УДК 343 .828 НИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЮГАЕВА,
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры юридической психологии и педагогики
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Реферат: за время функционирования уголовно-исполнительной системы накоплен значительный положительный опыт воспитательной работы с осужденными. Тем не менее эта работа нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании. С учетом текущего момента в развитии уголовно-исполнительной системы особое внимание следует обратить на такое направление воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, как санитарно-гигиеническое воспитание осужденных.
Правовая база реализации данного направления деятельности определена Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (ст. 99; 101); Концепцией воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (2000); Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (2010); приказом ФСИН России № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» (2010) и другими нормативно-правовыми актами. Гуманизация условий отбывания уголовных наказаний, как следует из анализа названных документов, предполагает выполнение санитарно-гигиенических требований к условиям содержания осужденных в соответствии с установленными нормативами; создание необходимых материальных и социально-бытовых условий сохранения и поддержания физического и психического здоровья осужденных; материально-ресурсное обеспечение воспитательной работы в целом и санитарно-гигиенического направления в частности. Кроме того, с целью снижения уровня заболеваемости осужденных предусматриваются развитие сети санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий; формирование системы мер для повышения мотивации здорового образа жизни.
Необходимость санитарно-гигиенического воспитания осужденных не вызывает сомнений, приоритетная роль при этом отводится медицинским сотрудникам исправительных учреждений. Доказывает данное положение факт подготовки пенитенциарных медиков в Московском государственном медико-стоматологическом университете имени А. И. Евдокимова. В 2006 г. был открыт факультет пенитенциарной медицины в структуре данного университета, а в 2010 г. - при факультете кафедра пенитенциарной медицины. Это событие стало первым примером в мировой практике решения задачи подготовки врачей специально для уголовно-исполнительной системы.
В статье раскрывается определение санитарно-гигиенического воспитания осужденных, его основные задачи и направления, формы, методы и средства реализации.
Ключевые слова: санитарно-гигиеническое воспитание осужденных, санитарно-гигиеническая культура, исправительное учреждение, уголовно-исполнительная система, сотрудники исправительных учреждений, медицинская служба, пенитенциарные медики.
ля каждого человека, да и для общества, нет большей ценности, чем здоровье. В Конституции России закреплено право граждан на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, а также проведением научных исследований, направленных на предупреждение различного рода заболеваний и формирование мотивации к здоровому образу жизни. Осужденный -
© Тюгаева Н. А., 2015
человек, временно изолированный от общества, остается гражданином страны и пользуется данным правом. Лишая человека свободы за совершенное им преступление, государство исходит из того, что после освобождения от наказания человек готов и способен вести правопослушный образ жизни. Реализация данного положения невозможна, если в ИУ осужденные будут лишены надлежащих санитарно-гигиенических условий и воз-
можности получить медицинское обслуживание. Это та сфера, которая наиболее остро затрагивает сугубо личные отношения осужденных, связана с удовлетворением их повседневных и самых необходимых потребностей в питании, жилье, одежде, отдыхе и лечении.
Результативность решения этих вопросов во многом определяется постановкой санитарно-гигиенического воспитания осужденных, под которым следует понимать процесс повышения санитарно-гигиенической культуры осужденных, формирования у них санитарно-гигиенических убеждений, умений и навыков. Основными задачами санитарно-гигиенического воспитания осужденных являются: а) сообщение осужденным знаний о человеческом организме, нормах, правилах и санитарно-гигиенических мероприятиях, направленных на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, обеспечение долголетия; б) формирование убеждений о необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил; в) воспитание потребности соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила самому и требовать этого от других осужденных; г) формирование привычек санитарно-гигиенической культуры.
Решение названных задач осложняется тем, что в условиях развития УИС в исправительных учреждениях концентрируются лица, неблагополучные не только по высокому уровню педагогической запущенности, но и по состоянию здоровья. Большая часть осужденных состоит на диспансерном учете по поводу социально значимых заболеваний, в том числе психических расстройств, активного туберкулеза, ВИЧ-инфекции, вирусного гепатита, наркомании, алкоголизма. Их своевременное выявление и лечение начинается еще в следственном изоляторе. Медицинская комиссия на основании анализов, флюорографии и со слов арестованного стремится выявить любую опасную болезнь.
Осужденные, прибывшие из изолятора в исправительное учреждение, проходят медицинский осмотр и комплексную санитарную обработку в соответствии с Правилами внутреннего распорядка. После этого они размещаются в специально изолированных карантинных помещениях с целью предупреждения заноса инфекционных заболеваний. Профилактический карантин выдерживается в течение 14 суток, после чего снимается, если за этот период среди них не было выявлено носителей инфекционных заболеваний. При появлении подозрительных на инфекционное заболевание или больных срок карантина соответственно увеличивается.
Санитарно-гигиеническое воспитание осужденных начинается во время нахождения их в каран-
тине. «Важным элементом воспитательной работы в карантинном отделении в условиях ограниченного пространства и движений является организация физических упражнений, выполнения правил личной гигиены, уборки помещений» [1]. Санитарно-гигиеническое воспитание осуществляется в соответствии с обозначенными выше задачами по следующим направлениям: 1) санитарно-гигиеническое просвещение и пропаганда знаний среди осужденных; 2) формирование навыков санитарно-гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просвещение и пропаганда предполагают: сообщение осужденным системы медицинских знаний, необходимых любому человеку, чтобы поддерживать свой организм в нормальном состоянии; разъяснение значения таких наук, как гигиена и санитария; ознакомление с требованиями гигиены труда, питания, личной гигиены; объяснение санитарно-гигиенических норм и правил в организации быта, самообслуживания. Формирование умений и навыков санитарно-гигиенической культуры предусматривает обучение практическим приемам само- и взаимопомощи. Полученные знания способствуют формированию убеждения применять их на практике и выработке умений и навыков санитарии и гигиены в условиях исправительного учреждения и дальнейшей жизни на свободе.
В процессе просвещения, пропаганды и практической реализации санитарно-гигиенических знаний применяются массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы: лекции, беседы, доклады, вечера вопросов и ответов, встречи с медицинскими работниками, устные журналы и др. Выбор формы обусловлен особенностями субъекта воспитательного воздействия, временем года, возникшими или возможными эпидемиями. Следует отметить, что содержание всех мероприятий не только знакомит осужденных с сущностью заболеваний, но и дает практические рекомендации, как их можно избежать. При этом важно создать уверенность, что болезнь можно предупредить.
Основополагающим принципом санпросветра-боты с осужденными является единство слова и дела. Медицинские работники учреждения не реже двух раз в месяц проверяют санитарно-гигиенические условия труда осужденных, выполнение правил охраны труда и производственной санитарии, наличие и укомплектованность аптечек и санитарных сумок, состояние питьевого водоснабжения, наличие спецодежды, санитарное состояние территории, рабочих мест и т. д. В случае выявления грубых нарушений санитарно-гигиенических правил на производстве или в быту результаты обследования докладываются непосредствен-
но руководству учреждения для принятия немедленных мер к их устранению.
Особо следует отметить роль средств массовой информации и пропаганды, наглядной агитации. Газеты, стенды, плакаты, санбюллетени, уголки, листки, памятки - все это средства устной, печатной, изобразительной пропаганды санитарно-гигиенических знаний среди осужденных.
Большой популярностью, как следует из анализа практики, пользуются циклы бесед и лекций по местному радиовещанию, передач по телевидению по вопросам гигиены и санитарии, в частности передача «Здравствуй, доктор». Широкое распространение получают такие формы санитарно-гигиенического воспитания осужденных, как школы здоровья, дни здоровья. Нашли признание у осужденных «Доски вопросов и ответов» на медицинские темы, «Уголки здоровья», «Санитарные уголки». Это как бы «заочная консультация», позволяющая оперативно и грамотно разъяснять осужденным те вопросы, которые их волнуют в области медицины, санитарии, гигиены. Оформляются и систематически обновляются выставки. Кроме фотографий и плакатов, на этих выставках помещаются лозунги, стенгазета, бюллетени, книги по санитарно-гигиенической тематике.
Одним из основных и эффективных методов санитарно-гигиенического воспитания осужденных является убеждение - самый распространенный и доступный метод, позволяющий отбирать интересный специальный материал, учитывать особенности отдельных групп и коллективов осужденных, период года, конкретные ситуации. Метод убеждения тесно переплетается с методом приучения (упражнения) и принуждения. Тренаж (приучение, упражнение) обязателен для некоторой части осужденных в приобретении таких необходимых умений и навыков, как соблюдение опрятного внешнего вида, чистоты тела, спального и рабочего мест, занятие физкультурой. Особенно важны эти методы в работе с осужденными, отнесенными к категории отверженных лиц.
Ведущая роль в организации и проведении санитарно-гигиенического воспитания осужденных принадлежит медицинской службе исправительного учреждения. Ее сотрудники являются профессиональными пропагандистами научных знаний из области санитарии и гигиены. К просветительской же работе они привлекают сотрудников отделов и служб, представителей общественности, самих осужденных, учителей общеобразовательной школы. Касательно последних расширяется гигиениче-
ский аспект учебных предметов биологического цикла.
В создании и обеспечении санитарно-бытовых условий в ИУ медицинская служба поддерживает тесную и постоянную связь с начальниками отрядов. Они проводят работу по внедрению санитарной культуры в быт осужденных: вопросы санитарного состояния отрядов, соблюдения личной гигиены, санитарных правил обсуждаются на общих собраниях осужденных, отражаются в стенной печати, радиогазете. Кроме того, решение этих вопросов является одним из показателей соревнования между отрядами. Проведение рейдов, выставок на медицинские темы, участие в профилактике инфекционных заболеваний, просвещении осужденных, выпуск санбюллетеней, газет, плакатов, лозунгов, оформление стендов, подведение итогов соревнования по санитарии быта и труда - все это составляет содержание роботы персонала медицинской службы по санитарно-гигиеническому воспитанию осужденных.
В контексте статьи весьма показателен следующий пример. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» и в целях выявления и поддержки высококвалифицированных кадров, воспитания на их примере молодых специалистов, формирования позитивного общественного мнения о деятельности домов ребенка в уголовно-исполнительной системе был издан приказ ФСИН России от 13 мая 2014 г. № 224 «Об утверждении Положения о проведении конкурса „Счастливое детство"». В этом ежегодном конкурсе принимают участие сотрудники УИС в шести номинациях. Одним из критериев оценки медицинского персонала в конкурсе «Счастливое детство» в номинации «Лучший медицинский работник» является участие в санитар-но-просветительской работе.
Таким образом, повышение санитарной культуры осужденных, подготовка соответствующего актива из их числа, санитарно-просветительская работа обязывают каждого знать свой организм и уметь поддерживать его в порядке; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; заботиться о чистоте тела, одежды, обуви, помещения; чувствовать социальную ответственность в сфере общения. Реальная связь санитарно-гигиенического воспитания осужденных с сохранением здоровья (или наоборот) сделает значимым формирование основы для профессионального и межличностного роста, а в перспективе - успешной ресоциализации.
Список литературы
1. Сибиль Ю. П. Основы организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 9. С. 34.
NINA ALEKSEEVNA TJUGAEVA,
dsc in pedagogics, professor, honored scientist of the higher school of the Russian Federation, professor of the legal psychology and pedagogics department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
SANITARY AND HYGIENIC EDUCATION CONDEMNED IN CORRECTIONAL FACILITIES
Annotation: a considerable positive experience of educational work with the prisoners is saved up during functioning of penal system. However, this work needs constant updating and improvement. Taking into consideration a current situation in development of penal system it's important to pay attention on such direction of educational work with prisoners in correctional institutions as sanitary and hygienic education and success of their correction.
The legal base of realization of this direction of activity is defined by the Criminal code of the Russian Federation (Art. 99; 101); by The Concept of educational work with prisoners in the conditions of reforming of the Penal system (2000); The Concept of development of the Penal system of the Russian Federation till 2020 (2010); the order of the FPS of Russia No. 555 «About the organization of educational work with employees of the Penal system» (2010) and other normative legal acts. The humanization of conditions of serving of criminal penalties, as appears from the analysis of the documents, assumes implementation of sanitary and hygienic requirements to conditions of detention of prisoners according to the established standards; creation of necessary material and social conditions of preservation and maintenance of physical and mental health of prisoners; material ensuring of educational work in general and sanitary and particularly hygienic direction. Besides, to decrease a level recession of the disease incidence of prisoners the development of a network of sanitary, hygienic and bacteriological laboratories are provided; formation of measures system for increase of a healthy lifestyle motivation is provided too.
Necessity of sanitary and hygienic education of prisoners doesn't raise doubts, the priority part thus is assigned to the medical staff of correctional institutions. The fact of penitentiary physicians training at the Moscow State University of Medicine and Dentistry named after A. I. Evdokimov makes now this point. In 2006 the faculty of penitentiary medicine was open, and in 2010 at faculty the department of penitentiary medicine was open. This event became the first example in world practice of the solution of a problem of doctors training specially for the Penal system.
In this article, having comprehended the available experiment and theoretical researches on the declared subject, the author opens definition of prisoners' sanitary and hygienic education, its main objectives and the directions, forms, methods and implementers.
Key words: sanitary and hygienic education of prisoners, sanitary and hygienic culture, correctional institution, the Penal system, correctional institutions staff, health service, penitentiary physicians.
References
1. Sibib Ju. P. Osnovy organizacii uchebno-vospitatebnogo processa v vospitatebnyh kolonijah [Bases of the organization of teaching and educational process in educational colonies]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Sheets of penal system, 2014, no. 9, p. 34.
© Tjugaeva N. A., 2015