Научная статья на тему 'СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИТ-АРХИТЕКТУРЫ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПАНИИ'

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИТ-АРХИТЕКТУРЫ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК / АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ / BALANCED SCORECARD / DIGITAL TWIN / ENTERPRISE ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майданова Светлана Александровна, Ильин Игорь Васильевич

Международными компаниями всех секторов мировой экономики активно внедряются цифровые технологии, происходит переход к мировой цифровой экономике. Цифровая трансформация оказывает существенное влияние на все аспекты деятельности компании, для контроля и планирования процессов цифровой трансформации необходим метод, позволяющий оценить результаты изменений ИТ-архитектуры компании в контексте их соответствия стратегическим целям компании. В настоящей статье предлагается использование для оценки и планирования изменений ИТ-архитектуры сбалансированной системы показателей, применяя ее как основу для построения "цифрового двойника" компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCED SCORECARD AS THE BASIS OF GLOBAL COMPANY IT-ARCHITECTURE MODELING

Currently, international companies actively introduce digital technologies, moving to the global digital economy. Digital transformation has a significant impact on all company's business aspects, monitoring and planning digital transformation processes requires a method that allows evaluating the changes in the company's IT architecture results in the context of their compliance with the company's strategic goals. This article proposes the balanced scorecard application to measure and plan IT architecture changes, using it as the basis for the company's digital twin.

Текст научной работы на тему «СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИТ-АРХИТЕКТУРЫ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПАНИИ»

8. Munuzuri,J., Onieva, L,Cortes, f\Guadlx, J.: Using loT data and applications to improve port-based intermodal supply chains. Cohnput. !nd. Eng. 139, 105668(2019).

9. Parker, MM., Benson, RJ.,Trainor, H.E.: information Economics, Linking Business Performance to Information Technology, New Jersey, Prentice-Hall.

(1988),

10. ParkerM.M , Benson, RJ.,Trainor, H.E.: Information Strategy and Economics, New Jersey, Prentice-Hall.

(1989),

11.Peivez, H., Haq, I.U.; Blockchain and lot based disruption in logistics, 2019 2nd international Conference on Communication, Computing and Digital Systems (C-CODF 19), Islamabad, 6-7 March 2019, pp. 276-281 (2019).

12.flenkema, T. J.W., Berghout E.W.: Methodologies for information systems investment evaluation and the proposal stage: a comparative review.

information and Software Technology. N 39. pp. 1-13. (1997),

13.Sandkuhl, K., Stirna, J.: Capability Management in Digital Enterprises. Springer-Verlag, Berlin (2018).

14. Top Trends from Gartner Hype Cycle for Digital Government Technology. (2019) htips:// www.gartner.com/smarterwithgartner/top-trends' from-gartner-hype-cycle-for-digital-government-technology-2019 last accessed 2020/04/10

15. Ulrich, W. and Rosen, M.:The business capability map: building a foundation for business/ IT alignment. Cutter Consortium for Business and Enterprise Architecture, http://www.cutter.corn/ content-and-ana lysis/resource -centers/ enterprise a rc hitectut e/sam pie-our-research/eal 10504.html lastaccessed 2020/03/10

16. Unlocking hidden supply chain value with Ai. Traxens - connecting the dots https://www.traxens. technology.com lastaccessed 2020/03/01,

BALANCED SCORECARD AS THE BASIS OF GLOBAL COMPANY IT-ARCHITECTURE MODELING Ma Ida nova Svet/ana Aleksandrovna, OJSC "Unifider A.S." (branch), Saint Petersburg

fiyin Igor VasiHevich, OSc of Economics, Professor, Saint-Petersburg Polytechnic University of the Great Peter, Saint-Petersburg

Currently, international companies actively introduce digital technologies, moving to the global digital economy. Digital transformation has a significant impact on all company's business aspects, monitoring and planning digital transformation processes requires a method that allows evaluating the changes in the company's IT architecture results in the context of their compliance with the company's strategic goals. This article proposes the balanced scorecard application to measure and plan IT architecture changes, using it as the basis for the company's digital twin.

Keywords; Balanced Scorecard; digital twin; enterprise architecture. D0I 10.24923/2222-243X.2020-36.13

УДК 338 ВАК РФ 08,00,13

i Майданова CA., 2020 ¿Ильин И.В., 2020

МАЙДАНОВА Светлана Александровна, ОАО "Юнифидер A.C." (филиал), Санкг-Пе гербург

ИЛЬИН Игорь Васильевич, доктор экономических наук профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗА ТГЛЕЙ КАК ОСНОВА ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИТ-АРХИТЕКТУРЫ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПАНИИ

Международными компаниями всех секторов мировой экономики активно внедряются цифровые технологии, происходит переход к мировой цифровой экономике. Цифровая трансформация оказывает существенное влияние на все аспекты деятельности компании, для контроля и планирования процессов цифровой трансформации необходим метод, позволяющий оценить результаты изменений ИТ-архитектуры компании в контексте их соответствия стра тегическим целям компании. В настоящей статье предлагается использование для оценки и планирования изменений ИТ-архитектуры сбалансированной системы показателей, применяя ее как основу для построения "цифрового двойника " компании.

Ключевые слова: сбалансированная система показателей; цифровой двойник; архитектура предприятия.

Международные компании в настоящее время играют значительную роль в формировании целостного мирового производства и находятся на стадии широкого распространения и внедрения цифровых технологий во все области своей деятельности.

Переход к цифровой экономике может дать толчок росту конкурентоспособности самых разных секторов, предоставить новые возможности бизнесу и предпринимателям и открыть новые каналы доступа к зарубежным рынкам и к глобальным электронным цепоч-

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ СТРАТЕГИИ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ТРАНСФОРМАЦИИ

кам создания стоимости. Наибольшую экономическую отдачу дает переход на цифровые процессы и внедрение цифровых технологий в рамках цепочек создания стоимости во всех секторах мировой экономики [13].

В настоящее время международные компании нуждаются в пересмотре своих стратегий и адаптации их к требованиям новой цифровой среды, а вместе с тем к перестройке информационных систем компаний в соответствии с внедряемыми стратегиями.

Цифровая трансформация - это процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты бизнес-деятельности компании, требующий внесения коренных изменений в технологии, культуру, операции и принципы создания новых продуктов и услуг. Обязательным признаком цифровой трансформации является создание новых бизнес-предложений для клиентов и партнеров компании. Необходимо создание новых архитектурных реше-ний, позволяющих компаниям отрасли получить конкурентное преимущество, а также обеспечить стратегическое выравнивание бизнес- и ИТ-архитектуры для дальнейшего успешного развития.

Тем не менее, проблема стратегического выравнивания бизнес и ИТ- архитектуры может стать препятствием на пути успешной реализации стратегии компании. Стратегическое выравнивание - это способность создать синергию между позицией организации в конкурентно й среде идизайномсо ответствующе й структуры, поддерживающей выполнение стратегических задач. [2]

Целью данной статьи является разработка метода, позволяющего оценивать результаты цифровой трансформации компании и их соответствие стратегическим целям. Исследование проводилось для глобальных компаний отрасли линейных контейнерных перевозок.

Enterprise Strategic Alignment Method (ESAM) представляет собой кросс-дисциплинарный подход к выравниванию бизнес- и ИТ-архитек-туры предприятия с целью достижения компанией своих стратегических целей. Данный метод объединяет подходы таких дисциплин, как стратегический менеджмент, планирование на основе возможностей, архитектура предприятия и управление портфелем проектов. Ш]

ESAM примечателен тем, что позволяет представить бизнес-модель деятельности ком-

пании как предметную область, позволяя координировать все стратегические стадии трансформации компании в соответствии с ее изменениями.

Для целей данного исследования рассматривается этап стратегических измерений и метрик и оценка их изменений при цифровой трансформации компании. Для этого были разработаны референтные модели стратегических карт сбалансированной системы показателей для глобальной компании отрасли линейных контейнерных перевозок и предложены онтологии, которые могут служить основой для создания "цифрового двойника" глобальной компании.

О

сц о cu

M Q-

ш

Os

н-=Е

О

5Г со

со

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДЕНИЯ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ СТРАТЕГИИ

ДИЗАЙН ВНЕДРЕНИЯ СТРАТЕГИИ

АНАЛИЗ ЬШНЕС • СРЕДЫ

О ; Ir : Г. Г-ВАРНАНТОВ СТРАТЕГИИ

ВЫБОР СТРАТЕГИИ

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ

V

i

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ IIMETPÎJK11

67

Рисунок 1 - Стадии Enterprise Strategic Alignment Method (Метод стратегического выравнивания) [2]

Методологической основой исследования стали Balanced Scorecard Нортона и Кап-лана, стратегический подход к управлению компанией, основанном на стоимости (Value-Based Management), архитектурный подход к управлению информационными системами (Enterprise Architecture}, подход на основе возможностей (Capability-Driven Approach),

Для целей исследования за основу принята рыночная стоимость собственного (акционерного) капитала, максимизация акционерной стоимости компании рассматривается как первичная цель ведения бизнеса. В качестве основы для формирования сбалансированной системы показателей глобальной компании была принята концепция управления акционерной стоимостью компании (SVA), сформулированная Раппапортом. [9]

Авторами ранее была описана сбалансированная система показателей для глобальной контейнерной линии при ее цифровой транс-формации.[17,18]

Финансовая составляющая сбалансированной системы показателей представляет цели операционной, финансовой, инвестиционной деятельности компании, кроме того, определены стратегические цели контроля финансо-

> <

ш S

О ш 3-S

X О X

о

со

68

вого положения компании. Определены стратегические цели цифровой трансформации, достижение которых позволит увеличить долгосрочную акционерную стоимость глобальной компании. Эти цели декомпозируются на стратегические цели каждой составляющей -клиентской, внутренней, составляющей обучения и развития через драйверы, влияющие на достижения стратегических целей каждой из составляющих.

Драйверы клиентской составляющей сбалансированной системы показателей отражают современные тенденции в маркетинговой среде управления цепями поставок. Для определения стратегических целей клиентской составляющей необходимо применение стратегической модели Маркетинг-Микс и метрик стратегического и цифрового маркетинга. [5, 11]

За основу внутренней составляющей сбалансированной системы показателей принята Supply Chain Operations Reference Model -рекомендуемая модель операций в цепях поставок. Драйверами внутренней составляющей в соответствии с моделью SCOR являются функционирование (performance), процессы, практики (методы), люди; стратегическими целями - сервисные характеристики модели SCOR: надежность, оперативность реагирования, гибкость, стоимость, эффективность управления активами. [3]

Модель SCOR предоставляет возможность проанализировать процессы цепи поставок и соотнести показатели внутренней составляющей сбалансированной системы показателей с показателями финансовой, клиентской со-

ставляющих и составляющей обучения и развития, что делает применение данной модели чрезвычайно эффективным инструментом для проведения цифровой трансформации глобальной компании. Кроме того, показатели внутренней составляющей были дополнены показателями стандартов BIMCO Shipping KPÍs Standard, tMO Standard, показателями практик Capacity Management.

Драйверами составляющей обучения и развития являются люди, технологии и организационная структура,

В условиях цифровой трансформации глобальной компании необходимо определение стратегических показателей, инициатив и проблем ИТ-архитектуры предприятия и обеспечить внедрение и контроль за внедрением изменений ИТ-архитектуры предприятия с помощью необходимой организационной структуры и специалистов. Существенную поддержку в этом могут оказать стандарт COSfT и библиотека IT1L, а также существующие фреймворку стандарты и системы контроля качества. [1,10]

Разработанные референтные модели стратегических карт сбалансированной системы показателей компании позволят не только оценить влияние изменения ИТ-архитектуры глобальной компании на финансовую, клиентскую и внутреннюю составляющие компании, но и обеспечить управление проектами при цифровой трансформации компании.

На рисунках 2-5 приведены стратегические цели и драйверы цифровой трансформации глобальной компании по каждой из составляющих ССП, которые затем декомпозируются в стратегические показатели.

Ниикзлм OKT«jU»M)D

АциОРКртМЛОЙИШТ* Mullwre

Г Т! H Л l> ni Гнр 4 О

ГвТОГИ ОТ ÎHIFflAiytii

СГ~ ' I

сип

'г".""i* : [

росчстаиюсти

гер.изтгг

Ы1 : г>■ упгллмиа ГП*рД1.НЛИ>ниМ "I I ,runiMLlri. T I HCHMIК 17 J

FncTUHJiflj.

Обяитиьш if*

CiçiiMccn. Çfc операций цел* ПОСТНО*

Огненные 'f' средлм

.■ :::; :' <r.i. îцлфяваснтрлгсфсрылцих паи '■' -огервцчспми Acnewccrt

Ссииесгк* ccyvjwit % СТО k U О ГШ Продети HOíba ф ItpCjtyKTC« И услуг /»епичектедо/и ф Тродсю рынмс посеянные tine КЙМНШ) н идоыи Магсииизюенпь (§} «Tïu эффекпииость HCnMUOWtM OÍnpOTKWO UmrfJAl CoKfMTffto издержки Щ сЬсдуалмии« Ыдгсичизирапггз ф эффвтиелост* ЖЛО.ТЬЗОИИНЯ ОСномыХ СДОСТ!

Рисунок 2 Финансовая составляющая ССП: Стратегические цели и драйверы цифровой трансформации

Кшюлсш {ОПНМ4Ш1'

СтГЛ<Г*ч«(Н( цели цифромА троне Форм лихи Сммслчм {»ТДИШ 1Д*

Прадмя мм @ У»»ИЧ|«М ^ Предали янн

лводии и >тяуг рмн» )пота«и«е едгнпи

Эффепмйчсе ¡Ълучспне Испол^няисф Упрммшс ф Достжми* ф

пальмэ* лм* м имс груымтм «<к гийносы ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ресурс« и рнлыюи цифрового с елне+гчмм оперативности процессом

сороке ы*р«гг»»н^* лгф имен« посаде"

£тр*т«п*час«ив цели кли(хтс1(м9 еесгмлмсчигА

и СнПрМппв« 4

И(прл%}ОНТ» ПОЛучскшг

ресурс*! и и«ф<орьчиии я

ф Пмишввг ф Онн»ич»яы

пидСв урсчм

ичкш

>в в™™™™*

ирмф •отршти

Рисунок 3 - Клиентская составляющая ССП: Стратегические цели и драйверы цифровой трансформации

Ен<тр«мми сопылмоди

Мнсюишроип Ф

Снфцт лтз«нф

имсяшшроит! ф эффективен

'С 4ЛПшЯв ГI

ерцеп

«0« $ ЦИОМИфОСйИ

КОНПрецксы ф

5С0И Прдем« Ф

5С0*Ло*и ф

Стрлотнсс (не и*л» внутренне скшимшай

Гябикгк ф

Сганмчхг» 0

Рисунок 4- Внутренняя составляющая ССП: Стратегические цели и драйверы цифровой трансформации

Стратсм**««** «до* *сч* тр—с ■ *ц|ч? #<имы«ос*к

Сяшств« сВЩтг ф ф Укягяч«

СТОЙЫОСТ» ПрОфПН и услуг (НИН* (ПОСТЕ

ГЦ«И ф

С Тр»1**ткт» «ее (аалмощп» СЧучеяМ м рл игтиа

ф

СНПГТСГН» •КПС'ШМ»«!** ИТп|КЧ«С(« »рчИТАТГрн

им» И7- ркурсн д^мчй

И пдиточепш

■рН'ОГурЫ ШМИСЛМ«*!

ИТгротн цтфмщм

(Офулчна

Рисунок 5 - Составляющая обучения и развития ССП: Стратегические цели и драйверы цифровой

трансформации

Во всех современных стандартах и методо- граммного обеспечения уделяется большое яогиях управления жизненным циклам про* значение сбору и управлению метриками.

Метрики программных проектов - это количественные показатели, отражающие их отдельные характеристики, измерение или комбинация измерений, выполняемая внутри программного проекта или процесса. Измерения могут проводиться в отношении процессов и в отношении непосредственно разраба-^Г тываемых продуктов, 6 настоящее время ^С основной проблемой количественного управ-^ ления проектом является неоднозначность и ^ сложность выбора показателей для отслежи-X вания. Другой проблемой является сложность 111 интерпретации результатов и использование полученных данных для предвидения ситуации у на проекте. [14]

У Сам по себе сбор метрик практически бес-Ш полезен - необходимо корректно интерпре-3" тировать результаты, идентифицировать про-^ ектные риски, определить корректирующие X мероприятия и осуществить прогнозирование О метрик.

X Для унификации подхода к сбору и пред-О ставлению знаний предлагается использовать ^С онтологии. Онтология {в информатике) - это СО попытка детальной и всеобъемлющей форма-* лизации некоторой области знаний с помощью 70 концептуальной схемы. Одно из основных преимуществ использования онтологий - возможность объединения информации, полученной из различных информационных сообществ. Использование онтологий позволит создать единую базу знаний, содержащую информацию о проектах, в частности, о метриках и опыте их использования. [14]

Для контроля цифровой трансформации глобальной компании предлагается использование следующих онтологий:

1) онтология метрик сбалансированной системы показателей. Основными свойствами метрик будут являться: список первичных показателей, рекомендуемые целевые и критические пороги, рекомендуемая периодичность съема показаний. Данная онтология должна быть связана с базой данных проектов через базу данных прецендентов использования метрик;

2) онтология рисков и ограничений: категории рисков и ограничений - технические, внешние, риски и ограничения окружающей среды и управления проектами, риски и ограничения тестирования. Онтология рисков и ограничений через базу данных истории рисков и ограничений должна быть связана с базой данных проектов;

3) онтология методов прогнозирования, связанная с базой данных проектов через базу данных прецендентов прогнозирования;

4) онтология референтных моделей ИТ-ар-хитектуры предприятия, связанная с базой данных проектов, а также с онтологией рисков и ограничений через базу данных истории рисков и ограничений.

Использование предложенных онтологий на основе разработанных референтных моделей стратегических карт сбалансированной системы показателей может служить основой для создания "цифрового двойника" глобальной компании. "Цифровой двойник" компании - это динамическая программная модель организации, основанная на данных, для представления и анализа деятельности организации, еетекущей бизнес-модели, реагирования на изменения внешней и внутренней бизнес-среды, использования ресурсов и формирования потребительской стоимости. [15]

Для создания "цифрового двойника" компании нужно соотнести большое количество стратегических показателей, рисков и ограничений, прецендентов прогнозирования и референтных моделей ИТ-архитектуры предприятия, на рисунке б отображена многоуровневая матрица сопоставления и взаимоувязывания показателей и моделей ИТ-архитектуры как глобальной компании в целом, так и ее бизнес-единиц и бизнес-процессов.

В результате данного процесса обеспечивается "сбалансированность" большого количества показателей и моделей, которые могут "конфликтовать" между собой как на одном уровне,так и на разныхуровняхкомпании, как на одном этапе, так и на разных этапах жизненного цикла.

Каскадирование стратегических показателей происходит сверху вниз, от уровня компании до уровня бизнес-процесса, поскольку в данном исследовании рассматривается глобальная компания, осуществляющая единую стратегию для всех бизнес-единиц. Показатели стратегических составляющих сбалансированной системы показателей соотносятся с рисками и ограничениями, а также с референтными моделями ИТ-архитектуры. На каждом уровне может быть несколько референтых моделей ИТ-архитектуры в зависимости от предлагаемых к внедрению технологий.

Многоуровневая матрица показателей и моделей ИТ-архитектуры компании должна обеспечивать возможность не только отслеживать взаимное влияние показателей и моделей ИТ-архитектуры, рисков и ограничений, но и позволять в кратчайшие сроки вносить необходимые изменения и уточнения, осуществлять оперативное управление требованиями

и изменениями е процессе цифровой трансформации компании. Для этого происходит валидация модели ИТ-архитектуры, начиная от уровня пилотного проекта бизнес-процес-са и заканчивая стратегическими изменениями ИТ-архитектуры компании. Валидация происходит в результате виртуальных испытаний

КАСКАДИРОВАНИЕ

с применением различных методов прогнозирования, После запуска реального пилотного проекта онтологии стратегических показателей, рисков и ограничений, моделей ИТ-архитектуры и методов прогнозирования должны быть уточнены и дополнены путем сопоставления прогнозных и фактических показателей.

ВАЛИДАЦИЯ

Риски £7 и оргвничвтя

Стратегические ресурсы уровеи. юшании

Стратегические возможное™ уровень бюнвс-гроцвсса

Стратегические ресурсы уровень бизнес-процесса

Референтные иодал! 14Т-вр*итйгуры

Референтные мода™ -ИТ-врхитепуры

Риски Ю Референтные модели *

иоргаючвния ИТ-арштепуры

Виртуаль»» испытнтя

Пилотный проект

Виртуальные исгыгатя

Рисунок 6 Многоуровневая матрица сопоставления и взаимоувязывания показателей и моделей ИТ-архитектуры компании

Данный подход является эффективным инструментом для планирования, внедрения и контроля стратегических изменений в условиях цифровой трансформации компании, позволит избежать ошибок и неэффективного управления цифровой трансформацией компании, связанных с неверно выбранными стратегическими показателями, так как позволит анализировать влияние значительного количества показателей на достижение стратегических целей, а также корректировать стратегию в связи с изменением внешних и внутренних возможностей и ресурсов.

Таким образом, цифровая трансформация требует внедрения цифровых технологий во все аспекты деятельности компании, поэтому сбалансированная система показателей может оказать существенную поддержку при анализе результатов внедрения новейших технологий. Для выравнивания бизнес- и ИТ-архитек-туры компании целесообразно использование онтологий стратегических показателей, рисков и ограничений, методов прогнозирования и референтных моделей ИТ-архитектуры компании. При использовании данных онтологий возможно создание "цифрового двойника" компании, который позволит анализировать и планировать влияние изменений ИТ-архитектуры компании на результаты ее деятельности.

Литература:

Т. A Business Framework for the Governance and Management of Enterprise IT. COBiT an ISACA framework. ISACA, USA, 30] 2. - 325 c.

2. Aidea, A. Enterprise strategic alignment method. Across- disciplinary capability-driven approach: PhD thesis [Электронный ресурс] / A. Aldea // University ofTwente,The Netherlands. -2017. Режим доступа: https://ris.utwente.nl/ws/portalfi les/porta 1/6045124

3. APICS. Supply Chain Operations Reference Model SCOR. Version 12.0. // Chicago, USA: APICS. - 2017. -1096 c.

4. Brandenburg, M. Quantitative Models for Value Based Supply Chain Management / M. Brandenburg // Berlin: Springer. -Veriag, 2013.-345 c.

5. Elores L How to Measure Digital Marketing / L. EloresZ/Palgatve,-2014. - 255 c.

6. Kaplan, R.S. Strategy Maps: converting intangible assets into tangible outcomes / R.S. Kaplan, D.P. Norton// USA: Harvard Business School Press. - 2003. -512c.

7. Kaplan, R, S. The balanced scorecard: measures that drive performance / R.S. Kaplan, D.P. Norton // HBR, - 2005. -■ №83, No. 7, - С. 172.

8. Lankhorst, M.: Enterprise Architecture at Work. Modelling, Communication and Analysis. Springer Veriag, Berlin (2017).

9. Rappaport, A. Creating shareholder value / A. Rappaport // New York: The Free Press. - 1998.

10.The Official Introduction to the ¡TIL Service Life cycle // TSO, United Kingdom. - 2007.

1 1. Tomczak Т., Reinecke S., Kuus A, Strategic Marketing, Market-Oriented Corporate and Business Unit Planning / T. Tomczak, S. Reinecke, A. Kuus // Springer. - 2018.-253 c.

12.UNCTAD. World Investment Prospects Survey 2014-2016, [Электронный ресурс] // 2017. Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ webdiaeia2015d4 .en.pdf

13. UNCTAD. World Investment Report 2017. [Элект ройный ресурс] // 2017. Режим доступа: https:// uncrad.org/en/PublicatronsLibrary/wir2017_en.pdf.

14. белов В.В. Проектирование информационных систем / В.6. Ьелов, 8.И.Чистякова, - М. : Академия, 2013.-352 с.

15.Бороеков А.И., Рябой Ю.А., Марусева В,М. Новая парадигма цифрового проектирования и моделирования глобально конкурентоспособной продукции нового поколения // [Дифроеое производство: методы, экосистемы, технологии / МШУ С КОЛ КО ВО. - 2018. - С. 24-44.

lö.SsopoBKOB А.И, Цифровые двойники в высокотехнологичной промышленности. Краткий доклад / А.И. Бороекое, A.A. Гамзикова, К.В. Кукушкин, ¡O.A. Рябое. - СПб.: Политех-пресс,- 2019. -62 с.

17.Майданова С.А, Система сбалансированных показателей для цифровой трансформации компании- глобальной судоходной контейнерной линии / С.А. Майданова, И.В. Ильин // Яоги стика и управление цепями поставок. - №4(93). -С. 49-59,

18.Майданова CA. Стратегический подход к циф ровой трансформации глобальной судоходной контейнерной линии / CA. Майданова, И.В. Иль ин // Логистика и управление цепями поставок. -201 а. -№(88). -С. 14-28.

APPROACHES, MODELS ANDTOOLS FOR INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS STRUCTURES AT

THE REGIONAL LEVEL IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION *

Momotova Oksana Nfko/aema, PhD of Economics, Associate Professor

Vorontsova Gaffna V/adlmlroma, PhD of Economics, Associate Professor

Boris Olga Aleksandrovna, DSc of Economics, Associate Professor

Department of Management, Institute of Economics and Management, North-Caucasus Federal University, Stavropol Vlasova Natalia Vladimirovna, consultant, Department of regulation of heat energy tariffs and gas prices of the regional tariff Commission of the Stavropol territory, Stavropol

The paper considers the main approaches to interaction between the state and business structures, considers the main models and tools of interaction, and identifies trends and problems h> the process of interaction between government and business at the regional level in the conditions Of digitization of the Russian economy. The purpose of the research is to identify the nature, content and main trends in the process of interaction between the state and business structures at the regional level in the conditions of digitaiization of the Russian economy Both theoretical methods (analysis, classification, deduction) and empirical methods (study of information sources, observation, comparison) were used.

Keywords: interaction models; interaction tools; government and business; region; digitalization. DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.14

УДК 338.2 ПОДХОДЫ, МОДЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВАК РФ 08.00.0S ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛА СТИ

И БИЗНЕС-СТРУКТУР НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХЦИФРОВИЗАЦИИ **

Рассмо грены основные подходы к взаимодействию государс: tea и бизнес-струк-тур, а также основные модели и инструменты взаимодействия, выявлены тенденции и проблемы процесса взаимодействия органов власти и бизнеса на региональном уровне в условиях цифровизации российской экономики, Целью исследования является выявление характера, содержания и основных ген денций процесса взаимодействия государства и бизнес-структур на региональном уровне в условиях цифровизации российской экономики. Были использованы как теоретические методы (анализ, классификация, дедукция), так и эмпирические методы (изучение источников информации, наблюдение, сравнение).

ФМомотова ОМ, 2020 0 Воронцова Г.В., 2020 О Борис O.A. и др., 2020

* The study was performed with financial support RFBR within the framework of the research project RF8R "Development of the concept of formation of effective models of interaction between authorities and business structures on regional level in the digital integration of the Republic of Belarus and the Russian Federation", project no. 20-510-00025.

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ "Разработка концепции формирования эффективных моделей взаимодействия органов влас ти и б из нес-структур из региональном уровне в рамках цифровой интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации" проект №'20-510 00025.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.