Научная статья на тему 'Санкции за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сетей, предусмотренных ст. 274 УК РФ'

Санкции за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сетей, предусмотренных ст. 274 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1491
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ягудин А. Н.

Данная статья посвящена проблемам целесообразности видов и размеров наказания, предусмотренных статьей 274 УК РФ за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санкции за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сетей, предусмотренных ст. 274 УК РФ»

А.Н. Ягудин

адъюнкт КЮИ МВД России

САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭВМ, СИСТЕМЫ ЭВМ ИЛИ ИХ СЕТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 274 УК РФ

Данная статья посвящена проблемам целесообразности видов и размеров наказания, предусмотренных статьей 274 УК РФ за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Санкция ст. 274 УК РФ предусматривает в качестве видов наказания: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничение свободы на срок до двух лет (по ч. 1) и по ч. 2 - лишение свободы на срок до четырех лет.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - мера наказания, назначаемая судом лицу, виновному в совершении преступления, и состоящая в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (выполнять обязанности врача, педагога, продавца и др.).

Данный вид наказания применяется на срок: а) от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания; б) от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В последнем качестве лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено (в отличие от штрафа) и в том случае, если оно не предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, но с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления (в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью) и

личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2-3). Если данное наказание

предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ как одно из основных видов наказания, то оно не может быть применено в качестве дополнительного [1 ].

К несовершеннолетнему осужденному этот вид наказания может быть применен лишь в части лишения права заниматься определенной деятельностью (п. «б» ч. 1 ст. 88). И это не удивительно, поскольку законным путем вряд ли можно занять должность на государственной службе или в органах местного самоуправления лицу, не достигшему 18-летнего возраста. Ч. 4 статьи определяет правила исчисления данного вида наказания в случае его назначения в дополнение к основным. Если оно назначается в качестве дополнительного к штрафу, обязательным или исправительным работам, а также при условном осуждении (и исполнение данного дополнительного вида наказания не отсрочено), то его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу, причем в срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью (см. ч. 1 ст. 36 УИК РФ; п. 35 Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества [2]). О вступлении приговора

суда в законную силу указано в ст. 390 УПК РФ.

Обязательные работы - мера наказания, назначаемая судом лицу, виновному в совершении преступления, и

заключающаяся в выполнении осужденным в свободное от основной работы (службы) или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых (и объект, на котором они должны отбываться)

определяется органом местного

самоуправления по согласованию с

уголовно-исполнительной инспекцией (также ч. 1 ст. 25 УИК РФ).

Обязательные работы могут быть

назначены осужденным за совершение преступлений небольшой или средней тяжести. Срок обязательных работ

исчисляется в часах. Данный вид наказания устанавливается на срок от 60 до 240 часов и отбывается не свыше четырех часов в день. Время отбывания обязательных работ в течение недели не может быть менее 12 часов (также ст. 27 УИК РФ).

Несовершеннолетним осужденным

границы наказания снижены. Для них обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении посильных работ (озеленение улиц, уборка территории и т.д.) и исполняются ими в свободное от учебы или основной работы время. При этом продолжительность их ежедневного исполнения не может превышать лицами в возрасте до 15 лет двух часов, лицами до 16 лет - трех часов (ч. 3 ст. 88) [3].

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время отбытых обязательных работ учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы: один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы приравнивается к восьми часам обязательных работ (также ч. 2 ст. 29 УИК РФ).

Злостным признается такое уклонение от отбывания обязательных работ, при

котором осужденный более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин, либо более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину, а равно скрылся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК РФ).

Ч. 4 ст. 49 УИК РФ ограничивает круг лиц, к которым может быть применен данный вид наказания по признаку нетрудоспособности. В частности, обязательные работы не применяются к инвалидам первой группы, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских должностях рядового или сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока по призыву

[4].

Наказание в виде обязательных работ должна исполнять уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного (ч. 4 ст. 16 и ч. 1 ст. 25 УИК РФ).

В соответствии со статьей 53 УК РФ, ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный

государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от

одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими

статьями Особенной части настоящего Кодекса.

В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовноисполнительным законодательством

Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не

имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Лишение свободы на определенный срок является, к сожалению, наиболее распространенным и часто применяемым в судебной практике видом уголовных наказаний.

В ст. 56 УК РФ не дается определения лишения свободы по его содержанию. Определено лишь то, что оно заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Но абсолютно очевидно, что кара в столь разных по своему режиму учреждениях будет совершенно различна. Одно дело содержание, например, в тюрьме, и другое дело - в колонии-поселении. Изоляция разная, а вид наказания - лишение свободы -один и тот же. Поэтому следует различать перечисленные разные виды лишения свободы [5].

Для лиц, осужденных к лишению свободы, не достигших к моменту вынесения судом приговора (не смешивать с моментом совершения преступления) 18летнего возраста, местами отбывания наказания являются воспитательные колонии.

Лица, осужденные к лишению свободы, отбывают назначенное наказание в исправительных учреждениях,

находящихся на территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях (состояние здоровья, личная безопасность и пр.) либо по собственному согласию они могут быть направлены для отбывания этого наказания в соответствующие исправительные учреждения,

расположенные на территории другого субъекта РФ [6].

Говоря о наказании за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, следует отметить, что санкция статьи 274 УК РФ должна быть изменена. Такие виды наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и

ограничение свободы, вряд ли могут быть достичь целей наказания, указанных в ст. 43 УК.

Программистов, в большинстве случаев работающих на дому, а часто и без всякого трудового договора, вряд ли напугает угроза отстранения от должности, которой у них никогда не было, а запретить подходить к компьютеру вообще невозможно (нет такой деятельности -работа за компьютером). В то же время все знают, что программисты и так не склонны часто выходить из дома. В чем же тогда наказание, то есть лишения и ограничения (ст. 43 УК)? Данное преступление должно наказываться штрафом, обязательными работами и лишением свободы.

Применение штрафа за преступления в сфере компьютерной информации оправдано, потому что такие преступления наносят прежде всего ущерб экономической составляющей деятельности субъектов, пострадавших от таких преступлений. И совершаются эти общественно-опасные деяния ради денег, то есть в большинстве случаев с корыстным мотивом. И хотя мотив при квалификации по ст.ст. 272-274 УК значения не имеет, наказание имущественного характера заставит преступников задуматься о целесообразности совершения таких преступлений.

Представляется необходимым

рассмотреть также обоснованность установленных пределов уголовной ответственности за совершение

преступлений, предусмотренных ст.ст. 272 и 273 УК в сравнении с санкцией ст. 274 УК.

Палитра наказаний, которые могут быть назначены за компьютерные преступления в России, достаточно широка: штраф в качестве основного или дополнительного наказания (ст. 272, ч. 1 ст. 273 УК РФ), лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 274 УК РФ),

обязательные работы (ч. 1 ст. 274 УК РФ), исправительные работы (ст. 272 УК РФ), ограничение свободы (ч. 1 ст. 274 УК РФ), арест (ч. 2 ст. 272 УК РФ), лишение свободы (по всем простым и

квалифицированным составам, кроме ч. 1 ст. 274 УК РФ).

При этом половина санкций относятся к альтернативным по видам основного наказания; по три вида основного наказания содержится в ч. 1 ст. 272 УК РФ (штраф - исправительные работы - лишение свободы) и в ч. 1 ст. 274 УК РФ (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью - обязательные работы -ограничение свободы); в ч. 2 ст. 272 УК РФ - четыре вида основного наказания (штраф, исправительные работы, арест, лишение свободы).

Безальтернативны санкции ч. 1 ст. 273 УК РФ (лишение свободы, при этом обязательным здесь является

дополнительное наказание в виде штрафа),

ч. 2 ст. 273 УК РФ и ч. 2 ст. 274 УК РФ (лишение свободы).

Думается, что указанное в пенализации компьютерных преступлений должно восприниматься как положительная тенденция, поскольку непосредственно позитивно влияет на дифференциацию и индивидуализацию ответственности.

Соблюдается при построении соотношения простого - квалифицированного состава и последовательность в категоризации преступлений.

В то же время далеко не все перечисленные виды наказания оправданны как по существу, так и по предлагаемым законодателем размерам.

Вызывает возражения наказуемость преступления, предусмотренного ст. 273 УК РФ, - создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Законодатель посчитал это преступление самим тяжким среди компьютерных преступлений. Сравнивая, однако, его степень опасности со степенью опасности неправомерного доступа к компьютерной информации или нарушения правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, можно сделать вывод, что большой разрыв вряд ли существует.

Общественная опасность этих разных видов преступного поведения вполне сопоставима. Поэтому нет никаких логических объяснений такому феномену,

как отсутствие в числе квалифицирующих признаков неправомерного доступа указания на причинение в результате совершения деяния тяжких последствий, предусмотренных в обоих оставшихся составах компьютерных преступлений.

Едва ли можно согласиться и с тем, что создание, использование и распространение вредоносных программ влечет всегда наказание в виде лишения свободы, а по первой части - за простой состав - еще и с обязательным крупным штрафом (до 200 тыс. руб.). Наказуемость этого преступления находится на уровне наказуемости, например, умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью - по простому составу (по квалифицированному составу значительно превосходит его, так как максимальное

наказание по ч. 2 ст. 112 УК РФ - лишение свободы до пяти лет, а по ч. 2 ст. 273 УК РФ - лишение свободы на срок от трех до семи лет), истязания, незаконного помещения в психиатрический стационар, недопущения, ограничения или устранения конкуренции, хулиганства, незаконного освобождения от уголовной

ответственности; и существенно выше наказуемости таких опасных деяний, как все виды привилегированных убийств, нарушение правил охраны труда, умышленное уничтожение или

повреждение имущества, коммерческий подкуп, надругательство над телами умерших и местами их захоронения, практически всех экологических преступлений [7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный) (4-е издание, переработанное и дополненное) / под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова // Юрайт-Издат. - 2007. -С.123.

2. Об утверждении инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста РФ от 12.04.2005 // Российская газета. - 2005. - № 97.

3. Шаргородский М.Д. Детерминизм и ответственность // Известия вузов. Правоведение. - 1968. - № 1. - С. 46.

4. Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. - М., 2004. - С. 4.

5. Ткачевский Ю.М. Режим отбывания и исполнения наказания в виде лишения свободы // Законодательство. - 2006. - № 2. - С.45.

6. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / отв. ред. Б.В. Здравомыслов. - М., 1996.- С. 495.

7. См. также: Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный

закон, уголовно-правовая политика. - СПб., 2004. - С. 274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.