Научная статья на тему 'СДВИГИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ИЗМЕНЕНИЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С АКСЕЛЕРАЦИЕЙ'

СДВИГИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ИЗМЕНЕНИЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С АКСЕЛЕРАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — К.П. Дорожнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHIFTS IN PHYSICAL DEVELOPMENT AND CHANGES OF FRAME IN PRESCHOOL AGE CHILDREN IN CONNECTION WITH ACCELERATION

An analysis of shifts that occurred in physical development of preschool age children in Gorkii from 1958 to 1969 showed the rate of a rise in certain indices to have changed and a disproportion in the processes of growth and development to take place in direction of asthenization. The growth rate in children aged 0 to 7 years revealed an acceleration of growth from the 1st to the 3rd year and a delay of growth from the 4th to the 7th year. These peculiar features should, apparently, be considered in connection with the children’s living conditions.

Текст научной работы на тему «СДВИГИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ИЗМЕНЕНИЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С АКСЕЛЕРАЦИЕЙ»

УДК 612.65-063:572.5121-053.4

Канд. мед. наук К■ П. Дорожнова

СДВИГИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ИЗМЕНЕНИЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С АКСЕЛЕРАЦИЕЙ

Горьковский медицинский институт

Многочисленными научными исследованиями выявлено и продолжает выявляться ускорение роста и развития детей и подростков на всех этапах его, начиная с внутриутробного периода и до завершения морфологического и функционального созревания человека. Вместе с тем отмечено повышение уровня физического развития и показателей многих функциональных систем. Подобные проявления акселерации и другие феномены секулярного тренда (более позднее наступление климакса, повышение продолжительности жизни) привлекают внимание исследователей, которые стремятся выяснить биологическую, функциональную и социальную значимость этих изменений для человека (С. М. Громбах). В частности, на повестку дня поставлен вопрос о возможности изменения типа телосложения человека в связи с акселерацией {К. П. Дорожнова; Л. А. Тарасов и соавт.; Э. К. Андрю-лис и соавт.).

Как известно, структурно-механические свойства организма или санитарная конституция по В. В. Бунаку вместе с функциональными возможностями организма характеризуют конституциональный тип человека (В. В. Бу-нак; П. Н. Башкиров). Определенному конституциональному типу свойственны морфологические, функциональные и обменные особенности организма, сложившиеся под влиянием его наследственной природы и условий внешней среды, реализующих возможности проявления наследственной информации. Таким образом, изменение типа телосложения не может рассматриваться лишь как изменение внешнего облика человека. С типологическими особенностями связана реактивность и функциональная дееспособность организма. Вот почему этот вопрос в настоящее время приобретает большую актуальность.

Мнение о возможном изменении телосложения детей было высказано при изучении динамики физического развития школьников Мурманска (Л. А. Тарасов и соавт.). При этом установлены отчетливо выраженные положительные сдвиги роста и незначительные сдвиги веса и особенности окружности груди, что, по словам авторов, не свидетельствует об укреплении физического развития. Еще ранее (К. П. Дорожнова) были выявлены неблагоприятные сдвиги при групповой оценке пропорциональности телосложения младших школьников с 1959 по 1969 г. При этом обнаружена тенденция к изменению соотношения основных признаков физического развития.

В то же время появились работы, авторы которых отрицают появление каких-либо изменений типа телосложения (Э. К. Андрюлис и соавт.; Г. П. Сальникова). Таким образом, этот вопрос принимает дискутабельный характер и нуждается в дальнейшем изучении.

Мы проанализировали материалы исследований физического развития дошкольников г. Горького с интервалом 10 лет. Проведение исследований одним и тем же автором по единой общепринятой методике и значительное количество детей, обследованных в одних и тех же детских садах (в 1958 г. — 1033, в 1969 г. — 899), повышают достоверность полученных данных.

Данные, характеризующие физическое развитие дошкольников г. Горького за указанный период, представлены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, сдвиги в показателях роста у мальчиков колеблются в пределах 3,95—1,79 см (/=5,92—2,99). У девочек рост повысился в одноименных группах на 3,23—1,73 см (/=5,98—2,22). Наибольшее повы-

Таблица t

Физическое развитие дошкольников г. Горького (1969) и сдвиги в показателях

(за 1958—1969 гг.)

Рост Вес Окружность груди

Возраст (в годах) М д t М Д / М Д t

Мальчики

4 103,25 3,95 5,27 17,13 1,03 3,43 54,85 2,05 6,21

5 108,71 3,21 5,73 18,75 0,95 3,65 35,46 0,35 0,97

6 115,97 3,67 5,92 20,93 0,53 1,66 57,41 0,31 0,97

7 120,29 1,79 2,99 22,50 —0,10 —0,30 56,05 —0,75 —2,27

Девоч ки

4 801,59 2,69 4,72 16,17 0.37 1,48 52,82 0,52 1,63

5 108,25 2,95 5,00 18,26 0,66 2,36 54,38 0,78 2,39

6 115,43 3,23 5,98 20,69 0,59 1,97 56,35 0,85 2,93

7 118,63 1,73 2,22 21,91 0.51 1,16 57,03 —0,07 —0,18

шение роста отмечено у детей младших возрастных групп, наименьшее — у 7-летних детей. Положительные сдвиги в весе у мальчиков составили 1,03—0,33 кг (^=3,65—1,66), у девочек—0,66 —0,37 кг (¿=2,36—1,16). Достоверность сдвигов установлена лишь у мальчиков младших возрастных групп. Окружность груди увеличилась у мальчиков на 2,05—0,31 см, у девочек—на 0,85—0,52сл. У 7-летних мальчиков и девочек зарегистрировано снижение показателя. Достоверность сдвигов выявлена лишь у мальчиков 4 лет (/=6,21).

Для решения поставленного вопроса следует сравнить величину сдвига каждого показателя между собой. Но, очевидно, абсолютные цифры для анализа мало приемлемы, ибо каждый показатель имеет разный исходный уровень и различные размеры погодовых изменений. О достоверности сдвигов разных показателей физического развития можно судить при сравнении коэффициента /для роста, веса и окружности груди. Представленные данные свидетельствуют о большом различии коэффициента t в отношении роста, веса и окружности груди. Так, достоверность сдвигов роста отмечена в 6 группах, сдвигов веса — в 2, а сдвигов окружности груди — лишь в 1 из 8 групп.

О пропорциональности развития, как известно, можно получить представление из отношения окружности груди к росту: чем меньше эта величина, тем более тип сложения приближается к астеническому. По данным 1969 г. у мальчиков 4 лет это отношение равнялось 0,53, а в 1958 г. — 0,57; в 7 лет оно равнялось соответственно 0,49 и 0,51. У девочек 4 лет в 1969 г. этот показатель составил 0,52, в 1958 г. — 0,53, а в 7 лет — соответственно 0,48 и 0,49. Таким образом, судя по приведенным данным, за 10 лет наметилась тенденция к относительному увеличению продольных размеров тела над поперечными.

Однако следует иметь в виду, что соотношение основных морфологических показателей к росту меняется в зависимости от величины его; как

окружность груди

правило, более высокорослые имеют более низкий показатель--—j^j—:— •

Подобная особенность выявлена и нами в обследованной группе де-

„ _ , окружность груди „ теи. Так, в возрасте 4 лет отношение -- было различным:

при росте М—Зет оно равнялось 0,58, при росте М±\ а — 0,53, при росте М±3 о—0,49, а в 7 лет в соответствующих группах физического развития это отношение равнялось 0,53, 0,49 и 0,48.

Таблица 2

Сдвиги веса и окружности груди фактические и теоретические (1958—1969 гг.)

н >? Вес Окружность груди

(О Е? В.О О ш 5.

дФакТ 1 дТсор < ДФакт < дТсор t

Мальчики

4 1,30 3,43 0,04 0,13 2,05 6,21 1,26 3,82

5 0,95 3,65 0,06 0,22 0,36 0,97 -0,51 -1,38

6 0,53 1,66 -0,75 -2,30 0,31 0,97 -0,75 "2,34

7 -0,10 -0,30 -0,87 -2,50 -0,75 -2,27 -1,32 -4,00

Девочки

4 0,39 1,48 -0,43 "1,70 -0,52 1,63 "0,29 -0,90

5 0,66 2,36 -0,31 -1,10 0,78 2,36 -0,07 -0,20

6 0,59 1,96 -0,67 "2,20 0,85 2,95 0,11 0,40

7 0,51 1,16 -0,10 "0,22 -0,07 -0,18 -0,46 -1,20

Учитывая эти особенности, мы проанализировали сдвиги в весе и окружности груди, приведенные к одному и тому же росту по коэффициенту регрессии. Были рассчитаны теоретические величины веса и окружности груди с учетом повышения роста в 1969 г. по сравнению с данными 1958 г. (см. табл. 2).

В табл. 2 представлены фактические сдвиги веса и окружности груди (Дфакт) за 1958—1969 гг. и сдвиги, рассчитанные между данными веса и окружности груди за 1969 г. и теоретическими величинами веса и окружности груди, которые могли бы иметь дети в 1958 г., если бы их рост соответствовал росту детей в 1969 г. (Дтеор). Полученные теоретические показатели веса и окружности груди были выше фактических за 1958 г. и даже за 1969 г. (у девочек). Понимая важность подобного сопоставления, мы повторили расчет по следующей схеме. Рассчитали теоретические величины веса и окружности груди по коэффициенту регрессии, исходя из данных 1969 г., при условии равенства роста с данными 1958 г. Анализ теоретических величин и данных 1958 г. помог нам сделать выводы, аналогичные приведенным выше.

Эти дополнительные расчеты позволяют указать на то, что существенные сдвиги в росте с 1958 по 1969 г., характерные для мальчиков и девочек (кроме 7-летних детей), сочетаются со статистически недостоверными сдвигами в весе и окружности груди (в 15 из 16 возрастно-половых групп). Само по себе это не говорит о нарушении пропорциональности развития детей. Но если учесть, что сдвиги в весе у старших мальчиков и всех девочек и сдвиги в окружности груди почти во всех группах носят отрицательный характер, то представление о нарушении пропорциональности физического развития, о некоторой астенизации дошкольников в настоящее время становится возможным.

Представляет интерес сопоставление исходных уровней физического развития детей в 1958 и 1969 гг. Эти данные показаны на рисунке. Уровень физического развития детей всех возрастов в 1958 г. по всем показателям принят за 100%, уровень каждого морфологического показателя в 1969 г. рассчитан по отношению к данным 1958 г. Как явствует из рисунка, уровень физического развития в возрасте с 472 лет и более в 1969 г. был более высоким, чем в 1958 г.: показатели роста у мальчиков на 3,98—3,04% и у девочек на 2,88—2,72%, показатели веса у мальчиков на 6,40—2,11 % и у девочек 3,75—2,45%, показатели окружности груди у мальчиков на 3,86— 0,54%, у девочек на 1,54—0,99%. В младших возрастах превышение уровня

Сопоставление исходных уровней физического развития детей 4—7 лет в 1958—1969 гг. а — мальчики; б — девочки: / — рост; 2 — вес; 3 — окружность грудной клетки.

физического развития в 1969 г. было более заметным, чем в старших. В возрасте 7 лет превышение было самым незначительным: по росту у мальчиков на 1,5%, а у девочек на 1,48%; показатели веса и окружности груди имели даже некоторое снижение.

Таким образом, в 1969 г. дети 4 лет имели более высокий уровень по всем показателям по сравнению с 1958 г.. однако темпы показателей в дальнейшем снижались, в 7 лет дети по росту были несущественно выше, а уровень развития по весу и окружности груди был даже ниже, чем в 1958 г. Мы задались целью выяснить, не обусловлено ли это более ранним наступлением максимальных прибавок роста, характеризующих первую фазу вытяжения, и перемещением их из дошкольного в ясельный возраст, что вполне соответствует сущности акселерации.

Для этого проведен анализ погодовых прибавок показателей физического развития у детей более раннего возраста, обследованных в те же сроки (И. П. ГреховаиЛ. Ф. Кобзева; Э. С. Дынкевич). Данные представлены в табл. 3.

Как известно, первая фаза вытяжения наблюдается у детей дошкольного возраста. Конкретные сроки, по данным разных авторов, несколько отличаются (А. Г. Цейтлин — 3—7 лет; М. А. Жуковский — 6—7 лет;

Таблица 3

Погодовые прибавки показателей физичесхого развития детей от 0 до 7 лет

Мальчики Девочки

н "к О Р5 рост вес окружность рост вес окружность

а ч О. о груди груди

д. д. д, д. д. д. Д, Д, Д. Д. д. д.

0—1 24,39 24,43 7,129 7,230 23,79 23,91 6,830 6,660

1—2 10,79 11,44 2,234 2,080 2,58 3,73 10,92 11,67 2,075 2,655 2,30 2,25

2—3 8,30 8,54 1,605 2,310 1,14 1,92 9,38 9,44 1,901 2,255 1,44 2,19

4—5 12,20 5,46 1,700 1,620 2,30 0,61 6,40 6,66 1,800 2,090 1,30 1,56

5—6 6,80 7,26 2,600 2,180 2,00 1,95 6,90 7,28 2,500 2,400 1,90 1,97

6—7 6,20 4,32 2,400 1,570 2,70 1,64 4,70 3,20 1,300 1,220 1,60 0,68

0—3 43,48 44,41 11,08 11,62 43,09 45,02 10,80 11,57

4—7 25,20 17,04 6,50 5,37 7,00 4,20 17,00 17,04 5,60 5,74 4,80 4,21

Примечание. Д, — по данным 1958 г.; Д, —по данным 1969 г.

51га1г1 — 5—7 лет). По материалам 1958 г., у мальчиков это явление наблюдается в 4—7 лет, у девочек — в 4—6 лет. В 1969 г. у мальчиков процессы роста в длину протекали более энергично и кончились на год раньше (4— 6 лет); у девочек сохранились те же сроки.

Анализ материала, представленного в табл. 2, свидетельствует также о том, что погодовые прибавки, по данным первого и второго исследований, несколько меняются и в другие возрастные сроки. Так, прибавки в росте и весе в 1969 г. за первые год жизни у мальчиков и девочек практически сохраняются на одном уровне. В возрасте до 3 лет, по данным 1969 г., прибавки выше, чем в 1958 г. Но в возрасте 4—7 лет наблюдается несколько иная картина: у мальчиков погодовые прибавки выше в 1958 г., у девочек прибавки в обоих исследованиях практически не изменяются.

Итак, по данным 1969 г., по сравнению с 1958 г. несколько меняются размеры прибавок. Эти изменения статистически недостоверны, но сам факт изменения прибавок в определенном направлении во всех группах каждого возрастного периода имеет, очевидно, неслучайный характер. Однако анализ прибавок в разные возрастные периоды и разные годы исследования еще не решает вопроса об ускорении или замедлении роста детей, ибо опять сказывается разный исходный уровень показателей.

Как известно, процессы акселерации характеризуются более высокими темпами роста детей. О темпах роста можно судить по отношению достигнутой абсолютной величины признака к исходной, выраженной в процентах.

Анализ этих данных показал, что темпы роста в 1958 г. за 1-й год у мальчиков составляли 148,02%, у девочек — 147,35%, в 1969 г.—соответственно 147,11 и 147,17%, к 3 годам темпы роста в 1958 г. составляли у мальчиков 185,44%, у девочек— 185,66%, в 1969 г.—соответственно 185,64 и 188,81 %. Темпы роста за 4—7 лет в 1958 г. у мальчиков составляли 112,32%, у девочек — 118,20°о,в 1969 г.—соответственно 111,57 и 116,77%.

Иными словами, в 1969 г. по сравнению с 1958 г. отмечено снижение темпов роста на 1-м году жизни у мальчиков на 0,9%, а у девочек —на 0,18%. К 3 годам темпы роста повысились у мальчиков на 0,2%, а у девочек на 3,15%; в возрасте от 4 до 7 лет вновь отмечено снижение темпов роста у мальчиков на 0,75%, а у девочек на 1,43%.

Если судить о процессах акселерации в антенатальном периоде по длине тела новорожденных, то следует указать, что в 1969 г. новорожденные мальчики были на 1,9%, а девочки на 0,8 длиннее, чем в 1958 г.

Выводы

1. За последние 10 лет в динамике физического развития дошкольников выявились некоторые особенности.

2. Изменились соотношения нарастания отдельных признаков: существенные сдвиги в росте в 6 возрастно-половых группах сочетались с достоверными сдвигами веса в 2 группах и окружности груди — лишь в одной группе; выявленные на этом фоне несущественные отрицательные сдвиги этих показателей еще убедительнее свидетельствуют о наметившейся дисгармоничности в развитии дошкольников в сторону астенизации.

3. Темпы роста детей дошкольного возраста в 1969 г. изменились по сравнению с 1958 г.; выявлено снижение темпов роста от младших возрастных групп к старшим: уровень развития 7-летних детей в 1969 г. существенно не повысился, тогда как уровень развития детей 4, 5 и 6 лет по росту был достоверно более высоким, чем в 1958 г. При этом сроки первого вытяжения заметно не изменились.

1 В кн.: А. 3 с л ь и л с р. «Прнчнны фор.\:ы проявления ускоренного роста детей».

4. По данным 1969 г., наметилось изменение темпов роста детей в разные периоды их жизни — от 0 до 7 лет. Очевидно, уже сейчас следует анализировать изменение темпов роста детей в разные возрастные периоды в связи с конкретными условиями их жизни и развития и сопоставлять эти данные с теми изменениями, которые произошли за 10 лет.

Можно думать, что повышение темпов роста младенцев ясельного возраста является положительной реакцией детей на изменение их жизни и воспитания (увеличение времени на воспитание двигательных умений по по новым программам); вместе с тем снижение темпов роста детей з возрасте 4—7 лет настораживает и заставляет обращать особое внимание на рациональную организацию их воспитания.

ЛИТЕРАТУРА. Башки ров П. Н. Учение о физическом развитии человека. М., 1963. — Б у н а к В. В. Методика антропометрических исследований. М. — Л., 1931. — Грехова И. П., К о б з е в а Л. Ф. Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста. Горький, 1972. — Г р о м б а х С. М. Гиг. и сан., 1971, № 10, с. 40. — Д ы н -к е в и ч Э. С. В кн.: Физическое развитие детей раннего возраста. Горький, 1963. — Жуковский М. А. Эндокринные заболевания у детей и подростков. М., 1967. — Сальникова Г. П. Акселерация физического развития школьников. Гиг. и сан., 1970. — Цейтлин А. Г. Физическое развитие детей и подростков. М., 1963. — Зельцлер А. Причины и формы проявления ускоренного роста детей. М., 1968.

Поступила 12/V 1972 г.

SHIFTS IN PHYSICAL DEVELOPMENT AND CHANGES OF FRAME IN PRESCHOOL AGE CHILDREN IN CONNECTION WITH ACCELERATION

K. P. Dorozhnova

An analysis of shifts that occurred in physical development of preschool age children in Gorkii from 1958 to 1969 showed the rate of a rise in certain indices to have changed and a disproportion in the processes of growth and development to take place in direction of asthe-nization. The growth rate in children aged 0 to 7 years revealed an acceleration of growth from the 1st to the 3rd year and a delay of growth from the 4th to the 7th year. These peculiar features should, apparently, be considered in connection with the children's living conditions.

УДК 658.31 1.444-658.3861:613.956

Доктор мед. наук проф. И. Д. Карцев

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ, ПРОФОТБОРА И ПРОФОБУЧЕНИЯ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Рациональное использование трудовых ресурсов социалистического общества — важнейшее условие выполнения решений XXIV съезда партии, касающихся эффективности общественного производства и производительности труда. Современнее производство, подчеркивал Л. И. Брежнев, предъявляет быстро растущие требования не к одним лишь машинам и технике, но и к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и кто этой техникой управляет. Научно-технический прогресс в значительной мере повысил роль отдельного человека в производстве, в системе управления, в общественной жизни. Труд стал основным социальным назначением человека, а способность к производительному труду — важнейшим критерием его здоровья. .

Сложность современных профессий достаточно велика. Уже сегодня большое количество рабочих специальностей связано с высокой умственной активностью, которая должна поддерживаться на необходимом уровне длительное время. Закономерно и непрерывно происходящий переворот в трудовых процессах, перемена и быстрое совершенствование орудий труда, повышение точности и сложности выпускаемой продукции, усложнение и разнообразие обслуживаемых машин, приспособлений и инструментов, ввод высокопроизводительных машин повышают требования, предъявляе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.