Научная статья на тему 'Сбалансированная система показателей как инновационный инструмент реализации финансовой стратегии предприятий пищевой промышленности'

Сбалансированная система показателей как инновационный инструмент реализации финансовой стратегии предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
627
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРОЕКЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафиулина Е. П.

Статья посвящена изучению особенностей построения и внедрения сбалансированной системы показателей как инновационного инструмента реализации финансовой стратегии предприятий пищевой промышленности. Рассмотрены этапы реализации финансовой стратегии при использовании сбалансированной системы показателей и выделены основные индикаторы, рекомендуемые для анализа на предприятиях пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сбалансированная система показателей как инновационный инструмент реализации финансовой стратегии предприятий пищевой промышленности»

Отраслевые финансы

Удк 658.14

сбалансированная система показателей как инновационный инструмент реализации финансовой стратегии предприятий пищевой промышленности

е. п. сафиулина,

аспирантка кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности E-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет

Статья посвящена изучению особенностей построения и внедрения сбалансированной системы показателей как инновационного инструмента реализации финансовой стратегии предприятий пищевой промышленности. Рассмотрены этапы реализации финансовой стратегии при использовании сбалансированной системы показателей и выделены основные индикаторы, рекомендуемые для анализа на предприятиях пищевой промышленности.

Ключевые слова: сбалансированная система показателей, ключевые показатели эффективности, проекция, финансовая стратегия предприятия, пищевая промышленность, стратегическое управление.

В современных условиях глобализации постоянное изменение внешней среды функционирования отечественных предприятий пищевой промышленности и усиление конкурентной борьбы вынуждают их адаптироваться к новым условиям, более эффективно реализовывать свою стратегию развития.

Сложность, неопределенность условий развития финансово-хозяйственной деятельности и постоянный рост интенсивности производства требуют от предприятий пищевой промышленности максимально эффективного использования всех имеющихся финансовых ресурсов и резервов, а также

определяют необходимость внедрения и освоения инновационных методов управления финансами.

Одной из наиболее важных проблем стратегического управления предприятий пищевой промышленности является недостаток экономического обоснования важности и эффективности применения финансовой стратегии. Современным предприятиям пищевой промышленности в целях оценки эффективности принятия важных управленческих решений необходимо опираться на систему показателей, учитывающую изменения во внешней и внутренней среде и основывающуюся на финансовой и нефинансовой информации.

В качестве инновационного инструментария, который позволяет наполнить процесс принятия управленческих решений актуальной, достаточно полной информацией и преодолеть разрыв между финансовой стратегией и операционной деятельностью, выступают сбалансированная система показателей (ССП) и система ключевых показателей эффективности (СКПЭ), получившие широкое распространение в практике управления западных предприятий.

Сбалансированная система показателей представляет собой систему управления предприятием на основе измерения и оценки его эффективности по набору ключевых показателей, отражающих все су-

Таблица 1

Основные подходы к построению и применению ссП предприятиями промышленности

Автор краткая характеристика теории

Нортон Д., Каплан Р. Классическая модель - включение в ССП показателей, характеризующих четыре аспекта деятельности компании (перспективы): финансы, рынок/клиенты (маркетинг), внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие

Вишняков О. Разработка и внедрение ССП - это полноценный проект, который включает в себя три основных этапа: - разработка необходимых элементов (стратегических карт, моделей окружения целей и т. д.); - встраивание ССП в систему управления компании, настройка ее подсистем; - внедрение разработанной системы. Сбалансированная система показателей может и должна стать основой для разработки системы мотивирования

Косинова Н. Сбалансированная система показателей во многом является продолжением системы стратегического планирования, она нацелена на более четкую привязку стратегии компании к ее реализации на основе разработанной взаимосвязанной системы показателей и должна включать измеряемые показатели минимум по четырем направлениям: финансовое, удовлетворение потребительских запросов, внутренняя операционная эффективность, инновации и обучение

Малинникова М. Построение ССП на основе качественной и работающей системы бюджетирования, так как именно в бюджетах определены все ключевые коэффициенты оценки эффективности деятельности. Необходимость введения в классическую модель дополнительной проекции - «Наука и инновации», что позволит добиться стратегических целей в более короткие сроки

Абрамова И. Разработка ССП включает в себя следующие основные этапы: - подробное описание ССП, которая наиболее полно отражает стратегические цели предприятия; - определение возможных значений показателей, входящих в систему; - разработка основных стратегических направлений и плана действий, необходимых для достижения заданных значений показателей

Ламонов Д., Грачев В., Граф Р. Наиболее эффективный способ разработки ССП - интеграция ее в систему управления компанией и обеспечение взаимодействия с основными подсистемами

Савинова Е. Основой эффективной ССП является согласованность и сбалансированность финансовых, рыночных, организационных и инновационных целей предприятия, а также оценка ключевых показателей эффективности

Примечание. Составлено автором по: Косинова Н. Н. Развитие системы стратегического управления предприятиями промышленности: теория, элементы, проблемы и перспективы: монография. Волгоград: Изд-во ВолГУ 2007. С. 174 - 179.

щественные (с точки зрения финансовой стратегии) аспекты деятельности (финансовые, производственные, маркетинговые, инновационные и т. п.)1.

Под ключевыми показателями эффективности следует понимать систему финансовых и нефинансовых показателей, оказывающих влияние на количественное и/или качественное изменение

результатов по отношению к поставленной страте" 2 гической цели предприятия2.

1 Савинова Е. А. Сбалансированная система показателей как инструмент формирования стратегии промышленного предприятия // Управленческий учет. 2007. № 3. С. 43 - 46.

2 Косинова Н. Н., Сизов Ю. И., Галушкин В. И. Система стратегического управления на предприятиях промышленности: особенности формирования и инновационные инструменты развития. Волгоград: Изд-во ВолГУ 2010. С. 141 - 144.

Построение и внедрение ССП и СКПЭ на предприятии позволяют устанавливать взаимосвязи между целями и ключевыми показателями эффективности, а также выявлять резервы роста целевых показателей деятельности экономического субъекта.

Основные подходы, отражающие особенности разработки и использования сбалансированной системы показателей промышленными предприятиями, представлены в табл. 1.

Таким образом, проанализировав мнения специалистов по вопросам разработки и внедрения ССП, необходимо сделать следующие выводы: 1) сбалансированная система показателей связывает стратегические цели с оперативными планами и бюджетами по их достижению. Это инстру-

мент управления, предназначенный в первую очередь для высшего руководства и менеджеров, который должен помогать получать общее представление о деятельности компании и состоянии среды, в которой она осуществляется;

2) использование в управлении ограниченного числа одних только финансовых показателей не позволяет успешно применять ССП и реализо-вывать финансовую стратегию в долгосрочной перспективе;

3) сбалансированная система показателей определяется стратегией предприятия, и только разработав ее, можно переходить к дальнейшим шагам по созданию ССП;

4) сбалансированная система показателей в первую очередь является механизмом реализации финансовой стратегии, а не ее формулированием. Предполагается, что процесс разработки уже произошел и требуется определить, что нужно сделать в разных функциональных областях для ее реализации, а также осуществлять контроль за всем процессом в целом;

5) все показатели взаимосвязаны между собой и все вместе образуют единую систему. Промышленные предприятия России только

начинают присматриваться к данному инструменту реализации финансовой стратегии и лишь 12-15 % из них внедряют его в практику финансово-хозяйственной деятельности.

Распределение российских компаний по отраслям промышленности, применяющим ССП, отражено на рис. 1. Только 8 % предприятий пищевой промышленности применяют ССП. Причинами, которые препятствуют распространению ССП, являются: отсутствие быстрых результатов; необходимость формирования информационного пространства; трудность оценки важных ключевых показателей; невозможность разработки системы без инициативы управленцев и персонала; особенности

деятельности; отсутствие четко сформулированной финансовой и корпоративной стратегии и т. д.

В ходе исследования также установлено, что использование ССП принесло организациям в целом положительные результаты и оправдало затраты на разработку и внедрение почти в 70 % случаев (табл. 2).

Представленные статистические данные доказывают целесообразность разработки и внедрения сбалансированной системы показателей в практику предприятий пищевой промышленности в качестве эффективного инструмента реализации их финансовой стратегии.

Изучение международного опыта, а также результаты проведенного экономико-статистического анализа позволяют выделить следующие отраслевые особенности российских предприятий пищевой промышленности, которые необходимо учитывать при разработке и внедрении ССП: - стратегическое значение развития пищевой промышленности для страны и общества определяет необходимость соответствия деятельности предприятий отрасли основным направлениям государственной политики и стратегии социально-экономического развития страны; финансовое направление системы должно учитывать показатели использования собственного капитала предприятия пищевой промышленнос-

□ Пищевая промышленность

□ Машиностроение

Ш Металлургический комплекс

■ Топливно-энергетический комплекс

□ Химическая промышленность

И Агропромышленный комплекс

□ Строительный комплекс В Легкая промышленность

■ Другие

Примечание. Составлено автором по данным исследований консалтинговой фирмы Horvath & Partners. URL: http://www. horvath-partners. ru.

рис. 1. Доля предприятий по отраслям промышленности, применяющих сбалансированную систему показателей

Таблица 2

Оценка эффективности внедрения сбалансированной системы показателей в практику промышленных предприятий

результаты внедрения ССП доля организаций, %

Отсутствие значимых результатов 20

Внедрение экономически 7

нецелесообразно

Незначительные положительные 10

результаты

Положительные результаты: 63

- преобразование стратегии 86

в оперативные планы

- синхронизация работы организации 80

и стратегии

- успешная реализация стратегии 71

- установка приоритетов 69

стратегических инициатив

- определение стратегических целей 68

- увязка работы сотрудников 67

со стратегией

- установка связи между стратегией и бюджетами 62

- стратегия становится общей заботой 60

всех сотрудников компании

Примечание. Составлено автором по данным исследований консалтинговой фирмы Horvath & Partners. URL: http://www. horvath-partners. ru.

ти и стратегию его развития, направленную на завоевание определенной доли рынка и выживание в усиливающейся конкурентной борьбе;

- потребительская составляющая системы должна учитывать локальность рынков сбыта, специфику готовой продукции предприятий пищевой промышленности и потребности в ней различных слоев населения;

- сохранение и повышение качества отечественных продуктов питания обусловлено использованием в производственном процессе натурального сырья и современных технологий.

В качестве основных этапов реализации финансовой стратегии при использовании ССП следует выделить следующие3:

1) определение стратегических задач и целевых значений индикаторов по проекции финансов согласно разработанной финансовой стратегии предприятия;

3 Косинова Н. Н., СизовЮ. И., Галушкин В. И. Система стратегического управления на предприятиях промышленности: особенности формирования и инновационные инструменты развития. Волгоград: Изд-во ВолГУ 2010. С. 141 - 144.

2) построение причинно-следственной цепочки целей организации, определение характера связей и факторов влияния между ними;

3) выбор основных ключевых показателей эффективности и определение их нормативного значения для предприятия;

4) разработка мероприятий, необходимых для достижения стратегических целей, определение бюджетов, сроков и ответственных за их реализацию;

5) контроль за реализацией финансовой стратегии, при необходимости пересмотр и коррекция ССП в зависимости от скорости изменений в организации.

На взгляд автора, современной организации, функционирующей в отрасли пищевой промышленности, необходимо работать по следующим базовым направлениям:

- финансы;

- маркетинг;

- внутренние бизнес-процессы;

- персонал и управление;

- инновации и развитие. Проиллюстрируем разработку ССП по предложенным проекциям на примере компании «Конфил», основным видом деятельности которой является производство и реализация кондитерских изделий.

Декомпозиция целей исследуемой организации в виде стратегической карты, где стрелками обозначены существующие причинно-следственные связи, представлена на рис. 2.

Перечень индикаторов, рекомендуемых для компании «Конфил» при реализации финансовой стратегии, обусловлен результатами проведенного финансового и маркетингового анализа, который позволил выявить слабые и сильные стороны в финансово-хозяйственной деятельности, а также исследованием поставленных предприятием стратегических целей и задач. По мнению автора, предприятию следует использовать те показатели, которые определяют финансовые и оперативные характеристики деятельности предприятия пищевой промышленности (их количество должно быть ограничено).

Предлагается систему показателей для компании «Конфил» представить в следующем виде:

- прирост объема продаж и прибыли;

- динамика и структура себестоимости;

- рентабельность продаж и собственного капитала;

Миссия

Стратегические _ цели

Эффективное управление финансовыми ресурсами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стимулирование сбыта

я

« о ^ ^

& « ^ я

я ю И

- коэффициент автономии;

- коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;

- показатели текущей ликвидности и платежеспособности;

- показатели финансовой гибкости и финансовой устойчивости;

- оборачиваемость активов;

- денежный поток;

- показатель добавленной экономической стоимости;

- уровень удовлетворенности клиентов качеством продукции;

- рост уровня профессионализма сотрудников.

В целях выявления причинно-следственных связей между стратегическими целями предприятия и ССП все показатели необходимо представить в виде стратегической карты, в которой следует отражать нормативные данные по каждому показателю, определяемые в соответствии с отраслевыми стандартами и статистическими данными развития предприятия и отрасли в целом.

Для оценки и анализа фактически полученных данных управленцам компании «Конфил» предлагается использовать интегральный показатель успешности реализации стратегии4:

Производство и реализация конкурентоспособной кондитерской продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям потребителей

Постоянное устойчивое повышение стоимости компании

Укрепление позиций на региональном рынке сбыта

Рост активов и Обеспечение

эффективное — роста объема

управление продаж и

ими прибыли

Снижение себестоимости продукции

Сохранение и расшире- Обеспечение эффек-

ние клиентской базы тивной ценовой поли-

тики

Повышение эффективности управления оборотными фондами

Расширение ассортимента и обеспечение качества продукции

Эффективное управление основными производственными фондами

С *

Совершенствование системы управления персоналом

Повышение эффективности работы персонала

Улучшение информационно-технической сферы

(автоматизация, база данных и т.д.)

Внедрение инноваций в производство и управление

Ж

Улучшение системы мотивации трудовой деятельности

Развитие организационной культуры

Повышение квалификации сотрудников, развитие и подготовка кадров

Л

РС =-

Ё («А)

/=1_

п

Ё (а1Ьт«х )

где РС - интегральный показатель успеха реализации стратегии промышленного предприятия, %;

Источник: авторская разработка.

рис. 2. Дерево целей компании «Конфил»по основным стратегическим направлениям

п - количество индикаторов по каждому направлению;

a1 - уровень приоритета;

Ь1 - оценка реализации цели в краткосрочном

периоде;

Ь - максимально возможная оценка степени

тах ^

реализации цели.

На основе данного анализа менеджеры смогут определить эффективность реализации финансовой стратегии и при необходимости скорректируют стратегические инициативы и установки будущих периодов.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

-100%,

4 Масалина Е. С., Горбунов Н. М., Езепчук Л. А. Экономический мониторинг в системе стратегического управления предприятием: информационное обеспечение и алгоритм проведения. Хабаровск: Изд-во ДВАГС. 2010. С. 150, 151.

1) в целях повышения эффективности реализации финансовой стратегии предприятий пищевой промышленности необходимо правильно измерять и оценивать влияющие на финансо-

1=1

во-хозяйственную деятельность предприятия внешние и внутренние факторы, соотносить их со стратегическими целями;

2) в процессе реализации финансовой стратегии применение системы сбалансированных показателей обеспечивает целенаправленный мониторинг деятельности предприятия пищевой промышленности, позволяет органически соединять финансовые и нефинансовые показатели, а также уровни оперативного и стратегического управления, прогнозировать и предупреждать возможное появление проблем в будущем;

3) при использовании ключевых показателей эффективности организации способны не только оценить уровень выполнения поставленных стратегических целей и задач, но и сравнить полученные результаты с аналогичными показателями деятельности конкурирующих предприятий, поставщиков и клиентов, что позволяет повысить конкурентоспособность предприятия в целом и улучшить его финансово-хозяйственную деятельность.

В заключение необходимо отметить, что применение сбалансированной системы показателей при реализации финансовой стратегии позволит не только проводить углубленный мониторинг деятель-

ности предприятий пищевой промышленности, но и позволит руководству осуществлять отслеживание и диагностику финансовых результатов.

Список литературы

1. Косинова Н. Н. Развитие системы стратегического управления предприятиями промышленности: теория, элементы, проблемы и перспективы: монография. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 2007.

2. Официальный сайт консалтинговой фирмы Horvath & Partners. URL: http://www. horvath-partners. ru.

3. Савинова Е. А. Сбалансированная система показателей как инструмент формирования страте -гии промышленного предприятия // Управленческий учет. 2007. № 3.

4. Косинова Н. Н., Сизов Ю. И., Галушкин В. И. Система стратегического управления на предприятиях промышленности: особенности формирования и инновационные инструменты развития. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 2010.

5. МасалитинаЕ. С.,ГорбуновН.М., ЕзепчукЛ. А. Экономический мониторинг в системе стратегического управления предприятием: информационное обеспечение и алгоритм проведения. Хабаровск: Изд-во ДВАГС. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.