Научная статья на тему 'Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий (НСП 101-51)'

Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий (НСП 101-51) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий (НСП 101-51)»

Наименование Единица измерения Фактический показатель Проектная норма

Скорость газов в электрическом поле . . м/сек. 1,9—2,14 1,8-2,0

Температура газов на входе в золоуловитель ............... . градус 200 180

Гидравлическое сопротивление золоуловителя . .'.............. мм водяного столба 5—7 7

Степень очистки газов в золоуловителе °/о 95 92-95

ре 0°С и к давлению 760 мм ртутного столба на входе в золоуловитель: собственно на работу электрофильтра — 0,193 квт/ч, на преодоление гидравлического сопротивления — 0,066, на транспортировку 5% подсосанного воздуха — 0,427; всего 0,686 квт/ч.

Как следует из приведенных цифр, расход электроэнергии на очистку дымовых газов при применении двухпольного электрофильтра примерно на 34% меньше, чем при применении комбинированного золоуловителя при несколько меньшей степени очистки газов.

Для одной из московских теплоэлектроцентралей трест «Газоочистка» сконструировал трехпольный горизонтальный электрофильтр. Дымовые газы в этом аппарате будут очищаться от золы в трех последовательно расположенных полях. Степень очистки газов в этом аппарате будет близка к 100%. Другими словами, зола, содержащаяся в дымовых газах, будет улавливаться практически полностью.

Быстрейшее внедрение новых отечественных золоулавливающих аппаратов на всех теплоэлектроцентралях Москвы приведет к ликвидации основных источников загрязнения атмосферного воздуха золой и сделает столицу нашей Родины еще более благоустроенной.

<г тйг *

Р. Г. Лейтес

Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий (НСП 101-51)

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства пересмотрел при участии Министерства здравоохранения СССР санитарные нормы и правила проектирования промышленных предприятий ГОСТ 1324-47. В новых нормах—НСП 101-51, утвержденных Советом Министров СССР 6.1.1951 г. учтены последние достижения гигиенической науки, успехи социалистической техники, а также опыт применения ГОСТ 1327-47. В соответствии с этим в новые санитарные нормы внесены существенные изменения и дополнения, которые в своей совокупности обеспечивают дальнейшее улучшение условий труда на произ-

1 Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий, Стройиздат,

1951.

водстве и более эффективную защиту населения от вредностей, связанных с работой предприятий.

Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий НСП 101-51 состоят из тех же разделов и приложений, что и ГОСТ 1324-47, взамен которого эти нормы изданы.

В раздел I «Область применения» включено указание, что для отдельных производств, имеющих резко выраженные факторы вредности (химические и др.), могут в необходимых случаях устанавливаться дополнительные санитарные нормы. Этого положения не было в ГОСТ 1324-47. Дополнительные санитарные нормы разрабатываются соответствующими министерствами и согласовываются со Всесоюзной государственной санитарной инспекцией. Это указание следует широко использовать, так как общие санитарные нормы, к которым относятся НСП 101-51, не могут полностью охватить все многообразие производственных условий. Поэтому в отдельных случаях появляется необходимость в специальных дополнительных санитарных нормах.

В разделе II, в п. 7 изменены размеры санитарно-защитных зон, т. е. разрывов между предприятиями и населенными пунктами.

В Советском Союзе в отличие от капиталистических стран большое внимание уделяется охране атмосферного воздуха населенных мест. Советское правительство издает специальные законы, посвященные этому вопросу.

Приказ министра здравоохранения СССР за № 431 от 14.VII.1949 г., запрещает вводить в действие новые предприятия, отдельные цехи или агрегаты, выбрасывающие в атмосферу вредные газы, пары и пыль без очистки этих промышленных выбросов. Наряду с этим постановление содержит и специальные требования по охране атмосферного воздуха в отношении отдельных категорий действующих и вновь строящихся предприятий, как теплоэлектроцентрали, электростанции, заводы черной и цветной металлургии, коксохимические заводы и некоторые другие, являющиеся наиболее частыми источниками загрязнения наружной атмосферы.

В результате осуществления соответствующих технологических и са-нитарно-технических мероприятий уже в настоящее время, по данным специальных исследований, значительно снижено загрязнение наружной атмосферы во многих промышленных центрах. Несомненно, что в ближайшие годы это снижение будет все больше возрастать.

Большое внимание охране населения от возможного вредного воздействия промышленных выбросов предприятий уделено и в НСП 101-51. Здесь, кроме норм и правил, содержавшихся по этому вопросу в ГОСТ 1324-47, включен специальный пункт (п. 5), который обязывает при проектировании промышленных предприятий разрабатывать все необходимые мероприятия по ослаблению влияния производственных вредностей на население путем лыле-золоулавливания, газоочистки, шумо-поглощения, герметизации аппаратуры и коммуникаций, рекуперации и т. п.

В этих условиях размеры санитарно-защитных зон, которые были приняты в ГОСТ 1324-47, оказываются явно завышенными, что без нужды повышает затраты на строительство и, кроме того, ухудшает условия передвижения к месту работы. Поэтому в НСП 101-51 (п. 7 и приложение 1) размеры санитарно-защитных зон пересмотрены и значительно снижены. Однако в нормах оговаривается, что есл.1 по техническим причинам невозможно достаточно эффективно ослабить влияние производственных вредностей или если жилой район расположен по отношению к промышленному предприятию с подветренной стороны, то органам государственной санитарной инспекции предоставляется право требовать увеличения санитарно-защитной зоны.

В разделе «Размеры и планировка зданий», в пл. 22 и 23 приводится, кроме минимальной высоты от пола до потолка производственного помещения в 3,25 м, минимальной кубатуры на каждого работающего в 13 м3, еще и норма минимальной площади в 4 м2.

Отсутствие в ГОСТ 1324-47 нормы минимальной площади на каждого работающего допускало в отдельных случаях, когда высота помещения по технологичеким соображениям принималась более 3,25 м, соответственно снижать размеры площади. С гигиенической точки зрения это неприемлемо, так как нормирование минимальной площади предупреждает чрезмерную скученность, что в свою очередь является серьезным профилактическим мероприятием в отношении распространения некоторых инфекционных заболеваний и травматизма.

В разделе «Конструктивные элементы зданий» требования к характеру остекления (двойное или одинарное) световых проемов полностью переработаны (пп. 35 и 36 НСП 101-51) и изложены с учетом характера производственных процессов и климатических зон.

По Н'СП 101-51 в фонарях отапливаемых помещений двойное остекление устраивается только при относительной влажности воздуха в помещениях свыше 75% в местностях с температурным перепадом между расчетными внутренними температурами и расчетными наружными температурами для проектирования отопления более 35°.

К таким [местностям в Европейской части Советского Союза относятся районы, расположенные примерно севернее Ростова-на-Дону, для которого расчетная отопительная температура равна —19° (см. Н и ТУ-8-48, стр. 22, Стройиздат, 1949). При расчетной температуре внутри помещения в 18° указанный перепад составит 37°, т. е. больше 35°.

В боковых световых проемах (окнах) двойное остекление устраивается: при относительной влажности внутреннего воздуха более 60%, если температурный перепад более 35°, и при относительной влажности менее 60%, если температурный перепад более 50°. Для местностей с температурным перепадом между внутренними и наружными температурами для расчета отопления между 35° и 50° двойное остекление на высоте до 3 м от пола устраивается только в тех случаях, когда рабочие места находятся от наружных ограждений на расстоянии менее 2 м.

В рабочих помещениях с избыточными тепловыделениями, превышающими расчетные теплопотери на 25% и более (горячие цехи), двойное остекление как в окнах, так и в фонарях вообще не является обязательным.

Изложенные правила устройства двойного остекления обеспечивают защиту работающих от неблагоприятного воздействия отрицательного излучения в холодный период года и вместе с тем не требуют двойного остекления в случаях, когда оно по санитарным показателям не является необходимым.

В ГОСТ 1324-47 в разделе «Требования к бытовым помещениям» указания по оборудованию гардеробов изложены неясно, что было причиной неоднократных разногласий по вопросу понимания требований норм между органами государственной санитарной инспекции и сани-тарно-противоэпидемической службы, с одной стороны, и хозяйственными организациями, — с другой. В НСП 101-51 требования по оборудованию гардеробов сведены в таблицу (приложение 7), построенную применительно к санитарной характеристике производственных процессов.

В соответствии с этими требованиями при производственных процессах, вызывающих загрязнение тела либо протекающих в неблагоприятных метеорологических условиях или в помещениях с воздухом, загрязненным вредными примесями, — группы ¡-в и II — уличная, до-

машняя и рабочая одежда хранится раздельно, причем при открытом способе хранения для домашней одежды предусматривается открытый шкаф. При производственных процессах с резко выраженными факторами вредности или три процессах, требующих особого санитарного режима,— группы III и IV, помимо открытого шкафа для хранения домашней одежды, нормами предусматривается и открытый шкаф для рабочей одежды. При закрытом способе хранения для всех этих групп. (1-в, II, III и IV) гардеробы оборудуются индивидуальными шкафами — одинарным шкафом для рабочей одежды и двойным шкафом для уличной и домашней одежды. Количество закрытых шкафов рассчитывается на общее число работающих во всех оменах.

Такое оборудование гардеробов удобно и вполне предупреждает возможность загрязнения собственной одежды работающих встречающимися на производстве вредными и опасными для здоровья веществами, а также обеспечивает в соответствующих случаях (группа IV) охрану качества продукции.

Санитарные правила спуска промышленных сточных вод в общественные водоемы в НСП 101-51 оставлены без изменений.

В нормах метеорологических условий (приложение 5) изменена допускаемая разность между температурой внутри помещений и наружной в летний период в горячих цехах с тепловыделениями от 20 до 50 ккал/м3 в час три невозможности осуществления аэрации вследствие особенностей устройства помещений или особенностей технологического процесса. По ГОСТ 1324-47 для таких цехов допускалось превышение температуры внутри цеха над '.наружной на 10°. По НСП 101-51 это превышение ограничено 7°, что улучшает условия труда и содействует предупреждению возможных перегревов.

Существенные изменения по сравнению с ГОСТ 1324-47 внесены в таблицу предельно допустимых концентраций ядовитых газов, паров и пыли в воздухе рабочей зоны производственных помещений (приложение 3).

Принятые в СССР предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе промышленных предприятий полностью предохраняют не только от острых заболеваний, но и от хронических. В этом отношении эти предельные концентрации резко отличаются от соответствующих концентраций, принятых в США и других капиталистических странах (см. таблицу).

Название вредных веществ Предельно допустимые концентрации (в мг/л) в СССР j в США

Окись углерода.......... 0,03 0,11

Ртуть ............ 0,00001 0,0001

Свинец ........... 0,00001 0,00015

Дихлорэтан............ 0,05 0,4

Четыреххлористый углерод .... 0,05 0,6

Хлорбензол ......... 0,05 0,38

Трихлорэтилен ......... 0,05 1,0

Из таблицы видно, что, например, предельно допустимая концентрация окиси углерода на предприятиях Америки в 3,5 раза выше, чем в СССР, ртути—в 10 раз, четыреххлористого углерода — в 12 раз, три-хлорэтилена — в 20 раз выше, чем в СССР.

В основе столь большого расхождения в величинах предельно допустимых концентраций лежат коренные различия в отношении к вопросам охраны здоровья трудящихся в СССР и капиталистических странах.

В НСП 101-51 таблица предельно допустимых концентраций подверглась дальнейшему совершенствованию.

Для некоторых промышленных ядов предельно допустимые концентрации в НСП 101-51 пересмотрены. Так, для марганца и его соединений, обладающих выраженным кумулятивным действием, предельно допустимая концентрация снижена путем обязательного пересчета полученных при анализе результатов не на марганец (молекулярный нес 54,9), а на перекись марганца (молекулярный вес 86,9). Наоборот, для окиси углерода концентрация увеличена с 0,02 до 0,03 мг/л, так как длительные наблюдения показали, что и при концентрации в 0,03 мг/л отклонений в состоянии здоровья не отмечается. Содержание карбокси-гемоглобина в крови при такой концентрации не превышает всего 2%. Из числа неорганических соединений свинца выделен сернистый свинец, который вследствие его малой растворимости в воде и слабых кислотах менее токсичен, чем другие, более растворимые соединения свинца, как перекись свинца, сурик, углекислый свинец (свинцовые белила) и др.

В таблицу включены дополнительно предельно допустимые концентрации для некоторых растворителей: гидрированные нафталины (тетра-лин и декалин), амиловый и пропиловый спирт, селенистый ангидрид, фосфорный ангидрид и соли синильной кислоты (в пересчете на цианистый водород).

В ГОСТ 1324-47 снижение предельно допустимых концентраций при комбинированном действии двух или нескольких ядов распространялось только на растворители или раздражающие газы. В НСП 101-51 это требование относится также и к комбинированному действию окиси углерода и окислов азота. Таким образом, по НСП 101-51 (приложение 3, примечание 3) при одновременном присутствии в воздухе окиси углерода и окислов азота предельно допустимая концентрация каждого из этих веществ в отдельности должна быть снижена, чтобы сумма концентраций не превышала 100%. Так, например, если в воздухе рабочей зоны имеется 0,01 мг/л окиси углерода (33% предельно допустимой концентрации в 0,03 мг/л), то при этом количество одновременно присутствующих окислов азота не должно превышать 0,0033 мг/л (66% от предельно допустимой концентрации для окислов азота в 0,005 мг/л). Необходимость такого снижения предельно допустимых концентраций окиси углерода и окислов азота при их совместном присутствии обосновывается проведенными в СССР специальными экспериментальными исследованиями. Эти исследования показали, что при комбинированном действии окиси углерода и окислов азота токсичность каждого из них в отдельности повышается. Практически окись углерода в сочетании с окислами азота обычно встречается при взрывных работах, причем количество окиси углерода и окислов азота, выделяющихся в воздух подземных выработок, служит основанием для расчета общеобменной вентиляции в забоях.

Таковы основные отличия санитарных норм проектирования промышленных предприятий НСП 101-51 по сравнению с ранее действовавшими нормами ГОСТ 1324-47.

Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий НСП 101-51 являются прочной основой предупредительного санитарного надзора, квалифицированное проведение которого органами государственной санитарной инспекцией и санитарно-противоэпидемической службы обеспечит дальнейшее улучшение условий труда и повышение санитарной культуры на наших социалистических предприятиях.

В заключение следует отметить, что из-за недостаточности научных данных в НСП 101-51 не мог найти должного отражения ряд важных >с санитарной точки зрения вопросов. Так, в НСП 101-51 отсутствуют нормы разрывов между зданиями, в которых расположены производства с особо шумными процессами'либо установки, загрязняющие наружную атмосферу, и соседними зданиями, отсутствуют нормы допустимой плотности застройки, отсутствуют нормы допустимых перепадов между температурой воздуха в рабочих помещениях и температурой внутренней поверхности ограждений. Нуждаются в дальнейшем уточнении приведенные в НСП 101-51 нормы метеорологических условий с большим учетом климатических зон и характера производства. В частности, нуждаются в уточнении метеорологические нормы для хлопчатобумажных фабрик, так как возникают сомнения в достаточной обоснованности выдвигаемых технологами параметров температур и влажностей воздуха. Следует значительно расширить перечень ядовитых газов, паров и пылей, для которых установлены предельно допустимые концентрации. Необходимо разработать предельно допустимые концентрации для различных видов нетоксических пылей по отраслям промышленности.

Совершенно недостаточно разработаны вопросы, связанные с нормированием шума и вибрации.

Перед научно-исследовательскими институтами и практическими учреждениями, работающими в области гигиены труда, стоит почетная задача скорейшей ликвидации отставания гигиенической науки от запросов практики в области нормирования санитарных условий труда на производстве. Этого требуют интересы охраны здоровья трудящихся нашего социалистического отечества.

-6- -й-

Н. М. Данциг

Специальные правила и нормы люминесцентного

освещения

'Всесоюзная государственная санитарная инспекция и Министерство электростанций СССР по представлению Комитета гигиены освещения Академии медицинских наук СССР в июле 1951 г. утвердили единые правила и нормы люминесцентного освещения для промышленных, жилых и общественных зданий '.

Как известно, действующий в настоящее время ГОСТ 3825-47 норм искусственного освещения промышленных предприятий и норм искусственного освещения жилых и общественных зданий (1950) распространяется только на осветительные установки с лампами накаливания. Имеющиеся в нормах искусственного освещения (лампами накаливания) жилых и общественных зданий (1950) краткие указания о принципах нормирования люминесцентного освещения носят временный характер и, как там сказано, даны впредь до утверждения специальных норм. Эти указания составлены в общей форме и не содержат достаточного нормативного и руководящего материала ни для проектирования осветительных установок, ни для осуществления санитарного надзора за количеством и качеством освещения. В то же время вполне назрела необходимость иметь хорошо обоснованные правила и нормы проектирования лю-

1 Правила и нормы люминесцентного освещения, Министерство здравоохране ния СССР, М., 1951.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.