Научная статья на тему 'САНОГЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ МАТЕРЕЙ В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКА'

САНОГЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ МАТЕРЕЙ В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНОГЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / SANOGENIC REFLECTION / EMOTIONAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муратова Д.Я.

В статье рассматриваются особенности саногенной рефлексии матерей и её место в структуре эмоционального благополучия подростков. Исследование проводилось на базе МБОУ «Школа-гимназия № 4» г. Симферополя, с помощью опроса подростков и их матерей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Муратова Д.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANOGENIC REFLECTION OF MOTHERS IN THE STRUCTURE OF EMOTIONAL WELFARE OF ADOLESCENT

The article discusses the peculiarities of mother-to-person reflection and its place in the structure of the emotional well-being of adolescents. The study was conducted on the basis of MBOU "School-gymnasium № 4" in Simferopol, with the help of a survey of adolescents and their mothers.

Текст научной работы на тему «САНОГЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ МАТЕРЕЙ В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКА»

УДК 159.922.2

Муратова Д.Я. студент 4 курса направление подготовки «Психология» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь САНОГЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ МАТЕРЕЙ В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКА Аннотация: В статье рассматриваются особенности саногенной рефлексии матерей и её место в структуре эмоционального благополучия подростков. Исследование проводилось на базе МБОУ «Школа-гимназия № 4» г. Симферополя, с помощью опроса подростков и их матерей.

Ключевые слова: саногенная рефлексия, эмоциональное благополучие

Muratova D. Y.

female student 4 year, Direction of training "Psychology" SANOGENIC REFLECTION OF MOTHERS IN THE STRUCTURE

OF EMOTIONAL WELFARE OF ADOLESCENT Annotation: The article discusses the peculiarities of mother-to-person reflection and its place in the structure of the emotional well-being of adolescents. The study was conducted on the basis of MBOU "School-gymnasium № 4" in Simferopol, with the help of a survey of adolescents and their mothers. Keywords: sanogenic reflection, emotional well-being.

В рамках различных концепций по эмоциональному благополучию выделяется значимость для благосостояния индивида таких составляющих как: самопознание и саморазвитие, гармония с миром и собой, смысловой аспект действительности, адекватное восприятие мира и принятие его, осознанная деятельность и целеполагание, ощущение себя в обществе, с социумом при средней автономности. Эти свойства и качества сообразовываются с видом на саногенную рефлексию как на понимание человеком, в нашем случае, матерью, своих эмоций относительно эмоциогенных ситуаций, своих мыслей и действий относительно той ситуации, которая вызвала те или иные отрицательные эмоции: обида, вина, стыд, чувство неудачи. Совершенно правомерно суждение, что именно саногенная рефлексия обеспечивает такие личностные свойства.

Личностные и интеграционные концепции по эмоциональному благополучию, которые подразумевают поиск себя и интенсивную жизненную установку индивида, жизнь в согласовании со своим реальным Я как гарантия эмоционального благополучия, в той или иной мере берет своё начало с детства, обращаясь к саногенной рефлексии матери. Так, развитой личности по Олпорту Г. Характерна самоидентификация - что является функцией развитой благодаря саногенной рефлексии, а также автономность, которая невозможная без осознания личности матери мотивов ребёнка, его побуждений видения своей деятельности в общем виде без подростка, которое

также обеспечивается саногенной рефлексивностью. Саногенная рефлексия способствует ориентации личности в ситуациях сильного эмоционального всплеска, с возможностью планирования своих эмоций в будущем, для своей защиты [1]. В подходе К.Роджерса, незаменимым условием психологического благополучия индивида есть его реализация своей энергии через ощущение своего реального Я, восприятия матерью взросления своего ребёнка, что не может сложиться без достаточного уровня саногенной рефлексии. Важной функцией саногенной рефлексии является осознание личности своих эмоций, в общем, без применения саногенной рефлексии матери, не может вырасти благополучной личности. Эмоциональное благополучие подростка, несомненно, также зависит от его осознания себя, т.е. развития своей рефлексивности, и действий в согласовании со своим реальным Я. Многие детско-родительские концепции говорят о том, что умение матери вовремя отпустить своего ребенка есть основой его автономности и его способности осознавать себя, т.е. рефлексировать. Свобода подростка, его автономность, целенаправленная творческая активность, управление своей жизнью невозможны без предоставления матерью такой возможности, её личным умением объяснить окружающую действительность и без личной деятельности подростка.

Саногенная рефлексия, как уже упоминалось ранее, содействует изменению сознания, обогащения Я-концепции новыми значениями, также как ребёнок набирается нового личностного опыта при взаимодействии со средой. При действии саногенной рефлексии происходит вербализация тех понятий жизнедеятельности индивида, которые не осознаются и устанавливаются новые умственные связи. Таким образом, саногенная рефлексия содействует появлению и видоизменению ценностно-смысловых образований в Я-концепции. Также, личностный смысл жизни и её цель, смысловое существование, которое связано с ним, представляют собой основные факторы эмоционального благополучия в подходах к проблеме детско-родительских отношений.

В ходе анализа понятия здоровой личности в различных психологических школах, Р. Корсини и А. Ауэрбах выяснили, что эмоциональное благополучие имеет следующие основные функции:

1. Побуждение. Эмоциональное благополучие характеризуется существованием характеристик, которые побуждают человека к действию; после изменения уровня силы некоторой универсальной внутренней силы идут изменения поведения.

2. Регулирование. Вместе с побуждением становятся активными определённые паттерны поведения, которые выражают нужное состояние. Реализация выбранного паттерна осуществляется внутренними регулятивными системами, установками.

3. Переживание и осмысление. Регламентация предшествуется действием обработки информации, который обеспечивает интегрированность обратной связи от окружающей среды с активностью индивида. Факты, что

воспринимаются и переживания, что с ними связаны, сохраняются и меняются Воспринимаемые факты и связанные с ними переживания сохраняются и изменяются одновременно со становлением и с усвоением и формированием понятий, вырабатывающих смыслы.

4. Индивидуальный стиль. Каждый индивид имеет свои индивидуальные свойства, поэтому действия разных индивидов будут иметь отличия даже тогда, если мотивация, процессы регламентации и обработки информации у них были одинаковыми.

Саногенная рефлексия матерей может послужить успешным осуществлением всех этих функций. Так, в роли мотивирующей «внутренней силы» индивида может стать чётко поставленная цель, хорошо обдуманный план, осмысленное и осознаваемое желание чело-либо достичь. Контроль активности происходит, как не осознано, внутренними установками психики, так и благодаря саногенной рефлексии, осмысления с помощью сознания. Личностный стиль активности индивида также характеризуется саногенной рефлексией матерей, её уровнем, тем, как часто она применяется в повседневной жизни, силой состояния саногенной рефлексии.

Саногенная рефлексия как способность осознания своих эмоций, может оказать хорошее влияние на терапевтический процесс, выступая как основа когнитивной терапии. Осознанность своих эмоций означает способность защищаться от воздействия негативных эмоций на состояние человека в данный момент. Также осознанность представляет собой мощный своеобразный фактор эмоционального благополучия [2]. Уже давно, между саногенной рефлексией матерей и психологическим благополучием, жизнестойкостью, удовлетворённостью жизнью, оптимизмом, положительной самооценкой и др. факторами наблюдается прямая связь, также как и наблюдается связь между низким уровнем саногенной рефлексии и низкой самооценкой, уходом в болезнь, пониженным настроением, нервозностью, высокой тревожностью подростков. Осознанность человеком, а в особенности матерей, своих эмоций может помочь избежать таких негативных последствий, при которых ухудшается качество жизни, как матери, так и ребёнка, что сопровождается стрессом, подавлением, нейротизмом, негативными переживаниями, мыслями и социальной тревожностью.

Таким образом, саногенная рефлексия может хорошо повлиять на ценностно-смысловой аспект индивида, при том, что будут вовлечены все функции рефлексии. Она позитивно влияет на устранение компонентов психологического неблагополучия и помогает достижению компонентов эмоционального благополучия.

Использованные источники:

1. Алексеев H. Г., Ладенко И. С, Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования.— Новосибирск: Наука, 1987.

2. Алексеев Н. Г., Ладенко И. С. Направления изучения рефлексии / Н.Г. Алексеев, И.Н. Семенов // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. - Новосибирск, 1987.-С. 3-13.

3. Идобаева О.А. Исследование эмоционального благополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога. Дисс... канд. Психологич. Наук. - М, 1998. - 143 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.