Научная статья на тему 'Саратовская государственная консерватория: архитектурный облик и его отражение в изобразительном искусстве'

Саратовская государственная консерватория: архитектурный облик и его отражение в изобразительном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура Саратова / Саратовская Консерватория / неоготический стиль / А. Ягн / С. Каллистратов / саратовское изобразительное искусство / городской пейзаж. / architecture of Saratov / Saratov Conservatoire / Neo-Gothic style / A. Yagn / S. Kallistratov / Saratov Fine Arts / cityscape.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дорогина Елена Алексеевна

Саратовская государственная Консерватория по праву является архитектурным шедевром Саратова, одним из самых узнаваемых символов города. Её облик сейчас воспринимается удивительно в окружающем контексте. Однако привычное для нас оформление здания появилось не сразу. В статье представлена история создания выдающегося памятника архитектуры города, показано, с чем связан выбор его стилистического решения, который определяется как неоготика. Подробно разбираются черты и элементы неоготического стиля в архитектуре здания. Второй вопрос, который впервые становится предметом исследования, — выявить, каким предстаёт образ Консерватории в саратовском изобразительном искусстве ХХ–ХХI вв. На примере живописных и графических работ ведущих мастеров Саратова продемонстрировано, что образ Консерватории привлекал внимание художников, работающих в разных направлениях искусства. Показано, как трансформировался этот образ в зависимости от взгляда художника, его настроения, творческих задач и стилистической манеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saratov State Conservatoire: Architectural Appearance and its Reflection in Fine Art

The Saratov State Conservatoire is rightfully considered an architectural masterpiece of Saratov, one of the most recognizable symbols of the city that amazingly fits its surroundings. However, the present-day design of the building did not appear at once. The article tells about the history of the construction of an outstanding monument of architecture and the choice of stylistic solutions for the design defined as neo-Gothic, providing a detailed analysis of features and elements of this style in the architecture of the building. The other issue that for the first time becomes the subject of research is to study how the image of the Conservatoire appears in the Saratov fine art of the XX–XXI centuries. On the example of paintings and graphic works of Saratov leading masters, it is demonstrated, that the image of the Conservatoire attracted the attention of artists working in different areas of art. It is shown how the image was transformed depending on the artist's view, his mood, creative tasks and stylistic manner.

Текст научной работы на тему «Саратовская государственная консерватория: архитектурный облик и его отражение в изобразительном искусстве»

Дорогина Елена Алексеевна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, заведующая отделом современного искусства Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева

Dorogina Elena Alekseevna, PhD (Arts), Lecturer at the Humanities Department of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, Head of Contemporary Art Department of Saratov State Art Museum named after A. N. Radishchev

E-mail: dole73@mail.ru

САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ: АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Саратовская государственная Консерватория по праву является архитектурным шедевром Саратова, одним из самых узнаваемых символов города. Её облик сейчас воспринимается удивительно в окружающем контексте. Однако привычное для нас оформление здания появилось не сразу. В статье представлена история создания выдающегося памятника архитектуры города, показано, с чем связан выбор его стилистического решения, который определяется как неоготика. Подробно разбираются черты и элементы неоготического стиля в архитектуре здания. Второй вопрос, который впервые становится предметом исследования, — выявить, каким предстаёт образ Консерватории в саратовском изобразительном искусстве XX-XXI вв. На примере живописных и графических работ ведущих мастеров Саратова продемонстрировано, что образ Консерватории привлекал внимание художников, работающих в разных направлениях искусства. Показано, как трансформировался этот образ в зависимости от взгляда художника, его настроения, творческих задач и стилистической манеры.

Ключевые слова: архитектура Саратова, Саратовская Консерватория, неоготический стиль, А. Ягн, С. Каллистратов, саратовское изобразительное искусство, городской пейзаж.

SARATOV STATE CONSERVATOIRE: ARCHITECTURAL APPEARANCE AND ITS REFLECTION IN FINE ART

The Saratov State Conservatoire is rightfully considered an architectural masterpiece of Saratov, one of the most recognizable symbols of the city that amazingly fits its surroundings. However, the present-day design of the building did not appear at once. The article tells about the history of the construction of an outstanding monument of architecture and the choice of stylistic solutions forthe design defined as neo-Gothic, providing a detailed analysis of features and elements of this style in the architecture ofthe building. The other issue that for the first time becomes the subject of research is to study how the image of the Conservatoire appears inthe Saratov fine art of the XX-XXI centuries. On the example of paintings and graphic works of Saratov leading masters, it is demonstrated, that the image of the Conservatoire attracted the attention of artists working in different areas of art. It is shown how the image was transformed depending on the artist's view, his mood, creative tasks and stylistic manner.

Key words: architecture of Saratov, Saratov Conservatoire, Neo-Gothic style, A. Yagn, S. Kallistratov, Saratov Fine Arts, cityscape.

Здание Консерватории является выдающимся памятником архитектуры Саратова, одним из самых узнаваемых символов города. Красота, изящество и уникальность его облика неизменно привлекают внимание саратовских живописцев и графиков, трансформирующих свои впечатления в разнообразные художественные образы.

Задачи статьи — рассмотреть, какова же история появления этого архитектурного шедевра, с чем связан выбор стилистического решения оформления здания, а также в каких манерах изобразительного искусства отражён его образ.

При решении первой задачи мы будем опираться на труды известных исследователей истории и архитектуры Саратова — С. Терёхина [6], В. Давыдова [1-3], В. Ханецкого [7], Б. Донецкого и Е. Максимова [4], В. Семёнова и В. Давыдова [5], которые подробно изучили этот вопрос, опираясь на архивные источники.

Консерватория, по праву названная одним из красивейших сооружений русской провинции [2, с. 67], сейчас воспринимается удивительно в окружающем контексте. Однако привычное для нас оформление

здания появилось не сразу. Не будем подробно останавливаться на его истории, но несколько ключевых моментов отметить надо.

Итак, Саратовская Консерватория была торжественно открыта 21 октября 1912 г. Она стала третьей в России и первой в провинции. В силу действующего устава Императорского Русского Музыкального общества (ИРМО) она называлась Саратовская Императорская консерватория. По «Всемилостивейшему соизволению» от 19 июля 1913 г., на следующий год после открытия, получила наименование «Алексеевской» по имени цесаревича, наследника престола.

Но за сорок лет до этого события, в 1873 г., было открыто Саратовское отделение Русского Музыкального общества, и следом — Музыкальные классы. В начале 1895 г. классы были преобразованы в Музыкальное училище, для которого было решено построить здание, впоследствии перестроенное под Консерваторию (ил. 1, 2)1.

Место было выбрано на углу Никольской и Немецкой улиц (ныне улица Радищева и проспект Столыпина).

Автором проекта здания Музыкального училища

1 Фотографии взяты с сайтов — http://царицын.рф/2017/05/657-saratovskie-gorguli.html и https://oldsaratov.ru.

44

Иллюстрация 1. Соборная площадь Саратова до начала строительства здания Музыкального училища

Иллюстрация 2. Начало строительных работ

стал архитектор Александр Юльевич Ягн, получивший прекрасное образование сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Римской академии искусств2 (ил. 3).

В 1902 г. здание училища было построено. Это было трехэтажное кирпичное сооружение, с вертикальным, декоративным членением фасада и двумя прямоугольными пирамидальными башнями по концам. Его настоящим украшением стал балкон, с рельефными, растительного орнамента, чугунными решётками, выполненными в учебных мастерских завода Ягна (ил. 4).

Облик здания был неоднозначно воспринят в городе. Приведём лишь одну выдержку из статьи архитектора П. Домбровского, в которой говорится об этом. «Исключительного внимания заслуживает здание Музыкально-

Иллюстрация 3. Саратовское Музыкальное училище. Архитектор А. Ягн

Сармонъ.—йагаЮИ.'. № 13.

Иллюстрация 4. Саратовское Музыкальное училище. Архитектор А. Ягн

Саратовъ.—5ага1оЯ. „М? 14.

Шшецкая ул. п Императорское музыкальное училище.

го училища, как по общественному своему назначению, так и по оригинальности, вызвавшей массу толков среди местного сообщества. Симпатии и антипатии на чисто архитектурной почве — явление в провинциальном городе довольно исключительное» [2, с. 56-57].

На самом деле, здание, выполненное, по словам архитектора С. Терёхина, в формах «теремной» архитектуры [6, с. 131], выглядело довольно громоздко. Общее отношение к построенному сооружению лучше всего выражается эпитетом, которым часто наделяли его в саратовских газетах: «хлебный элеватор» [2, с. 62]. С каждым годом недовольство культурной общественности росло. И потому, как только в 1912 г. было принято решение о преобразовании Музыкального училища в Консерваторию, сразу был объявлен конкурс архи-

2 Ягн Александр Эдуард Юрьевич (1848, Пенза — 1922, с. Белоречица Черкасской обл). Окончил архитектурное отделение МУЖВЗ (1863). Совершенствовал своё образование в Римской Академии искусств. С 1876 жил на Украине в с. Вороньки Черниговской обл. Построил кирпичный завод и создал художественно-производственные мастерские по изготовлению керамических плиток. По его проекту в с. Вейсбаховке был сооружён архитектурный ансамбль, состоящий из Дворца (1886), гостиницы, флигеля (1878), церкви и пекарни. Благодаря этому ансамблю Ягн вошёл в историю как один из основателей стиля «украинский модерн». Среди его значительных работ — проект торговых рядов в Санкт-Петербурге; внутреннее убранство и крыша Московских торговых рядов (ныне ГУМ, 1889-1993). По проектам Ягна были построены часовня-усыпальница Кочубеев в с. Ярославле Сумской обл.; дом Капниста в с. Обухово Полтавской обл.; изготовлен майоликовый декор для храма-памятника на Шипке в Болгарии [4, с. 59].

тектурных проектов на перестройку здания.

Конкурс выиграл один из выдающихся архитекторов своего времени — Семён Каллистратов. Закончив Ло-занский университет в Швейцарии (1905), он работал в Новороссийске, а в 1911 г. стал городским архитектором Саратова3. Благодаря его неординарному замыслу к 1912 г. здание неузнаваемо изменило свой облик. Изменился сам образ архитектурного произведения, его центральная идея. Посмотрим, в чём же она заключалась (ил. 5).

Иллюстрация 5. Саратовская Консерватория. Архи-

тектор С. Каллистратов

ПРИВЪТЪ ИЗЪ САРАТОВА

У В. Давыдова читаем: «Менее чем за год здание трансформировалось в гармоничное изысканное сооружение, выполненное в готическом стиле со стрельчатыми формами, устремлёнными ввысь башнями. Бессмысленная асимметрия прежней постройки пре-

вратилась в причудливую игру разновеликих объёмов. Скучная казарменная декорация сменилась красочным разнообразным убранством. Надстроенный этаж увенчал стоявший здесь прежне чердачный мезонин, органично вписавшийся в новую архитектуру» [2, с. 62]. Изменился и внешний вид торцевых башен. На них появились выразительные архитектурные детали: завершение в виде металлических шатров и шпилей, эркеры, оформление углов здания грубо обработанным камнем. Расчленявшие прежний фасад пилястры «превратились в пучки полуколонок, увенчанных пинаклями. Окна башен решены в виде витражей с готическими розетками (в 1975 г. при реставрации заменены на изображения лиры). В оформлении фасадов использованы лепные рельефы, аркатура, кронштейны» [2, с. 63].

Одними из самых выразительных элементов украшения фасада являются скульптурные изображения аллегорических фигур — воющих собак, чьи образы отсылают нас к символическим изображениям горгулий готических соборов. Единственное, что осталось неизменным — балкон над входом и дворовые фасады, которые не были оштукатурены. Как видно из описания, архитектурное решение здания являет собой яркий пример неоготического стиля.

Теперь попытаемся понять, почему именно этот стиль выбрал С. Каллистратов для оформления Консерватории. Как уже было сказано ранее, когда архитектор разрабатывал проект, направленный на перестройку уже существующего здания, облик центральных улиц города — Немецкой и Никольской, на которых оно располагалось, выглядел совсем иначе.

Благодаря научным исследованиям, основанным на архивных материалах и сохранившихся фотографиях, мы знаем, что в начале XX в. на улице Немецкой, справа, в нескольких метрах от здания Музыкального училища, стоял удивительной красоты Католический собор Святого Климента4, выполненный в неоготическом стиле (ил. 6).

Построенный в 1879 г. саратовским зодчим, губернским архитектором Михаилом Грудистовым (18391914), на тот момент он являлся градостроительной доминантой Немецкой улицы.

А на улице Никольской, в трёх минутах неспешной ходьбы от католического собора, находилась Еванге-лическо-Лютеранская церковь Святой Марии, выстроенная по проекту немецкого архитектора Карла Тиде-на (1830-1885), также в неоготическом стиле5 (ил. 7).

Не углубляясь в историю, так как это не входит в за-

3 Каллистратов Семён Акимович (1874, Рыльск Курской губ. — 1966, Новороссийск). Окончил Лозанский университет в Швейцарии, получил диплом инженера-строителя (1905). До 1910 работал в Новороссийске. С 13.09.1911 — городской архитектор Саратова. С 1922 по 1940 работал на административных должностях в Москве. В 1948-1966 жил в Новороссийске. В Саратове по его проектам выстроены: собственный дом (1914, ул. Вольская, 30); школа-дворец (1914, ул. Мичурина, 16); дом общества взаимного от огня страхования (1915, Первомайская, 75); школа-дворец (1915, ул. Университетская, 44); корпус заразных болезней городской больницы (1916, ул. Пугачёвская); гостиница «Астория» (1917, пр. Столыпина, 34) [4, с. 29-30].

4 Храм был закрыт в 1930-х гг. В 1939-м, а затем в 1965 гг. здание было перестроено до неузнаваемости. После закрытия и до недавнего времени внутри здания размещался кинотеатр «Пионер». Сохранились фрагменты убранства собора: иконы, статуэтки, кафедра, хранящиеся в Саратовском краеведческом музее.

5 Храм был закрыт в 1935 г., в его залах был размещён кукольный театр. В середине 1970-х гг. здание было разрушено,

46

Иллюстрация 6. Католический собор Святого Кли- Иллюстрация 7. Евангелическо-Лютеранская церковь

мента. Архитектор М. Грудистов Святой Марии. Архитектор К. Тиден

ПРИВЪТЪ ИЗЪ САРАТОВА

дачи исследования, отметим, что развитие неоготической архитектуры в Саратове связано с появлением немецких переселенцев, которые благодаря манифесту Екатерины II в 1760-е гг. стали активно заселять Поволжье. В Саратове они образовали Немецкую слободку, которая к началу XIX в. срослась с городом, и главная её улица стала называться Немецкой. Именно по инициативе немецких колонистов в 1880 г. на этой улице был воздвигнут Католический собор (ил. 8).

А годом раньше, на улице Никольской, — Лютеранская церковь (ил. 9).

Теперь становится понятно, что здание Консерватории находилось практически посередине между Католическим собором Святого Климента и Лютеранской церковью Святой Марии. Таким образом, облик Консерватории, в наши дни кажущийся удивительным в окружающем контексте, в начале ХХ века благодаря введению многочисленных вертикалей башен и шпилей, перекликающихся с башнями собора и кирхи, был органично вписан в общий ансамбль, являясь своего рода завершением «стилистического треугольника». Именно эта идея, традиция, культурологический контекст и повлияли на выбор С. Каллистратова архитектурного оформления здания, «надёжным замком скрепившего

Евтиеличоско-Лютвра»скал церковь -

-ЕдШе Шкегшпе.

Иллюстрация 8. Немецкая улица. Католический собор Святого Климента

альянс двух улиц» [6, с. 132].

Безусловно, здание, дошедшее до нас практически в неизменном виде6 и ставшее эмблемой архитектуры города, не могло не привлекать художников, став

на его месте в настоящее время находится один из корпусов Сельскохозяйственной академии.

6 Необходимо отметить, что в данной статье мы касались вопроса формирования архитектурного облика исторического

Иллюстрация 9. Никольская улица. Евангеличе-ско-Лютеранская церковь Святой Марии

Jie Uli Саратовъ. Соборная цлощ.

Saratow. Domkirchen Platz

для многих из них одним из излюбленных образов города. Попробуем понять, каким предстаёт этот образ в саратовском изобразительном искусстве и как он трансформируется в зависимости от взгляда мастера, его настроения, творческих задач и стилистической манеры.

Этот вопрос не становился ещё темой специального исследования, и при его рассмотрении мы обратимся кживописным и графическим произведениям саратовских авторов, которые представляют интерес с художественной точки зрения.

Одно из первых изображений Консерватории мы видим в работе «Немецкая улица ночью», автором которой является прекрасный саратовский график Александр Скворцов7 (ил. 10).

Иллюстрация 10. Александр Скворцов. Немецкая улица ночью. Бумага, тушь, перо, кисть. Середина 1920-х. Собрание Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева

Этот городской пейзаж написан художником в середине 1920-х гг. и представляет собой оригинальный рисунок, выполненный тушью, пером и кисточкой на бумаге. Здесь изображён угол улицы Немецкой (в то время — улицы Республики). Слева от центра — узнаваемое здание Консерватории, вернее его фрагмент. Изящно и тонко художник передаёт особенности его архитектурного оформления: обработанный камнем фасад, окна разной конфигурации, готический эркер, характерный чугунный ажурный балкон на тонких опорах. Здание Консерватории не является здесь центральным образом работы, но органично вписывается в пространство городского пейзажа, подчёркивая красоту и изысканность архитектурного решения центральной улицы Саратова.

Благодаря особенностям работы с чёрной тушью А. Скворцов смог передать атмосферное, «бархатное» состояние ночного пейзажа, подсвеченного электрическим освещением, которое льётся из окон, фонарей, наполняя пространство ночной улицы таинственным светом. Этот свет отблёскивает от влажной мостовой, создавая дополнительный эффект свечения. Пейзаж, помимо художественной точки зрения, интересен и сточки зрения историко-краеведческой.

Помимо узнаваемой Консерватории, мы видим трамвай, который в сегодняшнем восприятии выглядит несколько игрушечным. Трамвай уже электрический, а не на конной тяге. И в то же время на переднем плане изображена запряжённая лошадь. Ещё одна деталь времени — на первом этаже Консерватории, фасадом выходящим на улицу Никольскую, в широких окнах виднеется вывеска — «Пиво». Вероятно, в те годы, на первом этаже здания помещения сдавались в аренду, в данном случае, под питейные заведения. На другой стороне улицы, напротив Консерватории, ярко светятся окна ресторана «Бостон». С уверенностью можно предположить, что художник изобразил шумную, бурлящую атмосферу ночной жизни города времён НЭПа, того недолгого периода в истории города, в котором соединились черты разных эпох: старой, дореволюционной, с извозчиками и запряжёнными лошадками, и новой, наступившей — с электрическим трамваем и ярким, уличным электрическим освещением.

Совсем иным настроением наполнен городской пейзаж Елены Морозовой8 «Улица Кирова», написанный в 1945 г. (ил. 11). На нём изображена всё та же центральная улица Саратова, но переименованная уже к этому времени в проспект Кирова. Графический рисунок, выполненный сепией на бумаге, сделан легко и быстро, в манере импровизационного письма. Художница выбирает интересный ракурс: через открытые ажурно-чугунные ворота парка Липки открывается вид на улицу

здания и не рассматривали его позднюю пристройку — учебный корпус, который появился в 1976 г. по проекту архитектора И. Д. Карповой.

7 Скворцов Александр Васильевич (1894, Никольское Астраханской губ. — 1964, Саратов). График. Учился в частной студии П. А. Власова (1917-1918), в Астраханском художественном училище (1918-1922) у П. И. Котова, в Саратовском художественном училище (1923-1924) у В. М. Юстицкого, П. С. Уткина. Преподавал в Саратовском художественном училище (1947-1953). Участник республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок с 1925 г. Член Союза художников с 1945 г.

8 Морозова (Эккерт) Елена Георгиевна (1903, Петербург — 1990,?) Скульптор, график. Училась в ИЖСА на живописном

48

Кирова. Здание Консерватории является здесь самым выразительным элементом пейзажа. Залитое солнцем, словно сотканное из света, оно написано тонкими касаниями кисти. Е. Морозова не детализирует его облик, не прописывает элементы декора, а лишь слегка намечает их. При этом неповторимый облик архитектуры здания со стрельчатыми окнами, башенками-пинаклями выглядит очень достоверно и узнаваемо. Работа наполнена светом и воздухом, передавая атмосферу радости первого послевоенного лета.

Иллюстрация 11. Елена Морозова-Эккерт. Улица Кирова. 1945. Бумага, сепия. Собрание Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева

Одним из элементов городского пейзажа становится здание Консерватории и в акварельном рисунке Адриана Ермолаева9 «Никольская улица» (1950-е), который является иллюстрацией к роману Константина Федина «Первые радости» (ил. 12). На ней запечатлён знакомый нам по фотографиям вид улицы Никольской 1910-х гг., вернее, той её части, которая находится на пересечении с улицей Немецкой.

На широком открытом переднем плане рисунка —

Иллюстрация 12. Адриан Ермолаев. Никольская улица. Иллюстрация к роману К. А. Федина «Первые радости». 1950-е. Бумага, акварель. Собрание Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева

дорога, по которой идут прохожие, едет запряжённая лошадью повозка с пассажирами. Слева от неё изображён фрагмент здания Консерватории: торцевая башня с эркером и окном-розой, далее — двухэтажная «Кондитерская Жанъ и К», за которой, в глубине, возвышается здание Лютеранской кирхи. Справа — памятник Александру II, храм «Утоли Моя Печали» и Архиерейские ряды. Пространство пейзажа развивается вглубь и подчиняется строго определённому, упорядоченному ритму, заданному чередованием горизонталей и вертикалей. Центром композиции, её доминантой, является здание Лютеранской кирхи Святой Марии. Изящная, устремлённая вверх колокольня храма, словно стрела, пронзающая небо, возвышается над домами. Для баланса, её лёгкую, стремительную вертикаль поддерживает более основательное, но также устремлённое вверх, здание Консерватории, изображение которого придаёт композиции устойчивость и завершённость.

Помимо художественного значения, нам интересен и исторический контекст. Художник изобразил Саратов 1910-х гг. (время действия в романе К. Федина), передав неповторимый облик одной из центральных улиц города. Напомним, что именно в это время в городе и появилось обновлённое здание Консерватории, органично вписанное Каллистратовым в архитектурный облик центральных улиц.

Теперь обратимся к живописным работам, написанным в 2000-е гг. Начнём с городских пейзажей Геннадия Кумаева, одного из ярких представителей реалисти-

факультете (1921-1926). С 1944 г. работала в Саратове. Преподавала в Саратовском художественном училище. Работала в издательствах Ленинграда, Москвы, Саратова, иллюстрировала детские книги и журналы «Ёж», «Чиж», «Костёр». Участница республиканских, всесоюзных, зарубежных (Мексика, Англия, Бельгия, Румыния) выставок. Член Союза художников с 1933 г.

9 Ермолаев Адриан Михайлович (1900, Ростов-на-Дону — 1977, Москва). График, иллюстратор. Учился в Саратовском Бого-любовском рисовальном училище (1915-1918) у Л. О. Никулина. В 1922-1925 гг. работал в Саратове чертёжником-картографом, художником цирка и Летнего городского театра. В 1925 г. переехал в Ленинград. Продолжил обучение на графическом факультете Художественно-промышленного техникума (1925-1927) у Н. И. Дормидонтова, В. С. Сварога, П. А. Шиллинговского. С 1927 г. работал в Москве. С 1936 г. сотрудничал с издательством «Детгиз», «Советский писатель», «Молодая гвардия». Иллюстрировал произведения А. Гайдара, Л. Кассиля, С. Маршака, А. Барто, К. Федина. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).

49

ческого направления в изобразительном искусстве Саратова10. Картины «Весна в Саратове» (2012) и «Консерватория» (2016-2017) написаны в манере, близкой к гиперреализму (ил. 13).

Иллюстрация 13. Геннадий Кумаев. Весна в Саратове. 2012. Холст, масло. Собственность автора

На первой работе изображена улица Радищева. Композиция пейзажа отдалённо напоминает композицию акварельного рисунка, рассмотренного нами выше. Здесь также — открытый передний план и уходящая вдаль, разделённая на две части дорогой, улица. По левой, пешеходной зоне, идут прохожие, останавливаясь у витрин магазинов, в которые уже много десятилетий назад были преобразованы Архиерейские ряды. Справа от них, на дороге, уткнувшись носом в бордюр, стоят, прижавшись друг к другу, автомобили. За ними, на другой стороне улицы, вытянулась лентой унылая «коробка» Сельскохозяйственного института. И только расположенное в глубине здание Консерватории привлекает внимание своей красотой и изяществом архитектурного решения. Стройная, устремлённая вверх торцевая башня, завершающаяся металлическим шатром и шпилем, является своеобразным центром композиции, к которому

устремлено разворачивающееся вглубь пространство улицы. Вертикаль здания поддерживают, написанные на переднем плане дерево и фонарь, тень от которого рифмуется с тонкими изгибами веток.

На картине максимально точно и достоверно воссоздаётся образ города. Но, несмотря на фотографическую чёткость и натурализм исполнения, в работе присутствует состояние. Оно передаётся за счёт колорита картины, построенного на градациях серого и бежево-коричневого цветов, которые смягчены и сближены друг с другом по тону. Всё дано будто немного в дымке, в пелене, так свойственной природной атмосфере Саратова.

В близкой манере написан и другой городской пейзаж Геннадия Кумаева, который так и называется «Консерватория» (ил. 14).

Иллюстрация 14. Геннадий Кумаев. Консерватория. 2016-2017. Холст, масло. Собственность автора

Если в предыдущей работе здание вписано в пространство улицы как элемент городского пейзажа, то здесь оно — главный герой картины. Написанное крупно и занимающее практически всё пространство работы, оно выглядит настолько большим, что создает ощущение несоразмерности его величины формату холста. По сравнению с ним, люди, изображённые на переднем плане картины, выглядят совсем маленькими. Организация фигур, их чередование, объединение в группы, подчинено определённому ритму, создаю-

10 Кумаев Геннадий Яковлевич (род. в 1946, Баку). Живописец, художник монументально-декоративного искусства. Учился в ЛВХПУ на отделении живописно-монументального искусства (1974-1979) у Г. А. Савинова. С 1979 г. живёт в Саратове. Работал в Художественном фонде (1979-1995). Преподаёт в Саратовском художественном училище с 1995 г. Участник областных, зональных, республиканских, всероссийских выставок с 1969 г. Член Союза художников с 1990 г.

50

щему иллюзию движения. На контрасте, олицетворяя устойчивость и неизменность во времени, стоит, словно средневековый замок, Консерватория. В работе Г. Кума-ева она выглядит непривычно — не лёгкой и изящной, а монументальной, прочно стоящей на земле. Автор подробно, детализировано прописывает все архитектурные и декоративные элементы здания, создавая своего рода натуралистичный портрет одного из самых прекрасных сооружений города.

Валентина Маркушина, также являющаяся одним из ведущих саратовских мастеров реалистической школы, запечатлела образ Консерватории в своей работе «Саратовская Консерватория» (2015)11 (ил. 15). В отличие от картины Геннадия Кумаева, данный городской пейзаж написан в более мягкой и нежной манере, которую мы можем отнести к стилистике живописного реализма с элементами примитивизма. Художница выбирает уже знакомый нам ракурс: вид на Консерваторию со стороны парка «Липки». В. Маркушина изображает здание в зимнее время года. Картина наполнена удивительно тёплой атмосферой и напоминает иллюстрацию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иллюстрация 15. Валентина Маркушина. Саратовская Консерватория. 2015.Холст, масло. Собственность автора

к детской сказке. Это ощущение создаёт художественный образ города. Серебристый снег, похожий на мягкие волны, лёг на тротуары, припорошил пушистую ёлку, покрыл снежной пеленой крыши здания. Всё словно окутано лёгкой прозрачной дымкой, которая смягчает цветовые пятна, сглаживает очертания предметов. Особое ощущение сказочности создаётся и за счёт использования примитивистского приёма упрощения формы. Здание Консерватории выглядит несколько игрушечным. Хотя художница передаёт основные черты его облика: эркеры, разнофигурные окошки, башенки и шпили, она упрощает и обобщает все декоративные элементы и форму здания в целом. В них нет детализации, которую мы видели в работе Г. Кумаева. Не передача видимого, достоверного, а создание преображённого образа уютного, «доброго города» привлекает Валентину Маркушину.

Теперь обратимся к работам Алексея Чусляева, одного из самых известных саратовских мастеров городского пейзажа^. Являясь продолжателем традиции импрессионизма, художник работает преимущественно на пленэре, и в силу самого метода работы жанр городского этюда становится для него одним из самых привлекательных (ил. 16, 17).

Иллюстрация 16. Алексей Чусляев. Свежий июнь. Консерватория. 2017. Холст, масло. Собственность автора

В пейзажах «Свежий июнь. Консерватория» (2017), «Первый снег. Консерватория» (2017), «Парк Липки. Морозный денёк» (2020) А. Чусляев не стремится достоверно воссоздать уникальный облик памятника архи-

11 Маркушина Валентина Михайловна (род. в 1937, Брянск). Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства. Училась в Елецком художественном училище (1954-1958) у В. Сорокина, в Саратовском художественном училище (1958-1959) у В. А. Белоновича, М. И. Просянкина, Б. В. Миловидова, В. Ф. Гурова; в Московском институте лёгкой промышленности (1971-1976) у М. Ф. Николаевой. Работала художником по росписи тканей на Саратовской фабрике «Вышивка» (1960-1962), на галантерейной фабрике (1962-1972). Участница городских, областных, региональных, республиканских, международных выставок с 1972 г. Член Союза художников с 1980 г. Награждена знаком «За достижения в культуре» (1997).

12 Чусляев Алексей Петрович (род. в 1965, Саратов). Живописец, дизайнер. Учился в Саратовском художественном училище (1980-1984) у Л. П. Бабушкиной, В. С. Успенского, В. А. Шкуновой, А. Н. Шкунова, в МВХПУ (1987-1992) у О. К. Рыженкова, В. А. Голубева. Преподаёт в Саратовском художественном училище с 1993 г. Участник городских, областных, зарубежных выставок с 1991 г. Член Союза художников с 1998 г.

Иллюстрация 17. Алексей Чусляев. Первый снег. Консерватория. 2017. Холст, масло. Собственность автора

^Жкигт'/шм и шш ^^^^ная

Иллюстрация 18. Алексей Чусляев. Парк «Липки». Морозный денёк. 2020. Холст, масло. Собственность автора

тектуры; для него гораздо важнее передать настроение, ощущение города. Он пишет Консерваторию в разное время года, при разном освещении и состоянии погоды: то летним солнечным днём, то заснеженным и тихим, полным очарования и покоя. Точность пленэрного видения позволяет художнику мастерски решать сложные колористические задачи, улавливать тончайшие изменения световоздушной среды: мягкость воздуха ясным зимним днём, прозрачность и свежесть летнего утра. Особенно удается А. Чусляеву передать состояние нежного зимнего дня (ил. 18).

В картине «Парк "Липки". Морозный денёк» (2020) снег, словно мягкий ковёр, покрыл тротуары, превратил в пушистые цветы ветки деревьев, которые, чуть склонившись друг другу, образовали снежную арку. В её глубине, будто сказочный замок, стоит Консерватория. Художник уходит от статичного изображения города, пытаясь уловить ускользающее мгновение и передать настроение мотива, особенности световоздушной среды, которая меняется в зависимости от освещения, времени суток, погодных условий. Это состояние передаётся с помощью игры света и тени, высветленности палитры, тонких градаций цвета. При внешней простоте мотива Чусляев создает преображенный, эмоционально содержательный образ, что позволяет говорить о лирическом, в своей основе, восприятии натуры художником.

Геннадий Панфёров, один из самых смелых саратовских живописцев, постоянно экспериментирующий с формой и фактурой, также обратился к образу Консерватории (ил. 19)13. в 2014 г. он пишет городской пейзаж «Консерватория. Осколки заката» (2014).

Художником выбран знакомый нам ракурс: взгляд

Иллюстрация 19. Геннадий Панфёров. Консерватория. Осколки заката. 2014. Холст, масло. Собственность автора

на Консерваторию со стороны парка «Липки». Но не архитектура здания, не облик города, и не состояние све-

13 Панфёров Геннадий Михайлович (род. в 1957, Саратов). Живописец, график. Учился в Саратовском художественном училище (1974-1975, 1977-1980) у В. А. Шкуновой, П. А. Гришина, М. И. Просянкина. Преподавал в Детской художественной школе (1983-1992). Сотрудничает с Приволжским книжным издательством. Участник городских, областных, зональных,

52

товоздушной среды привлекают автора. Г. Панфёров не фиксирует увиденное, происходящее, а создаёт новую реальность. Само название — «Осколки заката» — является не только литературной метафорой, но и сущностным определением кубистической манеры, в которой работал художник. Изображение, словно мозаика, разбивается на множество осколков — граней, а затем воссоздаётся вновь из простых геометрических форм. Г. Панфёров отказывается от объёмного письма в пользу плоскостного, создавая образ из набора взаимодействующих геометрических фигур. Здесь доминирующую роль играют острые углы, прямые линии, локальные цветовые плоскости. Изображение похоже на пазл, который предстоит мысленно собрать зрителю.

Как видим, здание Консерватории, созданное Семёном Каллистратовым 110 лет назад в неоготическом стиле, выбор которого был напрямую связан с архитектурными традициями, историческим и культурологическим контекстом, на протяжении вековой истории существования привлекает внимание мастеров изобразительного искусства города, работавших в разных стилистических манерах и обладавших разной художественной оптикой. Каждый из них, отталкиваясь от натурных впечатлений, создал свой, неповторимый образ одного из самых прекрасных сооружений города, которое по праву можно назвать украшением Саратова, его архитектурной жемчужиной.

Литература

1. Давыдов В. И. Дворцы и замки архитектора Каллистра-това. Саратов: ИП Везметинова А. Н., 2015. 416 с.

2. Давыдов В. И. Зримые образы Саратова. Саратов: Приволжское издательство, 2012. 238 с.

3. Давыдов В. И. Саратовская пешеходка. Прошлое, настоящее, будущее. Саратов: Орион. 2020. 144 с.

4. Донецкий Б. Н., Максимов Е. К. Архитекторы Саратова: библиографический словарь. Саратов: ООО «Бенефит», 2005.

224 с.

5. Семенов В. Н, Давыдов В. И. Саратов историко-архитектур-ный. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2009. 375 с.

6. Терёхин С. О. Века и камни. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990. 152 с.

7. Ханецкий В. Е. Первая в провинции // Памятники Отечества. 1998. № 39 (1-2). С. 162-165.

References

1. Davidov V. I. Dvortsy i zamki arhitektora Kallistratova [Palaces and castles of architect Kallistratov]. Saratov: IP Vezmetinova A.N., 2015. 416 p.

2. Davidov V. I. Zrimie obrazi Saratova [Visible images of Saratov]. Saratov: Privolzhskoe izdatelstvo, 2012. 238 p.

3. Davidov V. I. Saratovskaya peshehodka. Proshloe, nas-toyasch'ee, budusch'ee [Saratov pedestrian zone. Past, Present, Future]. Saratov: Orion, 2020. 144 p.

4. Donetskii B. N., Maksimov E. K. Arhitektory Saratova: bibliogra-ficheskii slovar [Architects of Saratov: bibliographic dictionary].

Saratov: OOO «Benefit», 2005. 224 p.

5. Semenov V. N., Davidov V. I. Saratov istoriko-arhitekturnij [Saratov historical and architectural]. Saratov: Privolzhskoe knizh-noe izdatelstvo, 2009. 375 p.

6. Terehin S. O. Veka i kamni [Centuries and stones]. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izdatelstvo, 1990. 152 p.

7. Hanetsky V. E. Pervaya v provintsii [First in the province] // Pamyatniki Otechestva [Monuments of the Fatherland]. 1998. № 39 (1-2). P. 162-165.

Информация об авторе

Information about the author

Елена Алексеевна Дорогина E-mail: dole73@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Столыпина П. А., дом 1

Elena Alekseevna Dorogina E-mail: dole73@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

республиканских выставок с 1985 г. Член Союза художников с 2000 г.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.