Научная статья на тему 'Сатира и юмор в малых жанрах адыгейской литературы'

Сатира и юмор в малых жанрах адыгейской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
500
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жачемук З. Р.

Особенности басенного жанра и сатиры, обозначившиеся в адыгейской литературе уже в 1920-1930-х годах, получили глубокое и разнообразное развитие после Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сатира и юмор в малых жанрах адыгейской литературы»

З.Р. Жачемук

Сатира и юмор в малых жанрах адыгейской литературы Особенности басенного жанра и сатиры, обозначившиеся в адыгейской литературе уже в 1920-1930-х годах, получили глубокое и разнообразное развитие после Великой .Отечественной войны. В новой адыгейской литературе жанр басни достиг совершенства благодаря плодотворной деятельности Ибрагима Цея, который хорошо знал русскую и мировую классику, в том числе классическую сатиру и юмор, был всесторонне образованным человеком, так хорошо владел русским, украинским, адыгейским языками, что создавал на них свои произведения. Басня для И. Цея - не просто жанр нравственно-морально-бытовой литературы. Подобно творениям Эзопа, у него это небольшие по объему, но емкие по содержанию философские произведения, сатиры-притчи с весьма поучительным смыслом. Но не только ради поучительной, воспитательной идеи писались басни Цеем. Они содержат существенные жизненные сюжеты, которые раскрываются в сложных взаимоотношениях действующих лиц.

Например, в басне «Орел и ворона» автор раскрывает вроде бы незамысловатый сюжет: орел поймал молодого голубя. Его заметила ворона и говорит: голубь, которого мы несем, кажется не очень жирным. На что орел ответил: ты не волнуйся, голубя сумеет съесть тот, кто его несет. В незамысловатом сюжете автор рисует не просто забавную ситуацию, в которой оказывается ворона, а картину, отражающую сложные коллизии в природе человеческих отношений. Вначале кажется, что вороне удастся обвести вокруг пальца орла и полакомиться его добычей. Мысль писателя не о том, что «такое часто бывает», а о том, что такие жизненные ситуации продумываются всесторонне. В известный сюжет автор вкладывает глубокие, психологически мотивированные образцы поведения персонажей: орел строг, спокоен, уверен в себе, имеет хорошее настроение в

предвкушении предстоящего обеда; ворона, наоборот, лукава, хитра, далеко не глупа, прикидывается другом орлу. Тот без особых переживаний

отвечает, что обед пройдет без участия вороны. Перед нами не игра, а глубокое интеллектуальное соперничество, в котором кто-то должен одержать верх. В данном случае верх одерживает орел - силой характера и спокойной уверенностью в себе.

Совершенством формы, изяществом языка отличаются басни И. Цея «Волк и ягненок» (мотив Крылова здесь решается иначе), «Заяц охотится», «Шурпа Осмена» и др. Объектом сатиры нередко становятся люди («Горе-интеллигент», например), но ив этом случае писатель добивается яркой выразительности языка и стиля, он мастерски пользуется эзоповской речью, уверенно сочетает аллегорический сюжет с метким народным словом.

Сатирический талант И. Цея свободно и широко проявился в его прозе - рассказах, повестях, романе «Хацук-Хадж», в драмах «Большая болезнь», «Хищники», т. е. сатирическое мышление просматривается и в его крупных по форме эпических произведениях.

Социально-определенные типы раскрыты в рассказах «Автомобиль» и «Счастье Фатмы». В первом выведен герой-подхалим, глава сельской администрации, который поедом ест своих подчиненных, но готов целовать сапоги своему начальнику. В другом речь идет о незадачливом отце, решившем продать свою дочь казнокраду и хапуге. Умная дочь, притворившись больной, написала своему жениху, и тот приехал за ней с другом (оба были в белых медицинских халатах) и увез ее якобы в больницу. Так оказался в смешнойситуации падкий на деньги отец. Автор и смеется, и с грустью пишет о том, как невежество и жадность зачастую становятся причиной казусных ситуаций.

Благотворные традиции И. Цея заметны в творчестве прозаика Юсуфа Тлюстена. Писатель нередко обращается к юмору, но его юмор тяготеет к сарказму, к собственно сатире, поэтому справедливо будет сказать, что он -более сатирик, чем юморист. Это заметно уже в первых его произведениях (рассказы «Аминет», «Князеубий-ца» и др.). Князь решил опозорить крестьянина-юношу за то, что он посмел «хорошо одеться». Вышло все

наоборот - зарвавшийся княжич оказался в руках юноши. Глупый поступок княжича становится содержанием сатирического изображения. И в последующих произведениях («Свет в горах», «Ожбаноковы», «Девичьи зори») немало сатирически изображенных событий и героев.

В 1995 году вышла книга писателя «Сказания Шеочаса» («Шъэок1асэ икъэбархэр»), в которой собраны десятки былей и небылиц, смешных рассказов, зарисовок, а то и просто воспоминаний. Шеочас рассказывает о людях, которые живут рядом, их хитрости, скудоумии, приводит примеры беспредельной жадности некоторых героев (например, один скупец, разделив спичку на две части, от одной прикуривает папиросу, а другую половину кладет обратно в коробок).

В юмористическом сюжете для Ю. Тлюстена самое важное то, что способствует проявлению характера, психологии героя. Писатель выбрал выигрышную форму наблюдения со стороны. Главный герой внимательно смотрит вокруг себя, слушает, фиксирует основное, подвергает все сомнению, а то и участвует в разборках своих персонажей.

В первой сатирической новелле («Обида меня всколыхнула») герой-рассказчик поведал о том, как он из мальчика, обиженного взрослым и потому более сильным человеком, вдруг в одночасье превратился в осознавшего свое оскорбленное самолюбие мужчину, смело оседлавшего весьма строптивого верблюда. И хотя его «подвиг» тоже закончился печально, он доказал и своему обидчику, и старикам, которые высыпали в поле, тревожась за жизнь мальчика, и девочкам, которые были свидетелями происходившего, что может проскакать на необъезженном верблюде.

Ю. Тлюстен в основном опирается на сюжет, его духовные и интеллектуальные потенции. Языком он тоже владеет прекрасно. Как эпический писатель, романист, крупный публицист он продемонстрировал прекрасное умение раскручивать сложные сатирико-юмористические ситуации, создавать убедительные психологические натуры.

В адыгейской литературе 1920-1930-х годов, а затем в послевоенный период укрепляются позиции письменных жанров сатиры и юмора, как следствие развития устно-поэтических традиций. С этой точки зрения можно рассматривать произведения Мурата Паранука, Киримизе Жанэ и др.

С именем М. Паранука связано появление крупных форм (сатирической поэмы, повести в

стихах и т. д.) в адыгейской литературе. В г: ч, «Ураза», «Будь бдительным» писатель восс ет яркие психологические характеры - бел -.::> Исхака и богача Батоко Пшикуя. Он рисует контрастном противопоставлении друг лг; ~ отношению к Исхаку писатель несколь к жанней, нежели к Пшикую. Но и бедняк пугается разящему юмористическому осмеян— равнодушное отношение к жизни и к своей : бе. Социальное зло сделало Исхака жал к пеливым, покорным, не способным к а защите своих интересов. В поэтическо1 реализован сложный эпический сюжет, в А. наблюдательный автор рисует психолог?'-мотивированные характеры Исхака и его : Исхак беден, но и во время уразы (поста) о-жен работать, иначе семью не прокормить куй, наоборот, ни во время уразы, ни в друг >. г мя не утруждает себя заботой о насущноу - старательно собирает пошлину с кресть» -. время уразы разъезжает по гостям, ибо и = зу путник имеет право пить и есть». И фи~ -одежда, и поведение Пшикуя нарисованы :-росатирическом духе, что, однако, не выл>зА «в оскорбительное унижение словом», а :: своеобразный социально-психологическиА рет жестокого, безнравственного человек ры и пьяницы. В другом произведении «Бул; тельным» (поэма «Сакъ») М. Паранук в - < сатирическом стиле воспроизводит конфл-;~ характеры, порожденные социально-пол-"" кими и экономическими процессами в г.о«-г волюционном адыгейском ауле (периода к ного строительства). Автор бичует психолог-характер старого Битлеустена, затаенног: -г обновляющейся деревни, который бетк_ но расправляется с теми, кто встал под .»Аг свободы. Битлеустен не только лицо со"'~: -но и глубоко психологическое: он хитег безукоризненно

придерживается адыгск>:: чаев, играет роль благородного человека ' ранук психологически четко развернул :— в динамическом движении аульских «...»> Вообще, у М. Паранука нет произведен*-:*, тором так или иначе автор не обращало сатире и юмору, например, поэмы «ДенАл:» «Песнь счастливых». Даже такая архюз» ционная. поэма, как «Борись за дело Илы-;, свидетельствует о большом разнообразии ~ поэтической выразительности в художеств."-! мышлении автора.

Мурат Паранук не приемлет смеха рА. ха: смех должен вызывать у читателя сгг. к сопротивлению, сожаление о том, ч~ преступает общепринятые нормы повелс поэме «Водка» («Аркъ») автор создает обрг дировавшего пьяницы. Он «издевается-. . над своим героем? Нет - и в этом свое'; '-тиры М. Паранука. Поведение героя в:-: нечно, вызывает чувство неловкости, еж самом деле оно глубоко драматично, даж; • но. Автор сожалеет, что разумное, интеллег но организованное существо, противст. сущности, стремится быть неразумны'... -ственным отщепенцем. Паразиты, спокойно высасывающие кровь из здорового общественного организма, нарисованы в баснях М. Паранука «Лев-предводитель и хитроумная лиса», «Пень», «Кандис», «Как работают Хачух и Сибэч» и во многих других. Общественные противоречия, в которых проявляются непростые людские характеры и взаимоотношения, раскрыты в баснях «8-е марта», «Самовлюбленный», «Мой Джамболет», «Осел - номенклатурный работник». Общественное зло как проявление социального противостояния в жизни и как ментально-психологическое выражение характера личности рассматривается М. Парануком как важнейший оценочный параметр национальной сущности сатирического.

Традиции М. Паранука значительно повлияли на становление и развитие творчества К. Жа-нэ, но, в отличие от него, он более склонялся к юмору, легкому, открытому, к занимательному сюжету, который часто основывался на смешном факте, событии и т. д. Еще одно примечательное качество юмористического в произведениях К. Жанэ - при наличии

смехового эффекта юмор его чрезвычайно гуманистичен, он не разрушает человека, не несет в себе энергии эстетизации низкого, недостойного, хотя мысль поэта всегда направлена на то, чтобы юмористический персонаж все-таки был лучше: лжец был бы правдолюбом, завистник радовался успеху соседа или друга и т. д. К. Жанэ создал целые материки смеха («Аул Шапсуг улыбается»), поднял жанр здорового, плодотворного смеха до высоты настоящей художественности.

Традиции адыгейской сатиры были плодотворно развиты в произведениях Хазрета Ашинова. Он из тех литераторов, которые создали немало произведений в жанрах сатиры и юмора. Но не они являются главными в творчестве писателя, он - мастер жанров «малой прозы», блистательный лирический поэт и писатель, автор многих книг, заслуживших высокую оценку в литературном мире самого изысканного уровня. Но в любом его сочинении все равно есть нечто от юмора. Даже не юмор, может быть, а что-то не видимое невооруженным глазом — мажорное, облегченное состояние героя, способного на легкое самобичевание или самокритику. Если даже критика приходит «со стороны» (автора, кого-то из героев), она максимально смягчена безобидным юмором, который содержит в себе идею прощения. Не судить же Тыуа за то, что он считает себя достойным высокой должности, ведет себя так, словно он по-прежнему зампреда колхоза, и, мечтая занять пост председателя, учится красиво расписываться (рассказ «69»). В книгах «Свет», «Деревья на ветру»

много рассказов, юмористических по стилю, но наполненных гуманизмом, глубоким пониманием «милых человеческих слабостей» -такова общая тональность сатиры X. Ашинова в его прозе, поэзии, драматургии. В разных произведениях она проявляется по-разному: в своеобычном построении сюжета, в стилистических и языковых оттенках. Г ероев рассказов подводит то жажда карьеры, то страсть к накопительству, то патологическая лень, мешающая семье жить нормально, то желание польстить, «подъехать», выслужиться. И каждый раз неосторожный поступок

недальновидного человека завершается его поражением и вызывает сдержанно-юмористическое сочувствие автора к своему персонажу. Блистательны в этом смысле рассказы «Индюк Хачмафа», «Плата за радость», «Его родственник председатель», «А сколько он с нас возьмет?» и

др.

X. Ашинов - мастер и басенного жанра. В изданных в разное время сборниках сохраняется приверженность любимому жанру и преданность «любимым» героям - хапугам, гулякам, казнокрадам, неудачникам в разных сферах жизни, в том числе и в такой таинственно-уязвимой сфере, как любовь, семейная жизнь. Басни X. Ашинова построены на живом, динамичном сюжете, на острых диалогах, которые всегда завершаются легкой, но мудрой сентенцией автора или кого-нибудь из персонажей. В них часто выступают героями животные - ослы, петухи, лисы, зайцы. Раскрывая их повадки, природные, «животные» формы поведения, автор проводит параллели с социальной сферой жизни.

Долгий и сложный путь прошли сатира и юмор в устном творчестве адыгов и в современной письменной адыгейской литературе. Мы рассматриваем их как взаимосвязанные и взаимообусловленные звенья единого духовно-интеллектуального процесса в жизни народа. Творчески используя опыт и традиции фольклора, профессиональная литература выработала и успешно развила все жанры классической сатиры и юмора.

Литература

1. Жанэ Къ. Джэуап. Мыекъуапэ, 1963. 110 н.

2. Цей И. Избранные произведения / составл., предисл., коммент. А. А. Схаляхо; М-во образования и науки Республики Адыгея, АРИГИ. Майкоп, 2000. 704 с.

3. Лъэустэн Ю. Шъэок1асэ икъэбархэр. Мыекъуапэ, 1995.276 н.

4. Паранук М. Избранные произведения. Майкоп, 1962.453с.

5. Ашинов X. Басни. Майкоп, 1978. 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.