[ена и санитария 1/2009
С Г. Р. БАЙРАМГУЛОВА, 2009 УДК 614.77:595.1|-078<470.57)
Г. Р. Байрамгулова
САНИТАРНО-ГЕЛЬМИНТОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ПОЧВОЙ В УСЛОВИЯХ БАШКИРСКОГО ЗАУРАЛЬЯ
Сибайский институт Башгосуниверситета
Во многих регионах Российской Федерации почва населенных мест обсеменена яйцами аскарид, власоглавов, токсокар, онкосфер тениид и других гельминтов [13].
Поданным М. И. Исак и соавт. [5], в Молдавии наиболее обсемененной яйцами аскарид оказалась почва огородов в лесостепной зоне (до 131,2 яйца/кг, из которых 16,4% были на стадии инвазионной личинки). В пробах почвы, взятых с территорий вокруг туалетов, они обнаруживались в количестве 323,3 яиц/кг (15,9%), виноградных плантаций — 148,6 яиц/кг (17,8%) соответственно.
Значительные по объему исследования почвы на обсемененность яйцами токсокар выполнили Л. Е. Верета и соавт. [2, 3] в Москве. Яйца гельминтов, среди которых преобладали яйца токсокар, обнаружили в 28,8—79,1% проб почвы, взятых с различных объектов, расположенных на территориях детских учреждений; обсемененность проб почвы из скверов, парков и других мест отдыха составила 36,8—11,6%.
Н. Ю. Каспранова [6] установила в Башкирии высокую обсемененность яйцами токсокар объектов внешней среды, проб почвы: до 44,1% взятых с территорий индивидуальных и коммунальных домовладений, 26,6 — 37% — детских садов и школ, 33,3 — 38% — скверов и парков, 44,8% — с территорий питомников служебных собак.
Наиболее высокие экстенсивные и интенсивные показатели гельминтологического обсеменения почвы наблюдали в поселках сельского типа (соответственно 46,9 ±5,1% и 48,3 ± 1,3 яиц/кг) [1].
Интересные данные приводит Е. П. Хроменко-ва [18], показавшая, что в Брянской области, в домовладениях, использующих нечистоты для удобрения почвы, содержание яиц аскарид достигает 39—165 яиц/кг, а там, где их не применяют, — 1,3— 7 яиц/кг.
А. В. Павлов и соавт. [10] отмечают, что яйца аскарид в почве дворов некоторых южных районов Украины в летние месяцы не обнаруживались, тогда как в почве огородов они выявлялись ежемесячно. В Туркмении в почве микроочагов яйца аскарид обнаруживались в течение 6 мес. Экстенсивные показатели обсемененности почвы яйцами аскарид в очагах аскаридоза в Таджикистане составляли весной 46,4%, летом 5,4%, осенью 13,9%, зимой 34,3% исследованных проб. Это связывается с сезонным увеличением или уменьшением скопления нечистот и гибелью значительной части яиц гельминтов в почве в летнее время.
Экстенсивность и интенсивность обсеменения яйцами гельминтов почвы населенных мест во многом зависят от благоустройства, плотности расселения, общей и санитарной культуры населения, условий содержания животных, численности без-
надзорных собак, уровня пораженное™ населения гельминтозами и др. Экстенсивные показатели обсемененности яйцами гельминтов почвы Хабаровского края, Таймырского, Ханты-Мансийского, Чукотского автономных округов на территории детских учреждений и населенных мест колебались от 34,7 до 68,1%. Из общего количества выявленных яиц геогельминтов 67—73% были жизнеспособными, а 4—6% содержали подвижную личинку. В почве обнаруживали в основном яйца токсокар (65—79%), онкосферы тениид (16—20%), яйца аскарид (8—10%), в единичных случаях яйца дифил-лоботриид, клонорхисов, описторхисов [13].
Н. А. Романенко и соавт. [14] считают, что значительная степень диссеминации и длительные сроки выживаемости яиц гельминтов в почве сказываются и на обсемененности ими других объектов окружающей среды. Например, на овощи и ягоды яйца аскарид могут попадать при выращивании и складировании урожая без тары на обсемененной ими почве; в водоемы — при попадании в них паводковых или дождевых стоков с территории населенных мест, полей, удобряемых нечистотами, сточными водами или их осадками.
По данным Т. Г. Козыревой [7], в Хабаровском крае наиболее обсемененными яйцами гельминтов оказались пробы почвы с территорий частных домовладений, детских дошкольных учреждений (ДЦУ), площадок для выгула собак: от 15,3 ± 1,1% в Николаевске-на-Амуре (северная зона) до 67,3 ± 2,1% в Вяземском районе (южная зона). Обсемененность проб почвы из скверов, парков, школ, рекреационных зон колебалась от 12,1 ± 1,1% в северной зоне до 17,7 ± 1,3% в центральной и 19,1 ± 1,2% в южной.
Использование сточных вод, стоков свиноводческих хозяйств для орошения сельскохозяйственных полей в Белгородской области способствует обсеменению черноземной почвы яйцами аскари-дат на поверхности до 212—388 яиц/кг, а на глубине 20 см — 17—64 яиц/кг [4].
в. СоШпя, У. Маоге [22] сообщают, что в Сиднее почва практически во всех местах сбора проб (на поверхности и с глубины 3 см) содержала яйца токсокар.
М. АЬо-БЬеЬаёа [21] представила результаты са-нитарно-гельминтологического исследования почвы, отобранной на территории пришкольных участков и общественных центров Иордании. Яйца гельминтов были обнаружены в 5,8 и 7,96% исследованных проб почвы соответственно.
Вопросу влияния обсемененности объектов окружающей среды яйцами гельминтов на поражен-ность населения гельминтозами посвяшены также работы С. А Ханбутаевой и соавт. [17], Е. С. Шуль-мана [20], А Я. Лысенко [8]. Авторы приводят данные об обсемененности почвы яйцами гельминтов,
Получение текущей информации по аскаридозу среди населения
Оценка исходного санитарно-гельминтологического фона почвы населенных мест
Санитарная паспортизация очагов (микроочагов) аскаридоза с отметкой мест взятия проб почвы
Выявление эпидемически значимых объектов с учетом возбудителей
которая колеблется от единиц до десятков и сотен на 1 кг в зависимости от использования в качестве удобрения не обезвреженных фекалий [16], осадков сточных вод [11, 12, 23], полива почвы речной водой, обсемененной яйцами гельминтов [15, 18].
Р. Э. Чобанов [19], Б. А. Мор-кунас [9] показали, что между степенью обсемененности яйцами аскарид почвы и пораженно-стью населения аскаридозом существует прямая зависимость.
Во многих регионах Российской Федерации почва населенных мест обсеменена яйцами аскарид, власоглавов, токсокар, онкосфер тениид и других гельминтов. Приведенный обзор литературы указывает на недостаточное число наблюдений по выявлению зависимости между уровнем обсемененности яйцами аскарид почвы и пораженно-стью населения аскаридозом. Контаминация почвы яйцами аскарид создает важный резервуар инвазии, из которого может происходить заражение человека.
С учетом федерального, региональных административных и санитарных законодательств, данных литературы и результатов собственных исследований по изучению циркуляции яиц аскарид в окружающей среде, путей и факторов передачи их человеку, сроков развития и выживаемости в почве, по изысканию эффективных и доступных методов охраны и оздоровления от яиц аскарид различных объектов окружающей среды разработана "Система санитарно-гельминтологического надзора за почвой в очагах (в микроочагах) аскаридоза в условиях Башкирского Зауралья" (см. схему).
Система состоит из нескольких блоков.
1). Законодательный блок, включающий государственные (Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52*-ФЗ от 30.03.99), местные административные, санитарные (СанПиН 3.2.569-96 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации", СанПиН 2.1.7.573—96 "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения", методические указания (МУ) 2.1.7.730—99 "Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест" и др.) и ветеринарные законодательные акты.
2). Информационный блок, включающий результаты мониторинга за почвой домовладений, фермерских и коллективных хозяйств, ирригационных систем, использующих для орошения сельскохозяйственных культур воду поверхностных во-
Федеральное законодательство
Медико-санитарные Региональные административные
законодательные акты законодательные акты
Санитарно-гельминтологический мониторинг
Плановый и оперативный лабораторный контроль
Копрологические и серологические методы
Санитарно-гельминтологические методы
— Население
Почва, сточные воды, вода поверхностных водоемов,
осадки сточных вод, твердые бытовые отходы, овощи, столовая зелень, руки, орудия труда
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ + -
ПРОГНОЗ РИСКА ЗАРАЖЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ ПОЧВЫ ОТ ЯИЦ АСКАРИД
Административные
Медико-санитарные
Санитарно-технические
Коммунальные
Мелиоративные
доемов, сточные воды и их осадки, стоки животноводческих хозяйств, твердые бытовые отходы; рекреационных зон населенных мест и других объектов, почва территории которых может играть роль ведущего фактора в передаче яиц аскарид. Он включает:
получение текущей информации по эпидемиологической и эпизоотологической ситуациям по гельминтозам;
оценку исходного санитарно-гельминтологиче-ского фона почвы на территории указанных выше объектов по материалам исследований санитарных и ветеринарных учреждений за предыдущий год;
санитарную паспортизацию очагов и микроочагов аскаридоза, выявление и учет эпизоотически значимых объектов;
общие сведения общественных и индивидуальных хозяйств на основе гельминтологических исследований;
плановый (текущий) и оперативный лабораторный санитарно-гельминтологический контроль за почвой, овощами, сточными водами и их осадками, которые следует проводить один раз в месяц в
]т|иги'
ена и санитария 1/2009
Лабораторный саннтарно-гельминтологическнй мониторинг за почвой очагов (микроочагов) аскаридоза в Башкирском Зауралье
Объект лабораторного мониторинга Сроки проведения санитарно-гельминтологического мониторинга по природно-климатическим зонам
степная лесостепная горно-лесная
Почва с территорий домовладений — у крыльца, — вокруг туалетов, — места содержания собак Почва населенных мест — ДДУ, школ — детских дворовых площадок Апрель, май, сентябрь Сентябрь Июнь, сентябрь Май, июль, сентябрь Май, июль, август Август, сентябрь
Нечистоты из выгребов уборных
Фекалии людей, собак
Твердые бытовые отходы
Очистные сооружения
Биологические пруды
Пруды-накопител и
Вода поверхностных водоемов
Донные отложения из поверхностных водоемов
Перед очисткой выгребов 1 раз в год — май 1 раз в год — июнь 1 раз в год — июнь
То же То же То же
Исследование сточных вод до и после очистки, посезонно Летом через 8 сут, весной через 12 сут, осенью через 14 сут после заполнения Весной после таяния льда Весной и летом до начала поливов То же
следующие сроки: в степной зоне (Хайбуллинский район, г. Сибай) со 2-й декады апреля по 1-ю декаду октября, в лесостепной зоне (Баймакский район) с 3-й декады апреля по 3-ю декаду сентября, в горно-лесной зоне (Зилаирский район) с 1 -й декады мая по 2-ю декаду сентября.
По результатам второго блока системы составляют прогноз возможного обсеменения почвы яйцами аскарид и риска заражения ими населения.
3). Заключительный блок системы включает конкретные мероприятия (административные, коммунальные, медико-санитарные, санитарно-технические, ветеринарные, мелиоративные) по охране и оздоровлению почвы от обсеменения яйцами аскарид, направленные на исключение или резкое снижение риска заражения населения. Результаты наших исследований позволили разработать схему лабораторного санитарно-гельминтоло-гического мониторинга за почвой в условиях Башкирского Зауралья (см. таблицу).
Основой для определения конкретных месяцев проведения мониторинга за почвой послужили результаты изучения сроков развития яиц аскарид, поступивших в нее весной и летом; за биологическими прудами — сроки полного освобождения сточных вод от яиц аскарид.
Мы считаем, что санитарно-гельминтологиче-ский надзор за почвой должен разрабатываться с учетом природно-климатических, социально-бытовых условий, представлять собой комплексное наблюдение за путями поступления, сроками развития и выживаемости яиц аскарид в почве и обеспечивать своевременное вмешательство по предупреждению и исключению распространения возбудителей аскаридоза среди людей, ликвидацию дальнейшего обсеменения почвы яйцами аскарид. Он является частью государственного санитарного надзора и должен осуществляться местными органами ЦГ санитарно-эпидемиологического надзора.
С учетом федерального, региональных административных и санитарных законодательств, данных литературы и результатов собственных исследований разработана "Система санитарно-гельминто-логического надзора за почвой в очагах (в микро-
очагах) аскаридоза в условиях Башкирского Зауралья". Результаты исследований позволили разработать схему лабораторного санитарно-гельминтоло-гического мониторинга за почвой в условиях Башкирского Зауралья.
Литература
1. Алиев М. Г. // Экологические проблемы Азербайджана. - Баку, 1992. - С. 100-102.
2. Берета Л. £., Романенко Н. А., Кондратьева Л. В. // Тезисы докладов 3-го Республиканского съезда эпидемиологов, микробиологов и паразитологов. — Ереван, 1983. - С. 12-13.
3. Берета Л. Е., Мамыкова О. И. // Мед. паразитол. — 1984. - № 3. - С. 19-22.
4. Евдокимов Б. В. Эколого-гельминтологические основы использования стоков на орошение в условиях Курской аномалии: Автореф. дис.... канд. биол. наук. — М., 1999.
5. Исак М. И., Романенко Н. А. // 1-й съезд эпидемиологов, микробиологов, паразитологов Молдавской ССР. - Кишинев, 1982. - С. 218-219.
6. Каспранова Н. Ю. Ареал Т. сашз в СССР и эпидемиология токсокароза в Восточной Сибири: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1982.
7. Козырева Т. Г. Эколого-эпидемиологические основы профилактики токсокароза (на примере Хабаровского края): Автореф. дис.... канд. биол. наук. — М., 1999.
8. Лысенко А. Я. // Мед. паразитол. — 1986. — № 2. — С. 7-11.
9. Моркунас Б. А. // Гельминтология сегодня: проблемы и перспективы: Тезисы докладов науч. конф. М., 1989.-Т. 2.-С. 13.
10. Павлов А. В , Романенко Н. А., Хижняк Н. И. Биологическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека. — Киев, 1992.
11. Падченко И. К, Данько О. П., Локтева И. М. // Мед. паразитол. - 1987. - № 3. - С. 64-67.
12. Романенко Н. А., Афанасьев А. В., Родин В. Н., Гольд-штейн Я. С. // Гиг. и сан. - 1986. - № 5. - С. 85-86.
13. Романенко Н. А., Сергиев В. П., Фролова А. А. и др. // Материалы науч. конф. "Дети на Севере: защита, выживание и развитие в условиях экстремальной среды". - М., 1996. - С. 122-123.
14. Романенко Н. А., Козырева Т. Г. // Международная науч.-практ. конф. "Проблема охраны окружающей
среды от промышленных, бытовых, биологических и медицинских отходов, осадков сточных вод". — Пенза, 1997. - С. 24-26.
15. Станку М. Л., Романенко Н. А., Яровой П. И. // Гиг. и сан. - 1991. - № 10. - С. 33-35.
16. Таги-заде Т. А., Нифтуллаев М. 3. // Вопросы медицинской паразитологии в Узбекистане. — Ташкент, 1984. - С. 59.
17. Ханбутаева С. А., Чобанов Р. Э. // Гиг. и сан. — 1983. - № 5. - С. 64-66.
18. Хроменкова Е. П. Санитарно-гельминтологическое обоснование мероприятий по охране окружающей среды как основа профилактики гельминтозов: Ав-тореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1992.
19. Чобанов Р. Э. Эпидемиологические основы разработки единого комплекса оздоровления населения от аскаридоза, трихоцефалеза и энтеробиоза (на примере Азербайджанской ССР): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1985.
20. Шульман Е. С. // Актуальные вопросы медицинской паразитологии и тропической медицины. — Баку, 1984. - С. 147-149.
21. Abo-Shehada M. N. // Ann. Trop. Med. Parasitol. — 1989. - Vol. 76, N 5. - P. 579-580.
22. Colling G. H., Maore Y. //Ann. Trop. Med. Parasitol. — 1982. - Vol. 76, N 5. - P. 576-578.
23. Muller M., Sancher R. M. // J. Med. Hyg. - 1989. -Vol. 92, N 1. - P. 189-193.
Поступила 18.01.08
С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2009 УДК 614.777:579.68]-078(2в2.247.41)
О. В. Обухова, Л. В. Ларцева, И. А. Лисицкая
САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГИДРОЭКОСИСТЕМЫ ДЕЛЬТЫ ВОЛГИ ПРИ АНТРОПОГЕННОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ
ФГОУ ВПО Астраханский государственный технический университет, ГОУ ВПО Астраханский государственный университет, ФГУП Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства
Вода и рыба я ал я юте я основой для передачи заразного начала микроорганизмов. При этом метаболизм микроорганизмов меняется, но они не утрачивают свою патогенность, попадая вновь в привычную для них среду теплокровных [6].
Согласно статистике, рыба и беспозвоночные вызывают у людей заболевания бактериальной природы, связанные с водным и пищевым фактором — 20—35% всех пищевых отравлений в мире. В этиологии этих заболеваний — сальмонеллы и другие энтеробактерии (цитробактеры, протеи, эн-теробактеры и др.). Это свидетельствует о необходимости количественного и качественного исследования состава микрофлоры, которая может представлять опасность для людей при нахождении ее в рыбе и рыбных продуктах [2, 4, 8].
Широкое распространение микрофлоры в воде и рыбе, доказанная патогенность многих видов для рыб и человека делает возможным использовать ее в качестве индикатора для объектной оценки санитарно-гигиенического состояния водной экосистемы. Судак как пелагический хищник может служить тест-индикатором, поскольку имеет наиболее близкий дегестивный контакт с водой.
Ситуация, сложившаяся с микрофлорой воды и рыбы, приводит к необходимости переосмысления существующих нормативов по свежей рыбе и готовой продукции, так как качество последней зависит от качества исходного сырья, среды его обитания, способов лова и переработки [4, 5].
В 1996—2004 гг. изучена циркуляция условно-патогенной и санитарно-значимой микрофлоры 300 голов судака и 640 проб воды в промысловых районах дельты р. Волги — Главной, Гандурин-ской, Белинской банках и р. Бузан, проведены эко-лого-микробиологические исследования воды вышеуказанных районов, включающие определение общего количества бактериопланктона на мембранных фильтрах, количества гетеротрофных бактерий, что позволило дать оценку качества среды
обитания гидробионтов в соответствии с комплексной экологической классификацией качества поверхностных вод суши [7].
Установлено, что микробная обсемененность воды у берега в районах наблюдаемых тоневых участков была, как правило, на порядок выше, чем на середине реки (от 4,9- 103 до 3,5 • 104 кл/мл и от 1 • 102 до 6,5 • 103 кл/мл соответственно; р < 0,05). Это связано с ббльшим прогревом воды и размывом береговых зон, загрязненных хозбытовыми стоками многочисленных судов, баркасов, работающих на тоневых участках и рыбоприемниках.
При равном числе проб, собранных в Главной, Гандуринской банках и р. Бузан, наибольшая обсемененность судака и воды в местах его промысла отмечена в двух последних районах (р < 0,05), что свидетельствует об их экологическом неблагополучии. Обсемененность воды на Главной банке в среднем составтяла (4,5 ± 0,7) * 103 кл/мл, на Гандуринской — (3,2 ± 0,5) • 104 кл/мл, на р. Бузан — (3,6 ± 0,9)* 104 кл/мл, поднимаясь в значениях в августе в 1,9; 2,7 и 2,7 раза соответственно (р < 0,05). В августе и сентябре во время хода судака зарегистрирована максимальная обсемененность его печени и мышц: (4,06 ± 0,5) • 104 и (7,2 ± 0,7) • 103 кл/г на Гандуринской банке, (1,2 ± 0,6) • 104 и (6,1 ± 0,5) • 103 кл/г на р. Бузан. На Главной банке эти показатели были на порядок ниже (р < 0,05).
В результате ежемесячного эколого-микробио-логического мониторинга на реках Бузан и Волге получены аналогичные показатели загрязненности воды. Общее количество бактериопланктона было максимальным в весенний период и варьировало от 4 • 106 (р. Бузан) до 5,5 • 106 кл/мл (р. Волга), что было, по-видимому, связано с поступлением ал-лохтонных органических веществ в водную экосистему дельты р. Волги в предпаводковый период.