К 50 -ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ
ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ
--кз- -
УДК 614.7(470.311 ><091 )
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В КРЕМЛЕ
(1918—1920)
Канд. мед. наук Г. П. Зарубин (Москва)
После переезда из Петрограда в Москву в марте 1918 г. Советское правительство во главе с В. И. Лениным разместилось в Кремле, где были развернуты различные служебные учреждения, а часть помещений использована под жилье. В то время территория Кремля и его здания находились в чрезвычайно запущенном, порой антисанитарном состоянии. Во всем этом сказалось отсутствие в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны нормальной эксплуатации и систематической очистки объектов. Управляющий делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруе-вич сообщал по этому поводу Народному комиссару здравоохранения Н. А. Семашко 5/1У 1919 г.: «Кремль оказался в ужасно запущенном положении ... старожилы Кремля говорят, что за эти 5 лет войны прошло очень много войска и каждая часть оставила свои ужасные следы»1.
Все это вызывало необходимость осуществления в Кремле санитарно-гигиенических мероприятий. В связи с этим небезынтересно привести некоторые высказывания В. И. Ленина о санитарии вообще, о борьбе за гигиену. В. И. Ленин говорил: «Санитария — это все. Это профилактика всех болезней. Мы очень любим лечить больных, очень сожалеем об умерших и очень мало делаем, чтобы предупредить заболевания и ранние, преждевременные смерти»2.
О большом значении, которое придавал В. И. Ленин борьбе за чистоту в общей системе противоэпидемических мероприятий, свидетельствует его выступление 6/1II 1920 г. на заседании Московского Совета. «Прежде всего, — указывал он, — здесь у нас стоит на очереди задача очистить Москву от той грязи и запущенности, в которую она попала. Мы должны провести это, чтобы стать примером для всей страны, в которую все сильнее и сильнее внедряется эта грязь, несущая с собой эпидемии и болезни. Мы должны дать этот пример здесь, в Москве, пример, какие Москва не раз давала»3.
Начало^очистке территории Кремля было положено тотчас же по приезде Советского правительства в Москву. Так, комендант Кремля в своем приказе № 19 от 21/Ш 1918 г. отмечал: «Мною замечено, что на территории Кремля совершенно не производится уборка нечистот, несмотря на то, что некоторые учреждения и заведения имеют большой штат низших слу-
1 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 3, ед. хр. 350, л. 68.
2 В. Д. Бонч-Бруевич. Воспоминания о В. И. Ленине. М., 1965, с. 268.
3 В. И. Л е н и н. Сочинения. Изд. 4-е, т. 30, с. 388.
4*
51
жащих. Приказываю всем домовым Комитетам немедленно сделать распоряжение своим дворникам и др. лицам, исполняющим обязанности последних, производить ежедневную уборку как внутри всех помещений, так и вне таковых, т. е. на улицах, площадях, дворах и т. п. В случае неисполнения сего приказа мною будет возбуждено ходатайство перед кем еле- ^ дует об увольнении всех тех, кто уклоняется от своих прямых обязанностей»1.
29/1 1919 г., когда в Кремле уже появился первый санитарный врач, был произведен санитарный осмотр зданий Рабоче-Крестьянского правительства в присутствии представителей от коменданта Кремля и управления московскими народными дворцами. Было отмечено наличие в помещениях большого количества пыли, грязи, различной рухляди и мусора. Такое же положение наблюдалось в пищеблоке и столовой ВЦИК. По этому поводу комендант Кремля 3/П 1919 г. доложил в Управление делами Совнаркома и просил принять меры к устранению выявленного санитарного неблагополучия2.
Вскоре положение в какой-то мере было исправлено, но по-настоящему комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий в Кремле стал проводиться лишь с момента образования Управления санитарного надзора Кремля. В значительной степени этому способствовали изданные правительственными органами документы, которые мобилизовали насе- ' ление на борьбу за чистоту в быту и на работе. Так, 18/11 1919 г. вышли в свет «Санитарные правила для жителей Кремля», подписанные председателем Совнаркома В. И. Лениным, Народным комиссаром здравоохранения Н. А. Семашко и управляющим делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевичем3. В правилах отмечалось, что всем жителям Кремля необходимо строго соблюдать нормы и инструкции по личной гигиене и чистоте в помещениях, а уклоняющиеся от выполнения этих норм и инструкций будут немедленно выселяться из Кремля и предаваться суду как нарушители общественного порядка. Проведение в жизнь указанных предначертаний поручалось медицинским работникам только что организованного Управления санитарного надзора Кремля. В уставе Управления и плане организации санитарного надзора Кремля, подписанных Н. А. Семашко и В. Д. Бонч-Бруевичем, говорилось, что это учреждение обязано систе- (
матически проводить санитарные обследования территории и зданий Кремля; для объединения и согласования действий этого учреждения с организациями, находящимися в Кремле, Управление делами Совнаркома должно было созывать по мере надобности санитарный комитет из медицинских работников и представителей различных административно-хозяйственных организаций (комендант Кремля, комиссар зданий, архитектор и др.)4. 22/П 1919 г. эти положения были утверждены В. И. Лениным в приказе санитарному врачу Кремля5.
Согласно указаниям Правительства и лично В. И. Ленина, Управление санитарного надзора немедленно приступило к наведению санитарного порядка в Кремле. Вскоре была разработана и направлена на места для руководства инструкция по очистке центральных учреждений народных комиссариатов.
Санитарный комитет и Санитарная комиссия оказались весьма оперативными и действенными организациями по обеспечению надлежащего санитарного состояния в Кремле. В марте 1919 г. Санитарная комиссия под председательством начальника Управления санитарного надзора Кремля Я- Б. Левинсона в составе врача Советских пулеметных курсов ко-
1 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 2, ед. хр. 772, л. 15.
2 Т а м ж е, оп. 3, ед. хр. 350, л. 2, 3.
3 Ленинский сборник, т. XXXV, М., 1945, с. 55—56.
4 ЦГЛОР СССР, ф. 130, оп. 1, ед. хр. 349, л. 10—11.
5 «За двадцать лет». XX лет работы Лечебно-санитарного управления Кремля. Сборник трудов. М.— Л., 1939, с. 6—7.
мандного состава, смотрителя зданий, представителей от коменданта Кремля, жилищной комиссии, коменданта при Управлении делами Совнаркома, Управления дворцами, арсенала и хозяйственного отдела ВЦИК, произвела тщательный санитарный осмотр Кремля. Были обследованы помещения и территории дворов Вознесенского и Чудова монастырей, Служительского, ц Гренадерского, Кавалерийского и Офицерского корпусов. Комиссия вскрыла причины санитарных дефектов, заключавшихся в неполной очистке и несвоевременном удалении твердых и жидких нечистот, технической неисправности водопроводных и канализационных систем, а также недостаточно ответственном отношении населения к соблюдению действующих санитарных правил.
Все предложения Комиссии со временем были выполнены и дело с очисткой наладилось. Построенная в 1919 г. и введенная в действие весной 1920 г. мусоросжигательная печь в Кремле через год эксплуатации была принята специальной комиссией. Эта комиссия постановила: «печь принять, сжигание мусора продолжать в ней днем с перерывами на ночное время, по наступлении же теплого времени произвести капитальный ремонт печи и тогда уже пустить ее в работу на круглые сутки»1. Это была первая в Советской России мусоросжигательная печь и, естественно, надо было, чтобы опыт эксплуатации ее наряду с другими санитарно-техни-. ческими мероприятиями, проведенными в Кремле, широко распространился. В. Д. Бонч-Бруевич в связи с этим послал краткое сообщение, подготовленное начальником Управления санитарного надзора Кремля Я. Б. Левинсоном, в газету «Известия ВЦИК» и просил там опубликовать его. Заметка была опубликована 1/Х 1919 г. в разделе «Хроника». 16/111 1920 г. был организован Особый строительно-санитарный комитет из 3 лиц, которому давались большие полномочия по восстановлению водопровода, канализации и центрального отопления в Москве. По указанию В. И. Ленина для решения вопроса о полном вводе в эксплуатацию и правильной работе всёх водопроводных систем в Кремле комитет пригласил компетентную комиссию от Управления московскими водопроводами. Специалисты установили, что из-за недостатка напора в трубах вода не подавалась в верхние этажи зданий. В городе было много неисправностей в во-, допроводной сети и наблюдалась большая утечка воды. В качестве временной меры избавления от этого санитарно-технического дефекта комиссия предложила при отдельных домах оборудовать центробежные насосы для подкачки2. В. Д. Бонч-Бруевич 15/1У 1920 г. телефонограммой № 35 доложил В. И. Ленину, что напор в водопроводной сети восстановится в самый кратчайший срок и что к восстановительным работам будет при-ступлено немедленно.
В. И. Ленин требовал и устройства приточно-вытяжной вентиляции в Кремле. В октябре 1921 г. для информации о выполнении этих работ Управление СНК послало ему копию своего приказа за № 192, которым группе инженеров-сантехников поручалось реконструировать приточно-вытяжную вентиляцию в служебных зданиях. В. И. Ленин, ознакомившись с приказом, велел постоянно держать его в курсе дел3. Из приведенных материалов видно, как В. И. Ленин при его громадной занятости находил время для решения ряда текущих санитарно-гигиенических вопросов.
Протоколы заседаний Санитарного комитета, найденные нами в Центральном государственном архиве Октябрьской революции, указывают, что круг обсуждавшихся вопросов был весьма широк4. Так, 29/1Х 1920 г. на заседании Санитарного комитета обсуждалась реальная угроза рас-
1 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 5, ед. хр. 1065, л. 191.
'Там же, оп. 4, ед. хр. 617, л. 324.
3 ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 21316.
* ЦГАОР СССР, ф. 482, оп. 1, ед. хр. 190, л. 69 с об., л. 70 с об.
пространения различных инфекционных заболеваний в Москве. Был намечен ряд мероприятий с целью не допустить заболевания в Кремле и домах Советов, решено вакцинировать жителей, организовать среди них санитарно-просветительную работу путем распространения различных плакатов и соответствующей литературы и т. д. Особое внимание обращалось на готовность к работе больнично-поликлинических и банно-прачеч-ных учреждений, парикмахерских, санитарных пропускников и дезинфекционных камер. Кроме того, было предложено реконструировать вентиляцию в столовой ВЦИК, перевести изоляционно-пропускной пункт в Кремле на круглосуточную работу, отремонтировать ряд лечебно-санитарных учреждений, разнообразить меню в столовой ВЦИК с учетом увеличения в рационе питания овощей для профилактики заболеваний цингой1.
Значительное место в работе Управления санитарного надзора Кремля занимали санитарно-гигиенические мероприятия по объектам, расположенным вне его. Имеются в виду в основном дома Советов, различные общежития и гостиницы. Так, в июне 1919 г. было установлено, что в III доме ВЦИК нет изоляционного отделения, не хватает санитарных узлов и отсутствуют баки с кипяченой водой2. Недостатки эти были вскоре ликвидированы.
Решения санитарных комиссий и Комитета систематически доводились до сведения Народного комиссара здравоохранения Н. А. Семашко, который содействовал выполнению предложенных мероприятий по обеспечению санитарного благополучия в Кремле и домах ВЦИК3.
Все то, что было сделано в течение 1919—1920 гг., дало ощутимые результаты. Благодаря самоотверженным действиям работников санитарной службы при всемерной поддержке правительства и лично В. И. Ленина санитарное состояние Кремля резко улучшилось. Об этом свидетельствует тот факт, что в августе 1921 г. приказом по Управлению делами Совнаркома за № 154 вновь была назначена комиссия для санитарного осмотра Кремля под председательством Я. Б. Левинсона. Комиссия констатировала: «Общее санитарное состояние Кремля должно быть признано вполне удовлетворительным и никаких сколько-нибудь существенных дефектов, угрожающих санитарному состоянию Кремля, не отмечается»4. За 1921 г. в Кремле не выявлено ни одного случая вторичного заражения рядом инфекционных заболеваний, занесенных туда извне и большей частью приезжими5. И это несмотря на тяжелые условия, в которых находилась наша страна в то время.
Поступила 9/1 1967 г.
УДК 614(091)(47) «1917 —1924»
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917—1924)
И. С. Соколов (Москва)
Издательство «Медицина» сделало большое и полезное дело, познакомив широкий круг читателей с интересными документами и материалами периода становления Советской власти, относящимися к организации здравоохранения в нашей стране, к его дальнейшему развитию". Вот один из
1 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 4, ед. хр. 617, л. 364 с об., л. 365 с об.
2 Там же, ф. 130, оп. 4, ед. хр. 617, л. 380.
3 Там же, ф. 482, оп. 1, ед. хр. 190, л. 68.
« ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 5, ед. хр. 1065, л. 103, 295 с об., 296, л. 310 с об.
5 Т а м ж е, л. 292.
6 Сборник документов и материалов. Изд-во «Медицина», М., 1966.