Washington, 1969,—Dean G„ Roy. Soc. Hlth. J., 1968, p. 31,—East cot t D. F., Lan5fi- '956. v. 1. p. 37,- H о 1 I a n d W. W„ Reid D.D.. Lancet, 1965, v. 1, p. 445,— К u p к a E., Coldsmith J., Dis. Chest, 1962, v. 41, p. 514.- P e t г 1 I-1 ' L-. Agnese G., Kanitz S., Arch, environm. Hlth, 1966, v. 12, p. 733.— omoking and Health». (Report of the Advisory Committee to the Surgeon General of the Public Hplth Service. U.S. Department of Gealth, Education, and Welfare. PHS-Pub-1103), Washington, 1964, p. 387,—S t e r 1 i n g T. D.. Phair Y. Y., Pollack S.V. et a . ch" Environm. Hlth, 1966, v. 13, p. 158.— Urbanization, development policies and planning (Int. Soc. Develop. Rev., No 1. U. N.). New York, 1968, p. 35.— Winkel-f t e i n W., Arch. Environm. Hlth, 1967, v. 14, p. 162.— 2 a i d b e r g L. D., H о г t о n R„ Landau E., Ibid., v. 15, p. 214.
Поступила 23/X 1970 г.
УДК в 14.777-084.48-036.8:676.851.46
САНИТАРНО-ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ ПРИ^РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЭНТЕРОВИРУСОВ
Член-корр. АМН СССР проф. С. Н. Черкинский, кандидаты мед. наук Е. Л. Ловцевич и В. А. Рябченко
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва, кафедра коммунальной гигиены I Московского медицинского института
Работы по сравнительной оценке вирулицидного и бактерицидного действия ряда способов обеззараживания воды (хлорирование, УФ- и а-излу-чение), выполненные в свое время, показали, что энтеровирусы более устойчивы, чем кишечная палочка; последняя, таким образом, не может служить надежным санитарным показателем при контроле эффективности обеззараживания воды в отношении энтеровирусов (Е. Л. Ловцевич, 1962, 1967; В. А. Рябченко и Е. Л. Ловцевич, Clarke и Chang; Clarke и соавт.; Girier, Chang; Kabler).
К такому выводу привели результаты экспериментальных исследований, при которых опыты ставили с водой, содержащей энтеровирусы и кишечную палочку в близких концентрациях. Вместе с тем в водоемах, по всей вероятности, наблюдается огромное количественное преобладание кишечной палочки над любым из кишечных вирусов. Это, очевидно, следовало учесть при постановке экспериментальных исследований, тем более, что известна закономерность, в соответствии с которой конечный результат любого метода очистки и обеззараживания воды находится в прямой зависимости от начального содержания в ней микроорганизмов. Таким образом, на следующем этапе изучения вопроса необходимо приблизить экспериментальные условия к естественным; обеззараживаемая вода должна содержать вирусы и кишечную палочку в тех количественных соотношениях, которые возможны в воде в природных условиях.
В литературе содержатся некоторые ориентировочные сведения о том, в каких количественных соотношениях вирусы и кишечная палочка могут находиться в сточных водах и водоемах. Одну из первых попыток определить концентрацию энтеровирусов в воде различной степени загрязнения предприняли Clarke и соавт. Принимая во внимание возможный процент виру-соносителей среди населения в межэпидемический период, а также среднее количество вирусов, которое может находиться в 1 г содержимого кишечника, авторы подсчитали, что в фекалиях человека на каждый миллион кишечных палочек (coliform) приходится около 15 вирусных частиц. При среднем содержании кишечных палочек в 100 мл неочищенных сточных вод можно ожидать около 700 вирусных частиц, а в 100 мл загрязненной воды открытых водоемов — 0,15—1,5 вирусной частицы.
Интересные наблюдения были сделаны рядом исследователей в результате непосредственных вирусологических исследований сточных вод и воды водоемов. На основании обследования большого количества сточных вод и водоемов Kelly и Sanderson предполагают, что на каждые 100 мл сточных вод приходится в среднем 500 вирусных частиц, а на 100 мл загрязненной воды открытого водоема не более 1 частицы. При этом авторы фактически определяли содержание вирусов в концентрате, полученном ими после соответствующей обработки проб сточных вод, а затем, учитывая возможную кратность концентрирования вирусов при обработке, высчитывали содержание их в исходной воде.
Пользуясь аналогичными приемами ориентировочного подсчета, Chin и соавт. определили, что во время эпидемии полиомиелита в одном из городов США концентрация вирусов в пробах сточных вод, оказавшихся положительными на вирусы, колебалась в пределах 200—560 ЦПД 50/100 мл. Вместе с тем, по данным Malherbe, даже в межэпидемический период в конце лета энтеро- и реовирусы находятся в сточных водах в концентрациях 100 и даже 210 ЦПД 50 мл.
После того, как Coin и соавт. (1961, 1963, 1964, 1965, 1967) выделили энтеровирусы из водопроводной сети Парижа (в 48 из 553 исследованных проб), они неоднократно высказывали разные предположения о возможном количественном содержании вирусов в водопроводной воде (очищенной и обеззараженной): одна вирусная частица на 20, 250 л и даже большее количество воды в зависимости от того, сколько было пропущено ее через трубку с марлевым тампоном. Вместе с тем, по экспериментальным данным Coulon и Netter, далеко не всегда вирусные частицы адсорбируются на марлевом тампоне. О количественном соотношении вирусов и кишечных палочек в водопроводной воде также нельзя составить представления по работам Coin и соавт., так как они не приводят данных бактериологического исследования той воды, из которой им удавалось выделить энтеровирусы. Обобщая данные всех ранее опубликованных работ и результаты своих собственных наблюдений, Chang приходит к заключению, что умеренно загрязненная вода поверхностного водоема — источника централизованного водоснабжения — может содержать около 30 вирусных частиц (в БОЕ) на 1 л.
С учетом того, в каких количественных соотношениях вирусы и кишечная палочка могут находиться в воде водоема, подлежащей обеззараживанию, мы поставили опыты с водой, содержащей энтеровирус и кишечную палочку в соотношениях 1:10, 1:100, 1:10 000. Была экспериментально изучена динамика инактивации хлором, УФ и у-излучениями аттенуированного штамма вируса полиомиелита типа I как модельного энтеровируса и кишечной палочки, внесенных одновременно в автоклавированную водопроводную воду в следующих концентрациях: вируса приблизительно в концентрациях 1,5 и 2,5 lg/мл, кишечной палочки в концентрациях 2, 2,5, 3,5, 4,5 и 5 lg/мл.
При хлорировании добавляли хлорную воду (растворенный газообразный хлор) с таким расчетом, чтобы через 30 мин. контакта хлора с тест-объектом концентрация остаточного хлора в воде в различных опытах колебалась в пределах 0,6—0,7 мг/л. Обеззараживание воды УФ лучами проводили с помощью лампы ДБ-30-П (на расстоянии 50 см), облучая ею чашку Петри с 10 мл зараженной воды. Обработку проб у-лучами осуществляли на экспериментальном 7"°блучателе ЭГО-4 с источником облучения — радиоактивным кобальтом (СОео), с мощностью дозы облучения, равной 7500 р!мин. При этом зараженную воду, разлитую в стеклянные пробирки с резиновыми пробками, облучали дозами 10, 25, 50, 75, 100 и 125 кр.
Количество активного вируса в воде определяли в БОЕ/лл путем подсчета числа бляшек, образовавшихся на зараженном монослое культуры клеток почек обезьян. Содержание кишечной палочки в воде определяли путем посева на среде Эндо и подсчета выросших на ней колоний через 24 часа инкубации при 37°. С каждым микроорганизмом, находящимся в воде в указанных концентрациях, было поставлено 6—8 серий опытов с перечисленными обеззараживающими агентами.
Анализ кривых динамики инактивации (рис. 1—2) хлором и УФ лучами энтеровируса и кишечной палочки, находящихся в воде в разных количествах, показал, что при действии любого из изученных факторов скорость гибели
Судя по установленным срокам выживания микроорганизмов, можно # предположить, что режимы (доза и срок экспозиции) изученных методов обработки воды, которые обеспечивают обеззараживание ее в отношении кишечной палочки, дадут такой же эффект и в отношении энтеровирусов при условии, если содержание в ней последних будет не менее чем в 1000 раз ниже количества кишечной палочки.
Выводы
1. Оценка санитарно-показательного значения кишечной палочки в отношении энтеровирусов зависит от того, в каком количественном соотношении эти микроорганизмы содержатся в воде, подвергающейся обеззараживанию.
2. Вопрос о более высокой резистентности вирусов, чем кишечной палочки, и ее возможности пользования последней как санитарно-показатель-ным организмом при обеззараживании воды в отношении вирусов представляется не столь простым и не однозначным. Дальнейшие исследования, основанные на более точных данных о количественном соотношении вирусов и кишечной палочки в воде, позволят сделать более достоверные выводы по изучаемому вопросу.
кишечной палочки была в несколько раз выше скорости инактивации модельного вируса. В связи с этим максимальные сроки выживания вируса, находящегося в воде в концентрации «п» (в нашем случае п = 101-5—Ю1-7 БОЕ!мл), оказывались близкими к срокам выживания кишечной палочки, при содержании ее в воде в концентрации 1000 " (104-6— 106-%ил). Аналогичная закономерность была отмечена ¿д при инактивации вируса и кишечной палочки у-излуче-нием.
Рис. 1. Динамика инактива- Рис. 2. Динамика инактивации УФ луча-ции вируса полиомиелита (/) ми вируса полиомиелита (/) и кишечной и кишечной палочки (2), на- палочки (2), находящихся в водопровод-ходящихся в водопроводной ной воде в разных концентрациях,
воде в разных концентрациях при 0,6—0,7 мг остаточного хлора в 1л.
Минуты
зо бо зо /го /зо 210
Сенумды
ЛИТЕРАТУРА
Ловцевич Е. Л. Гиг. и сан., 1962, № 8, с. 12,— Ловцевнч Е. Л. Там же, № II, с. 15.—Ловцевич Е. Л. В кн.: Санитарная вирусология. М., 1967, в. 1, с. 114.— Рябченко В. А., Ловцевич Е. Л. Гиг. и сан., 1965, № 8, с. 26,— Chang S. L., Bull. Wld Hlth Org., 1968, v. 38, p. 398.— Chin T. D. Y. et al. В кн.: G. Berg. Transmission of Viruses by the Water Route. New York, 1967, p. 389.—CI ar -k e N. A., Chang S. L., Am. Water Works Ass., 1959, v. 51, p. 1299.—С 1 a r k e N. A. et al. В кн.: Advances in Water Pollution Research. London, 1964, v. 2, p. 523.— Coin L., Technique de I'eau et de l'assainissment, 1963, v. 17, No 200, p. 27,—Co in L., Han-noun C., Eau, 1961, v. 48, p. 179.— Coin L. et al. J. Water Pollut Control Fed., 1964, v. 36, p. 268,—Coin L. et al. В кн.: G. Berg. Advances in Water Pollution Research. Oxford, 1965, v. 1, p. 1.—Coi n L. et al. L'eau, 1967, v. 54, p. 101.—I d e m. В кн.: G. Berg. Transmission of Viruses by Water Route. New York, 1967, p. 367.— С о u 1 о n G., N e t t e r R., Bull, de L'lnserm, 1967, v. 22, p. 941.— G i r i e r L., Ann. Hyg. L. Fran-cais,1965, v. 1, p. 37.— К a bier P. W., J. Amer. Water Works Ass., 1968, v. 60. p. 1173.— Kelly S., Sanderson W. J., Water Poll. Control Fed., 1960, v. 32, p. 1269.— Malherbe H. H. В кн.: G. Berg. Transmission of Viruses by Water Route. New York, 1967, p. 379.
Поступила 23/X 1970 r.
THE SANITARY SIGNIFICANCE OF B. COLI IN VARIOUS CONDITIONS OF WATER DECONTAMINATION IN RESPECT TO ENTEROVIRUSES
S. N. Cherkinsky, E. L. Lovtsevich, V. A. Ryabchenko
The finding was that the assessment of the sanitary significance of B. coli in relation . to enteroviruses depends on the proportion, in which these microorganisms are present in the water undergoing decontamination.
УДК 613.32:576.858.23 +576.858.5
ВЫЖИВАЕМОСТЬ ЭНТЕРО- И АДЕНОВИРУСОВ В ВОДЕ
Кандидаты мед. наук Г. А. Багдасарьян и Р. М. Абиева
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
К настоящему времени уже накоплен ряд данных, показывающих значение водного фактора в распространении кишечных вирусных инфекций. Наиболее важным с эпидемиологической и гигиенической точки зрения представляется загрязнение воды теми вирусами, передача которых происходит в основном или частично по типу кишечных инфекций. К ним относятся группа энтеровирусов, аденовирусы, а также вирус или вирусы эпидемического гепатита.
Основным резервуаром кишечных вирусов во внешней среде являются фекалии и хозяйственно-бытовые сточные воды. По данным Clarke и соавт., содержание энтеровирусов в хозяйственно-бытовых сточных водах может достигать 50 вирусных единиц в 100 мл сточных вод. Значительная контаминация вирусами сточных вод обусловливает последующее загрязнение воды открытых водоемов и источников водоснабжения.
В связи с этим большой теоретический и практический интерес имеет вопрос о длительности выживания кишечных вирусов в воде различной степени загрязненности. В отечественной и зарубежной литературе опубликован ряд данных о выживаемости в воде и сточных водах отдельных представителей энтеровирусов (О. В. Бычковская и соавт.; Л. В. Григорьева и соавт.; Г. А. Багдасарьян; Darbon и соавт.; Girier и соавт.) и аденовирусов (А. П. Ильницкий; А. Л. Беляев), однако до настоящего времени не проводилось сравнительного изучения выживаемости во внешней среде энтеровирусов и аденовирусов латентных серотипов.
Вместе с тем в последние годы получены данные о выделении в значительном количестве случаев латентных аденовирусов от больных инфекционным гепатитом (А. К. Шубладзе и соавт.; В. А. Ананьев; Р. М. Абиева;