УДК 332.1 Иванов Владимир Валерьевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и электронного бизнеса Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова
Чердакова Марина Петровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и международных отношений Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова
САНКЦИИ КАК МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ [1]
Аннотация:
В статье рассмотрены ключевые проблемы развития аграрных регионов России в условиях санкций. Обосновывается возможность использования санкций в качестве стимулирующего фактора для решения давних проблем, имеющихся в развитии аграрной отрасли и экономики страны в целом. Предложены варианты решения этих проблем посредством перехода к инновационному развитию аграрной отрасли, модернизации ее государственного регулирования, диверсификации экономики, внутреннего инвестирования, создающего условия для реализации потенциала развития экономики аграрных регионов России. Сделан вывод о том, что решение проблем развития аграрных регионов возможно путем применения комплексного, глубокого подхода к ним на уровне государства.
Ключевые слова:
санкции, проблемы развития аграрных регионов России, импортозамещение, сырьевая модель развития экономики, инновационное развитие, диверсификация экономики, государственное регулирование экономики, государственное регулирование аграрного сектора.
Ivanov Vladimir Valeryevich
PhD in Economics, Assistant Professor, Accounting and E-Business Department, Chuvash State University
Cherdakova Marina Petrovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Economic Theory and International Relations Department, Chuvash State University
SANCTIONS AS A MECHANISM OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL REGIONS OF RUSSIA [1]
Summary:
The article discusses the key development challenges of agrarian regions of Russia in the context of sanctions. The authors consider the possibility of using sanctions as a factor encouraging resolution of the long-standing problems in the development of the agricultural sector and the economy of Russia as a whole. The authors suggest some options of how to resolve existing problems by transition to the innovative development of the agricultural sector, modernization of its state regulation, diversification of the economy, domestic investment, thus creating conditions for employment of economic development resources of the Russian agrarian regions. It is concluded that resolution of problems of agrarian regions' development depends on the comprehensive, in-depth approach at the state level.
Keywords:
sanctions, problems of agrarian regions development in Russia, import substitution, raw-materials export model of economic development, innovative development, diversification of economy, state regulation of economy, state regulation of agricultural sector.
Словарь бизнес-терминов определяет экономические санкции как меры принуждения экономического характера, применяемые одним юридическим или физическим лицом, государством по отношению к другим лицам или государствам с целью добиться изменения каких-то экономических, политических или социальных условий [2]. Необходимо отметить, что большинство проблем, замедляющих развитие аграрных регионов России, появились еще до введения обусловленных политическими факторами санкций в отношении страны. Принятие Россией ответных защитных мер, в частности введение продовольственного эмбарго, привело к неоднозначным последствиям. Санкции и последующее эмбарго, с одной стороны, вызвали нестабильность макроэкономической ситуации и спад внутренней экономики, с другой - показали существующие внутренние противоречия. Эти последствия дают основания утверждать, что благодаря экономическим санкциям у Российского государства появился реальный шанс для диверсификации всей экономической системы и аграрного сектора в частности.
Для России экономическая диверсификация, развивающаяся по кластерному типу, - необходимая мера, так как страна довольно долго следовала сырьевой модели развития экономики, однако в новых экономических условиях невозможно придерживаться этого курса дальше. Диверсификация и кластерная политика позволят повысить конкурентоспособность РФ, поскольку
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 12)
благодаря им возможно решение проблемы разобщенности государства, бизнеса, науки и образования. Однако при этом необходимо учитывать специфику российской экономики и на начальном этапе базироваться на тех моделях кластеров, которые максимально учитывают преимущества России [3, с. 282].
Однако нельзя не сказать о негативных последствиях введения санкций, которые проявились в росте цен на внутреннем рынке, ограничений для доступа российских компаний к внешним рынкам, девальвации курса рубля, падении цен на нефть, увеличении кредитных ставок, падении реальных доходов преобладающей части населения и т. д.
Аграрный сектор представляет собой важнейшую отрасль экономики, от уровня потребления конечного продукта которой зависят здоровье и само существование человека, производительность труда. Обеспечение развития аграрных регионов страны напрямую связано с ее продовольственной безопасностью и экономической независимостью. Курс на импортозамещение в этом плане дает хорошую возможность для развития отечественного аграрного сектора.
Однако большинство регионов России в силу своего географического расположения не способны осуществлять целесообразную и эффективную аграрную деятельность. Это накладывает на территории с благоприятными агроклиматическими условиями повышенные требования к обеспечению продовольственной безопасности страны и импортозамещения.
Эффективность работы и результаты в области аграрного производства в большой степени зависят от стремления и желания руководства развивать свой регион. К примеру, Белгородская область традиционно показывает высокие результаты в производстве сельхозпродукции. При этом соседние регионы с идентичными условиями не дают таких результатов. Высокая производительность по сравнению с близлежащими регионами наблюдается также в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Алтайском крае (табл. 1).
Таблица 1 - Производство продукции сельского хозяйства по регионам в 2010-2015 гг. в фактических ценах по итогам 2015 г., млрд р. [4]
России
Регион 2010 2011 2012 2013 2014 2015
1 Краснодарский край 201,6 239,2 234,5 254,7 286,5 333,6
2 Ростовская область 118,1 149,0 154,7 161,3 191,3 229,3
3 Белгородская область 98,1 134,6 149,3 155,4 188,2 218,1
4 Республика Татарстан 100,8 150,4 150,1 160,2 186,0 213,7
5 Воронежская область 68,2 101,5 125,5 143,9 158,9 200,2
6 Ставропольский край 84,3 103.5 101,2 122,8 149,0 175,7
7 Республика Башкортостан 88,6 108,9 106,8 126,4 136,9 152,1
8 Алтайская область 83,3 93,8 94,3 114,7 113,9 140,4
9 Волгоградская область 64,3 76,1 83,9 89,9 107,8 125,2
10 Тамбовская область 36,6 52,0 60,0 72,3 93,5 124,2
11 Челябинская область 60,2 84,4 69,6 80,0 97,3 120,2
12 Саратовская область 70,7 89,5 89,2 99,8 109,6 119,1
13 Московская область 78,6 100,4 90,3 86,4 99,4 119,1
14 Курская область 40,5 56,5 69,1 79,3 98,3 112,8
15 Оренбургская область 50,7 72,4 71,1 82,1 90,4 99,6
16 Республика Дагестан 48,7 57,2 66,1 76,8 87,9 99,3
17 Ленинградская область 51,4 57,7 63,5 70,6 86,4 99,0
18 Липецкая область 35,4 47,4 55,0 64,6 82,0 99,0
19 Омская область 56,4 66,9 54,8 76,3 83,6 96,2
20 Красноярский край 61,7 68,6 64,1 70,2 79,2 88,9
Другие регионы 1 089,6 1 351,6 1 386,0 1 499,4 1 792,9 2 071,4
| Россия всего | 2 587,8 | 3 261,7 | 3 339,2 | 3 687,1 | 4 319,0 | 5 037,2
Некоторые регионы с высоким потенциалом и хорошими показателями аграрной производительности имеют слабый уровень поддержки со стороны государства. Ленинградская область, являясь Северо-Западным регионом и показывая высокие производительные результаты, получает господдержку менее 5 млрд р. Схожая ситуация в Московской области. Необходимость такой поддержки обусловлена невозможностью самовоспроизводства аграрного сектора в силу большой зависимости от промышленных отраслей, создающих средства производства для субъектов аграрной сферы [5].
Эффективнее всего сельское хозяйство развивается в регионах, где преобладает сельское население, например в Республике Алтай, Чукотском автономном округе. Основными производителями в этих регионах являются крестьянские хозяйства.
Ключевыми факторами, способствующими эффективному развитию регионов с аграрным потенциалом, являются технологии производства и налаженный сбыт сельскохозяйственной продукции. Как показывает практика, за счет технологий, применяемых при производстве сельскохозяйственной продукции, возможно существенно сокращать затраты на производство [6, с. 433]. Большую роль в этом играет модернизация. Важным условием для того, чтобы модернизация предотвратила упадок жизнеобеспечивающих отраслей и вывела их в разряд конкурентоспособных, является переход ведущих фирм отрасли к вертикальной интеграции. Организация по этому принципу позволяет занять важнейшие звенья цепочки создания стоимости и способствует повышению конкурентоспособности производителей отрасли, улучшению их положения в обмене. Например, при вертикальной интеграции производитель ставит производство и поставку продукции под собственный контроль. Сокращаются издержки благодаря переходу к новым технологиям, использованию новой высокопроизводительной техники, эффекту масштаба производства [7].
Анализ проведенного исследования позволяет сделать несколько выводов. Развитие аграрных регионов невозможно без совершенствования системы государственной поддержки и решения проблемы низкой доступности кредитования аграрных предприятий. Важно планомерно развивать механизм аграрного страхования и решать проблему неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Необходимо эффективно применять системные методы при разработке адаптивно-ландшафтных научно обоснованных систем земледелия. Следует уделить должное внимание развитию альтернативных технологий пастбищного животноводства, использовать богатый позитивный опыт работы регионов в сложных природных условиях, основанный на научно обоснованных системах земледелия, в регионах с аграрным потенциалом. Решение проблем развития аграрных регионов также напрямую зависит от качества жизни аграриев. Только государство сможет обеспечить контроль за сельскими территориями, сохранить и популяризировать сельский образ жизни как источник исторической памяти и национальной самоидентификации.
Таким образом, негативные последствия санкций можно и нужно рассматривать как стимулирующий фактор, побуждающий государство и регионы развивать аграрную сферу, создавая необходимые предпосылки для обеспечения продовольственной безопасности и экономического роста страны.
Ссылки и примечания:
1. Статья написана при финансовой поддержке РГНФ (№ 16-12-21013 а(р)).
2. Санкции экономические [Электронный ресурс] // Словарь бизнес-терминов. 2001. 11Р1_: http://dic.aca-demic.ru/dic.nsf/business/11764 (дата обращения: 02.10.2016).
3. Чердакова М.П. Кластеризация как механизм повышения конкурентоспособности // Вестник Чувашского университета. 2014. № 1. С. 281-285.
4. Составлено автором на основе данных Росстата (http://www.gks.ru/).
5. Александров М.В., Иванов В.В. Инвестиционная деятельность аграрного сектора // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 821.
6. Чердакова М.П. Ресурсосбережение как государственная политика // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 432-435.
7. Тумаланов Н.В., Иванов В.В., Тумаланов Э.Н. Воздействие модернизации на конкурентоспособность отечественных производителей и их положение в обмене // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. № 8. С. 14-18.