УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
2020, Т. 162, кн. 1 С. 55-67
ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
УДК 281.93/94
doi: 10.26907/2541-7738.2020.1.55-67
РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БОГОСЛОВА НУРГАЛИ ХАСАНОВА
Р.И. Маликов
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия
В статье впервые реконструируется биография Нургали Хасанова - известного религиозного деятеля Среднего Поволжья дореволюционного периода. Он был признанным богословом и соратником татарского ученого Шигабутдина Марджани. Более тридцати лет Нургали Хасанов руководил медресе в г. Буинске, обучил и воспитал большое количество учеников, среди которых более 100 стали действующими муллами, а 14 известными татарскими общественными и религиозными деятелями конца XIX -начала ХХ в. Его заслуги были признаны властями Российской и Османской империй, от которых он получил правительственные награды. Впервые также вводятся в научный оборот более 10 трудов и публикаций Нургали Хасанова, обнаруженных в библиотеках нашей страны, часть из которых были использованы в описании его биографии. Научная новизна исследования заключается в том, что в отечественной историографии личность ученого Нургали Хасанова до сих пор подробно не была изучена. Итогом работы стала настоящая статья, где на основе широкого круга источников и литературы была представлена его многогранная жизнь и религиозно-просветительская деятельность.
Ключевые слова: Нургали Хасанов, Казань, Бухара, Буинск, ислам, имам, ишан, мечеть, медресе, шакирд, мюрид, жизнедеятельность, взгляды
Нургали Хасанов (1852-1919) считается одним из наиболее ярких представителей мусульманского просвещения, известным религиозным деятелем, ученым богословом Среднего Поволжья конца XIX - начала XX в. (фото 1). Изучение его жизнедеятельности и творческого наследия - важный шаг на пути возрождения отечественного мусульманского богословия.
Об ученом Нургали Хасанове есть небольшие упоминания в трудах Ризаэт-дина Фахретдинова (XIV, б. 328), а также [1, б. 444], Мурада Рамзи [2, с. 486], Галимджана Баруди [3, б. 63], Миркасыма Усманова [4, б. 227], Рамиля Хайрут-динова и Радика Салихова [5, с. 98; 6, с. 241], Габделхака Саматова [7, б. 152], Александра Кобзева [8, с. 285] и др. В Государственном архиве Ульяновской области, Национальном архиве Республики Татарстан, архиве Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан и в Отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета сохранились документы, публикации, газетные статьи о жизнедеятельности богослова. Сам Н. Хасанов частично изложил свою жизнь в автобиографических сочинениях «58 ел гасырда
Аннотация
Фото 1. Нургали Хасанов, 1907 г.
^ЭYЭлэн» («В одном столетии 58 лет путешествий») (XII) и «Ал-гауатыф ал-хамидия фиссаяхати нурия» («Благодарные чувства светлых путешествий») (XI). Опираясь на эти труды, архивные источники, дореволюционную татарскую печать и устные воспоминания наследников, предлагаем вашему вниманию его биографию.
Детство и годы учебы. Хасанов Нургали Хасанович родился 8 ноября 1852 г. в д. Мурзино (тат. Морзалар) Тетюшского уезда Казанской губернии в знатной семье из потомков татарских мурз (татарских дворян). Родословная (шэ^эрэ) его выглядит следующим образом: «Идегей мурза ^ Мурадин ^ Оказ ^ Муса ^ Исмагил ^ Ырыс ^ Иши ^ Гали ^ Ибрагим ^ Асан ^ Муслим ^ Дауд ^ Муэмин ^ Исмагил ^ Хасан ^ Нургали» [1, б. 444; 9, б. 24].
Его отец Хасан бин Исмагил (1810?-1882) был ишаном и около 40 лет служил имамом мечети в этой деревне. До появления на свет Нургали его родители по каким-то причинам расстались. Он с самого рождения воспитывался у родителей матери. В 6 лет его устроили на обучение в медресе Четвертой соборной мечети (современная Голубая мечеть) Казани к Гаясетдину бин Хабибуллаху (1830-1870). В скором времени мать Нургали в связи с замужеством переехала в Казань. Но долго жить ей не было суждено, она умерла. Нургали остался на попечении родителей своей матери. Дед и бабушка уделяли много внимания его воспитанию и образованию. Спустя некоторое время и они покинули этот мир один за другим. Нургали остался в очень тяжелом положении. Несмотря на свою бедность и лишения он с еще большим усердием продолжил обучение в медресе. Он не просто изучал классические книги и комментарии, установленные в программе обучения, а заучивал их все наизусть. К примеру, он выучил такую объемную книгу, как «Ан-Нукая мухтасар аль-Викая» («Краткое изложение книги аль-Викая») по основам мусульманского права (ХП, б. 1-2, 6).
Нургали Хасанова родственники отправляют учиться в Оренбург в медресе Госман хазрата, где он 2 года учится у наставника Галиасгара бин Габдуллаха. Далее с помощью отца он продолжил обучение в знаменитом и старейшем в Казани Апанаевском медресе (другие названия: Кул буе, Касымия), руководителем которого в то время был ученый Салахуддин бине Исхак (1820-1875) (XII, б. 1-2).
В медресе среди наставников Нургали Хасанова были: по вероубеждению (акыйде) дамулла Салахуддин бине Исхак, по арабскому и персидскому языку Джамад бин Халид, по логике (ысул-хикмат) дамулла Таджетдин бин Башир (III, оп. 7, д. 909, л. 86 об.), по правильному чтению Корана: кари (знающие наизусть Коран) Шамсутдин бин Шарафутдин, Мукаддам хальфа Ашнаки, Хайрутдин хальфа, по грамматике арабского языка (наху, сарф) Гыймадеддин аль-Беденки, по мизану (наследству) Нургали бин Габдерракыйб аль-Баруди (1836-1895), у Камалетдин хазрата он изучал разные вспомогательные религиозные науки (XII, б. 6), а также [1, б. 444]. Среди однокурсников были будущие видные религиозные деятели, такие как муфтий Галимджан Баруди, имам д. Земницы Джалялетдин хазрат, имам д. Гурьевка Саляхеддин хазрат, имам Эстерлетамака Гариф хазрат Бахтияров и др. [1, б. 241].
Преподавать Нургали хазрат начал рано. Изучая множество книг, он пара-лельно с учебой стал давать уроки в медресе молодым шакирдам. В этом деле он получил признание окружающих и имел большой успех. Даже после завершения курса обучения он продолжил преподавание в Апанаевском медресе и стал одним из видных молодых мугаллимов, хальфой г. Казани (XII, б. 6).
Учеба в Бухаре. До конца XIX в. среди татар престижным считалось обучение в крупнейших мусульманских центрах в Средней Азии: Бухаре, Самарканде, Хиве. Там находилось множество религиозных учебных заведений, библиотек, проживали видные ученые. Человек, получивший бухарское образование, пользовался большим почетом среди верующих татар и назывался «дамуллой». В 1876 г. Нургали хазрат, получив разрешения и молитвы от своих наставников, учителей и своего отца Хасан хазрата, оставив преподавание в медресе, отправился учиться в медресе «Мир-Араб» Бухары. Там его основными наставниками и учителями стали: Камаль ишан, Хаким махдум, Аглям хазрат, кади Садр муфтий Абу Наср, муфтий Бурхан, муфтий Абдульхаким хазрат, ахун Куклеташ Ихтияр хазрат и др. (ХП, б. 6), кроме того [1, б. 444].
Спустя 7 лет неутомимого труда в получении знаний, в 1883 г. Нургали хазрат завершил обучение в медресе «Мир-Араб» (V, оп. 1, д. 1182, л. 4242 об.) На специальном религиозном собрании ученых Бухары успешно сдал экзамены, получил звание «мударриса» (ученого, профессора) и вошел в число ученых Бухары (XII, с. 7). С 1883 по 1886 г. в Бухаре работал преподавателем в одном из медресе, параллельно совершенствуя свои знания. В 1886 г. он женился на Халима-ай (Халиябанат) Абдрахмановой, жительнице Бухары, и после повторной сдачи экзаменов на знания стал руководить медресе «Гатар» в Бухаре (IV, оп. 4, д. 264, л. 7, 16).
За время обучения Нургали хазрат получил множество иджаз (разрешений, посвящений) на преподавание классических богословских книг и отдельных
религиозных наук. Так в 1876 г. в Казани получил иджазу от мударриса Сала-хетдин и Таджетдина бин Башира, в 1880 г. в Бухаре от муфтия Абдульхакима, ахуна Куклеташ Ихтияра ходжи, позже от Саедгали аль-Витри аль-Мадани (Медины), шейха Нуретдина аль-Хаваризми, от муфтия муллы Сираджутдина, Шайхуль-ислама Тура Бухария и др. [1, б. 444].
В 1893-1896 гг. Нургали Хасанов подробно изучал суфизм и получал духовное воспитание у таких наставников, как ишан Минмалика Бухари г. Бухары, Наджмутдин аль-Астерхани г. Астрахани и Зайнулла ишан Расулев г. Троицка. Они дали ему посвящение (иджазу), в дальнейшем он и сам воспитал много мюридов по накшбандийскому тарикату (ХИ, б. 6-10), а также [1, б. 445; 7, б. 152].
Работа в г. Буинске. Причиной возращения на родину Нургали Хасанова стала в 1886 г. смерть известного религиозного деятеля, ученого, руководителя Буинского медресе1 и имама мечети г. Буинска Габдуннасыра Мухаммадаминова (1806-1886). После его похорон попечители Буинского медресе и мечети г. Буинска начали активно искать такого же уровня ученого имама. Лидером этого важного процесса был купец II гильдии, известный меценат Мухаммат-шарип Губайдуллович Муллин (1821-1905). По его приглашению Нургали Ха-санов с семьей приехал в г. Буинск и 12 декабря 1886 г. был избран имамом и руководителем медресе (ему было тогда 34 года) (III, оп. 7, д. 909, л. 121; ХИ, б. 23-24).
Нургали хазрат Хасанов целиком посвятил себя служению исламу. Он, будучи имамом мечети, руководил общественным богослужением, по приглашению прихожан совершал различные религиозные обряды (имянаречение, никах, похороны и др.), решал спорные вопросы в семейных отношениях между супругами, детьми, родственниками и между прихожанами, занимался разделом наследства по нормам шариата, регистрировал акты гражданского состояния в метрических книгах, выдавал выписки, справки о времени рождения и смерти, семейном положении прихожан, проводил лечение молитвами, толковал сны, призывал в ислам. Как представитель духовной власти он проводил присягу должностных лиц, рекрутов и новобранцев, свидетелей и обвиняемых (в судах) и т. д. Прихожане обращались к нему по всем волнующим их вопросам, советовались, получали благословения (VIII, л. 29), кроме того [10, с. 6].
Основная часть его времени была посвящена организации обучения и воспитания шакирдов Буинского медресе. Он сам вел много уроков в старших классах по тафсиру, хадису и другим предметам. Благодаря его целенаправленной деятельности Буинское медресе сохранило былую славу и считалось одним из передовых мусульманских учебных заведений Среднего Поволжья. В медресе обучались 60-70% будущих религиозных деятелей Буинского уезда, а также выходцы из Казанской, Симбирской, Саратовской, Астраханской губерний. Такой наплыв потока учащихся объяснялся как «широкой программой обучения, так и старинной славой медресе, находящегося в центре мусульманского населения» (V, оп. 1, д. 1182, л. 42). Так, в 1906 г. в медресе обучалось до 500 шакирдов [6,
1 Буинское медресе было открыто в 1805 г. Руководителями медресе до Габдуннасыра Мухаммадами-нова были Габдулвахид бин Габдуррахман бин Кули аль-Буави (1808-1852), Хусаин бин Хуснутдин аль-Буави (17?-1842), Нигматулла бине Башир аль-Буави.
с. 241]. Обучение до 1911 г. велось по старометодной (кадими) форме на основе классических мусульманских книг (IV, оп. 1. д. 1930, л. 103; V, оп. 1, д. 1182, л. 42). В 1913 г. в медресе преподавали 12 учителей (I.).
Нургали Хасанов обучил и воспитал большое количество шакирдов, из которых более 100 стали имамами. В числе его учеников были: историк, известный общественный, религиозный деятель, депутат Государственной думы II созыва Хади Атласи (1876-1938), известный религиозный деятель, депутат Государственной думы II созыва Абдулла Нежметдинов (1869-1915), писатель Зариф Башири (1888-1962), видный религиозный деятель Камаретдин Салихов (18901962), писатель Гумер Тулумбай (Г.Ш. Шагиахметов) (1900-1939), педагог, переводчик, языковед Баки Халидов (1905-1968), журналист, известный общественный и религиозный деятель Фатих Муртазин (1875-1937), педагог, журналист, издатель Шигабутдин Ахмеров (1882-1966), тюрколог, журналист, общественный деятель Карим Сагиди (1888-1939), прозаик, драматург Ярулла Валеев (1879-1937), видный педагог Фатих Садыков (Капал Садики, Фатих Капал), известный каллиграф Гарифзян Валидов (Гарифзян Буави 1879-1946), ахун г. Самары и руководитель Самарского медресе при 1-й соборной мечети Шига-бутдин Минюшев (1855-1930), ахун Буинского уезда Абдульсамад Шагидуллин (1866-1928) и др. [10, с. 4].
В 1902 г. Нургали хазрат был удостоен звания «ахун» и стал высшим духовным лицом в Буинском уезде и региональным представителем Оренбургского магометанского духовного собрания (далее ОМДС). По поручению ОМДС он выполнял дополнительные общественные обязанности, много ездил по религиозным делам в разные приходы, участвовал в качестве эксперта в судах, выступал на общественных собраниях среди населения, выполнял разные поручения, такие как раздел имущества, разбор конфликтов и другие (II, оп. 22, д. 82, л. 1-1 об.; оп. 96, д. 59, л. 19).
Паломничество. В 1906 г. богослов Нургали Хасанов совершает удивительное паломничество в Мекку и к святым местам. Эта длительная поездка была насыщена встречами и общением с видными учеными, суфийскими наставниками, политиками того времени. В Стамбуле в качестве почетного гостя он был удостоен приема султаном (халифом) Османской империи Абдулхами-дом II, который оказал ему наивысший почет и уважение. По его приглашению Нургали хазрат почти целый месяц (Рамадан) жил во дворце. Ему показали священные реликвии ислама. Ко всему этому султан удостоил его еще и поездкой в хадж в составе правительственной делегации. В Медине ему, как почетному гостю султана, позволили молиться внутри усыпальницы могилы пророка Мухаммада и его сподвижников Абу Бакра и Умара, а в Мекке внутри священной Каабы (М, с. 75-78; ХП, б. 20).
Творческая деятельность и публикации. Богослов Нургали Хасанов находил время и для творческой деятельности. За свою жизнь он написал более 20 книг, 11 из них успел издать. Из них 9 нами были обнаружены в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского КФУ, Национальной библиотеке Республики Татарстан, Российской национальной библиотеке, Институте восточных руко-
писей РАН (Санк-Петербург) и в личной библиотеке Нургали Хасанова (см. Приложение).
Отношение к общественно-политической жизни. Нургали Хасанов не мог оставаться в стороне от проблем своего народа и мусульман, видя их притесненное положение. Он, по мере своих возможностей выступая в защиту народа, принимал активное участие в общественно-политической жизни страны. Так, 17 марта 1905 г. он вместе с ахуном Буинского уезда Абдульсамадом Ша-гидуллиным в своей мечети организует съезд мулл и представителей (по два человека) от каждого прихода Буинского уезда, общим количеством 250 человек. Участники составляют петицию на имя императора с политическими требованиями и просьбами, в том числе такими как: «Все медресе и мектебе, ва-куфы чтобы были в ведении ОМДС; законодательно разрешить крещенным татарам переходить от православия в ислам; неизвестные, подкинутые дети, воспитанные мусульманами, чтобы по закону могли стать мусульманами; уравнялись права мусульманского духовенства с православным духовенством; отменился образовательный ценз по русскому языку для мулл; дать права татарам на издание газет и журналов; поступить на государственную службу; разрешить открывать профессиональные учебные заведения на татарском языке...» и др. (III, оп. 2, д. 1446, л. 6-9).
Учитывая те реалии, в которых находился его народ, как и большинство мулл, богословов того времени, Нургали Хасанов отрицательно относился к массовому изучению татарами русского языка, считая, что это приведет к сближению татар с русскими, и, войдя в русское культурное пространство, народ ассимилируется. Поэтому в Буинском медресе долгое время не преподавался русский язык (V, оп. 1, д. 1182, л. 42 об.).
Нургали хазрат Хасанов был сторонником консервативных идей и традиционных взглядов, присущих татарскому мусульманскому духовенству того времени. Он умело выстраивал отношения с местными властями и был посредником между властью и мусульманским населением уезда (III, оп. 2, д. 1446, л. 3). Был искренним патриотом своей страны, ратовал за сохранение Российского государства и считал неприемлемыми революционные потрясения и смуты. Сохранились сведения о том, что он читал молитву за благополучие царя, его семьи и всего государства. Власти, понимая авторитет и влияние ученого на татарское население, старались оказывать ему благосклонность и приблизить к себе. Неслучайно, наверное, он считался среди татарского духовенства одним из тех, кто получил самое большое количество медалей. За что и подвергался критике со стороны части татарской интеллигенции. Несмотря на свою лояльность, Нургали Хасанов в то же время имел свои принципиальные позиции, связанные с национальными и религиозными интересами, которые он мудро отстаивал на региональном уровне (Х^ III, оп. 2, д. 1446, л. 6-9).
Богослов Нургали Хасанов уважительно относился и к православным христианам, проживавшим в г. Буинске и уезде (VI, л. 60-60 об.). Активно работал по распространению ислама среди местных потомков крещеных татар и чувашского населения. В своем медресе обучал детей многих чуваш, принявших ислам (IV, оп. 1, д. 1930, л. 109).
В отношении между джадидизмом и кадимизмом придерживался срединного пути. Пользу джадидизма он видел в ведении торговли и изучении многих наук. Однако Бухарский метод преподавания, основанный на штудировании книг, дискуссиях, закреплении знаний, он считал лучшим (ХП, б. 29). С 1906 г. он постепенно стал изменять систему образования в медресе, а с 1911 г. внедрил джадидистскую форму обучения (XVI).
Нургали Хасанов был достаточно состоятельным человеком. Свои сбережения он расходовал на благотворительность: помощь нуждающимся ученикам, издание книг и их распространение. В своем медресе он приютил многих сирот. В своих проповедях он часто пропагандировал среди татарского населения благотворительную деятельность. Занимался привлечением средств спонсоров на содержание Буинского медресе. В 1910 г. в г. Буинске вместе с ахуном Буинского уезда Абдульсамадом Шагидуллиным организовал «Благотворительное общество мусульман Буинского уезда», которое активно занималось помощью нуждающимся мусульманам уезда на средства от членских взносов и благотворительных пожертвований татарских баев (ХVII, б. 4; ХVIII).
С началом Первой мировой войны Нургали Хасанов периодически оказывал благотворительную помощь государству. Так, в 1914 г. вместе с другими муллами Буинского уезда передал уездному казначейству солидные пожертвования (ХГХ).
Нургали Хасанову в своей жизни пришлось пройти много испытаний. Большой печалью в жизни Нургали хазрата была смерть его многочисленных детей. Кроме двоих сыновей, все умерли от разных болезней. Много было у него завистников и недоброжелателей. Они постоянно писали жалобы и доносы на имя муфтия ОМДС, в органы губернской власти, даже на имя царя Николая II, обвиняя Нургали Хасанова в политической неблагонадежности, шпионаже в пользу другой страны, в неисполнении служебных обязанностей и др., требуя немедленного его увольнения и привлечения к ответственности. Естественно, все разбирательства, обыски показывали необоснованность обвинений и невиновность Нургали хазрата (VII, л. 8 об; XI, с. 48).
Отношение к Шигабутдину Марджани. Нургали хазрат близко общался с ученым Шигабутдином Марджани (1818-1889). Несмотря на разницу в возрасте, у них было много общего. Оба получили классическое религиозное образование в медресе «Мир-Араб» в Средней Азии и имели родственные связи со стороны жен. Они были женаты на дочерях имама г. Буинска Габдуннасыра Мухаммадаминова. Нургали хазрат читал все книги Шигабутдина Марджани, особенно хвалил книги, которые были написаны на арабском языке за удивительные наставления и красивый слог. Книгу Шигабутдина Марджани «Назу-рат аль-хакк» («Китаб назурат аль хакк фи фардият ал-аша ва ин лям ягиб аш-шафак» - «Взгляд на истину о необходимости вечерней молитвы независимо от наступления сумерек» (1870)) и книгу его оппонента «Джаруда» («Музхир ал-калимат алджаруда ал-лати хийа фи-н-назура» - «Обличитель зловещих слов, которые есть в Назуре» (1874)) он отвез ученым Бухары. Вместе с тем имеются сведения о критике Нургали хазратом мнения Шигабутдина Марджани
по поводу вечности вселенной2. Он издал книгу «Рисаляи нурия» («Произведение, излучающее свет») (X), где доказывал, что вселенная ограничена, так как создана Аллахом и только Он вечный. Сохранилось выступление Нургали хаз-рата в честь 100-летия со дня рождения Шигабутдина Марджани, где он высоко оценивал заслуги ученого (XIII, б. 463).
Награды. За заслуги в области исламского просвещения и успешную работу Нургали Хасанову были вручены государственные награды и медали (золотая и серебряная медаль «За усердие» от царя Николая II), в том числе высший почетный орден «Османие» I степени от султана Абдулхамида II. Нургали хазрат получил также несколько медалей, названия которых не сохранились. Вероятно, одна из них за помощь, оказанную в проведении первой Всероссийской переписи населения в 1897 г. (XI, с. 48; XII, б. 29).
Семейная жизнь. Нургали Хасанов был женат дважды. От первой жены Халима-ай (Халиябанат) Абдрахмановой родилось много детей, однако все, кроме сына Гаясетдина, умерли. Второй женой была Бибихаджар, дочь Габдун-насыра Мухаммадаминова. От этого брака также все дети умерли, кроме сына Ибрагима (XII, б. 26; IX, л. 389).
Смерть богослова. Умер Нургали Хасанов 19 мая 1919 г. в возрасте 67 лет. При стечении огромного количества людей он был похоронен на мусульманском кладбище г. Буинска (фото 2). Его славные дела продолжили сыновья. Они были руководителями Буинского медресе (до 1922 г.) и мечети первого прихода до закрытия в 1930 г. Их жизни оборвались в расцвете сил в 1937 г. вследствие политических репрессий.
Фото 2. Могила Нургали Хасанова. Фотография 2019 г.
Мэр^эни Ш. Тарих hэм хэзерге заман. Мэкалэлэр ^ыентыгы. Казан: Мастер Лайн, 1998. Б. 46.
Исследуя жизнь Нургали Хасанова, можно с уверенностью сказать, что он был одним из авторитетных религиозных деятелей, богословов и духовных наставников Среднего Поволжья конца XIX - начала ХХ в. Вся его жизнь с самого детства была связана с религиозной сферой, он достиг обширных знаний как мусульманский богослов, духовно самосовершенствовался и самоотверженно трудился в области религиозного просвещения. Он находился в центре событий мусульманской жизни в Буинском уезде и за его пределами. В татарском мире той поры он был близко знаком со многими видными деятелями. Много общался, переписывался, читал татарские газеты и сам активно печатался. Вся его деятельность была направлена на процветание ислама, своего народа и государства путем просвещения и морально-духовного воспитания.
Приложение
Список рукописей и публикаций богослова Нургали Хасанова
Рукописи:
1. Нургали бин Хасан аль Буави. Рисаляи нурия [Произведение, излучающее свет], 1899 г. // Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ № 3095 ар. - 70 л. (на араб. яз.)
2. Нургали бин Хасан аль Буави. Опровержение миссионеру Доронкину, 1902 г. // Отдел рукописей и документов Ин-та вост. рук. РАН (ОРД ИВР РАН). Рук. В 2584.
Публикации:
1. Нургали Хасан аль Буави. Рисаляи нурия [Произведение, излучающее свет]. - Казань: Типо-литография императорского ун-та, 1899. - 139 с. (на араб. яз.).
2. НургалиХэсэн Мирзави. Рухания китабы ундурт баб узрэ. - Казан: Бэянел-хак, 1908 г. // Российская национальная библиотека. 2-8787 / татар. - 16 б. (на тат. яз.).
3. Нургали бин шейх Хасэн ал-Казани. Ал-гауатыф ал-хамидия фиссаяхэти нурия. [Благодарные чувства светлых путешествий].- Казань: Братья Каримовы, 1907. -80 с. (о своих путешествиях, на араб. яз.).
4. Дамулла Нургали хазрат. Йуз кавагид фикхия уа йуз кавагид осулия-далила уа ма-саилалары айла [Сто положений исламского права и сто положений основы исламского права с доказательствами и примерами]. - Казань: Братья Каримовы, 1902. -35 с. (на араб. яз.).
5. Дамулла Нургали хазрат. Китаб джамигаль фанун аль гарабият [Сборник арабских наук]. - Казань: Братья Каримовы, 1902. - 32 б. (на араб. и тат. яз., учебник).
6. Дамулла Нургали хазрат. Китаб аль-магарифу гайнуль якыйн уа маталубу хаккаль якыйн [Познание убежденности глазами и темы истинной убежденности] (издана на средства Мухаммадшариф Ахметзяновича Бакирова из Казани). - Казань: Тип. Императ. ун-та, 1901. - 36 б. (на араб. и тат. яз.).
7. Ахун ва мударрис Нургали бин Хасан аль Казани, аль Мирзави. 58 ел гасырда жэуэлэн. - Оренбург: Дин ва магыйшат, 1910. - 32 б. (поэт. сб. на тат. яз.).
8. Нургали Хасан аль Буави. Гажаеб мухиммат кавагид хикмият санат ва шахур кама-рият санат ва шухур шамсият башларны ва баситат кабисат [Удивительные важные правила в вопросах вынесения решений в случае високосного года, соотнесения солнечного и лунного календаря.]. - Казань, [ок. 1900] (на тат. яз.).
9. Нургали Хасан. Китабел-хидаятер-раббания фи асрарел-шаригател-исламия. Ахкам шаригиянен хикмат газыйматлареда дыр [Божественный подарок о тайнах священной религии. Положения шариата возвеличивания мудрости]. - Казань, 1901 (на тат. яз.).
10. Нургали Буави. Китабел-ануарел-галия фил асрарел-кодсия [Возвышенный свет в святых тайнах]. - Казань, 1896 (на араб. яз.)
Помимо этого, были обнаружены 5 статей, опубликованных Нургали Хасановым в татарских газетах и журналах:
1. Ахун вэ мударрис Нургали бин Хэсэн. Буа шэhэрендэ Нургали хэзрэтнец мэдрэсэ программасы // Дин вэ мэгыйшэт. - 1913. - 27 сент. (№ 38). - С. 606-607.
2. Буа шэhэреннэн Ахун вэ мударрис Нургали бин Хэсэн эл Мирзалари. Телефонла шэhэдэт хакында // Дин вэ мэгыйшэт. - 1910. - 20 авг. (№ 34). - С. 538-540.
3. Буа шэhэреннэн Ахун вэ мударрис Нургали бин Хэсэн углы. вч мэсъэлэ хакында // Дин вэ мэгыйшэт. - 1908. - 15 авг. (№ 32). - С. 493-495.
4. Буада мэдрэсэ Нурия идэрэсеннэн мэгълYмат // Йолдыз. - 1916. - 22 авг. (№ 1683). -С. 4.
5. Буа шэhэреннэн Ахун вэ мударрис Нургали бин Хэсэн эл Мирзалари. 53 номер Маглуматта дэри^ улынмыш телефон хекемнэре хакында // Мэглумат. - 1910. - 1 авг. (№ 56). - С. 1467-1469.
Источники
I - Буа мэдрэсэлэре // Мэктэп. - 1913. - 7 мая (№ 5). - С. 103.
II - Государственный архив Ульяновской области (ГА УО). Фонд Симбирского окруж-
ного суда Симбирской губернии (Ф. 1). Оп. 22. Д. 82. 79 л.; Оп. 96. Д. 59. 67 л.
III -ГА УО. Фонд Канцелярии Симбирского губернатора (Ф. 76). Оп. 2. Д. 1446. 98 л.;
Оп. 7. Д. 909. 123 л.
IV - ГА УО. Фонд Симбирского губернского правления, г. Симбирск (Ф. 88). Оп. 1. д.
1930, 127 л.; Оп. 4. Д. 264. 124 л.
V - ГА УО. Фонд: Директор - инспектор училищ Симбирской губернии (Ф. 99). Оп. 1.
Д. 1182. 189 л.
VI - ГА УО. Фонд Симбирской духовной консистории ведомства православного испо-
ведания (Ф. 134). Оп. 7. Д. 839. 187 л.
VII - ГА УО. Фонд Симбирского губернского жандармского управления (Ф. 885). Оп. 1. Д. 1137. 210 л.
VIII - Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Фонд Канцелярии Казанского губернатора (Ф. 1). Оп. 87. Д. 16. 156 л.
IX - НА РТ. Фонд 204: Метрические книги мечетей. Оп. 177. Д. 518. 462 л.
X - Нургали Хасан аль Буави. Рисаляи нурия [Произведение, излучающее свет]. - Ка-
зань: Типо-литография Имп. ун-та, 1899. - 139 с. (на араб. яз.).
XI - Нургали бин шейх Хасэн ал-Казани. Ал-гауатыф ал-хамидия фиссаяхэти нурия
[Благодарные чувства светлых путешествий]. - Казань: Братья Каримовы, 1907. -80 с. (на араб. яз.).
XII - Нургали бин Хасан аль Казани, аль Мирзави. 58 ел гасырда жруэлэн. - Оренбург: Дин ва магыйшат, 1910. - 32 б. (поэтический сб. на тат. яз.).
XIII -Нургали Х. Мэрж;ани хакында искэрмэлэрем // Мэржани: Фэнни-популяр ^ыен-тык. - Казан: ^ыен, 2010. - Б. 462-465.
XIV -Ризаэтдин Фахретдинов. Сэяхэтнамэлэр // Шура. - 1915. - № 11. - Б. 323-330.
XV - Этраф хэбэрлэре. Буа // Йолдыз. - 1908. - 29 июля (№ 289). - С. 3.
XVI -Этраф эбэрлэре. Буадан // Йолдыз. - 1912. - 20 марта (№ 810). - С. 3.
XVII - Буа еязе меселманнары «жрмгыять хэйрия» сенен отчеты. 1910-11 нче ел ечен. - Казань, 1912. - 15 б.
XVIII - Тауфик Сабитов. Буада ак чэчэк бэйрэме. Этраф хэбэрлэре. // Йолдыз. -1912. 26 апр. (№ 824). - С. 3.
XIX -Буада // Кояш. - 1914. - № 541. - С. 3.
Литература
1. Фэхреддин Р. Асар / ТезYчелэр: Л. Байбулатова, Р. Йезмехэммэтов, А. Салахов, Р. Миннуллин, И. Гыймадиев, С. Хафизова. - Казан: Рухият, 2010. - Т. 3-4. - 648 б.
2. Рамзи М. Талфик аль-ахбар ва талких аль-асар фи вакаи Казан ва Булгар ва аль-мулук ат-татар [Собрание известий и памятников о событиях в Казани, Булгаре и о татарских царях]: в 2 т. - Оренбург: Тип. Каримова и Хусаинова, 1908. - Т. 2. - 540 с. (на араб. яз.).
3. Баруди Г. Хэтирэ дэфгэре: 1920 елнын 12 июненнэн алып сентябрь ахырына кадэр. -Казан: ТР ФА Ш. Мэржэни исемендэге Тарих институты, 2017. - 236 б.
4. Акмулла. Шигырьлэр / ТезYчесе М. Госманов. - Казан: Тат. кит. нэшр., 1981. - 271 б.
5. Салихов Р., Хайрутдинов Р. Из истории населенных пунктов Буинского района Республики Татарстан. - Казань: Ин-т истории АН РТ, 2002. - 108 с.
6. Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. Мусульманская община г. Буинска и Буинского уезда на рубеже XIX - начала XX в. // Мечети в духовной культуре татарского народа (XVII в. - 1917 г.): Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (25 апреля 2006 г., г. Казань). - Казань: Ин-т истории АН РТ, 2006. - С. 240-252.
7. Саматов Г.Г. Миллэтебездэ Ислам дине. - Казан: Иман, 1998. - 189 б.
8. Кобзев А.В. Исламская община Симбирской губернии во второй половине XIX -начале XX вв. - Н. Новгорд: Медина, 2007. - 446 с.
9. Маликов И.М. Исмэгыйль нэселе. - Казан: Казан ун-ты нэшр., 2019. - 24 б.
10. Маликов Р.И. История Буинского медресе. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 40 с.
Поступила в редакцию 10.10.2019
Маликов Рашид Ильязович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений
Казанский (Приволжский) федеральный университет
ул. Кремлёвская, д.18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: [email protected]
ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)
2020, vol. 162, no. 1, pp. 55-67
doi: 10.26907/2541-7738.2020.1.55-67
Religious and Educational Activities of Theologian Nurgali Khasanov
R.I. Malikov
Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia E-mail: [email protected]
Received October 10, 2019
Abstract
In this paper, the biography of Nurgali Khasanov was compiled for the first time. The personality of Nurgali Khasanov, a famous religious figure of the Middle Volga region during the pre-revolutionary period, has been poorly studied despite he was a recognized theologian and an associate of Shihab al-Din al-Maijani, a Tatar scholar. Nurgali Khasanov was also the head of the Madrasah of Buinsk over more than 30 years - he educated and brought up many students, of whom more than 100 became the acting mullahs and 14 were the famous Tatar public and religious figures of the late 19th - early 20th centuries. His merits were recognized by the authorities of the Russian and Ottoman Empires, from whom he received government awards. In this paper, we introduced more than 10 works and publications written by Nurgali Khasanov - they were found in Russian libraries, some proved helpful for description of his life path -into science. Thus, the paper is based on a wide range of sources and literature and presents in detail the multifaceted life and religious and educational activities of Nurgali Khasanov.
Keywords: Nurgali Khasanov, Kazan, Bukhara, Buinsk, Islam, imam, ishan, mosque, madrasah, shakird, murid, life, views
Figure Captions
Photo 1. Nurgali Khasanov, 1907.
Photo 2. Nurgali Khasanov's grave. Photo made in 2019.
References
1. Fakhreddin R. Essays. Vols. 3-4. Kazan, Rukhiyat, 2010. 648 p. (In Tatar)
2. Ramzi M. A Collection of News and Literary Monuments about Events in Kazan, Bolgar, and the Tatar Kings. Vol. 2. Orenburg, Typ. Karimov and Khusainov, 1908. 540 p. (In Arab)
3. Barudi G. A Notebook of Memories: From June 12, 1920 to the End of September. Kazan, Marjani Inst. Hist., 2017. 236 p. (In Tatar)
4. Akmulla. Verses. Kazan, Book Publ. House Tatarstan, 1981. 271 p. (In Tatar)
5. Salikhov R., Khairutdinov R. Iz istorii naselennykh punktov Buinskogo raiona Respubliki Tatarstan [From the History of Settlements in the Buinsk District of the Republic of Tatarstan]. Kazan, 2002,
Marjani Inst. Hist., Tatarstan Acad. Sci. 108 p. (In Russian)
6. Salikhov R.R., Khairutdinov R.R. The Muslim community of Buinsk and the Buinsk county at the turn of the 19th - early 20th century. Mecheti v dukhovnoikul'ture tatarskogonaroda (XVIIv. -1917g.):Ma-terialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (25 aprelya 2006g., g. Kazan') [Mosques in the Spiritual Culture of the Tatars (17th Century - 1917): Proc. All-Rus. Sci.-Pract. Conf. (Apr. 25, 2006, Kazan)]. Kazan, 2006, pp. 240-252. (In Russian)
7. Samatov G.G. Islam in Our People. Kazan, Iman, 1998. 189 p. (In Tatar)
8. Kobzev A.V. Islamskaya obshchina Simbirskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vv. [The Islamic Community of the Simbirsk Governorate in the Second Half of the 19th - Early 20th Centuries]. Nizhny Novgorod, Medina, 2007. 446 p. (In Russian)
9. Malikov I.M. Ishmaelites. Kazan, Publ. House Kazan Univ., 2019. 24 p. (In Tatar)
10. Malikov R.I. Istoriya Buinskogo medrese [The History of the Madrasah of Buinsk]. Kazan, Izd. Kazan. Univ., 2015. 40 p. (In Russian)
Для цитирования: Маликов Р.И. Религиозно-просветительская деятельность богослова Нургали Хасанова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2020. - Т. 162, кн. 1. -С. 55-67. - doi: 10.26907/2541-7738.2020.1.55-67.
For citation: Malikov R.I. Religious and educational activities of theologian Nurgali Khasanov. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitamye Nauki, 2020, vol. 162, no. 1, pp. 55-67. doi: 10.26907/2541-7738.2020.1.55-67. (In Russian)