DOI: 10.48612/sbornik-2024-1-52 УДК 619:614.97]:637.513
САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА МЕТОДА ЗАХОРОНЕНИЯ ТРУПОВ НА СКОТОМОГИЛЬНИКАХ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВЫЖИВАЕМОСТЬ ПАТОГЕННОЙ МИКРОФЛОРЫ
Гунашев Шахрудин Алиевич, канд. вет. наук, доцент Мирзоева Тамила Бадрудиновна Гаджимурадова Зарима Тавсолтановна Сайпуллаев Умалат Магомедназирович
Прикаспийский зональный научно-исследовательский ветеринарный институт-филиал ФГБНУ «Федеральный аграрный научный центр Республики Дагестан»
На территории Республики Дагестан имеется 205 мест по уничтожению биологических отходов, среди которых 71 скотомогильник и 134 биотермических ямы, отвечающие требованиям ветеринарно-санитарных правил, которые могут нести угрозу биологической безопасности республики. Особое опасение вызывают 14 скотомогильников, расположенных в подтопляемых зонах. Трупосжигательные печи расположены не во всех географических зонах республики (Предгорная и Низменная части обеспечены, а в хозяйствах Высокогорных и Внутригор-ных районов и Северной полупустынной низменности не зафиксированы).
Ключевые слова: скотомогильник; биотермические ямы; инсенераторы; ветеринарно-санитарные правила; уничтожение трупов; дезинфекция; санитарная обработка
SANITARY ASSESSMENT OF THE METHOD OF BURIAL OF CORPSES IN ANIMAL BURIAL GROUNDS AND ITS IMPACT ON THE SURVIVAL OF PATHOGENIC MICROFLORA
Gunashev Shakhrudin Alievich, PhD Vet. Sci., associate professor Badrudinovna Tamila Mirzoeva Hajimuradova Zarima Tavsoltanovna Saypullaev Umalat Magomednazirovich
Caspian Zonal Scientific Research Veterinary Institute - branch of the Federal State Budgetary Institution "Federal Agrarian Scientific Center of the Republic of Dagestan"
There are 205 biological waste disposal sites on the territory of the Republic of Dagestan, including 71 animal burial grounds and 134 biothermal pits that meet the requirements of veterinary and sanitary rules and they may pose a threat to the biological safety of the republic. Of particular concern are 14 animal burial grounds located in flooded areas. Incineration furnaces are not located in all geographical zones of the republic (the Foothill and Lowland parts are provided, and farms in High-altitude and Inland areas and the Northern semi-desert lowlands are not recorded).
Key words: атта1 burial ground; biothermal pits; incinerators; veterinary and sanitary rules; destruction of corpses; disinfection; sanitary treatment.
На 1 марта 2024 года в Российской Федерации расположены почти 14 тысяч скотомогильников, из которых половина является действующими, при этом в Республике Дагестан имеется 205 мест по уничтожению биологических отходов - 71 скотомогильник и 134 биотермических ямы, отвечающие требованиям ветеринарно-санитарных правил, которые могут нести угрозу биологической безопасности стране [6, 7]. Первыми сооружениями, предназначенными для уничтожения
трупов животных во всех странах, были скотомогильники - специально отведенные участки земли для зарывания трупов животных, устраиваемые вблизи каждого населенного пункта. Зарытые на скотомогильнике трупы животных подвергаются разложению в разные сроки, и это зависит от состава почвы, влажности и глубины залегания трупа. Патогенные микроорганизмы, внесенные вместе с трупом в почву, инфицируют ее на большую глубину и делают в связи с этим территорию
скотомогильника на многие годы опасным резервуаром инфекции [2]. Так, возбудитель сибирской язвы, содержащийся в трупе, зарытом в землю, годами сохраняет жизнеспособность десятки лет даже после полного разложения трупа [12]. В трупах, зарытых в землю, годами сохраняет жизнеспособность возбудитель эмфизематозного карбункула, а в гниющих трупах - до 3 месяцев [11].
Споры возбудителя столбняка в патологическом материале сохраняют вирулентность в течении многих лет. По данным Л. С. Бузолевой (2011), споры столбняка сохраняются в трупах свиней до 230 дней [5]. Из трупов поросят, пролежавших в земле 160 дней, удавалось выделить чистую культуру сальмонелл. Пастереллы в гниющих трупах сохраняют свою жизнеспособность в течение 3 месяцев, а по данным Л. И. Чекасиной (2009), этот возбудитель оставался жизнеспособным в трупах от 50 до 108 дней. С. Ш. Абдулмаго-медов и др. (2013), отмечают, что пастереллы в костном мозге трупа крупного рогатого скота, зарытого в землю, остаются вирулентными в течение 4 месяцев. В гниющей печени, зарытой в землю на глубину 1 метр, микробы погибали через 23 дня, а в гниющей крови возбудитель пастереллеза сохранял свою вирулентность от 2 недель до 3 месяцев [1, 13].
Результатами исследований, проведенными М. Х. Малтугуевой (1999), установлено, что в инфицированных трупах птиц в зимний период при температуре 2-25° пастереллы погибали между вторым и четвертым месяцами, а в незамерших трупах, зарытых в землю, оставались жизнеспособными не более 5 месяцев. В зимне-весенний период при температуре от -13,5°С до +22°С пастереллы сохраняли жизнеспособность в течение 3,5-4 месяцев (в сердце, печени, селезенке); летом при колебании температуры от +8оС до +29°С, они оставались жизнеспособными не более 25 дней, а в зарытых в землю трупах - не более 3 месяцев [10].
В замерших трупах цыплят, инфицированных Ва^ Ри11огит, бактерии оставались жизнеспособными до 189 дней. Последовательные замораживания и оттаивания способствуют быстрейшей гибели микроорганизмов. Так при семикратном замораживании с последовательным оттаиванием бактерии пуллороза в трупах цыплят погибали в течение 88 суток [10]. Возбудитель пуллороза птиц зимой при средней температуре воздуха
-17°С оставался жизнеспособным в трупах 2 дневных цыплят, зарытых в землю, 25-30 дней, а в трупах кур - 50-61 день. При этом, в течение опыта происходило 6-кратное оттаивание и замораживание трупов. В незакопан-ных трупах птиц вне помещений при температуре воздуха -16-44,3°С Вал. Ри11огит сохранялась в течение 7-10 суток, а в помещениях при температуре воздуха +8,3-12,9°С -35-45 дней [10].
По результатам опытов М. Х. Воронина (2011), возбудитель листериоза выживал в трупах грызунов, размещенных в темных углах помещения при температуре воздуха 6-16°С и относительной влажности 70-96 % до 28 дней, температуре воздуха от 6 до 2°С и относительной влажности воздуха 65-82 % -до 66 дней. В трупах животных, зарытых в землю - свыше 4 месяцев. Листерии сохраняли жизнеспособность и в трупах животных, размещенных во дворе (вне помещения) при температуре наружного воздуха 4-24°С и относительной влажности воздуха 62-89 %; у мышей - до 90 дней, у морских свинок - до 120 дней, у кур - до 160 дней [6]. Бруцеллы выживают в замороженном мясе свыше 4-5 месяцев, а при массивном заражении - свыше 2 лет.
Продолжительно в трупах выживает возбудитель туберкулеза. Б. Г. Андрюков (2019), установил, что в высушенных кусочках пораженных легких микроорганизмы остаются жизнеспособными до 200 дней. В трупах кур, зарытых в землю, туберкулезные бациллы сохраняют вирулентность от 3 до 12 месяцев [3].
Трупы грызунов, погибших от туляремии осенью или в начале зимы, могут быть источником распространения болезни весной, а периодические оттаивания таких трупов не уменьшают их опасности в этом отношении. Летом и весной зараженные трупы, растаскиваемые хищниками, также могут быть источником инфекции. Возбудитель туляремии, находясь в трупах грызунов, сохранял жизнеспособность при температуре ниже 0° - до 90 дней, а в замороженных трупах при температуре от -0,2°С до -32,5°С и затем оттаиваемые через каждые 10 дней сроком на одни суки при температуре 18°С - 40 дней [10].
Инфицированная микробами туляремии ткань лабораторных животных через 40 дней хранения при комнатной температуре является патогенной для морских свинок. В разла-
гающемся трупе павшей от туляремии свинки в комнатных условиях возбудитель сохранял патогенность в течение 6 дней, а в инфицированных органах кролика (печень, селезенка), содержащихся при температуре 20°С - в течение 3-5 дней, при 6°С - возбудитель сохранялся до 8 дней, а в мыщцах - до 35 дней. Жизнеспособность возбудителя туляремии в органах погибших мышей при нахождении их в водопроводной воде (в лабораторных условиях) не изменялась через 3 месяца, но через 2 месяца микробы становились менее вирулентными. В органах павших от туляремии кур, воробьев и ворон возбудитель туляремии выживает в течение 25-40 дней [9].
Возбудитель рожи свиней сохраняется жизнеспособным в гниющих трупах в течение 3-4 месяцев, в гниющих органах - от 5 до 9 недель, в закопанных гниющих трупах свиней - 280 дней, в мгновенно гниющих трупах мышей - 90 дней [5, 9].
Причиной возникновения болезни Ауе-ски считают грызунов и их трупы, рассеянные на территории ферм. В замороженных паренхиматозных органах крупных животных вирус выживает от 110 до 160 дней, а в высохшем мозге кролика, павшего от болезни Ауе-ски и сохраняемом при температуре 15-20°, вирус остается вирулентным около 200 дней. В трупах грызунов, находившихся в кормах (сене, соломе) вирус болезни Ауески сохранялся в зимне-весенний период 125-175 дней. В гниющих трупах грызунов вирус болезни Ауески погибает быстрее, чем в трупах, в которых процессы гниения не происходят. Так, в трупах мышей вирус сохранял свои патогенные свойства при температуре от 0 до 20°С (в весенний период) 21-36 дней, а при температуре от 4 до 24° (летний период) - 11-18 дней.
Большую опасность в распространении вируса чумы свиней представляют неблагоустроенные скотомогильники, нерациональная уборка трупов и пренебрежительное отношение к карантину. В органах, зарытых в землю, возбудителя чумы свиней не удавалось обнаружить уже через 8 дней [10, 13]. Не меньшую опасность как источник инфекции представляют трупы животных, павших от бешенства. Вирус бешенства, находящийся в продолговатом мозге зарытого трупа собаки, сохраняет вирулентность в течение 14 дней, в гниющем мозге кролика -14-24 дня.
По данным различных авторов, возбудитель сапа в гниющих веществах сохраняет
жизнеспособность и вирулентность в течение 14-24 дней. Зараженный вирусом чумы крупного рогатого скота материал, помещенный в пробирки и зарытый в землю, сохранял инерционность до 7 дней. В мозге костей животных, павших от чумы и зарытых в землю, вирус сохранял жизнеспособность в течение 30 дней
Распространение трихинелл ставится в прямую связь с неблагоустроенностью скотомогильников и продолжительной сохраняемостью в трупах трихинелл.
В работах А. В. Белова (2018), подтверждена эта зависимость, им проведены исследования в регионах, где скотомогильники не отвечали ветеринарно-санитарным требованиям. Скотомогильники граничили с пастбищами, населёнными пунктами и проезжими дорогами. Лабораторные исследования на трихинеллёз мышц от собак. Зарытых в этих скотомогильниках дали положительные результаты на инвазию [4]. Не менее убедительные данные имеются о продолжительной сохранности в трупах животных других возбудителей болезней.
Вот почему проблема обеззараживания и утилизации отходов животноводства представляет не только экономический интерес для определенных ЛПХ и КФХ, но и является, в первую очередь, ветеринарно-санитарной проблемой, имеющей значение эпизоотического фактора для таких территорий, как область, край или республика. В некоторых случаях вопрос обеззараживания трупов животных (сибирская язва, бешенство, сап, трихинеллез и многие другие инфекции и инвазии) имеет и эпидемическое значение. В связи с чем, проблема своевременного обеззараживания трупа и его утилизации в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями, до настоящего времени не теряет своей остроты и актуальности.
Необходимость прекращения строительства новых и ликвидация существующих скотомогильников по мере полного их санирования еще в большей степени выявилась при строительстве крупных гидроэлектростанций и подготовке ложа водохранилищ и каналов, в зону которых попадали и скотомогильники. Эти работы, а также ветеринарно-санитарные и экономические соображения показали совершенную недопустимость.
Существующие скотомогильники необходимо превращать в безопасные в санитар-
ном отношении места обычного пользования. Но каких-либо экспериментальных данных, указывающих на возможность гибели патогенных микроорганизмов в глубоких слоях земли, нет ни в нашей, ни в зарубежной литературе. Многие вопросы, посвященные вопросу выживаемости патогенных микроорганизмов в земле, касались лишь поверхностных слоев почвы на глубине 25-40 см, тогда как инфицированные трупы на скотомогильниках зарывали на глубину 1,5-2 м. Кроме того, на указанных глубинах необходимо было учитывать еще разнородность почвы, резко отличающуюся по своему химическому составу и поэтому оказывающую различное влияние на жизнедеятельность микроорганизмов. Одновременно с этим, не могло быть одинакового ответа и в отношении разных видов микроорганизмов, имеющих разную устойчивость к физическим и химическим воздействиям (факторам) [7, 8].
Опыт показал, что наиболее правильное обеззараживание можно осуществлять в тру-посжигательных печах, а при их отсутствии -в биотермических ямах, но при стойких и особо опасных возбудителях трупы животных без расчленения подлежат сжиганию [7, 8].
Выводы. 1. На территории республики располагаются 205 мест по уничтожению биологических отходов, из них 71 скотомогильник и 134 биотермических ямы, при этом из них всего лишь 6 объектов отвечают требованиям ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. На территории МО «сельсовет Огузерский» и МО «сельсовет Александрийский» Кизлярского района имеется 2 законсервированных в 1980 г. сибиреязвенных захоронения. 2. Скотомогильники (биотермические ямы) в случае критического подъема уровня водных объектов могут подпасть под подтопление: в Хасавюртовском районе - 2 (с. Чагоротар, с. Октябрьское), в Кизилюртов-ском районе - 1 (с. Нечаевка), в Бабаюртов-ском районе - 2 (с. Хаматюрт, с. Тамазатюбе старое), в Кизлярском районе - 6 (с. Б. Задоев-ская, с. Персидское, с. Сангиши, с. Кардоновка, с. Новокохановское, с. Некрасовка), в Тарумов-ском районе - 2 (с. Рассвет, ООО «Бирюзак»), в Ботлихском районе - 1 (кутан Бутуш), все действующие. Итого: 10 в МО и 4 - в животноводческих предприятиях. 3. Основная часть ликвидируемых скотомогильников находятся в горной части Дагестана, что составляет 58
%, в низменной части - 28 % и в предгорной зоне - 14 %. 4. Необходимо уделять особое внимание скотомогильникам в зоне водохранилищ, в том числе Чиркейского, являющегося источником воды для населения и животноводства, птицеводства и рыбоводства. 5. Трупосжигательные печи расположены в предгорной и низменной части республики (в г. Кизляр, Кизлярском районе, Дербенскои районе, с. Рубас, Казбековском районе, в с. Ал-мак, Сулейман-Стальском районе, с. Касум-кент).
Список литературы
1. Абдулмагомедов С. Ш. Инвазированность криптоспоридиями крупного рогатого скота в хозяйствах Кумторкалинского района Республики Дагестан / С. Ш. Абдулмагомедов, В. Ф. Никитин, Н. С. Дудка // Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями. - 2013. -№14. - С. 2-4.
2. Алешня В. В. Изучение влияния отдельных факторов окружающей среды на жизнеспособность сальмонелл в воде для определения её эпидемического потенциала / В. В. Алешня, О.П. Панасовец, П. В. Журавлёв [и др.] // Гигиена и санитария. - 2015. - №7. - С. 4244.
3. Андрюков Б. Г. Молекулярно-генетические механизмы сохранения патогенного потенциала возбудителей природно-очаговых сапронозов / Б. Г. Андрюков, Л. М. Сомова, М. П. Бынина [и др.] // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. - 2019. - №4. - С. 115-126.
4. Белов А. Б. Инновационный подход к решению теоретических вопросов экологоэпи-демиологической концепции сапронозов / А. Б. Белов // Эпидемиология и вакцинопрофи-лактика. - 2018. - №1 (98). - С. 87-93.
5. Бузолева Л. С. Сапрозоонозы: вчера, сегодня, завтра / Л. С. Бузолева // Сибирский научный медицинский журнал. - 2011. - №4. -С. 10-14.
6. Воронин М. С. Эколого-географические особенности листерионосительства в ихтиофауне акватории Иваньковского водохранилища: дисс... канд. вет. наук. 06.02.02. - Покров, 2011.
7. Гунашев Ш. А.Ликвидация скотомогильников и меры по санированию территории в Республике Дагестан / Ш. А. Гунашев, М. Ш. Шапиев, Д. Г. Мусиев [и др.] // Известия Дагестанского ГАУ. - 2022. - № 4 (16). - С. 163-170.
8. Джамбулатов З. М. Мониторинг состояния скотомогильников в разных геоморфологических провинциях Дагестана / З. М. Джамбулатов, Ш. А. Гунашев, Д. Г. Мусиев [и др.] // Проблемы развития АПК региона. - 2022. - № 4 (52). - С. 154-163.
9. Мазепа А. В. Гидробиологические факторы в эпидемиологии туляремии: дисс....канд. мед. наук. 14.00.30. - Иркутск, 2004.
10. Малтугуева М. Х. Научно-практические основы ветеринарно-санитарной экспертизы и оценки продуктов убоя домашних, диких оленей и птиц при некоторых инфекционных заболеваниях на Крайнем Севере: дисс.. д-р
вет. наук, 16.00.08. Якутск, 1999.
11. Субботин А. М. Качество питьевой воды в зависимости от сезона года / С. М. Субботин, М. В. Медведская // Животноводство и ветеринарная медицина. - 2013. - №1. - С. 30-34.
12. Усикова Т. И. Актуальные проблемы профилактики сибирской язвы в современных условиях / Т. И. Усикова // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. - 2020. - №1. - С. 50-54.
13. Чекасина Л. И. Патоморфогенез пасте-реллеза свиней в системе «мать-плацента-плод»: дисс....канд. вет наук. 16.00.02. - Екатеринбург, 2009.
DOI: 10.48612/sbornik-2024-1-53 УДК 619:636.3.033
ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПАРАТА «АМОКСИЦИЛЛИН 150 СУСПЕНЗИЯ» ПРИ СПОНТАННОЙ РАНЕВОЙ ИНФЕКЦИИ У ОВЕЦ
Енгашев Сергей Владимирович1, д-р вет. наук, профессор Савинков Алексей Владимирович2, д-р вет. наук, профессор Садов Константин Михайлович2, д-р вет. наук
1ФГБОУ ВО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии -МВА имени К.И. Скрябина» г. Москва, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО Самарский государственный аграрный университет, г. Самара, Российская Федерация
Цель исследования - изучение эффективности внутримышечного введения препарата для ветеринарного применения «Амоксициллин 150 суспензия» при спонтанной раневой инфекции у овец. Препарат использовали в дозе 1 мл на 10 кг массы животного двукратно с интервалом в 48 часов внутримышечно. Контроль состояния животных производили до начала введения препарата и через 7 суток. Снижение общей температуры тела происходит на 3 день, восстановление аппетита и двигательной активности - на 5 день; подсыхание краев раны, с рубцеванием - через неделю; отмечается снижение лейкоцитарной реакции, перестройка лейкоцитарной формулы, повышение количества эритроцитов, уровня гемоглобина, гематокрит-ной величины и тромбоцитов. На раневой поверхности происходит уменьшение представительства: Staphylococcus arlettae - на 27,2 %; Proteus mirabilis - на 9,1 %; Vagococcus lutrae и E. coli - на 18,2 %.
Ключевые слова: инфекционные раны; видовой состав микрофлоры; антибиотикотера-
пия
STUDYING THE EFFECTIVENESS OF THE DRUG "AMOXICILLIN 150 SUSPENSION" FOR SPONTANEOUS WOUND INFECTION IN SHEEP
Engashev Sergey Vladimirovich1, Dr. Vet. Sci. Savinkov Alexey Vladimirovich2, Dr. Vet. Sci. Sadov Konstantin Mikhailovich2, Dr. Vet. Sci.
1Moscow State Academy of Veterinary Medicine and Biotechnology - MVA named after K.I. Scriabin Moscow, Russian Federation
2 Samara State Agrarian University, Samara, Russian Federation