Научная статья на тему 'Сближение европейских народов как фактор идентификационных изменений'

Сближение европейских народов как фактор идентификационных изменений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
139
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБЩАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гончарук Наталья Сергеевна

В статье освещаются вопросы трансформации национальной идентичности в Европейском союзе, сопровождающей интеграционные процессы в современной Европе. В работе также рассматривается политика Евросоюза в области культуры и образования; анализируются предпринятые шаги и перспективные меры, предназначенные для формирования общей идентичности ЕС, затрагиваются проблемы, связанные с мультикультурализмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сближение европейских народов как фактор идентификационных изменений»

Гончарук Н.С. Сближение европейских

народов как фактор идентификационных изменений

В статье освещаются вопросы трансформации национальной идентичности в Европейском союзе, сопровождающей интеграционные процессы в современной Европе. В работе также рассматривается политика Евросоюза в области культуры и образования; анализируются предпринятые шаги и перспективные меры, предназначенные для формирования общей идентичности ЕС, затрагиваются проблемы, связанные с мультикуль-турализмом.

Ключевые слова: культурная интеграция, европейские ценности, национальная идентичность, общая европейская идентичность, мультикультурализм, национальные конфликты.

Goncharuk N.S. Rapproachement of

european peoples as the factor of identification changes

In the article questions of transformation of national identity in the European Union, accompanying integration processes in modern Europe are taken up. In the article the politics of the European Community also is examined in the field of culture and education; it is analyzed the undertaken steps and the perspective measures intended for formation of the general identity to EU, the problems connected with are mentioned.

Keywords: cultural integration, the European values, national identity, communicating the European identity, multiculturism, national conflicts.

Одной из важнейших тенденций развития ЕС в послевоенные годы было стремление к экономической, политической и военной интеграции. В ней нашли свое выражение объективно существующая историческая тенденция к интернационализации хозяйственной жизни, политики, науки, культуры, стремление народов к взаимному сближению и сотрудничеству. Экономические предпосылки интеграции коренились в постоянно растущей интернационализации производства и обмена, в создании крупных хозяйственных комплексов, деятельность которых выходила за пределы одной страны.

Быстрее всего интеграционные процессы развивались в Западной Европе. Предприниматели ряда европейских стран, пострадавших от войны, стремились расширить связи друг с другом, объединить свои усилия, чтобы увеличить производство, сохранить старые и завоевать новые рынки. Однако ощущение принадлежности к Европе и к единой европейской общности, скорее всего, возникло на основе осознания общности исторических судеб, общих культурных корней.

Одной из причин успеха западноевропейской интеграции служили представления о единстве европейской и христиан-

Наталья Сергеевна Гончарук - аспирант кафедры геополитики и внешнеполитической деятельности Орловской региональной академии государственной службы.

ской цивилизации. При этом понятно, что любой народ имеет какие-то свои собственные, отличные от других привычки, обычаи, традиции, особенности, представления, какие-то отличия в ценностной ориентации; этические, поведенческие нюансы. Чтобы преодолеть эти различия, требуется очень грамотная и четкая политика, проводимая в области культуры, образования в ЕС. В Европе идёт процесс переосмысления и перестройки тех взаимоотношений, которые долгое время воспринимались как непреложный жизненный факт. Человеку необходимо адаптироваться к этим изменениям. Процесс вхождения людей в новое общество может быть относительно коротким, хотя и трудным, но может длиться и мучительные десятилетия. И это во многом зависит от адекватной государственной культурной политики. Государственная поддержка человека - это функция культуры, которая должна быть катализатором процессов адаптации населения к новым условиям жизни1.

Как известно настоящее время экспертами ЮНЕСКО разрабатывается глобальная концепция под названием "Учиться жить вместе", предполагающая адаптацию содержания учебно-воспитательных дисциплин в соответствии с процессами глобализации, миграции и культурного разнообразия. Среди важнейших целей воспитания обозначены "подготовка личности к активной гражданственности, открытой миру" и "укоренение ценностей терпимости". При этом толерантность, или терпимость, видится разработчикам в качестве "основной оси, благодаря которой обеспечивается интерактивная функция современной демократии в условиях стирания границ между государствами и культурами"2. Процесс культурной интеграции сопровождается пересмотром взглядов на историю (формирующую нравственный облик и уважение к отечественной культуре) в контексте "объединенной европейской точки зрения". Однако предпринимаются новые усилия, направленные на сближение народов. Это развитие системы городов-близнецов, которая представляется довольно перспективной; создание единого образовательного пространства в

Европе, что позволит молодежи обогатить свои знания о различных европейских культурах. Уже сейчас выработаны правовые основы единой культурной и образовательной политики в Союзе.

Директива о телевидении без границ предоставляет зрителям более широкий доступ ктелевизионным программам европейского производства. Европейские широковещательные корпорации обязаны включать определённый процент европейских программ в свои сетки вещания. Это вводит более жёсткие меры по защите молодёжной аудитории и поддержке программ независимых продюсеров, а также устанавливает правила в отношении рекламы и покупок по телевидению. Программа "Медиа +" (2001-2005 годы) обеспечивает поддержку аудиовизуальной индустрии. В настоящее время, однако, ощущается недостаток телевизионных программ и фильмов европейского производства по сравнению с большим объёмом американской продукции. Цель "Медиа +" заключается в том, чтобы исправить эту диспропорцию и стимулировать прокат европейских фильмов и программ в Европе.

Европейские учреждения культуры, European Forum of the Art and Heritage (EFAH), Informel European Theatre Meeting (IETM) или "Pepinieres europeennes pour jeunes artistes" - это названия лишь некоторых европейских организаций по культуре, систем и частных обществ, которые на различных уровнях обогатили культурные и культурно-политические события на европейском уровне. Эти объединения представляют культурно-политические интересы своих членов в отношении крупнейших организаций и предлагают возможности взаимного прямого обмена творческими личностями. На уровне отдельных государств-членов двусторонние соглашения и программы по культуре регулируют культурное сотрудничество и обмен. Некоторые страны располагают к тому же посредническими организациями по культуре, как, например, British Counsil (Великобритания), Institut Francais (Франция) и Instituto Carventes (Испания).

Европейские страны создали новое поколение образовательных программ. К

сожалению только, радиус их действия ограничен сферой признания аттестатов и дипломов о получении профессионального и высшего образования и координацией юридических и административных инструкций государств-членов о начале и проведении самостоятельной деятельности3. Для этих целей Совет Европы единогласно и квалифицированным большинством издаёт соответствующие директивы (ст. 47 договора).

Меры, принимаемые Сообществом, концентрируются на поддержке и дополнении национальных политик, обмене информацией и опытом государств-членов, на единстве национальных замыслов и базируются на принципе европейских ценностей. На основе Амстердамского договора 1999 года разработана процедура совместного принятия решений, и после заслушивания в Экономическом и социальном комитете и в Комитете регионов (ст. 149, 150 Договора)4 они являются активными для исполнения.

С целью достижения большей степени единства в ЕС реализуются две крупные образовательные программы: SOCRATES в области общего образования и LEONARDO DA VINCI в области профессионального образования. Программы включают в себя: физическую и виртуальную мобильность, расширение сети коопераций между вузами, содействие расширению языковых и культурных полномочий, развитие инновационной деятельности, включающей запуск пилотных проектов, совершенствование критериев оценки и сравнение в ЕС. SOCRATES подразделяется на подпрограммы COMENIUS для школьного образования, ERASMUS для высшего образования, GRUNDTVIG для образования взрослых людей, Lingua для уроков и обучения иностранному языку, Minerva для заочного обучения. LEONARDO оказывает содействие транснациональным проектам для лиц, получающих профессиональное образование, для совершенствования и передачи новшеств и качества в профессиональной подготовке, для принятия уровня владения языками и культурного уровня, имеет транснациональные сети для специальных областей

знаний и передачи знаний в Европе5. Обе программы предлагают меры по исследованию и сравнению форм образования.

В эру интернационализации экономики, глобализации технологий и существования информационного общества политике ЕС в области образования придаётся решающее значение. Деятельность Сообщества в области образования нацелена всё сильнее на план обучения в течение всей жизни.

Для ЕС остаётся актуальной проблема этнической солидарности. Так, опросы общественного мнения, регулярно проводимые службой ЕС и публикуемые под названием "Евробарометр" указывают на преобладание национальной идентичности. Уровень национальной гордости составляет одинаково высокий процент как в "старых", так и в "новых" странах ЕС-85%. Чувство принадлежности к собственной стране преобладает над чувством принадлежности к ЕС. Национальная идентичность жителей ЕС, транслируемая национальными средствами массовой информации, рассматривается некоторыми экспертами как препятствие для создания общей европейской идентичности. Ведь когда основы европейской интеграции только закладывались, в интеграционный процесс включались в основном государства с довольно устойчивой этнической основой. Италия, Франция, ФРГ, Нидерланды, Люксембург имели выраженный титульный этнос и очень небольшие иноэтнич-ные элементы. Единственное исключение составляла Бельгия. Но после второй мировой войны Западная Европа была так напугана призраком нацизма и фашизма, что поднимать этнонационализм как лозунг было невозможно. Национальная политика перестала быть политикой этнической. Она стала политикой государства-нации. До 60-х годов казалось, что этнические группы Западной Европы забыли о своих этнокультурных особенностях и стремительно движутся к окончательному формированию политических наций. Изменение взглядов на национальное государство и внутренние этнокультурные проблемы в последние десятилетия оказались налицо6.

В Европе традиционно декларируются права национальных меньшинств и их гарантирование со стороны государства, принят ряд европейских документов, правовая база которых опирается на документы ООН. Однако даже Копенгагенская "Рамочная конвенция по правам национальных меньшинств" и "Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств" Совета Европы не являются обязательными для всех государств. Они подписаны, но до сих пор не ратифицированы не только новыми членами Европейского союза Латвией и Эстонией, но и Францией. Множество конфликтных ситуаций существует в новых государствах - членах Европейского союза. Весь ХХ век насыщен событиями, которые вовлекали меньшинства в конфликты как наиболее значимый и активный компонент масштабных межгосударственных и внутригосударственных конфликтов. В целом отношения с национальными меньшинствами являются сферой деятельности национального государства. В то же время в связи с углублением интеграции и динамикой демографических изменений выявляется необходимость согласованной линии в этой сфере. Необходимо отметить, что определённой согласованной политики в этой области внутри ЕС нет. Теоретической проблемой в этой сфере является проведение разделительной линии между государствообразующим народом-нацией и национальными меньшинствами. У. Альтерматт в этой связи отмечает: "Никто не может объективно определить, почему, например, литовцы, латыши и эстонцы являются народами, а чеченцы, баски и ретороманцы - только национальными меньшинствами."

Каждое определение понятия в отношении народов и меньшинств отражает соответствующее политическое соотношение сил. Кто ещё вчера был "меньшинством", завтра уже может стать "народом", и "наоборот"7. В некоторых странах, в частности в Нидерландах и Великобритании, подобная точка зрения вызывала к жизни всеобъемлющий мультикультура-лизм. Он стал важным основанием для выработки новых или более глубоких объяснений человеческой мотивации, со-

циального и политического порядка и членства в коллективе. Как таковой муль-тикультурализм связан с проблемами культуры, идентичности, прав, сообществ, классов, наций, республик, гражданства, глобализации. Уникальным мультикультурным обществом в Европе является Швейцария, где сосуществуют четыре официальных языка: немецкий, французский,итальянский и ретророман-ский - и две давно распространённые версии христианства: католицизм и протестантизм. Это общество было основано на древнем прочном союзе автономных, гомогенных в культурном отношении кантонов, и из конфедерации кантонов оно превратилось в свободное федеративное государство. Примером наименее конфликтного и самого долговечного подобного западноевропейского мульти-культурного общества являются Нидерланды, которые включали в себя также Бельгию и Австрийскую Республику от момента распада империи до утверждения в начале 1930-х годов "австрофашиз-ма"8. Нидерландская концепция "политики по отношению к меньшинствам" направлена на поддержку крупных иммигрантских групп и также является мульти-культурной политикой, хотя и не использует этот термин.

Новый мультикультурализм особенно заметен в больших городах. В начале 1990-х годов пятую часть населения Лондона составляли "небелые", четверть населения Брюсселя или Франкфурта причислялось к "иностранцам".

Сильные национальные традиции часто приходят в конфликт с новыми реалиями. Представляется, что сложность этнокультурных проблем со временем будет нарастать. Диаспоры перестали ассимилироваться и постепенно превращаются в локальные сообщества. Этнокультурные проблемы всё более реально ставятся на повестку для Европейского союза и требуют выработки единой линии в этой сфере. Вполне возможно, что национализм и религиозный фундаментализм могут оказаться более опасными для европейской демократии, чем радикальный социализм и коммунизм9.

В этих условиях все большее число исследователей согласно с необходимостью "культурной европейской политики, которая должна быть направлена на осознание "европейской идентичности". "Идентичность, - пишет Люббе, - это ответ на вопрос, кто мы такие, и этот ответ в конце всегда облачен в форму истории. Европейская идентичность представляет собой, таким образом, не что иное, как единство происхождения Европы из общего прошлого".

Главные препятствия для становления единого европейского полюса имеют не столько материальный, сколько цивилизационный характер: сумеют ли страны Европы преодолеть многие сложности, не уходя от своей национальной и культурной специфики? Мнения на этот счет расходятся. Профессор Стэнфордского университета (США) С. Хантингтон, автор нашумевшей книги "Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка", которая вышла в свет в 1996 г., отвечает на данный вопрос отрицательно, выделяя Россию, Украину, Белоруссию, некоторые государства Восточной Европы в особую славянско-православную цивилизацию. Иной точки зрения придерживается председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ, бывший министр иностранных дел Румынии А. Северин, который считает необходимым, чтобы завтрашняя Европа была Европой не ассимиляций, а синтезов. "И Восток, и Запад континента имеют свой исторический опыт и свои специфические ценности, и невозможно, чтобы процесс расширения (ЕС) означал перенос правил Запада в восточные районы континента. Нет, расширение должно представлять собой, и я не упускаю случая это утверждать,

примирение Европы с самой собой, воссоединение Европы и таким путем синтез ценностей и исторического опыта всех европейских государств и народов", - подчеркивает он. Хотя в объединённой Европе и существуют общие ценности и особенности, жители каждой страны или области гордятся собственными традициями, историей, культурой и тяготеют к тому, чтобы чувствовать себя более или менее близкими к друг другу в зависимости от этих ценностей.

Если смотреть извне, жители ЕС могут показаться довольно однородным коллективом: они имеют множество общих интересов. Несмотря на это, народы, составляющие европейскую "мозаику", сильно отличаются друг от друга, но это не мешает им стремиться к единой социокультурной общности.

1 Сидоров Е. Культура на переломе эпох // Современная Европа. 2006. № 3.

2 Выводы 46-й сессии Международной конференции по образованию и предлагаемые действия // Перспективы. 2003. № 1. С. 105 -108.

3 Жан-Манюель Ламарк, Эмманюель Моро. Европа для молодежи, возможности сотрудничества. Изд. Баллан / Жакоб-Дюверне. Париж. 2001.

4 Ив Дутрио. Организации Европейского союза. Изд. Документасьон Франсез. Париж, 2002.

5 В. Вайденфельд, В. Вессельс. Европа от А до Я. Справочник европейской интеграции. Рига, 2002.

6 Балибар и Валлерстайн. Раса, нация, класс - двусмысленные идентичности. М.: Логос, 2004.

7 Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. Москва, 2000.

8 Этнос и политика. Хрестоматия. Авт.-сост. Празаускас А.А. М.: изд-во УРАО, 2000.

9 Kymlicka W. politics in the Vernacular. Nationalism, Multiculturalism, and Citizenship. Oxford, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.