Научная статья на тему 'САНКЦИИ ЕС: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ, ЦЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ'

САНКЦИИ ЕС: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ, ЦЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
САНКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / РОССИЯ / ЕС / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гудушаури Тамаз Владимирович

В статье рассматриваются экономические санкции и торговые ограничения для достижения целей внешней политики, и их влияние на состояние и перспективы экономик соседних стран партнеров - Европейского союза (ЕС) и России.The article discusses economic sanctions and trade restrictions to achieve foreign policy goals, and their impact on the state and prospects of the economies of neighboring partner countries - the European Union (EU) and Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНКЦИИ ЕС: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ, ЦЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ»

УДК 339.5

Экономические науки

Гудушаури Тамаз Владимирович, магистрант Российская таможенная академия Кусков Александр Николаевич, научный руководитель, доцент кафедры, кандидат военных наук, доцент Российская таможенная академия

САНКЦИИ ЕС: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ, ЦЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Аннотация: В статье рассматриваются экономические санкции и торговые ограничения для достижения целей внешней политики, и их влияние на состояние и перспективы экономик соседних стран партнеров -Европейского союза (ЕС) и России.

Ключевые слова: санкции, государственный сектор, Россия, ЕС, внешнеэкономическая деятельность, ЕС, стратегия, тенденции, внешняя торговля, экспорт, импорт, Российская Федерация.

Abstract: The article discusses economic sanctions and trade restrictions to achieve foreign policy goals, and their impact on the state and prospects of the economies of neighboring partner countries - the European Union (EU) and Russia.

Keywords: sanctions, public sector, Russia, EU, foreign economic activity, EU, strategy, trends, foreign trade, export, import, Russian Federation.

Введение

Актуальность данной темы определяется необходимостью защиты национальных производителей Российской Федерации в современной торговой политике стран мира. Целью данной работы является анализ видов и целей санкций Европейского союза. Работы по изучению теории и практики применения санкций таких авторов, как Дж. Э. Андерсон, Дж. А. Брандер, Дж.

Винер, Г. Марсо и др. были написаны на эту тему во внешнеэкономической науке.

Санкции становятся все более центральным элементом общей и внешней политики безопасности ЕС. В настоящее время в ЕС действуют 42 программы санкций, что делает его вторым по активности пользователем ограничительных мер в мире после США. В отличие от всеобъемлющих торговых эмбарго, применявшихся в прошлом, ЕС перешел к замораживанию активов и запретам на выдачу виз отдельным лицам и компаниям, стремясь повлиять на иностранные правительства, избегая при этом гуманитарных издержек для населения в целом. Другие меры в рамках инструментарий санкций включает эмбарго на поставки оружия, секторальные торговые и инвестиционные ограничения, а также приостановку предоставления помощи в целях развития и торговых преференций. Заявленной целью санкций ЕС является поддержание международного порядка безопасности, а также защита прав человека и стандартов демократии путем поощрения стран, на которые направлены санкции, к изменению своего поведения.

Оценить их эффективность сложно, поскольку санкции редко достигают всех своих целей, и обычно существуют другие причины, к которым можно отнести изменения. Однако, даже когда это если основная цель не достигнута, санкции могут иметь полезные вторичные эффекты, например, сдерживая других участников от аналогичного поведения. Чем шире международная поддержка санкций ЕС и чем теснее отношения между ЕС и страной-объектом санкций, тем выше будут перспективы успеха. С другой стороны, эффективность может быть подорвана непоследовательным применением стандартов санкций и трудностями координации осуществления между многочисленными заинтересованными сторонами.

Ограничительные меры или санкции, введенные в соответствии со статьей 215 Договора о функционировании Европейского союза (неотъемлемой частью Лиссабонского договора), действуют в отношении более чем 30 стран Азии, Африки и Америки. В Европе в этот список входят постсоветские

страны: наряду с Россией, Беларусью, Молдовой, Украиной (против Крыма, Севастополя, которые ЕС считает частью Украины, и Донбасса); части бывшей СФРЮ - Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория (ЕС, 2016). Санкции, согласно определению Совета ЕС, являются превентивными мерами, которые позволяют быстро реагировать на проблемы и изменения политики, которые не соответствуют европейским ценностям и целям. Согласно классификации ЕС, санкции можно рассматривать в широком (дипломатическом) и узком смысле, они могут относиться к ряду областей (рис. 1).

Рисунок 1. Виды санкций, применяемых ЕС

Если говорить о санкциях в широком смысле, то можно выделить несколько важных моментов. Саммит G8 в Сочи превратился в саммит G7 в Брюсселе Приостановлены: а) переговоры о вступлении России в ОЭСР и Международное энергетическое агентство (МЭА); б) регулярные двусторонние саммиты Российской Федерации и ЕС; в) переговоры об упрощении визового режима, а также о заключении нового Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Российская делегация лишена права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).

Экономические санкции ЕС связаны с выполнением Минских соглашений, что продлевает их на неопределенный срок. Одной из целей экономических санкций европейские аналитики назвали политическое сдерживание России, чтобы не допустить эскалации конфликта на территории Украины. Сочетание внешних санкций и внутренних структурных факторов стало мультипликатором экономических проблем, что привело к отрицательным темпам роста российского ВВП. Экономические санкции

против ключевых секторов российской экономики блокируют доступ к новейшим технологиям.

На протяжении многих лет Европейский союз (ЕС) все чаще использует ограничительные меры, которые чаще называют санкциями, для достижения определенных внешнеполитических целей, установленных в рамках Общей внешней политики и политики безопасности ЕС (CFSP). Санкции ЕС либо реализуют обязательные резолюции о санкциях, принятые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН), либо вводят автономные меры, принятые ЕС.

По состоянию на апрель 2021 года в ЕС действовало 19 режимов санкций, которые вводят санкции ООН (например, против Ирака, Мали и Сомали), из которых 10 вводят дополнительные ограничения (например, против Ирана, Северной Кореи, ИГИЛ/ДАИШ и "Аль-Каиды"). Кроме того, у ЕС было 25 автономных режимов санкций против стран, которые не подпадают под санкции ООН (например, против России, Сирии и Венесуэлы) и которые нацелены на конкретные темы, включая терроризм, химическое оружие и кибератаки.

Помимо санкций, ЕС и отдельные государства - члены ЕС также вводят другие торговые ограничения для достижения целей внешней политики и национальной безопасности, в частности, экспортного контроля. Процедуры принятия санкций ЕС являются сложными, отражающими институциональную и правовую архитектуру ЕС, а также распределение полномочий между ЕС и государствами-членами ЕС по вопросам внешней политики.

Поскольку санкции подпадают под действие CFSP ЕС, они требуют решения Совета CFSP, которое требует единодушного согласия всех государств - членов ЕС. Они могут быть предложены государством - членом ЕС или Европейской службой внешних действий во главе с Верховным представителем Союза по иностранным делам и политике безопасности (возможно, при поддержке Европейской комиссии).

Предлагаемые меры и цели дополнительно изучаются и обсуждаются

представителями всех государств - членов ЕС в соответствующих органах Совета, таких как Комитет по политике и безопасности, компетентные географические рабочие группы Совета и Рабочая группа советников по международным отношениям. В качестве последнего шага Комитет постоянных представителей II и Совет должны утвердить санкции. Решение вступает в силу с момента публикации в Официальном журнале Европейского Союза (либо в день публикации, либо в другую дату, указанную в опубликованном решении).

Санкции, которые подпадают под компетенцию государств - членов ЕС, такие как эмбарго на поставки оружия и запреты на поездки, требуют только решения Совета CFSP, которое имеет прямую обязательную силу для всех государств - членов ЕС. Напротив, санкции, которые затрагивают компетенцию ЕС в отношении торговых и экономических свобод, такие как замораживание активов, торговые ограничения или запреты на экспорт, требуют дополнительного имплементационного законодательства на уровне ЕС в форме Постановления Совета.

Санкции ЕС, основанные на решении Совета CFSP, в принципе принимаются только на ограниченный период, обычно не более года, а иногда и на шесть или даже всего на три месяца. Ближе к концу этого периода Совет рассматривает ситуацию (включая определенные меры и цели) и единогласно принимает решение о продлении или изменении санкций (или и то, и другое). На самом деле продления очень распространены, и после введения в действие санкции ЕС, как правило, действуют в течение длительного периода.

Поскольку принятие и пересмотр санкций ЕС требуют единогласия в Совете и, следовательно, согласования внешней политики 27 государств-членов ЕС, Комиссия в 2018 году предложила перейти к голосованию квалифицированным большинством голосов за принятие санкций ЕС. По мнению Комиссии, требование единогласия в Совете препятствует способности ЕС "быстро и решительно реагировать на международные события". Голосование квалифицированным большинством голосов позволило бы

быстрее и эффективнее реагировать на (геополитические) события. Однако для принятия такого предложения потребуется единодушное одобрение государств-членов, что по своей сути затрудняет его принятие. Следовательно, это еще не принято.

Заключение

Санкции направлены на то, чтобы вызвать перемены, причиняя неудобства населению страны в целом или ее элите, что приводит к давлению на правительства с целью заставить их пойти на уступки. Случай с Ираном говорит о том, что этот механизм, скорее всего, сработает в странах, которые даже если и не являются полностью демократическими, то, по крайней мере, предусматривают смену власти.

Напротив, авторитарные режимы не позволяют выражать общественное недовольство действием санкций, не говоря уже о том, чтобы влиять на государственную политику; этот фактор может помочь объяснить, почему международные санкции в отношении Северной Кореи не увенчались успехом, несмотря на их экономическую влияние. Вторым фактором, который также не позволяет санкциям влиять на политику, является эффект "сплочения вокруг флага". Вместо того чтобы вдохновлять призывы к переменам, санкции иногда могут сплотить общественное мнение вокруг лидеров, воспринимаемых как защитники страны от враждебных иностранных действий.

В России, несмотря на недовольство экономическим спадом, усугубленным санкциями, опрос, проведенный в мае 2017 года, показывает, что подавляющее большинство (70%) россиян хотят, чтобы их страна продолжала свою внешнюю политику без изменений, независимо от санкций, и только 19% выступают за то, чтобы пойти на уступки, чтобы добиться их отмены.

Библиографический список:

1. The European Council and the Council of the EU (Different types of sanctions, http://www.consilium.europa.eu/ fr/policies/sanctions/different-types/). дата обращения 17.04.2022.

2. Авдеева И.А., Юнева Е.А. Фактор доверия в формировании институционального климата российского общества // Вестник Саратовского государственного социальноэкономического университета.

3. Игнатьева Г.В. Таможенный аспект стимулирования импортозамещения // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сб. науч. тр. / под ред. канд. юрид. наук В.В. Бехер, канд. юрид. наук Н.Н. Лайченковой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.