Научная статья на тему 'СЕДЫХ Андрей (1902-1994). “Старый Париж”'

СЕДЫХ Андрей (1902-1994). “Старый Париж” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕДЫХ Андрей (1902-1994). “Старый Париж”»

признанных тогдашних ценителей искусства не сомневался в исключительном даре пришельца, — ни Брюсов, ни Сологуб, написавший к первой книге Северянина предисловие, ни Гумилев, с какой-то скрыто-восторженной враждебностью за ним следивший, ни даже Блок. Все верили, что Северянину надо "перебродить", все надеялись, что рано или поздно это произойдет, тогда талант поэта засияет чистым и прекрасным блеском. Но этого не произошло. Надеяться и ждать теперь уже слишком поздно. "Громокипящий кубок" так и остался лучшей северянинской книгой, обещанием без свершения" (ПН. 1934. 29 марта).

С.А.Коваленко

СЕДЫХ Андрей (1902-1994)

"Старый Париж" (Париж: Я.Поволоцкий, 1925). В книге, вышедшей под настоящей фамилией А.Седых — Я.Цвибак, 19 глав, посвященных кварталам и зданиям Парижа. Каждая топографическая точка в Париже вызывает строй писательских ассоциаций, из которых складывается книга. Составившие ее очерки прежде публиковались в газете "Последние новости". "О каждом старом доме Парижа можно написать целую книгу, и Я.Цвибаку приходилось в груде рассказов и анекдотов, то трагических, то забавных, выбирать наиболее характерное. Он делает это умело, рассказывает живо, и книгу прочтет с интересом и тот, кто не видел Парижа, но лелеет мечту — а кто ее не лелеет — его увидеть". (Книжник // Сегодня. 1925. 11 дек.). Рецензент Е.Шевченко (лит. приложение к газете "За свободу!"

29 ноября 1925) выделяет главу, посвященную кровавым страницам Французской революции: "Старая, хорошо изученная картина! И в звучности именно запечатленных в ней фигур и названий аксессуаров, и в мрачных офортных тонах далекой истории картина эта соблазняет своей художественностью". П.Степанова оспаривала ценность книги, составленной из очерков, прежде печатавшихся в "Последних новостях": "Всякий интересующийся Парижем схватится за этот томик и с большим разочарованием отложит его — Старого Парижа он в нем не найдет. И вряд ли те отрывки из уголовной хроники, которые автор, очевидно, считает характерными, дадут хоть малейшее представление и о том, из чего вырос этот чудеснейший город мира, и о его жизни в старину... Нить обрывается на каждом шагу: автор с легкостью перескакивает с

никому не известных людей и связанных с ними, очевидно, в уголовной хронике, нумерами домов к крупным историческим именам и их домам" (Голос минувшего на чужой стороне. 1926. № 3. С. 310). Л. замечал: "Элемент описания совершенно отсутствует в книге... Разочаруется и тот, кто будет искать в "Старом Париже" новых и оригинальных мыслей или нового исследования о старом Париже — этот компилятивный труд и не претендует ни на какое изучение и оригинальность и, конечно, нельзя автору ставить требований об исполнении таких задач, каких он сам себе не ставил" (Благонамеренный. 1926. № 1. С. 165). Говоря о фельетонной легкости повествования, рецензент уточнял: "Такой фельетонизм несколько раздражает, но о нем охотно забываешь, когда читаешь такие главы, как, например, "Петр Великий в Париже", в которых за бойким пером фельетониста слышишь подлинное дыхание истории" (с. 166). Рецензент В.И. утверждал: "Однако и в этом виде ее надо настойчиво рекомендовать русскому вообще и находящемуся в Париже в особенности читателю. Нет никакого сомнения, что во многих случаях книга его заразит святым любопытством к великим тайнам и к великим достижениям города-светоча. Нет никакого сомнения, что десятки явлений, мимо которых мы часто проходим, совершенно их не замечая, попирая под своими ногами многозначительные наслоения истории и культуры — вызовут к себе внимание после прочтения книги Як.Цвибака" (ПН. 1925. 22 окт.). Книга иллюстрирована гравюрам Бориса Гроссера.

Б.А.Ланин

"Монмартр" (Париж: Я.Поволоцкий, 1927). Автор, выступающий еще под своей настоящей фамилией Я.Цвибак, относится к этой книге — продолжению книги "Старый Париж" — как к зарисовкам собственных впечатлений и переживаний. Он писал в предисловии: "Эта книга не претендует ни на новые открытия, ни на историческую правду или полноту: другие гораздо раньше и гораздо лучше меня изучили Париж и написали о нем бесчисленное количество книг, некоторыми из которых я воспользовался. Это простые заметки фланера, любящего старые улицы и их историю" (Седых А. Старый Париж. Монмартр. Нью-Йорк, 1985. 2-е изд. С. 210). Однако рецензенты оценивали эту книгу высоко. "Монмартр" — более чем "простые заметки фланера", — пишет М.Бенедиктов. — Цвибак любит. этот старый, "уходящий" Париж, или в данном случае Монмартр. И этот старый Париж или старый Монмартр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.