Научная статья на тему 'САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ БАССЕЙНОВ С ПОДОГРЕВОМ ВОДЫ'

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ БАССЕЙНОВ С ПОДОГРЕВОМ ВОДЫ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
19
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ БАССЕЙНОВ С ПОДОГРЕВОМ ВОДЫ»

•ЛИТЕРАТУРА. Дмитриева Р. А. Тезисы докл. Всесоюзн. совещания по биологическому действию ультрафиолетового излучения. М., 1964, с. 110.

Поступила 15/ХП 1971 г.

УДК 613.471

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ БАССЕЙНОВ С ПОДОГРЕВОМ ВОДЫ

Канд. техн. наук А. М. Булгаков, канд. биол. наук И. М. Борисов

Рижский политехнический институт, Латвийский государственный университет им. П. Стуч-

ки, Рига

В настоящее время возникает практическая необходимость обеспечить проектировщиков и строителей плавательных бассейнов доброкачественными объемно-планировочными, конструктивными и техническими решениями этих сооружений, отвечающими требованиям прочности, жесткости, устойчивости и наряду с этим современным санитарно-гигиеническим требованиям. Так, к числу наиболее важных условий санитарно-гигиенического обеспечения основных структурных элементов строительства и проектирования залов, в которых размещаются ванны бассейнов, следует отнести создание соответствующих акустического и температурно-влажностного режимов эксплуатации. К сожалению, эти вопросы не нашли достаточно полного отражения в строительных нормах и правилах проектирования спортивных сооружений (СН и П II—Л. 11—70), выпущенных Госстроем СССР.

Между тем в большинстве ванных залов бассейнов с большой площадью поверхности воды в результате специфических условий (занятия плаванием, водным поло и другими видами водного спорта) создаются аномальный шумовой режим, акустический дискомфорт, утомляющий зрителей, спортсменов, тренеров и обслуживающий персонал. Причиной этих нарушений являются значительная звукоотражающая способность воды и, кроме того, использование для облицовки стен многих бассейнов специальных материалов, в том числе сплошных глазурованных керамических плиток, обладающих чрезвычайно низким коэффициентом звукопоглощения (0,01—0,02). На этом основании применение таких материалов для облицовки стен ванных залов вряд ли можно считать допустимым.

Для обеспечения хороших акустических качеств ванных залов при проектировании плавательных бассейнов необходимо, чтобы минимально допустимый удельный объем воздуха в зале составлял 12—15 м3 на человека; форма зала способствовала равномерному распределению звуковой энергии в помещении; используемые акустические материалы и конструкции подбирались расчетным путем для обеспечения минимального времени реверберации во всем диапазоне частот звука; создавались звукопоглощающие поверхности не только потолка, но и стен, причем профиль выбирался по законам зеркального отражения звуков; для создания диффузного звукового поля в ванных залах применялась глубокая пластическая отделка стен и потолка.

Хорошими звукоизолирующими качествами обладают различные пористые штукатурки. В целях уменьшения времени реверберации применяют кессонные стены и потолки с внутренней облицовкой перфорированным кирпичом, перфорированными стальными, алюминиевыми или стеклопластиковыми листами. Хорошие звукопоглощающие свойства также у перфорированных волокнистых плиток, изготовляемых из минеральной ваты, стеклянного или асбестового волокна на различных полимерных и битумных основах, а также у древесноволокнистых плит и пористых древесностружечных плит, пропитанных водостойкими лаками. Учитывая, однако, постоянную высокую влажность и температуру в ванных залах, целесообразнее всего для звукоизоляции применять звукоизоляционные материалы на основе полимеров, которые легки, прочны, гнилостойки, негигроскопичны а кроме того, являются теплоизоляторами. Лучшими из них следует считать плиты из пенополиуретана, пенополистирола и пенополивинилхлорида.

Весьма сложным является создание оптимальных температурно-влажностных условий эксплуатации ванных залов бассейнов, относящихся к помещениям с мокрым влажно-стным режимом эксплуатации и относительной влажностью воздуха больше 75%. Применяемое в последнее время сплошное остекление стен бассейнов без учета климатических особенностей района строительства нерационально. В холодные зимние и жаркие летние дни тепловая радиация создает резкий тепловой дискомфорт при нахождении человека непосредственно около окон. Малое сопротивление теплопередаче остекленных поверхностей вызывает охлаждение помещений зимой и перегрев их летом, что ведет к неоправданным расходам на отопление и вентиляцию. Для обеспечения комфортного тепло-влажностного режима помещений бассейнов следует соблюдать нормы естественного освещения, определяющие оптимальные размеры световых проемов; применять конструкции остекления, обладающие повышенной теплоустойчивостью (стеклопакеты, коробчатый стеклопрофилит); использовать солнцезащитные меры (соответствующую ориентацию здания, солнцезащитные экраны, стекла и т. д.); использовать аэрацию; при расчетах систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха учитывать температуру воды в ванне бассейна и теплопотери с ее поверхности, а также тепло от электрических источников света.

Очень трудна и до сих пор не решена проблема гидроизоляции ванн бассейнов, прямо связанная с обеспечением требуемых санитарно-гигиенических качеств их поверхностей. В настоящее время в основном применяются многослойные конструкции гидроизоляции с использованием торкретштукатурок цементно-песчаными растворами, штукатурок холодными асфальтовыми мастиками, металлические и оклеечные битумные гидроизоляции. Проведенные одним из нас обследования 89 ванн бассейнов показали, что 65 из них протекают и отсыревают, а это ухудшает санитарно-гигиеническое состояние помещений, находящихся под ванной.

Для отделки поверхностей стенок и дниц крытых и открытых ванн повсеместно используются известные уже глазурованные керамические плитки размером 150X150 мм. Однако в связи с тем, что плитки часто трескаются, раскалываются, отскакивают, применение их опасно для пловцов из-за возможности порезов. Наряду с этим в многочисленные швы между плитками попадает грязь, ухудшающая санитарно-гигиеническое состояние ванн и качество воды.

Следует отметить, что в большинстве случаев применяемые конструктивные решения гидроизоляции и отделки ванн не способствуют соблюдению общих гигиенических требований к качеству воды в соответствии с ГОСТ 2874-54 «Вода питьевая», что приводит к частым остановкам бассейнов на ремонт. С учетом санитарно-гигиенических требований целесообразно изготовлять ванны из стали, алюминия и полиэфирных стеклопластиков, в конструкциях которых совмещены основные гидроизоляционные и отделочные функции. При использовании традиционных конструктивных материалов (бетона и железобетона) возможна гидроизоляция и отделка ванн рулонными полимерными материалами — разноцветными полиэтиленовыми и поливинилхлоридными пленками и листами. Указанные материалы водостойки, водонепроницаемы, биостойки, стойки к действию кислот и щелочей, высоких и низких температур, света, гигиеничны, легко моются и т. д.

Приведенные в статье примеры не исчерпывают всех санитарно-гигиенических вопросов проектирования плавательных бассейнов. Необходимы совместные усилия специалистов разных профилей — инженеров, врачей, акустиков, технологов и др. при дальнейших углубленных исследованиях в этом направлении.

Поступила 27/1 1972 г.

УДК 612.61.014.46:547.281. I

ИЗУЧЕНИЕ ГОНАДОТРОПНОГО ЭФФЕКТА У КРЫС-САМЦОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФОРМАЛЬДЕГИДА ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ ЕГО ПОСТУПЛЕНИИ С ВОЗДУХОМ И ВОДОЙ

В. А. Гусева

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Мы изучали комплексное действие (при поступлении с воздухом и водой) формальдегида, который является одним из широко распространенных химических веществ и используется при изготовлении пластических масс типа бакелита, галалита, фенопластов, древес -но-стружечных плит и пр., а также в производстве взрывчатых веществ, кожевенных и меховых товаров и т. д.

Литературные данные свидетельствуют о возможности развития отдаленных последствий при действии даже низких концентраций химических веществ. Известно также, что формальдегид в небольших концентрациях обладает эмбриотропным действием (Г. А. Шевелева). Однако сведений о влиянии на развитие отдаленных последствий под влиянием формальдегида (в том числе при его комплексном воздействии) мы в литературе не встретили.

Изучение гонадотропного эффекта проводилось нами путем определения количества нуклеиновых кислот в семенниках, оценки гонадотропной реакции и репродуктивной функции 3 групп крыс-самцов, подвергавшихся в течение 6 месяцев комплексному воздействию формальдегида. 1-й группе вещество вводили перорально на уровне 0,1 мг/л и ннгаляционно на уровне 0,5 мг/м3. Обе концентрации были пороговыми. 2-й группе формальдегид вводили перорально в концентрации 0,01 мг/л и ингаляционно в концентрации 0,25 мг/м3. Это были недействующие концентрации. 3-й группе формальдегид вводили перорально в концентрации 0,005 мг/л и ингаляционно в концентрации 0,12 мг/м3. Эти величины составляли половину недействующих концентраций. 4-я группа служила контролем.

В связи с тем что методические условия изучения комплексного действия химических веществ предусматривают обязательную проверку существующей предельно допустимой концентрации их с выявлением пороговых и недействующих доз и концентраций в каждом конкретном случае, мы установили пороговые и недействующие концентрации формальдегида в хронических токсикологических экспериментах как при ингаляционном, так и при пероральном пути его введения. При изучении комплексного действия формальдегида .мы ориентировались на полученные концентрации. В ходе эксперимента животные получали формальдегид о раз в неделю. Ингаляционное воздействие осуществляли динамическим путем, экспозиция продолжалась 4 часа. Концентрации формальдегида в ингаляционных камерах определялись при помощи метода с фуксинсернистым реактивом (чувствительность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.