Научная статья на тему 'САТЫШЕВСКОЕ МЕДРЕСЕ: ПРЕПОДАВАТЕЛИ, ВЫПУСКНИКИ, ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЗДАНИЙ'

САТЫШЕВСКОЕ МЕДРЕСЕ: ПРЕПОДАВАТЕЛИ, ВЫПУСКНИКИ, ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЗДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛО САТЫШЕВО / МЕДРЕСЕ / МЕЧЕТИ / БИБЛИОТЕКА МЕДРЕСЕ / МУГАЛЛИМЫ И ШАКИРДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдуллин Халим Миннуллович

Медресе в селе Сатышево Мамадышского уезда Казанской губернии (современный Сабинский район Республики Татарстан) - одно из старейших сельских медресе на территории губернии. Деятельность сатышевского медресе начинается не позднее середины XVIII в. (после 1750-х годов). В XIX - начале XX вв. оно стало одним из крупнейших сельских медресе России. В начале XIX в. учебный центр состоял из трех деревянных зданий, а к началу XX в. создается комплекс мектебе и медресе из семи зданий. В начале XX в. в селе выделяется второй приход и строится еще одна мечеть. Преподаватели и ученики медресе были известными имамами и признанными учеными-богословами в Волго-Уральском регионе. Медресе в с. Сатышево имело обширные образовательные связи с мусульманами главных учебных центров Казани, Оренбурга, Троицка, Бухары и Дагестана. Основоположником медресе следует считать имама Абдуррашида бен Кадермухаммеда. Следующим известным имамом и мударрисом был Ибрагим бен Джагфар ас-Сатыши. После него духовную стезю в Сатышево продолжил Мукмин бен Будач. Одним из известных имамов и мударрисов сатышевского медресе был Ярулла бин Бикмухаммед (1794-1869). Его сын Мубаракша продолжил духовное служение в мечети Сатышево. Одним из учеников Яруллы хазрата был Мухаммад бин Али (Мухаммет Мухамметгалеев), с его именем связано дальнейшее развитие преподавания в Сатышевском медресе. После его смерти в 1902 г. должность первого имама перешла к сыну - Абдрахману Мухаметову, а вторым имамом в документах указывается сын Мубаракши хазрата - Габдулла. Программа преподавания в медресе была «старометодной», классической. Из сохранившегося описания библиотеки медресе известно, что здесь присутствовали в большом количестве рукописи и книги, изданные в России и Турции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATYSHEV MADRASAH: TEACHERS, GRADUATES, HISTORY OF RELIGIOUS BUILDINGS

The madrasah in the village of Satyshevo, Mamadyshsky district of Kazan province (modern Sabinsky district of the Republic of Tatarstan) was one of the oldest rural madrasas in the province. The activity of the Satyshevsky madrasah begins no later than the middle of the 18th century (after the 1750s). In the 19th - early 20th centuries it was one of the largest rural madrasas in Russia. At the beginning of the 19th century, the training center consisted of 3 wooden buildings, and by the beginning of the 20th century, a complex of mektebe and madrasah of 7 buildings was being created. At the beginning of the 20th century, a second parish was allocated in the village and another mosque was being built. The teachers and students of the madrasah were famous imams and recognized theologians in the Volga-Ural region. The madrasah in Satyshevo village had extensive educational ties with the Muslims of the main educational centers of Kazan, Orenburg, Troitsk, Bukhara and Dagestan. The founder of the madrasah should be considered Imam Abdurrashid bin Kadermukhammad. The next famous imam and mudarris was Ibrahim bin Jagfar as-Satyshi. After him, Mukmin ben Budach continued his spiritual path in Satyshevo. One of the famous imams and mudarris of the Satyshev madrasah was Yarulla bin Bikmukhammad (1794-1869). His son Mubaraksha continued his spiritual ministry at the Satyshevo Mosque. One of the students of Yarulla hazrat was Muhammad bin Ali (Mukhammet Mukhammetgaleev), his name is associated with the further development of teaching in the Satyshev madrasah. After his death in 1902, the position of the first imam passed to his son - Abdrakhman Mukhametov, and the second imam in the documents is indicated by the son of Mubaraksha hazrat - Gabdulla. The teaching program at the madrasah was old-fashioned, classical. It is known from the preserved description of the library of the madrasah that there were a large number of manuscripts and books published in Russia and Turkey.

Текст научной работы на тему «САТЫШЕВСКОЕ МЕДРЕСЕ: ПРЕПОДАВАТЕЛИ, ВЫПУСКНИКИ, ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЗДАНИЙ»

УДК 908(470+571)

САТЫШЕВСКОЕ МЕДРЕСЕ: ПРЕПОДАВАТЕЛИ, ВЫПУСКНИКИ, ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЗДАНИЙ

Х.М. Абдуллин

Институт истории им. Ш. Марджани

Академии наук Республики Татарстан

Казань, Российская Федерация

xalimabd@mail.ru

Медресе в селе Сатышево Мамадышского уезда Казанской губернии (современный Сабинский район Республики Татарстан) - одно из старейших сельских медресе на территории губернии. Деятельность сатышевского медресе начинается не позднее середины XVIII в. (после 1750-х годов). В XIX - начале XX вв. оно стало одним из крупнейших сельских медресе России. В начале XIX в. учебный центр состоял из трех деревянных зданий, а к началу XX в. создается комплекс мектебе и медресе из семи зданий. В начале XX в. в селе выделяется второй приход и строится еще одна мечеть. Преподаватели и ученики медресе были известными имамами и признанными учеными-богословами в Волго-Уральском регионе. Медресе в с. Сатышево имело обширные образовательные связи с мусульманами главных учебных центров Казани, Оренбурга, Троицка, Бухары и Дагестана. Основоположником медресе следует считать имама Абдуррашида бен Кадерму-хаммеда. Следующим известным имамом и мударрисом был Ибрагим бен Джаг-фар ас-Сатыши. После него духовную стезю в Сатышево продолжил Мукмин бен Будач. Одним из известных имамов и мударрисов сатышевского медресе был Ярулла бин Бикмухаммед (1794-1869). Его сын Мубаракша продолжил духовное служение в мечети Сатышево. Одним из учеников Яруллы хазрата был Мухаммад бин Али (Мухаммет Мухамметгалеев), с его именем связано дальнейшее развитие преподавания в Сатышевском медресе. После его смерти в 1902 г. должность первого имама перешла к сыну - Абдрахману Мухаметову, а вторым имамом в документах указывается сын Мубаракши хазрата - Габдулла. Программа преподавания в медресе была «старометодной», классической. Из сохранившегося описания библиотеки медресе известно, что здесь присутствовали в большом количестве рукописи и книги, изданные в России и Турции.

Ключевые слова: село Сатышево, медресе, мечети, библиотека медресе, мугаллимы и шакирды.

Для цитирования: Абдуллин Х.М. Сатышевское медресе: преподаватели, выпускники, история религиозных зданий // Историческая этнология. 2022. Т. 7, № 1. С. 35-53. https://doi.org/10.22378/he.2022-7-1.35-53

В 2014-2017 гг. в ходе подготовки к музеефикации сохранившегося каменного здания медресе в селе Сатышево был выявлен и изучен широкий пласт архивно-исторических и биографических материалов, связанных с духовной жизнью в медресе села Сатышево современного Сабинского района Республики Татарстан.

Первая половина XVIII в. - время возникновения основных духовно-просветительских мусульманских сельских центров в Казанском крае. В этот период складываются крупные медресе в таких селах, как Адай, Ка-риле, Симет, Ура, Ташкичу, Тюнтяр в Казанской губернии, Тайсуганов, Стерлибаш в Оренбургской губернии и некоторые другие. К числу таких ранних учебных заведений относится и медресе села Сатышево.

Духовные деятели и их учителя

Село Сатышево, основанное в XVII в., было известно изначально под названием «Буренца» (Бурунча). Первые сведения о большом и ставшем знаменитым медресе указывают, что оно было создано в XVIII в. в селах Сатышево и Сабы имамом Абдуррашидом бен Кадерму-хаммедом. После себя он оставил многочисленных учеников, произведения которых, написанные в 1760-1790 гг., были широко известны в мусульманской среде. Имам скончался в 90-х гг. XVIII в. (Фахретдин 2006: 78). Учителем самого Абдуррашида был знаменитый суфий, хафиз и хаджи Муртаза бен Кутлугуш ас-Симети, получивший образование в Дагестане (Фахретдин 2006: 54).

Одним из религиозных деятелей села Сатышево после Абдуррашида хазрата был Ибрагим бен Джагфар ас-Сатыши, о котором нам, к сожалению, мало известно, мы больше знаем о его учителе - Абубакире бен Юсуфе (Мэр^ани 1989: 272-273).

Другим религиозным деятелем села Сатышево после Абдуррашида хазрата был Мукмин бен Будач, о котором также сохранилось немного сведений, за исключением того, что он являлся отцом и первым учителем одного из крупнейших религиозных деятелей своего времени, уроженца села Сатышево Хисамуддина бин Мукмина (1758-1844) - имама и мудар-риса в деревне Алькеево Бугульминского уезда, известного в народе как Хисамуддин хазрат. Просветительская деятельность Хисамуддина хазрата была определяющей для всего юго-восточного региона Татарстана и соседних областей в этот период. Одним из многочисленных и хорошо известных учеников Хисамуддина-хазрата являлся отец Ризаэтдина Фахрет-дина (Фахретдин 2009: 16-17).

Еще один религиозный деятель, поднявший преподавание в Саты-шевском медресе на новый уровень - Ярулла бин Бикмухаммед бин Бик-тимер бин Кутлугфулад аль-Ашки (1794-1869). Он был имамом и мудар-рисом в селе Сатышево, скончался в 75-летнем возрасте (Фахретдин 2009: 128). Учитель - Габдулла бин Яхъя бин Махмуд бин Максуд бин Сулейман

аль-Чиртуши (Фахретдин 2009: 79-80). Еще при жизни Яруллы хазрата имамом-хатыбом и мударрисом в Сатышево стал его сын Мубаракша бин Ярулла (Мубаракша Яруллин) - с сентября 1864 г. (Республика Татарстан 1994: 199). Он умер 13 июня 1903 г. (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 6634: 23).

Шахмардан хазрат - был имамом в деревне Юбраш (?) Мамадыш-ского уезда. Более десяти лет учился в медресе Яруллы хазрата в деревне Сатышево, после чего стал там хальфой, учил шакирдов. Позднее стал имамом и мударрисом в Юбраше (Фахретдин 2010: 670-671).

Еще одним учеником Яруллы бин Бикмухаммеда был Мухаммад бин Али бин Якуб Хасан аль-Елгави (Мухаммед Галеев), занявший по указу от 13 марта 1872 г. (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 6634: 10об.), должность второго имама и мударриса в Сатышево. Будучи уроженцем села Большая Елга Лаишевского уезда, он продолжил славную преподавательскую традицию Сатышевского медресе. Умер 19 августа 1902 г. (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 6634: 23). По свидетельству одного из его верных учеников, Мухаммад-ханафи ибн Мухаммаджана, Мухаммад бин Али с ученических лет посещал ишанов Кизлява и занимался тасауфом, но, будучи человеком богобоязненным, никогда не позволял себе ничего лишнего, был верен себе. Большее внимание уделял таким предметам, как сарф (морфология арабского языка), нахв (грамматика, синтаксис арабского языка) и фикх (право). В день преподавал только один предмет. Порядок ведения предметов был следующим: «Шархе мулла Джами», «Таузих», «Зюбдатель-асрар», «Исагуджи», «Шархе тахзиб», «Мухтасарель-викая», «Шамсия», «Мулла Джеляль», «Шархе викая», «Салямель-голюм», «Кяфия», «Гайнель-галям», «Гакаиден-насфи». В весенний период - некоторое время «Джазари» и некоторое время «Тальхис». После смерти мударриса Габдрахмана хазрата в Мачкаринском медресе ему было предложено возглавить это выдающееся медресе, однако он отверг предложение со словами: «Я уже в возрасте, шакирдов и здесь большое количество, нет смысла в переезде». В сборнике писем «Муталяга» послание под № 10 принадлежит его перу (Фахретдин 2010: 409-410).

Сын Мухаммад хазрата Абдрахман Мухаметов после смерти отца 26 августа 1902 г. стал имам-хатибом махалли и, соответственно, старшим мударрисом в медресе (Республика Татарстан 1994: 199). Он родился 12 февраля 1875 г. и числился крестьянином села Большая Елга Лаишевского уезда, т. к. его отец был выходцем из этой деревни. (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 6634: 6). 7 мая 1901 г. Абдрахман Мухаметов получил свидетельство (указ) на право быть имамом-хатыбом и мударрисом в ОМДС (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 6634: 7). Для занятия этих должностей, согласно законодательству российской империи, 13 сентября 1902 г. он успешно выдержал экзамен на знание русского языка в Мамадышском городском трехклассном училище (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 6634. Л. 8). 24 сентября 1902 г. прихожанами соборной мечети Сатышево в числе 909 человек был составлен приходской приговор об избрании его на должность муллы (ГА РТ. Ф. 2.

Оп. 2. Д. 6634: 14-17). Только после смерти первого имама, Мубаракши Яруллина, Абдрахман хазрат был утвержден в звании хатыба (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 6634: 23, 28).

По данным на 1912 г., в 1-й соборной мечети Сатышево религиозными деятелями состояли:

1) вероучитель и учитель медресе, указной мулла 1-й соборной мечети Габдурахман Мухамметов Галеев;

2) вероучитель и учитель мектебе, указной мулла 1-й соборной мечети Габдулла Мубаракшин Яруллин и его жена Сара Хасанова.

Казанский губернатор предложениями от 21 февраля 1912 г. за №№ 3247 и 3248 сообщал, что неблагоприятных в нравственном и политическом отношении сведений об указных муллах д. Сатышево Мама-дышского уезда Габдурахмане Мухамметове Галееве и Габдулле Муба-ракшине Яруллине, а также и о жене последнего Саре Хасановой не имеется (ГА РТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 1577: 273об. - 274).

В конце 1911 г. на должность имама и мударриса 2-й мечети села Са-тышево заступил еще один сын Мухаммада хазрата Галеева - Фаизхан Мухаметов. В рапорте Мамадышского уездного исправника от 23 декабря 1911 г. отмечалось, что «Фаизхан Мухаметов приходится родным братом мулле 1-й мечети Абдрахману Мухаметову; принадлежит он к партии мусульман-прогрессистов и занимается обучением детей по новому методу» (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 7626: 22).

Мечети

Известно, что мечеть в Сатышево была построена в 1865 г. (Республика Татарстан 1994: 199), однако, учитывая, что с XVIII в. в селе служили имамы и мударрисы, можно предположить, что мечеть появилась гораздо раньше.

По имеющимся материалам известно, что до 1865 г. богослужения проходили в одном из нескольких зданий медресе села Сатышево, на что указывает донесение Мамадышского уездного исправника за № 6 от 13 апреля 1876 г. на имя Казанского губернатора: «Крестьяне деревни Саты-шевой, тайно подстрекаемые своим местным муллою Мухаметом Галее-вым, положительно упорствуют в допущении в своем селении русской школы и ныне заявляют, что кем и когда заперта медресса им неизвестно и что таковая и не принадлежит купцам Апаковым, но они не допустят в ней устройства русского училища, потому что лет 20 тому назад в ней совершалось богослужение» (ГА РТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 3712. Л. 2).

В 1903 г. прихожане 1-й соборной мечети приняли решение об увеличении приходской мечети, о чем сообщал указной мулла Габдрахман Му-хаметович Галеев (Абдрахман Мухаметов), а 15 марта 1904 г. Казанское губернское правление направило все необходимые документы в Строи-

тельное отделение с формулировкой, что «препятствий к перестройке мечети не встречается» (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 6883: 2-3).

24 ноября 1905 г. комиссией в составе Сатышевского волостного старшины Шакира Султанмратова, сельского старосты Сиразетдина Кама-лютдинова и крестьян Шамсутдина Иксанова, Фадтаха Тазеева, Бадрутди-на Гафарова и Шагимардана Зямалетдинова был составлен акт о том, что был произведен «осмотр мечети в дер. Сатышевой, причем оказалось, что мечеть отремонтирована в сем году с минаретом, покрыта железом с зеленою окраскою, снаружи обшита тесом и окрашена масляной краской. Лишь с одной стороны по случаю наступления зимы окраска не закончена. Внутри мечеть выщекуторена (оштукотурена - прим. ред.). Не имеет еще тепловых рам, но таковые будут сделаны купцом Насыбуллой Фазулли-ным, за счет которого ремонтируется мечеть. В мечети имеются приличные намазлыки» (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 7626: 14).

В ночь на 19 января 1907 г. в 1-й соборной сатышевской мечети случился пожар, и она полностью сгорела. Приходским приговором от 24 января 1907 г. сельчане просили власти разрешить «построить новую соборную мечеть по утвержденному губернским правлением плану и фасаду, на том же месте, где была сгоревшая мечеть» (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 7929: 4). Доверенным от сельского общества на постройку мечети был избран житель Сатышево Гариф Гатауллин.

12 июля 1905 г. приговором сельского общества деревни Сатышево, состоящего из 690 ревизских душ мужского пола, проживавших в 348 домах, было принято решение, что 125 домохозяев «изъявили желание отделиться от общего прихода и образовать второй приход, а потому мы постановили: согласиться с желанием наших однодеревенцев образовать второй приход и отвести под мечеть землю, где это потребуется» (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 7626: 8).

Следующим приговором, от 24 ноября 1905 г., крестьяне, выделившиеся в новый приход, сообщали, что «в числе 73 человек, составляющие более 'Л всех прихожан домохозяев, с общего всех нас согласия постановили: имеющуюся быть построенною в новом приходе мечеть и духовенство при ней обязуемся прилично содержать на свой счет. Муллою же при новой мечети избираем крестьянина Лаишевского уезда Масловской волости дер. Больших Елгов Фаисхана Мухаметова 18 лет, в чем подписуем-ся» (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 7626: 13).

Имам и мударрис 2-й сатышевской мечети Фаизхан Мухаметов обращался к властям с просьбой об окончательном размежевании от первого прихода. 23 декабря 1911 г. Мамадышский уездный исправник рапортовал в Казанское губернское правление по этому поводу: «Представляя при сем предписание от 7 октября сего года за № 4376 с прошением указного муллы 2-й мечети дер. Сатышевой Мамадышского уезда Фаизхана Мухамето-ва, полицейское управление доносит губернскому правлению, что во 2-м приходе дер. Сатышевой числится 343 наличных мужского пола душ,

приход этот образован хотя и в 1906 году, но до нынешнего года во вновь построенной мечети службы за неимением муллы не было, мулла этой мечети определен только в конце мая месяца сего года и поэтому некоторые прихожане 2-й мечети, уже привыкшие к 1-й мечети, посещают последнюю и ближние к мулле 1-й мечети обращаются к нему за требами. Проситель Фаизхан Мухаметов приходится родным братом мулле 1-й мечети Абдрахману Мухаметову; принадлежит он к партии мусульман-прогрессистов и занимается обучением детей по новому методу» (ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 7626: 22).

Медресе

Сведения о времени построения зданий медресе противоречивы. Несколько источников указывают на постройку деревянных зданий медресе в самом начале XIX в. В одном из источников сообщается, что спонсором строительства по крайней мере одного из зданий был известный казанский купец Исхак Мустафович Апаков. На плане с. Сатышево XIX в. указано три отдельно стоящих здания медресе (училища) по соседству с мечетью. В 1913 г. описываются семь зданий, из них четыре деревянных и три каменных, из которых одно - двухэтажное.

Здание сохранившегося каменного медресе построено в конце XIX -начале XX в. Это было учебное заведение бухарского типа - одно из самых крупных в регионе. Сохранившееся одноэтажное каменное здание медресе представляет собой вытянутый прямоугольник, разделенный поперечной стеной на две равные части. Со стороны двора пристроены дощатые сени. Медресе покрыто двускатной стропильной крышей. Углы фасадов раскрепованы лопатками. Лучковые окна имеют кирпичные наличники с прямым карнизом, украшенным трапециевидными зубчиками. Го-родковый карниз с рядом поребрика опоясывает здание по периметру. Памятник гражданской архитектуры - характерный тип сельских учебных заведений дореволюционного периода в стиле эклектики с элементами барочной архитектуры (Свод памятников 1999: 321-322). Сейчас здание капитально отремонтировано и музеефицировано.

С 1874 г. в селе Сатышево должна была открыться Сатышевская татарская школа для обучения детей русской грамоте. Однако исходя из рапорта назначенного в школу учителя русского языка Г. Юсупова, стараниями указного муллы Мухаммета Галеева и волостного старшины крестьянина деревни Сатышево Гайнутдина Тазетдинова, собравших сельский сход и настроивших, по мнению Г. Юсупова, сельчан против школы и преподавания русского языка, этого не произошло (ГА РТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 3712: 17-17об.).

Свой взгляд на данный инцидент в своем «совершенно секретном» донесении за № 6 от 13 апреля 1876 г. на имя Казанского губернатора составил и Мамадышский уездный исправник. В частности он отмечал:

«Мамадышская уездная земская управа отношением от 20 марта текущего года за № 677, прося моего содействия, сообщила мне нижеследующее: 1) по распоряжению правительства, при татарской школе в деревне Саты-шевой должен быть учрежден класс для обучения татарских детей русской грамоте, но местные обыватели, отзываясь неимением квартиры, в помещении для последнего отказали, а когда им было указано на одну свободную медрессу, которую управа предполагала нанять, то они отозвались, что сдать ее не могут, потому что она составляет собственность наследников казанского купца Апакова; 2) из отзывов наследников купца Апакова, сыновей его: Измаила и Ибрагима Апаковых, данных казанскому городовому полицейскому управлению, видно, что им неизвестно, имел ли отец их Исхак Мустафин Апаков в деревне Сатышевой какой-либо дом, и они на это никаких документов не имеют; и 3) по предъявлении отзывов наследников Апаковых крестьяне вновь отказали в сдаче медрессы под помещение русского училища, а местный мулла Мухамет Галеев объяснил, что медресса заперта бывшим предместником его, ныне уже умершим, почему он замка ломать не может, и что если местное начальство найдет это возможным, то он тому препятствовать не будет. Из произведенных ныне по сему случаю расследований обнаружено, что крестьяне деревни Сатышевой, тайно подстрекаемые своим местным муллою Мухаметом Галеевым, положительно упорствуют в допущении в своем селении русской школы и ныне заявляют, что кем и когда заперта медресса, им неизвестно и что таковая и не принадлежит купцам Апаковым, но они не допустят в ней устройства русского училища, потому что лет 20 тому назад в ней совершалось богослужение. Ввиду совершенно секретного предписания Вашего Превосходительства от 21 июля 1873 года за № 131 и положительного упорства крестьян в допущении учреждения русской школы в деревне Сатышевой я в данном случае не признаю за собою права самостоятельных действий, а потому, донося о вышеизложенном Вашему Превосходительству, честь имею испрашивать начальственных по сему предмету разъяснений, причем нелишним считаю присовокупить, что выселению из жительства муллы Мухамета Галеева я не придаю особенного значения и не предполагаю, чтобы мера эта могла бы иметь какие-либо благоприятные последствия, тем более еще и потому, что упорство крестьян, исключительно основанное на их неразвитости и религиозном фанатизме, исключает всякую возможность надлежащего разъяснения им пользы обучения детей их русской грамоте» (ГА РТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 3712: 1-3).

Занимателен и тот факт, что в своем донесении на имя Казанского губернатора от 21 мая 1876 г. за № 1144 местный уездный исправник отмечал, что, отправившись «в деревню Сатышеву и из опросов: муллы Муха-мета Галеева и местных обывателей убедился, что устроенная при Саты-шевской мечети медресса существует более 75 лет» (ГА РТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 3712: 8об.).

Интересные сведения по этому вопросу предоставляет сохранившийся «План Казанской губернии Мамадышского уезда Сатышевской волости деревни Сатышевой. Съемка 13 сентября 1877 г.». Масштаб картографического источника - 50 саженей в английском дюйме. С подлинного плана его скопировал землемер-техник Мамадышской уездной земской управы Ф. Гудов. Подлинный план был утвержден в марте 1878 г. казанским губернатором Н.Я. Скарятиным (1821-1894). Вместо его подписи на плане -подпись помощника делопроизводителя В. Кафарова. На плане прочерчены и пронумерованы все обывательские домовладения села. В пояснениях - старые строения и вновь отведенные места для построек. Отдельно прорисованы мечеть (деревянная) и три «дома училища» (медресе) под литерой «а» (ГА РТ. Ф. 81. Оп. 2. Д. 321: 37).

Согласно данным за 1901 г., в ходе осмотра инспектором народных училищ Мамадышского уезда С.С. Краснодубровским медресе и мектебе уезда в Сатышево при мечети состояло одно медресе, которое размещалось в собственном (не наемном) доме. В данном учебном заведении на тот период обучалось 158 учащихся, все мужчины. В данный период Са-тышевское медресе было самым крупным в уезде. Для сравнения: в двух других селах - Маметева Пустошь (ныне Богатые Сабы) и Нижние Суни -в медресе насчитывалось по 84 и 64 ученика соответственно, т. е. всего на два медресе - 148 учеников (ГА РТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 977: 18-18об., 21об.).

По данным на 1903 г., инспектор народных училищ Мамадышского уезда Казанской губернии Гусев, осмотрев Сатышевское медресе, отмечал, что в данный период в нем обучалось «около 300 учащихся разных возрастов от 10 лет до 40 лет» (ГА РТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 876: 2-3).

Инспектор народных училищ Мамадышского уезда Соколов в 1912 г. отмечал, что в селе Сатышево «в 1890 г. значится мектебе и медресе - 3, в 1891 г. значится 4 школы, из них 1 медресе, открыты без разрешения. Са-тышевское волостное правление сообщает, что сатышевское общество открыть русский класс при мектебе за неимением средств отказалось». Преподавателями в медресе на тот период были:

1) вероучитель и учитель медресе, указной мулла 1-й соборной мечети Габдурахман Мухамметов Галеев. Число детей школьного возраста: 150;

2) вероучитель и учитель мектеба, указной мулла 1-й соборной мечети Габдулла Мубаракшин Яруллин и его жена Сара Хасанова. Число детей школьного возраста: 80.

Далее тот же Соколов указывал, что «Мамадышский уездный исправник отношением от 29 августа с. г. за № 161/365 сообщает, что вышеозначенные указные муллы вероучение и татарскую грамоту преподают в помещениях, выстроенных с давних лет неизвестно кем и пожертвованных обществу для школ; помещения эти существуют более 100 лет. Яруллин обучает в деревянном помещении, а Мухамметов - в каменном; программ, учебников не имеют, а обучают по азбуке на татарском языке, по-

купаемой в г. Казани в книжном магазине Бр[атьев] Каримовых» (ГА РТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 1577: 273об. - 274).

В 1913 г. преподаватель казанских миссионерских курсов Н.В. Никольский в своем докладе вице-губернатору Казанской губернии Г.Б. Пет-кевичу сообщал:

«Более подробно известно мне Сатышевское медресе Мамадышского уезда Казанской губернии.

Оно существует уже более 50 лет. Несколько лет тому назад один богатый татарин по просьбе заведующего медресе построил несколько каменных зданий (около трех), в которых в настоящее время помещается медресе. До этого времени медресе помещалось в деревянных крестьянских домах, приспособленных для проживания в них шакирдов. Из существующих в настоящее время каменных зданий одно - двухэтажное. В верхнем этаже живут шакирды высших классов; у них имеется особая комната, где мулла сообщает ученикам «дэрес» (урок). Внизу живут ша-кирды средних классов, здесь же помещается «ашханэ» (кухня). Ученики низших классов помещаются в четырех деревянных зданиях.

Здания отапливаются на добровольные пожертвования как самих ша-кирдов, так и посторонних лиц. Освещаются здания на средства учащихся.

Учителя жалования не получают, а существуют на добровольные приношения учащихся, каковых у каждого учителя от 10 до 30 человек.

Часто учителями бывают ученики старших классов. У них учатся ша-кирды не только низших классов, но и высших. Состав учащихся бывает самый разнообразный. Невольно приходится дробиться между отдельными учениками, а не целыми группами.

Недаром учеба длится 12-13 лет.

Предметы преподавания исключительно богословские: догматического, обрядового, мусульманско-исторического характера. Языком преподавания служит арабский, на котором написаны учебники старометод-ных школ. К татарскому языку прибегают как к орудию понимания и объяснения отдельных слов и выражений. Печатных программ преподавания нет. Существует однако постепенность в переходе от учебников одного содержания к учебникам другого содержания.

В Сатышевском медресе в 1912 г. училось около 400 человек. Важно заметить, что постоянных учеников в медресе немного, большая часть приедет в медресе недели на 2-4, уедет домой на такой же срок, снова приедет и опять уедет» (ГА РТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 5482: 32-35).

Библиотека медресе

В 1903 г. попечитель Казанского учебного округа С.Ф. Спешков в своем секретном отношении к казанскому губернатору П.А. Полторацкому писал, что инспектор народных училищ Мамадышского уезда Гусев, осмотрев Сатышевское медресе, доложил: «...что касается медресе в Са-

тышеве, то при осмотре этого многолюдного магометанского учебного заведения (около 300 учащихся разных возрастов от 10 лет до 40 лет) инспектор обратил внимание на то, что рядом с книгами, разрешенными русской цензурой, находятся книги, изданные в Турции, а также масса рукописей, по которым ведется преподавание, и что при медресе имеется довольно обширная библиотека, состоящая главным образом из книг, изданных в Турции. В довольно продолжительной и мирной беседе инспектор указал мулле, что существует распоряжение, по которому в магометанских школах могут употребляться лишь печатные книги, одобренные русской цензурой. На это мулла выразил удивление и заметил, что в Саты-шевском медресе, где получают свое образование весьма много мулл, преподавание всегда велось по рукописям и книгам, изданным за границей, и что он, мулла, никакого распоряжения, воспрещающего пользоваться книгами заграничного издания, не знает. Никаких требований инспектор Гусев мулле не заявлял и расстался с ним вполне миролюбиво, приняв от него предложенный ему чай» (ГА РТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 876: 2-3).

Инспектор народных училищ Мамадышского уезда Соколов в 1912 г. отмечал, что религиозные деятели 1-й соборной мечети села Сатышево указные муллы и мударрисы Г.М. Галеев и Г.М. Яруллин «программ, учебников не имеют, а обучают по азбуке на татарском языке, покупаемой в г. Казани в книжном магазине Бр[атьев] Каримовых» (ГА РТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 1577: 273об. - 274).

Известные выпускники медресе

Благодаря трудам Ш. Марджани и Р. Фахретдина до нас дошли сведения о некоторых наиболее известных выпускниках медресе села Саты-шево.

1. Абдуррашид бин Кадермухаммед. Среди его учеников в XVIII в. стали известными:

1.1. Абдулкарим бин Ибрагим аль-Булгари - в 1762 г. в медресе закончил переписывать «Кахестани».

1.2. Зайнулгабидин бин Габид из деревни Нижняя Мактама, что на реке Зай; в 1793 г. в медресе закончил «Саиди шархи» («Комментарии Саи-да») к «Фараизе Сираджия».

1.3. Альмухаммед бин Думай бин Бимак-суфий из деревни Сарыбик-кулово, что на реке Шушма; в 1783 г. в медресе завершил переписку «Ка-хестани».

1.4. Юсуф бин Иманкули аль-Булгари - служил имамом в деревне Ильмет Елабужского уезда, умер 25 ноября 1836 г. в 77-летнем возрасте. Предки его - из села Киекле, что неподалеку от Чистополя. Получив здесь же образование, он отправился в Бухару, где продолжил обучение. Затем в Кабуле поступил на службу к Фаизхану бин Хозурхану и получил указ на должность имама. О нем отзываются как о просвещенной, умной, уважае-

мой личности. Ишан Валид бин Мухаммедамин, один из его соратников, рассказывал о том, что специально встречался с ним и получил много пользы от этих встреч.

1.5. Бинъямин бин Яхуд бин Балтач из села Балтаси; в 1794 г. завершил «Кахестани»; также о нем известно, что он был имамом в деревне Аклуш, что в Усинской волости; скончался в 1823 г. Согласно сообщению ахуна Мухаммедкасима аль-Мансури, был знаменит в округе своей ученостью (Фахретдин 2006: 78-79).

2. Сыном и первым учеником имама села Сатышево Мукмина бен Будача был Хисамуддин бин Мукмин (1758-1844) - известный в народе как Хисамуддин хазрат. Просветительская деятельность Хисамуддин хаз-рата была определяющей для всего юго-восточного региона Татарстана и соседних областей в этот период. Одним из многочисленных и хорошо известных учеников Хисамуддина хазрата был отец Р. Фахретдина:

Хисамуддин бин Мукмин бин Будач бин Айтуган бин Кудаш бин Апач бин Мирас (1758-1844) - имам и мударрис в деревне Алькеево Бугуль-минского уезда. Родился в селе Сатышево в семье имама. Супруга Гаиша была дочерью имама Абдулжаббара бин Абдуррахмана ат-Тайсугани, у них были дети: Шарафуддин, Фахруддин, Фаттахуддин, Садруддин, Хай-дар и другие. Основные знания получил от Абдуррахмана бин Мухаммед-шарифа аль-Кирмани (Фахретдин 2006: 181-183) и некоторых других. У него было много образованных и уважаемых учеников, хорошо известных в свое время. В его медресе имелись экземпляры книги «Ат-талхис аль-мифтах», переписанные красивым почерком и грамматически верные. Однажды для написания трактата он распустил всех учеников; работа над трактатом, исправление недочетов, подготовка комментариев к статьям, заняла целых шесть лет. Говорят, что после этого он вновь набрал шакир-дов и вернулся к преподаванию. Данный трактат состоял из двух томов, в свое время продавался вместе с другими его книгами, передавался из рук в руки. Р. Фахретдин слышал, что эта книга попала в собственность к имаму деревни Каширово Бугульминского уезда, некоему Ахмеду бин Котлыка-дам. Настоящее местонахождение сочинения неизвестно. В народе был известен как Хисамуддин хазрат, а в официальных документах подписывался как «Ихсан бин Амир» (Фахретдин 2009: 16-17).

3. Ярулла бин Бикмухаммед бин Биктимер бин Кутлугфулад аль-Ашки (1794-1869). Ученики Сатышевского имама и мударриса:

3.1. Мубаракша бин Ярулла бин Бикмухаммед бин Биктимер бин Кутлугфулад (Мубаракша Яруллин) - сын Сатышевского имама Яруллы бин Бикмухаммеда и его ученик. Родился в селе Сатышево. Еще при жизни отца в сентябре 1864 г. был утвержден имамом-хатыбом и мударрисом. После смерти Яруллы стал 1-м имамом-хатыбом и мударрисом в Сатыше-во (Республика Татарстан 1994: 199; ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 6634: 23).

3.2. Худжаджан бин Джарулла бин Бикмухаммад бин Биктимер бин Кутлугфулад (1844-1900) - был имамом и мударрисом 4-й мечети города

Троицка. Умер 10 декабря в 56-летнем возрасте и был похоронен на кладбище этого города. Родился в селе Сатышево, учился в медресе своего отца Яруллы хазрата, по завершению учебы отправился в Бухару, где продолжил обучение. Подготовил автобиографичное произведение, описав свою жизнь. Его готовились издать, но из-за мировой войны это стало невозможным. Р. Фахретдин в своем труде неоднократно подчеркивает его человеческие качества, говорит о нем как об образованнейшем человеке своего времени (Фахретдин 2010: 385-386).

3.3. Мухаммедкарим бин Мухаммедрахим бин Гаид (1805, с. Таканыш - 1865, г. Стамбул) - скончался в 60-летнем возрасте, похоронен в усыпальнице Абу Аюба аль-Ансари. Один из знаменитых мударрисов, известных среди мусульман города Казани и остальной России. Будучи родом из деревни Таканыш, получил первоначальное образование на родине. Затем поехал в Бухару, где обучался у местных ученых. Вернувшись на родину, был назначен имамом второй мечети города Казани. В 1851 г., поехав в Хиджаз, совершил хадж. В 1861 г., вторично совершив хадж, на обратном пути заехал в Стамбул, где и остался. Согласно сообщению шейха Зайнул-лы бин Хабибулла аль-Халиди, герой нашего рассказа в Стамбуле тесно общался с шейхом Зыяэддином аль-Гумушханави. По преданиям, прибыв в Стамбул, Мухаммедкарим хазрат набрал несколько учеников и начал давать уроки. Однако ввиду, во-первых, незнания им языка, во-вторых, местных методов обучения ученики его покинули.

Учителя: Джарулла бин Бикмухаммед ас-Сатыши, Гайнан бин Ихсан аль-Казани, Абдулла бин Яхъя аль-Чиртуши, в Бухаре - Салих бин Надир аль-Худжанди и другие.

Ученики: Ахмеджан бин Ахмед аль-Атрякли аль-Мачтайи, Абдулва-ли бин Абдулгаффар ас-Сенбери, Мухаммедрахим бин Миндан аль-Палданги, Абдулгали бин Губайдулла аль-Биркеви, Гисматулла бин Сай-фулла аз-Зиреклеви, Абдулкаюм бин Абдулбадиг аль-Джабали, Шахгар-дан бин Мухаммед ас-Сафари, Абдулвали бин Абдулгаффар аль-Казани, Абдулла бин Нигматулла аль-Буби, Абдулджаббар бин Зубаир ат-Телянчи, Нургали бин Абдурракиб аль-Баруди, Нуруддин бин Мифтахуддин ат-Тархани и другие (Фахретдин 2009: 103-104).

3.4. Хуснуддин бин Гумар бин Саид бин Ишмухаммед ас-Суыксуви (1812, д. Суыксу - 1872, г. Казань) - был имамом седьмой мечети города Казани, скончался в январе 1872 г. в 60-летнем возрасте. Супруга - дочь Абдулгафура бин Махмуда аль-Казани - Гаиша. Его учителями также были: Фатхулла бин Сафаргали аль-Казаклари, Абдулла бин Яхъя аль-Чиртуши, Тагир бин Субхан аль-Адайи. Предки его происходили из деревни Чувашиле. Он появился на свет, когда его отец служил имамом в деревне Суыксу. После его смерти сын Шакир, вернувшись из Стамбула, стал в 1872 г. имамом. Он долгое время болел и скончался в июне 1904 г. (Фахретдин 2009: 139).

3.5. Исмаил бин Муса бин Абдулла бин Абдуссалам бин Утямыш (Ис-маил Мусич Утямышев) (около 1803 - 1888, Кышкар) - был имамом и му-даррисом в деревне Кышкар Казанского уезда. Умер примерно в 85-летнем возрасте 18 апреля 1888 г. (у Ш. Марджани - в 1887 г.). Заупокойная молитва была прочитана ахуном Юсуфом бин Сагидом из Казани при большом скоплении народа, он был похоронен на кладбище этой деревни. Первоначальное образование получил в медресе Мачкары у Габдуллы бин Яхъи аль-Чиртуши, после чего учился у Габдельвали бин Габдрахима и у Яруллы бин Бикмухаммеда ас-Сатыши. По окончании обучения занялся торговлей, с этой целью неоднократно посещал Астрахань. Желая продолжить образование, отправился в Бухару, где учился у Хасана бин Халя, Габдельмуэмина бин Узбяка аль-Афшанджи, Нияза бин Биньямина аль-Балхи, Садретдина бин Мирбайза Хатляни. После смерти в Кышкраском медресе мударриса Якуба бин Яхъи вернулся на родину и стал мударри-сом в этом медресе. Среди его учеников: Рахматулла бин Юсуф аль-Янгурази, Шахингарай бин Габденнасыр аль-Чишмави, Шихабеддин бин Габдельджалил аль-Чутайи, Мирсаяф бин Камаледдин аль-Кышки, Гисма-тулла бин Сайфеддин ат-Тюмяни, кади Мухаммедшакир бин Сайфулла аль-Кавами, Касим бин Ахмад аль-Мамыши, Мухаммадюсуф бин Сагид аль-Казани, Мухаммад бин Мухаммадзариф аль-Бикмяти, кади Абель-маджхин бин Гисматулла, Габдулла бин Музаффар аль-Утари, Мухаммад-гариф бин Сайфулла аль-Джаубаши, Загидулла бин Хабибулла аль-Оренбури, Шахиахмад бин Мухаммади аль-Мангари, Мухаммаднаджиб бин аль-Хусейн аль-Амирхани, Габделгалим бин Габделгалям аль-Оренбури, кади Гинаятулла бин Муса аль-Исави, Шахимардан бин Ахмад ат-Тунтяри, ахунд Ахмадвали бин Габдельбаки, Мухаммадсадик бин Махмуд ас-Сагди и др. Р. Фахретдин в своем труде приводит выдержку из журнала Оренбургского магометанского духовного собрания: «9 июля 1846 г., город Уфа. Исмаил Мусич Утямышев. Житель села Мачкара Мал-мыжского уезда Вятской губернии. Явился к муфтию держать экзамен на право быть имамом мечети в деревне Кышкар Казанского уезда. В материалах 8-й ревизии в своей деревне указан под № 300, женат. Учился в Бухаре у муллы Хасана. Предметы: по грамматике «Шархе мулла» (Джа-миами), по логике «Шамсия», по мусульманской философии «Мулла Джа-лял», по методике «Таузих», по хадисам «Машакате шариф», по тафсиру «Кади Байзави»» (Фахретдин 2010: 216-223).

3.6. Мухаммад бин Али бин ЯкубХасан аль-Елгави (Мухаммед Галеев) - указом от 13 марта 1872 г. занял должность второго имама и мударриса в Сатышево (Республика Татарстан 1994: 199). Уроженец села Большая Елга Лаишевского уезда. В действительности же именно он продолжил славную преподавательскую традицию Сатышевского медресе. Умер 19 августа 1902 г.

3.7. Джамалуддин бин Субханкул бин Иманкул бин Махмуд (1817, д. Урбагар - 1892, г. Троицк) - был имамом и мударрисом 4-й мечети го-

рода Троицка. Умер в 75-летнем возрасте 22 января, погребен на пригородном кладбище. Родом из деревни Урбагар Спасского уезда. Его отец Субханкул во время учебы, опасаясь призыва в солдаты, бежал в Бухару, где прожил несколько лет и получил образование. Услышав, что по какой-то причине в России объявлена всеобщая амнистия, вернулся из Бухары на родину и стал служить имамом в деревне Билятле (?) Мамадышского уезда. Был образованным и благочестивым человеком, однако медресе создать не смог. Джамалуддин хазрат вначале учился у своего отца, после этого - в Мачкаре у дамуллы Абдуллы бин Яхъя аль-Чиртуши, затем - в Сатышево у дамуллы Джаруллы бин Бикмухаммада. Затем, опасаясь призыва в солдаты и надеясь избежать его, уехал в Бухару. Проучившись в Бухаре у Хасана бин Халь и дамуллы Абдушшукура и других, вошел в число крупных ученых. Узнав, что его отец до сих пор жив и здоров, решил проведать его и, оставив в Бухаре супругу и сыновей Закира и Шаки-ра, уехал на родину. Вернувшись, встретился с матерью и, тайно прожив у нее четыре-пять дней, вновь уехал в Бухару. Доехав до Троицка, узнал, что охрана кади Бухары рассердилась на него за то, что уехал без разрешения, бросив занятия, и, испугавшись наказания за это, дальше не поехал. Женился в Троицке на дочери муэдзина третьей махалли Абдулхалика по имени Мастура. После этого три-четыре года прожил в Казахстане, затем вернулся в Троицк и стал имамом и мударрисом при 4-й мечети. Ученики дамуллы Джамалуддина: Мухаммаджан бин Абдуззахир Рахманкули, Ахмад-хаджи Рахманкули, Худжаджан-махдум бин Джарулла, Мухаммада-риф бин Бахетгарай ар-Рамави аль-Эстерли, Халиль Зайни, Халиль бин Сафармухаммад ат-Турби ат-Тоболи, Мухаммадсабир бин Мухаммаджан аль-Байтугани аль-Уфави и другие. О том, что герой нашего рассказа прожил в Бухаре около 20 лет, мы узнали из большого произведения, написанного Худжаджан-махдумом (Фахретдин 2010: 321-324).

3.8. Шахмардан хазрат - был имамом в деревне Юбраш (?) Мама-дышского уезда. Более десяти лет учился в медресе Джаруллы хазрата в деревне Сатышево, после чего стал там хальфой, учил шакирдов. Его проповеди были полезны и впечатляющи. Жил за счет разведения скота. Был обеспеченным человеком. Ежегодно устраивал один или два меджлиса, на которые приглашал ученых. Был одним из уважаемых и приближенных мюридов чистопольского Закир ишана. После того как стал имамом в Юб-раше, стал преподавать там (Фахретдин 2010: 670-677).

4. Мухаммад бин Али бин Якуб Хасан аль-Елгави (Мухаммед Гале-ев). Ученики Сатышевского имама и мударриса:

4.1. Мухаммадханафи ибн Мухаммаджан.

4.2. Файзрахман бин Ахмедкарим бин Хусейн бин Шамгун бин Габ-дельваххаб бин Юсуф - имам мечети села Тау Иле Лаишевского уезда после 1913 г. Сын Ахмедкарима-хазрата, который был учеником упоминав-

шегося здесь Хуснуддина бин Гумара ас-Суыксуви, который, в свою очередь, был учеником Яруллы бин Бикмухаммеда. Обучался в медресе Са-тышево у Мухаммад-хазрата, затем - у Ш. Марджани, потом - в Стамбуле около пяти лет. После смерти отца вернулся на родину и стал имамом вместо отца (Фахретдин 2010: 409-410).

Кроме того, известно, что воспитанниками сатышевского медресе в разное время были два татарских писателя: М.К. Укмаси (Забиров, 18841947) - известный татарский поэт-реалист, мастер пейзажной лирики, просветитель, выпустивший ряд произведений о родной природе, учебные пособия по гуманитарным и естественнонаучным предметам; М.В. Гали (Галеев, 1893-1952) - писатель и литературовед, изучавший творчество Г. Камала, К. Насыри и других представителей татарской литературы (Свод памятников 1999: 321-322). Знания в сатышевском медресе получил и будущий государственный деятель Р.А. Сабиров (1894-1937).

Укмаси (Укмасый) (псевдоним, настоящие фамилия и имя - Забиров Миргазиз Габдулкаюмович) (14.06.1884, село Малый Атмас Лаишевского уезда Казанской губернии - 1948, Казань), поэт. Сын религиозного деятеля. Начальное образование получил в родной деревне. Учился в медресе деревень Илеберь, Сатыш (ныне Сабинского района), «Мухаммадия» (до 1908), был членом «Тайного литературного кружка» и нелегальной политической организации шакирдов «аль-Ислах». В 1907-1914 гг. учительствовал в деревне Татарские Кынады Саратовской губернии, в городе Акмолинск. Участник Первой мировой войны. В 1923-1925 гг. был муллой в родной деревне, занимался земледелием. В мае 1931 г. был арестован, осужден на 8 лет лагерей (условно). В дальнейшем жил в городах Зелено-дольск и Казань. Известен как продолжатель тукаевской поэтической школы. Первые стихотворения опубликованы в 1905-1907 гг. в газетах «Казан мухбире», «Баянельхак», «Азат», «Юлдуз» и др. Автор сборников стихов «Хатирэ, яки Дустларыма CYЗлэрем» («Воспоминания, или Слово друзьям», 1906), «Алданма кызыл алмага» («Не польстись на красное яблочко», 1907), «Миргазиз Укмасый шигырьлэре» («Стихи Миргазиза Укмаси», 1909), «Эмид йолдызым» («Звезда моих надежд», 1912), пьесы «Хэлифэлек ечен керэш» («Борьба за халифат»; поставлена в 1917 труппой «Сайяр»). Автор воспоминаний о К. Насыри, Г. Тукае, Ф. Амирхане, литературно-критических статей (Татарская энциклопедия 2014: 16).

Гали (Галиев) Мухаммед Валиевич (24.03.1893, деревня Большая Елга Лаишевского уезда Казанской губернии - 16.05.1952, Казань), писатель, журналист, литературовед. Учился в разных медресе, в том числе «Каси-мия» (1910-1912), «Хусаиния» (1912-1914). Участвовал в Первой мировой войне. После демобилизации в 1917-1919 гг. преподавал в школе в родной деревне. С 1919 г. - в Казани. Работал в газетах «Кызыл Армия» («Красная армия»), «Эш» («Труд»), «Эшче» («Рабочий»), «Татарстан хэбэрлэре»

(«Известия Татарстана»), журнале «Игенче» («Хлебороб»), был цензором Приволжского ВО. Работал ответственным секретарем в газетах «Безнец байрак» («Наше знамя», 1922-1924), «Крестьян газетасы» («Крестьянская газета», 1924-1929), «Кызыл Татарстан» («Красный Татарстан», 19291931). В 1933 г. окончил Казанский университет и до 1939 г. преподавал в Казанском педагогическом институте, Казанском педагогическом объединенном техникуме, Институте марксизма-ленинизма при обкоме КПСС. В годы Великой Отечественной войны работал представителем Литературного фонда СССР по Татарии, в литературном отделе Государственного музея ТАССР. С 1946 г. - в Институте языка, литературы и истории КФАН СССР. Начал публиковаться в 1914 г. в газете «Йолдыз» («Звезда»), журнале «Ац» («Сознание»). В рассказах и очерках, вошедших в сборники «Сабан туенда» («На празднике Сабантуй», 1921), «Балалык кеннэремдэ» («В детстве», 1925), «Кала кешелэре булдык» («Мы стали горожанами», 1928), «М. Гали эсэрлэре» («Сочинения», 1929-1931), повествуется о жизни дореволюционной деревни, социальных изменениях в селе в 1920-1930-е гг. Автор пьес «Телэнчелэр, яки бэхет эзлэгэндэ» («Косари, или в поисках счастья», 1936), «Имана» («Надел», 1939), «Каюм На-сыри» (соавтор - Х. Уразиков; постановка Татарского академического театра, 1945), незавершенного романа о Каюме Насыри. Труды по истории татарской литературы XVIII - начала XX вв., о жизни и творчестве Г. Кар-галыя, Г. Утыз Имяни, Г. Курсави, Акмуллы, Г. Тукая, Дэрдменда, Г. Ка-мала, С. Рамеева, Ш. Камала, М. Гафури. Составитель политического словаря на татарском языке «Газета укучылар ечен кесэ CYЗлеге» («Карманный словарь», 1928), «Русско-татарского словаря» (1941). Автор переводов на татарский язык произведений И.С. Тургенева «Записки охотника» («Аучы язмалары», 1936), Ж. Верна «20000 лье под водой» («Су астында 80000 километр», 1938), рассказов Л.Н. Толстого, А.П. Чехова (Татарская энциклопедия 2005: 37).

Сабиров Рауф Ахметович (Ахмет-Сабирович) (1894-1937) - государственный деятель. Родился в д. Айдарово Мамадышского уезда Казанской губернии. Обучался в медресе сел Айдарово и Сатышево. Рабочий заводов в Нижнем Новгороде и Екатеринославе. С 1915 г. участник Первой мировой войны. В 1918 г. - делегат 2-го Всероссийского мусульманского военного съезда (Казань). Впоследствии председатель Мамадышского исполкома. В 1921-1924 гг. председатель Президиума ЦИК ТАССР. Председатель комитета «Помощь голодающим» ТАССР (1921-1923), заместитель заведующего подотделам национальностей ВЦИК в Москве (1924-1929). В 1929 г. по обвинению в участии в «антипартийной группировке Султан-Галиева» был исключен из партии. С 1932 г. работал на Московском автомобильном заводе «ЗИС» на рабочих должностях. Автор книги «Деревня

Татреспублики после голода» (1923). В 1937 г. был необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно (Татарская энциклопедия 2010: 180).

История медресе села Сатышево, его духовных деятелей и учеников, в силу своей значимости в деле просвещения жителей региона, требует более пристального подхода и отдельного исследования. Надеемся, что собранные сведения станут основой для фундаментального труда по этой теме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

ГА РТ - Государственный архив Республики Татарстан. Ф. 1. Оп. 3. Д. 3712.

ГА РТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 876, Д. 5482.

ГА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 6634, Д. 6883, Д. 7626, Д. 7929.

ГА РТ. Ф. 81. Оп. 2. Д. 321.

ГА РТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 977, Д. 1577.

Мэржани 1989 - Мэр^ани Ш.Б. Местэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар (Казан hэм Болгар хэллэре турында файдаланылган хэбэрлэр). Кыскартып тезелде. Казан: Татар китап нэшрияты, 1989.

Фахретдин 2006 - Ризаэддин Фахретдин. Асар. 1 том. Казан: Рухият, 2006.

Фахретдин 2009 - Ризаэддин Фахретдин. Асар. 2 том. Казан: Рухият, 2009.

Фахретдин 2010 - Ризаэддин Фахретдин. Асар. 3 hэм 4 томнар. Казан: Рухи-ят, 2010.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Республика Татарстан: Памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII - начало XX веков). Казань: Фест, 1994.

Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. Т. I. Административные районы. Казань: Мастер Лайн, 1999.

Татарская энциклопедия: в 6 т. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. Т. 2: Г-Й.

Татарская энциклопедия: в 6 т. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2010. Т. 5: Р-Т.

Татарская энциклопедия: в 6 т. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2014. Т. 6: У-Я.

Сведения об авторе: Абдуллин Халим Миннуллович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7 А, Казань, Российская Федерация); xalimabd@mail.ru

Поступила 19.04.2022 Принята к публикации 14.06.2022

SATYSHEV MADRASAH: TEACHERS, GRADUATES, HISTORY OF RELIGIOUS BUILDINGS

Kh.M. Abdullin

Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences

Kazan, Russian Federation

xalimabd@mail.ru

The madrasah in the village of Satyshevo, Mamadyshsky district of Kazan province (modern Sabinsky district of the Republic of Tatarstan) was one of the oldest rural madrasas in the province. The activity of the Satyshevsky madrasah begins no later than the middle of the 18th century (after the 1750s). In the 19th - early 20th centuries it was one of the largest rural madrasas in Russia. At the beginning of the 19th century, the training center consisted of 3 wooden buildings, and by the beginning of the 20th century, a complex of mektebe and madrasah of 7 buildings was being created. At the beginning of the 20th century, a second parish was allocated in the village and another mosque was being built. The teachers and students of the madrasah were famous imams and recognized theologians in the Volga-Ural region. The madrasah in Satyshevo village had extensive educational ties with the Muslims of the main educational centers of Kazan, Orenburg, Troitsk, Bukhara and Dagestan. The founder of the madrasah should be considered Imam Abdurrashid bin Kadermukhammad. The next famous imam and mudarris was Ibrahim bin Jagfar as-Satyshi. After him, Mukmin ben Budach continued his spiritual path in Satyshevo. One of the famous imams and mudarris of the Satyshev madrasah was Yarulla bin Bikmukhammad (1794-1869). His son Mubaraksha continued his spiritual ministry at the Satyshevo Mosque. One of the students of Yarulla hazrat was Muhammad bin Ali (Mukhammet Mukhammetgaleev), his name is associated with the further development of teaching in the Satyshev madrasah. After his death in 1902, the position of the first imam passed to his son - Abdrakhman Mukhametov, and the second imam in the documents is indicated by the son of Mubaraksha hazrat -Gabdulla. The teaching program at the madrasah was old-fashioned, classical. It is known from the preserved description of the library of the madrasah that there were a large number of manuscripts and books published in Russia and Turkey.

Keywords: Satyshevo village, madrasas, mosques, madrasah library, mugallims and shakirds.

For citation: Abdullin Kh.M. Satyshevskoe medrese: prepodavateli, vypuskniki, istoriya religioznykh zdaniy [Satyshev madrasah: teachers, graduates, history of religious buildings]. Istoricheskaya etnologiya, 2022, vol. 7, no. 1, pp. 35-53. https://doi.org/10.22378/he.2022-7-1.35-53 (In Russian)

REFERENCES

Respublika Tatarstan: Pamjatniki istorii i kul'tury tatarskogo naroda (konec XVIII - nachalo XX vekov) [The Republic of Tatarstan: Monuments of history and culture of the Tatar people (late 19th - early 20th centuries)]. Kazan: Fest Publ., 1994. (In Russian)

Svod pamjatnikov istorii i kul'tury Respubliki Tatarstan. T.I. Administrativnye rajony [A set of historical and cultural monuments of the Republic of Tatarstan. T.I. Administrative districts]. Kazan: Master Lajn Publ., 1999. (In Russian)

Tatarskaja jenciklopedija: V 6 t. T. 2: G-J [Tatar Encyclopedia: In 6 vols. Vol. 2: G-Y]. Kazan: Institut Tatarskoj jenciklopedii AN RT Publ., 2005. (In Russian)

Tatarskaja jenciklopedija: V 6 t. T. 5: R-T [Tatar Encyclopedia: In 6 vols. Vol. 5: P-T]. Kazan: Institut Tatarskoj jenciklopedii AN RT Publ., 2010. (In Russian)

Tatarskaja jenciklopedija: V 61. T. 6: U-Ja [Tatar Encyclopedia: In 6 vols. Vol. 6: Y-Ya]. Kazan: Institut Tatarskoj jenciklopedii AN RT Publ., 2014. (In Russian)

About the author: Khalim M. Abdullin, Cand. Sc. (History), Senior Research Fellow of the Department of Modern History, Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (7A Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation); xalimabd@mail. ru

Received April 19, 2022 Accepted for publication June 14, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.