственное воздействие на уровень прибыльности собственного капитала консолидированной группы. Чем выше оба эти показателя и каждый из них в отдельности, тем более прибыльно вложение средств в него как в текущей, так и в долгосрочной перспективе.

Рентабельность активов является специальным аналитическим показателем - «возврат на активы», по международной терминологии -Return on Assets, ROA.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов находится в зависимости от отраслевых особенностей. В практике западных компаний этот коэффициент, как правило, находится в пределах от 8,6 до 25,3 раза.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует запас прочности, которым должен обладать сегмент в целях покрытия текущих платежей на случай сокращения его доходов в результате неблагоприятных изменений в рыночной конъюнктуре и прочих факторов внешней по отношению к сегменту среды. При прочих равных условиях чем выше коэффициент текущей ликвидности активов, тем охотнее кредиторы предоставляют компании взаймы свои средства и тем более благоприятные условия кредитования они принимают. В настоящее время относительно надежным считается уровень коэффициента текущей ликвидности активов в пределах 1,3-1,7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обратимся теперь к анализу информации, представленной вторичным форматом - географическими сегментами. Продажи товаров

m

*

Ь

<

X

>

■О

О Ь X сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

m ■о

г>

<

Л m

Таблица 1

Показатели деятельности предприятий, составляющих консолидированную группу «МХК «ЕвроХим»

Показатель По отчетности предприятий, составляющих консолидированную группу По консолидированной отчетности

«Невинномысский Aïot» «Фосфорит» «ВолгаКалий»

Предыдущий период Отчетный год Отклонение Предыдущий период Отчетный год Отклонение Предыдущий период Отчетный год Отклонение Предыдущий период Отчетный год Отклонение

Прибыль от продаж по сегментам,тыс. руб. 165 280 380 760 215 480 402 700 510 920 108 220 320 160 264 493 -55 667 970 600 1 261 200 290 600

Выручка от продаж сегмента,тыс. руб. 482 016 680 710 198 694 2 864 200 3 021 600 257 400 1 568 120 1 869 130 301 010 2 248 000 5 413 000 3 165 000

Стоимость активов,тыс. руб. 870 150 1 012 100 141 950 905 600 1 165 120 259 520 980 750 1 200 115 219 365 2 755 000 3 340 700 585 700

Оборотные активы, тыс. руб. 580 760 815 200 234 440 721 162 986 010 246 848 802 016 916 018 1 140 002 2 103 020 2 699 710 596 690

Текущие о бязательства, тыс. руб. 102 816 112 615 6 799 391 165 512 600 121 435 98 019 100 017 1 999 564 019 712 086 148 067

■о

Л

■а

0 ■о

1 S ■Ö О И

ш X

s

Л

о

H £

X

о п H

Таблица 2

Расчетные значения коэффициентов по операционным сегментам деятельности

По отчетности предприятий, составляющих консолидированную группу По консолидированной

«Невинномысский Aïot» «Фосфорит» «ВолгаКалий» отчетности

Показатель Предыдущий Отчетный год Отклонение Предыдущий Отчетный год Отклонение Предыдущий Отчетный год Отклонение Предыдущий Отчетный год Отклонение

период период период период

Рентабельность продаж, % 34,3 55,9 21,6 14,1 16,9 2,8 20,4 14,1 -6,3 43,1 23,2 -19,9

Коэффициент оборачиваемости 0,55 0,67 0,12 3,2 2,6 -0,6 1,6 1,5 -0,1 0,8 1,62 0,82

активов

Рентабельность активов 0,19 0,37 0,18 0,44 0,43 -0,01 0,32 0,22 -0,1 0,35 0,37 0,02

Коэффициент оборачиваемости 0,83 0,84 0,01 3,97 3,06 -0,91 1,95 2,04 0,09 1,06 2,00 0,94

оборотных активов

Коэффициент текущей ликвидности 5,64 7,23 1,59 1,84 1,92 0,08 8,18 9,15 0,97 3,72 3,79 0,07

Коэффициент концентрации заем- 0,17 0,13 -0,04 0,54 0,52 -0,02 0,12 0,11 -0,01 0,27 0,26 -0,01

ного капитала

M О VO

M

о

M

По консолидированной отчетности Отклонение 1 203 011 856 293 346 718 ,0 2, -1,0

Отчетный год 6 656 800 (5 136 088) 1 520 712 30,0 78,0

Предыдущий период 5 453 789 (4 279 795) 1 173 994 28,0 79,0

По отчетности предприятий, составляющих консолидированную группу Ленинградская область Фосфорные удобрения Отклонение 1 078 300 534 139 544 161 16,4 -12,7

Отчетный год 3 835 100 (3 145 288) 689 812 21,9 82,0

Предыдущий период 2 756 800 (2 611 149) 145 651 ,5 5, 94,7

Волгоградская область Калийные удобрения Отклонение -203 979 -130 187 -73 792 00 - 2,

Отчетный год 714 000 (540 800) 173 200 32,0 75,7

Предыдущий период 917 979 (670 987) 246 992 36,8 73,1

Ставропольский край Азотные удобрения Отклонение 328 790 452 341 -123 651 -32,9 12,7

Отчетный год 2 107 700 (1 450 000) 657 700 45,4 ,8 8, 6

Предыдущий период 1 779 010 (997 659) 781 351 78,3 56,1

Показатель Выручка от продаж сегмента, тыс. руб. Расходы сегмента, тыс. руб. Прибыль от продаж сегмента, тыс. руб. Рентабельность сегмента, % Расходы на 1 руб. выручки от продаж, коп.

«МХК «ЕвроХим» осуществляются в трех регионах России: Северо-Кавказском, Северо-Западном и Южном федеральных округах. В табл. 3 раскрыта информация о доходах, расходах, финансовых результатах и динамике этих показателей за последние два года по выделенным географическим сегментам. Часть выручки (как и в случае представления информации по операционным сегментам) осталась нераспределенной: она увязана с деятельностью акционерного общества в целом.

По итогам расчетов дела -ются выводы о степени влияния (решающее, значительное, незначительное, полное отсутствие) изменений показателей по каждому операционному и географическому сегменту на отклонение итоговых показателей, о перспективности или бесперспективности того или иного операционного или географического сегмента с точки зрения его влияния на эффективность текущей деятельности предприятия в целом, а также разрабатываются предложения, направленные на оптимизацию состава и объемных показателей операционных и географических сегментов с целью достижения наивысшей эффективности текущей деятельности предприятия.

Список литературы

1. Вахрушина М. А. Новые ориентиры формирования корпоративной отчетности // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2009. № 6 (34).

2. Вахрушина М. А. Содержание анализа сегментной отчетности и его информационное значение // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 7.

3. Ермакова Н. А. Особенности сегментарного учета и отчетности в отечественной и международной практике // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 8.

4. Международный стандарт финансовой отчетности IFRS 8 «Операционные сегменты». URL: http://allmsfo. ru/msfo-ifrs-8.html.

5. Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)».

6. Соколов А. А. Особенности организации учета затрат и калькулирования себестоимости про-

дукции операционных сегментов предприятия // Аудитор. 2005. № 8.

7. Соколов А. А. Происхождение и сущность понятийного аппарата сегментарного учета и отчетности // Аудитор. 2003. № 9.

8. Трофимова Л. Б. Особенности построения сегментной отчетности в соответствии с международным стандартом ШЯБ 8 «Операционные сегменты» // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 12.

9. Фрезоргер Н. С. Порядок раскрытия информации по сегментам (ПБУ 12/2010): что изменилось за 11 лет // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2011. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.