Научная статья на тему 'СБОРНИК МЕХРОЖА МУХТАРОВА «ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»: ОПЫТ АНАЛИЗА'

СБОРНИК МЕХРОЖА МУХТАРОВА «ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»: ОПЫТ АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
46
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Узбекистан / композитор / детская фортепианная музыка / цикл пьес. / Uzbekistan / composer / piano music for children / cycle of musical pieces.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидикова Алия Маратовна

в статье затронута одна из важнейших сфер творчества современного узбекского композитора Мехрожа Мухтарова – фортепианная музыка для детей. Впервые проанализирован его сборник «Фортепианные пьесы для младших классов», широко практикуемый в музыкальных школах республики. На основе образных решений предложено его рассмотрение как циклического опуса. Раскрыты художественный и исполнительский аспекты входящих в него произведений, поиски композитора в сфере синтеза национального и европейского начал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTION OF MEHROZH MUKHTAROV "PIANO PIECES FOR JUNIOR GRADES": EXPERIENCE ANALYSIS

the article opens upon one of the most crucial spheres of creation works of modern Uzbek composer Mehrozh Mukhtarov Piano music for children. His collection “Piano pieces for Elementary grades” which is widely-practiced at the music schools of Republic has been analyzed for the first time. It is suggested to consider it as a cyclic opus on the basis of figurative solutions. The artistic and performing aspects of works are revealed in it as well as the deep search of the composer in the field of synthesis of National and European origin.

Текст научной работы на тему «СБОРНИК МЕХРОЖА МУХТАРОВА «ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»: ОПЫТ АНАЛИЗА»

СБОРНИК МЕХРОЖА МУХТАРОВА «ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»: ОПЫТ АНАЛИЗА Сидикова А.А.

Сидикова Алия Маратовна - свободный соискатель, преподаватель, кафедра «Музыкальное образование», факультет «Искусствоведение», Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье затронута одна из важнейших сфер творчества современного узбекского композитора Мехрожа Мухтарова - фортепианная музыка для детей. Впервые проанализирован его сборник «Фортепианные пьесы для младших классов», широко практикуемый в музыкальных школах республики. На основе образных решений предложено его рассмотрение как циклического опуса. Раскрыты художественный и исполнительский аспекты входящих в него произведений, поиски композитора в сфере синтеза национального и европейского начал.

Ключевые слова: Узбекистан, композитор, детская фортепианная музыка, цикл пьес.

COLLECTION OF MEHROZH MUKHTAROV "PIANO PIECES FOR JUNIOR

GRADES": EXPERIENCE ANALYSIS Sidikova A.A.

Sidikova Aliya Maratovna - freelancer, teacher, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, FACULTY OF ART HISTORY, ANDIJANSTATE UNIVERSITY, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article opens upon one of the most crucial spheres of creation works of modern Uzbek composer Mehrozh Mukhtarov - Piano music for children. His collection "Piano pieces for Elementary grades" which is widely-practiced at the music schools of Republic has been analyzed for the first time. It is suggested to consider it as a cyclic opus on the basis offigurative solutions. The artistic and performing aspects of works are revealed in it as well as the deep search of the composer in the field of synthesis of National and European origin. Keywords: Uzbekistan, composer, piano music for children, cycle of musical pieces.

В творчестве узбекских композиторов фортепианная музыка для детей занимает важное место. Ее основы были заложены представителями старшего поколения национальной композиторской школы - Б. Надеждиным, Ик. Акбаровым, Х. Азимовым, Г. Мушелем, Б. Гиенко. Их опыт продолжают и развивают современные авторы - Р. Абдуллаев, А. Мансуров, М. Атаджанов, О. Абдуллаева, М. Мухтаров и многие другие.

Находясь в русле общего процесса развития композиторского творчества Узбекистана, указанная сфера отражает и подходы к адаптации европейских жанров фортепианной музыки на узбекской музыкальной почве, стремление к синтезу национального и европейского музыкального языка.

Подобное мы замечаем и в сборнике «Фортепианные пьесы для младших классов» Мехрожа Мухтарова [1]. Молодой, талантливый самаркандский композитор является одним из самых востребованных композиторов Узбекистана, работающих в области детской музыки. Его сборник для начинающих пианистов включает одиннадцать пьес. В каждой из них поставлена та или иная исполнительская и художественная задача. При этом все они имеют свой определенный сюжет, свое образное содержание. Ориентируясь на детское восприятие, М. Мухтаров прибегает к испытанному приему - программным заголовкам, направляя фантазию ребенка на то, о чем говорит его музыка. Программно-объединяющее начало видится и в самой композиции сборника: представляется, что он составлен как компактный цикл, где каждая пьеса, как бы отражая годовую последовательность, связана с праздниками и иными значимыми событиями в жизни ребенка.

Попытаемся проанализировать сборник композитора, делая основной акцент на исполнительскую сторону и жанровые маркеры.

Рис. 1. Фрагмент пьесы «Новый год».

Интродукцией выступает пьеса «Новый год», где праздничная, оживленно-танцевальная атмосфера воплощается простой, ясной и комфортной для исполнения мелодией со скачками на staccato и группетным «кружением». Отметим в ней направленность к нижнему тону, опосредование типичной для узбекских детских песен ритмоформулы тюркского семисложника 4+3 в строении двухтактных мотивов [2, 25, 32]. Включение плагального аккорда II53 вместо S, квинтовые, подражающие аккомпанементу на дойре (узбекском бубне) обороты сопровождения также привносят в пьесу национальное звучание.

Рис. 2. Фрагмент пьесы «Солдат».

Пьеса «Солдат» представлена в виде марша, навевая ассоциации с Праздником защитников Отечества, отмечаемым в Узбекистане 14 января. Четкий пунктирный ритм и акценты на сильную долю, аккордовое изложение партии левой руки и темповое обозначение Maestoso подчеркивают жанровую принадлежность пьесы. А характерные для узбекской монодии кварто-квинтовые сочетания придают ей национальный колорит.

Образы дома, семейного уюта и тепла воплощены композитором в пьесе «Бабушка», связанной, как представляется, и с весенним праздником 8 Марта. Сотканная из мелодических терций песенная мелодия ведется правой рукой, а партия левой дает возможность ученику освоить классическую форму аккомпанемента «бас-аккорд».

Рис. 3. Фрагмент пьесы «Бабушка».

Преобладание терцового голосоведения ассоциирует с народными колыбельными-алла и придает пьесе мягкое звучание [2, 29-31]. Этому же способствует и сопоставление одноименных тональностей (e-moИ/E-dur), своеобразно отражающее присущую узбекской музыке переменность ладовых опор. Данный прием можно отметить как характерный для стиля М. Мухтарова.

Allegro J=100

Рисунок 4. Фрагмент пьесы «Шутка».

Игривая «Шутка» - это небольшое трехчастное скерцо по характеру и форме изложения, сочетающего восходящие «вопросы» на legato и арпеджированные «ответы» на staccato. Такая «диалогичность» адресует к детским игровым песням («Ок теракми, кук терак»), шутливым лапарам «Кора соч») и напоминает о празднике 1 апреля.

Рисунок 5. Фрагмент пьесы «Память».

Ярким контрастом выступает следующая пьеса «Память», написанная в низком, насыщенном звучностью регистре. Думается, она эмоционально связана с Днем памяти и почестей, который проводится 9 Мая1. Драматизм здесь достигается благодаря нисходящим вводным интонациям «плача» в партии правой руки и длинным квинтовым аккордам на 1впШв в левой руке, а четырехдольный размеренный метр придает музыке сосредоточенно-скорбный характер. Заслуживают внимания характерные для письма М.Мухтарова обороты - вторая пониженная ступень и нисходящее движение от минорной тоники в тональность натуральной седьмой ступени, заставляющие вспомнить близкие по эмоциональной окраске интонации макома «Сего^»-

Следующие пьесы переключают внимание на «летнюю» тематику. Открывает ее пьеса «Лагерь», по фактуре и метрической организации напоминающая этюд. В ней композитор предлагает пианисту поработать над совершенствованием исполнения элемента «бас-аккорд», овладение которым является необходимым пианистическим навыком:

Рис. 6. Фрагмент пьесы «Лагерь».

Сложность этого аккомпанемента заключается в том, что сильная доля приходится на слабый 5 палец -бас, а более легкий, «на выдохе», аккорд, исполняется 1 и 2 крепкими пальцами. Несколько неожиданным представляется выбор a-moll, но в сочетании с темпом Andante, он, возможно, отражает легкую грусть от разлуки с домом, которую дети нередко испытывают в начале пребывания в лагере.

Тему летних каникул продолжают «Лето», «Игра в догонялки», «До-ми-соль», «Детство». Написанная в излюбленном для композитора жанре вальса2 пьеса «Лето» требует от юного музыканта предельной концентрации на том, чтобы добиться звукового баланса мелодии и вальсового аккомпанемента:

Рис. 7. Фрагмент пьесы «Лето».

Начинающий музыкант в этой пьесе также знакомится с навыками педализации, а именно овладевает исполнением прямой педали.

1 Соответствует Дню победы, отмечаемому в России также 9 мая.

2 В композиторском «портфеле» М. Мухтарова - более 20 вальсов для фортепиано, аккордеона и других инструментов, в чем видится наследование этой линии от М. Бурханова, М. Левиева, С. Юдакова.

Благодаря темпу Presto и размеру 'Ух «Игра в догонялки» схожа с итальянской тарантеллой.

Рис. 8. Фрагмент пьесы «Игра в догонялки».

Здесь наряду с основной тональностью С^иг автор включил характерную для его письма тональность минорной субдоминанты - :-то11 с последующей нисходящей секвенцией в еБ-то11 и БеБ^иг.

«До-ми-соль» - единственный ансамбль в сборнике. Отметим, что пьеса напоминает «Первые шаги» С.Майкапара параллельным движением обеих рук. Одновременно этот прием отражает характерную для национальных инструментальных ансамблей унисонную фактуру:

Рис. 9. Фрагмент пьесы «До-ми-соль».

Четырехручный ансамбль с предельно простой партией ученика и ясно гармонизованной партией педагога направлен на развитие чувства ритма и звукового воображения у начинающего пианиста, знакомит его с разнообразными красками рояля в сопоставлении со звучанием традиционной ансамблевой музыкой.

Пьесу «Детство» отличают элементы полифонии: мелодия правой руки с легким намеком на танцевальный усуль3 (бум ба-ка ба-ка бак/бум ба-ка бум) допевается подголосками левой, передавая образ веселых, счастливых, солнечных летних каникул.

11. Восточный танец МсЬг1ч Мих|отоу

РгсМо

Рис. 10. Фрагмент пьесы «Детство».

Сборник завершает «Восточный танец», который знаменует начало нового учебного года, долгожданную встречу со школьными товарищами, а также празднуемый 1 сентября День независимости Узбекистана, сопровождаемый зрелищными представлениями и танцами:

Рис. 11. Фрагмент пьесы «Восточный танец».

Танец написан в простой трехчастной форме с ярко выраженной национальной мелодией и ритмом, напоминающим усуль. Для делающего первые шаги в мир музыки исполнителя эта наполненная энергией и богатством национального колорита пьеса может стать эффектным концертным номером.

В рассматриваемом сборнике композитор широко использует жанры, характерные для европейской музыки - вальс, этюд, марш, тарантелла, создавая с их помощью яркие и понятные для ребенка образы. В то же время в них присутствуют отмеченные приметы родного музыкального языка.

Изучение композиции сборника «Фортепианные пьесы для младших классов» позволило обнаружить «сюжет» реального детского мира. Чередование пьес идет по степени возрастания их трудности и исполнительских задач (не случайно, сборник обозначен композитором как учебное пособие). Тем самым учтен «фактор роста» [3, 264], процесс взросления ребенка, что вкупе с отраженными в сборнике годовыми сезонами подтверждает предположение о его цикличности.

Это подкрепляется и другими наблюдениями, относящимися к сфере традиционной музыки, где цикличность (наглядный пример - Шашмаком) занимает весомое место. Как известно, одной из ее структурных особенностей является нахождение выделяющегося своей протяженностью ауджа (кульминационного построения) в 3/4 формы, или зоне «золотого сечения» [4, 310-311].

Если в этом аспекте взглянуть на композицию рассмотренного сборника, то можно заметить, что теме лета (самого любимого детьми сезона) посвящено целых 5 пьес (6-10), а их местонахождение приходится на 3/4 формы. То есть их можно условно считать кульминационной «зоной», своего рода микроциклом, что тоже характерно для строения Шашмакома. Еще одна опосредованная аналогия с узбекским традиционным

3 Усуль - в восточной профессиональной музыке устной традиции - ритмическая формула различной степени сложности. Как правило, усуль остается неизменным на протяжении всего произведения (песни, танца, программной инструментальной пьесы).

наследием видится в завершении сборника танцевальной пьесой, подобно танцевальным Уфарам, заключающим тот или иной раздел макомного цикла.

Как отмечено в преамбуле к сборнику, «фортепианные произведения <...> Мехрожа Мухтарова универсальны, могут пополнить и разнообразить репертуар, <...> открывают новые исполнительские перспективы» [1, 3]. Наряду с этим им предложен свой вариант европейско-монодийного синтеза не только в виде органичного сочетания стилистических и жанровых элементов, но и на более сложном формообразующем уровне, что отражает современные тенденции в композиторском творчестве Узбекистана.

Талантливый композитор Мехрож Мухтаров не только плодотворно сочиняет музыку для детей, но и презентует им солидный комплекс лекций, видео-уроков, организовывает творческие встречи, конкурсы и другие мероприятия, тем самым стимулируя приобщение юного поколения к музыкальному искусству.

Список литературы /References

1. Мухтаров М.И. Фортепианные пьесы для младших классов. - Учебное пособие. - Самарканд, 2022. - 21 с.

2. Мурадова З.А. Детская песня в творчестве композиторов Узбекистана. - Ташкент: Baktria press, 2015. -240 с.

3. Гражданова (Макарова) М.А. Феномен фортепианного альбома для детей (на примере «Альбома для Зухры» таджикского композитора Ф.Бахора): Метаморфозы культуры на рубеже тысячелетий: Антропологический аспект: Материалы III Международной междисциплинарной научной конференции. - Новосибирск, 2013. - С. 264-271.

4. Вызго Т.С. О принципе золотого сечения в связи с некоторыми особенностями формообразования узбекской песни // История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении, Таджикистана / Ред.-сост. Т.Вызго. - М, 1972. - С. 297-314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.