Научная статья на тему 'Сделка с правосудием как средство противодействия коррупции в системе антикоррупционных мер'

Сделка с правосудием как средство противодействия коррупции в системе антикоррупционных мер Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / НАЗНАЧЕНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / СДЕЛКА С ПРАВОСУДИЕМ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епихин А. Ю.

В настоящей статье дается аналитическая и сравнительная характеристика принятых за последний год нормативно-правовых актов, направленных на предупреждение, расследование и судебное рассмотрение преступлений, в том числе коррупционных. Автор подробно останавливается на изменениях и дополнениях, внесенных в УК и УПК Федеральным законом № 141 от 29 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сделка с правосудием как средство противодействия коррупции в системе антикоррупционных мер»

УДК 343.35:328.185

А.Ю. ЕПИХИН, доктор юридических наук, профессор

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

E-mail: epihin@ieml.ru

СДЕЛКА С ПРАВОСУДИЕМ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕР

В настоящей статье дается аналитическая и сравнительная характеристика принятых за последний год нормативно-правовых актов, направленных на предупреждение, расследование и судебное рассмотрение преступлений, в том числе коррупционных. Автор подробно останавливается на изменениях и дополнениях, внесенных в УК и УПК Федеральным законом № 141 от 29 июня 2009 г.

О коррупции в последнее время стали говорить все чаще, особенно после выступлений высших должностных лиц нашего государства в средствах массовой информации. Это свидетельствует, по крайней мере, о двух серьезных обстоятельствах: во-первых, коррупция охватила практически все сферы общественной жизни, и ее уровень вырос настолько, что это стало очевидным для каждого гражданина; во-вторых, правительство потенциально готово начать борьбу в масштабах государства с этим негативным явлением.

Действительно, коррупция как социальное явление, присущее любому обществу, этапу развития государства, является неотъемлемым атрибутом, признаком. От того, насколько она пронизывает жизнь общества, зависит развитие государственных, общественных функций, социальной политики, экономических преобразований. Согласно макроэкономическим и политэко-номическим исследованиям, коррупция является одним из серьезных препятствий к экономическому росту и развитию, способных поставить под угрозу любые позитивные преобразования.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью -властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению

(чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т.д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.

Проблемы борьбы с ростом преступности, в том числе коррупционных ее проявлений, и процесс повышения раскрываемости совершенных преступлений постоянно находятся в поле зрения и законодателя, и правоприменителей.

Согласно опубликованным данным МВД РФ за девять месяцев 2009 г. правоохранительными органами остались не раскрытыми 1 059,5 тысяч преступлений. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 26,1%. 1 028,9 тысяч преступлений (-12,6%) остались нераскрытыми в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Преступлений прошлых лет в январе-октябре 2009 г. раскрыто 55,4 тысячи [1]. При этом заметим, что указана лишь так называемая зарегистрированная преступность. Смеем предположить, что фактически, учитывая определенный уровень латентности, особенно коррупционных преступлений, ситуация на самом деле намного сложнее.

Одной из причин значительного количества нераскрытых преступлений, особенно тяжких и особо тяжких, является отсутствие доказательств совершенного преступления, достаточных для вынесения обвинительного приговора. В этой связи отмечается понятное стремление государства установить достаточные, эффективные средства доказывания с одновременным установлением важных гарантий защиты законных интересов личности, общества и государства путем изменения действующего законодательства, соответствующие реалиям современного состояния борьбы с преступностью.

Как показывает практика, примерно около 10 млн человек привлекаются к участию в уголовном деле в качестве потерпевших и свидетелей и примерно четверть из них подвергается противоправному воздействию в связи с их содействием уголовному правосудию. Для изменения проблемной ситуации был принят Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (принят ГД ФС РФ 31.07.2004) [2], а так же иные ведомственные нормативные акты, более подробно регулирующие деятельность правоохранительных органов, непосредственно осуществляющих обеспечение безопасности защищаемых лиц (МВД, ФСБ). Однако проблема обеспечения безопасных условий при производстве по уголовному делу остается актуальной, несмотря на принятие ряда нормативных актов в последнее время [3-9].

Новым этапом в борьбе с преступностью стало принятие 29 июня 2009 г. Федерального закона № 141 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" [10]. Он направлен на повышение эффективности борьбы с преступностью, в первую очередь с наиболее опасными ее проявлениями - коррупцией, экономической, организованной и профессиональной преступностью.

Изменения касаются, прежде всего, создания условий лицу, заключившему сделку (досудебное соглашение о сотрудничестве), сниже-

ния наказания, в целях установления всех обстоятельств совершения преступления и привлечения иных преступников, отыскания имущества, добытого преступным путем, и пр.

Закон вносит существенные изменения в два кодекса: Уголовный (УК РФ) и Уголовно-процессуальный (УПК РФ).

В УК РФ изменяется содержание одного из смягчающих обстоятельств, указанного в п. "и" ст. 61: теперь смягчающим признается не только явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, но и его расследованию и уголовному преследованию: подчеркивается более активная роль лица, содействующего правосудию. Срок и размер наказания при этом смягчающем обстоятельстве не может превышать более половины максимального срока и размера наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК. Вместе с тем закон устанавливает строго определенные условия: по делу имеется заключение досудебного соглашения о сотрудничестве; отсутствуют отягчающие обстоятельства; санкция статьи не содержит таких видов наказания, как смертная казнь или пожизненное лишение свободы (в противном случае наказание определяется в обычном порядке, то есть в пределах санкции статьи).

Текст УК дополнен новой статьей (ст. 63.1), которая устанавливает отмену указанного порядка назначения наказания в случае, если лицо представило ложные сведения или сокрыло от следствия или прокурора какие-либо иные существенные обстоятельства совершения преступления.

Таким образом, уголовно-правовые нормы в действующей редакции направлены на увеличение активности содействующего правосудию преступника. Его роль не ограничивается содействием только раскрытию преступления (то есть только сообщением общих сведений), она и должна быть направлена на его расследование (конкретизацией сведений и доказательственной информации). Например, для новой процедуры будет недостаточно того, что обвиняемый сообщил сведения о лице, совершившем с ним совместно преступление. Необходимо дать полную и исчерпывающую информацию о подробностях совершения преступле-

ния (способах, цели, местах хранения имущества, добытого преступным путем, и т.д.).

В контексте повышения эффективности принятых антикоррупционных мер подобное содействие, как мы считаем, будет, несомненно, способствовать не только собиранию достаточных доказательств совершения преступлений, привлечению виновных к уголовной ответственности и вынесению правосудного приговора, но и снижению латентности коррупционных преступлений, противодействию их совершения в будущем.

В УПК подробно урегулирована процедура заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, дано понятие такого заключения и т.д. Кроме дополнений отдельных статей, в УПК введена новая глава 40-1 "Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве" (ст. ст. 317.1-317.9).

Так, в частности, соглашение заключается между стороной обвинения и стороной защиты об условиях ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или после предъявления обвинения. То есть заключение может иметь место только после возбуждения производства по уголовному делу и до момента его окончания. Инициирует такое заключение сам подозреваемый, обвиняемый или его защитник через следователя, с согласия руководителя следственного органа, прокурору, который рассматривает эти документы. УПК регулирует порядок составления досудебного соглашения. Так, например, в соглашении указывается:

1) дата и место его составления;

2) должностное лицо органа прокуратуры, заключающее соглашение со стороны обвинения;

3) фамилия, имя и отчество подозреваемого или обвиняемого, заключающего соглашение со стороны защиты, дата и место его рождения;

4) описание преступления с указанием времени, места его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п.п. 1-4 ч. 1 ст. 73 УПК;

5) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление;

6) действия, которые подозреваемый или обвиняемый обязуется совершить при выполнении им обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве;

7) смягчающие обстоятельства и нормы уголовного законодательства, которые могут быть применены в отношении подозреваемого или обвиняемого при соблюдении последним условий и выполнении обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве.

Оно подписывается прокурором, подозреваемым (обвиняемым) и его защитником.

После проведения предварительного расследования и составления обвинительного заключения прокурор составляет представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения особого судебного решения. В этом акте прокурор подтверждает активное способствование обвиняемого расследованию и уголовному преследованию по делу.

Особый порядок судебного заседания состоит в том, что прокурор подтверждает суду сотрудничество подсудимого, а суд должен лично и непосредственно исследовать:

1) характер и пределы содействия подсудимого следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления;

2) значение сотрудничества с подсудимым для раскрытия и расследования преступления, изобличения и уголовного преследования других соучастников преступления, розыска имущества, добытого в результате совершения преступления;

3) преступления или уголовные дела, обнаруженные или возбужденные в результате сотрудничества с подсудимым;

4) степень угрозы личной безопасности, которой подвергался подсудимый в результате сотрудничества со стороной обвинения, его близкие родственники, родственники и близкие лица;

5) обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

Удостоверившись в том, что соблюдены все требования и условия соглашения, и подсудимый действительно активно способствовал проведению расследования, судья проводит заседание в обычном порядке, а наказание назначает в пределах половины санкции статьи УК, по которой органами предварительного расследования квалифицировано его деяние.

При этом, в случае необходимости обеспечения безопасности подсудимому, его близким родственникам, родственникам и близким лицам предоставляется государственная защита не только на основе ч. 3 ст. 11 УПК РФ, закрепившей пять уголовно-процессуальных мер безопасности (допрос под псевдонимом, опознание вне визуального контроля и т.д.), но и всей системы мер государственной защиты, установленных в Федеральном законе от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и иных нормативно-правовых актах.

В целом новеллы уголовного и уголовно-процессуального законов направлены на повешение эффективности борьбы с преступностью, поскольку устанавливают дополнительные гарантии защиты законных интересов участников процесса и важные рычаги воздействия на повышение раскрываемости преступлений.

Конечно же, закон имеет определенные недостатки, связанные с обеспечением безопасности лиц, заключивших сделку, после вынесения приговора, при отбытии уголовного наказания, сохранности в тайне материалов уголовного дела в архиве и т.п.

Представляется важным констатировать внесение указанных изменений и дополнений в УК и УПК на фоне принятых ранее нормативных актов, прямо направленных на повышение эффективности антикоррупционных мер. Так, 19 декабря 2008 г. законодательным органом Российской Федерации были приняты и подписаны Президентом России 25 декабря три основополагающих закона, направленных на борьбу с одним из самых опасных социальных явлений - коррупцией: 1) Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 "О противодействии

коррупции" [11], 2) Федеральный закон от 25.12.2008 № 274-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" [11] и 3) Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (принят ГД ФС РФ 19.12.2008) [11]. Вступили в силу эти законы с 10 января 2009 г.

Предпосылкой принятия данных правовых актов являлся Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 "О мерах по противодействию коррупции" [12], направленный на создание в Российской Федерации системы противодействия коррупции и устранения ее причин. С этой целью был образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.

Другим документом был принятый 31.07.08 "Национальный План противодействия коррупции" (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568) [13]. Он содержал четыре основных раздела: Раздел I. Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции; Раздел II. Меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции; Раздел III. Меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению; Раздел IV. Первоочередные меры по реализации настоящего Национального плана и Приложение. Перечень первоочередных проектов законодательных актов Российской Федерации, которые необходимо принять в связи с Национальным планом противодействия коррупции.

Важно отметить и срочность прохождения законопроектов через законодательные этапы. В связи с неотложностью принятия и необходимостью применения правовых мер, например, законопроект № 105381-5 "О противодействии коррупции" был внесен Президентом Рос-

сийской Федерации 3 октября 2008 г., принят Государственной Думой 19 декабря 2008 г. в окончательной редакции, а одобренный Советом Федерации 22 декабря 2008 г., был подписан Президентом 25 декабря 2008 г. Такая срочность еще раз подчеркивает актуальный характер существенных преобразований в нашем государстве, социальную ответственность законодателя.

В заключение отметим, что принятые правовые новеллы взаимосвязаны между собой, они носят комплексный межотраслевой характер и детализируют многие процедурные нормы, которые ранее не могли действовать. Очередной шаг законодателя в борьбе с преступностью реализован, дело - за правоприменителями (следователями, прокурорами и судьями), так как от их активности во многом зависит достижение положительного результата.

Список литературы

1. URL: http://www.mvd.ru/stats/10000231/10000351/7077/

2. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 24.07.2007) (принят ГД ФС РФ 31.07.2004) // Российская газета. - 2004. - № 182.

3. Об утверждении Государственной Программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 20062008 гг.": Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. № 200 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 16. - Ст. 1739.

4. Об утверждении правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей иных участников уголовного судопроизводства: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 // Собрание законодательства РФ. - 2006. -№ 45. - Ст. 4708; Российская газета. - 2006. - № 253.

5. Об утверждении правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 № 134 // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 11. - Ст. 1325; Российская газета. - 2007. - № 51.

6. Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции

обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и из близких: Приказ МВД РФ от 21 марта 2007 г. № 281. Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 октября 2007 г. № 10337 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 47.

7. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких: Приказ ФСБ РФ от 25.02.2009 № 72 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.04.2009 № 13709).

8. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации: Приказ ФСБ РФ от 01.04.2009 № 123 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.05.2009 № 13879).

9. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких: Приказ ФСБ РФ от 03.02.2009 № 39 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.03.2009 № 13519).

10. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 141 от 29.06.09 // Российская газета. - 2009. - № 121.

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции": Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.12.2008) // Российская газета. - 2008. - № 266.

12. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 // Российская газета. -2008. - № 108.

13. Национальный План противодействия коррупции (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568) // Российская газета. - 2008. - № 164.

В редакцию материал поступил 16.11.09.

Ключевые слова: преступность, борьба с коррупцией, назначение уголовного наказания, предварительное расследование, сделка с правосудием, обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.