Научная статья на тему 'Сайт как опосредованный информационно-коммуникационный канал взаимодействия с общественностью'

Сайт как опосредованный информационно-коммуникационный канал взаимодействия с общественностью Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
281
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЙТ / СТРУКТУРА САЙТА / ФУНКЦИИ САЙТА / ИНФОРМАЦИЯ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КАНАЛ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / SITE / SITE STRUCTURE / SITE FUNCTIONS / INFORMATION / TARGETED AUDIENCE / SOCIETY / MASS MEDIA / FEDERAL CHANNEL / TARGET AUDIENCE / TELEVISION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Патюкова Р. В., Оломская Н. Н.

В данной статье сайт рассматривается как опосредованный информационно-коммуникационный канал взаимодействия с общественностью. Создание и функционирование сайта требует выполнения совокупности сложных последовательных действий. В статье подчеркивается, что принципиальным направлением в деятельности средств массовой информации является взаимодействие с аудиторией. Проанализирована структура сайта «Первого канала», детально изучена целевая аудитория и основные функции федерального канала. Среди функций сайта «Первого канала» обозначены следующие: информационная, коммуникативная, образовательная, интегративная, социально-педагогическая и развлекательная.This article is devoted to the site as mediated information and communication channel of social interaction. The authors of the article state that the interaction of public and media is one of the most important trends of activity. The structure of the channel One website is analyzed, the target audience and the main functions of the Federal channel are studied in detail. Among the functions of the site "channel One" are the following: information, communication, educational, integrative, socio-pedagogical and entertainment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сайт как опосредованный информационно-коммуникационный канал взаимодействия с общественностью»

УДК: 82 -92; 316.77

ББК: 80; 32.81в7

Патюкова Р.В., Оломская Н.Н.

САЙТ КАК ОПОСРЕДОВАННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ КАНАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Patukova R.V., Olomskaya N.N.

SITE AS MEDIATED INFORMATION AND COMMUNICATION CHANNEL

OF SOCIAL INTERACTION

Ключевые слова: сайт, структура сайта, функции сайта, информация, целевая аудитория, общественность, средство массовой информации, федеральный канал, целевая аудитория, телевидение.

Keywords: site, site structure, site functions, information, targeted audience, society, mass media, Federal channel, target audience, television.

Аннотация: в данной статье сайт рассматривается как опосредованный информационно-коммуникационный канал взаимодействия с общественностью. Создание и функционирование сайта требует выполнения совокупности сложных последовательных действий. В статье подчеркивается, что принципиальным направлением в деятельности средств массовой информации является взаимодействие с аудиторией.

Проанализирована структура сайта «Первого канала», детально изучена целевая аудитория и основные функции федерального канала.

Среди функций сайта «Первого канала» обозначены следующие: информационная, коммуникативная, образовательная, интегративная, социально-педагогическая и развлекательная.

Abstract: this article is devoted to the site as mediated information and communication channel of social interaction. The authors of the article state that the interaction of public and media is one of the most important trends of activity.

The structure of the channel One website is analyzed, the target audience and the main functions of the Federal channel are studied in detail.

Among the functions of the site "channel One" are the following: information, communication, educational, integrative, socio-pedagogical and entertainment.

В современном мире позиционирование организации, предприятия или фирмы во всемирной сети осуществляется посредством создания индивидуального стиля, а также через предоставление общественности качественной и оперативной информации, а также с помощью создания механизма обратной связи и изучения общественного мнения1.

Сайт представляет собой инструмент предприятия, организации и фирмы в глобальной информационной сети. Создание и функционирование сайта - это прежде всего алгоритм сложных логичных шагов, наце-

1 Гундарин М.В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиарилейшнз. М.: ФОРУМ, 2015 С. 144-156.

ленных на результат. Окончательный результат коррелирует с целью сайта как основы компьютерной информационной системы, где размещается любая информация, данные и сведения.

Сайт - система упорядочивания электронных документов, файлов данных и кода частного лица или организации в сети Интернет под электронным адресом2.

Страницы сайтов - это набор текстовых файлов, размеченных на языке HTML. Язык HTML позволяет форматировать текст, различать в нём функциональные элементы, создавать гиперссылки и вставлять в отображаемую страницу изображе-

2 Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.: Альфа-книга, 2000. С. 154-171.

ния, звукозаписи и другие мультимедийные элементы1.

Взаимодействие аудитории со СМИ является одним из важнейших направлений в деятельности. Необходимо отметить, что создание сайта проходит в несколько этапов: постановка целей; определение целевой аудитории; создание информационной архитектуры; подбор материалов; разработка дизайна; обработка материалов; техническая реализация; обновление информации; отслеживание обратной связи2.

Сайт «Первого канала»

(https://www.1tv.ru/) был создан в 1996 году. За 22 года его функционирования произошел ряд изменений визуального восприятия структуры сайта, его оформления и содержания. Основная цель - информирование аудитории. Структура сайта имеет иерар-хичную (древовидную) модель.

Открытое акционерное общество «Первый канал» - одна из крупнейших российских телекомпаний. Первый канал обладает наибольшим охватом аудитории в Российской Федерации, в процентном соотношении аудитория Первого канала по России составляет порядка девяноста девяти процентов. Первый канал является вторым по возрасту телеканалом в Советском Союзе и России после петербургского Пятого канала. Вещание Первого канала осуществляется из Москвы, штаб-квартира Первого расположена в телевизионном центре «Останкино», который находится по адресу: улица Академика Королева дом, 12. Первый канал позиционирует себя как главный канал Российской Федерации, надо сказать, что и наибольшим пакетом акций телеканала владеет государство.

В составлении программной политики телеканала приоритетным является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, в том числе самого популярного жанра - кинопоказа, а также новостного, общественно-

1 Денисов А.В. Веб-сайт как жанр Интернет-коммуникаций. Красноярск: Красноярский ГУБ, 2004. С. 184-193

2 Быков И.А. Интернет-технологии в связях с общественностью. СПб.: Роза мира, 2010. С. 241-275.

политического и аналитического телевидения.

Основой структуры Первого канала является информационное вещание, и прежде всего информационная программа «Время», которая имеет стабильную зрительскую аудиторию. Её популярности способствует как широта актуально раскрываемых тем, так и появление молодых талантливых репортеров. Сегодня это традиционный вечерний («девятичасовой») выпуск. «Ночное Время» представляет собой информационно-аналитический канал, который выходит в эфир с итогами дня и содержит прямые включения с комментариями специалистов по наиболее важным вопросам и актуальным проблемам, а также выпуски авторской программы «Однако».

В утреннем эфире выходит информационно-развлекательный канал «Доброе утро». Особое место в вещании занимают публицистические программы, где обсуждаются наиболее актуальные политические, экономические и другие аспекты жизни современного общества. Кроме того, особое место на канале занимает жанр документального расследования, построенного по принципу реконструкции событий прошлого, который расширяет демографический состав канала, привлекая к нему значительную молодежную и мужскую аудиторию.

Одной из отличительных черт канала является акционное вещание - специальные проекты, подготовленные к тем или иным памятным датам или специально созданные постоянными авторами, работающими на канале. Наиболее заметными среди них были: новогодний спецпроект "Старые песни о главном", продюсер которого Константин Эрнст получил национальную премию «Тэфи» за лучшую продюсерскую работу.

В рамках исследования рассмотрим организационную структуру официального сайта «Первого канала».

Основными разделами являются: прямой эфир; новости; телепроекты; фильмы и сериалы; доккино; спорт; телепрограмма. При переходе на сайт сразу привлекают внимание меняющиеся заставки - в них содержится информация о ближайшей трансляции наиболее популярных передач. Затем, если листать страницу вниз, можно прочи-

тать актуальные новости, в том числе есть возможность просмотреть последний выпуск программы «Время». Также наше внимание привлекли динамичные рекламные баннеры со встроенной ссылкой, расположенные сбоку от новостного блока. Но размещается не сторонний продукт, а так называемая «самореклама».

После новостного блока возникает перечень недавних выпусков телепроектов с указанием количества просмотров. В данном списке можно найти любую интересующую зрителя передачу. Это позволяет посмотреть в онлайн-режиме любимую программу, если по различным причинам человек пропустил телевизионный эфир.

Пролистывая страницу дальше, мы видим логотипы и названия телепроектов канала за определенный сезон. Если «кликнуть» на какую-либо иконку, откроется страница выбранного проекта, в которой будет подробная информация, а также все выпуски шоу. Так устроено вещание, что эфирное время не рассчитано на большое количество повторов абсолютно всех проектов. В данном случае, положительным фактором для сайта является, если у аудитории есть любимые программы, сезон которых уже закончился или выпуски больше повторять не будут, то всегда есть возможность пересмотреть все на сайте.

Таким образом, повышается вовлеченность аудитории, увеличивается количество просмотров и уникальных посетителей сайта.

При продолжении мониторинга содержания сайта «Первого канала» наше внимание привлекают социально-значимые мультимедийные проекты и полнометражные отечественные фильмы, финансовую поддержку которым оказало руководство телекомпании. Среди них: исторические фильмы, документальные фильмы, передачи про спорт и т.д. Под заставками проектов закреплены ссылки для перехода на страничку с целью получения более подробной информации. Все гиперссылки активны, содержат наиболее полные сведения и материалы. Оформление страниц соответствует стилистике проектов.

К примеру, если открыть вкладку про трагедию в Кемерово, то вся страничка вы-

глядит сдержанно, в темных тонах. Там находится вся информация, которую удалось собрать журналистам телеканала, все новостные выпуски, ток-шоу по данной тематике, а также нарезки и фрагменты видеоматериалов. Запуская ссылку про Олимпийские игры в Сочи, можно ознакомиться со списком российских спортсменов, которые результативно проявили себя в соревнованиях. В «подвале сайта» - именно так называют самый низ веб-страницы, размещены ссылки на профили «Первого канала» в социальных сетях. А также разделы, среди которых информация о компании; онлайн-кинотеатр; акции Первого канала; кастинги, происходящие на Первом канале; мобильные приложения; видеоархив; телерейтинги; спецпроекты; предложения о работе на Первом канале; пользовательское соглашение; контакты; навигатор по сайту; обратная связь и пр.

Причиной развития и прогресса сайта «Первого канала» является увеличение потребностей аудитории в получении новой информации. Целевая аудитория - это прежде всего люди, интересующиеся этим сайтом и, соответственно, именно они являются потребителями контента данного интернет-ресурса. Условно говоря, вся аудитория делится на закрытую и открытую и, соответственно, закрытая - это та аудитория, которая состоит из пользователей сайта, где отсутствует обратная связь. В свою очередь, открытая аудитория характеризуется не только существованием обратной связи, но и некой организацией1.

С опорой на Интернет-сервис Analysis, посредством счетчика Livelnternet удалось выяснить, что в день сайт «Первого канала» просматривают 2 285 527 человек, в месяц -75 158 060 и 901 896 720 человек в год3.

Если говорить о географии посетителей, то результаты исследования следующие: Россия - 35,0%; Германия - 17,5%; Китай -4,0%; Франция - 3,8%; Соединенные Штаты

1 Коньков В.И. Средства массовой информации в современном мире. СПб.: Роза мира, 2005. С. 296312.

2 Официальный сайт исследовательской компании Mediascope [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mediascope.net.

3 Официальный сайт анализа веб-сайта [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://a.pr-cy.ru/.

Америки - 3,2%. 52% мужчин и 48% женщин - такова гендерная специфика ресурса.

Также был произведен SEO-анализ сайта на предмет ключевых слов, по которым Интернет-пользователи через поисковые системы «Яндекс» и Google запрашивают «Первый канал» чаще всего. Онлайн-версия телеканала, как и традиционные СМИ, содержит в себе функциональные особенности.

Основная функция - информационная. Любой корпоративный сайт создается с целью информирования аудитории об услугах компании, новостях и нововведениях. Так как сайт «Первого канала» является электронным прототипом телевизионного вещания, то необходимо отметить, что предоставлять актуальную информацию пользователям, своевременно обновлять контент, не перегружать страницу устаревшими данными - основные требования к реализации информационной функции.

Еще одна, не менее важная, функция сайта «Первого канала» - коммуникативная. Она подразумевает налаживание и поддержание общественных связей. Ведь при проведении грамотной коммуникативной политики веб-страницы потенциальная аудитория может стать реальной.

Необходимо использовать широкий коммуникативный инструментарий для повышения уровня доверия к СМИ. Вследствие этого, разработчики Интернет версии «Первого канала» в «подвале сайта» поместили активную ссылку «обратная связь». Данная функция позволяет узнать общественное мнение по тому или иному вопросу, а также помогает СМИ совершенствоваться. Оставив определенную обратную связь, в случаях, когда на нее реагируют профессионалы и представители телеканала, зритель чувствует свою значимость, уровень доверия и степень приверженности к сайту «Первого канала» растет.

Если рассматривать особенности функциональной реализации сайта «Первого канала», то необходимо отметить положительное воздействие образовательной функции. Передачи научного и учебного характера на сайте представлены в полном объеме, среди них «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером», «Непутевые заметки»,

«Хочу знать», мультимедийный проект «Моя родословная», «Человек и закон», «Что? Где? Когда?». Даже если в телеэфире уже нет данной научной программы, в архиве сайта всегда можно ее найти. Достаточно зайти в раздел «Телепроекты» и выбрать желаемое название.

Интегративная или по-другому, консолидирующая, объединяющая функция «Первого канала» находится в тесной связи с информационной и образовательной. Специалисту по наполнению веб-страницы информацией необходимо обладать умением объединять в разделах сайта потребности общества в целом и отдельно взятого зрителя в частности. «Первый канал» как средство массовой коммуникации по своей природе способен поддерживать нормальное функционирование той аудитории, на которую распространяется влияние. Сам факт регулярного просмотра программы, к примеру, «Голос. Дети», разными людьми уже свидетельствует об их определенной общности.

Социально-педагогическая функция иначе определяется как управленческая. Предполагает прямую вовлеченность содержания сайта «Первого канала» в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей.

Как известно, 51% акций АО «Первый канал» владеет государство, поэтому оно вправе вмешиваться в процесс вещания. Обращения Президента РФ к Федеральному собранию, пресс-конференции правительственной значимости, большие интервью, транслируемые в воскресных выпусках новостей, с известными представителями государственной власти, документальный фильм о Путине, который вышел в 2018 году в эфире «Первого» в преддверии президентских выборов - все эти инструменты призывают общество следить за политической ситуацией в стране, помогают формировать нужное общественное мнение.

Значимая функция сайта «Первого канала», на наш взгляд, - рекреативная, одна из основополагающих функций современных СМИ в целом. Она напрямую связана с отдыхом. Подобный контент формируется из многосерийных фильмов, развлекательных

программ, среди них такие, как «КВН», «Ледниковый период», «Вечерний Ургант», «Лучше всех!», «Давай поженимся», «Сегодня вечером», «Модный приговор», «Поле чудес» и другие.

В настоящее время в таких телепрограммах огромную роль играют интерактивные возможности просмотра: зритель может не просто наблюдать за ходом игры, но и принимать активное участие, искать решения, отвечать на вопросы, находясь по ту сторону экрана. В процессе просмотра аудитория отдыхает от повседневных забот, погружаясь полностью в программу или сериал.

Таким образом, проанализировав структуру сайта «Первого канала», детально изучив целевую аудиторию и основные функции, мы пришли к выводу, что структу-

ра сайта имеет иерархичную, упорядоченную структуру. Это способствует оперативному поиску необходимой информации.

Также удалось определить, что на веб-ресурс «Первого» чаще заходят мужчины, чем женщины, по географическим рамкам -преимущественно из России.

По приоритетности расположения содержимого сайта можно сделать вывод, что аудитории интересны несколько видов телепрограмм: юмористические программы, различные шоу, телесериалы, кинофильмы, концерты.

Среди функций сайта «Первого канала» следует выделить информационную, коммуникативную, образовательную, инте-гративную, социально-педагогическую и развлекательную.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Быков, И.А. Интернет-технологии в связях с общественностью. - СПб.: Роза мира, 2010. - С. 241-275.

2. Голядкин, Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. - М.: Аспект-пресс, 2006. - С. 72.

3. Гундарин, М.В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз. - М.: ФОРУМ, 2015. - С. 144-156.

4. Денисов, А.В. Веб-сайт как жанр Интернет-коммуникаций. - Красноярск: Красноярский ГУБ, 2004. - С. 184-193.

5. Егоров, В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М.: Аспект-пресс, 2001. -

С. 72.

6. Егоров, В.В. Телевидение. Страницы истории. - М.: Аспект пресс, 2004. - С. 43.

7. Землянова, Л.М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуни-кативистики. - М.: Издательство МГУ, 2010. - С. 23.

8. Коньков, В.И. Средства массовой информации в современном мире. - СПб.: Роза мира, 2005. - С. 296-312.

9. Князев, А. Основы тележурналистики и телерепортажа. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2008. - С. 64.

10. Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М.: Альфа-книга, 2000. - С. 154-171.

11. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Шкондин, М.В. Авторская деятельность журналистов в контексте реализации миссии журналистики // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2019. - № 2, том 2. Филологические науки. - С 197-205.

12. Черевко, Т.С. Перспективы общественного телевидения в России // Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013. - С. 42-55.

13. Официальный сайт анализа веб-сайта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р8://а.рг-су.т/.

14. Официальный сайт исследовательской компании Ме&аБСоре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mediascope.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.