Научная статья на тему 'СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ОЦЕНКА РИСКА ПОТЕРИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)'

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ОЦЕНКА РИСКА ПОТЕРИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА БЮДЖЕТОВ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юркина О.А.

В статье раскрываются вопросы, затрагивающие актуальные и действенные механизмы обеспечения сбалансированности и снижения риска потери финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ на материалах субъектов СЗФО. По результатам анализа финансового состояния бюджетов субъектов СЗФО, а также оценки динамики показателей сбалансированности и финансовой устойчивости их бюджетов за 2016-2022 гг. сформулированы направления обеспечения сбалансированности и повышения финансовой устойчивости бюджетов за счёт оптимизации ряда доходных и расходных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCING BUDGETS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ASSESSMENT OF THE RISK OF LOSS OF FINANCIAL STABILITY (ON THE EXAMPLE OF SUBJECTS OF THE NORTHWESTERN FEDERAL DISTRICT)

The article describes the issues affecting the actual and effective mechanisms of ensuring the balance and reducing the risk of loss of financial stability of the budgets of the Russian Federation federal districts on the materials of the Northwestern Federal District. Based on the results of analysis of the financial condition of the budgets of the Northwestern Federal District, as well as on the assessment of the dynamics of the indicator of the balance and financial stability of their budgets for 2015-2026, the directions of ensuring the balance and improving the financial stability of budgets by optimizing a number of income and expense items are formulated.

Текст научной работы на тему «СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ОЦЕНКА РИСКА ПОТЕРИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)»

УДК 00 - 336.02

Юркина О.А. студент

научный руководитель: Ильина Л.И., д.э.н.

профессор

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ОЦЕНКА РИСКА ПОТЕРИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО

ОКРУГА)

Аннотация: В статье раскрываются вопросы, затрагивающие актуальные и действенные механизмы обеспечения сбалансированности и снижения риска потери финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ на материалах субъектов СЗФО. По результатам анализа финансового состояния бюджетов субъектов СЗФО, а также оценки динамики показателей сбалансированности и финансовой устойчивости их бюджетов за 2016-2022 гг. сформулированы направления обеспечения сбалансированности и повышения финансовой устойчивости бюджетов за счёт оптимизации ряда доходных и расходных статей.

Ключевые слова: субъекты Северо-Западного федерального округа, финансовая устойчивость, рейтинговая оценка бюджетов, сбалансированность бюджетов, региональный бюджет.

Yurkina O.A. student

supervisor: Iljina L.I., doctor of Economics

Professor

Syktyvkar state University named after Pitirim Sorokin

BALANCING BUDGETS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ASSESSMENT OF THE RISK OF LOSS OF FINANCIAL STABILITY (ON THE EXAMPLE OF SUBJECTS OF THE NORTHWESTERN FEDERAL DISTRICT)

Annotation: The article describes the issues affecting the actual and effective mechanisms of ensuring the balance and reducing the risk of loss of financial stability of the budgets of the Russian Federation federal districts on the materials of the Northwestern Federal District. Based on the results of analysis of the financial condition of the budgets of the Northwestern Federal District, as well as on the assessment of the dynamics of the indicator of the balance and

financial stability of their budgets for 2015-2026, the directions of ensuring the balance and improving the financial stability of budgets by optimizing a number of income and expense items are formulated.

Keywords: subjects of the Northwestern Federal District, financial stability, rating assessment of budgets, budget balance, regional budget.

Введение. Считается, что наиболее удачный вариант бюджета субъекта РФ - это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.

Обеспечение сбалансированности и повышение финансовой устойчивости бюджетной системы является главной целью управления финансами. В условиях реализации Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. при прогнозировании замедления темпов роста ВВП из-за пандемии и снижения инвестиционной активности её достижение приобретает особую актуальность. Достижение устойчивого экономического роста невозможно без создания устойчивой финансовой базы субъектов РФ.

Под финансовой устойчивостью бюджета следует понимать способность публично-правового образования обеспечивать выполнение всех расходных обязательств, с учетом возможных внутренних и внешних факторов, за счет средств собственных доходов в текущей и долгосрочной перспективе. В ст.33 БК РФ прописано важное правило для достижения баланса между расходами и доходами бюджета, согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов[1].

Методы. Рассмотрены различные методики оценки сбалансированности бюджетов субъектов РФ и проведена оценка сбалансированности бюджетов субъектов СЗФО на основе методического подхода, предложенного Кузнецовой Е. В. и дополненного Найденовой Т. А.[3]

Таблица 1 - Показатели сбалансированности бюджетов субъектов СЗФО в 2019-2022 гг.*

Субъект СЗФО Коэффициент общей сбалансированности Коэффициент базовой сбалансированности Коэффициент собственной сбалансированности

о\ о (N О (N О (N (N О (N (N (N О (N Os О (N 0 (N О 2 (N О 2 2 (N О 2 9 о 2 0 (N О 2 (N О 2 2 (N О 2

Республика Карелия 1 1 1 1 1,02 0,96 | 1,00 i , 1,00| 0,61 0,62 t 0,77 | 0,77 t

Республика Коми 1 1 1 1 1,04 0,92 | 0,97 \ . 0,97| 0,94 0,83 1 0,88 | 0,88 |

Архангельская область 1 1 1 1 1,04 0,92 | 0,99 \ 1,00| 0,76 0,63 | 0,70 | 0,72 |

Вологодская область 1 1 1 1 1,10 0,90 ^ 1,02 \ 1,02| 0,87 0,70 | 0,80 | 0,83 \

Калининградская область 1 1 1 1 1,01 0,96 \ 0,99 4 0,99! 0,42 0,36 | 0,40 | 0,44 t

Ленинградская область 1 1 1 1 1,01 0,95 \ 0,95 4 0,97+ 0,93 0,87 \ 0,88 | 0,92 \

Мурманская область 1 1 1 1 1,03 0,96 | 0,99 \ 1,04 0,89 0,82 | 0,87 | 0,88 \

Новгородская область 1 1 1 1 0,99 0,90 \ 1,01 i 1,03| 0,71 0,51 | 0,78 | 0,83 j

Псковская область 1 1 1 1 0,99 0,96 | 0,99 0,94 0,56 0,57 | 0,67 | 0,69 f

г. Санкт-Петербург 1 1 1 1 0,98 0,84 \ 0,94 \ 0,97| 0,94 0,79 | 0,91 | 0,94

Ненецкий автономный округ 1 1 1 1 1,01 0,84 \ 0,90 4 0,94 0,85 0,73 | 0,70 | 0,66 |

*составлено автором по данным федеральных законов о консолидированном бюджете субъектов СЗФО на 2020 г. и плановый период 2021 г. и 2022 г., а также по данным отчета об исполнении консолидированных бюджетов субъектов СЗФО за 2019 г.

Изучены различные методики оценки риска потери финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ и проведена оценка бюджетов субъектов СЗФО на основе методического подхода, предложенного Гладковской Е.Н., Цало И.М. и Тетеркиной Л.Б.[2] и внесены коррективы.

Устойчивое финансовое положение

Нормальное финансовое положение

Кризисное финансовое положение

ГО

м

С а

13 ™ ш ■2£-о.

о

ю >

с

и си О-

ос

ГО ^

и л ■О 1-

^ а

ф го 1- ^ X ю

ГО о

X <

ос ОС ОС ОС ОС

ГО го го го го

^ .0 ^ ^ ^ .0 ^

и 13 и и и 1- и

С! С! .0 с! 1- X и С!

о го го ь го и го го о

г ^ и го ^ ^

о ю г го г ^ о ю о

^ о X ^ X ю о г

о X ю X о со

ей X X ^ го о X си О X

ОС

го _0

ас I-

и и

со го

о ^

^ ю

и о

>•

ю си

2016 г.

2017 г.

2018 г.

3

0

Рисунок 2 - Результаты балльной оценки финансовой устойчивости бюджетов субъектов СЗФО в 2016-2018 гг.

По результатам расчета показателей и проведения балльной оценки типа финансовой устойчивости субъектов СЗФО в 2016 г. неустойчивым финансовым положением характеризовались Республика Карелия, Ненецкий автономный округ, Калининградская, Новгородская и Псковская области. Такие регионы, как Республика Коми, г.Санкт-Петербург, Архангельская, Вологодская, Ленинградская и Мурманская области имели устойчивое финансовое положение. В 2017г., как и в 2018 г. субъектами СЗФО с повышенным риском потери финансовой устойчивости оставались Республика Карелия, Калининградская и Псковская области.

Рекомендации. При оценке содержания федеральных законов о бюджетах субъектов СЗФО на 2020 г. и плановый период 2021 г. и 2022 г. и статей об экономической ситуации в РФ были выделены следующие рекомендации для обеспечения сбалансированности и снижения риска потери финансовой устойчивости бюджетов субъектов СЗФО:

• введение прогрессивной шкалы по НДФЛ;

• выявление неиспользуемых бесхозных земельных участков, постановка их на учет и предоставление юридическим и физическим лицам по договорам аренды или купли-продажи;

• передача на федеральный уровень обязательств по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, пенсионное обеспечение и социальные доплаты к пенсии;

• разработать формулу, учитывающую потенциальные финансовые возможности каждого субъекта РФ;

• изменение системы отчислений из федерального бюджета при принятии субъектами РФ дополнительных бюджетных полномочий;

• законодательное закрепление паритета в разграничении доходов между федеральным центром и субъектами РФ;

• отменить неэффективные налоговые льготы и ввести механизм контроля за использованием налоговой льготы, связав его с показателями эффективности ее применения;

Использованные источники:

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020)// Собрание законодательства РФ.-1998.- N 22.-Ст. 3823.

2. Гладковская Е.Н. Оценка финансовой устойчивости региональных бюджетов в России: методика и алгоритм ее применения [Текст] / Е.Н. Гладковская, И.М. Цало, Л.Б. Тетерекина // Вопросы управления. - 2017. -№6(49). - С. 119-131.

3. Найденова Т.А. Анализ качества сбалансированности бюджетов северных территорий // Журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 5-2. - С. 95-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.