Научная статья на тему 'Сбор статистических данных для анализа работы интернет-магазина: возможности Yandex'

Сбор статистических данных для анализа работы интернет-магазина: возможности Yandex Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / YANDEX / АНАЛИЗ РАБОТЫ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА / СБОР СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левкова Т.В., Тинякова В.И.

В статье рассматриваются проблемные аспекты анализа работы интернет-магазина. Особое внимание уделяется вопросам сбора необходимой информации. Обсуждаются возможности web-сервиса Яндекс. Метрика для получения статистических данных, отражающих эффективность деятельности интернет-магазина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сбор статистических данных для анализа работы интернет-магазина: возможности Yandex»

Маркетинг

СБОР СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА РАБОТЫ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА: ВОЗМОЖНОСТИ YANDEX

53

© Левкова Т.В.* *, Тинякова В.И.*

Воронежский государственный университет, г. Воронеж Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье рассматриваются проблемные аспекты анализа работы интернет-магазина. Особое внимание уделяется вопросам сбора необходимой информации. Обсуждаются возможности web-сервиса Яндекс. Метрика для получения статистических данных, отражающих эффективность деятельности интернет-магазина.

Ключевые слова интернет-магазин, yandex, анализ работы интернет-магазина, сбор статистических данных.

По причинам изменчивой конкурентной среды и особенностей ранжирования web-ресурсов поисковыми системами, вывод интернет-магазина на уровень положительной рентабельности и последующее улучшение маркетинговых показателей возможно только при постоянном сборе и анализе статистических данных, характеризующих его работу. Для этого существует ряд инструментов. Рассмотрим более подробно на тех из них, которые предоставляет web-сервис Яндекс.Метрика.

1. Первичные показатели количества посетителей, визитов, просмотров. Данные количественные показатели применяются, как правило, для оптимизации сайта для поисковых систем. Существует два варианта настройки счетчика посещаемости от Яндекс: открытый, с размещением на сайте информера с данными этого раздела статистики и закрытый, при котором доступ к этой информации имеет только ограниченный круг лиц. На общедоступном информере может быть доступно не более трех показателей: посетители, визиты, просмотры с данными за последнюю неделю и сутки. Не вызывает сомнений, что эти данные не представляют возможности для анализа поведения посетителей, а тем более конверсии. Тем не менее, показатели немаловажны для первичного анализа и планирования конверсии, поскольку именно они позволяют рассчитать предполагаемые объемы продаж относительно количества уникальных посетителей сайта. По данным Центра Стратегических Исследований ENTER (http://www.enter.ru/research), средняя конверсия для российских магазинов выглядит следующим образом:

* Аспирант кафедры Информационных технологий и математических методов в экономике Воронежского государственного университета.

* Профессор кафедры Теории менеджмента и бизнес-технологий Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор.

54 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

детские товары - 3,2 %, косметика и парфюмерия - 2,9 %, одежда, обувь, аксессуары - 1,6 %, электроника и бытовая техника - 1,4 %, ювелирные украшения и часы - 1,0 %, мебель - 0,5 %, спортивные товары - 0,3 %. По данным других источников, средний уровень конверсии российских интернетмагазинов колеблется от 0,3 до 8 %. Для каждого конкретного случая показатель конверсии будет отличаться в зависимости от различных факторов: товарные категории и уровень цен, конкурентная среда и географическое положение и др.

2. Источники переходов. Анализ источников трафика позволяет не только спрогнозировать поведение посетителей на сайте, но и оптимизировать конверсионный путь с учетом особенностей той или иной аудитории, а также определить наиболее эффективные способы рекламы. Данный сервис Яндекса предоставляет данные о том, с каких сайтов, по каким ссылкам произошли переходы, таким образом, мы можем определить цель визита и аудиторию. Например, если ежемесячно происходят переходы с какого-либо тематического форума, путем анализа данного ресурса можно понять потребности посетителей, а также провести комплекс мер по продвижению интернет-магазина на данном сайте.

3. Посетители. Данный раздел предоставляет следующие данные:

- информацию о географическом положении посетителей сайта, что наиболее актуально для общероссийских и международных интернет-магазинов, так как анализ регионов позволяет решить вопросы сопровождения продажи на сайте, а именно, возможность получения круглосуточной консультации и подтверждения заказа, а также возможность расширения бизнеса в регионы, из которых приходит потенциально конверсионный трафик посетителей. Например, возможность организации доставки в соседние регионы, расширение перечня продукции в соответствии с особенностями того или иного региона (например, актуально для продаж обуви и одежды);

- коммерческие интересы потенциальных покупателей сайта позволят правильно подготовить контент сайта таким образом, чтобы он удовлетворил потребности посетителей. В частности, при анализе сайта с каталогом промышленного оборудования была выявлена заинтересованность (аффините-индекс 352,5 %) в отношении программного обеспечения. Соответствующее расширение ассортимента предлагаемой продукции позволило увеличить продажи;

- демографические характеристики с минимальной погрешностью определяют половозрастной портрет посетителя, что, в свою очередь, определят поведенческие особенности и конверсионный путь;

- активность показывает распределение посещений во времени, аналогично региональной принадлежности показывает нагрузку в течение суток и выявляет, наличие необходимости круглосуточной работы ма-

Маркетинг

55

газина. Кроме того, данные позволяют определить время, в которое совершается основное количество заходов и позволяет провести анализ соответствия с часами, в которые совершаются покупки;

- лояльность посетителей показывает, как часто происходят повторные заходы на сайт.

4. Содержание. Данный раздел сервиса Яндекс.Метрика представляет большой интерес для анализа конверсионного пути, так как именно он предоставляет данные о страницах входа, выхода, а также распределение страниц по популярности. Зачастую, одной из основных проблем современных интернет-магазинов является наличие сложных для прохождения или просто длинных конверсионных путей. Т.е. посетитель сайта либо заходит на страницу, которая ему не интересна, на которой нет информации по интересующей тематике, либо попадает на страницу необходимого товара / товарной категории, но далее не находит простого и быстрого способа покупки (например, не находит кнопку купить, раздел с условиями покупки и т.п.), сталкивается с неудобными условиями заказа. Таким образом, мы можем выявить страницы, на которые первоначально попадает посетитель онлайн-магазина и, соответственно, видоизменить их таким образом, чтобы с них начинался путь к заказу. Кроме того, анализ страниц выхода и исследование поведения покупателей на них позволяет выявить причины ухода с сайта и снизить процент отказов.

5. Поведение. Данный раздел является одним из основных при анализе действий пользователей на сайте для выявления факторов, положительно и отрицательно влияющих на конверсию.

Рассмотрим два наиболее интересных (с точки зрения аудита сайта) способа представления данных.

- карта путей по сайту представляет собой визуализированную статистику, объединяющую в себе источники заходов на сайт, переходов внутри сайта (между страницами) и точек выхода. Вся эта информация группируется в виде схемы, на которой каждому разделу сайта соответствует прямоугольный блок с URL, а переходы посетителей изображены стрелками между этими блоками. Причем, чем больший трафик посетителей совершает определенный переход, тем толще на схеме соответствующая стрелка. Этот инструмент помогает быстро и наглядно оценить сразу несколько параметров: источники входящего трафика (что это - поисковые системы, тематические форумы, прямые заходы и т.д.), соответствие реального трафика посетителей внутри сайта ожидаемому конверсионному пути, страницы с которых посетители покидают сайт. Первое важно для выделения наиболее приоритетных источников трафика, второе -для отслеживания интересов посетителей и адаптации ресурса для их нужд. А третье представляет интерес с позиции уменьшения по-

56 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

казателя так называемых «отказов» - ситуаций, когда посетитель ушел с сайта в очень короткий срок (несколько секунд) не совершив никаких действий, а так же для создания наиболее простой навигации (в ряде случаем посетители покидают ресурс не найдя нужную им страницу);

- карта кликов представляет собой представление страниц сайта с наложением внешних эффектов по принципу работы тепловизора: наиболее «кликабельные» участки выделены интенсивным красным цветом и по нисходящей к синему цвету менее популярные участки. Также возможен выбор различных вариантов подсветки и настройка интенсивности окраски.

6. Технологии. Это целый раздел данных, в котором объединена статистическая информация о браузерах посетителей, операционных системах, разрешениях дисплеев и типах устройств, с которых осуществляется просмотр сайта. А также некоторая другая информация. Основная цель изучения этих данных заключается в оптимизации ресурса для различных устройств и программного обеспечения. На данный момент быстро набирает популярность просмотра сайтов с мобильных и планшетных устройств, отображение на которых может существенно отличаться от стационарного монитора. Причем адаптация сайта для них, помимо удобства, может нести еще и функциональную нагрузку: например, не предлагать для загрузки программы для операционной системы Windows пользователям Apple и наоборот.

7. Показатели конверсии. Этот инструмент позволяет не просто собирать статистическую информацию, а настраивать принцип сбора данных. Говоря упрощенно, Яндекс-Метрика позволяет нам указать одну или несколько конверсионных задач для посетителей. Это может быть посещение определенной страницы, нажатие определенной кнопки и т.д. Далее отношение количества посетителей совершивших задуманное действие к общему количеству пользователей изучается в различных разрезах аналитики (например, во времени). А имея эти данные, мы можем говорить об эффективности привлечения покупателей к нашему товару (информации) [1].

В зависимости от задач, стоящих перед оптимизатором интернет-магазина, необходимо в большей степени руководствоваться данными тех или иных инструментов. Но в любом случае для составления полной картины и ее правильного анализа следует учитывать статистические данные Яндекс. Метрики в совокупности. Это становится очевидным при сопоставлении данных, полученных различными средствами (например, изменение половозрастной структуры одновременно с резким увеличением посещаемости отдельной рубрики и т.п.), поэтому комплексный подход к анализу статистических данных позволяет оптимизировать работу web-проекта и улучшить его маркетинговые показатели.

Маркетинг

57

Список литературы:

1. Лавриненко Я.Б., Тинякова В.И. Повышение конверсии веб-сайтов как способ снижения рекламных расходов агентств недвижимости // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2013. - № 2. - С. 58-63.

МАЛОБЮДЖЕТНЫИ МАРКЕТИНГ. ПАРТИЗАНСКИЕ МЕТОДЫ В ДЕЙСТВИИ

© Сафиуллина А.Т.*

Институт экономики, финансов и бизнеса Башкирского государственного университета, г. Уфа

This article discusses about the low budget marketing. It says here about how to promote the product for small companies.

Keywords: low budget marketing; small companies.

Крупные компании могут позволить тратить себе огромные бюджеты на рекламу и привлечения клиентов. Даже если часть рекламы не сработает, то остальная часть приведет достаточное количество клиентов для окупаемости и дохода. Малый бизнес не может позволить себе такой роскоши как экспериментировать с рекламой. Поэтому эти компании используют один из альтернативных вариантов продвижения своего товара и услуги - малобюджетный маркетинг.

Малобюджетный маркетинг - это планирование, реализация и анализ всего комплекса мероприятий по взаимодействию с рынком в условиях дефицита персонала и недостаточного маркетингового бюджета [3].

Малобюджетный маркетинг дает возможность малому бизнесу при небольших затратах привлекать много новых клиентов и всегда оставаться со старыми, средним компаниям - расширить свой входящий поток и создать эффективную систему по работе с клиентом.

Малые компании особенно сильно выручают малобюджетные инструменты продвижения, рекламы и маркетинга. Такие инструменты, позволяют эффективно продвигать свои товары или услуги, для привлечения новых клиентов и увеличивать свою прибыль, не вкладывая или почти не вкладывая денег, называют партизанским маркетингом.

Партизанский маркетинг - это целенаправленные инвестиции времени и усилий при минимальных финансовых затратах, основанные на терпении, последовательности и нестандартном мышлении.

Студент кафедры Общей экономической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.