Научная статья на тему 'Донецкий Б. Н. , максимов Е. Н. Архитекторы Саратова: биографический словарь. Саратов: бенефит, 2005. 224 с'

Донецкий Б. Н. , максимов Е. Н. Архитекторы Саратова: биографический словарь. Саратов: бенефит, 2005. 224 с Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
966
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мезин Сергей Алексеевич

Рецензия посвящена полезному научно-справочному изданию биографическому словарю «Архитекторы Саратова», подготовленному Б.Н. Донецким и Е.К. Максимовым. Авторы отметили участие в истории строительства Саратова многих известных русских архитекторов. Особое внимание уделено тем мастерам, которые сформировали архитектурный облик города. Авторы словаря заново открыли имена строителей некоторых известных зданий. К сожалению, в словаре почти не отмечены стилевые и художественные особенности творчества саратовских архитекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Донецкий Б. Н. , максимов Е. Н. Архитекторы Саратова: биографический словарь. Саратов: бенефит, 2005. 224 с»

Представляем книгу

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

ДОНЕЦКИЙ Б.Н., МАКСИМОВ Е.К. АРХИТЕКТОРЫ САРАТОВА: Биографический словарь.

Саратов: Бенефит, 2005. 224 с.

С.А. Мезин

Саратовский государственный университет, кафедра истории России E-mail: mezinsa@mail.ru

Рецензия посвящена полезному научно-справочному изданию - биографическому словарю «Архитекторы Саратова», подготовленному Б.Н. Донецким и Е.К. Максимовым. Авторы отметили участие в истории строительства Саратова многих известных русских архитекторов. Особое внимание уделено тем мастерам, которые сформировали архитектурный облик города. Авторы словаря заново открыли имена строителей некоторых известных зданий. К сожалению, в словаре почти не отмечены стилевые и художественные особенности творчества саратовских архитекторов.

Donetsky B.N., Maximov E.K. The Architects of Saratov: The Biographical Dictionary. Saratov: Benefit, 2005. 224 p. S.A. Mezin

The review is devoted to the useful scientific reference book - the biographical dictionary “The Architects of Saratov”, written by B.N. Donetsky and E.K. Maximov. The authors mention the participation of many well-known Russian architects in the history of building of Saratov. Special attention is paid to those masters, who formed the architectural appearance of the city. The authors of the dictionary rediscover the names of the builders of some famous edifices. Unfortunately the stylistic and artistic peculiarities of works of the Saratov architects are almost not described in the dictionary.

Саратов - крупнейший провинциальный город дореволюционной России (в её нынешних границах). Не подвергавшийся разрушениям военного времени и кардинальной перестройке, он сохранил богатое архитектурное наследие. В советское время общероссийское значение Саратова падало, однако наличие определённой культурной традиции и собственной школы подготовки архитекторов способствовало сохранению оригинального архитектурного облика большого города на Волге. Зодчеству Саратова были посвящены специальные работы докторов архитектуры А.И. Осятинского1 и С.О. Терёхина2, а также ряд статей в краеведческих сборниках. Но они касались лишь наиболее значимых памятников и крупнейших архитекторов (К.Л. Мюфке и др.) Поэтому многие постройки старого и нового Саратова оставались «безымянными» не только для широкого круга интересующихся прошлым и настоящим своего города, но и для специалистов.

Опытнейший саратовский историк-краевед доцент СГУ Е.К. Максимов и член Союза архитекторов Б.Н. Донецкий объединили творческие усилия для создания биографического словаря «Архитекторы Саратова». Их работу можно оценить как неординарное явление в саратовской урбанистике и в изучении культуры Саратовского Поволжья в целом.

Популярности книги способствует сама форма словаря, которая позволяет при минимальном объеме издания сообщить максимум информации, касающейся биографии и творчества архитекторов. Каждая статья снабжена краткой библиографией и указанием на основные источники информации. Указаны и печатные труды саратовских

КРИТИКА

И

БИБЛИОГРАФИЯ

Известия Саратовского университета. 2007. Т. 7. Сер. История. Международные отношения, вып. 1

архитекторов. Богатый иллюстративный материал представляет внешний облик большинства саратовских зодчих, а также даёт возможность познакомиться с наиболее яркими образцами их творчества. Высокий научно-информативный уровень книги обеспечен обилием тщательно выверенного фактического материала, который авторы почерпнули в местных и центральных архивах, в личных документальных собраниях архитекторов и их потомков, а также путём анкетирования. Е.К. Максимов и Б.Н. Донецкий не просто подвели итог архитектурно-краеведческих исследований, они открыли новые имена, заново атрибутировали ряд построек.

В словаре отмечено участие в архитектурной истории Саратова таких известных архитекторов, как Д. Кваренги, Л. Руска, В.П. Стасов,

A.П. Брюллов, К.А. Тон, Ф. Шехтель, Ф. Лидваль, М. Лялевич и др. Особое место отведено тем зодчим, творения которых до сих пор определяют «лица не общее выражение» исторического центра города: А.М. Салько, П.М. Зыбин, С.А. Каллист-ратов, К.Л. Мюфке, В.А. Люкшин. К числу заново открытых имен можно отнести К.А. Дулина - строителя замечательных модерновых особняков саратовских «мучных королей» Шмидтов, М.В. Кобелева и П.П. Колпакова, построивших монументальный саратовский почтамт, создателя «украинского модерна» А.Э. Ягна, проектировавшего здание музыкального училища в Саратове.

В истории строительства советского Саратова также были яркие имена. Достаточно вспомнить гениального К.С. Мельникова, оказавшегося в городе на Волге не по своей воле в период борьбы с «формализмом» в искусстве. Но материалы словаря показывают, что своим современным обликом город во многом обязан таким мастерам, как Т.Г. Ботяновский, О.А. Гер, В.С. Делиникай-тис, Э.М. Петрушко, В.П. Дыбов и Д.В. Карпов,

B.С. Истомин. Верные классической «закваске», заложенной их предшественниками, архитекторы советского периода также умели создавать знаковые сооружения, вроде Научной библиотеки СГУ, и даже целые ансамбли, как, например, набережная Космонавтов. В словаре много сведений о молодых архитекторах, строителях престижных жилых домов и офисов в центре города, оформителях популярных магазинов, клубов, кафе. Их появление в одном ряду с Ф.О. Шехтелем, К.Л. Мюфке, В.А. Люкшиным ко многому обязывает и в то же время позволяет надеяться, что у нашего города есть архитектурное будущее.

К сожалению, авторы книги редко указывают на стилистическую принадлежность и художественные особенности творчества саратовских архитекторов. Это нелегко сделать в коротких биографических справках. Но одна лишь констатация стилевых особенностей творчества того или иного мастера позволила бы оценить распространённость исторически сменявших друг друга архитектурных стилей в застройке Саратова, их

роль в формировании нынешнего облика города. В своё время С.О. Терёхин справедливо заметил, что классические постройки являются знаковыми для исторического центра Саратова. Если бы сохранился построенный в 1818 г. В.И. Сурановым Старый гостиный двор на Старособорной (ныне Музейной) площади и целый ряд церквей и соборов, снесённых в советское время, классическое лицо старого Саратова было бы очевидным. Мы имели бы цельный классицистический ансамбль на Музейной площади, нарушенный ещё в начале XX в. громадой здания Управления Рязано-Уральской железной дороги. Построенные В.П. Стасовым и Г.В. Петровым церкви и колокольни были важными вертикалями-доминантами, замыкавшими перспективы улиц, видными с Волги и с окружающих город гор. Важнейшим наследием классицизма является «регулярная» планировка исторического ядра города. Создателю плана города, утверждённого в 1812 г., Михаилу Решетникову мы обязаны своеобразной планировкой старого Саратова, все основные улицы которого сбегали к Волге. В статье, посвящённой губернскому землемеру М. Решетникову, его планировочные заслуги не показаны в полной мере. Не указана в библиографии и специальная работа С.О. Терёхина3. Тем не менее статьи, посвящённые архитекторам, работавшим в русле классицизма - И.П. Без-сонову, И.Ф. Колодину, Л. Руска, Г.В. Петрову,

В.П. Стасову, В.И. Суранову, - свидетельствуют о непреходящем значении для Саратова классицистического архитектурного наследия.

Архитектурное лицо старого Саратова составляют постройки, относящиеся к эпохе эклектики или архитектурного историзма. Именно в период господства этого стиля - во второй половине XIX в. - город интенсивно рос и застраивался. Есть основания полагать, что плодовитость и долгая творческая активность

А.М. Салько, бывшего городским архитектором с 1870 по 1914 г., во многом определила особенности саратовской эклектики. Широко используя набор декоративных элементов, почерпнутых из разных стилей и эпох - Возрождение, барокко, классицизм, - он почти не пользовался в качестве образца древнерусским зодчеством (исключение - Князь-Владимирская церковь на Полтавской площади, не сохранившаяся до наших дней). Поэтому в Саратове мы найдём мало псевдорусских построек, которыми так богата Москва и некоторые провинциальные города России. Редкие примеры «русского» стиля в Саратове - Поздеевская больница, построенная В.Л. Владыкиным, и доходный дом Т.В. Горина (Московская, 39), автора которого историкам саратовской архитектуры ещё предстоит определить. Ещё более редкий образец русско-византийского стиля являла построенная Ю.Н. Терликовым Никольская церковь Кресто-воздвиженского монастыря, на месте которого ныне возвышается гостиница «Словакия».

Представляем книгу

Древнерусские формы использовал в своём творчестве зодчий П.М. Зыбин. Все саратовцы знают построенную им церковь, обычно называемую «Утоли моя печали». Старшее поколение саратовцев помнит нарядное здание железнодорожного вокзала, заменённое в 1970-е гг. унылой стеклянной «полосой». На примере творчества Зыбина мы видим, как талантливый мастер переходит от использования отдельных элементов исторических стилей к их творческому переосмыслению, к тонкой стилизации, характерной уже для стиля модерн, проникшего в Саратов в начале XX в.

Саратовская архитектура модерна, созданная стараниями П.М. Зыбина, К.А. Дулина, С.А. Кал-листратова, В.К. Карпенко, В.А. Люкшина, К.Л. Мюфке, М.А. Пульмана, Ю.Н. Терликова, Ф.О. Шехтеля, конечно, уступает по богатству и разнообразию столичной. Даже в соседней Самаре декоративность и творческая свобода модерна ярче бросаются в глаза. Саратовский модерн быстро эволюционировал в сторону неоклассицизма и рационализма. Однако можно ли представить сегодня облик нашего города без зданий консерватории и Крытого рынка, без университетского городка на бывшей Московской площади? Именно эти здания стали архитектурной визитной карточкой Саратова.

В советское время перед архитектурой вставали новые задачи, культивировалась новая эстетика, что не мешало возвращению классики в строительство жилых и общественных зданий. Конструктивистские новаторства 1920-х гг. слабо отразились на архитектуре Саратова. Новые архитектурные тенденции отчётливо просматриваются в жилых домах «Новый быт» П.В. Гофмана, в ранних постройках Д.В. Карпова (его до неузнаваемости перестроенная трамвайная станция «Дачная» на углу Астраханской и Московской была, наверное, самым чистым образцом саратовского конструктивизма) и Н.К. Усова. Архитектурным экспериментом является Дом коммуны на Провиантской улице, построенный по проекту

С.А. Лисагора и Е.М. Попова.

«Сталинский ампир» 1930-1950-х гг. возвестил о возвращении к классике (правда, и некоторые уроки модерна и конструктивизма не были забыты). Постройки Т.Г. Ботяновского, Л.Е. Дорошенко, В.П. Дыбова и Д.В. Карпова,

В.С. Истомина, Э.М. Петрушко способствовали поддержанию классического облика Саратова, но отнюдь не сделали из него (в силу своей малочисленности, слитности со старой застройкой) образцового социалистического города на манер Минска или Сталинграда.

Массовое строительство 1960-80-х гг. отодвинуло индивидуальный почерк архитектора на второй план. Судя по статьям «советского» разде-

ла словаря, архитекторов становится больше, но возможности реализации их творческих замыслов в условиях типового строительства сокращаются. Что, собственно, построил главный архитектор Саратова 1963-1986 гг. Ю.И. Менякин? Судя по статье, на его счету кроме постаментов скульптурных памятников и пешеходной зоны проспекта Кирова числится много ПДП - проектов детальной планировки, в том числе, например, Комсомольского посёлка. В этой связи мне вспоминается случай из моей лекторской практики 1980-х гг. На лекции «Архитектура старого Саратова» слушатели (работники комбината «Нитрон») посетовали: «Какие раньше архитекторы были! А Вы не знаете, кто строил наш Комсомольский посёлок? Посмотреть бы ему в глаза!» Увы, тогда я не знал, кто проектировал Комсомольский посёлок.

В постройках молодых архитекторов последних лет можно заметить тягу как к архитектурной классике, например к модерну, так и к техническим экспериментам. Но в условиях, когда городская земля становится капиталом, вкусы богатых заказчиков превалируют, а городские власти (в том числе и архитектурные) бездействуют или заняты отнюдь не творческими делами, возникает опасность, что скоро мы можем потерять старый Саратов. На его месте может появиться другой город, и тогда словарь «Архитекторы Саратова» станет не актуальным справочником, а памятником истории и культуры.

Как уже отмечалось, авторы книги «Архитекторы Саратова» сделали немало находок и открытий, однако среди архитектурных достопримечательностей города ещё есть такие, чьё авторство остаётся неизвестным - здание Крестьянского банка (в советское время - обком КПСС), доходный дом Т.В. Горина, дом П. Шмидта, модерновые особняки Э. Бореля и А. Скворцова. Возможно, их изучение позволит вписать новые имена в словарь архитекторов Саратова.

Конечно, со временем сведения, приведённые в словаре, могут быть уточнены и дополнены, но не вызывает сомнения то, что Б.Н. Донецкий и Е.К. Максимов создали незаменимое научносправочное издание, которому суждены долгая жизнь и благодарность читателей.

Примечания

1 См.: Осятинский А.И. Строительство городов на Волге. Саратов, 1965; Он же. Архитектурный ансамбль К.Л. Мюфке в Саратове. Саратов, 1984.

2 См.: Терёхин С.О. Века и камни. Памятники архитектуры Саратовской области. Саратов, 1990.

3 См.: Терёхин С.О. Развитие Саратова по плану 1812 года // Четыре века: Сб. статей, посвящ. 400-летию Саратова. Саратов, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.