Научная статья на тему 'Предметно-целевой аспект сегментарной отчетности в России'

Предметно-целевой аспект сегментарной отчетности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / СЕГМЕНТЫ БИЗНЕСА / РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ В ОТЧЕТНОСТИ / SEGMENTAL STATEMENTS / MANAGEMENT ACCOUNTS / BUSINESS SEGMENTS / INFORMATION DISCLOSURE IN THE FINANCIAL STATEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова С. Б., Пахомов А. С.

Цель Сравнительная характеристика ПБУ 12/2000 и ПБУ 12/2010 и анализ изменений, внесенных ПБУ 12/2010 на составление и представление сегментарной отчетности в России. Метод или методология проведения работы В процессе написания статьи применялись методы системного анализа, группировки, сравнения, а также факторный анализ. Результаты Определено понятие сегментарного учета и отчетности и выявлено его место в системе управленческого учета. Дана характеристика сегментов и выделены стратегические, оперативные и тактические. Дана сравнительная характеристика структуры сегментов, выделенных в ПБУ 12/2000 и ПБУ 12/2010. Представлена развернутая сравнительная характеристика ПБУ 12/2000 и 12/2010 и выявлена тенденция сближения ПБУ 12/2010 и IFRS 8 «Операционные сегменты». Проанализирован процесс формирования информации по сегментам и выделены его этапы. Область применения результатов Результаты, полученные в ходе исследования могут быть использованы бухгалтерами и аналитиками при составлении и анализе сегментарной отчетности, а также в учебном процессе при изучении бухгалтерского учета и комплексного экономического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMAIN-ORIENTED ASPECT OF SEGMENTAL STATEMENTS IN RUSSIA

Purpose Comparative description of RAS 12/ 2000 and RAS 12/ 2010; analysis of the changes connected with segmental statements preparation and reporting in Russia made to RAS 12/2010. Methodology Methods of systems analysis, grouping, comparisons and factor analysis were used while article creation. Results We gave a definition to segmental accounting and statements, and found its place in the system of management accounts. We also defined the segments description and divided them into strategic, operational and tactical. Comparative description of the segments structure is given in RAS 12/2000 and RAS 12/2010. We presented detailed comparative analysis of RAS 12/2000 and RAS 12/2010 and identified the tendency towards RAS 12/2010 and IFRS 8 "Operating Segments" convergence. We analyzed the formation of segmental information and divided this process into stages. Practical implications The results obtained in the course of study can be used by accountants and analysts while segmental statements preparation and analysis. It also can be used while accounting and complex economic analysis study.

Текст научной работы на тему «Предметно-целевой аспект сегментарной отчетности в России»

УДК 336.7

ПРЕДМЕТНО-ЦЕЛЕВОЙ АСПЕКТ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В РОССИИ

Ефимова С.Б., Пахомов А. С.

Цель

Сравнительная характеристика ПБУ 12/2000 и ПБУ 12/2010 и анализ изменений, внесенных ПБУ 12/2010 на составление и представление сегментарной отчетности в России.

Метод или методология проведения работы

В процессе написания статьи применялись методы системного анализа, группировки, сравнения, а также факторный анализ.

Результаты

Определено понятие сегментарного учета и отчетности и выявлено его место в системе управленческого учета. Дана характеристика сегментов и выделены стратегические, оперативные и тактические. Дана сравнительная характеристика структуры сегментов, выделенных в ПБУ 12/2000 и ПБУ 12/2010. Представлена развернутая сравнительная характеристика ПБУ 12/2000 и 12/2010 и выявлена тенденция сближения ПБУ 12/2010 и IFRS 8 «Операционные сегменты». Проанализирован процесс формирования информации по сегментам и выделены его этапы.

Область применения результатов

Результаты, полученные в ходе исследования могут быть использованы бухгалтерами и аналитиками при составлении и анализе сегментарной отчетности, а также в учебном процессе при изучении бухгалтерского учета и комплексного экономического анализа.

Ключевые слова: сегментарная отчетность, управленческий учет,

сегменты бизнеса, раскрытие информации в отчетности.

DOMAIN-ORIENTED ASPECT OF SEGMENTAL STATEMENTS IN RUSSIA

Efimova S.B., Pakhomov A. S.

Purpose

Comparative description of RAS 12/ 2000 and RAS 12/ 2010; analysis of the changes connected with segmental statements preparation and reporting in Russia made to RAS 12/2010.

Methodology

Methods of systems analysis, grouping, comparisons and factor analysis were used while article creation.

Results

We gave a definition to segmental accounting and statements, and found its place in the system of management accounts. We also defined the segments description and divided them into strategic, operational and tactical. Comparative description of the segments structure is given in RAS 12/2000 and RAS 12/2010. We presented detailed comparative analysis of RAS 12/2000 and RAS 12/2010 and identified the tendency towards RAS 12/2010 and IFRS 8 "Operating Segments" convergence. We analyzed the formation of segmental information and divided this process into stages.

Practical implications

The results obtained in the course of study can be used by accountants and analysts while segmental statements preparation and analysis. It also can be used while accounting and complex economic analysis study.

Keywords: segmental statements, management accounts, business segments, information disclosure in the financial statements.

В России, как и за рубежом, все больший интерес для пользователей бухгалтерской отчетности приобретают данные сегментарной отчетности. Необходимость ведения и представления такой отчетности обусловлена процессами интеграции производства и капитала. В международной практике сегментарная отчетность рассматривается как часть финансовой отчетности, раскрывающая информацию о различных направлениях и регионах

деятельности коммерческой организации. Сегментарную отчетность

необходимо рассматривать в двух аспектах: в широком, как внешнюю

сегментарную отчетность, и в узком, как внутреннюю сегментарную

отчетность.

Понятие сегментарной отчетности в теории бухгалтерского учета было изначально связано с представлением организацией внешней отчетности о различных направлениях, видах и рынках ее деятельности. Природа и истоки понятия сегментарного учета связаны с появлением в практике зарубежных компаний понятия «управленческий учет». Можно сказать, что термин «сегментарный учет» в зарубежной литературе идентичен термину «учет по центрам ответственности», который трактуют как бухгалтерскую систему, обеспечивающую отражение, накопление, анализ и представление информации о затратах и результатах и позволяющую оценивать и контролировать результаты деятельности структурных единиц менеджеров. При таком подходе понятие «сегментарного учета» является только синонимом понятия «учет по центрам ответственности». В качестве сегментов можно рассматривать не только центры ответственности, но и виды товаров, виды деятельности, рынки сбыта товаров, регионы, в которых размешены активы предприятия, и т. п.

Место сегментарного учета и отчетности в системе бухгалтерского учета и отчетности можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке №1

Сегментарный учет - это подсистема управленческого учета, обеспечивающая процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представления различных видов информации о сегментах деятельности организации для внутренних пользователей, на основе которой формируется внутренняя и внешняя сегментарная отчетность и осуществляется управление организацией и ее отдельными сегментами. Сегментарный учет, являясь подсистемой управленческого учета, обеспечивает создание внутренней сегментарной отчетности, которая может представляться как отдельно, так и в комплексе с другими отчетами. В то же время взаимодействие сегментарного и финансового учета обеспечивает формирование и представление внешней сегментарной отчетности, которая является частью финансовой отчетности организации.

Рис. 1. Место сегментарного учета и отчетности в системе бухгалтерского учета и отчетности.

Сегменты деятельности (сегменты бизнеса) - виды деятельности (продукции, работ, услуг) организации, центры ответственности или части внешней среды предприятия (регион, рынок сбыта, тип клиента), выделенные для целей сегментарного учета и представления внутренней сегментарной отчетности [5, С. 12].

Внутренняя сегментарная отчетность - это часть внутренней (управленческой) отчетности или самостоятельный отчет о сегментах деятельности организации с целью обеспечения внутренних пользователей необходимой информацией о сегментах бизнеса для принятия оптимальных управленческих решений [5, С. 13].

Внутренняя отчетность по сегментам, является составной частью внутренней управленческой отчетности или представляет самостоятельный отчет. Она представляет собой совокупность упорядоченных показателей и другой информации, характеризующих условия и результаты деятельности сегментов за определенный промежуток времени. Она предназначена для внутренних пользователей с целью обеспечения их информацией о сегментах деятельности, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений в отношении сегментов и предприятия в целом, планирования, контроля, регулирования и оценки [4].

Внешняя сегментарная отчетность (отчетность по сегментам, информация по сегментам) - это часть внешней (финансовой) отчетности организации, составляемая по отчетным сегментам (направлениям) деятельности и раскрывающая о них финансовую информацию с целью обеспечения заинтересованных пользователей отчетности необходимыми данными для принятия оптимальных управленческих решений в отношении рассматриваемой организации, а также для осуществления прогнозного анализа ее будущих результатов, изменений активов и обязательств [5, С. 13].

Внешняя отчетность по сегментам представляет собой составляющую бухгалтерской финансовой отчетности организации. Данная отчетность

составляется с целью обеспечения внешних пользователей необходимой информацией для оценки финансово- хозяйственной деятельности организации, перспектив ее развития, подверженности рискам и получению прибыли, а также принятия оптимальных решений в отношении рассматриваемой организации [4].

Сегменты деятельности (сегменты бизнеса) - виды деятельности (продукции, работ, услуг) организации, структурные подразделения, центры ответственности или части внешней среды (регион, рынок сбыта, группа потребителей), выделенные для целей сегментарного учета [3, С. 276]. Кроме этого, можно выделить стратегические и тактические (оперативные) сегменты организации. Стратегические сегменты - виды деятельности (продукции, работ, услуг) организации, структурные подразделения, центры ответственности или части внешней среды (регион, рынок сбыта, группа потребителей), информация о которых формируется в системе сегментарного учета и отчетности и предоставляется руководству преимущественно для принятия стратегических управленческих решений в отношении деятельности сегментов и их последующего развития. Тактические сегменты - это виды деятельности (продукции, работ, услуг) организации структурные подразделения, центры ответственности или части внешней среды (регион, рынок сбыта, группа потребителей), информация о которых предоставляется руководству преимущественно для принятия тактических (оперативных) управленческих решений в отношении текущей деятельности сегментов [3, С. 277].

Сегментирование с учетных позиций представляет собой совокупность внутренних и внешних учетно-аналитических позиций, в разрезе которых устанавливается система оценочных показателей и определяются прибыль и собственность (чистые активы) в условиях ценового, валютного и кредитного рисков. При этом под сегментированием понимают разные сферы деятельности фирмы - как внешние, так и внутренние, но чаще всего сегментирование связано с рыночными отношениями.

Существуют разнообразные способы выделения сегментов. Критериями могут служить: организационно-правовая форма организации, организационная структура, вид продукции, работ или услуг, географические регионы и др. При помощи этих критериев можно выделить внутренние, внешние, инновационные, стратегические и смешанные сегменты. Инновационные сегменты позволяют обеспечить раздельный учет затрат и их сопоставление с результатами и источниками: по затратам на научные разработки и

исследования, затратам на технологические инновации, текущим затратам, капитальным затратам [2]

Организация может самостоятельно закрепить в учетной политике перечень сегментов, по которым организуется бухгалтерский учет, за исключением отчетных сегментов, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

> выручка сегмента от продаж покупателям составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов;

^ финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 процентов от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток;

> активы сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.

Формирование отчетности по сегментам деятельности организации требует осмысления в первую очередь доходов и расходов сегмента, а также активов и обязательств. Начисляемые по этим статьям суммы должны непосредственно относиться к данному сегменту, а также распределяться на контролируемые сегменты с использованием приемлемой базы распределения.

Способы распределения активов, обязательств, доходов и расходов между сегментами зависят от таких факторов, как природа этих статей, деятельность,

осуществляемая сегментом, и относительная автономность данного сегмента. Не представляется возможным определить единый базис распределения по всем сегментам, который должен быть принят всеми предприятиями. Также нельзя определить единый базис распределения активов, обязательств, доходов и расходов, относящихся к двум и более сегментам. Вместе с тем определения сегментных доходов, расходов, активов и обязательств взаимосвязаны, и это нужно учитывать.

Таким образом, сегментарная отчетность позволяет получать дополнительную информацию для принятия управленческих решений, как по всей организации, так и в разрезе различных сегментов деятельности. Кроме того, использование сегментарной отчетности в системе управления значительно расширяет возможности организации в решении задач тактического и стратегического планирования в условиях рыночной экономики. Поэтому наличие информации по сегментам позволяет руководителям компаний строить тактику, позволяющую функционировать в современных условиях.

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 г. вступил в силу новый порядок раскрытия информации по сегментам на основании приказа Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 143н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Информация по сегментам” (ПБУ 12/2010)». Соответственно с этого момента утратил силу ПБУ 12/2000 .

Информацию по сегментам должна раскрываться в организации, которая применяет ПБУ 12/2010, не только в годовой бухгалтерской, но и в промежуточной отчетности, формируемой в течение года.

Сравнительная характеристика ПБУ 12/2000 и 12/2010 приведена в табл. 1

ПБУ 12/2000 ПБУ 12/2010 Комментарий

1 2 3 4

Организации, составляющие отчетность по сегментам Коммерческие компании (кроме кредитных организаций) при составлении ими сводной бухгалтерской отчетности при наличии у них дочерних и зависимых обществ, а также если на них учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности. Коммерческие организации (за исключением кредитных) -эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. Обязанность составлять отчетность по сегментам стала зависеть не от наличия дочерних компаний, т.е. масштабов и структуры бизнеса, а от внутреннего решения организации о выпуске своих акций или облигаций для обращения на открытом рынке, и других заинтересованных пользователей

Подход к выделению сегментов Можно одновременно выделять операционные и географические сегменты. Отчетная информация по сегментам не подразделяется на первичную и вторичную. В зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также ее системы внутренней отчетности основа для выделения сегментов может быть различна. Основой для выделения является схожесть экономических условий, а так же структура управления и процесс принятия управленческих решений в организации. Подход более ориентирован на внутренний управленческий учет, чем на формальные отличительные признаки.

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4

Цели и задачи Обеспечивает Обеспечивает Цели и задачи стали более

заинтересованных заинтересованных конкретными.

пользователей информацией,

информацией, позволяющей оценить

позволяющей лучше отраслевую

оценивать специфику

деятельность деятельности

организации, организации, ее

перспективы хозяйственную

развития, структуру,

подверженность распределение

рискам и финансовых

получению прибыли показателей по отдельным направлениям деятельности.

Особенности По операционным и По отчетным В связи с исключением

формирования географическим сегментам требований о детализации

и сегментам бухгалтерской информации

представления по географическим и

информации операционным сегментам упрощен и унифицирован подход к выделению сегментов

В состав пояснений к бухгалтерской отчетности привнесен значительный массив управленческой информации, которая будет полезна пользователям при принятии каких-либо решений относительно сотрудничества с отчитывающейся организацией. Требования к раскрытию информации по сегментам ПБУ 12/2010 максимально приближены к требованиям МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».

В пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам, в соответствии с ПБУ 12/2010, обязаны раскрывать эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, в отличие от прежней редакции (ПБУ 12/2000). В

ПБУ 12/2000 это требовалось от организаций, формирующих сводную бухгалтерскую отчетность, т.е. отчетность, составляемую материнской компанией по группе компаний (ее дочерних и зависимых обществ).

Ограничений на виды размещаемых ценных бумаг и на площадку их размещения ПБУ 12/2010 не устанавливает.

Процесс формирования информации по сегментам состоит из двух этапов:

^ выделение сегментов;

^ определение отчетных сегментов, удовлетворяющих установленным ПБУ 12/2010 критериям.

В ПБУ 12/2011 есть возможность объединения отчетных сегментов без дополнительных условий, если количество сегментов более десяти.

В специальный раздел выделены нормы, регулирующие порядок оценки показателей отчетных сегментов

За основу выделения сегментов (частей деятельности организации) ,согласно новой редакции ПБУ 12/2010, берется структура управления и принятия решений в организации, а также система внутренней отчетности.

Так в отдельный сегмент можно выделить информацию о части деятельности организации, результаты которой систематически анализируются полномочными лицами (лица, принимающие решения о распределении ресурсов внутри организации и оценивающие результаты этой части деятельности). Только та часть деятельности становиться предметом анализа, которая приносит доход , по которой организация несет расходы, и финансовые показатели по которой в управленческой отчетности формируются отдельно от других частей деятельности организации.

ПБУ 12/2000 предполагало наличие только двух видов сегментов -операционных и географических, в отличие от ПБУ 12/2010 , где основой для выделения является схожесть экономических условий, а так же структура управления и процесс принятия управленческих решений в организации.

В ПБУ 12/2010 сохранились требования пороговых числовых значений выручки, финансового результата или активов при определении отчетных сегментов. При этом количество отчетных сегментов не должно превышать 10 единиц, если только организация не представит обоснование невозможности агрегирования их количества.

Принятие нового ПБУ было обусловлено глобальной целью привести российские стандарты по бухгалтерскому учету в соответствие с МСФО. Прототипом ПБУ 12/2010 является новый стандарт IFRS 8 «Операционные сегменты». По крайней мере правоприменители нового ПБУ определены аналогично тому, как это сделано в IFRS 8. Однако стремление сделать текст нового ПБУ максимально современным и соответствующим идеям МСФО в ряде случаев лишило этот текст необходимых характеристик содержания именно нормативного документа, в частности, соответствия действующему российскому законодательству.

Список литературы

1. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утверждено приказом Минфина РФ от 08.11.2010г. № 143н

2. Бочкарева О.А. Анализ эффективности инновационного сегмента деятельности предприятий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. N 1. С. 103-105

3. Бухгалтерское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Под ред. Л.Т. Гиляровской. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 423 с.

4. Ибрагимова Д.А. Развитие учета и отчетности по сегментам // Бухгалтерский учет, 2007. №7. с.77-79

5. Соколов А. А. , Учет по сегментам деятельности коммерческой организации: формирование и анализ. М.: Изд. «финансы и статистика», 2004. 288 с.

References

1. PBU 12/2010 «Informatsiya po segmentam», utverzhdeno prikazom Minfina RF ot 08.11.2010g. № 143n [RAS 12/2010 Information about, segment is approved by the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 08.11.2010г. No. 143n].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bochkareva O. A. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta, no. 1 (2001): 103-105.

3. Gilyarovskaya L.T. Bukhgalterskoe delo: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti 080109 «Bukhgalterskiy uchet, analiz i audit» [Accountancy: the textbook for students of the higher education institutions which are training in the specialty 080109 «Accounting, the analysis and audit»]. Moscow, 2009. p. 423.

4. Ibragimova D. A. Bukhgalterskiy uchet, no.7 (2007): 77-79.

5. Sokolov A. A. «Finansy i statistika» [Finance and statistics]. Moscow, 2004. p. 288.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Ефимова Светлана Борисовна, доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой анализа хозяйственной деятельности и аудита

Саратовский государственный социально-экономический университет

ул. Радищева, 89, г. Саратов, 410003, Россия

e-mail: [email protected]

Пахомов Антон Сергеевич, аспирант

Саратовский государственный социально-экономический университет ул. Радищева, 89, г. Саратов, 410003, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS

Efimova Svetlana Borisovna, doctor of economic sciences, professor, Department Chair of economic analysis and audit

Saratov State Socio Economic University

89, Radishchev st., Saratov, 410003, Russia

e-mail: [email protected]

Pakhomov Anton Sergeevich, Postgraduate Student

Saratov State Socio-Economic University 89, Radishchev st., Saratov, 410003, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент:

Каменова Е.А., профессор кафедры «Финансовый менеджмент» ФГОБУ ВПО «Финансовый менеджмент» при правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.