СБЕРЕГАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Д.В. Грязных, канд. филос. наук, доцент
Государственный аграрный университет Северного Зауралья (Россия, г. Тюмень)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-2-195-197
Аннотация. Сбережения населения являются не только индикатором экономической защищенности граждан, но и инвестиционным ресурсом национальной экономики. Актуальность темы связана с изучением и прогнозированием потребительской уверенности, с заинтересованностью государственных и коммерческих структур в более эффективном использовании накоплений населения для стимулирования экономического роста. При анализе основных трендов сберегательного поведения населения использованы результаты социологических и маркетинговых исследований, данные Росстата.
Ключевые слова: стратегии экономии, сберегательное поведение, закредитованность.
В сложившихся экономических реалиях важным трендом потребительского поведения россиян становится переход на сберегательную модель, включающую прежде всего систему экономии и самоограничений. Сберегательное поведение является формой экономического поведения граждан, детерминированного вполне конкретными личными побуждениями, например: создание «подушки безопасности» на непредвиденные расходы; самообеспечение в старости; накопления для обучения членов семьи; дополнительный источник дохода в виде процентных выплат.
Современное сберегательное поведение российских потребителей имеет ряд особенностей, причем за последние несколько лет произошло заметное изменение побудительных факторов и приоритетных потребительских решений. При изучении динамики сберегательного поведения населения традиционно исследуют доходы населения, уровень инфляции, конъюнктуру рынка потребительского кредитования и рынка сбережений.
Основным источником доходов россиян является оплата труда, которая наряду с выплатами социального характера демонстрирует повышательную динамику, при этом доля остальных источников доходов у граждан снижается. Однако даже на фоне повышения доходов при ожидаемом росте потребления отмечается снижение некоторых видов потребления. Исследователи потребительского рынка отмечают синусоидальный характер спроса в условиях режима санкций. «Всплеск продаж на российском рынке в ближайшее
время представляется проблематичным. Покупатели устойчиво демонстрируют стремление экономить» [1, с. 201]. Согласно данным исследований потребительских предпочтений, стратегии экономии включают следующие покупательские решения: повышенный интерес к акционным товарам по «желтым» ценникам (почти 80% опрошенных) и распродажам; закупки товаров более низкой категории из стандартной потребительской корзины (например, яйца 1 или 2 категории вместо нулевой ранее; сметана меньшей жирности или в стаканчике меньшего объема); сокращение количество покупок импульсных товаров (жевательные резинки, шоколадные батончики и пр.); переключение на магазины низких цен (например, сеть «Светофор»); переход респондентов на продукцию более дешёвых марок. Скачкообразное развитие претерпевает интернет-торговля, основа которой была заложена еще в период пандемии Covid-19. «Благодаря тренду на экономию наиболее динамичным каналом продвижения товаров становится онлайн-торговля, которая утрачивает нишевый характер. Желание купить товар максимально выгодно... стало драйвером роста данного сектора российского рынка» [2, с. 265].
Аналитики исследовательского холдинга РОМИР выяснили, что увеличение доли он-лайн-покупателей связано с положительным потребительским опытом. Основные преимущества покупки через сайт, оцененные потребителями, - это наличие скидок и промоко-дов, широкий ассортимент и представлен-
ность оригинальных товаров, большое количество отзывов, более низкие цены по сравнению с другими площадками, отсутствие трат на проезд (в том числе выгоды от отказа пользования личным автомобилем), минимизация расходов на доставку [3]. Платежеспособный спрос плавно перетекает в онлайн-торговлю. Существенно расширяется сбытовая сеть не только лидеров онлайн-продаж ^В, Озон), но и службы доставки Самокат, Купер, Лента, Магнит, Пятёрочка. Заметим, при опросе респондентов среди факторов, оказывающих влияние на принятие решения о покупке, в 2024 году цена товара оказалась на первом месте со значительным отрывом, а премиальное качество товаров - в конце списка предпочтений.
Указанные стратегии потребительского поведения свидетельствуют о распространенности экономии среди различных категорий населения. Экономия становится более целенаправленной и потребители откладывают средства на конкретные цели: приобретение недвижимости, образование, пенсионные накопления. По данным опросов компании МекепЩ, 30% респондентов указали, что при улучшении своего финансового положения и экономической ситуации в стране сохранят свою новую привычку экономить на всём.
Среди факторов, оказывающих влияние на сберегательное поведение покупателей, необходимо также выделить прогрессирующую инфляцию. Официальная инфляция, рассчитываемая Росстатом на основе индекса потребительских цен на товары и услуги, с начала 2024 года составила 5,26%, а в годовом исчислении - 9,04% [4]. Инфляционные ожидания населения и игроков финансового рынка продолжают расти. Финансовая неуверенность и рост реальной инфляции подводят массового потребителя к осознанию важности сбережений в личной финансовой стратегии.
Примерно треть россиян имеют накопления. Лучшими способами сохранения средств считаются банковские вклады в рублях, недвижимость и наличные деньги. Отсутствуют сбережения, по наблюдениям ВЦИОМ, у людей старшего возраста (от 55 лет), со средним образованием и ниже, а также жителей сельской местности. Откладывание потребителями крупных покупок до тех пор, пока не
накопится достаточная сумма, стало наиболее популярным решением.
На трансформацию сберегательной модели поведения существенно влияет депозитная политика банков. Увеличение объема средств на банковских вкладах означает переход к сберегательной модели поведения [5]. Вместе с тем, в ситуации неопределенности важным трендом становится изменение отношения различных демографических страт к потребительскому кредитованию.
За 2-е полугодие 2023 года «структура одобренных кредитов сместилась в сторону заемщиков старших возрастных групп» [6]. Оценка долговой нагрузки зависит не только от макроэкономических показателей, но и от социально-экономических характери-
стик самих потребителей - средних зарплат, общего уровня доходов, размеров налогов, социальных гарантий. По этой причине граждане старшего поколения занимают на нужды своих родственников, которые менее привлекательны для банков в плане наличия постоянной работы, уровня доходов, кредитной истории или в силу существующей закредито-ванности. Оценивая банковские риски, ЦБ с 1 июля 2024 года существенно ограничил предельную долю потребительских кредитов для клиентов с высоким показателем долговой нагрузки. Как следствие, при столкновении с финансовыми трудностями граждане начинают более осознанно относиться к своим расходам, развивая привычки экономного мышления, многие начинают искать дополнительные источники дохода.
Одним из ключевых трендов сберегательного поведения стало повышение интереса к финансовой грамотности. Наблюдается рост популярности цифровых финансовых инструментов, таких как мобильные приложения для учета расходов и сбережений, а также инвестиционные платформы, предлагающие возможности для накоплений с использованием альтернативных активов. Новые способы вложения средств, такие как краудфандинг и криптовалюты, привлекают молодую аудиторию, которая стремится к быстрой и потенциально высокой доходности. Активное продвижение финансовой грамотности также поддерживается государственными инициативами и образовательными программами. В итоге, сберегательное поведение россиян ста-
новится не только более осознанным, но и динамика трендов, поскольку население во-динамичным, открывающим новые горизонты преки финансовым прогнозам предпочитает для личного благосостояния. Сберегательные кредиты сбережениям.
настроения в современном обществе отража- Таким образом, анализ сберегательных по-
ют исключительно стремление граждан к фи- требительских стратегий в переходных обсто-нансовой стабильности и независимости в ятельствах уточняет перспективы традицион-условиях экономической турбулентности [7]. ных и обозначает контуры новых инвести-Как результат, наблюдается отрицательная ционных инструментов.
Библиографический список
1. Агафонова И.В. Собственные торговые марки как точки роста в ассортиментной политике российских предприятий // Пищевые технологии: исследования, инновации, маркетинг: Сб. трудов по материалам II Межд. научно-практ. конференции, Керчь, 21-23 сентября 2023 года. -Керчь: КГМТУ. 2023. - С. 200-204.
2. Агафонова И.В. Тенденции и факторы трансформации современного российского ритейл-ландшафта / И.В. Агафонова, Е.Г. Корнильцева // Глобальный научный потенциал. - 2023. -№ 12-1(153). - С. 263-266.
3. Интерес онлайн-покупателей к сайтам интернет-магазинов растет по мере увеличения стоимости товара. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://romir.ru/studies/romir-proanaliziroval-povedenie-pokupateley-v-internete (дата обращения: 09.10.2024).
4. Уровень инфляции в Российской Федерации в 2024 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statbureau.org/ru/russia/inflation (дата обращения: 09.10.2024).
5. Никонова Т.В., Шушакова А.А., Кодолова И.А. Современные тенденции и факторы сберегательного поведения населения в российской экономике // Учет и статистика. - 2020. - № 3 (59). - С. 95-105.
6. Анализ тенденций в сегменте розничного кредитования на основе данных бюро кредитных историй // Информационно-аналитический материал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/49059/inf-material_bki_2023sh.pdf (дата обращения: 09.10.2024).
7. Холодилов А.А. Об условиях применения идеи социально-этического маркетинга в современном бизнесе / А.А. Холодилов, И.В. Агафонова // Технологии маркетинга, бренд-менеджмента и рекламы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 24 апреля 2019 г. - Москва: ГУУ, 2019. - С. 75-77.
THE SAVINGS BEHAVIOR OF RUSSIAN CONSUMERS
D.V. Gryaznykh, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Northern Trans-Ural State Agricultural University (Russia, Tyumen)
Abstract. The savings of the population are not only an indicator of the economic security of citizens, but an investment resource of the national economy. The relevance of the topic is related to the study and forecasting of consumer confidence, with the interest of government and commercial structures in more effective use of the savings of the population to stimulate economic growth. The analysis of the main trends in the savings behavior of the population uses the results of sociological and marketing research, data from Rosstat.
Keywords: saving strategies, saving behavior, creditworthiness.